Соседка — М

Не дождаться мне, видно, свободы,
А тюремные дни будто годы;
И окно высоко над землей!
И у двери стоит часовой!

Умереть бы уж мне в этой клетке,
Кабы не было милой соседки.
Мы проснулись сегодня с зарей,
Я кивнул ей слегка головой.

Разлучив, нас сдружила неволя,
Познакомила общая доля,
Породнило желанье одно
Да с двойною решеткой окно;

У окна лишь поутру я сяду,
Волю дам ненасытному взгляду…
Вот напротив окошечко: стук!
Занавеска подымется вдруг.

На меня посмотрела плутовка!
Опустилась на ручку головка,
А с плеча, будто сдул ветерок,
Полосатый скатился платок,

Но бледна ее грудь молодая,
И сидит она, долго вздыхая,
Видно, буйную думу тая,
Все тоскует по воле, как я.

Не грусти, дорогая соседка…
Захоти лишь — отворится клетка,
И, как божии птички, вдвоем
Мы в широкое поле порхнем.

У отца ты ключи мне украдешь,
Сторожей за пирушку усадишь,
А уж с тем, что поставлен к дверям,
Постараюсь я справиться сам.

Избери только ночь потемнее,
Да отцу дай вина похмельнее,
Да повесь, чтобы ведать я мог,
На окно полосатый платок.

Анализ стихотворения Лермонтова «Соседка»

В 1840 году Михаил Лермонтов несколько месяцев провел в заточении, пока военный трибунал расследовал дело о его дуэли с Эрнестом де Барантом – сыном французского посла. Именно в этот период было написано стихотворение «Соседка», которому впоследствии суждено было стать своеобразным гимном заключенных. В этом произведении поэт пренебрег традициями классического стихосложения и не стал апеллировать к тюремному опыту своих предшественников. Поэтому в стихотворении нет традиционного пафоса и высоких идей, оно написано простым разговорным языком, словно бы автор рассказывает близкому другу о своей жизни в заточении.

Лермонтов отмечает, что для него «тюремные дни будто годы» тянутся очень долго, и он не рассчитывает в ближайшее время покинуть место своего заточения. Однако его одиночество скрашивает таинственная соседка – девушка, которую он может видеть через небольшое тюремное оконце. Рассказывая о ней, поэт отмечает, что с незнакомкой у него сложились приятельские отношения: «Мы проснулись сегодня с зарей, я кивнул ей слегка головой».

Внешности своей соседки автор практически не уделяет внимания, отмечая лишь, что ее полечи украшает «полосатый платок» — символ арестантской жизни. Емкими штрихами автор воссоздает образ жизнерадостной молодой особы, называя ее «плутовка». Однако девушка явно страдает от одиночества, поэтому от былого веселья в ее характере практически не осталось следа. Автор отмечает, что она «буйную думу тая, все тоскует по воле, как я». Между тем, поэт испытывает к пленнице очень теплые дружественные чувства, признаваясь, что «разлучив, нас сроднила неволя, познакомила общая доля». В своей соседке он видит не только близкого человека, но и надежду на спасение, так как незнакомка представляется ему дочерью тюремщика. Лермонтов мечтает о том, что однажды она украдет ключи у отца, подпоит сторожей и освободит узников, а потом уйдет вместе с ними. И эта волнующая мысль согревает сердце поэта, скрашивает его одиночество и дает силы жить дальше.

Примечательно, что образ соседки в стихотворении не является вымышленным. Находясь в заключении, поэт действительно видел в окне здания, расположенного напротив его камеры, девушку, которую ошибочно принял за дочь тюремщика. На самом деле его таинственная незнакомка была дочерью унтер-офицера и принимала живое участие в судьбе проштрафившегося поэта.

Метрика (стихосложение)

Лит. см. при ст. Стихосложение .

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .

Смотреть что такое «Метрика (стихосложение)» в других словарях:

Метрика — учение о метре стиха. Формалистический термин, по существу лишенный содержания: в широком смысле ему соответствует стихосложение, у же учение о ритме стиха, т. е. ритмика. В обоих случаях М. представляет собой просто параллельный термин; однако… … Литературная энциклопедия

Стихосложение Лермонтова — СТИХОСЛОЖЕНИЕ Лермонтова. Стиховая речь Л. как особый вид поэтич. речи характеризуется чрезвычайным разнообразием выразит. средств: обилием метрич. и строфич. форм, свободой ритмич. вариаций, богатством мелодич. интонаций, изобразительностью… … Лермонтовская энциклопедия

Стихосложение — (иначе версификация). I. Общие понятия. Понятие С. употребляется в двух значениях. Часто оно рассматривается как учение о принципах стихотворной организации речи и в этом смысле представляет собой не что иное, как стиховедение (см.). В другом,… … Литературная энциклопедия

Стихосложение — СТИХОСЛОЖЕНИЕ или версификация. Этот термин употребляется, как для того, чтобы указать ту метрическую систему, которой пользуется данный язык для своего стиха, так и для названия суммы практических знаний, которыми должен обладать стихотворец … Словарь литературных терминов

метрика — 1. МЕТРИКА, и; ж. [греч. metrikē] 1. Лит. Учение о стихосложении и стихотворном размере. // Построение стиха, стихотворения с точки зрения размера. 2. Муз. Учение о метре (2.М.; 2 зн.). ◁ Метрический, ая, ое. М ое стихосложение. М ие такты. 2.… … Энциклопедический словарь

метрика — МЕТРИКА, и, жен. Учение о стихотворных размерах и метрах 2, а также сами стихотворные размеры и метры2. Учебник метрики. Русская м. | прил. метрический, ая, ое. Метрическое стихосложение (основанное на чередовании долгих и кратких слогов). II.… … Толковый словарь Ожегова

Метрика — (греч. τέχνη μέτρική, лат. ars metrica, от греч. μέτρον метр) учение о строении мерной, поэтической речи. Впечатление правильности, закономерности, производимое поэтическою речью, может зависеть и от числа звуковых единиц (слогов) в каждом из… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

МЕТРИКА — (греч. metrikē, от métron — мера, размер), 1) совокупность законов строения стиха — то же, что стихосложение; в узком смысле слова относится преимущественно к метрическому стихосложению, но расширительно говорится о всех системах… … Литературный энциклопедический словарь

СТИХОСЛОЖЕНИЕ — СТИХОСЛОЖЕНИЕ, версификация, способ организации звукового состава стихотворной речи. Стихотворная речь отличается от прозаической речи тем, что в ней текст членится на относительно короткие отрезки (см. Стих), соотносимые и соизмеримые между… … Литературный энциклопедический словарь

Стихосложение — версификация, способ организации звукового состава стихотворной речи. Стихотворная речь отличается от прозаической речи тем, что в ней текст членится на относительно короткие отрезки (стихи), соотносимые и соизмеримые между собою (см.… … Большая советская энциклопедия

Гинцбург Д.Г. О русском стихосложении: Опыт изследования ритмическаго строя стихотворений Лермонтова. Пг., 1915. В современном полукожаном переплете с золотым тиснением на корешке. Очень хорошая сохранность.

Гинцбург Д.Г. О русском стихосложении: Опыт изследования ритмическаго строя стихотворений Лермонтова. Посмертное издание с портретом автора. Под редакциею и с предисловием Г.М.Князева. Пг., [типография Т-ва М.О.Вольф], 1915. [2], LXIV, 268, [2] с.; 1 л. портр. 20,6 x 14,3 см. В современном полукожаном переплете с золотым тиснением на корешке. Очень хорошая сохранность.

Книга принадлежит перу крупного востоковеда, писателя и общественного деятеля Д.Г.Гинцбурга (1857-1910) и посвящена вопросам русского литературного стихосложения. В общей части работы разбираются основные понятия стихосложения и описываются особенности русского стихосложения. Во второй части анализируется ритмический строй образцов русской стихотворной речи, наибольшее внимание уделено М.Ю.Лермонтову.

Давид Горациевич Гинцбург происходил из семьи общественного деятеля и филантропа, барона Г.О.Гинцбурга. Получил блестящее образование, готовился как ориенталист в Петербурге и Париже. В 1877 г. ему была присвоена ученая степень в Петербургском университете. В 1879-1880 г.г. изучал арабскую поэзию и еврейскую историю. Оказывал поддержку еврейским учебным заведениям и благотворительным учреждениям. В 1907 г. основал в Петербурге курсы востоковедения. Главный редактор «Еврейской энциклопедии» на русском языке. Гинцбург составил каталог и описание рукописей Института восточных языков при Министерстве иностранных дел. Собрал огромную и ценную библиотеку. В сотрудничестве с B.Стасовым издал труд «Еврейский орнамент».

Человек стремителен в желаниях, мыслях, действиях. Но срок его жизни…

Сочинение: Лермонтов. М.Ю. — Разное — «Гармония природы в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Люблю я цепи синих гор. «»

«Гармония природы в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Люблю я цепи синих гор. «»

Гармония природы в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Люблю я цепи синих гор. «

М. Ю. Лермонтов великолепно чувствовал природу и точно мог передать свои ощущения. В стихотворении «Люблю я цепи синих гор. » он описывает красочный закат в горах: Ярка без света и красна Всплывает из-за них луна. или На западе вечерний луч Еще горит на ребрах туч И уступить все медлит он Луне — угрюмый небосклон. Каждое слово стихотворения пронизано настроением, об-, цветом. А затем — стремление, полет, стук копыт, и замирает дыхание: Однажды при такой луне Я мчался на лихом коне. . Туманный месяц и меня, И гриву, и хребет коня Сребристым блеском осыпал. Лермонтов очень хорошо чувствовал ритм жизни. Чело-век стремителен в желаниях, мыслях, действиях. Но срок его жизни короткий, и, вырвавшись из круговерти, можно успеть увидеть, для чего мы рождены. . И долго так мой конь летел. И вкруг себя я поглядел: Все та же степь, все та ж луна. Мы крохотная часть природы, ее осколок, мы не можем укротить ее, хотя уже и выбились из-под материнского крыла. И Лермонтов очень тонко заметил, как луна Казалось, упрекала в том, Что человек с своим конем Хотел владычество степей В ту ночь оспаривать у ней! В смерти нет жизни, а в жизни есть природа, а в природе есть гармония, гармония должна быть в человеке, и такая целостность поможет нам увидеть мир глазами замечательного поэта Михаила Лермонтова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector