Стихотворение Бориса Пастернака «Снег идет»

Стихи Бориса Пастернака – неповторимый лирический мир, стремительный поток ярких красок, солнечного света. Любые явления природы, будь то снегопад, весеннее пробуждение, яркое летнее солнце или осенний дождь, под пером автора становится необычным, похожим на живое существо. Пейзаж существует рядом с человеком, лирическим героем стихов. Пастернак очень тонко чувствует окружающий его мир, умеет видеть то, что неподвластно взгляду обычного человека.

Стихотворение «Снег идет» написано в 1957 году. Мы можем разделить его на две большие части: пейзажную зарисовку и философские размышления автора о смысле жизни, ее быстротечности. Название определяет тему стихотворения. Но эти слова выполняют и роль динамичного повтора. С помощью такого приема читатель может представить себе, как на землю падают тяжелые хлопья снега. Повтор играет особую роль и в ритмической организации стиха. Хорей, основной размер стихотворения, нарушается спондеем – утяжеленной стопой, где рядом стоят два ударных слога. Строки «Снег идет, снег идет» как бы выделяются из общей картины стихотворения, привлекают наше внимание.

В первой части нельзя не заметить и необычные метафоры – олицетворения:

К белым звездочкам в буране

Тянутся цветы герани

За оконный переплет.

Нет, природа не умирает зимой, она лишь засыпает. И милые комнатные растения напоминают нам об этом. Повторяющиеся глаголы передают динамику полета, снежной вьюги. В этих строках можно встретить и антитезу: белый снег и «черной лестницы ступени». Низкое зимнее небо как будто падает на землю, но посмотрите, какое олицетворение-сравнение мы встречаем у Пастернака:

Словно падают не хлопья,

А в заплатанном салопе

Сходит наземь небосвод.

Словно с видом чудака

С верхней лестничной площадки,

Крадучись, играя в прятки,

Сходить небо с чердака.

Вторая часть стихотворения – размышления лирического героя о смысле жизни, ее быстротечности, конечности. Дни нашей жизни пролетают так же быстро, как пушистые снежинки за окном.

Основная мысль подчеркнута риторическими вопросами:

Или с той же быстротой,

Может быть, проходит время?

Может быть, за годом год

Следуют, как снег идет,

Или как слова в поэме?

И я думаю, что лирический герой, наблюдая за снегопадом, сожалеет о прожитой жизни, промелькнувшей, как пушистые снежинки за окном. Возможно, в ней не все удалось и сложилось так, как он хотел.

Последняя строфа перекликается и с первой, и со второй частью стихотворения. Повторяющиеся слова наполняются новым смыслом. «Перекрестка поворот» — это поворот судьбы, то, что ждет нас завтра. А «убеленный пешеход» — это не просто человек, покрытый снежными хлопьями. Это убеленный сединами, проживший жизнь одинокий странник. Что же ждет его за этим поворотом, какое испытание приготовила судьба – об этом размышляет лирический герой.

В стихах Б. Пастернака большое значение играет фонетическая организация стиха. Для более яркой передачи пейзажа поэт использует разную аллитерацию. Если внимательно перечитать первую строфу, можно отметить повторение согласного «р». Такое фонетическое оформление помогает читателю представить снежную вьюгу. В первых строках второй строфы и третьей строфе аллитерация создается с помощью свистящего согласного «с», который будто бы передает полет снежинок по зимнему городу. И такое чередование аллитерации характерно для всего стихотворения.

Рифма в строфах тоже неодинакова. Если в первой, третьей и пятой строфе рифма кольцевая, то во торой и четвертой – перекрестная.

В четных строфах мужские (с ударным окончанием) и женские (с безударным) рифмы чередуются, причем строфа начинается с женской рифмы, то в нечетных мужские рифмы как бы опоясывают строфу, подчеркивая кольцевую рифмовку. Неодинаково и количество строк в строфе. Если первые пять строф представляют собой традиционные четверостишия, то пята и седьмая – уже пятистишие, а шестая – трехстишие. С нарушением количества строк в строфе меняется и рифма: мы можем наблюдать как кольцевую, так и перекрестную рифмовку.

Фонетическое и ритмическое оформление стихотворения делают стиль поэта неповторимым, индивидуальным.

Я думаю, что если перечитаю это стихотворение спустя какое-то время, у меня могут возникнуть и иные ассоциации. Этим мне и нравится лирика Пастернака, своей необычностью. У него учились и учатся многие поэты и писатели, а строки из его стихотворений становятся названиями для новых романов и пьес. Борис Пастернак – один из выдающихся поэтов, которыми Россия может гордиться.

«Июль», анализ стихотворения Пастернака

Стихотворение «Июль», относящееся к пейзажной лирике, было написано Борисом Пастернаком в 1956 году во время летнего отдыха в Переделкино. Оно ярко отражает характерную для позднего этапа творчества поэта направленность поэзии на восприятие и осмысление мира природы и мира человека как одного неразрывного целого.

Тема стихотворения совпадает с его названием: Пастернак красочно и образно, очень любовно описывает месяц, знаменующий середину лета. Основная идея заключается в показе красоты июля, искреннем восхищении поэта легкостью и свежестью этого летнего месяца.

Композиционно состоящее из семи строф-четверостиший стихотворение имеет две части. Первая часть, включающая четыре катрена, по своей структуре и содержанию близка к такому роду фольклорного творчества, как загадка. Введение не называющих прямо объект существительных – привиденье, домовой, призрак, двойник – создает атмосферу таинственности, заставляющую гадать: кто же этот загадочный персонаж? Насыщенность глаголами действия при отсутствии прилагательных и местоимений подчеркивает динамичность образа этого пришельца: болтается, крадется, срывает, вбегает, взвивается.

Во второй части стихотворения поэт называет имя гостя – июль. Ведущим изобразительным и поэтическим средством в создании образа июля выступают развернутые олицетворения – именно они позволяют одухотворить летний месяц, создать его «очеловеченный» образ. Поэт называет июль и домовым, и баловником-невежей, и растрепой, и дачником-отпускником. «Очеловеченность» июля усиливается употреблением просторечных слов (одёжа, обтерши) и нарочито разговорной лексики (таскающий, растрепа).

У весельчака-июля человеческий характер: он «везде болтается некстати», громко разговаривает, «мешается во все дела». Разнообразие ипостасей «приезжего жильца» передает всю гамму впечатлений, которые вызывает проказник у поэта. Автор с удовольствием уступает пространство – «целый дом» — своему гостю, подвижному и непредсказуемому озорнику-июлю, с легкостью нарушающему общепринятые скучные правила.

Стихотворение отличают выразительные и яркие зрительные образы («вбегает в вихре сквозняка», «взвивается до потолка»), подкрепляемые слуховыми («все громко говорящий вслух») образами.

«Июль» написан классическим размером – четырехстопным ямбом, придающим мелодичность стихотворению. Поэт использовал для написания перекрестную рифмовку. Неточные рифмы (одёже — вхожий, невежа — приезжий, привиденье – тени) соседствуют с необычными (растрепа — укропа, роздых – воздух, некстати – кровати), создавая удивительно легкое и озорное настроение.

Среди изобразительных средств, создающих яркий и точный образ июля, главную роль играют олицетворения (домовой, дачник-отпускник). Поэт также вводит в стихотворение точные эпитеты (июльский воздух луговой, недолгий роздых, целый дом, степной нечесаный растрепа) и сравнение («и с занавеской, как с танцоршей»).

Щедро награжденный «вечным детством», Пастернак мастерски «видит» и чувствует поэзию в привычных природных явлениях, виртуозно «оживляя» июль.

Анализ стихотворения Пастернака «Снег идет»

«Февраль. Достать чернил и плакать. », «Зима», «Зимнее небо», «Метель», «Первый снег», «После вьюги»… Этот ряд можно продолжать ещё и ещё. Все стихотворения принадлежат замечательному поэту, лауреату Нобелевской премии Борису Леонидовичу Пастернаку. Объединяет их тема зимы. Почему зима? Я думаю, автор любил это время года, оно было сродни его характеру, его судьбе.

М. Цветаева писала о Пастернаке: «Его грудь заполнена природой до предела… Кажется, с первым вздохом он вдохнул, втянул её всю – и вдруг захлебнулся ею и всю последующую

Большинство поздних стихов Бориса Леонидовича на тему природы посвящено зиме. Стихотворение «Снег идёт» – одно из них. Оно было написано в тысяча девятьсот пятьдесят седьмом году и входит в сборник, который называется «Когда разгуляется».

О чем это лирическое произведение?

Я думаю, оно о быстротечности человеческой жизни:

Может быть, за годом год

Следуют, как снег идет

Или как слова в поэме?

«Снег идет» – так называется стихотворение, с этих слов оно и начинается:

Снег идет, снег идет…

Эта фраза рефреном

«Белые звездочки», «цветы герани», «оконный переплет», «черной лестницы ступени», «перекрестка поворот», «небосвод» – все попадает в поле зрения сквозь падающий снег. Постепенно снегопад усиливается: «белые звездочки» превращаются в хлопья, а в шестой строфе – «снег идет густой-густой».

Все сливается в единое целое, создается иллюзия движения, круговорота. Лирический герой становится неотъемлемой частью этого волшебного, завораживающего, сказочного действа. И мы, сами того не подозревая, погружаемся в этот мир и, подхваченные снежинками, оказываемся в круговороте.

Ощущение движения в стихотворении создается благодаря использованию глаголов настоящего времени («тянутся», «пускаются», «сходит», «проходит»). Особую роль играет глагол «идет», который употребляется в тексте десять раз.

Интерес вызывает лексико-стилистический строй лирического произведения, который разнообразен. Анафора «снег идет» придает стихотворной речи более плавное, напевное звучание. Параллелизм строчек «снег идет» – «жизнь не ждет» подчеркивает идейный замысел стиха.

Книжная лексика «стопами», «в смятеньи», «наземь», «салоп», «ступени» гармонично соседствует с общеупотребительной «прятки», «поворот», «лестничная площадка» и помогают нарисовать волшебную картину зимнего дня. Сказочность придают и сравнения: «…словно…в заплатанном салопе», «словно с видом чудака».

Переживания, чувства лирического героя отражает не только речевой строй, но и звуковая организация стиха. Например, в нем рифмуются как оканчивающиеся строки, так и любые слова внутри «густой» – «той же», «идет» – «поворот». Это одна из особенностей пастернаковского стиха. Характерно также своеобразное звуковое уподобление слов, находящихся рядом. Чередующиеся опоясывающая и перекрестная рифмы придают особое звучание.

Особую роль в этом стихотворении играет лирический герой. Он глубоко чувствует, но не увлекается своими чувствами и переживаниями. Видя окружающую его красоту, мы тоже постигаем смысл мироздания, в этом я и вижу прелесть стихов Б.Л. Пастернака.

Время и пространство в стихотворении Б.Л. Пастернака «Снег идёт»

К рассмотрению художественного произведения можно подойти с разных сторон. Цель этой работы — не анализ стихотворения “от первого слова до последнего” (Ю.Лотман) и не методические рекомендации по работе над художественным текстом. Одна из форм творческой работы учащихся на уроках литературы — самостоятельное постижение художественного произведения.

В 11-м классе после обзорного изучения лирики Б.Л. Пастернака я предложила ученикам письменную работу «Время и пространство в стихотворении Пастернака “Снег идёт”». Большинство ребят с заданием справились, проявив умение внимательно вчитываться в художественный текст, выделять в нём главное. Любое литературное произведение несёт сведения о художественном пространстве, организованном особым образом, и временных связях. “Основой художественного мира является хронотоп, координаты которого — время и место — часто указываются в названии произведений. Это могут быть циклические координаты, в частности, название времени года. Также в заглавии могут быть обозначены и «точки» на временной оси, и целые «отрезки». Автор, фокусируя внимание читателя на определённом временном промежутке, стремится передать и суть бытия. ” (Ламзина А.В. Заглавие // Введение в литературоведение). В данном стихотворении акцент сделан на пространственной и временной интерпретации. Произведение продолжает лирическую традицию русской поэзии, и прежде всего на память приходят «Бесы» А.С. Пушкина. Подробно говорить об этом не имеет смысла, поэтому отметим основные параллели: как и в стихотворении Пушкина, у Пастернака “всё в смятеньи”; движение круговое — через синтаксис; пространство “метельно”, “вьюжно”, непроницаемо для зрения; один стихотворный размер — четырёхстопный хорей; заблудиться в пространстве — значит заблудиться и во времени. По замечанию В.С. Франка, “у каждого поэта есть свой элемент: снежная вьюга — у Блока, земля — у Есенина. Родной элемент Пастернака — текущая вода. ” Вода как воплощение однообразного могучего движения, вода в форме атмосферных осадков: дождь — это живая вода, снег — вода мёртвая. В последнем сборнике Пастернака «Когда разгуляется. » снег окончательно завладевает территорией.

С первой же строфы стихотворения «Снег идёт» пространство расширяется по вертикали и по горизонтали.

К белым звёздочкам в буране
Тянутся цветы герани
За оконный переплёт.

Всё живое устремлено вверх — к бесконечности, где “всё пускается в полёт”, и поэтому нельзя ограничить это движение ни пространственными, ни временными преградами.

Можно ли определить время в стихотворении? Кажется, это совсем просто: время года, бесспорно, зима. Но вместе со снегом происходит движение времени: “Может быть, проходит время? // Может быть, за годом год // Следует, как снег идёт. ” В то же время есть в стихотворении указания на реальные праздники (святки, Новый год), что делает ритмичность, периодичность времени не абстрактным, а близким и родным человеку. Прежде всего цикличность времени прослеживается через рефрен “снег идёт”. Кроме этого, все глаголы в стихотворении — в форме настоящего времени, здесь соблюдается формально-грамматический принцип повествовательности. Может показаться, что автор “схватил” момент настоящего. Особенно это заметно в первом катрене. Но основное событие — снегопад — растягивается во времени. Так создаётся впечатление, что событие уже совершилось: оно относится и к прошлому, и к будущему. “Святки”, “промежуток краткий”, “Новый год” — всё это в одной строфе. Действительно, “есть только миг между прошлым и будущим — // Именно он называется жизнь”. Вечность сочетается с мимолётностью, и создаётся ощущение гармонии.

Пространство в стихотворении циклично расширяется. Всё как будто выходит за пределы и стремится к какой-то одной точке, всё земное пытается обрести максимальную свободу, “чёрной лестницы ступени” ведут вверх, а небо, наоборот, спускается на землю. В каждой строфе как бы два разнонаправленных движения: и вниз, и вверх, и по вертикали, и по горизонтали.

В самом названии стихотворения содержится указание на мотив движения: “снег идёт”. Время и пространство соединены в одно целое: во-первых, “снег идёт” — снегопад — вертикальное пространство, антитеза: небо–земля (или их соединение?). Кроме этого, в названии стихотворения есть указание на то, что события происходят в настоящее время, и на то, что этот процесс непрерывен (“идёт”). И это становится символом времени, которое нельзя остановить ни на мгновение. Его не замечаешь в данный момент, но, оглянувшись в прошлое, задумываешься о быстротечности времени. Итак, в центре стихотворения — движение, вечное и непрерывное, и “снег” становится символом перемен, быстротечности времени, цикличности жизни. Это стихотворение-“карусель”. “Снег” стирает пространственные и временные границы: “Снег идёт, и всё в смятеньи, // Всё пускается в полёт. ” За счёт такого бурного движения пространство заполняется и становится густым, почти материализуется: “Снег идёт, густой-густой”. Но эта “густота” в то же время размывает видимые, чёткие очертания предметов, вследствие чего пространство становится неопределённым, иллюзорным. Небо сливается с землёй (“Сходит наземь небосвод”) через снегопад, и происходит встречное движение. Вот что об этом пишут учащиеся (привожу фрагменты их работ).

“Снег переворачивает всё с ног на голову, вносит в жизнь беспорядок и хаос. Но в то же время он является объединяющей силой земли и неба, «горизонтали» и «вертикали».

А в заплатанном салопе
Сходит наземь небосвод.

А пространство в стихотворении бесконечное. Это и ширь небосвода, и звёзды в буране, и перекрёстка поворот. Неопределённость — и в движении пространства: оно то сужается до размеров лестничной площадки, то расширяется до небосвода. И эта бесконечность пространства не только даёт ощущение свободы, но и будет существовать вечно, значит, и времени определённого нет и не будет. Время и пространство органично связаны, неразрывны. Человека «закруживает» жизнь” (Олеся С.).

“Пастернак изображает движение, вечное и непрерывное. «Снег идёт, снег идёт» — рефрен стихотворения. Так же идёт жизнь, идёт время. Автор подводит читателя к восприятию мира как части космоса, глобальной системы.

Границы реального мира стираются. Пространство безграничное, необъятное. Но в то же время поэту дороги мелкие детали земной жизни; цветы герани, лестницы ступени. И жизнь человека в этом необычном пространстве и глобальна, и значима — на уровне вселенной, и «опущена» до бытового уровня. Жизнь эта органично вписывается и в скоротечное время: «В ногу с ним, стопами теми, // В том же темпе, с ленью той // Или с той же быстротой, // Может быть, проходит время?» Время у Пастернака тоже космическое, как и пространство, и тоже «перемалывает» мелкие, бытовые события” (Женя Г.).

Во второй части стихотворения движение в пространстве отступает на второй план, важнейшими становятся философские мысли о времени. Над снегопадом лирический герой избавляется от “смятенья”, получает возможность посмотреть на обыденные вещи иными глазами. Поэтому-то, оторвавшись от суеты, от всего земного, он приходит к мысли о том, что всё в мире, в природе относительно, что скорость времени можно чувствовать по-разному: для одних оно летит, для других неторопливо тянется. Для “убелённого пешехода” это “смятенье”, снегопад; круговорот, сиюминутное восприятие мира, жизни, а для лирического героя время иное.

Потому что жизнь не ждёт.
Не оглянешься — и святки.
Только промежуток краткий,
Смотришь, там и Новый год.

Время скоротечно и необратимо. Важно, чтобы жизнь человека органически вписалась в это время, “успела” за ним: “В ногу с ним, стопами теми. ”

Интересно объяснила это одна из учениц: “На лирического героя похожи цветы герани, которые тянутся «к белым звёздочкам», пытаясь преодолеть «буран» и выйти «за оконный переплёт». Таким препятствием для героя становится «перекрёстка поворот». Когда вокруг «смятенье» и «всё пускается в полёт», трудно выбрать нужное направление, находясь на перекрёстке. И только поднявшись над землёй вместе с бураном, закружившись в снегопаде, лирический герой смог иначе взглянуть на время, чего было не дано «убелённому пешеходу»” (Оля К.).

В этом стихотворении прослеживается одна из характерных черт поэтики Пастернака — умение одновременно видеть жизнь в подробностях и схватывать общий план, смешение быта и бытия, сочетание мелкого, конкретного и бесконечного (в пространстве), сиюминутного и вечного (во времени).

К белым звёздочкам в буране
Тянутся цветы герани.

А в заплатанном салопе
Сходит небо с чердака.

Обыденное, каждодневное имеет для автора значение вечного, общечеловеческого. По замечанию одной ученицы, “автор создаёт картину мироздания, через простые, обыденные явления выходит во вселенную, через предчувствие Нового года говорит о вечности. Небольшое событие — снег идёт — становится очень важным. Это наша жизнь” (Лида П.).

И ещё фрагмент ученической работы.

“Ход времени в стихотворении неумолим. Его нельзя ограничить ни настоящим, ни прошлым, ни будущим. Здесь какое-то особое свойство времени.

В том же темпе, с ленью той
Или с той же быстротой,
Может быть, проходит время?

Этот риторический вопрос даёт возможность каждому ответить на него по-своему” (Саша Б.).

Итак, “снег идёт, и в ногу с ним. проходит время”. Так вечно падающий снег связывает небо и землю, миг и вечность, так неразрывно соединяются время и пространство, становятся гармоничным целым: “. всё в смятеньи”, “всё пускается в полёт”.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: