Стихотворение А

1829-м годом Пушкин сам обозначил время создания стихотворения «Я Вас любил: любовь еще, быть может». В большом академическом собрании сочинений поэта эта дата уточняется: «1829 год, не позднее ноября». Впервые это стихотворение было опубликовано в альманахе «Северные цветы на 1830 год».

Когда же было написано стихотворение «Я вас любил. », и кому оно адресовано? Осень и зиму 1828 Пушкин провел в Москве и Тверской губернии, середину января–начало марта 1829 г. – в Петербурге. Около 10 марта 1829-го он покинул столицу и длительное время провел в Тверской губернии, Москве и Закавказье. В начале ноября Пушкин вернулся в Петербург. Можно высказать предположение, что Толстой (который затем написал музыку к стихам) получил текст написанного стихотворения в феврале – марте 1829 года.

Устанавливаемая дата создания пушкинского стихотворения «Я Вас любил» (февраль — март 1829 года) укрепляет гипотезу одного из первых биографов Пушкина, П. В. Анненкова, что адресатом стихотворения является А. А. Оленина. С этим согласуется также утверждение внучки А. А. Олениной, что до 1917 г. у нее хранился альбом Олениной с вписанным в него рукой Пушкина стихотворением «Я Вас любил. ».

Данное стихотворение написано разностопным ямбом. Этот размер характерен для всего творчества Пушкина.

Рифмовка перекрёстная (АБАБ), с чередованием женской и мужской рифм. Произведение разделено на две строфы, каждая из которых начинается с анафористического повтора: «Я вас любил». Это, и то, что в этих строчках используются глаголы прошедшего времени, ещё более усиливает настроение безвозвратно ушедшего от героя счастья.

Эти три слова («я вас любил») выбиваются из ритмического рисунка произведения. Ведь стихотворение написано ямбом, но в данной фразе ударение падает на первый, второй и четвёртый (спондей). Такие смысловые ударения усиливают значение этой строчки. И, на самом деле, они обладают большой выразительностью:

Я вас любил: любовь ещё, быть может…

Я вас любил безмолвно, безнадежно…

Я вас любил так искренно, так нежно…

Вообще всё произведение написано о том, что происходит в данный момент. Оно не является воспоминанием как таковым. На это указывают глаголы настоящего времени в третьей и четвёртой строчках («Но пусть она вас больше не тревожит // Я не хочу печалить вас ничем»). Поэтому можно определить жанр стихотворения как послание или письмо. Если обратиться к специфике этого жанра, то можно понять, почему в двух последних строках появляются глаголы будущего времени. Это своеобразный постскриптум, в котором поэт напутствует адресата:

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам бог любимой быть другим.

Каждая строфа синтаксически является предложением. Но мысли разделены между собой точкой с запятой, а не запятой, как обычно. Такое графическое разделение строк подразумевает большую смысловую паузу. Это говорит о волнении лирического героя, о боли, с которой даются ему эти строки.

Это то, что касается особенностей формы стихотворения. Теперь обратимся к его содержанию.

Первое четверостишие построено на художественном олицетворении. Лирический герой одухотворяет свою любовь, представляя её, одновременно, и частью себя, и отдельной сущностью:

Я вас любил: любовь ещё, быть может,

В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем.

Так поэт доказывает мысль о том, что любовь даётся человеку свыше, он не в силах ею управлять. Это стихия, которая захватывает всё существо. В последних двух строках звучит укор лирической героине. Поэту жаль, что его любовь только «тревожила».

Следующие строки обращены, скорее всего, не к женщине, а к самому себе. Поэт с нежностью вспоминает своё чувство, которое и больно, и сладко одновременно. Какие красочные эпитеты использует автор!

Я вас любил безмолвно, безнадежно,

То робостью, то ревностью томим…

Последние строчки стихотворения очень показательны для любовной лирики Пушкина. Он никогда не проклинает чувства к женщине и остается джентльменом до конца, как бы не окончились отношения. Это выгодно отличает пушкинское творчество от любовной лирики Лермонтова:

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам бог любимой быть другим.

Стихотворение Пушкина является одним из замечательнейших произведений русской литературы. Оно положено на музыку, а это одна из высших похвал поэту, которые только могут быть.

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Пушкин А.С. / Разное / Стихотворение А. С. Пушкина «Я Вас любил: любовь ещё быть может. » (восприятие, истолкование, оценка).

Смотрите также по разным произведениям Пушкина:

Анализ стиха мадонна пушкин

Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатоков.

В простом углу моем, средь медленных трудов,
Одной картины я желал быть вечно зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш божественный спаситель —

Она с величием, он с разумом в очах —
Взирали, кроткие, во славе и в лучах,
Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.

Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.
1830
● Все стихи «Пушкина» на одной странице.

Другие произведения из раздела «Все категории»

Отзывы читателей

Полный список отзывов (24) можно прочитать здесь

Стихотворение А. С.Пушкина «Мадонна» (восприятие, истолкование, оценка)

Это произведение имеет необычную форму — форму сонета. Стихотворение состоит из двух четверостиший и двух трёхстиший. Первое четверостишие начинается с частицы «не». В нём лирический герой говорит о своём нежелании иметь галерею картин «старинных мастеров». Его не интересуют мнения гостей:

Не множеством картин старинных мастеров

Украсить я всегда желал свою обитель,

Чтоб суеверно им дивился посетитель,

Внимая важному сужденью знатоков.

Вторая и третья строфы раскрывают нам мечту лирического героя об одной лишь картине. Но в последних строках желаемая картина превращается в образ Мадонны, ставший «чистейшим образцом» в жизни лирического героя.

В стихотворении находит своё выражение устремление поэта к святости, чистоте жизненного бытия, при этом поэтическая мысль оказывается перед непростым вопросом о совместимости чистоты и прелести, благодати и страсти:

В простом углу моём, средь медленных трудов,

Одной картины я желал быть вечно зритель,

Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,

Пречистая и наш божественный спаситель —

Она с величием, он с разумом в очах —

Взирали, кроткие, во славе и в лучах.

Стихотворение приходится на время, кульминационное для пушкинской эпохи и для поэзии пушкинской поры. «Мадонна» отражает обретение лирического героя благодетельной, необходимой остановке на долгом пути исканий:

Исполнились мои желания. Творец Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна, Чистейшей прелести чистейший образец.

Давно отмечено мемуаристами, что облик Наталии Николаевны Гончаровой вызывал ассоциации с изображением богоматери. Пушкин словно приподнимается над различиями западной и восточной церквей. Мадонна — образ по преимуществу западноевропейской религиозной живописи; Богоматерь изображалась на русской иконе. Но в описании Мадонны заметны признаки православного отношения к изображению Богоматери. Для восточной церкви характерны обращения «Владычица», «Пречистая». При этом пушкинская лексика в поэтическом контексте передаёт чувство благоговения перед святостью вечного образа, волеизъявлением Творца, но одновременно — и перед благодатной красотой женщины.

Завершающая строчка стихотворения представляет собой перифразу, являющуюся смысловым и художественным центром произведения:

Чистейшей прелести чистейший образец.

Поэт находит то сочетание слов, которое снимает оттенок кощунственности, готовый мелькнуть в соединении слов «образец. прелести».

Перед читателем раскрывается чистота чувства лирического героя, избравшего для себя среди «множества картин старинных мастеров» одну, которая, как икона, запечатлевает Пречистую и Божественного Спасителя, — чувства, прошедшего через увлечение «сладкими звуками» поэзии и любви, обогащённого ими, но затем устремившегося к новой истине, открываемой «отцами пустынниками». Чистотою этого духовного чувства преображена действительность.

В последнем трёхстишии сонета Пушкин как будто теснит, ограничивает религиозно-эстетическое чувство, преобладавшее в тексте. Желание видеть Пречистую на холсте удовлетворено, однако удовлетворено оно созерцанием чистейшей земной красоты. Реальную женщину нельзя назвать Пречистой, но можно назвать Мадонной. Автору стала доступна благодать Творца, и он заметил «тихую и светлую» благодать земного. Последняя строфа стихотворения — прямое обращение лирического героя к любимой женщине. Если сначала герой просто рассказывает о своей давней мечте, то к концу сонета мы понимаем, что его слова были обращены к Мадонне.

В стихотворении переплелись два разных чувства — чувство любви и искание веры. Для лирического героя Божественные образы гармонично сочетают в себе, на первый взгляд, несочетаемые черты: величие, разум и кротость. Суетный мир людей разделяет понятия «слава» и «кротость», «смирение». Поэт мечтает соединить их в своей жизни. Концовка стихотворения подсказывает нам, что лирический герой достиг желаемого идеала. Для него он воплотился в образе любимой женщины, которую поэт удивительно нежно и восхищённо называет «моя Мадонна».

Способность пережить земное чувство как просветляющее, открывающее новое мировидение и одновременно подчиняющее себе, приземляющее и возвышающее — эта способность рождала устремление к полноте иного чувства, в чём-то неуловимо и необъяснимо напоминающее пережитое. Двойственная потребность — выйти к иному, высшему бытию и освятить прежнее, сокровенное — в этом состоит главная идея стихотворения «Мадонна».

«Мадона» А. Пушкин

Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатоков.

В простом углу моем, средь медленных трудов,
Одной картины я желал быть вечно зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш божественный спаситель —

Она с величием, он с разумом в очах —
Взирали, кроткие, во славе и в лучах,
Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.

Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадона,
Чистейшей прелести чистейший образец.

Дата создания: 1830 г.

Анализ стихотворения Пушкина «Мадона»

Среди любовной лирики Александра Пушкина есть несколько произведений, которые он посвятил своей супруге Наталье Гончаровой. Одним из них является стихотворение «Мадона», написанное в 1830 году, за полгода до свадьбы.

В это время поэт находится в Москве, где повторно просит Наталью Гончарову стать его женой. Получив согласие, Пушкин пребывает в эйфории и начинает готовится к свадьбе, в то время как его невеста с семьей на время покидает столицу, отправившись в родовое имение. Чтобы скрасить дни разлуки, Пушкин вешает у себя в комнате портрет «белокурой мадонны», которая, по утверждению поэта, как две капли воды похожа на его избранницу. Об этом удивительном сходстве он даже сообщает в письме, адресованном Наталье Гончаровой, получая весьма обнадеживающий ответ, в котором молодая девушка сообщает – совсем скоро Пушкину не нужно будет любоваться картиной, так как у него появится жена.

Вдохновленный этим посланием, поэт посвящает Наталье Гончаровой стихотворение «Мадонна», которое написано в форме сонета. В первых же строчек автор заявляет о том, что всю свою жизнь мечтал не о том, чтобы украсить дом портретами знаменитых художников, а о том, чтобы в нем царили любовь и взаимопонимание. По мнению поэта, именно счастливый брак способен создать в доме ту удивительную атмосферу гармонии и благополучия, которая так легко улавливается другими. И именно она притягивает людей, которым приятно бывать в семьях, построенных на любви, взаимном уважении и доверии.

Таким же счастливым и гармоничным Пушкину видится его будущий брак, поэтому поэт отмечает в стихотворении, что мечтает «быть вечно зритель» всего лишь одной картины, которая бы отражала его жизнь. Герои этого полотна – «она с величием, он с разумом в очах», т. е. идеальная супружеская пара, которой суждено прожить долгую и счастливую совместную жизнь.

Свой предстоящий брак Пушкин видит как бы со стороны, однако это не мешает ему предаваться мечтам о семейном благополучии. Казалось бы, для этого есть все основания, ведь Наталья Гончарова хороша собой, достаточно умна и образованна. Именно поэтому поэт благодарит Всевышнего за то, что тот «тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна, чистейшей прелести чистейший образец». Автор не подозревает, что буквально через несколько месяцев между ним и его избранницей произойдет первый серьезный конфликт, связанный со свадебным приданным. Пушкин знал, что его невеста принадлежит к благородному, но, увы, обнищавшему роду. Однако не предполагал, что вместе с женой ему достанется куча семейных долгов. Погашать их никак не входило в планы поэта, поэтому его женитьба оказалась на грани провала. Отправившись в Болдино для того, чтобы вступить в права владения имением, Пушкин даже написал своей будущей теще, что Наталья Гончарова свободна от каких-либо обязательств перед ним, хотя сам он если и женится, то только на ней. В итоге свадьба все же состоялась, но образ Мадонны, созданный поэтом в одноименном стихотворении, померк. Известно, что после бракосочетания поэт не посвятил своей супруге ни одного стихотворения. Этому есть несколько причин, хотя сам поэт и утверждает, что обрел в этом браке подлинное счастье. Однако во время венчания в церкви Большого Вознесения Наталья Гончарова сперва уронила обручальное кольцо поэта, а позже у него в руках погасла свеча. Будучи человеком достаточно суеверным, Пушкин воспринял это, как дурной знак. И с тех пор воспринимал свой брак не как дар небес, а как кару, которая неизбежна.

Собственно говоря, в этом поэт оказался прав, так как роковая дуэль с Дантесом, оборвавшая его жизнь, состоялась именно из-за Натальи Гончаровой. Тем не менее, до самой смерти супруга оставалась для поэта самой желанной и любимой женщиной на свете, за обладание которой он заплатил своей жизнью.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector