Стихотворение А

В своих сочинениях Пушкин постоянно размышлял о предназначении поэта и природе поэтического творения. Через все его творчество прошла мысль о важной роли поэзии в человеческой жизни («К другу стихотворцу», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Пророк», «Поэт», «Поэт и толпа», «Поэту»).
Поэзия понималась Пушкиным как главное условие духовного самоутверждения. Творчество великого русского поэта – постоянная работа над собой, недовольство собой, движение вперед. Пушкин считал себя поэтом и видел в этом труде смысл всей своей жизни.
Он был убежден, что поэт, живущий в определенное время, преломляет в своем творчестве качества этого времени. История принадлежит поэту, творец всегда над сегодняшним моментом и объективно видит все происходящее. Пушкин не сомневался в своем даре.

В августе 1836 года он пишет стихотворение, в котором наиболее полно раскрывает свое отношение к роли поэта в истории. Это стихотворение – «Памятник».

Эпиграфом к стихотворению взята строчка из оды Горация «К Мельпомене» — Exegi monumentum («Я воздвиг памятник»). Эта ода была переведена Ломоносовым, ей подражал Державин в своем стихотворении «Памятник». Она же оказала сильное влияние на пушкинское стихотворение.

В основе произведения лежит метафора уподобления поэзии памятнику. Именно эту метафору и заимствовали у Горация Пушкин и Державин. Подводя итог своему творчеству, поэт говорит о том, что его «памятник нерукотворный», его поэзия останется и после его смерти: «к нему не зарастет народная тропа». И творец останется жить в своих творениях:

Нет, весь я не умру – душа в заветной лире

Мой прах переживет и тленья убежит –

И славен буду я, доколь в подлунном мире

Жив будет хоть один пиит.

Пушкин называет свою поэзию «выше…главою непокорной / Александрийского столпа». Александрийский столп – Александровская колонна, памятник Александру I в Петербурге на Дворцовой площади. Известен такой факт из жизни поэта: Пушкин уехал из Петербурга за 5 дней до открытия Александровской колонны, чтоб не присутствовать при церемонии вместе с камер-юнкерами, «моими товарищами». Причина была, конечно, глубже – Пушкин не желал участвовать в прославлении Александра I.
Поэзия, по мнению Александра Сергеевича, более значима, чем любая власть на земле. И все народы «Руси великой» назовут Пушкина свои поэтом. Спустя почти два века после написания этого стихотворения можно с уверенностью сказать, что эта мысль была пророческой.

Четвертая строфа является центральной в смысловом отношении. В ней автор называет самые важные особенности своего творчества. Это своеобразная исповедь поэта о его устремлениях, о задачах, которые он ставил перед своей поэзией:

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я Свободу

И милость к падшим призывал.

В первоначальной редакции эта строфа читалась так:

И долго буду тем любезен я народу,

Что звуки новые для песен я обрел,

Что вслед Радищеву восславил я Свободу

И милосердие воспел.

Появление Радищева в первом варианте неслучайно. Пушкин имеет право сказать, что он защищал свободу всю свою жизнь, потому что он много пострадал за свою любовь к правде, за смелость говорить о том, о чем говорить было невозможно: об избавлении от тирании царя.

Последняя строфа представляет собой обращение к музе. И в ней повторяется тема, развитая в стихотворении «Пророк», – тема божественного происхождения поэтического дара. Муза должна быть послушна не хвале и клевете, не тщеславию («не требуя венца»), но «веленью божию».

В стихотворении пять строф. Оно написано разностопным пиррихированным ямбом. Рифма перекрестная, с чередованием мужских и женских окончаний.

Лексика произведения преимущественно высокая, книжная («главою», «вознесся», «тленья», «восславил», «падшим», «дикой»), но есть и нейтральная («памятник», «народная», «чувства»).

Метафоры, использованные Пушкиным в стихотворении, чрезвычайно богаты. Именно поэтому они стали общеизвестными ( «памятник нерукотворный», «народная тропа», «тленья убежит», « чувства…лирой пробуждал», «не требуя венца»). Поэт использует также эпитеты («жестокий век», «заветной лире»), перифразы («язык», «подлунном мире»), олицетворения («обиды не страшась», «приемли равнодушно»).

Пушкин предвидел бессмертие своей поэзии. Сегодня нельзя встретить ни одного человека, который бы не знал Пушкина. Это ли не мечта любого поэта: обрести вечную жизнь в сердцах людей?

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Пушкин А.С. / Разное / Стихотворение А. С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный. » (восприятие, истолкование, оценка).

Смотрите также по разным произведениям Пушкина:

Средства художественной изобразительности

Литературные средства художественной изобразительности разнообразны и многочисленны. Многие из них основаны на особенных приемах употребления слов в произведении. Контраст, сравнение и метафора являются одним из основных средств художественной изобразительности.

Сравнение, контраст и метафора

Для того, чтобы узнать о назначении этих распространенных средств художественной изобразительности, необходимо рассмотреть их по отдельности. Сравнение зачастую рассматривается как синтаксическая форма выражения метафоры, особенно в тех случаях, когда метафора соединена с выражаемым ею предметом связкой «будто», «как» и «словно».

В широком смысле, сравнение – это сопоставление изображаемого явления или предмета с иным предметов по общему признаку. Часто сравнения и метафоры путают между собой, в основном это происходит по причине того, что оно синтаксически может быть сжато в метафору.

Литературной целью сравнения считается выделение какого-либо важного в художественном отношении объекта сравнения. Сравнения используются, как и в прозе, так и в поэзии.

Контрастом называется противопоставление в литературном произведении. Использование контраста многообразно – контраст может быть между образами и словами, между персонажами и композиционными элементами. Главным назначением такого выразительного приема, как контраста, является способ оказать эмоциональное воздействие на читателя.

По этой причине контраст считают одним из наиболее действенных приемов в достижении определенного впечатления на читателя. Именно контраст создает запоминающийся и яркий образ в художественном произведении.

Метафорой принято называть переносное значение слово, которое основано на употреблении одного явления или предмета по сходству или наоборот – по контрасту. Чаще всего метафора – это скрытое сравнение, и в самом сходстве или контрасте между предметами слова «как» или «словно» отсутствуют, но именно их автор и подразумевает.

Яркий пример метафоры А. С. Пушкина:

Пчела за данью полевой

Летит из кельи восковой.

Эмоциональную выразительность поэтической речи придает именно метафора. Но и метафоры бывают разных видов. Есть стертая или лексическая метафора, в которой полностью отсутствует прямое значение. Простая метафора означает сближение предметов по одному общему признаку, а реализованная метафора — это буквальное значение слов, которые составляют метафору.

И последний вид метафоры – это развернутая. В данном случае подразумевается, что метафорический образ распространен либо на несколько фраз, либо на все произведение. Ярким примером является стихотворение Пушкина «Телега жизни».

Лирический герой и автор произведения

Центральным персонажем художественного произведения принято считать лирического героя. Вокруг лирического героя строится сюжет произведения, и на примере его личности раскрывается главная тема и идея автора. Понятие литературного героя тесно связано с самой личностью автора произведения.

Почему именно с личностью автора? Потому что в большинстве случаев автор воплощает опыт своей жизни и пережитые им впечатления в созданный им художественный образ, который и является лирическим героем. Но не всегда главный герой – автобиографичный для автора, он может быть наделен определенными чертами своего создателя и переживать те же обстоятельства, что и пережил и сам писатель.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Композиция: композиционные приемы и понятие об авторском стиле
Следующая тема:&nbsp&nbsp&nbspГлавный предмет познания в литературе: человек как основной объект изображения

Все неприличные комментарии будут удаляться.

Метафоры в произведениях пушкина

Справочный материал для школьника:
Пушкин Александр Сергеевич – представитель плеяды наиболее выдающихся и заслуженных писателей России. По мнению большинства россиян Пушкин является самым известным и популярным русским писателем и поэтом как в России, так и во всём мире.
Годы жизни: 1799-1837.
Наиболее известные труды и произведения:
Руслан и Людмила (1817—1820)
Кавказский пленник (1820—1821)
Цыганы (1824)
Граф Нулин (1825),
Полтава (1828—1829)
Тазит (1829—1830)
Домик в Коломне (1830)
Анджело (1833)
Медный всадник (1833)
Евгений Онегин (1823—1832)
Борис Годунов (1825)
Скупой рыцарь (1830)
Моцарт и Сальери (1830)
Пир во время чумы (1830)
Русалка (1829—1832)
Арап Петра Великого (1827)
Роман в письмах (1829)
Повести покойного Ивана Петровича Белкина (1830)
Выстрел
Метель
Станционный смотритель
Барышня-крестьянка
Дубровский (1833)
Пиковая дама (1834)
Капитанская дочка (1836)
Жених (1825)
Сказка о попе и о работнике его Балде (1830)
Сказка о медведихе (1830—1831)
Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди (1831)
Сказка о рыбаке и рыбке (1833)
Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях(1833)
Сказка о золотом петушке (1834)

Очевидно, чтобы понять глубокий, сокровенный смысл стихотворения «Узник», важно знать обстоятельства его написания молодым поэтом. В начале мая 1820 г. А. С. Пушкин был вынужден покинуть столицу и отправиться в южную ссылку. Три недели Пушкин провел в семействе генерала Раевского, своего знакомого. Радушная атмосфера дома Раевских, где талант молодого поэта почитали, и чарующая природа Южного Крыма делали ссылку Пушкина поистине счастливыми днями. Но время летело быстро, вскоре пришлось оставить Раевских и отправиться к месту своей постоянной службы – в Кишинев. Приехав в указанное место, поэт был потрясен разительной переменой. Вместо цветущих крымских берегов и лазурного моря его встретили оголенные, выжженные солнцем бесконечные степи. Сразу сказалось отсутствие друзей, шумных бесед и споров с ними. Не было и того постоянного веселого гама, который с утра до ночи наполнял дом Раевских. Были только канцелярия, скучная, однообразная работа и ощущение полной зависимости от начальства. Ощущение несвободы, тоски и одиночества не давало поэту покоя. Он чувствовал себя пленником. В это время и было написано Пушкиным стихотворение «Узник».
На мой взгляд, по форме своей стихотворение напоминает фольклорное произведение, наверное, поэтому оно впоследствии стало исполняться как песня.
Стоит сказать, что стихотворение это очень метафорично. Как известно, метафора – это такое художественное средство, которое представляет собой непрямое, образное сравнение. Метафора может быть одиночной, но может и развиваться в тексте, образуя целые цепочки образных сравнений, охватывать, как бы пронизывать весь текст. Это развернутая, сложная метафора, цельный художественный образ. Такова метафора в стихотворении «Узник». Оно строится на уподоблении лирического героя, сидящего за решеткой «в темнице сырой», вскормленному в неволе орлу. Благодаря этому уподоблению мы понимаем, насколько чужд лирическому герою мир, в котором он находится. Для человека, обладающего свободной душой, мир с его оковами, законами, будь то настоящая тюремная решетка или рамки предписанных правил света и общежития, столь же неестественны, как неволя для гордой птицы. Идея стихотворения «Узник» – призыв к свободе. Это мы понимаем сразу, только прочитав его. Призыв к свободе – в крике орла, клюющего под окном узника кровавую пищу. Поэт наделяет орла способностью к человеческим мыслям, более того – способностью к человеческим чувствам, способностью увидеть в человеке товарища по несчастью. «Давай улетим!» – призывает свободолюбивая птица узника.
«Мы вольные птицы; пора, брат, пора!» – в этих словах мысли поэта о том, что по природе своей человек, как и птица, должен быть свободным.
Чувство безысходности, переданное во второй строфе, сменяется ярким, громким призывом, в котором сливаются голоса человека и птицы:

Мы вольные птицы; пора, брат, пора!
Туда, где за тучей белеет гора,
Туда, где синеют морские края,
Туда, где гуляем лишь ветер. да я.

Важно поговорить еще и об особом понимании Пушкиным природы. Поэт, необыкновенно чутко воспринимавший красоту природы, неизбежно попадал под ее обаяние. Непосредственное любование природой приобретает метафорический смысл, в ней открывается поэту идеал красоты, естественности, в ней звучит родственный ему аккомпанемент. Поэтому в «Узнике» именно от природы исходит инициатива, призыв к освобождению. Герой стихотворения неопределенно представляет себе место желанной свободы: это что‑то высокое («где за тучей белеет гора»), далекое («где синеют морские края») и почти нематериальное («где гуляем лишь ветер. да я. ») Главное – избавиться от унизительного положения узника, ведь свобода – это естественное состояние всякого живого существа, а неволя противна природе. В стихотворении ни разу не употребляется само слово «свобода», оно возникает в сознании читателя именно благодаря сравнению, отождествлению лирического героя с орлом – извечным символом воли, независимости.

Эти небезопасные метафоры. Примеры из художественной литературы

Творческое наследие практически любого литературного классика – это кладезь подобных соотношений. Наполнена ними мысль Пушкина и Лермонтова, создавшая художественные примеры метафоры, которые внесли незаурядные акценты в неповторимую пейзажную лирику. Уникальный образ водной стихии создан пушкинскими тропами: «озер равнины», «фонтан любви», «пена вод», «говор вод», «прохладу черпать», «по зеркалу рек». Лермонтовские метафоры столь же убедительны: «слезы брызгами», «жизни море». Этот перечень можно значительно увеличить. Вышеупомянутые классики и сегодня воздействуют на наше ассоциативно-образное восприятие, соотнеся движения человеческой души с неповторимой динамикой природы. Образное мышление классиков позволяет легко привести примеры метафоры: «жизни мышья беготня», «душа в огне», «мы пьем из чаши бытия», «звездою севера», «ночи тень», «стихий тревожный рой», «зима старуха», «молчанье ночи», «молнии змея». Этот перечень можно продолжать бесконечно.

Учение о метафорах развили русские лингвисты. Они определили, что литературные тропы имеют жизненный цикл. Виктор Максимович Жирмунский усмотрел проблему «поблекших метафор», от которых надо избавлять тексты. Пример — устаревшее слово метафоричного происхождения «постреленок» (в нашем понимании – гиперактивный ребенок). Блекнут тропы и из-за их трансформации. («Крыло дома» постепенно переместилось в архитектуру.) Константин Александрович Кедров первым ввел в употребление термин «метаметафора». Ее суть: в каждый объект можно углубляться бесконечно, как во вселенную. Михаил Наумович Эпштейн определил понятие «метаболы» — «раздвижения» внутреннего смысла предметов, соотнесения их сразу с несколькими понятиями.

Обратимся после литературных к другой группе метафор – языковых. Они обладают особыми родовыми свойствами: относительно свободной, запоминающейся конструкцией, широко используемой различными людьми при сходных обстоятельствах. Впрочем, языковая метафора традиционно «имеет свободный вход» в литературу. Художественные образы индивидуализируются посредством оригинальной постановки устной речи. Российский литературовед и писатель Александр Павлович Квятковский писал, что устные аллегории рассыпаны в бесчисленном множестве вокруг каждого человека: «кружится голова», «встает солнце», «горящие глаза», «идет дождь». Действительно бесконечны языковые метафоры. Примеры из художественной литературы – не единственная демонстрация их применения.

Джон Хинкли, стрелявший в Рональда Рейгана, был одержим этим романом. 19-летний Джон Бардо, произвевший смертельный выстрел в голливудскую актрису Реббеку Шеффер, держал в левой руке сэлинджеровского «Ловца». После пяти выстрелов в кумира миллионов Джона Леннона Марк Чепмен спокойно ожидал полицию, сидя под фонарем с открытой книгой в руках.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector