Стихи пушкина прочитай пожалуйста

Лирика Пушкина. О ней говорить и трудно и легко.
Трудно, потому что это разносторонний поэт. Легко, потому что это необычайно талантливый поэт. Вспомним, как он определил сущность поэзии:


Свободен, вновь ищу союза
Волшебных звуков, чувств и дум.

Я обратил внимание на то, что непременным условием творчества поэт считает свободу. Пушкин уже к семнадцати годам был вполне сложившимся поэтом, способным соперничать с такими маститыми светилами, как Державин, Капнист. Поэтические строки Пушкина в отличие от громоздких строф Державина обрели ясность, изящество и красоту. Обновление русского языка, столь методично начатое Ломоносовым и Карамзиным, завершил Пушкин. Его новаторство нам потому и кажется незаметным, что мы сами говорим на этом языке. Бывают поэты “от ума”. Их творчество холодно и тенденциозно. Другие слишком много внимания уделяют форме. А вот лирике Пушкина присуща гармоничность. Там все в норме: ритм, форма, содержание.

Брожу ли я вдоль улиц шумных,
Вхожу ли в многолюдный храм,
Сижу ль средь юношей безумных,
Я предаюсь моим мечтам.

Так начинается одно из самых блистательных стихотворений Пушкина. Музыкальное повторение у и ли не кажется нарочитым, но создает особую мелодию стиха, всецело подчиняемую общей идее произведения. Поэта мучает мысль о скоротечности жизни, о том, что на смену ему придут новые поколения и он, возможно, будет забыт. Эта печальная мысль развивается на протяжении нескольких строф, но затем, по мере того как она уступает место философскому примирению с действительностью, меняется и звуковой настрой стихотворения. Элегическая протяженность исчезает, последние строки звучат торжественно и спокойно:

И пусть у гробового входа
Младая будет жизнь играть,
И равнодушная природа
Красою вечною сиять.

Исключительное художественное чутье Пушкина руководило им в выборе ритма, размера. Удивительно точно воспроизводится тряска дорожного экипажа:

Долго ль мне гулять на свете
То в коляске, то верхом,
То в кибитке, то в карете,
То в телеге, то пешком?

Когда читаешь стихотворение “Обвал” , невольно приходит на память гулкое горное эхо, возникают в воображении угрюмые очертания скал и обрывов.


. И ропщет бор,
И блещут средь волнистой мглы
Вершины гор.

Пушкин, как никто, умел радоваться красоте и гармонии мира, природы, человеческих отношений. Тема дружбы — одна из ведущих в лирике поэта. Через всю свою жизнь он пронес дружбу с Дельвигом, Пущиным, Кюхельбекером, зародившуюся еще в лицее. Многие вольнодумные стихи Пушкина адресованы друзьям, единомышленникам. Таким является стихотворение “К Чаадаеву” . В строках, лишенных всякой иносказательности, поэт призывает друга отдать свои силы освобождению народа.

Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!

Столь же недвусмысленный призыв к восстанию содержится и в знаменитой оде Пушкина “Вольность” . Главная мысль оды в том, что “вольность” возможна и в монархическом государстве, если монарх и народ строго следуют законам, в том числе и моральным. Пушкин призывает к этому, но вместе с тем звучит предупреждение тиранам: Тираны мира! трепещите!
Поэтические проклятия в их адрес занимают целую строфу.

Самовластительный злодей!
Тебя, твой трон я ненавижу
Твою погибель, смерть детей.
С жестокой радостию вижу.
Читают на твоем челе
Печать проклятия народы.
Ты ужас мира, стыд природы,
Упрек ты богу на земле.

Царь рассвирепел, прочитав эти строки. “Пушкина надо сослать в Сибирь, — заявил он. — Он бунтовщик хуже Пугачева” .
На зловещем контрасте безмятежной природы и ужасов крепостничества строится “Деревня”. Стихотворение условно можно разделить на две части. Первая часть — это “приют спокойствия” , где все полно “счастья и забвенья”. Казалось бы, по тону первой части ничто не предвещало взрыва негодования. Даже подбор оттенков говорит нам о радужных картинах сельской природы: “душистые скирды” , “светлые лучи” , “лазурные равнины” . Иначе, “везде следы довольства и труда”.

Но вторая часть стихотворения несет антикрепостническую направленность. Именно здесь, в деревне, Пушкин видит зловещую причину всех бедствий — крепостное право, “рабство тощее”, “барство дикое”. Заканчивается стихотворение риторическим вопросом:

Увижу ль, о друзья! Народ не угнетенный
И рабство, падшее по манию царя,
И над отечеством свободы посвященной
Взойдет ли, наконец, прекрасная заря?

Но царь не внял призывам поэта. Пушкина ожидала ссылка. Правда, благодаря Жуковскому, северную ссылку заменили южной. Во время восстания декабристов Пушкин жил в Михайловском. Здесь его застала весть о жестокой расправе над ними. Он пишет замечательное стихотворение “В Сибирь” , которое передает декабристам через Екатерину Трубецкую. Он посылает друзьям слова утешения:

Не пропадет ваш скорбный труд
И и дум высокое стремленье

Пушкин был не только единомышленником декабристов, его стихи воодушевляли их. Каждое новое произведение было событием, переписывалось из рук в руки. Об этом говорится в стихотворении “Арион” . А я — бесконечной веры полн, — Пловцам я пел.
Певец оказывается единственным, кто уцелел после “грозы”. Но он остается верен своим убеждениям: “я гимны прежние пою” .
Быть с друзьями в беде — священный долг каждого человека. Высокие чувства любви и дружбы неизменно сопутствуют Пушкину, не дают ему впасть в отчаянье.

Любовь для Пушкина — высочайшее напряжение всех душевных сил. Как бы ни был человек подавлен и разочарован, какой бы мрачной ни казалась ему действительность, приходит любовь — и мир озаряется новым светом.

Изумительным стихотворением о любви является стихотворение “Я помню чудное мгновенье”. Пушкин умеет найти удивительные слова, чтобы описать волшебное воздействие любви на человека:

Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.

Женский образ дан лишь в самых общих чертах: “голос нежный” , “милые черты” . Но даже эти общие контуры женского образа создают впечатление возвышенного, необычайно прекрасного.

В стихотворении “Я вас любил” показано, что настоящая любовь не эгоистическая. Это светлое, бескорыстное чувство, это желание счастья любимой. Пушкин находит удивительные строки, хотя слова совершенно простые, повседневные. Наверно, именно в этой простоте и повседневности проявляется красота чувств и нравственная чистота:

Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим

Особое внимание стоит обратить на стихотворение “Мадонна”. Это стихотворение Пушкин посвятил своей жене. Радость и счастье от долгожданного брака (он трижды делал предложение Н. Н. Гончаровой) выразились в строках:

Исполнились мои желания.
Творец Тебя мне ниспослал,
Тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец

Поэзия Пушкина обладает удивительным даром. Она как живительный бальзам воздействует на человека.

Стихотворения Пушкина мы знаем с юных лет, но только через какое-то время, иногда, много лет спустя, мы открываем для себя заново сказочный мир его поэзии и не устаем поражаться ее кристальной чистоте, ясности, одухотворенности. Поэзия Пушкина вечна, ибо она обращена ко всему прекрасному в человеке.

«Кавказ» А. Пушкин

Кавказ подо мною. Один в вышине
Стою над снегами у края стремнины;
Орел, с отдаленной поднявшись вершины,
Парит неподвижно со мной наравне.
Отселе я вижу потоков рожденье
И первое грозных обвалов движенье.

Здесь тучи смиренно идут подо мной;
Сквозь них, низвергаясь, шумят водопады;
Под ними утесов нагие громады;
Там ниже мох тощий, кустарник сухой;
А там уже рощи, зеленые сени,
Где птицы щебечут, где скачут олени.

А там уж и люди гнездятся в горах,
И ползают овцы по злачным стремнинам,
И пастырь нисходит к веселым долинам,
Где мчится Арагва в тенистых брегах,
И нищий наездник таится в ущелье,
Где Терек играет в свирепом веселье;

Играет и воет, как зверь молодой,
Завидевший пищу из клетки железной;
И бьется о берег в вражде бесполезной
И лижет утесы голодной волной…
Вотще! нет ни пищи ему, ни отрады:
Теснят его грозно немые громады.

Дата создания: 20 сентября 1829 г.

Анализ стихотворения Пушкина «Кавказ»

Летом 1829 года Александр Пушкин побывал на Кавказе, в результате чего появился на свет цикл стихов, которые условно можно отнести е поэтическим заметкам путешественника. Одним из таких произведений является «Кавказ», который был написан под впечатление от прогулки в горах. Пушкина по праву можно отнести к числу выдающихся мастеров пейзажной лирики, однако произведения более позднего периода творчества этого поэта включают в себя и философские размышления. Именно к такой категории относится и стихотворение «Кавказ», в котором автор высказывает свое стремление к внутренней свободе, отмечая при этом, что достичь этого практически невозможно.

Красота южной природы действительно пленила Пушкина, который умел находить прекрасное даже в таких мелочах, как парящий в облаках орел, «утесов нагие громады» и «рощи, зеленые сени, где птицы щебечу, где скачут олени». Однако поэт подмечает не только изысканность и величие окружающего мира, так как знает, что есть и обратная сторона медали. Ведь жизнь течет по своим законам, которые лишены романтики и наполнены повседневной прозой. Поэтому он знает, что где-то «там уж и люди гнездятся в горах», которым приходится трудиться в поте лица, чтобы добыть себе пропитание. Несмотря на то, что южный край весьма обилен и щедр на дары природы, плодородную землю часто приходится отвоевывать у гор. И на это у местных жителей уходит все свободное время, а также силы. Поэт мастерски создает образы людей, не акцентируя внимания на их внешности и роде деятельности. Он не развивает тему, почему «нищий наездник таится в ущелье», но и без этого понятно, что один из героев произведения занят тем, что добывает себе пропитание. И этот незначительный штрих удачно дополняет ту идиллическую картину, которую так виртуозно создает поэт и привносит в нее элементы реализма.

Гораздо больше внимания автор уделяет различным природным стихиям, которые наделяет чертами живых людей. Знаменитые кавказские реки Арагва и Терек вызывают у Пушкина целую гамму противоречивых чувств. Их сила, напористость и способность прокладывать себе путь сквозь толщу горных пород действительно достойны уважения. Так, Терек у поэта «играет в свирепом веселье» и «воет, как зверь молодой». Поэт втайне завидует мощи водного потока, но при этом отмечает, что герой его стихотворения, которого автор отождествляет с самим собой, «бьется о берег в вражде бесполезной». Точно также и поэт постоянно пытается пробить те невидимые стены, которые с завидным упорством возводит перед ним общество. Именно по этой причине, наблюдая за тем, как Терек «лижет утесы голодной волной», Пушкин отождествляет себя с водным потоком, который закован в каменные берега. И точно так же у поэта, как и у реки, нет возможности вырваться из этого плена, чтобы проявить себя в полной мере. Однако если водный поток обладает мощной разрушительной силой, то себя поэт позиционирует как силу созидательную. Он убежден, что с помощью стихов можно изменить мировоззрения людей. Для этого нужно лишь освободиться от внутренних и внешних оков, научиться не просто правдиво высказывать то, что чувствуешь, но и доносить свои мысли до читателя.

К сожалению, наблюдая за горной рекой, автор понимает, что его мечтам не суждено сбыться. Этому препятствует сама природа, мудрая и беспощадная. Обращаясь к водному потоку, поэт отмечает: «Нет ни пищи ему, ни отрады: теснят его грозно немые громады». Увиденное полностью соответствует внутренним ощущениям Пушкина, который не прекращает войны с окружающим миром, но с каждым мгновением все отчетливее понимает, что вряд ли сможет выйти из нее победителем.

У Лукоморья стоит дуб.-по мотивам сказок Пушкина.

У Лукоморья стоит дуб.
На дубе виден странный сруб.
Ни цепи нет и ни кота,
Одна сплошная пустота.
Украли цепь вместе с котом,
Не оставляя на потом.
-Искать воров! Поймать скорей!-
Отдел приказ ментам Кащей.
-Быстрей цепочку захватить,
Яйцо бы только не разбить.
И этот сторож — чертов кот
Ходил всё задом наперед,
Нет, чтоб ходил наоборот,
Ну что за день, так не везёт.
И цепь златая, и яйцо,
В яйце то было лишь кольцо.
Всё ждал, когда-же прилетит
И, наконец-то превратит
Меня лишь в мОлодца Яга,
Но подвела одна нога.
С другой ногой не полетит,
И вот больная там лежит,
А тут еще и воровство,
Не применить ли колдовство?
Чтоб бабку на ноги поднять,
Пора ей на метле летать.
Вот только кот был проводник.
Кащей в безмолвии поник.
-Когда Алёнушку свою
Я наконец-то обниму,
И подарю своё кольцо,
Найти бы надобно яйцо.
Да, заодно, и цепь вернуть,
Ворам меня не обмануть.-
Звонил в милицию Кащей
-Ловите вора поскорей!-
Ему ответили:
-Иван в последний раз
Был точно пьян.
Держал в руках одно яйцо,
Мы видели его лицо.
Такой счастливый был в народе.
Алёнку вёл он в хороводе.
Из нищего богатым стал-
Кащей ментов точно послал
-Иванушку арестовать,
И всё имущество изъять.-
Иван то был не лыком шит.
Его ментовка не страшит.
Имел он преданных друзей,
Могучих трех богатырей.
Теперь Кащея не боится,
Друзья то смогут
С ним сразиться.
С охраной ходит наш Иван,
А в прошлом был
Простой болван.
Теперь Иван владел яйцом.
Одел Алёнушке кольцо.
Живут они уж много лет.
Кащея и в помине нет,
А всё спасибо тем друзьям,
Могучим, трем богатырям.
:)

Сочинение по произведению на тему: Читая Пушкина…

Бессмертен тот, чья муза до конца
Добру и красоте не изменяла,
Кто волновать умел людей сердца
И в них будить стремленье к идеалу.
А.Н. Плещеев

С творчеством Александра Сергеевича Пушкина я познакомилась довольно-таки давно. Еще в детстве мама читала мне его сказки на ночь, а старшая сестра с упоением рассказывала наизусть «Письмо Татьяны к Онегину». Шли годы, и я уже сама могла изучать его произведения, восхищаясь его истинным талантом. Сколько себя помню, мне всегда было легко и приятно читать его стихотворения, слог Пушкина как-то особенно казался мне ритмичным и мелодичным.
Каждый раз, открывая любой сборник Александра Сергеевича Пушкина, я словно окуналась в его собственный, неповторимый, чудесный мир. Поэзия Пушкина завораживала меня, а вереница образов, возникающих перед моим взором, уводила меня в таинственную страну красоты, любви и счастья. Вся жизнь человеческая, ее мечты и обольщения, ее надежды и страдания, буйство, напор молодых чувств и умудренная зрелость проносились передо мной. И нельзя не влюбиться в нее, в ее краски и звуки, потому что эти волшебные звуки идут от сердца и души самого поэта. Всякий раз, читая стихотворения, посвященные лицейским друзьям, я начинала боготворить дружбу, мысленно повторяя за поэтом:
Где б ни был я: в огне ли смертной битвы,
При мирных ли брегах родимого ручья,
Святому братству верен я…
Какая высокая должна быть душа у человека, чтобы так вознести дружбу, долг, верность тем, кто давал радость взаимопонимания, искренности! Рисуя портеры друзей, Пушкин исходил из идеала, не ища «родимых пятен», досадных недостатков в характерах (а они есть у всякого). Вряд ли мной современник может сказать о друге: «Мой первый друг, мой друг бесценный» или «мой брат родной по музе, по судьбам». Мы стали холодны, черствы, и нам легко надоедают даже те, с кем связь казалось прочной. Не может не тронуть сердце и отношение поэта к учителям жизни: и к Чаадаеву, и к Жуковскому, и к Куницыну…
Куницыну дар сердца и вина:
Он создал нас, он воспитал наш пламень,
Поставлен им краеугольный камень,
Им чистая лампада возжена!
Пушкин как-то все очень глубоко понимает: и то, что учитель щедро отдает свои знания ученику, а ученик, в свою очередь, став взрослым, не должен раздражаться на молодость за то, что она буйна, дерзка, легкомысленна. Мудро и светло звучат строки поэта:
Придет, придет и наше время
И наши внуки в добрый час
Из мира вытеснят и нас.
Когда я впервые прочитала эти строки, я была потрясена широтой, щедростью такого отношения к «молодому племени», поняла на всю жизнь, что такое истинное благоволение к человеку, будь он дворовый мальчик, что в салазки Жучку посадил, будь то старушка, окропляющая свою воспитанницу святой водой, видя, что ей плохо, будь то отнюдь не даровитый поэт, пишущий романтическими штампами: «златые дни», «что день грядущий мне готовит», «желанный друг», будь то плачущая на могиле отца молодая женщина, когда-то предавшая его («Станционный смотритель»). Купаясь в лучах пушкинской доброты, я училась у поэта живому чувству сострадания, «лелеющей душу гуманности».
Покинувший «неволю душных городов» и приставший к цыганам Алеко совершил убийство возлюбленной и ее избранника; Пленник кавказских гор и своих внутренних страстей стал причиной самоубийства черкешенки; Германн, возомнивший себя Наполеоном и решивший во что бы то ни стало узнать тайну трех карт с целью обогащения, — преступники с точки зрения христианской нравственности. Но никогда мне не хотелось клеймить их позором, наоборот, хотелось жалеть и плакать над ними, ибо сам Пушкин исповедовал «милость к падшим» и призывал к искоренению губительных страстей прежде всего в себе.
Мы все глядим в Наполеоны,
Двуногих тварей миллионы,
Мы почитаем всех нулями,
А единицами себя…
Насколько близки и понятны каждому эти строки. Талант Пушкина в том и заключается, что язык его – прост и доступен всем («народ любит гениев простых в своей величественности и величественных в своей простоте»).
Все стихи Александра Сергеевича замечательные, и поделить их на любимые и нелюбимые просто невозможно. Но, пожалуй, самые запоминающиеся, самые яркие были посвящены самому прекрасному и святому чувству — любви. Именно она открывает в человеке все его лучшие стороны. Она не судит. Любовь дает крылья и зовет за собой, возвращая к жизни остывшие сердца.
И сердце вновь горит и любит –
Оттого, что не любить оно не может.
У Пушкина было свое, особенное понимание любви. Не «материальной», не чувственной предстает перед нами его любимая в «Я помню чудное мгновенье», а гением чудной, одухотворенной красоты, с «нежным голосом» и «небесными чертами». Формула любви у поэта именно пушкинская: любовь это «и божество, и вдохновение, и слезы…». Но любовь – это и ответственность («Любви и чести верен будь», — говорит старый финн в «Руслане и Людмиле»), и светлая печать расставания, в которой нет и намека на чувства обманутого собственника:
Я вас любил, любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем,
Но путь она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
А заканчивается стихотворение молитвой о женщине: «…дай вам бог любимой быть другой».
Все свои думы Александр Сергеевич Пушкин направлял на поиски добра, свободы и счастья.
Читая стихи Пушкина, как писал великий критик В.Г. Белинский, можно «превосходным образом воспитать в себе человека». И действительно, произведения Александра Сергеевича помогли мне научиться видеть человека в человеке, ценить хорошее к себе отношении, уважать чувства других и, конечно же, любить искренне и бескорыстно своих друзей, учителей, природу…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector