Анализ стихотворений о Родине

Тема Отчизны занимала доминирующие место в русской поэзии. Чувство патриотизма, которое было присуще каждому поэту, находило свое воплощение в их стихотворениях.

Тема Отчизны в лирике

В русской поэтике изображалась не только любовь к Родине, большую роль играло освещение тех проблем, которые были в России на разных ее исторических этапах. Литературные деятели восхищались красотой родного края, пытались в своих произведениях укрепить веру русского народа в счастливое будущее, подчеркнуть уникальность и неповторимость своего Отечества.

Ф. Тютчев «Умом Россию не понять»

Благодаря своему великому художественному таланту, в кратком четверостишье Федору Тютчеву удалось полностью раскрыть уникальность России, то, чем он отличается от других государств.

Главная тема стихотворения – любовь к Родине, автор учит познавать Россию сердцем, а не разумом, верить в ее будущее. Мы привыкли воспринимать все государства одинаково, однако наша страна – особенная, в ней таиться сильный и могущественный дух, который не вписывается ни в какие обывательские критерии.

А. Блок «Россия»

Главная тема произведения А. Блока «Россия» — это безграничная, всепобеждающая любовь к Родине. Нищета, несправедливость, угнетение низших социальных слоев – все это не может отнять у автора той любви к родному краю, которая была заложена у него с детства.

Он воспринимает Россию как прекрасную девушку, которая облачена в горе и несчастья, однако не позволила сломить себя, и сквозь века по–прежнему сияет в своем божественном свете.

А. Блок восхищается красотой девственной природы своей Родины, и считает ее бесценным сокровищем. В конце стиха автор сумел передать читателю непоколебимую веру в то, что Россия в будущем покажет свое могущество и станет процветающим государством.

Е. Евтушенко «Идут белые снеги»

Поэзия Е. Евтушенко «Идут белые снеги» была создана на волне течения шестидесятничества. Это произведение многие считают гражданским манифестом автора. Молодой автор в этом произведении ведет рассуждения о сущности жизни, творчества и родной земли.

За простыми строками стиха скрывается глубокий философский смысл: свой творческий рост Евтушенко рассматривает только вместе с ростом своего государства. Автор видит все проблемы многострадального государства, однако по примеру своих предшественников – Лермонтова и Пушкина, все же не теряет надежду в его преобразование.

В изображении природы в стихотворении «Идут белые снеги» мы видим исторический подтекст, автор умело выстраивает связь поколений, которые боролись за свою Родину и ее благополучие. В конце стихотворения Е. Евтушенко говорит читателю о том, что пока будет существовать Россия, до тех пор будет жить и он.

А. Галич «Когда я вернусь. »

Читая первые строки произведения А. Галича «Когда я вернусь» читатель предполагает, что обращение главного героя адресовано женщине – в нем заложены сильные чувства, любовь, преданность и вера. Однако на самом деле поэт обращается к своей любимой Родине.

С Россией у лирического героя связанны самые теплые воспоминания, он воспринимает ее как родной дом, в котором он может найти успокоение и счастье. Вынужденный отъезд не прерывает взаимосвязь патриота и Отечества. Не будучи увереным в том, что он вернется в родной край, лирический герой все же не прощается с Россией.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Тургенев «Стихотворения в прозе» как лирическая исповедь автора.
Следующая тема:&nbsp&nbsp&nbspСаган «Здравствуй, грусть» — герои, чувства, краткое содержание

Все неприличные комментарии будут удаляться.

«Эти бедные селенья…» Ф. Тютчев

Эти бедные селенья,
Эта скудная природа —
Край родной долготерпенья,
Край ты русского народа!

Не поймет и не заметит
Гордый взор иноплеменный,
Что сквозит и тайно светит
В наготе твоей смиренной.

Удрученный ношей крестной,
Всю тебя, земля родная,
В рабском виде царь небесный
Исходил, благословляя.

Анализ стихотворения Тютчева «Эти бедные селенья…»

Федор Тютчев с самой юности начал строить общественно-политическую карьеру, и уже в 19 лет отбыл в Германию в составе дипломатической миссии. Значительная часть жизни поэта прошла за границей, где он не только отстаивал национальные интересы, но и активно интересовался литературой. Именно Европа привила Тютчеву любовь к романтизму и научил лаконично выразить свои мысли в поэтических произведениях. Тем не менее, он мечтал вернуться на родину, и считал каждый свой приезд в Россию настоящим праздником.

Прижив в Европе более 20 лет, поэт прекрасно отдавал себе отчет в том, что по уровню культуры России до той же германии или Францы весьма далеко. Однако в русском народе поэт видел те черты, которые напрочь отсутствовали у европейцев. Это не только природная доброта и отзывчивость, но и человеколюбие, смирение, терпеливость. Обычные крестьяне несли свой жизненный крест с таким благородством и достоинством, которое не всегда можно было встретить у именитых европейских аристократов.

Приняв решение оставить дипломатическую карьеру, Федор Тютчев вернулся в Россию и с увлечением продолжил свои литературные эксперименты. В 1855 году он опубликовал стихотворение од названием «Эти бедные селенья…», в котором попытался изложить, почему Россия, несмотря на ее многочисленные проблемы и недостатки, для него гораздо ближе, чем сытая и благополучная Европа.

Пытаясь дать наиболее точно определение своей родине, Тютчев отмечает: «Край родной долготерпенья, край ты Русского народа!». Автор сходится во мнении с Некрасовым по поводу того, что Россия далека от совершенства, и не пытается завуалировать те проблем, которые с первого взгляда бросаются в глаза. Это нищета людей, их рабский каждодневный труд, колоссальная пропасть между различными классами и социальными группами. Однако в данный момент все это не имеет значения для поэта, который видит в своей родине те отличительные особенности, которые превращают Россию в великую державу. Тютчев отмечает, что пресловутые европейцы просто не способны заметить и понять, «что? сквозит и тайно светит в наготе твоей смиренной».

Между тем, по мнению автора, Россия является страной, которая избрана Богом. «Всю тебя, земля родная, в рабском виде Царь Небесный исходил, благословляя», — отмечает Тютчев. По его мнению, духовность является самым главным достоянием этой страны, и дана она русскому народу за вековые мучения и смирение перед волей Всевышнего.

Стихи Федора Тютчева

Весна в окно стучится

Зима недаром злится,
Прошла ее пора —
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
И все засуетилось,
Все нудит Зиму вон —
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.
Зима еще хлопочет
И на Весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит.
Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя.
Весне и горя мало:
Умылася в снегу,
И лишь румяней стала,
Наперекор врагу.

День Православного Востока

День Православного Востока,
Святись, святись, великий день,
Разлей свой благовест широко
И всю Россию им одень!

Но и святой Руси пределом
Его призыва не стесняй:
Пусть слышен будет в мире целом,
Пускай он льется через край,

Своею дальнею волною
И ту долину захватя,
Где бьется с немощию злою
Мое родимое дитя,[1] –
Тот светлый край, куда в изгнанье
Она судьбой увлечена,
Где неба южного дыханье
Как врачебство лишь пьет она.

О, дай болящей исцеленья,
Отрадой в душу ей повей,
Чтобы в Христово Воскресенье
Всецело жизнь воскресла в ней.

[1] Это стихотворение написано Ф.Тютчевым 16 апреля 1872 г.,
в день Святой Пасхи, и послано дочери поэта М.Ф.Тютчевой, умиравшей в то время в городе Рейхенгалле (Бавария).

И бунтует, и клокочет,
Хлещет, свищет, и ревет,
И до звезд допрянуть хочет,
До незыблемых высот.
Ад ли, адская ли сила
Под клокочущим котлом
Огонь геенский разложила —
И пучину взворотила
И поставила вверх дном?

Волн неистовых прибоем
Беспрерывно вал морской
С ревом, свистом, визгом, воем
Бьет в утес береговой,-
Но, спокойный и надменный,
Дурью волн не обуян,
Неподвижный, неизменный,
Мирозданью современный,
Ты стоишь, наш великан!

И, озлобленные боем,
Как на приступ роковой,
Снова волны лезут с воем
На гранит громадный твой.
Но, о камень неизменный
Бурный натиск преломив,
Вал отбрызнул сокрушенный,
И клубится мутной пеной
Обессиленный порыв.

Стой же ты, утес могучий!
Обожди лишь час-другой —
Надоест волне гремучей
Воевать с твоей пятой.
Утомясь потехой злою,
Присмиреет вновь она —
И без вою, и без бою
Под гигантскою пятою
Вновь уляжется волна.

Как ни гнетет рука судьбины,
Как ни томит людей обман,
Как ни браздят чело морщины
И сердце как ни полно ран;
Каким бы строгим испытаньям
Вы ни были подчинены,-
Что устоит перед дыханьем
И первой встречею весны!

Весна. она о вас не знает,
О вас, о горе и о зле;
Бессмертьем взор ее сияет,
И ни морщины на челе.
Своим законам лишь послушна,
В условный час слетает к вам,
Светла, блаженно-равнодушна,
Как подобает божествам.

Цветами сыплет над землею,
Свежа, как первая весна;
Была ль другая перед нею —
О том не ведает она:
По небу много облак бродит,
Но эти облака — ея;
Она ни следу не находит
Отцветших весен бытия.

Не о былом вздыхают розы
И соловей в ночи поет;
Благоухающие слезы
Не о былом Аврора льет,-
И страх кончины неизбежной
Не свеет с древа ни листа:
Их жизнь, как океан безбрежный,
Вся в настоящем разлита.

Игра и жертва жизни частной!
Приди ж, отвергни чувств обман
И ринься, бодрый, самовластный,
В сей животворный океан!
Приди, струей его эфирной
Омой страдальческую грудь —
И жизни божеско-всемирной
Хотя на миг причастен будь!

О, как на склоне наших лет
Нежней мы любим и суеверней.
Сияй, сияй, прощальный свет
Любви последней, зари вечерней!

Полнеба обхватила тень,
Лишь там, на западе, бродит сиянье,-
Помедли, помедли, вечерний день,
Продлись, продлись, очарованье.

Пускай скудеет в жилах кровь,
Но в сердце не скудеет нежность.
О ты, последняя любовь!
Ты и блаженство и безнадежность.

Умом Россию не понять

Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать —
В Россию можно только верить.

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.

С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной и шум нагорный —
Все вторит весело громам.

Ты скажешь: ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила.

Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят —
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят.

Они гласят во все концы:
«Весна идет, весна идет,
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!

Весна идет, весна идет,
И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней. «

Я встретил вас — и все былое
В отжившем сердце ожило;
Я вспомнил время золотое —
И сердцу стало так тепло.

Как поздней осени порою
Бывают дни, бывает час,
Когда повеет вдруг весною
И что-то встрепенется в нас,-

Так, весь обвеян духовеньем
Тех лет душевной полноты,
С давно забытым упоеньем
Смотрю на милые черты.

Как после вековой разлуки,
Гляжу на вас, как бы во сне,-
И вот — слышнее стали звуки,
Не умолкавшие во мне.

Тут не одно воспоминанье,
Тут жизнь заговорила вновь,-
И то же в нас очарованье,
И та ж в душе моей любовь.

Уже полдневная пора
Палит отвесными лучами,—
И задымилася гора
С своими черными лесами.

Внизу, как зеркало стальное,
Синеют озера струи,
И с камней, блещущих на зное,
В родную глубь спешат ручьи.

И между тем как полусонный
Наш дольний мир, лишенный сил,
Проникнут негой благовонной,
Во мгле полуденной почил,—

Горе, как божества родные,
Над издыхающей землей
Играют выси ледяные
С лазурью неба огневой.

Тема родины в поэзии Ф. И. Тютчева

Великий русский поэт Федор Иванович Тютчев оставил потомкам богатое творческое наследие. Он жил в эпоху, когда творили Пушкин, Жуковский, Некрасов, Толстой. Современники считали Тютчева умнейшим, образованнейшим человеком своего времени, называли «настоящим европейцем». С восемнадцати лет поэт жил и учился в Европе.

Тютчев за долгую жизнь был свидетелем многих исторических событий в русской и европейской истории: война с Наполеоном, революции в Европе, польское восстание, Крымская война, отмена крепостного права в России и других. Как человек государственно мыслящий, Тютчев мог сравнивать и делать выводы о путях развития разных стран.

Тема родины возникает в творчестве Тютчева, когда в 50-х годах он возвращается в Россию. Отношение к родине у него было двойственное, как у Лермонтова:

Стихотворение «Эти бедные селенья…» наполнено глубоким состраданием к русскому народу, нищему, измученному непосильным трудом:

Тему унижения и бесправия продолжает стихотворение «Слезы»:

Поэт в своем творчестве стал уделять внимание быту, ежедневным тяготам и заботам людей. Стихотворение «Русской женщине» отражает сочувствие поэта к бесправному и униженному положению женщин в России, что характеризует автора как цивилизованного человека:

Поэт много размышлял о судьбе родины и пришел к выводу, что:

Поэт верил, что у всего живого есть душа. Есть она и у России, в которую, как в божество, можно верить. Родина для Тютчева — объект поклонения. Поэт считал, что у России — особый путь, ее любит Бог, а миссия ее — обновить человечество: Материал с сайта //iEssay.ru

Тютчев призывал построить отношения в обществе на духовных, христианских началах:

Стихи поэта о родине наполнены горечью и состраданием. Он понимал, что в России идет противоборство между силами добра и зла, но зло пока побеждает. Страна сама должна сделать выбор, решить свои внутренние проблемы. В русском национальном характере, по мнению поэта, заложен громадный позитивный потенциал, «русская душа» умна и талантлива, поэтому надежда на изменения к лучшему остается.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: