Стихи пушкина золотые

Медный всадник — отрывок в исполнении Д.Журавлева. («На берегу пустынных волн И запируем на просторе»)

Поэту — в исполнении Я. Смоленского

Пиковая дама — фрагмент МР3 в исполнении Д. Журавлева.

Звуковой архив Малого Театра:

— Всеволод Аксенов читает лирику Пушкина /»На холмах Грузии. «, «Редеет облаков летучая гряда», «Сожженное письмо», «Туча»,» Цветок засохший, безуханный»/.

— Михаил Царев читает стихи А.С.Пушкина / «Брожу ли я вдоль улиц шумных. «, «Зимний вечер», «Калмычке», » К Чаадаеву», «К Языкову», отрывок из романа «Евгений Онегин», «Памятник», «Подъезжая под Ижоры», «Простишь ли мне ревнивые мечты», «Я Вас любил»/.
— Эдуард Марцевич читает стихи А.С. Пушкина / «Анчар», «Вольность», «Во глубине сибирских руд», «Деревня», «Зимнее утро», «К Чаадаеву», «На холмах Грузии», «Песнь о вещем Олеге», «Поэту», «Пророк», «Узник», «Я Вас любил», «Я помню чудное мгновенье», «19 октября»/.

Во глубине сибирских руд муз. А.Пахмутовой, в исполнении БДХ п/у В.Попова, в исполнении Л.Сметанникова

«Не пробуждай воспоминаний» .Романсы на стихи Пушкина. Альбом.

Олег Погудин / Если жизнь тебя обманет (муз. А.Алябьева),Певец (муз. А.Верстовского), Я помню чудное мгновенье (муз. М.Глинки), Не пой, красавица, при мне (муз. М.Глинки), Владыко дней моих (муз. А.Даргомыжского) и др.

Русский классический романс. Около 100 произведений .Композиторы— Алябьев, Аренский, Бородин, Верстовский, Глинка, Глазунов, Глиэр, Гречанинов, Даргомыжский, Кюи, Метнер, Прокофьев, Рахманинов, Римский-Корсаков, Рубинштейн, Свиридов, Танеев, Хренников, Чайковский и др./

Исполнители — Архипова, Ведерников, Козловский, Лемешев, Лисициан, Магомаев, Нестеренко, Образцова, Покровский, Рейзен, Сметанников, Шаляпин и др./

«Выстрел» фрагмент с участием В.Гафта

Болдинская осень. Музыкальная композиция по мотивам сочинений, созданных А.С. Пушкиным осенью 1830 года Литературно-музыкальные композиции радиостанции «Орфей» в Единой коллекции ЦОР.

Глинка М.И. «РУСЛАН И ЛЮДМИЛА» (Увертюра, Марш Черномора, Турецкий танец в замке Черномора, Арабский танец, Лезгинка, Менуэт- мр3 файлы из архива сайта «Орфей»

Мусоргский М.П. «БОРИС ГОДУНОВ»
Народная музыкальная драма в 4-х действиях с прологом на либретто композитора, основанное на одноимённой трагедии А. С. Пушкина, а также на материалах «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина.

Римский-Корсаков Н.А. «Золотой петушок» Ноктюрн. «Полет шмеля» — ссылки для скачивания МР3 на сайте «Орфей» — музыкальное образование и культура в сети Интернет.

А. Алябьев / «Зимняя дорога», для женского (детского) хора a-capella, «Элегия» (для голоса и фортепиано) и др./

А. Даргомыжский / «Я Вас любил..», «Юноша и дева», «Славянский танец» из оперы «Русалка» (фрагмент, транскрипция для фортепиано в четыре руки) и др./

Ц. Кюи / «Царкосельская Статуя», (русск. и англ. яз.) для голоса и фортепиано, Ц. Кюи, «Сожжённое письмо» для голоса и фортепиано и др./

Э. Направник / Романс Дубровского, из оперы «Дубровский» (на итальянском и русском яз.), Романс Маши из оперы «Дубровский», клавир./

П. Чайковский / опера «Евгений Онегин», партитура; увертюра из оперы «Мазепа» (партитура); «Концертный парафраз» из оперы «Евгений Онегин«, для фортепиано; фрагменты из оперы «Пиковая Дама» в фортепианной транскрипции К.Сорокина (включая вокальный подстрочник); «Соловей»../

Романсы Георгия Струве /»Уж небо осенью дышало», «Ветер по морю гуляет», «Стрекотунья-белобока», «Буря», «Еще дуют холодные ветры», «Храни меня, мой талисман»/

Н. Римский-Корсаков, Три чуда из оперы «Сказка о царе Салтане» (фрагмент, транскрипция для фортепьяно в четыре руки)

Н. Римский-Корсаков, «Редеет облаков летучая гряда» (элегия) для голоса и фортепьяно

Н. Римский-Корсаков, «Ты и Вы» для голоса и фортепьяно

Н. Римский-Корсаков, «Эхо» для голоса и фортепьяно

Н. Римский-Корсаков, «Цветок засохший» для голоса и фортепьяно

М. Глинка, Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила» (фотрепьянная транскрипция), Р. Глиэр, «МЕДНЫЙ ВСАДНИК»

Три чуда. Симфоническая картина. Из оперы «Сказка о царе Салтане». Н. Римский-Корсаков. Инстр. М. Бариева

Метель. Музыкальные иллюстрации к повести А. С. Пушкина. Г. Свиридов. Инстр. С. Ганичева. 1. Тройка 2. Вальс 3. Романс 4. Военный марш

Танцы в замке Наины. Из 3-го действия оперы «Руслан и Людмила». М. Глинка. Инстр. С. Баланова

Стихи пушкина золотые

Великий поэт — Александр Сергеевич Пушкин! Как много известных стихов у этого автора, стихи, которые практически каждый образованный человек может процитировать. «Я помню чудное мгновенье. » — золотой шедевр мировой классики.

Стих Пушкина

Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим.

Известнейший стих Пушкина

«Я помню чудное мгновенье. «

Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.

В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный,
И снились милые черты.

Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.

В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.

Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.

И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.

Пушкин стихи

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.

Нет, весь я не умру — душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит —
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгус, и друг степей калмык.

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.

Веленью божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно
И не оспоривай глупца.

Пушкин Александр Сергеевич

Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче. погляди в окно:

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?

Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.

Пушкин А.С стих «Мадонна»

Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатоков.

В простом углу моем, средь медленных трудов,
Одной картины я желал быть вечно зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш божественный спаситель —

Она с величием, он с разумом в очах —
Взирали, кроткие, во славе и в лучах,
Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.

Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.

Стих великого поэта

Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился, —
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился.
Перстами легкими как сон
Моих зениц коснулся он.
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.
Моих ушей коснулся он, —
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.
И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.
И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул.
Как труп в пустыне я лежал,
И бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».

Пушкин А.С

Поэт! не дорожи любовию народной.
Восторженных похвал пройдет минутный шум;
Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,
Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.

Ты царь: живи один. Дорогою свободной
Иди, куда влечет тебя свободный ум,
Усовершенствуя плоды любимых дум,
Не требуя наград за подвиг благородный.

Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд;
Всех строже оценить умеешь ты свой труд.
Ты им доволен ли, взыскательный художник?

Доволен? Так пускай толпа его бранит
И плюет на алтарь, где твой огонь горит,
И в детской резвости колеблет твой треножник.

Топ-5 поэтов золотого века

Золотой век русской литературы вообще, и русской поэзии в частности – это не просто временной период. Скорее даже дело вовсе не в рамках времени, ограничивающих человеческую жизнь, или рисующих тонкие границы бытия в пределах ста лет. Среди литературоведов «Золотым веком русской поэзии» принято называть первую половину девятнадцатого века, точнее первые сорок лет. Этот период характеризуется всплеском творческой активности, озарённой гением Александра Сергеевича Пушкина. Именно поэзия начала девятнадцатого века стала тем самым движителем развития русской литературы, который продолжает «работать» до сих пор. Созданные в то время гениальными поэтами произведения по сию пору остаются непревзойдёнными шедеврами классики, образцами высшего поэтического мастерства, великолепными эталонами величия русского слова и русского языка. Потом, во второй половине девятнадцатого века одновременно с началом политического и социального брожения, на фоне перемен начнёт бурно развиваться русская романистика. Она раз и навсегда одарит нас бессмертными строками великих столпов русского романа: Тургенева, Достоевского и Толстого, подарит произведения Гончарова. Век девятнадцатый однозначно и непререкаемо будет восприниматься как «Золотой век русской литературы», который впоследствии органично породит не менее знаменитый и не менее талантливый «Серебряный век».

Возвращаясь к поэзии «Золотого века», надобно отметить, что одновременно с Пушкиным закрома русской поэзии наполняют своими произведениями поэты так называемого «второго ряда», практически все они – друзья, знакомые поэта, соученики по Царскосельскому лицею. Несмотря на то, что их имена известны, по силе своих произведений, по их эмоциональной и смысловой структуре равных Пушкину не было. Возможно, именно поэтому литературоведы, а вслед за ними и обычные читатели объединяют этих блистательных молодых людей в созвездие, «Пушкинскую плеяду». Этот круг единомышленников позднее будет разбит, разобщен разными идеями и тем будущим, которое каждый из этих талантливейших людей представлял наилучшим для любимой России.

Но «Золотой век русской поэзии» — это не только и не столько поэты «Пушкинской плеяды». Современниками Пушкина были несколько воистину великих поэтов, которых мы сегодня объединим в нашем рейтинге, в топовой пятёрке. Критериями для отбора этих пяти имён будет не количество написанных лирических произведений, не их популярность в разное время, и даже не «громкость» имён. Для составления рейтинга пяти самых талантливых поэтов «золотого века» русской поэзии за основополагающие критерии мы принимаем силу личности, талант и вклад каждого конкретного поэта в становлении и развитии русской литературы.

Мы начнём с пятого, последнего, места в нашем рейтинге, но отнюдь не последнего в русской литературе. Пятым в нашем списке станет автор единственной, но блистательной, остроумнейшей, ироничной комедии «Горе от ума», Александр Сергеевич Грибоедов. По иронии судьбы единственная поэтическая вещь, созданная Грибоедовым и дошедшая до нас целиком, перечеркнула всё остальное творчество поэта. Мало людей знают его стихотворения, статьи и публицистику, но практически все, иногда сами того не сознавая, так или иначе прикоснулись к гению «Горе от ума». Комедия была моментально подхвачена тысячами людских языков, разодрана на цитаты, пословицы, поговорки, от чего нисколько не пострадало её величие, напротив, это обеспечило произведению бессмертие. «Говорящие» фамилии, блистательные остроумные характеристики персонажей, эмоциональная речь, критика общества, облечённая в лёгкую и запоминающуюся форму поэзии – всё это стало нашим достоянием на века. «А судьи кто?», «Карету мне, карету!» «Кричали женщины Ура! И в воздух чепчики бросали»… Мы до сих пор с удовольствием пользуемся этими меткими выражениями, которые совершенно точно, и вместе с тем, с невероятной иронией отражают разные жизненные ситуации. Итак, номер пять в нашей топ-пятёрке — Александр Сергеевич Грибоедов, русский поэт, драматург, дипломат.

Афанасий Афанасьевич Фет (Шеншин) занимает четвёртое почётное место в нашем своеобразном рейтинге. На протяжении всей жизни Фет занимался литературным поэтическим творчеством. Несмотря на то, что его произведения публикуются в основном во второй половине девятнадцатого века, он всё-таки вошёл в наш рейтинг, ибо его стихотворения – это своеобразный мир лирика с тонкой душой, овеянной трагедией бытия. Его стихи высоко оценивал Белинский, ставя Фета практически на одну ступень с прекрасным «русским Байроном» – Лермонтовым. Лирика Фета – пронзительнейшая, щемящая, исполнена мотивов грусти, трагичности. Печальной дымкой овеяны красивейшие образцы поэзии, вышедшие из-под пера Фета, где красота мира познаётся автором с двух сторон, внешней, черпающей истоки вдохновения в красотах родной природы, и внутренней, главным стимулом которой является любовь. Четвёртое место мы отдали Афанасию Афанасьевичу Фету – тонкому ценителю красоты, в том числе и красоты слога.

Третье место в нашем рейтинге принадлежит по праву Фёдору Ивановичу Тютчеву. За свою длинную жизнь поэт написал всего около 300 стихотворений, но его гений проявился в них в полной мере. Будучи учеником и последователем Пушкина и учителем для последующего поколения поэтов, Тютчев создал прекрасные образцы философской лирики. Его стихотворения исполнены величественной красоты, пронизаны размышлениями о сущности бытия. Интересно, что Фёдор Иванович, практически не употребляющий в повседневной жизни русскую речь и создающий публицистические произведения только на французском языке, стихи писал исключительно на русском. Его стихотворение Silentium о невыразимости мыслей посредством человеческого языка, в том числе и посредством «великого и могучего», казалось, опровергает этот тезис. Несмотря на собственное критическое и даже слегка небрежное отношение Тютчева к собственным произведениям его лирика до сих пор является великолепным образцом золотого века русской поэзии.

Мы добрались до двух самых верхних позиций нашего рейтинга. Второе место в нашей топ-пятёрке. Лермонтов Михаил Юрьевич. Как и Грибоедов, как и Пушкин ушедший от нас непозволительно рано. Но успевший за свою недлинную жизнь создать такие произведения, такие образы, которые стали краеугольными камнями в истории создания и развития великой русской литературы. Демонический, мятущийся, алчущий правды и свободы дух Лермонтова вслед за своими героями устремляется далеко вперёд, заглядывая в будущее. Читая поэтические произведения Лермонтова, невозможно просто наслаждаться поэзией, его стихи заставляют думать и страдать, искать и находить. Великий поэт встал в поредевший после убийства Пушкина ряд, нет, возглавил величественный пантеон русских поэтов, подхватив перо, выпавшее из рук великого мэтра, занявшего первое место в нашем рейтинге.

Пушкин, несомненно, наше всё! Пушкин – это сама гармония, само совершенство. Безумно талантливый потомок арапа Петра Великого, русский по зову сердца, по широте души, по образованию и по крови, Александр Сергеевич стал непререкаемым авторитетом уже для своих современников. Такой разный, такой неизменно прекрасный, такой неистребимо восхищённый жизнью, такой искренний в каждом моменте своего существования. Даже в своих политических стихотворениях умеющий лирикой усилить воздействие и глубину идей, которые, принимая, возносил на небывалую высоту силой своего таланта. Воздвигший себе памятник, воспевший любовь и красоту. Поэт. Певец. Пророк. Он возглавляет наш рейтинг, нашу топ-пятёрку поэтов, имена которых окрашены светом истинного золота. Он – несомненный лидер, учитель и посредник между веками.

4-й класс. Литературное чтение. Обобщающий урок по теме «Сказочный мир А.С. Пушкина»

Цели:

    Обобщить знания учащихся об А.С .Пушкине, его творчестве и сказках.

Учить выделять главное, значимое.

Учить мыслить самостоятельно.

Расширять словарный запас.

Развивать память, мышление, внимание.

Развивать творческие способности.

Прививать любовь к поэзии.

Оборудование:

    Портрет А.С. Пушкина.

Эпиграф к уроку. «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок…»

Ход урока

I. Организационный момент.

Готовность к уроку.

II. Домашнее задание:

Выучить наизусть отрывок (16-20 строк) из любой сказки

А.С. Пушкина (на выбор).

III. Тема:

«Сегодня у нас обобщающий урок по теме: «А.С.Пушкин. Сказочный мир А.С.Пушкина»

IV. Цели:

Мы подведем итог: Чему учат сказки А.С.Пушкина. И в чем же заключается сила и красота сказочного мира поэта.

V. Слово учителя.

(На фоне музыки – флейта)

– Пушкин! В это имя навечно влюблена Россия, его заветный образ дорог и близок каждому человеку.

– как солнечный луч он входит в наше детство, и с тех пор мы помним его сказки и стихи.

– в годы учения Пушкин помогает нам войти в величественный мир истории нашего Отечества, помогает понять нам самих себя, наш национальный характер и культуру.

– в годы зрелости и опыта мы вновь перечитываем Пушкина и находим в неиссякаемом роднике его творчества новые силы для борьбы, черпаем живительные запасы бодрости, мужества и жизненной силы.

VI. Стихи о Пушкине читают дети:

Вновь с трепетом я открываю любимую книгу мою
И вмиг обо всем забываю и слезы поэзии пью.

О, Пушкин!
Ты сердце тревожишь стихом неземной чистоты…
Как эти сюжеты похожи на чувства мои и мечты!

Века летят, года летят, но Пушкин тем же остается.
Его стихи, как трель звенят и в сердце наше тихо льются.

И каждый раз нам Пушкин нов, его читаем снова, снова.
И каждый из его стихов мы наизусть учить готовы.

5 групп

По одному человеку от группы рассказывают наизусть + рисованность стихов.

Опрятней модного паркета.

VII. О Няне:

– Близким другом и наставником у Александра Сергеевича была его няня – Арина Родионовна Яковлева.

Пушкин всю жизнь питал к ней особенную любовь. Не только преданностью и заботливостью завоевала она доверие, привязанность и уважение. Она была «настоящей представительницей русских нянь», мастерски говорила сказки, знала народные поверья, сыпала пословицами и поговорками. Своими рассказами и сказками она вводила Пушкина в мир старины, народного быта и народной поэзии.

Своей няне Арине Родионовне Пушкин посвятил стихотворение.

Подруга дней моих суровых, голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы в твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты на черный отдаленный путь:
Тоска, предчувствия, заботы теснят твою всечасно грудь.

VIII. Пушкин собирал и записывал произведения народного творчества и создавал новые свои произведения.

? – Какие жанры использовал Пушкин в своем творчестве? (Стихи, басни, поэмы, романы, оды, элегии, комедии, сказки).

? – Какое время года было у Пушкина любимым? (Осень).

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото, одетые леса.
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

IX. Какие сказки написал А.С.Пушкин? Перечислите их.

и др. рисунки к игре (см. выше)

  1. Сказка о рыбаке и рыбке.
  2. Сказка о попе и о работнике его Балде.
  3. Сказка о мертвой царевне.
  4. Сказка о золотом петушке.
  5. Сказка о царе Салтане.
  6. Сказка о медведихе (не дописанная, не успел из-за гибели).

– Стихи о сказках.

Когда я не умел еще читать,
Мне довелось от бабушки узнать
Как черта обманул Балда,
И как он проучил тогда попа,
И как старуху рыбка наказала,
Мне бабушка однажды рассказала.

Про царевну-лебедь и Гвидона,
И про жадного царя Дадона,
Я из сказок Пушкина узнала,
Много их уже я прочитала.

Узнал про лукоморье я в пять лет,
Не ведая, что Пушкина уж нет,
Но больше сотни лет его стихи,
И взрослым, и ребятам – всем близки!

  • Его стихи, поэмы, сказки
    Мы не устанем повторять.
    И жизни солнечные краски,
    В них будем находить опять!
  • X. Распределение сказок по группам.

    – Каждой группе предоставляется пакет с предметом, относящимся к определенной сказке. (зеркало, орех, игрушка – чертенок или конь, петушок, рыбка).

    Задание:

    1. По предмету, который в пакете, определить, к какой сказке он относиться (тайком от других групп).
    2. Составить к данной сказке опорные слова.
    3. По опорным словам другие группы отгадывают название сказки.
    4. Отгадали – предмет на стол.

    XI. Физ. минутка.

    и др. рисунки к игре (см. выше)

    На доске: нецветные иллюстрации к сказкам.

    Каждой группе – своя сказка.

    Каждый участник из каждой группы выбегает к доске, берет цветную карточку и прикрепляет ее в соответствующее место на нецветную иллюстрацию, чтобы нецветная иллюстрация стала цветной.

    XII. Классификация рисунков.

    (Дети заранее к уроку рисуют рисунки к сказкам).

    Распределение рисунков в соответствие с названием сказки.

    XIII. Работа с текстами.

    У каждой группы тексты.

    1. Сказка о мертвой царевне:

    Словарная работа (карточка со словами):

    • Чернавка,
    • терем,
    • не перечат,
    • персты,
    • пожалую тебя,
    • не кручинься.

    Беседа:

    • Почему царю пришлось жениться на другой? (жена умерла).
    • Какова она была из себя? (подтвердите словами из текста).
    • Какое свойство имело зеркальце? (умело говорить).
    • Какими словами царица обращалась к волшебному зеркалу (по ролям):
      Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи,
      Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?
    • По какой причине царица рассердилась на зеркальце? (за то, что оно хвалило молодую царевну).
    • Найдите описание молодой царевны в тексте и прочитайте.
    • Почему царица решила избавиться от царевны?
    • Чем закончилась прогулка царевны с Чернавкой?
    • Как отреагировали богатыри на появлении в доме гостя? Прочитайте.
    • Что ответило зеркальце в конце сказки злой мачехе? (ты прекрасна, спору нет, но царевна все ж милее, все ж румяней и белее).
    • Почему оно так ответило? (добро побеждает зло).
    • Чтение по ролям второй встречи царевны с Чернавкой.
    • К кому обращался Елисей при поисках царевны?
    • Какая пословица отражает смысл данной сказки? «Не рой яму другому, сам в нее попадешь».
    • Чему учит сказка? (любви, верности, состраданию, преодолению трудностей).

    ? – В каких сказках Пушкина встречалось море?

    2. Сказка о рыбаке и рыбке:

    – Словарная работа (карточка со словами):

    – Беседа:

    • Сколько раз ходил старик к морю?
    • Опишите, каким было море первый раз, второй раз, третий раз. Подтвердите словами из текста.
    • Почему оно менялось таким образом? (как человек, рыбка выражала свое недовольство, свой гнев через бурю на море).
    • За что была наказана старуха? (жадность, жажда власти и богатства).
    • А за что был наказан старик? (не выдержал испытания, не перечлив, не мог постоять за себя).
    • Пословица.
    • В каких сказках за эти же качества были наказаны герои? (о попе, о царе Салтане (сестры).

    3. Сказка о попе и о работнике его Балде:

    – Словарная работа (карточка со словами):

    – Беседа:

    • Каким образом Балде удалось добыть оброк? (состязание с чертенком).
    • Какие качества ему понадобились? (смекалка, хитрость, ловкость).
    • Пословица: «Скупой платит дважды».

    4. Сказка о царе Салтане:

    – Словарная работа (карточка со словами):

    – Беседа:

    • Какие чудеса происходили в этой сказке? (белка, царевна – лебедь, город).
    • Прочитайте о них.
    • За что наказаны сестры? (зависть).
    • Пословица: «Не рой яму другому, сам в нее попадешь».

    5. Сказка о золотом петушке:

    – Словарная работа (карточка со словами):

    – Беседа:

    • За что был наказан царь Дадон? (не выполнил обещания).
    • В чем оно заключалось?
    • Пословица: «Лучше сделать не обещав, чем, обещав, не сделать».

    XIV. Выставка поделок.

    – Какие герои, и из каких сказок вам понравились больше всего и почему.

    XV. Викторина.

    ? – Из каких сказок эти строки?

    В синем небе звезды блещут,
    В синем небе волны хлещут. («О царе Салтане».)

    Буду служить тебе славно,
    Усердно и очень исправно. («Сказка о попе и о работнике его Балде». Балда)

    Я ль на свете всех милее,
    Всех румяней и белее? («Сказка о мертвой царевне». Царица).

    Горе мне!
    Попались в сети оба наших сокола! («Сказка о золотом петушке». Царь Дадон).

    Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит.
    А сама-то величава, выступает будто пава,
    А как речь то говорит, будто реченька журчит. («Сказка о царе Салтане». Описание царевны)

    XVI. Беседа.

    • Что кричал петушок, сидя на спице? (Кири-ку-ку. Царствуй лежа на боку).
    • Расплачиваясь с Балдой, поп подставил лоб. Что приговаривал Балда с укоризною? (Не гонялся бы ты, поп, за дешевизною).
    • Какими словами начинается «Сказка о рыбаке и рыбке»? (Жил старик со своею старухой у самого синего моря).
    • Как начинает Пушкин сказку о царе Салтане? (Три девицы под окном пряли поздно вечерком).
    • Какими словами заканчивается сказка о золотом петушке? (Сказка – ложь, да в ней намек… Добрым молодцам урок…).

    Вывод: Что и послужило эпиграфом к нашему уроку.

    XVII. Обобщение:

    • Почему сказка ложь? (вымысел).
    • Что за намек, за урок следует извлечь из сказки? (сказка – вымысел, но нужно всегда помнить, что хорошие дела и поступки дороже лжи и клеветы).

    XVIII. Итог:

    • Что объединяет эти сказки? (волшебные чудеса, превращения).
    • Докажите.
    • Чему учат эти сказки? (Доброте, любви, верности, борьбе за справедливость, не отступать перед трудностями, преодолению препятствий. Высмеивается зло, жадность, скупость, клевета, зависть, невежество).
    • В чем же сила и красота этих сказок? (Добро побеждает зло).

    XIX. Заключительное слово учителя:

    – Богатое, удивительное наследство – свои сказки оставил нам А.С.Пушкин. Сегодня мы заканчиваем разговор о чудесах, творимых в этом сказочном мире. Но добро, прославляемое Пушкиным в своем творчестве, надеюсь, надолго останется в ваших сердцах, а злу никогда там не найдется места.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: