Стихотворение А

Море… Умом мы понимаем, что море – это огромное количество соленой воды, в которой обитают животные и растения. Из учебников географии мы знаем, что моря влияют на круговорот воды в природе и влажность воздуха. Но ни одна книга и ни один ученый не сможет описать эмоции, которые рождаются в твоем сердце, когда ты стоишь на каменистом берегу моря! Бесконечная водная гладь, переливающаяся всеми цветами радуги, отражающая солнце, таящая в себе множество тайн и загадок. Море влечет к себе своей свободой, сильной энергией, величественностью. А если смотреть на море с высокой горы, то можно увидеть, что Земля – круглая, и еще больше ощутить бесконечность воды, ее волнение и постоянное движение.

Поэты – люди с очень тонкой душой, воспринимающие окружающую действительность иначе, чем все остальные. Поэзия романтизма (конец 18 – начало 19 века) давала таким творческим людям, как А.С.Пушкин, возможность выражать свои эмоции и мысли через образы идеального, возвышенного. «К морю» — яркий образец этого направления.

Стихотворение было написано в 1824 году, когда Пушкин в последний раз увидел море перед двухгодичной ссылкой в Михайловское. Томимый тоской, поэт пишет первоначальный вариант лирического произведения, позже он добавляет строфы о Наполеоне и Байроне.

Море для Пушкина – «свободная стихия», символ той свободы, которую невозможно заковать в цепи или отправить в ссылку. В своем стихотворении он прощается с морем, а вместе с ним и со своей свободой. Лирический герой поет гимн морю:

…Ты катишь волны голубые

И блещешь гордою красой…

…Смиренный парус рыбарей

Твоею прихотью хранимый.

Скользит отважно средь зыбей:

Но ты взыграл, неодолимый,

И стая тонет кораблей.

В стихотворении появляются образы двух великих людей: Наполеона и Байрона. Поэт проводит аналогию между своей судьбой и судьбой Наполеона, который оказался узником на острове Святой Елены. Примечательно, что, уже познав горечь гонений, Пушкин использует в своем стихотворении так называемый «эзопов язык». Он не называет остров, на котором «угасал Наполеон», а, используя перифраз,намекает нам на то, что имеется в виду:

…Один предмет в твоей пустыне

Мою бы душу поразил.

Одна скала, гробница славы…

Там погружалась в хладный сон…

…Там угасал Наполеон.

О Байроне также не говорится напрямую. Но, памятуя, о том, что английский поэт умер в год написания стихотворения, мы понимаем, что речь идет о нем. С образом Байрона связан еще один немаловажный мотив стихотворения: невозможность лирического героя слиться с природой, морской стихией, океаном, невозможность стать таким же свободным:

Ты ждал, ты звал. я был окован;

Вотще рвалась душа моя

Могучей страстью очарован,

У берегов остался я.

Кульминационным моментом в стихотворении можно считать тринадцатую строфу. В ней поэт высказывает свое мнение о власти:

…Судьба земли повсюду та же:

Где капля блага, там на страже

Уж просвещенье иль тиран.

Так как в основе стихотворения лежат размышления автора, то мы можем в жанровом отношении назвать произведение элегией.

Четырехстопный ямб, которым написано стихотворение, ровное чередование мужских и женских клаузул, а также перекрестная рифма создают образ морских волн, неутомимо, в постоянном ритме набегающих на берег. Такая ритмика сбивается только один раз: в тринадцатой строфе. Добавление всего одной лишней строки в четверостишие сразу выбивают строфу из всего стихотворения. Она становится подобна возгласу, внезапно оброненному автором. Кольцевая композиция стихотворения создается повторением темы прощания с морем в первом и предпоследнем стихах.

Невозможно не обратить внимания на общую эмоциональную окраску произведения. Большое количество восклицательных знаков указывает на высокий накал чувств поэта. Риторические вопросы акцентируют погруженность лирического героя в свой внутренний мир. Диалог с морем – это одновременно диалог с самим собой.

Удивительно, но во всем стихотворении Пушкин говорит о море не в среднем, а в мужском роде. В этом видится стремление поэта, во-первых, соотнести и сравнить себя с морем, а во-вторых, мужской род «наделяет» море суровым и могучим, «мужским» характером.

В двух последних строфах лирический герой прощается с морем, пытаясь в последние минуты наполнить себя его силой, чтобы потом «слышать гул» в вечерние часы, чтобы забрать образ моря с собой, пронести его через пустыни и леса. После этих строк остается впечатление, будто поэт больше никогда не увидит водную гладь и поэтому прощается с ними навсегда.

Поэтическое изображение моря сочетается в стихотворении с размышлениями поэта о своей судьбе изгнанника. Море близко и дорого Пушкину, потому что оно – живое воплощение мятежной и свободной стихии и мощи. Эти качества особенно привлекают поэта, ими же обладали Наполеон и Байрон, «властители дум» молодого поколения тех лет.

Несомненно, стихотворение «К морю» заняло свое достойное место в поэзии А.С.Пушкина, продолжило и развило тему свободы в вольнолюбивой лирике поэта.

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Статьи » Бонди С.М. Драматические произведения Пушкина

Число произведений, написанных Пушкиным для театра, невелико, но его драмы, как с художественной, так и с идейной стороны, принадлежат к самому значительному в его наследии. Все они (за исключением набросков трагедии о Вадиме Новгородском и комедии об игроке) созданы в период полной зрелости пушкинского творчества — с 1825 по 1835 г.

В законченном виде Пушкин оставил всего пять пьес: «Бориса Годунова» и четыре «маленькие трагедии» (1) . Почти до конца была доведена драма «Русалка» и до половины «Сцены из рыцарских времен». В рукописях остались планы и наброски еще около десятка пьес.

Свои драматические произведения Пушкин писал не для чтения, не как поэмы в диалогической форме, а как театральные пьесы, для постановки на сцене. Он прекрасно знал театр с детства и хорошо различал драмы чисто литературные, то есть такие, все содержание которых, идейное и художественное, полностью воспринимается при чтении, — и произведения, написанные Оля театра, в которых в расчеты автора входит игра актеров, театральное действие, непосредственно воспринимаемые зрителем. Пьесы Байрона Пушкин справедливо считал драматизированными поэмами, произведениями литературными, а не театральными. О драме Байрона «Каин» он писал: «»Каин» имеет одну токмо форму драмы, но его бессвязные сцены и отвлеченные рассуждения в самом деле относятся к роду скептической поэзии «Чильд-Гарольда»» (2) ( «О трагедиях Байрона» ). Точно так же Пушкин отрицал драматический, театральный характер трагедии поэта Хомякова «Ермак». «Идеализированный «Ермак», — писал он, — лирическое произведение пылкого юношеского вдохновения, не есть произведение драматическое» ( «О народной драме и драме «Марфа Посадница»» ).

Сам Пушкин, как и Гоголь, Островский и другие драматурги, писал свои пьесы всегда с расчетом на их театральное, сценическое воплощение (3) , и потому, читая их, мы должны для полного понимания их смысла представлять себе и действия, происходящие на сцене, но не названные Пушкиным (очень скупым на ремарки), и душевные переживания действующих лиц, которые в театральном исполнении актер, внимательно изучивший авторский текст, должен выразить в интонациях, мимике и движениях, и которые в литературном произведении, предназначенном для чтения, описываются поэтом.

Пушкин с раннего детства сочинял пьесы. В семи-восьмилетнем возрасте он разыгрывал перед сестрой придуманную им самим французскую комедию «L’Escamoteur» («Мошенник»), в лицее он писал комедии «Так водится в свете» и «Философ». Все эти произведения не дошли до нас. Самые ранние из сохранившихся драматических набросков Пушкина относятся к 1821 г.

На протяжении творчества Пушкина характер его драматургии несколько раз менялся. В этом жанре яснее, чем во всех остальных, выражалась тесная связь его поэзии с событиями современности и размышлениями поэта на социальные и политические темы.

Творчество Пушкина-драматурга отчетливо делится на четыре этапа, из которых только два средних представлены законченными произведениями.

К первому этапу (1821—1822) относятся планы и отрывки двух пьес — «Вадим» и «Игрок» («Скажи, какой судьбой друг другу мы попались. »). Это была эпоха расцвета романтизма в творчестве Пушкина и в то же время высший подъем его революционных настроений. В эти годы, в Кишиневе, в Каменке, он постоянно общался с членами Южного общества декабристов, с Владимиром Раевским, Охотниковым, Пестелем и др. Можно думать, что под влиянием этого общения с революционными деятелями Пушкин, который в своих романтических поэмах обычно не затрагивал непосредственно политических и социальных тем, задумал написать историческую трагедию о народном восстании и антикрепостническую комедию. Театр — сильнее воздействующий на зрителей, чем литература на читателей, — казался ему наиболее подходящей формой для осуществления задач политической агитации, которой требовали тогда от искусства декабристы. Однако Пушкин не осуществил этих своих замыслов и оставил их в самом начале. Темы и образы «Вадима» он начал было разрабатывать в форме поэмы, но и ее не закончил.

Насколько можно судить по оставшимся отрывкам текста и планам «Вадима» и «Игрока», драматургия Пушкина па первом этапе имела вполне традиционный характер. Комедия об игроке по форме, по языку похожа на многочисленные стихотворные комедии начала XIX в., трагедия о Вадиме и восстании новгородцев против варяжского князя Рюрика близка к декабристским трагедиям на гражданские темы, где при общей романтической их установке сохранялся ряд черт классицизма (таковы трагедии Кюхельбекера, Катенина). Отказавшись от «единства времени и места» классической драмы, и Пушкин сохранил свойственный классицизму патетический, декламационный тон речей, обращаемых не столько к партнеру, сколько к зрителям, и традиционную форму стиха: попарно рифмованный шестистопный ямб.

Тема дружбы и любви в лирике А. С. Пушкина

Страницы: 1 [2] (сочинение разбито на страницы)

Это послание для последующих поколений стало литературным памятником истинной дружбы, вдохновленной общностью политических идеалов.

В другом послании к Чаадаеву (1821 г.) поэт выражает благодарность своему другу:

Во глубину души вникая строгим взором,

Ты оживлял ее советом иль укором.

Здесь звучит мотив понимания дружбы как высокой ответственности за моральную чистоту друга, здесь и признательность за строгость, за совет, но главная благодарность выражена в строке: «Твой жар воспламенял к высокому любовь. » А высокое во времена Пушкина — это любовь к свободе, к «вольности связи».

Итак, дружба играла огромную роль в духовной жизни поэта. Именно поэтому большое значение приобретали для него лирические послания к друзьям на разднование ежегодной годовщины образования Лицея. В них он делится с друзьями всеми движениями воей души, своими чаяниями и надеждами на лучшее будущее России. Тональность этих посланий разная. В обширном по объему и безукоризненном по форме лирическом произведении «19 октября» (1825 г.)звучат мотивы грусти и одиночества:

С кем долгую запил бы я разлуку,

Кому бы мог пожать от сердца руку.

Поэт посвящает вдохновенные строки каждому из фузей — Пущину, Горчакову, Дельвигу. Кюхельбекеру, благодаря их за то, что они, верные дружбе, посетили «Поэта дом опальный. » Все стихотворение — гимн дружбе. «Друзья мои, прекрасен наш союз!» — восклицает поэт.

Надо было быть Пушкиным, иметь его гордость и ммелость, чтобы публично сказать о своей верности друзьям-декабристам, сосланным на каторгу. Надо было быть Пушкиным, чтобы в это страшное время, когда близкие, друзья и даже родные отрекались от опальных декабристов, послать другу всей жизни «во глубину сибирских руд» стихи, полные искренней любви и ласки:

Мой первый друг, мой друг бесценный!

Пушкин оставался верен идеалам своих друзей:

Разнообразна по оттенкам и любовная лирика Пушкина. Для его лирического героя любовь — это глубокое, нравственно чистое, бесконечно нежное и самоотверженное чувство, это восторг перед духовной и физической красотой, это гимн в честь возвышенного. светлого чувства любви, это выражение безграничного уважения к женщине, эта трогательная преданность любимой, это муки ревности.

Основной мотив любовной лирики Пушкина — облагораживающее воздействие любви на человека, возвышающее его и вдохновляющее на создание прекрасного. Этот мотив насквозь пронизывает удивительное по чистоте и гармоничности формы послание к Анне Петровне Керн, написанное поэтом в изгнании в 1825 году Впервые Пушкин встретил А. П. Керн в Петербурге в 1819 году, когда ей было 19 лет. Эта случайная встреча в вихре бала, это «мимолетное виденье» оставило глубокий след в душе поэта. «В тревогах шумной суеты», в заботах хлопотливой петербургской жизни, до краев наполненной литературной работой, встречами с друзьями-единомышленниками, светскими развлечениями, еще долго звучал поэту «голос нежный» и «снились милые черты». Шла жизнь с ее бурями и тревогами. Новые впечатления, творчество, жестокая расплата за вольнолюбивые мечты отодвинули, отдалили милый образ И вот. когда поэт переживает духовный кризис, связанный со ссылкой, политической реакцией и подавлением революции на Западе, наступает обновление через любовь и, — как всегда для него, связанное с поэзией — вдохновенье. Душа поэта вновь пробудилась для жизни, для творчества, для любви.

С какой искренностью и чистотой, с какой жизнеутверждающей силой звучат строки этого послания, как далеко они стоят от лицемерных светских понятий о нравственности! У Пушкина любовь соединена с жизнью. Когда же он говорит о слезах, то это слезы радости от вновь обретенной любви.

Художественные особенности стихотворения определяют силу его эмоционального воздействия. Почти каждое четверостишие имеет свою тональность, свою особую эмоциональную окраску. Для первых двух строф она лирико-эпическая. Поэт вспоминает о своих переживаниях, рассказывает о них. Третья строфа элегическая, грустная, потому что «Бурь порыв мятеж-ный//Рассеял прежние мечты»; четвертая строфа окрашена минорно, в ней даже звучат трагические ноты: «В глуши, во мраке заточенья. », ноты отчаяния и безнадежности — «. без божества без вдохновенья //Без слез, без жизни без пюбви». И наконец последние две строфы написаны единым порывом, и тон стихов радостный, оптимистичный. Казалось бы, те же самые слова — «Как мимолетное виденье,//Как гений чистой красоты», однако темп стихов убыстряется и заканчивается апофеозом воскрешения, В стихотворении поэт широко использует эпитеты. В первых двух строфах эпитеты («чудное мгновенье», «грусти безнадежной», «милые черты», «голос нежный»), так же как и сравнения («как мимолетное виденье», «как гений чистой красоты»), подчеркивают переживания лирического героя, свидетельствуют о его глубоком очаровании. Высокую лексическую окраску стихотворению придают славянизмы («упоенье», «воскресли»), это создает особую торжественность и пафос оптимизма последних строф, Музыкальным и лиричным делают послание перекрестная рифма живость и пластичность сочетания рифмы женской и мужской. Четырехстопный ямб тоже способствует особой плавности и размеренности звучания, в которое вторгаются драматические ноты.

Несколько нежных, поражающих своей трогательной преданностью стихотворений посвятил Пушкин Е. К. Воронцовой, о которой он помнил всю жизнь («Сожженное письмо», «Талисман», «Ненастный день потух. », «Прощание»). Эти стихи, особенно «Сожженное письмо», отличаются чувством большого уважения к любимой женщине. Любимая велела сжечь письма, она не хочет, чтобы какая-либо случайность выдала тайну ее переписки с поэтом. И как ни горько поэту разорвать последнюю связь с любимой, ее желание свято:

Прощай, письмо любви! прощай: она велела.

Как долго медлил я! как долго не хотела

Рука предать огню все радости мои.

Но полно, час настал: гори, письмо любви.

Пушкин любил не раз в своей жизни; любя, он каждый раз отдавал своему чувству всего себя. Ему были свойственны все радости и все горести любви, и переживал он их, благодаря страстности и глубине своей натуры, особенно бурно и пылко.

Любви присуще и трагическое — ревность, разлука, смерть любимой. Пушкин испытывал и муки ревности. Особенно яркое звучание получили они в стихах, посвященных молодой итальянке Амалии Риз-нич, жене сербского коммерсанта, которую любил поэт и которая рано ушла из жизни.

Простишь ли мне ревнивые мечты,

Моей любви безумное волненье? —

пишет Пушкин в ноябре 1823 года.

Очень часто тема любви сливается у Пушкина с лирическим пейзажем, гармонирующим с тем чувством, которое владеет поэтом. Пример тому чудесные строки стихотворения «На холмах Грузии лежит ночная мгла. », написанного в мае 1829 года во время путешествия в Арзрум. Посвящены стихи невесте поэта — Наталье Гончаровой. Это поэтическое выражение противоречивых чувств, охвативших поэта при воспоминании о прежней любви, о прежних бурях сердца, пережитых им на Кавказе.

Мне грустно и легко; печаль моя светла.

«Грустно» — поэта тревожат воспоминания, «легко» — впереди новая, всепоглощающая любовь, поэтому и светла печаль, и полна она этой любовью Радостью бытия звучат заключительные строки, разрешающие противоречия поэта:

И сердце вновь горит и любит — оттого,

Что не любить оно не может.

Интересно, что, говоря о любви, поэт не употребляет ни развернутых сравнений, ни ярких эпитетов. Он пишет, кажется, совсем просто, непринужденно, И в то же время в этих простых, «обыденных» словах кроется такая внутренняя сила и страстность! Поражают лаконизм и точность предложений, Очень ясно ощущаются прохлада и свежесть летней ночи, глухой рокот набегающих волн в звонкой тишине и такое же непосредственное, чистое и прекрасное, как сама природа, чувство поэта,

В лирике Пушкина этой поры наиболее ярко выражена борьба мотивов грусти и печали с глубокой верой в жизнь, в ее светлые начала.

Вершиной творческого духа можно считать стихотворение «Я вас любил». Стихи доведены до совершенства, их почти не чувствуешь. В двух строфах раскрывается красота души поэта, с его благородным представлением о чувстве любви как о чувстве самоотверженном. Поэт не мстит за то, что появился у него соперник. Он желает даже в этом случае своей любимой только счастья: «Как дай вам бог любимой быть другим». Человек в любви должен быть выше эгоизма. Он должен уважать любимого человека, признавать его право на свободу чувства.

Лирический герой Пушкина прославляет дружбу и любовь как величайшие силы, объединяющие людей, выявляющие в каждом человеке все самое лучшее, делающие жизнь прекрасной. Муза Пушкина всегда опиралась на самое благородное и светлое в человеке, В его лирике вообще и особенно в лирике, посвященной темам дружбы и любви, ярко отразились нравственная сила, богатство и очарование личности поэта.

Страницы: 1 [2] (сочинение разбито на страницы)

Топ-10 — лучшие стихи для детей

Стихи для детей писали очень многие русские поэты, считая, что литература, в первую очередь, должна выполнять образовательную и воспитательную функции. Подобные произведения характеры для творчества Александра Пушкина и Михаила Лермонтова, Даниила Хармса и Бориса Заходера, Самуила Маршака и Сергея Михалкова. Некоторые поэты, в числе которых — Агния Барто, Эмма Мошковская, Корней Чуковский, Эдуард Успенский и Григорий Остер, по праву считаются детскими авторами, так как их творчество, в первую очередь, адресовано подрастающему поколению.

Принято считать, что детская поэзия довольно примитивна по форме и содержанию. Однако этот литературный жанр является одним из самых сложных. Ведь до маленького читателя нужно не только донести смысл произведения, но и придать ему такую эмоциональную окраску, чтобы стихотворение стало не просто рифмованным повествованием, но и помогло найти ребенку ответы на интересующие его вопросы.

10 место. Например, все без исключения родители сталкиваются с проблемой кормления детей, которые отказываются есть полезную кашу, требуя вместо нее сладости. Чтобы убедить малышей в необходимости полноценного и здорового питания, поэт Лев Кузьмин написал стихотворение «Как добраться до небес?». В нем он рассказывает о том, что сделать это довольно непросто, так как нужно обладать силой и ловкостью, чтобы сперва залезть на самое высокое дерево в лесу, а потом встать ногами на тучи и начать свое путешествие по бескрайним небесным просторам. Однако для этого, по мнению автора, сперва нужно сесть за стол и съесть тарелку манной каши, без которой подобной путешествие попросту невозможно.

«Как добраться до небес?» Л.Кузьмин

Что нyжно сделать, бpатцы,
Чтоб до небес добpаться?

За стол сначала нyжно сесть,
Таpелкy манной каши съесть,
Потом в зеленый лес пойти,
Большое деpево найти,
И ввеpх
По кpепким сyчьям
Подняться к белым тyчам.
А там — на тyчy встать ногой,
Шагнyть на pадyгy дpyгой.
И вот yже нас не достать,
И небеса все наши…
Но, повтоpяю, начинать
Hам нyжно с манной каши!

9 место. Взаимоотношения с внешним миром являются одной из ключевых тем детской поэзии. Ребенок, познавая живую природу и свое окружение, нередко совершает непростительные ошибки, причиняя боль живым существам и даже не задумываясь о последствиях своих поступков. Чтобы уберечь малышей от подобного необдуманного поведения, поэт Саша Черный написал стихотворение «Что ты тискаешь утенка», в котором пытается объяснить малышам, что детеныши домашних животных не относятся к разряду игрушек. Маленький утенок в руках дворового мальчишки испытывает панический ужас и пытается вырваться, хотя ребенку кажется, что он не делает ничего плохого. Чтобы понять, что испытывает в этот момент едва оперившийся птенец, поэт предлагает мальчишке представить, что его в качестве игрушки выбрал для себя неповоротливый бегемот. Одно его неуклюжее прикосновение может стоить человеческому детенышу жизни, равно как и попытки поиграть с утенком могут привести к гибели птенца.

«Что ты тискаешь утенка» С.Черный

Что ты тискаешь утенка?
Он малыш, а ты — большой.
Ишь, задравши головенку,
Рвется прочь он всей душой…

Ты представь такую штуку —
Если б толстый бегемот
Захотел с тобой от скуки
Поиграть бы в свой черед?

Взял тебя бы крепко в лапу,
Языком бы стал лизать.
Ух, как стал бы звать ты папу,
И брыкаться, и кричать.

Ты снеси утенка к утке,
Пусть идет купаться в пруд.
Лапы мальчика не шутки,
Чуть притиснешь — и капут.

8 место. Не секрет, что большинство детей является очень впечатлительными и ранимыми. Обидеть ребенка довольно легко, и для этого порой достаточно одного неправильного слова или же брошенного исподлобья взгляда. Между тем, способность чутко улавливать настроение взрослых и царящую в доме атмосферу нередко заставляет детей страдать. Чтобы научиться преодолевать подобные чувства, которые во взрослой жизни способны доставить массу проблем, поэтесса Эмма Мошковская посвятила всем малышам очень поучительное стихотворение «Обида». В нем она рассказывает о том, обидевшись на весь мир, ребенок перестает замечать то, что раньше доставляло ему огромное удовольствие, становится замкнутым и неразговорчивым. Однако такое поведение является для жизнерадостных малышей неестественным, оно зачастую продиктовано желанием обратить на себя внимание взрослых. Пройдя через это маленькое испытание, каждый ребенок рано или поздно понимает, что обида – не самое лучшее чувство, избавление от которого дарит настоящую радость и ощущение освобождения от тяжкого груза.

Я маму мою обидел,
Теперь никогда-никогда
Из дому вместе не выйдем,
Не сходим с ней никуда.
Она в окно не помашет,
Я тоже
не помашу,
Она ничего не расскажет,
Я тоже
не расскажу…
Возьму я мешок за плечи,
Я хлеба кусок найду,
Найду я палку покрепче,
Уйду я, уйду в тайгу!
Я буду ходить по следу,
Я буду искать руду,
Я через бурную реку
Строить мосты пойду!
И буду я главный начальник,
И буду я с бородой,
И буду всегда печальный
И молчаливый такой…
И вот будет вечер зимний,
И вот пройдет много лет,
И вот в самолет реактивный
Мама возьмет билет.
И в день моего рожденья
Тот самолет прилетит.
И выйдет оттуда мама,
И мама меня простит!

7 место. Одной из самых сложных задач для родителей является приучение ребенка к чистоте. Действительно, как можно вернуться домой с прогулки без грязи на одежде, если вокруг столько удивительно глубоких неизведанных луж? В качестве помощника для решения подобной задачи можно воспользоваться стихотворением Владимира Орлова под названием «Как узнать своего поросенка?», которое наверняка заставит малышей задуматься о собственном поведении и не забывать о чистоте даже во время самых азартных дворовых игр.

«Как узнать своего поросенка?» В.Орлов

По лужам носились ребята,
Прошу извинить — поросята.
(А, впрочем, бывают ребята
Такие же, как поросята.)
Но вот появляются мамы —
Солидные, строгие дамы,
Бегом направляясь к ребятам,
Простите к своим поросятам.
— Скажите, пожалуйста, мамы,
У вас не случаются драмы?
Чужого нельзя поросёнка
Принять за родного ребёнка?
Красивы они и пригожи,
Но все абсолютно похожи!
-Простите! — ответили мамы. —
Мой хрюшечка чистенький самый.

6 место. Истины, которые являются прописными для взрослых, далеко не всегда понятны детям. Например, как объяснить малышу, что такое день и ночь, и почему они сменяют друг друга? Решить подобную задачу попыталась поэтесса Надежда Григорьева в своем стихотворении «Сутки», которое поможет юным проказникам не только получить представление о времени, но и научиться его правильно планировать.

Утром солнышко встаёт,
Спать ребятам не даёт!
-Ну-ка, детки, подымайтесь,
Заряжайтесь, умывайтесь,
Аккуратно одевайтесь
И за завтрак принимайтесь.

В полдень солнышко в зените,
У него лучи, как нити,
Землю щедро согревают,
Всех обедать приглашают.

Дальше, дальше день бежит,
Нам пословица гласит:
-Долог день до вечера,
Когда делать нечего.

Ну, а вечером, ребята,
Всё окутает прохлада,
Солнцу отдых тоже нужен
А ребятам — вкусный ужин.

Ночью на небе — луна,
Очень строгая она:
Наблюдает — все ли
Улеглись в постели?
Закрывайте глазки,
Пусть вам снятся сказки.
Закрывайте очи
Всем — спокойной ночи!

От утра и до утра
Сутки знает детвора.

5 место. К слову, при помощи стихов детей легко можно обучить основам математики, так как очень многие русские поэты придумывали увлекательные и познавательные считалки для самых маленьких. В частности, одно из стихотворений-головоломок под названием «Два и три» принадлежит поэту Борису Заходеру, в котором он наглядно показал, какими нешуточными проблемами может обернуться для ребенка нежелание учиться правильно считать.

Пошел Сережа в первый класс.
С Сережкой не шути!
Считать
Умеет он у нас
Почти
До десяти!
Не грех такому мудрецу
Задрать курносый нос!
Вот как-то за столом отцу
И задал он вопрос:
— Два пирожка тут, папа, да?
А хочешь — на пари! —
Я доказать могу всегда,
Что их не два, а три!
Считаем вместе:
Вот ОДИН,
А вот и ДВА, смотри!
ОДИН да ДВА, — закончил сын, —
Как раз и будет ТРИ!
— Вот молодец! — сказал отец. —
И в самом деле три!
И потому
Я два возьму,
А третий ты бери!

4 место. Семья и школа являются главными составляющими жизни большинства детей. Поэтому неудивительно, что многие русские поэты посвятили этим важным аспектам формирования личности ребенка свои стихи. Самым волнующим днем в судьбе каждого малыша по праву считается 1 сентября, когда малышу впервые предстоит сесть за школьную парту. Его основная задача – хорошо учиться, о чем в своем стихотворении «В школу» напомнила всем детям поэтесса Зинаида Александрова.

Листья желтые летят,
День стоит веселый.
Провожает детский сад
Ребятишек в школу.

Отцвели цветы у нас,
Улетают птицы.
— Вы идете в первый раз
В первый класс учиться.

Куклы грустные сидят
На пустой террасе.
Наш веселый детский сад
Вспоминайте в классе.

Вспоминайте огород,
Речку в дальнем поле…
Мы ведь тоже через год
Будем с вами в школе.

Дачный поезд отошел,
Мимо окон мчится…
— Обещали хорошо,
Лучше всех учиться!

3 место. Правда, со временем тяга к знаниям у детей заметно ослабевает, и это вполне естественно. Ведь жизнь так многогранна и разнообразна, а ее соблазны подчас бывают гораздо сильнее желания постигать азы наук в душном школьном классе. Тем не менее, без знаний в наши дни стать по-настоящему успешным человеком невозможно, о чем в своем поучительном стихотворении «Кот и лодыри» рассказал поэт Самуил Маршак.

Собирались лодыри
На урок,
А попали лодыри
На каток.

Толстый ранец с книжками
На спине,
А коньки под мышками
На ремне.

Видят, видят лодыри:
Из ворот
Хмурый и ободранный
Кот идёт.

Спрашивают лодыри
У него:
— Ты чего нахмурился,
Отчего?

Замяукал жалобно
Серый кот:
— Мне, коту усатому,
Скоро год.

И красив я, лодыри,
И умён,
А письму и грамоте
Не учён.

Школа не построена
Для котят.
Научить нас грамоте
Не хотят.

А теперь без грамоты
Пропадёшь,
Далеко без грамоты
Не уйдёшь.

Ни попить без грамоты,
Ни поесть,
На воротах номера
Не прочесть!

Отвечают лодыри:
— Милый кот,
Нам пойдёт двенадцатый
Скоро год.

Учат нас и грамоте
И письму,
А не могут выучить
Ничему.

Нам учиться, лодырям,
Что-то лень.
На коньках катаемся
Целый день.

Мы не пишем грифелем
На доске,
А коньками пишем мы
На катке!

Отвечает лодырям
Серый кот:
— Мне, коту усатому,
Скоро год.

Много знал я лодырей
Вроде вас,
А с такими встретился
В первый раз!

2 место. Безусловно, школа дает основы знаний, которые в будущем пригодятся каждому ребенку. Однако гораздо важнее то, какие именно навыки, традиции и принципы он вынесет из собственной семьи, когда придет время вступить во взрослую жизнь. Главная задача родителей заключается в том, чтобы научить своего малыша чуткости и вниманию к тем, кто его окружает. И в этом отношении весьма показательным является стихотворение Михаила Садовского «У кого мы учимся доброте?». В нем автор рассказывает о том, что самыми первыми и самыми главными учителями детей являются их родители, и именно от них зависит, каким именно вырастет их ребенок.

«У кого мы учимся доброте?» М.Садовский

У кого мы учимся
Доброте?
У черники дымчатой
На кусте,
У скворца, летящего
С червяком,
У лугов, причёсанных
Ветерком,

У колосьев, зреющих
На полях,
У дождя, приплывшего
В облаках,
У шута, дарящего
Людям смех
И у солнца ласкового
Для всех,
У больших кивающих
Нам слонов
И у песни папиной,
Что без слов —
У всего открытого
Нам вокруг,
Но сперва — у маминых
Добрых рук.

1 место. Не менее важным воспитательным фактором является наличие в семье нескольких детей, что помогает старшим ребятам стать более ответственными, а также развивает в них чувство долга, стремление всегда придти на помощь близким. Достаточно прочесть стихотворение Елены Благининой «Научу обуваться и братца», чтобы понять: дети – это весьма пластичные существа, которые очень часто копируют поведение взрослых и могут стать настоящими помощниками, если тягу к этому культивировать с первых лет их жизни.

«Научу обуваться и братца» Е.Благинина

Я умею обуваться,
Если только захочу.
Я и маленького братца
Обуваться научу.

Вот они — сапожки.
Этот — с левой ножки,
Этот — с правой ножки.

Если дождичек пойдёт,
Наденем галошки.
Эта — с правой ножки,
Эта — с левой ножки.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: