Стихи цветаевой для детей 4

Марина ЦВЕТАЕВА

БАБУШКЕ

Продолговатый и твердый овал,
Черного платья раструбы…
Юная бабушка! Кто целовал
Ваши надменные губы!

Руки, которые в залах дворца
Вальсы Шопена играли…
По сторонам ледяного лица
Локоны в виде спирали.

Темный, прямой и взыскательный взгляд.
Взгляд, к обороне готовый.
Юные женщины так не глядят.
Юная бабушка, кто вы?

Сколько возможностей вы унесли,
И невозможностей – сколько?
В ненасытимую прорву земли,
Двадцатилетняя полька!

День был невинен, и ветер был свеж.
Темные звезды погасли.
— Бабушка! – Это жестокий мятеж
В сердце моем – не от вас ли.

4 сентября 1914

В СУББОТУ

Темнеет… Готовятся к чаю…
Дремлет Ася под маминой шубой.
Я страшную сказку читаю
О старой колдунье беззубой.

О старой колдунье, о гномах,
О принцессе, ушедшей закатом.
Как жутко в лесу незнакомом
Бродить ей с невидящим братом!

Одна у колдуньи забота:
Подвести его к пропасти прямо!
Темнеет… Сегодня суббота
И будет печальная мама.

Темнее. Не помнишь о часе.
Из столовой позвали нас к чаю.
Клубочком свернувшейся Асе
Я страшную сказку читаю.

НА БУЛЬВАРЕ

В небе – вечер, в небе – тучки,
В зимнем сумраке бульвар.
Наша девочка устала,
Улыбаться перестала.
Держат маленькие ручки
Синий шар.

Бедным пальчикам неловко:
Синий шар стремится вдаль,
Не дается счастье даром!
Сколько муки с этим шаром!
Миг – и выскользнет веревка,
Что останется? Печаль.

Утомились наши ручки,
В зимнем сумраке бульвар.
Наша дочка побежала,
Ручки сонные разжала…
Мчится в розовые тучки
Синий шар.

Словно теплая слеза –
Капля капнула в глаза.
Там, в небесной вышине,
Кто-то плачет обо мне.

Стихотворения Марины Цветаевой для детей, школьников. Маленькие и небольшие.

Я знаю, наш дар — неравен,
Мой голос впервые — тих.
Что вам, молодой Державин,
Мой невоспитанный стих!

На страшный полет крещу Вас:
Лети, молодой орел!
Ты солнце стерпел, не щурясь,
Юный ли взгляд мой тяжел?

Нежней и бесповоротней
Никто не глядел Вам вслед.
Целую Вас — через сотни
Разъединяющих лет.

Знать: дух — мой сподвижник и дух — мой вожатый!
Входить без доклада, как луч и как взгляд.
Жить так, как пишу: образцово и сжато —
Как бог повелел и друзья не велят.

Сердцу — ад и алтарь,
Сердцу — рай и позор.
Кто — отец? Может — царь,
Может — царь, может — вор.

Поставят нам — единый дом.
Прикроют нас — одним холмом.

И лягу тихо, смежу ресницы,
Смежу ресницы.
И лягу тихо, и будут сниться
Деревья и птицы.

Любовь ли это — или любованье,
Пера причуда — иль первопричина,
Томленье ли по ангельскому чину —
Иль чуточку притворства — по призванью.

— Души печаль, очей очарованье,
Пера ли росчерк — ах! — не все равно ли,
Как назовут сие уста — доколе
Ваш нежный рот — сплошное целованье!

На кажется-надтреснутом канате
Я — маленький плясун.
Я — тень от чьей-то тени. Я — лунатик
Двух тёмных лун.

За моей спиной крылатой
Вырастающий ключарь,
Еженощный соглядатай,
Ежеутренний звонарь.

Страсть, и юность, и гордыня
Все сдалось без мятежа,
Оттого что ты рабыне
Первый молвил: — Госпожа!

Ураганом святого безумья
Поднимайтесь, вожди, над толпой!
Всё безумье отдам без раздумья
За весеннее: «Пой, птичка, пой».

М.Цветаева «Наши царства»

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели: ознакомление учащихся с творчеством М. И. Цветаевой; расширить «поэтический» кругозор учащихся.

Задачи:

  • познакомить детей с изобразительными средствами в лирическом стихотворении; учить детей понимать и воспринимать на слух художественное произведение, размышлять над его содержанием;
  • развивать умение анализировать лирическое стихотворение, понимать замысел поэта, находить авторские приемы создания образа детства;
  • формировать умение осознанно, грамотно, выразительно читать лирическое стихотворение.

I. Организационный момент. Слайд 1.

II. Работа по развитию речи. Слайд 2.

Подберите эпитеты:
Ручейки весной– какие?
Ручейки летом– какие?
Деревья летом –какие?
Листья летом – какие?
Листья весной – какие?
Поле летом – какое?
Облачко весной – какое?
Облачко летом – какое?

Подберите синонимы и антонимы: Слайд 3.

Темный – ____________ _____________
Туманно – _____________ _____________
Свежий – _____________ _____________

III. Проверка домашнего задания. Слайд 4.

Дети работают в группах по 4 человека. По очереди они выразительно читают стихи В.Я.Брюсова. Оценивают друг друга.

IV. Изучение нового материала. Слайд 5.

1. Знакомство с творчеством Марины Цветаевой.

Звучит песня в исполнении Аллы Пугачёвой (стихи – Марина Цветаева; музыка – Микаэл Таривердиева – «Мне нравится, что вы больны не мной. »

– Знаете ли вы, что-то об этой песне? (Ответы учащихся.)
– Кто автор стихов? (Дети отвечают на вопрос)

– Написала стихи Марина Ивановна Цветаева. А начиналось всё так…
Осенью 1910 года восемнадцатилетняя гимназистка, дочь профессора Московского университета Ивана Владимировича Цветаева, отнесла в типографию сборник стихов. Книга называлась «Вечерний альбом» – стихи, написанные в 15–17 лет (некоторые, возможно, ещё раньше).
Первая книга Марины Цветаевой появилась в то время, которое принято называть серебряным веком русской поэзии. Недостатка в талантах тогда не ощущалось. Тем не менее, на сборник Цветаевой откликнулись многие русские поэты. «Вечерний альбом» поражал, прежде всего, искренностью, отсутствием каких-либо литературных влияний – случай для начинающего поэта почти уникальный. Через два года выходит второй сборник стихов юной поэтессы «Волшебный фонарь», посвящённый её мужу Сергею Эфрону.
Вскоре после «Вечернего альбома» её стихи появляются в поэтических сборниках, рядом со стихами известных поэтов. Один из наиболее известных и уважаемых журналов того времени – «Северные записки» – публикует её стихи с 1915 года. Она часто выступает на литературных вечерах. Счастлива Марина Цветаева и в личной жизни (в сентябре 1912 года у неё родилась дочь Ариадна), у неё много друзей, она не знает никаких трудностей. В это безмятежное время написаны, быть может, самые светлые её стихи. Но поскорее всё напечатать она не стремится. Цикл «Юношеские стихи», написанный в 1913–1915 годах, не был опубликован в то время. В стихах того времени Цветаева откровенно любуется собой. Но во многих её стихах присутствует и другая тема – тема смерти. «Юношеские стихи» плавны и напевны, они легко запоминаются и легко поются. Стихи, написанные годом позже (1916 г.), во многом отличаются от «Юношеских стихов», большинство литературоведов справедливо считают именно этот год годом зрелости цветаевского таланта. Почти исчезло прежнее кокетство, любование собой, появились новые интересы, новые заботы. В этот год она пишет стихотворение, возможно, самое сильное из всех, что были созданы в те годы (шла первая мировая война) русскими поэтами – противниками войны. В её стихах появляются солдаты, бабы, нищие. Зазвучали в стихотворениях Марины Цветаевой интонации и приёмы русского фольклора. В этот же год ею был написан и цикл «Стихи к Блоку», в голосе Цветаевой появляются доселе ей несвойственные благоговейные ноты.
Годы гражданской войны становятся одним из тяжелейших испытаний в жизни Марины Цветаевой. Муж в армии, она одна в Москве с двумя маленькими детьми (весной 1917 года родилась дочь Ирина) безо всяких средств к существованию. Зачастую им нечего есть, от голода умирает её младшая дочь. Но и в это трудное время М. Цветаева не перестаёт быть поэтом, «все стены исчёрканы строчками стихов». В это страшное время написаны сотни стихов, поэма «На Красном Коне», поэмы-сказки, шесть пьес (ни одна из пьес при жизни Марины Цветаевой не была поставлена), тома дневников.
В мае 1922 года она с дочерью приезжает в Берлин, где после 5-летней разлуки встречается с мужем, а через несколько месяцев они переезжают в Чехию. Здесь стихи Марины Цветаевой зазвучали с новой силой, но как не похожи они на те, что писала юная Марина. Через некоторое время у неё рождается сын Георгий. «Он не должен страдать от того, что я пишу стихи, – пусть лучше стихи страдают!» – это было сказано, когда сыну было 4 года. Так она будет относиться к нему до последнего своего вздоха. Каждый свой свободный час она использует для работы, но именно свободный. Теперь она пишет не только и не столько лирические стихи
(за них мало платят), основное место в её творчестве начинают занимать поэмы и проза. (В собрании сочинений М. И. Цветаевой её проза занимает два больших тома. Вся её проза (как и вся поэзия) – дневник души автора. Значительная часть прозы Марины Цветаевой посвящена её родителям.)
В эмиграции (после Чехии она живёт во Франции) ей жилось тяжело: дом и маленький ребёнок целиком на её руках, вечное безденежье. В 1937 году она вслед за мужем и дочерью возвращается в Россию. Жили они в подмосковном посёлке Болшево. Но через 2 месяца после приезда Марины Ивановны её мужа и дочь арестовывают, их подвергают страшным пыткам, а ещё через 2 месяца Сергея Яковлевича расстреливают, а дочь ещё целых 16 лет будет томиться в лагерях.
Марине Ивановне надо было одной растить подростка сына, платить за жильё, носить передачи в тюрьму. Она жила на копеечные гонорары за переводы, сама практически не писала.
Через два месяца после начала Отечественной войны М. И. Цветаева с сыном эвакуировалась в Елабугу – маленький городок в Татарии. А через несколько дней она покончила с собой. «Попала в тупик» – так она объяснила своё самоубийство в предсмертном письме к сыну. Её сын Георгий Эфрон погиб на фронте летом 1944 года.
Марина Цветаева всегда верила, что всё сказанное в стихах сбывается. Сбылись многие её печальные пророчества, но сбылось и другое, написанное ещё в счастливые дни юности:
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черёд.

– Сегодня мы познакомимся с одним из ее стихотворений.

2. Работа над стихотворением «Наши царства»

Учитель читает стихотворение. Слайд 7.

– Какие чувства наполнили вас, услышав это стихотворение?
– Какой период описан в стихотворении поэтессой?
– Какие мысли выразила М.Цветаева в стихотворении?

Далее, учитель дает задание прочитать стихотворение самостоятельно и поработать с ним.

– Прочитайте стихотворение М. И. Цветаевой «Наши царства».
– Отметьте для себя неясные, непонятные места в стихотворении, попробуйте сформулировать вопросы по тексту.

В то время, когда дети формулируют свои вопросы к стихотворению, учитель проходит, читает эти вопросы, индивидуально работает с учеником – прорабатывают данный вопрос. Наиболее удачные вопросы появляются на доске.
На доске появляются вопросы (приблизительно такие):

  • Кому принадлежат владенья?
  • Какое время года здесь описывает поэтесса?
  • Какое время суток описывает в стихотворении Цветаева?
  • Какой жанр напоминает это произведение?
  • Какие элементы сказки есть в стихотворении?
  • В чем смысл стихотворения?

– Вот наиболее удачные вопросы. К ответам на них, мы подойдем в процессе работы над стихотворением.

Теперь учитель предлагает это стихотворение прочитать наиболее готовым учащимся.

– А теперь давайте вместе рассмотрим стихотворение «в целом», попробуем вместе понять и насладиться слогом поэтессы, увидеть образ ее детства, понять ее ранимую душу через стихотворение.
– Как вы считаете, почему стихотворение названо «Наши царства»?
– О каких царствах идет речь?

– Прочитайте первую строфу. (Ребенок читает.)
– О каком уголке идет речь?
– Это место существовало на самом деле или это выдуманный автором уголок?
– Действительно, у Марины и ее любимой младшей сестры Анастасии, о которых и идет речь в стихотворении, такие царства были на самом деле. Девочки туда бежали с радостью. Автор упоминает о волшебстве этого места, которое становится царством с приходом девочек. Здесь они наслаждаются природой, отдыхают душой.
– Найдите в стихотворении строчки, которые говорят об этом чуде.

Ребенок читает вторую строфу. Слайд 9.

– Почему Марина Цветаева называет девочек феями?
– Чем наслаждаются феи в своем царстве?
– А взрослые видят те чудеса, которыми восхищается поэтесса?
Найдите строчки, которые это подтверждают. (Дети читают третью строфу.) Слайд 10.
– Как взрослые реагируют на девочек?
– Почему «на фею нужен глаз»?
– О каком периоде своей жизни рассказывает М.Цветаева?
– Охарактеризуйте этот период.

– Прочитайте четвертую строфу и найдите фразу – подтверждение того, что Цветаева счастлива в периоде детства. Слайд11.
– Какое время автор считает подходящим для чудес?
– В этом «царстве свободы от взрослого глаза», чем девочки занимаются?

– Прочитайте последнее четверостишие. Слайд 12.
– Что происходит с феями к концу дня?
– Докажите, что феи не хотят возвращаться во взрослый мир.
– Какие интонации необходимо передать при чтении стихотворения? (Восторг, восхищение, игривость, наслаждение, недоумение, сожаления, свободолюбие…)
– Попробуйте прочитать стихотворение, где надо вставив необходимую интонацию. (Дети читают жужжащим чтением, 2-3 ученика читают вслух).
– Давайте вернемся к тем вопросам, которые вы составили.
– На все ли вопросы мы получили ответы?

V. Итог урока. Слайд 13.

– С творчеством какого поэта познакомились на уроке?
– Поэт Максимилиан Волошин так откликался о стихах Цветаевой:

«…Ваша книга странно взволновала –
В ней сокрытое обнажено,
В ней страна, где всех путей начало,
Но куда возврата не дано….»

– Что о стихотворении Марины Цветаевой можете сказать Вы?

VI.Рефлексия

Продолжите фразу «Мне урок (понравился…), тем что …»

VII.Домашнее задание: перечитать стихотворение М. И. Цветаевой «Наши царства», раскрасив его теми интонациями о которых мы говорили на уроке (с. 72–73, часть 2-я), выучить наизусть (по желанию).

Топ-5 — лучшие стихи о Москве

Москва по праву считается одним из самых красивых и величественных городов планеты. За свою богатую историю продолжительностью в более чем 8 веков, она пережила пожары и наводнения, голод и эпидемии, несколько раз утрачивала и вновь обретала статус столицы могущественной державы. Поэтому неудивительно, что Москва является не только центром политической и деловой жизни, но и своеобразным талисманом многих творческих людей, которые посвятили ей свои произведения.

5 место. Москва в поэзии – это отдельная тема, так как свое восхищение ей выражали литераторы многих поколений. Любой поэт, побывав однажды в Москве, непременно посвящал ей полные восторга и теплоты строки. Тем же из представителей творческой интеллигенции, кому довелось родиться и жить в этом удивительном городе, Москва дарила ощущение первооткрывателя, который каждый день находит в ее облике что-то новое и неуловимое. Например, в своем стихотворении «Московский дождик» поэт Осип Мандельштам образно и чувственно рассказал о том, как выглядит этот город во время летнего дождя, который покрывает листья деревьев и траву мелкими бриллиантовыми капельками, чистыми и прозрачными.

«Московский дождик» О.Мандельштам

…Он подает куда как скупо
Свой воробьиный холодок —
Немного нам, немного купам,
Немного вишням на лоток.

И в темноте растет кипенье —
Чаинок легкая возня, —
Как бы воздушный муравейник
Пирует в темных зеленях.

И свежих капель виноградник
Зашевелился в мураве.
Как-будто холода рассадник
Открылся в лапчатой Москве.

4 место. Московский уклад жизни во все времена носил отпечаток провинциальности, смешанной с аристократизмом. Этот удивительный симбиоз рождал необыкновенную атмосферу тепла и уюта в старинных московских особняках, где роскошь могла запросто соседствовать с убогостью быта. Этому парадоксу посвятил свое стихотворение «Земля» поэт Борис Пастернак, сумевший очень образно передать дух российской столицы середины 40-х годов прошлого века.

В московские особняки
Врывается весна нахрапом.
Выпархивает моль за шкапом
И ползает по летним шляпам,
И прячут шубы в сундуки.

По деревянным антресолям
Стоят цветочные горшки
С левкоем и желтофиолем,
И дышат комнаты привольем,
И пахнут пылью чердаки.

И улица запанибрата
С оконницей подслеповатой,
И белой ночи и закату
Не разминуться у реки.

И можно слышать в коридоре,
Что происходит на просторе,
О чем в случайном разговоре
С капелью говорит апрель.
Он знает тысячи историй
Про человеческое горе,
И по заборам стынут зори
И тянут эту канитель.

И та же смесь огя и жути
На воле и в жилом уюте,
И всюду воздух сам не свой.
И тех же верб сквозные прутья.
И тех же белых почек вздутья
И на окне, и на распутье,
На улице и в мастерской.

Зачем же плачет даль в тумане
И горько пахнет перегной?
На то ведь и мое призванье,
Чтоб не скучали расстоянья,
Чтобы за городскою гранью
Земле не тосковать одной.
Для этого весною ранней
Со мною сходятся друзья,
И наши вечера прощанья,
Пирушки наши завещанья,
Чтоб тайная струя страданья
Согрела холод бытия.

3 место. Одной из самых знаменитых улиц Москвы по праву считается Арбат, который в зависимости от времени года и суток может быть наполнен бурлящим людским потоком или же превращаться в сонную артерию российской столицы. Это место памятно каждому москвичу, и в своем стихотворении «Песенка об Арбате» Булат Окуджава признается в любви этой улице, сравнивая ее с рекой, могучей и полноводной.

«Песенка об Арбате» Б.Окуджава

Ты течешь, как река. Странное название!
И прозрачен асфальт, как в реке вода.
Ах, Арбат, мой Арбат, ты —- мое призвание,
ты —- и радость моя, и моя беда.

Пешеходы твои —- люди невеликие,
каблуками стучат —- по делам спешат.
Ах, Арбат, мой Арбат, ты —- моя религия,
мостовые твои подо мной лежат.

От любови твоей вовсе не излечишься,
сорок тысяч других мостовых любя,
ах, Арбат, мой Арбат, ты —- мое отечество,
никогда до конца не пройти тебя.

2 место. Москва постоянно меняет свой облик, и каждый раз эти метаморфозы вызывают тихую грусть у тех, кто еще помнит, как выглядели старые московские улочки и дома. Этот процесс происходит постоянно, и глупо было бы грешить на то, что монстры из стекла и бетона – отличительная особенность нашего времени. Поэт Валерий Брюсов еще в начале 20 века в своем стихотворении «Я знал тебя, Москва, еще невзрачно-скромной…» рассказал, как преображается его любимый город, теряя свою аутентичность. И это преображение двояко, так как придает Москве европейский лоск, но при этом лишает ее чего-то гораздо более ценного, именуемого культурой и историей.

Я знал тебя, Москва, еще невзрачно-скромной,
Когда кругом пруда реки Неглинной, где
Теперь разводят сквер, лежал пустырь огромный,
И утки вольные жизнь тешили в воде;

Когда поблизости гремели балаганы
Бессвязной музыкой, и р,яд больших картин
Пред ними — рисовал таинственные страны,
Покой гренландских льдов, Алжира знойный сплин;

Когда на улице звон двухэтажных конок
Был мелодичней, чем колес жестокий треск,
И лампы в фонарях дивились, как спросонок,
На газовый рожок, как на небесный блеск;

Когда еще был жив тот «город», где героев
Островский выбирал: мир скученных домов,
Промозглых, сумрачных, сырых, — какой-то Ноев
Ковчег, вмещающий все образы скотов.

Но изменилось всё! Ты стала, в буйстве злобы,
Всё сокрушать, спеша очиститься от скверн,
На месте флигельков восстали небоскребы,
И всюду запестрел бесстыдный стиль — модерн…

1 место. Вторит ему поэтесса Марина Цветаева, стихотворение которой «Домики старой Москвы» является своеобразным гимном городу, который остался лишь в воспоминаниях старожилов. Аристократичный и провинциальный, со своими традициями и правилами, с блеском и нищетой, этот город, меняясь, по-прежнему сохраняет свою оригинальность, которая так привлекает людей, неравнодушных к красоте.

«Домики старой Москвы» М.Цветаева

Слава прабабушек томных,
Домики старой Москвы,
Из переулочков скромных
Все исчезаете вы,

Точно дворцы ледяные
По мановенью жезла.
Где потолки расписные,
До потолков зеркала?

Где клавесина аккорды,
Темные шторы в цветах,
Великолепные морды
На вековых воротах,

Кудри, склоненные к пяльцам,
Взгляды портретов в упор…
Странно постукивать пальцем
О деревянный забор!

Домики с знаком породы,
С видом ее сторожей,
Вас заменили уроды, —
Грузные, в шесть этажей.

Домовладельцы — их право!
И погибаете вы,
Томных прабабушек слава,
Домики старой Москвы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector