Тема поэта и поэзии: «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный»

Тема поэта и поэзии в творчестве Пушкина сводится к осознанию им роли поэта (т.е. себя самого) и задач создаваемой им поэзии — кто есть поэт, чего он должен этому миру? Это главнейшая тема во всем творчестве Пушкина.

Тема поэта в ранние годы Пушкина

В ранние годы (в 1820-е) Пушкин считал обязанностью поэта роль пророка, изречение непреложных истин. Позднее он становится оратором, задача которого — сообщить своим современникам о том, как им следует жить и каких принципов придерживаться.

Из стихотворения Пророк (1826 год) видно, что Пушкин считает поэта посланником бога на земле (. Исполнись волею моей и, обходя моря и земли, глаголом жги сердца людей). Согласно этому стихотворению, у поэта есть долг — перед обществом и перед богом. Жанр этого стихотворения — духовная ода, т.е. ода самому богу.

Причем ранние пророчества Пушкина — это пророчества политические. Он учит царей править мудро и грамотно, объясняет им (например, в оде Вольность), что может последовать в случае невыполнения законов.

Переосмысление взглядов на поэзию

К концу 1820-х годов взгляды Пушкина переосмысляются. В 1828 году он создает стихотворение Поэт и толпа, являющееся полемикой с самим собой, с Пророком. Здесь видно, что Пушкин понимает — от публичных выступлений поэта толку будет мало, народ все равно не поймет смысла его творчества, или поймет его превратно (И толковала чернь тупая: Зачем так звучно он поет?). Пушкин гонит такую толпу прочь и формулирует Кодекс чистого искусства, согласно которому поэзия — это только источник наслаждения, а не польза обществу. По этому поводу он пишет стихотворение Поэту (Поэт, не дорожи любовию народной. ), где объясняет, что поэт должен зависеть лишь от себя самого.

Воплощением принципов, изложенных там, является стихотворение Из Пиндемонти. Долгое время считали, что это перевод некоего итальянского поэта, но на самом деле — это самостоятельное произведение Пушкина, посвященное свободе поэта от народа и политики (Иная, лучшая, потребна мне свобода). Здесь мы можем наблюдать связь с темой свободы в творчестве Пушкина: поэт должен быть независимым в своем творчестве, его не должен волновать ни царь, ни общество, ни какие-то выдуманные требования. Однако в стихотворении Поэт он также замечает, что поэту позволительно считать себя Поэтом лишь в минуты творчества (Пока не требует поэта к священной жертве Апполон. ). Когда он пишет, он велик. Во все остальное время — такая же чернь, как и все остальные.

Коммерческая поэзия и Пушкин

Не стоит забывать и о том, что Пушкин стоял у истоков коммерческой журналистики и литературы в России. Он первым пришел к выводу, что не продается вдохновенье, но можно рукопись продать (в стихотворении Разговор книгопродавца с поэтом, 1824 год), т.е. к тому, что литературой как ремеслом можно зарабатывать на жизнь, и это не стыдно. Раньше писателям подобное в голову не приходило, литературу понимали лишь как увлечение. Сам же Пушкин практически не печатался бесплатно.

Пушкин о поэте и поэзии: итог

В итоге, Пушкин приходит к мнению, что главная его заслуга в творчестве — это именно воспевание свободы, как творческой, так и политической. Он пишет сам себя стихотворение Я памятник себе воздвиг нерукотворный, по аналогии с Памятником Горация. Он считает, что может гордиться тем, что его творчество было свободным, несмотря на непростую ситуацию в стране. И именно за это его и должны запомнить и современники, и потомки. Пушкин живет с мыслью, что он — литературный гений России, но в то же время он верит, что истинная его слава начнется лишь после его физической смерти.

Это стихотворение — своего рода лебединая песнь Пушкина, в которой он сам подводит итоги своего творчества.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Тема свободы в лирике поэта Пушкина: «К Чаадаеву», «К морю», «Анчар»
Следующая тема:&nbsp&nbsp&nbspЛюбовная лирика Пушкина: «К***», «На холмах Грузии», «Я вас любил. »

При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте. В самом деле, никто из поэтов наших не выше его и не может более назваться национальным; это право решительно принадлежит ему. В нём, как будто в лексиконе, заключилось всё богатство, сила и гибкость нашего языка. Он более всех, он далее раздвинул ему границы и более покавсё его пространство.

Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет. В нём русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой же чистоте, в такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла.

Пушкин как нельзя более национален и а то же время понятен для иностранцев. Он редко подделывается под на- родный язык русских песен, он выражает свою мысль такой, какой она возникает у него в уме. Как все великие поэты, он всегда на уровне своего читателя: он растёт, становится мрачен, грозен, трагичен; его стих шумит, как море, как лес, волнуемый бурею, но в то же время он ясен, светел, сверкающ, жаждет наслаждений, душевных волнений. Везде русский поэт реален, — в нём нет ничего болезненного, ничего из той преувеличенной психологической патологии, из того абстрактного христианского спиритуализма, которые так часто встречаются у немецких поэтов. Его муза — не бледное существо, с расстроенными нервами, закутанное в саван, это — женщина горячая, окружённая ореолом здоровья, слишком богатая истинными чувствами, чтобы искать воображаемых, достаточно несчастная, чтобы не выдумывать несчастья искусственные.

Он дал окончательную обработку нашему языку, который теперь по своему богатству, силе, логике и красоте формы признается даже иностранными филологами едва ли не первым после древнегреческого; он ото- звался типическими образами, бессмертными звуками на все веяния русской жизни.

Значение Пушкина неизмеримо велико. Через него разлилось литературное образование на десятки тысяч людей, между тем как до него литературные интересы занимали немногих. Он первый возвёл у нас литературу в достоинство национального дела, между тем как прежде она была, по удачному заглавию одного из старинных журналов, «Приятным и полезным препровождением времени» для тесного кружка дилетантов. Он был первым поэтом, который стал в глазах всей русской публики на то высокое место, какое должен занимать в своей стране великий писатель. Вся возможность дальнейшего развития русской литературы была приготовлена и отчасти ешё приготовляется Пушкиным.

Чувство красоты развито у него до высшей степени, как ни у кого. Чем ярче вдохновение, тем больше должно быть кропотливой работы для его исполнения. Мы читаем у Пушкина стихи такие гладкие, такие простые, и нам кажется, что у него так и вылилось это в такую форму. А нам не видно, сколько он употребил труда для того, чтобы вышло так просто и гладко.

Пушкин — природа, непосредственно действующая самым редким своим способом: стихами. Поэтому правда, истина, прекрасное, глубина и тревога у него совпадают автоматически. Пушкину никогда не удавалось исчерпать себя даже самым великим своим произведением, — и это оставшееся вдохновение, не превращенное прямым образом в данное произведение и всё же ощущаемое читателем, действует на нас неотразимо. Истинный поэт после последней точки не падает замертво, а вновь стоит у начала своей работы. У Пушкина окончания произведений похожи на морские горизонты: достигнув их, опять видишь перед собою бесконечное пространство, ограниченное лишь мнимой чертою.

Все неприличные комментарии будут удаляться.

Лицей Пушкина

«Основное, чем был отмечен Лицей в жизни Пушкина, заключалось в том, что здесь он почувствовал себя поэтом» Ю.Лотман «Пушкин».

Да и сам Александр Сергеевич потом напишет, что стихи начал писать с 13 лет, и тогда же появились первые напечатанные произведения.

В те дни в таинственных долинах,
Весной, при кликах лебединых,
Близ вод, сиявших в тишине,
Являться муза стала мне.

Но в те годы явным «поэтическим лидером» в Лицее был Илличевский, в существующих рукописных журналах этого учебного заведения – «Неопытное перо», «Лицейский мудрец», «Для удовольствия и пользы» Пушкин принимал активное участие, доказывая свое поэтическую «состоятельность», однако мнение однокурсников не было для молодого Александра основополагающим. Да и близкими друзьями в Лицее Пушкин мог называть лишь троих – А.Дельвига, И.Пущина, В.Кюхельбекера. В число «близких» входил и директор Лицея – В.Ф.Малиновский, а впоследствии, когда Александр Сергеевич уже «заработал себе литературное реноме», к нему приезжали лучшие литераторы столицы, среди которых был В.Жуковский, сыгравший значительную роль в становлении и жизни поэта.

С И.Пущиным Александр Сергеевич жил в соседстве – номера их комнат были соответственно 13 и 14. По воспоминаниям Иван Ивановича, они частенько переговаривались с Пушкиным вечерами через перегородку комнат, как правило, о событиях прошедшего дня. Иван Пущин останется в числе близких друзей Пушкина на всю жизнь. А с Вильгельмом Кюхельбекером Пушкина свяжет также первая в Лицее дуэль. Поводом к ней послужит опрометчивая пушкинская эпиграмма, которая заканчивалась словами — «и кюхельбекерно и тошно».

Тогда Вильгельм Карлович «не оценит» игру слов Пушкина и дело разрешится пистолетными выстрелами. Кюхля, разозленный словами Пушкина – «Дельвиг! Стань на мое место, здесь безопаснее», прострелит фуражку своего секунданта А.Дельвига, а Пушкин и вовсе выбросит пистолет. Надо сказать, что и своих старших товарищей, к дружбе с которыми Александр Сергеевич активно стремился в юношеские годы (П.Я.Чаадаев, П.П.Каверин, Н.М.Карамзин, Ф.Н.Глинка, А.И.Тургенев), молодой поэт нередко подводил к ситуации сатисфакции своими репликами. Известно, например, что герою войны 1812 года, получившему ключи от Парижа, императорскому любимчику, будущему декабристу М.Орлову Александр Сергеевич однажды отвесит фразу – «Вы рассуждаете, генерал, как старая баба». На что получит – «Пушкин, вы мне говорите дерзости, берегитесь».

Но это будет позже. А в Лицее, куда 12-летнего Пушкина приведет его дядя Василий Львович и который Пушкин закончит 24-м по списку из 29 учащихся, Александр Сергеевич будет получать высшее образование и жить в атмосфере неповторимого «лицейского духа». Лицей откроют в 1811 году как новую придворную школу, которую назовут в греческой манере – Лицеем (В Древней Греции в Ликейской роще находился храм Аполлона, где в свое время учил наукам Аристотель). Это учебное заведение – детище М.М.Сперанского, подвижника Александра I – должно было готовить высших чинов для гражданской службы.

«Вы будете иметь влияние на благо целого общества» — звучало 19 октября в день открытия Лицея. У Александра Сергеевича потом появится несколько стихотворений в честь этой даты, а у всех лицеистов 19 октября навсегда останется днем, связанным с понятием и чувством настоящей дружбы. И хотя специальных учебных программ для Лицея выработано не было, отсутствовали даже учебники, лекции профессоров, в частности, А.П.Куницына, А.И.Галича, Н.Ф.Кошанского, без сомнения, много значили в формировании и становлении интеллектуальных и нравственных оснований лицеистов.

Кроме того, Лицей изначально был задуман как изолированное заведение. Здесь предполагалось даже обучение великих князей. Если бы задумка Сперанского полностью воплотилась, то в числе «однокашников» поэта был бы и будущий император Николай I. Но князья остались дома, а родные лицеистов могли навещать своих детей лишь по выходным дням. Обычные же дни учащихся были расписаны полностью, занятия начинались с 7 утра и продолжались по 7 часов.

Учеба чередовалась с отдыхом – занятиями гимнастикой и изящными искусствами, а также непременными прогулками, продолжающимися в любую погоду.

Интересно, что сам Александр Сергеевич в годы пребывания в Лицее воспринимал его как «монастырь» — учащихся не отпускали из Лицея, лишь в особых случаях – и мечтал о свободе, которая наступит с окончанием обучения. (К тому же училось будущее «солнце русской поэзии» весьма посредственно с отсутствием должного прилежания. Интересно, что страстью поэта в то время являлся французский язык, русский же был вторым, и грамота родной речи давалась не просто. И в любимчиках у педагогов Александр Сергеевич не числился, они смотрели на него весьма настороженно).

Лишь позже Пушкин станет вспоминать и относиться к Лицею — как к родному дому, к лицеистам — как братьям, а к учителям — как к старшим товарищам. «Когда в дальнейшем Пушкин хотел оглянуться на начало своей жизни, он неизменно вспоминал только Лицей – детство он вычеркнул из своей жизни. Он был человек без детства», — писал Ю.Лотман в книге «Пушкин». Исследователи творчества и жизни поэта пришли к выводу, что Александр Сергеевич был нелюбимым сыном в своей семье, что повлекло за собой множество «проблем» в судьбе поэта. Так свой родной дом Пушкин покидает без особой печали и сожаления, матери и отца в его стихах нет, а «родственную нежность» он расходует на брата Левушку (оплачивает его долги) и сестру Ольгу. Впрочем, к своим родителям он «проявляет больше внимания, чем они к нему» (Ю.Лотман).

В 1815 году состоялись переводные экзамены, где Пушкин покорил самого Державина своими стихами, а в 1817 году состоялся первый выпуск Александровского императорского Лицея. А стало быть, у великого поэта России «прошло детство. Началась жизнь» (Ю.Лотман):

В 1974 году во флигеле Екатерининского дворца в городе Пушкин (Царское Село) в том самом здании Лицея открывают мемориальный музей, где воссоздана обстановка пушкинской поры – его самого блестящего первого выпуска.

О Пушкине

Александр Сергеевич Пушкин (1799 — 1837) — величайший русский поэт и писатель , прозаик, драматург, публицист, критик, основоположник новой русской литературы, создатель русского литературного языка.

Высказывания известных людей о поэте:
Н. Гоголь
А. Герцен
И. Тургенев
Н. Чернышевский
Л. Толстой
А. Платонов
Сергей Есенин — Пушкину
База
стихотворений

Авторы стихов

Список авторов стихов по алфавиту:

Александр Сергеевич Пушкин – пожалуй, самый известный русский поэт и писатель, которого также причисляют к основателям русского литературного языка. Его произведения учат еще с младших классов школы, и они знакомы каждому россиянину: «Евгений Онегин», «Кавказский пленник», «Руслан и Людмила», многочисленные сказки, повести, стихи. Наследие поэта огромно и бесценно.

Биография поэта также известна многим: он родился 6 июня 1799 г. в Москве в семье нетитулованного дворянина С.Л. Пушкина. Его прадедом по линии матери был воспитанник Петра I, А.П. Ганнибал, африканец по происхождению. Стихи Пушкин начал писать еще в юности, множество прекрасных строк относятся ко времени его учебы в лицее в Царском селе. Тогда же он впервые вступил в литературное общество «Арзамас», боровшееся с архаикой в литературе. Эту свежесть творчества, понимание слова Пушкин сохранил навсегда. Биография поэта не была простой: за резкие по отношению к правительству стихи и высказывания, его отправляли в ссылку в Кишинев, а также не раз устанавливали полицейский надзор. Вольнодумный и смелый поэт был неугоден царю и его окружению. Женитьба на Наталье Николаевне Гончаровой принесла поэту и огромное счастье, и фатальную трагедию. 10 февраля 1837 г. Пушкин был ранен на дуэли кавалергардом Дантесом, преследующим ухаживаниями жену поэта, и скончался от полученной раны.

Стихотворения и поэмы Пушкина, по мнению многих философов и литературоведов, не только удивительно легки, ритмичны и музыкальны, они зачастую таят в себе скрытый, почти эзотерический смысл.

Биография поэта также известна многим: он родился 6 июня 1799 г. в Москве в семье нетитулованного дворянина С.Л. Пушкина. Его прадедом по линии матери был воспитанник Петра I, А.П. Ганнибал, африканец по происхождению. Стихи Пушкин начал писать еще в юности, множество прекрасных строк относятся ко времени его учебы в лицее в Царском селе. Тогда же он впервые вступил в литературное общество «Арзамас», боровшееся с архаикой в литературе. Эту свежесть творчества, понимание слова Пушкин сохранил навсегда. Биография поэта не была простой: за резкие по отношению к правительству стихи и высказывания, его отправляли в ссылку в Кишинев, а также не раз устанавливали полицейский надзор. Вольнодумный и смелый поэт был неугоден царю и его окружению. Женитьба на Наталье Николаевне Гончаровой принесла поэту и огромное счастье, и фатальную трагедию. 10 февраля 1837 г. Пушкин был ранен на дуэли кавалергардом Дантесом, преследующим ухаживаниями жену поэта, и скончался от полученной раны.

Стихотворения и поэмы Пушкина, по мнению многих философов и литературоведов, не только удивительно легки, ритмичны и музыкальны, они зачастую таят в себе скрытый, почти эзотерический смысл.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: