Стихотворение А

Любовь! Трудно представить А. С. Пушкина без любви, без особого преклонения перед женщиной. На протяжении всей истории человечества любовь являлась самым сокровенным и незабываемым чувством. В многообразии лирических тем тема любви занимает столь значительное место в творчестве А. С. Пушкина, так что поэта смело можно было бы назвать певцом этого вечного чувства. Его любовная лирика – это гимн возвышающему и облагораживающему человека чувству, это выражение безграничного уважения к женщине.

Стихотворение А. С. Пушкина «Я вас любил: любовь ещё, быть может…» написано в 1829 году. В нем выражено удивительное по чистоте и подлинной человечности чувство, которое в данном стихотворении является смыслом жизни для лирического героя.

Это стихотворение посвящено Анне Алексеевне Олениной. Она привлекала поэта изяществом и грацией, а ещё больше остроумием и находчивостью. Вяземский иронизировал по поводу нового увлечения своего друга: «Пушкин думает и хочет вручить мыслить другим, что он в нее влюблен».

Чего искал Пушкин в своем чувстве к юной Олениной, чем могла привлечь его эта девица, не затмевавшая соперниц ни красотой, ни блеском ума, ни особыми талантами? Скорее всего, сердечное влечение поэта было связано с желанием найти нравственную опору, повстречать у избранницы самоотверженное ответное чувство. Он наделял ее в своем воображении теми чертами возвышенной женственности и самоотверженности, которые так ослепительно проявились в женах декабристов, поразивших всю Россию своей готовностью разделить с мужьями ссылку в Сибирь.

Неразделенная любовь поэта лишена всякого эгоизма. Он по-настоящему любит эту женщину, заботится о ней, не хочет тревожить и печалить ее своими признаниями, желает, чтобы любовь ее будущего избранника была такой же искренней и нежной, как любовь самого поэта:

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам бог любимой быть другим.

Однако чувство отвергнутой любви остается высоким. Поэт не перестает употреблять слова «Я вас любил». В первом четверостишии герой вспоминает об угасшей любви, скорее всего безответной. Надо отметить, что эта любовь ещё осталась у него в сердце: «В душе моей угасла не совсем».

Поэт одушевляет чувство, он использует глагол в форме прошедшего времени («любил»), чтобы показать, что любовь прошла, ее больше не вернуть. Однако его любовь чиста и бескорыстна. В своей любви автор великодушен: «Но пусть она вас больше не тревожит».

Какие средства художественной выразительности использует автор в этом стихотворении? В создании эмоциональной напряженности большую роль играет трехкратное повторение словосочетания «Я вас любил…», а также синтаксический параллелизм (повторы однотипных конструкций): «безмолвно», «безнадежно», «то робостью, то ревностью», «так искренно, так нежно». Эти повторы создают многообразие лирического волнения и одновременно элегическую наполненность поэтического монолога.

В стихотворении автор использует прием аллитерации. В первой части стихотворения повторяется согласный звук «л», придающий нежность и печальность:

Я вас любил: любовь ещё, быть может,

В душе моей угасла не совсем…

А во второй части мягкий «л» меняется на сильный, резкий звук «р», символизирующий разрыв:

…То робостью, то ревностью томим;

Я вас любил так искренно, так нежно…

Гармоничность и музыкальность стихотворению придают пятистопный ямб с пиррихиями и точные, простые рифмы, а также отсутствие переносов, совпадение синтаксической структуры словосочетаний и предложений со стихотворной строкой. В стихотворении Пушкин использует перекрестную как мужскую, так и женскую рифму: «может – тревожит», «совсем – ничем».

Стихотворение «Я вас любил: любовь ещё, быть может…» — ослепительный психологический эскиз состояния поэта. Пушкинская лирика пронизана оптимизмом, верой в жизнь, в духовные возможности человека, в его способность любить и дарить любовь. Белинский, отмечая просветленный и одухотворенный характер творчества великого поэта, сказал, что его стихи – это «лелеющая душу гуманность».

Любовная лирика Пушкина: К***, На холмах Грузии, Я вас любил, Мадонна

Любовная лирика Пушкина, как и вся остальная, претерпевает изменения по мере взросления поэта. Однако своеобразие любовной лирики состоит в том, что эволюция здесь проходит очень красиво: она связана с восприятием Пушкиным окружающих его женщин.

Ранняя любовная лирика Пушкина: анализ

В ранние годы поэт очень понятен, его любовные произведения всегда конкретны и направлены на одну определенную женщину. Всегда понятно, к кому обращены стихи, он называет женщин по именам и всегда описывает конкретные к ним чувства.

Например, стихотворение На холмах Грузии лежит ночная мгла. обращено к княгине М.Н. Волконской, в девичестве Раевской, которая была тайной и безответной любовью Пушкина. Чувства там описаны очень просто — лишь тоска и светлая печаль, но при этом видно, что Пушкин уже не требует от любимой никакого ответа.

Переосмысление любовной лирике

В середине 1820-х годов происходит переосмысление. Женщина в лирике Пушкина лишается конкретных узнаваемых черт, превращаясь в некий прекрасный образ, икону и идеал. Стихотворения сводятся к восхищению этим идеалом. Причем здесь интересен тот факт, что восприятие женщины как идеала в стихах совершенно не всегда соответствовало такому же восприятию ее в жизни.

Показательно стихотворение Я помню чудное мгновенье. (оно же К ***), посвященное Анне Керн (причем из текста этого не видно, об этом Пушкин обмолвился в частном письме). Она была любовницей Пушкина, причем ничего, кроме плотского влечения, между ними не было. В этом стихотворении он представляет ее гением чистой красоты, без которого жизнь немыслима, однако в тот же день пишет эпиграмму: У бабы Керны ноги скверны! — вот такое противоречие, спор с самим собой. Женщина в жизни и женщина в поэзии — это разные вещи для Пушкина. Такой же смысл и у стихотворения Моя Мадонна.

Своеобразие любовной лирики Пушкина

В жизни Пушкин никогда не отрицал простой, низменной стороны любви. Но в творчестве для него любовь — это всегда великая, жизнеутверждающая сила, неиссякаемый источник вдохновения. Это разные вещи, и тот факт, что женщин у Пушкина было много (очень много и очень разных), отражения в поэзии не нашел. Лирика — не литературный анализ похождений, а размышления о прекрасном чувстве.

Стихотворение Я вас любил, любовь еще, быть может. интересно в первую очередь с точки зрения языка. Стоит обратить внимание на то, что в нем не использовано ни одного прилагательного, следовательно, стихотворение лишено красок и эпитетов. Пушкин описывает минувшую любовь (опять же, к Марие Волконской) лаконично и просто. Любовная лирика Пушкина вообще почти не использует эпитетов и метафор — поэт справлятся с поставленными задачами и без них.

Любовные стихотворения Пушкина — это, в первую очередь, воспоминания. Почти всегда чувство уже в прошлом, и остается лишь оглядываться на него с легкой печалью. Любовная лирика Пушкина вся в минорных тонах.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Тема поэта и поэзии: «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный»
Следующая тема:&nbsp&nbsp&nbspГуманизм Пушкина: путь от романтизма к реализму

Все неприличные комментарии будут удаляться.

Анализ стихотворения Пушкина «Я вас любил, любовь еще, быть может…»

Любовь и дружба как высокие, идеальные чувства, воспевались многими поэтами во все века и времена начиная с лириков античности. Из стихов о любви, пронизывающих века, можно составить своеобразную энциклопедию человеческого сердца.

Значительной частью в нее войдет русская любовная лирика. И в ней мы находим многие произведения, рожденные «чудным мгновением» — встречей с реальной женщиной. Адресаты лирики русских поэтов стали для нас неотделимы от их творчества, они заслужили нашу благодарность за то, что были вдохновительницами великих

Если мы обратимся к лирике, то увидим, что любовь занимает в его творчестве важное место. Подобно бальзаму, любовная лирика излечивала израненную душу поэта, становилась ангелом-утешителем, спасая от наваждения, воскрешая душу и успокаивая сердце.

Стихотворение «Я вас любил…» было написано в 1829 году. Оно посвящено блестящей красавице того времени Каролине Собаньской. Ей же были посвящены и другие стихотворения. Впервые Пушкин и Собаньская встретились в Киеве в 1821 году. Она была старше Пушкина на шесть лет, потом они увиделись спустя два года. Поэт был страстно влюблен в нее, но Каролина

Стихотворение «Я вас любил…» — это маленькая повесть о неразделенной любви. Оно поражает нас благородством и подлинной человечностью чувств. Неразделенная любовь поэта лишена всякого эгоизма:

Я вас любил: любовь еще, быть может,

В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас нечем.

Об искренних и глубоких чувствах написаны два послания в 1829 году.

В письмах к Каролине поэт признается, что испытал всю ее власть над собой, более того — обязан ей тем, что познал все содрогания и муки любви, и по сей день испытывает перед ней боязнь, которую не может преодолеть, и умоляет о дружбе, которой он жаждет, точно нищий, вымаливающий ломоть.

Сознавая, что просьба его очень банальна, он тем не менее продолжает молить: «мне необходима ваша близость», «моя жизнь неотделима от вашей».

Лирический герой в этом стихотворении — человек благородный, самоотверженный, готовый оставить любимую женщину. Поэтому стихотворение пронизано чувством огромной любви в прошлом и сдержанным, бережным отношением к любимой женщине в настоящем. Он по-настоящему любит эту женщину, заботится о ней, не хочет тревожить и печалить ее своими признаниями, желает, чтобы любовь к ней ее будущего избранника была такой же искренней и нежной, как любовь поэта.

Я вас любил безмолвно, безнадежно,

То робостью, то ревностью томим;

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам бог любимой быть другим.

Стихотворение «Я вас любил…» написано в форме послания. Оно невелико по своему объему. Жанр лирического стихотворения требует от поэта краткости, обуславливает компактность и в то же время емкость в способах передачи мысли, особые изобразительные средства, повышенную точность слова.

Для передачи глубины своего чувства Пушкин использует такие слова, как: безмолвно, безнадежно, искренно, нежно.

Стихотворение написано двусложным размером — ямбом, рифма перекрестная (1 – 3 строка, 2 – 4 строка). Из изобразительных средств в стихотворении используется метафора «любовь угасла».

Лирика, воспевшая любовь к женщине, тесно связана с общечеловеческой культурой. Приобщаясь к высокой культуре чувств через творчество наших великих поэтов, познавая примеры их сердечных переживаний, мы учимся душевной тонкости и чуткости, способности переживать.

Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Я вас любил»

Разделы: Литература

Цели урока: познакомить учащихся со стихотворением А.С.Пушкина “Я вас любил”, расширить их представления о любовной лирике великого поэта; продолжить знакомство с различными элементами анализа текста лирического стихотворения.

Оборудование: портрет А.С.Пушкина и А.А.Олениной. Звукозапись романса “Я вас любил” А. С. Даргомыжского.

Слово учителя. “Любовная лирика Пушкина доступна, но и сложна: она может быть и предельно нежной, и младенчески чистой, и рыцарски возвышенной, и плотски страстной, и озорной, и даже фривольной, чтобы не сказать более, но она никогда не может быть пошлой”,– так сказал о любовной лирике А.С.Пушкина поэт ХХ А.Т.Твардовский.

Невозможно за урок проанализировать все стихи А.С.Пушкина, относящиеся к любовной лирике, можно постараться понять, что его лирика – это чудо русской поэзии. Она сочетает в себе высокую гуманность, глубину мысли, совершенство формы. Любовная лирика занимает центральное место в поэтическом наследии Пушкина.

На уроке мы проанализируем стихотворение “Я вас любил”, которое было написано в 1829 году на Кавказе. Многие литературоведы сходятся во мнении, что оно было посвящено Анне Алексеевне Олениной, в которую Пушкин был влюблен, сватался, но получил отказ со стороны родителей красавицы. Мы не будем анализировать стихотворение, опираясь только на биографию Пушкина, ведь в любовной лирике создается условный поэтический образ лирического героя, который нельзя отождествлять с автором, но который является носителем его мировоззрения, взглядов, отношения к людям, к жизни.

(Ученики определяют жанр стихотворения.) Жанр стихотворения – обращение. Это разговор с любимой. Раз мы говорим о любовной лирике, сразу становится понятно, что тема данного стихотворения – любовь. Любовь неразделанная, безответная.

В стихотворении всего 8 строк, но сколько в нем смысла. В нем звенит печальная, грустная нота, ведь происходит прощание, если не с любовью, то с любимой женщиной: “…любовь еще, быть может, в душе моей угасла не совсем”.

Поэт не дает описания возлюбленной, но у нас возникает твердая уверенность, что так любить можно только достойного человека.

Учитель: Какой композиционный прием использует в данном стихотворении А.С.Пушкин?

Ученик: Пушкин использует композиционный прием анафору: он трижды повторяет фразу: “Я вас любил”. Эта фраза передает глубину чувства, переживаний человека, расставшегося с любимой женщиной. Это один из самых грустных моментов любви.

Учитель: В какой форме используются глаголы в стихотворении “Я вас любил”?

Ученик: Глагол “любил”, стоящий в форме прошедшего времени, символизирует невозвратимость прошлого, и если “любовь еще угасла не совсем”, она будет похоронена на дне души. И только один глагол используется в форме настоящего времени “не хочу печалить вас ничем”. Какое уважение герой проявляет к любимой женщине! Он предоставляет ей свободу и право выбора. Это и есть основная мысль стихотворения.

Учитель: Пушкин – прогрессивный поэт. Вдумайтесь, XIX век – и свобода женщины. Вспомните, у того же поэта:

И, полно, Таня! В эти лета
Мы не слыхали про любовь;
А то бы согнала со света
Меня покойница свекровь.

А пушкинский Алеко убивает Земфиру, потому что та полюбила другого.

Для поэта женщина – личность, она имеет право на выбор, на свободу.

Н.В.Гоголь писал, что для восприятия художественного богатства лирики А.С.Пушкина нужен тонкий вкус: “Здесь нет красноречия, здесь одна поэзия: никакого наружного блеска, все исполнено внутреннего блеска, который раскрывается не вдруг; все лаконизм, какой бывает чистая поэзия. Слов немного, но если они так точны, что обозначают все. В каждом слове бездна пространства; каждое слово необходимо, как поэт”.

И действительно, в этом небольшом стихотворении Пушкин, по-видимому, сознательно до минимума сводит использование изобразительных средств и художественных приемов, чтобы через простоту формы раскрыть всю глубину содержания. Давайте найдем художественно-изобразительные средства.

Ученик: В стихотворении особое значение имеет инверсия: “в душе моей”, “быть может”, “печалить вас ничем”, “любимой быть другим”. Инверсия используется почти в каждой строке, и это придает наибольшую выразительность стихотворению.

Ученик: Кроме инверсии и анафоры, поэт использует и аллитерацию: “Я вас люБил Безмолвно, Безнадежно, то роБостью, то ревностью томим”, которая усиливает эмоциональную окраску стихотворения. В стихотворении встречается многосоюзье – союз то-то “то робостью, то ревностью томим”.

Учитель: Герой испытывает робость любви. Вспомним , в стихотворении А.А.Фета тоже встречается данное состояние: “Ропот, робкое дыханье…” . И робость, и ревность – все это разные стороны многогранного чувства любви. А межу робостью и ревностью – чувствами, стоящими на крайних полюсах любви, сколько еще стремлений и надежд, радости и счастья, сомнений и тревог; между ними еще вся гамма переживаний, отличающих любовь .

Пушкин в стихотворении “Я вас любил” использует и необычные эпитеты, которые выражены наречиями “любил так искренно, так нежно”. Такие эпитеты несут смысловую нагрузку, подчеркивают, что чувство неразделенное.

Ученики определяют, что стихотворение “Я вас любил” написано пятистопным ямбом, рифма перекрестная, чередование женской и мужской рифм.

Учитель: И в конце хочется сказать, что, несмотря на неразделенную любовь, это чувство настоящее. Любовь героя альтруистична. Человек волен в своем выборе: Пушкин сравнивает данное чувство с ощущением свободы. Любить по-настоящему – значит желать счастья любимому человеку даже с другим: “Как дай вам бог любимой быть другим”.

Звучит в записи романс на стихи А.С.Пушкина “Я вас любил”.

Делаются выводы по уроку, выставляются оценки, дается домашнее задание.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector