СОДЕРЖАНИЕ
ГЕНЕРАЛАМ ДВЕНАДЦАТОГО ГОДА
Из кинофильма «О бедном гусаре замолвите слово», 1980,
режиссер-постановщик Эльдар Рязанов
Музыка А. Петрова
Слова М. Цветаевой
Вы, чьи широкие шинели
Напоминали паруса,
Чьи шпоры весело звенели
И голоса.
И чьи глаза, как бриллианты,
На сердце вырезали след –
Очаровательные франты
Минувших лет.
Одним ожесточеньем воли
Вы брали сердце и скалу, —
Цари на каждом бранном поле
И на балу.
Вас охраняла длань Господня
И сердце матери. Вчера –
Малютки-мальчики, сегодня –
Офицера.
Вам все вершины были малы
И мягок – самый черствый хлеб,
О молодые генералы
Своих судеб!
Антология русской песни / Сост., предисл. и коммент. Виктора Калугина. — М.: Изд-во Эксмо, 2005.
Марина Цветаева (1892-1941)
АВТОРСКОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ
Генералам двенадцатого года
Вы, чьи широкие шинели
Напоминали паруса,
Чьи шпоры весело звенели
И голоса.
И чьи глаза, как бриллианты,
На сердце вырезали след, —
Очаровательные франты
Минувших лет.
Одним ожесточеньем воли
Вы брали сердце и скалу, —
Цари на каждом бранном поле
И на балу.
Вас охраняла длань господня
И сердце матери, — вчера —
Малютки-мальчики, сегодня —
Офицера!
Вам все вершины были малы
И мягок самый черствый хлеб,
О, молодые генералы
Своих судеб!
________
Ах, на гравюре полустертой,
В один великолепный миг,
Я встретила, Тучков-четвертый,*
Ваш нежный лик.
И вашу хрупкую фигуру,
И золотые ордена.
И я, поцеловав гравюру,
Не знала сна.
О, как, мне кажется, могли вы
Рукою, полную перстней,
И кудри дев ласкать — и гривы
Своих коней.
В одной невероятной скачке
Вы прожили свой краткий век.
И ваши кудри, ваши бачки
Засыпал снег.
Три сотни побеждало — трое!
Лишь мертвый не вставал с земли.
Вы были дети и герои,
Вы все могли!
Что так же трогательно-юно,
Как ваша бешеная рать?
Вас златокудрая фортуна
Вела, как мать.
Вы побеждали и любили
Любовь и сабли острие —
И весело переходили
В небытие.
26 декабря 1913
Феодосия
* Посвящено мужу — Сергею Яковлевичу Эфрону (1893-1941)
** Тучков-четвертый А. А. (1777-1812) — генерал-майор, погибший в Бородинском сражении.
Душа любви: /Поэт. антол./ А. Ахматова, Н. Гумилев, О. Мандельштам, М. Цветаева. — Сост., авт. вступ. статей и примеч. А. Л. Казаков. — Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1990.
Генералам 1812 года. Романс
Вы, чьи широкие шинели
Напоминали пapyca,
Чьи шпоры весело звенели
И голоса, и голоса.
И чьи глаза, как бриллианты,
На сердце вырезали след, —
Очаровательные франты
Минувших лет.
Одним ожесточеньем воли
Вы брали сердце и скалу, —
Цари на каждом бранном поле
И на балу, и на балу.
Вам все вершины были малы
И мягок — самый черствый хлеб,
О, молодые генералы
Своих судеб!
О, как, мне кажется, могли вы
Рукою, полною перстней,
И кудри дев ласкать — и гривы
Своих коней, своих коней
В одной невероятной скачке
Вы прожили свой краткий век.
И ваши кудри, ваши бачки
Засыпал снег.
Генералам двенадцатого года.
Стихи М. Цветаевой.
Вы, чьи широкие шинели
Напоминали паруса,
Чьи шпоры весело звенели
И голоса,
И чьи глаза, как бриллианты,
На сердце вырезали след, —
Очаровательные франты
Минувших лет!
Одним ожесточеньем воли
Вы брали сердце и скалу, —
Цари на каждом бранном поле
И на балу.
Вас охраняла длань Господня
И сердце матери. Вчера —
Малютки-мальчики, сегодня —
Офицера!
Вам все вершины были малы
И мягок — самый черствый хлеб,
О, молодые генералы
Своих судеб!
Ах, на гравюре полустертой,
В один великолепный миг,
Я встретила, Тучков-четвертый,
Ваш нежный лик,
И вашу хрупкую фигуру,
И золотые ордена…
И я, поцеловав гравюру,
Не знала сна…
О, как, мне кажется, могли вы
Рукою, полною перстней,
И кудри дев ласкать — и гривы
Своих коней.
В одной невероятной скачке
Вы прожили свой краткий век…
И ваши кудри, ваши бачки
Засыпал снег.
Три сотни побеждало — трое!
Лишь мертвый не вставал с земли.
Вы были дети и герои,
Вы всё могли.
Что так же трогательно-юно,
Как ваша бешеная рать.
Вас златокудрая Фортуна
Вела, как мать.
Вы побеждали и любили
Любовь и сабли острие —
И весело переходили
В небытие.
Гостиная Цветаевых — 3
Были дружны сестры Цветаевы и с Петром Николаевичем Лампси – феодосийским судьей, дальним (не кровным) родственником Ивана Константиновича Айвазовского. Знакомство с ним состоялось в 1911 году и продолжалось вплоть до последнего приезда Марины в Феодосию осенью 1917 года. Со всеми серьезными просьбами (найти квартиру, устроить ночлег в Севастополе) Цветаевы обращались именно к нему.
Среди окружения сестер Цветаевых был молодой, начинающий художник Людвиг Квятковский. В то время ему было всего 17 лет. Но уже тогда сам метр живописи Константин Федорович Богаевский признавал творчество молодого художника: «Я отдал бы полжизни за то, чтобы иметь такое чувство цвета, такое чувство красок, как у этого милого мальчика». В конце концов, Людвиг Квятковский стал художником-графиком.
Своим гостеприимством в Феодосии особенно славился дом Богаевских. Жозефина Густавовна Богаевская, урожденная Дуранте, – жена Константина Богаевского, была очень хлебосольной хозяйкой, не было дня, чтобы в этом доме кто-нибудь не гостил.
Сестры познакомились с Богаевским и его женой еще в свое первое коктебельское лето 1911 года. Художник любил стихи юной Марины, уже тогда чувствовал в ней большого поэта. Богаевскому и его жене Марина писала с острова Сицилия во время свадебного путешествия в 1912 году. Копия картины Богаевского «Феодосия» (1930) представлена у нас в мемориальной комнате. Оригинал находится в Национальной картинной галерее им. Айвазовского.
Близко общались сестры Цветаевы и с Михаилом Пелопидовичем Латри – внуком Ивана Константиновича Айвазовского, художником и керамистом и его женой Ариадной Николаевной, которая славилась в Феодосии как исполнительница задушевных русских романсов.
Принадлежал к этой творческой компании и Владимир Рогозинский — племянник того фотохудожника Редлиха, на даче которого снимала комнаты Марина Цветаева с семьей. По профессии он инженер-архитектор, но был более известен в Феодосии как единственный владелец автомобиля. Владимир Рогозинский часто перевозил сестер Цветаевых из Феодосии в Коктебель и обратно.
Вот таким образом сестры Цветаевы проводили время в Феодосии. К тому же, тогда в Феодосии существовала славная традиция среди местной интеллигенции – часто устраивались благотворительные концерты, вечера в пользу бедных, в пользу утопающих на водах. И сестры Цветаевы принимали активнейшее участие в этих мероприятиях. Они читали стихи Марины Цветаевой в унисон и буквально очаровывали местную публику такой необычной декламацией. Представленная мебель, посуда, статуэтки – все это старые вещи конца XIX — начала XX века. Настенные часы были приобретены в лавке немца Ресслера. Кроме этого магазинчика, у Ресслера была еще кондитерская, куда каждое утро ходили завтракать Марина и Анастасия Цветаевы со своими детьми. Сейчас на месте этой кондитерской находится магазин «Альбатрос» (ул. Горького).
Феодосийский период был необычайно плодотворным в творчестве Марины Цветаевой и завершился созданием книги «Юношеские стихи. 1913-1914», опубликованной за рубежом только в 1976 году. На стенде экспонируется два стихотворения Цветаевой, посвященных Сергею Эфрону: «Генералам 1912 года» и «Я с вызовом ношу его кольцо». В этих стихотворениях чувствуется какая-то тревога. Уже тогда у Марины Цветаевой было чувство надвигающейся войны. 19 июля 1914 года началась Первая мировая война. И это хорошо чувствовала Марина Цветаева, можно сказать, что она обладала даром предвидения.
В нашей экспозиции редкая вещь — пианино конца XIX века немецкого происхождения. Если кто-то из экскурсантов может играть на этом инструменте, мы предоставляем такую возможность. Продолжить рассказ об окружении сестер Цветаевых, мы предлагаем в следующей части нашей экспозиции.
по страницам раздела:
Гостиная Цветаевых — 1 :: Гостиная Цветаевых — 2 :: Гостиная Цветаевых — 3
Генералам двенадцатого года
Сергею
Вы, чьи широкие шинели
Напоминали паруса,
Чьи шпоры весело звенели
И голоса.
И чьи глаза, как бриллианты,
На сердце вырезали след —
Очаровательные франты
Минувших лет.
Одним ожесточеньем воли
Вы брали сердце и скалу, —
Цари на каждом бранном поле
И на балу.
Вас охраняла длань Господня
И сердце матери. Вчера —
Малютки-мальчики, сегодня —
Офицера.
Вам все вершины были малы
И мягок — самый черствый хлеб,
О, молодые генералы
Своих судеб!
Ах, на гравюре полустертой,
В один великолепный миг,
Я встретила, Тучков-четвертый,
Ваш нежный лик,
И вашу хрупкую фигуру,
И золотые ордена…
И я, поцеловав гравюру,
Не знала сна.
О, как — мне кажется — могли вы
Рукою, полною перстней,
И кудри дев ласкать — и гривы
Своих коней.
В одной невероятной скачке
Вы прожили свой краткий век…
И ваши кудри, ваши бачки
Засыпал снег.
Три сотни побеждало — трое!
Лишь мертвый не вставал с земли.
Вы были дети и герои,
Вы все могли.
Что так же трогательно-юно,
Как ваша бешеная рать.
Вас златокудрая Фортуна
Вела, как мать.
Вы побеждали и любили
Любовь и сабли острие —
И весело переходили
В небытие.
Марина Цветаева
Феодосия, 26 декабря 1913
Экскурсия по залам музея | Уголки цветаевского Крыма | Гости цветаевского дома |
—Феодосия Цветаевых —Коктебельские вечера —Гостиная Цветаевых —Марина Цветаева —Анастасия Цветаева |
— «Я жила на Бульварной» (АЦ) —Дом-музей М. и А. Цветаевых —Феодосия Марины Цветаевой —Крым в судьбе М. Цветаевой |
—Максимилиан Волошин —Василий Дембовецкий — —Константин Богаевский —Литературная гостиная —Гостевая книга музея |
Жизнь и творчество сестёр | Литературный мир Цветаевых | Музей открытых дверей |
—Хронология М. Цветаевой —Хронология А. Цветаевой —Биография М. Цветаевой —Биография А. Цветаевой |
—Исследования и публикации —Воспоминания А. Цветаевой —Документальные фильмы —Цветаевские фестивали |
—Адрес музея и контакты —Лента новостей музея —Открытые фонды музея —Музейная педагогика —Ссылки на другие музеи |
© 2011-2018 KWD (при использовании материалов активная ссылка обязательна)
Музей Марины и Анастасии Цветаевых входит в структуру Государственного бюджетного учреждения Республики Крым «Историко-культурный, мемориальный музей-заповедник «Киммерия М. А. Волошина»
Анализ стихотворения Цветаевой М. И. «Генералам двенадцатого года»
Стихотворение «Генералам двенадцатого года» (1913) — одно из наиболее восторженных и романтических произведений молодой М.И. Цветаевой. Оно практически все состоит из цепочки деталей, возвышающих адресата послания:
Вы, чьи широкие шинели Напоминают паруса,
Чьи шпоры весело звенели И голоса,
И чьи глаза, как бриллианты,
На сердце оставляли след, — Очаровательные франты Минувших лет!
Заявленный в сравнении образ паруса в классической поэзии XIX века, например у М.Ю. Лермонтова, традиционно символизирует жизнестойкость, способность противостоять любым натискам судьбы. Именно эти черты, по мнению М.И. Цветаевой, являлись определяющими в характерах героев 1812 года, что в конечном итоге и обусловило высокую степень их патриотического чувства. Обращения «генералы», «цари» также призваны возвеличить образы офицеров. Они не только герои отечества, но и генералы дамских сердец. В восприятии образов очевидна опора на литературную традицию. В произведении важен не конкретный адресат, а образ поколения, обращение «Ваше благородие» к которому было наполнено глубоким содержательным смыслом. В стихотворении звучит глубокое сожаление об ушедшем типе мужского идеала той эпохи. Но в еще большей степени, чем рисуемые образы, в стихотворении важен романтический характер самой восторженной лирической героини. Она любуется героями 1812 года не только как покоренная их душевным благородством и высокими манерами женщина. В стихотворении заявлена и материнская тема:
Вас охраняла длань господня И сердце матери, — вчера.
Малютки-мальчики сегодня — Офицера!
В восторженных восклицаниях «Ах!», «О…» и строгом обращении «Вы» усматриваются жанровые особенности сентиментального романса. Если в душе мечтательной лирической героини царят две стихии (любовь и творчество), то сердцами генералов 1812 года владеют опять-таки любовь и героика. Только любовь дает им силы побеждать. Именно она питает душевное благородство:
Вы побеждали и любили Любовь и сабли острие — И весело переходили В небытие.
Стихотворение, написанное через столетие после событий Отечественной войны 1812 года, призвано увековечить в памяти поколений и опоэтизировать высокий образ русского офицерства.
Отечественная война 1812 года породила в русской поэзии мощную поэтическую традицию, начиная с Г. Державина,
В. Капниста, В. Жуковского, К. Батюшкова, Ф. Глинки, К. Рылеева, А. Пушкина, М. Лермонтова, А. Дельвига, Ф. Тютчева, А. Майкова, Е. Баратынского, заканчивая многочисленными народными историческими песнями. Однако в их произведениях важны исторический и патриотический аспекты восприятия событий. Для М.И. Цветаевой герои двенадцатого года важны не только как храбрые воины, но и неотразимые кавалеры. В таком ракурсе до нее никто данную тему не поднимал, кроме, пожалуй, Ф. Глинки («Партизан Давыдов»), В. Жуковского («Певец в стане русских воинов»), М. Языкова («Д.В. Давыдову»), которые вспоминали о разгульно-удалых подвигах Д. Давыдова.