Стихотворение Б

Борис Леонидович Пастернак жил и творил в очень трудное для России время. Крушились старые каноны, жестко менялась прежняя жизнь, ломались люди и судьбы. Возможно, именно это тревожное время заставляло людей брать в руки бумагу, садиться за стол и пытаться в своих стихах находить ответы на вопросы, искать смысл жизни…

Б.Л. Пастернак — прекрасный поэт с тонкой душой и своеобразным видением мира. Его творчество занимает особое место в истории русской литературы.

Стихотворение «Никого не будет в доме…» написано в 1931 году. Оно начинается такими строками:

Никого не будет в доме,

Кроме сумерек. Один

Зимний день в сквозном проеме

С первых же строк читатель оказывается в особой атмосфере, созданной автором, в атмосфере тишины и покоя зимнего дня. Стоит заметить, что практически все произведения Пастернака трудно читать. Это стихотворение не исключение. Очень хочется поделить предложения по-своему, не обращая внимания на знаки препинания, поставленные автором. Но это только после первого, поверхностного, прочтения. Что же мы видим, прочитав стихотворение так, как задумал это автор? Всего четыре строчки, но перед нами возникает четко вырисованная картина!

Только белых мокрых комьев

Быстрый промельк маховой.

Только крыши, снег и, кроме

Крыш и снега, — никого.

Не нужно четкое и подробное описание зимы со всевозможными нюансами. Это ни к чему. Несколькими точными штрихами автор передает читателям ощущение зимнего снегопада. Мы тут же видим перед своими глазами падение «белых мокрых комьев».

Очень интересно то, что у Пастернака природа и вообще окружающий его мир наделяется свойствами, равноправными с поэтом, перестает быть пассивным объектом описания. До Пастернака состояние природы описывалось через состояние человека. У него же природа – без человека, самобытна. И вот уже не мы смотрим в зимнее окно, а само окно глядит на нас со своими «крышами и снегом»:

И опять кольнут доныне

И окно по крестовине

Сдавит голод дровяной.

Хотелось бы отметить, что одной из отличительных черт поэзии Пастернака является особая метафоричность его стихотворений. Метафора у него и сама по себе необычна, и выполняет необычную роль. Описываемые поэтом природа и окружающие вещи словно испытывают те же чувства, что и лирический герой. Ощущения человека передаются не путем прямого описания его чувств. Пастернак сопоставляет их с природой с помощью метафор. Возможно, таким образом поэт хотел показать единство мира, собрать разрозненные детали и показать их взаимопроникновение. Предметы и явления у Пастернака переплетаются между собой, временами даже срастаясь.

Несмотря на то, что повествование в стихотворении ведется от первого лица, лирический герой как таковой отсутствует. Его образ невыделен, неясен. Он воспринимается не как отдельная личность, а как тот, чьими глазами мы видим эту чудесную картину зимнего дня. Невыделенность лирического героя, его растворенность в окружающем мире создается в поэзии Пастернака не только с помощью метафоры, но и с помощью звуковой организации стиха.

Звуковой строй стихотворения также показывает единство поэта и вселенной, целостность бытия – единство внешнего мира и лирического героя, его гармонию с самим собой и окружающим миром…

В следующих строках мы встречаем яркие примеры ассонанса и аллитерации:

Только белых мокрых комьев

Быстрый промельк маховой.

Повторение сонорных «м», «р», «л», согласных «б» и «х» и гласных «е» и «о» создает ощущение монотонности. Кажется, будто мы слышим неспешное шорох падения больших хлопьев снега и видим их девственную белизну… Цветопись стиха также красноречива, основной цвет здесь, конечно же, «белый»…

Стихотворение написано четырехстопным хореем, с перекрестной рифмой.

Композиционно произведение можно разделить на две части. Первая – чисто описательная, статичная… В ней дается общая картина, атмосфера зимнего дня, тишины, одиночества. Вторая же часть разрушает состояние уединенности и умиротворения:

Но нежданно по портьере

Пробежит вторженья дрожь.

Тишину шагами меря,

Ты, как будущность, войдешь.

Появляется лирическая героиня, та, которую и ждал герой стихотворения, предвкушением которой и дышала вся зимняя идиллия… Она входит, «как будущность», олицетворяя собой все светлое, прекрасное и естественное:

Ты появишься у двери

В чем-то белом, без причуд,

В чем-то впрямь из тех материй,

Из которых хлопья шьют.

Каким трепетом, нежным чувством проникнуты эти строки! Перед глазами невольно возникает неземной и воздушный образ девушки, подобной легким хлопьям снега за окном… И долго еще после прочтения стихотворения в памяти остается эта картина, наполняя душу покоем, умиротворением и сладостным ожиданием чуда.

Данное произведение получило свою вторую жизнь в качестве песни, исполненной в фильме «Ирония судьбы или с легким паром». Разве это не величайшее признание поэта, когда его произведения ложатся на музыку.

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Анализ стихотворения Пастернака «Быть знаменитым некрасиво»

Борис Пастернак – поэт с философским мышлением, вдумчивый художник, очень заинтересованно смотрящий в жизнь, которая его окружает. Ум поэта пытается проникнуть в самую суть предметов и вещей, разобраться и понять их, а так же рассказать всему миру о своих открытиях.

Писатель очень скупо использует художественные средства, присущие его языковому арсеналу, но это совершенно не сушит его стихи, а только подчеркивает художественное мастерство. Стихотворение “Быть знаменитым некрасиво” было написано в период последнего творчества признанного

А ведь действительно, любовь человека очень мимолетна, непостоянна, несправедлива и, зачастую, подвергается законам моды. Но поэт возвышен над толпой. Он стремится творить для людей, но не прислушивается к их восторженным возгласам.

Искусство Пастернака сродни небожителям, дарящим людям блага, и не требующим ничего взамен, а к славе он относится как к суете мирской. Он радуется своему творчеству. Оно является его стихией и способом существования. Поэт живет наполнением мира красотой, он просто не может не сочинять

И только когда душа человека открыта для людей, когда она жива, рождается настоящий шедевр искусства. Если художник начинает беречь себя, экономить свои силы, то начинает заканчиваться творчество, а оставшееся мастерство не будет приносить новых плодов.

Особую выразительность речи, при небольшом объеме слов, приносят фразеологизмы “Не видать ни зги” и “Быть притчей на устах у всех”, которые Борис Пастернак употребляет в стихотворении.

Прочитав несколько четверостиший стихотворения Бориса Леонидовича, позволяет взглянуть на творчество новым взглядом. Это не является способом добывания денег или работой – это больше образ жизни, от которого поэт уже не может отказаться, пока он жив.

Б. Пастернак «Никого не будет в доме»

Анализ стихотворения Б. Пастернак «Никого не будет в доме»

Стихотворение написано в 1931 году. Тема: пейзажно-любовная лирика. Лирический герой описывает зимний вечер. Автор сопоставляет пейзаж с внутренним миром героя. Стихотворение пронизывает мотив одиночества, который выражен в природе пустотой за окном. Пейзаж скучен и однообразен: «Только крыши, снег, кроме крыш и снега, — никого». Также окно это символ внутреннего мира героя, в котором в данный момент царят зима и одиночество. Несмотря на это, он открыт для внешнего. Лирического героя одолевают воспоминания о прошлом, с которым он никак не может расстаться, и снова и снова он прокручивает это в своей голове. Они причиняют ему боль, он поступил неверно, неправильно и не может себе этого простить, неустанно укоряет себя: «И опять кольнут доныне неотпущенной виной…». И вот, совершенно неожиданно мир лирического героя начинает меняться. Появляется она, и убирает грани между мирами. Она приходит внезапно, все замирает в ее присутствие, затихает. Лирический герой называет ее будущностью, такой таинственной и неразгаданной, без которой ничего впереди не будет. Он говорит «ты появишься», т. е. возникнешь из ниоткуда. «Без причуд» — при всем этом она очень простая. «Из которых хлопья шьют» — легкая, невесомая. Пастернак акцентирует наше внимание на белой цветовой гамме. Белый цвет – символ чистоты, божественного начала. Когда она появляется, за окном идет снег. Т. е. с ее приходом мир становится намного чище. И уже появляется надежда забыть старое и начать все заново.

«Никого не будет в доме…» Б. Пастернак

«Никого не будет в доме…» Борис Пастернак

Никого не будет в доме,
Кроме сумерек. Один
Зимний день в сквозном проёме
Незадёрнутых гардин.

Только белых мокрых комьев
Быстрый промельк моховой,
Только крыши, снег, и, кроме
Крыш и снега, никого.

И опять зачертит иней,
И опять завертит мной
Прошлогоднее унынье
И дела зимы иной.

И опять кольнут доныне
Неотпущенной виной,
И окно по крестовине
Сдавит голод дровяной.

Но нежданно по портьере
Пробежит сомненья дрожь, —
Тишину шагами меря.
Ты, как будущность, войдёшь.

Ты появишься из двери
В чём-то белом, без причуд,
В чём-то, впрямь из тех материй,
Из которых хлопья шьют.

Анализ стихотворения Пастернака «Никого не будет в доме…»

Большинство поэтов в своих произведениях стремятся передать то, что ощущают в момент их написания. Поэтому неудивительно, что у признанных мастеров лирики нередко встречаются стихи философского или же политического содержания, а поэты с четко выраженной гражданской позицией нередко пишут о любви. Борис Пастернак в этом отношении не является исключением, и его авторству принадлежат стихи самой разнообразной тематики.

Сам поэт никогда не считал себя человеком, который способен изящно передавать словами чувства, и искренне мечтал о том, что когда-нибудь сможет этому научиться. Однако именно по стихам Бориса Пастернака можно отслеживать наиболее значимые события его личной жизни. Примером такого произведения является стихотворение «Никого не будет в доме…», которое поэт посвятил своей второй супруге Зинаиде Нейгауз.

Роман Пастернака и Нейгауз был окутан сплетнями и домыслами. Однако ни для кого не было секретом, что поэт фактически увел свою будущую супругу у лучшего друга. К тому моменту у Пастернака уже была семья, да и сама Зинаида Нейгауз без малого 10 лет состояла в законном браке. Однако это не помешало разорвать отношения со своими «половинками». О самом начале этого необычного романа и повествует стихотворение «Никого не будет в доме…», созданное в 1931 году. Начинается оно с того, что автор, любуясь зимним вечером «в сквозном проеме незадернутых гардин», вспоминает о том, как разрушил свою первую семью. Автор испытывает острое чувство вины, и на него находит «прошлогоднее унынье и дела зимы иной», когда он расстался с первой супругой Евгенией Лурье. Пастернак сомневается, что поступил правильно и благоразумно. Ведь на одной чаше весов оказалась семья и ребенок, а на другой – чувства, которые далеко не всегда являются залогом личного счастья. Однако его сомнения развеивает та, которой он отдал свое сердце. «Тишину шагами меря, ты, как будущность, войдешь», — именно так описывает поэт появление Зинаиды Нейгауз не только в квартире с покрытыми инеем окнами, но и в его жизни. Рассказывая о наряде избранницы, Пастернак отмечает, что он такой же белый, как и хлопья снега за окном, тем самым подчеркивая чистоту чувств этой женщины и бескорыстность ее поступков. Образ Зинаиды Нейгауз окутан романтическим ореолом, но вместе с тем поэт изображает ее обычным земным человеком, который умеет любить и дарить счастье тому, кто предначертан ей судьбой.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector