Сайт не настроен на сервере

Сайт www.lovelegends.ru не настроен на сервере хостинга.

Адресная запись домена ссылается на наш сервер, но этот сайт не обслуживается.
Если Вы недавно добавили сайт в панель управления — подождите 15 минут и ваш сайт начнет работать.

Стихи пушкина посвященные друзьям

Графиня Елизавета Ксаверьевна Воронцова – жена начальника Пушкина по Одессе. Женщина, которую Пушкин любил особенно горячей любовью. Это о ней сказал он в стихотворении «К морю»:

Могучей страстью очарован,
У берегов остался я.

Ради неё отказался он от бегства морем за границу – из ссылки. Все любовные стихотворения, написанные в Михайловском в 1824 году и в первые месяцы 1825 года, обращены к Воронцовой, в том числе «Ненастный день потух. » – с удивительной по силе выразительности концовкой:

Никто её любви небесной не достоин.
Не правда ль: ты одна. ты плачешь. я спокоен;
.
Но если . .

С нею прощался поэт перед женитьбой стихами:

В последний раз твой образ милый
Дерзаю мысленно ласкать,
Будить мечту сердечной силой
И с негой робкой и унылой
Твою любовь воспоминать.

Бегут, меняясь, наши лета,
Меняя всё, меняя нас,
Уж ты для своего поэта
Могильным сумраком одета,
И для тебя твой друг угас.

Прими же, дальняя подруга,
Прощанье сердца моего,
Как овдовевшая супруга,
Как друг, обнявший молча друга
Перед изгнанием его.

Воронцову рисовал Пушкин в своих рабочих тетрадях с первых дней знакомства с ней (сентябрь 1823 года). Он изображал и профиль её, и голову, и фигуру – стоящей, сидящей, уходящей, с вырисованной узенькой пяткой, виднеющейся из-под платья, – и руку, играющую на клавикордах, с длинными изогнутыми пальцами. Три последние зарисовки Воронцовой сделал Пушкин в 1829 году. Один портрет – на Кавказе, рядом с портретом Марии Волконской – образы двух женщин, живших в душе поэта. Другие два нарисовал он сёстрам Ушаковым.

Воспроизводимый здесь портрет нарисован на большом листе бумаги. Это самый большой, смелый и уверенный из всех тридцати набросков Елизаветы Ксаверьевны, сделанных Пушкиным. Выразительность и кокетливость подвижного лица Воронцовой делали её неотразимо привлекательной, хотя в основе своей черты её не были красивы. Пушкин лица её не идеализировал. Но он передал одно из главных очарований Воронцовой – красивую посадку её головы и тонкую, длинную шею, которую старательно оттушевал, найдя точные соотношения линий.

(Из книги: Т.Цявловская. Рисунки Пушкина. – М.: «Искусство»,1987)

Некоторые из стихотворений А.С.Пушкина, посвящённые Е.К.Воронцовой:

Прозерпина

Плещут волны Флегетона,
Своды тартара дрожат:
Кони бледного Плутона
Быстро к нимфам Пелиона
Из аида бога мчат.
Вдоль пустынного залива
Прозерпина вслед за ним,
Равнодушна и ревнива,
Потекла путём одним.
Пред богинею колена
Робко юноша склонил.
И богиням льстит измена:
Прозерпине смертный мил.
Ада гордая царица
Взором юношу зовёт,
Обняла, и колесница
Уж к аиду их несёт:
Мчатся, облаком одеты;
Видят вечные луга,
Элизей и томной Леты
Усыплённые брега.
Там бессмертье, там забвенье,
Там утехам нет конца.
Прозерпина в упоенье,
Без порфиры и венца,
Повинуется желаньям,
Предаёт его лобзаньям сокровенные красы,
В сладострастной неге тонет
И молчит и томно стонет.
Но бегут любви часы;
Плещут воды Флегетона,
Своды тартара дрожат:
Кони бледного Плутона
Быстро мчат его назад.
И Кереры дочь уходит,
И счастливца за собой
Из Элизия выводит
Потаённою тропой;
И счастливец отпирает
Осторожною рукой
Дверь, откуда вылетает
Сновидений ложный рой.

26 авг. 1824 г. (вольный перевод 27-й картины из «Превращений Венеры» Парни)

Ненастный день потух; ненастной ночи мгла
По небу стелется одеждою свинцовой;
Как привидение, за рощею сосновой
Луна туманная взошла.
Всё мрачную тоску на душу мне наводит.
Далёко, там, луна в сиянии восходит;
Там воздух напоён вечерней теплотой;
Там море движется роскошной пеленой
Под голубыми небесами.
Вот время: по горе теперь идёт она
К брегам, потопленным шумящими волнами;
Там, под заветными скалами,
Теперь она сидит печальна и одна.
Одна. никто пред ней не плачет, не тоскует;
Никто её колен в забвенье не целует;
Одна. ничьим устам она не предаёт
Ни плеч, ни влажных уст, ни персей белоснежных.
.
.
.
Никто её любви небесной не достоин.
Не правда ль: ты одна. ты плачешь. я спокоен;
.
Но если .

Сожжённое письмо

Прощай, письмо любви, прощай! Она велела.
Как долго медлил я, как долго не хотела
Рука предать огню все радости мои.
Но полно, час настал: гори, письмо любви.
Готов я; ничему душа моя не внемлет.
Уж пламя жадное листы твои приемлет.
Минуту. вспыхнули! пылают. лёгкий дым,
Виясь, теряется с молением моим.
Уж перстня верного утратя впечатленье,
Растопленный сургуч кипит. О провиденье!
Свершилось! Тёмные свернулися листы;
На лёгком пепле их заветные черты
Белеют. Грудь моя стеснилась. Пепел милый,
Отрада бедная в судьбе моей унылой,
Останься век со мной на горестной груди.

Желание славы

Когда, любовию и негой упоенный,
Безмолвно пред тобой коленопреклоненный,
Я на тебя глядел и думал: ты моя, —
Ты знаешь, милая, желал ли славы я;
Ты знаешь, удалён от ветреного света,
Скучая суетным прозванием поэта,
Устав от долгих бурь, я вовсе не внимал
Жужжанью дальнему упрёков и похвал.
Могли ль меня молвы тревожить приговоры,
Когда, склонив ко мне томительные взоры
И руку на главу мне тихо наложив,
Шептала ты: скажи, ты любишь, ты счастлив?
Другую, как меня, скажи, любить не будешь?
Ты никогда, мой друг, меня не позабудешь?
А я стесненное молчание хранил,
Я наслаждением весь полон был, я мнил,
Что нет грядущего, что грозный день разлуки
Не придет никогда. И что же? Слёзы, муки,
Измены, клевета, всё на главу мою
Обрушилося вдруг. Что я, где я? Стою,
Как путник, молнией постигнутый в пустыне,
И всё передо мной затмилося! И ныне
Я новым для меня желанием томим:
Желаю славы я, чтоб именем моим
Твой слух был поражён всечасно, чтоб ты мною
Окружена была, чтоб громкою молвою
Всё, всё вокруг тебя звучало обо мне,
Чтоб, гласу верному внимая в тишине,
Ты помнила мои последние моленья
В саду, во тьме ночной, в минуту разлученья.

Храни меня, мой талисман*,
Храни меня во дни гоненья,
Во дни раскаянья, волненья:
Ты в день печали был мне дан.

Когда подымет океан
Вокруг меня валы ревучи,
Когда грозою грянут тучи,
Храни меня, мой талисман.

В уединенье чуждых стран,
На лоне скучного покоя,
В тревоге пламенного боя
Храни меня, мой талисман.

Священный сладостный обман,
Души волшебное светило.
Оно сокрылось, изменило.
Храни меня, мой талисман.

Пускай же ввек сердечных ран
Не растравит воспоминанье.
Прощай, надежда; спи, желанье;
Храни меня, мой талисман.

Талисман

Там, где море вечно плещет
На пустынные скалы,
Где луна теплее блещет
В сладкий час вечерней мглы,
Где, в гаремах наслаждаясь,
Дни проводит мусульман,
Там волшебница, ласкаясь,
Мне вручила талисман.

И, ласкаясь, говорила:
«Сохрани мой талисман:
В нём таинственная сила!
Он тебе любовью дан.
От недуга, от могилы,
В бурю, в грозный ураган,
Головы твоей, мой милый,
Не спасёт мой талисман.

И богатствами Востока
Он тебя не одарит,
И поклонников пророка
Он тебе не покорит;
И тебя на лоно друга,
От печальных чуждых стран,
В край родной на север с юга
Не умчит мой талисман.

Но когда коварны очи
Очаруют вдруг тебя,
Иль уста во мраке ночи
Поцелуют не любя –
Милый друг! от преступленья,
От измены, от забвенья
Сохранит мой талисман!»

Лицейские друзья Пушкина. Судьбы

Кому из нас под старость день лицея
Торжествовать придется одному?
А.С.Пушкин.

Известно, что выпускники первого набора, куда входил и А.С.Пушкин, ежегодно отмечали очередную годовщину лицея. Лицеистов было 29, и с годами их становилось все меньше и меньше. В стихотворении «19 октября» Пушкин напишет:

Увы, наш круг час от часу редеет;
Кто в гробе спит, кто, дальний, сиротеет;
Судьба глядит, мы вянем; дни бегут;
Невидимо склоняясь и хладея,
Мы близимся к началу своему…
Кому ж из нас под старость день лицея
Торжествовать придется одному?

Пушкин написал это стихотворение в 1825 году, будучи в ссылке в Михайловском. Отмечал день лицея он на этот раз один.
Я пью один, и на берегах Невы
Меня друзья сегодня именуют…
Но многие ль и там из вас пируют?
Еще кого не досчитались вы?

А не досчитались они к тому времени уже троих.
В 1817 году ушел из жизни выпускник лицея, молодой офицер Ржевский Николай Григорьевич.
В 1820 году от туберкулеза умирает двадцатилетний Корсаков Николай Александрович. В лицее он писал стихи, был отличным музыкантом, играл на гитаре. В стихотворении «Пирующие студенты» Пушкин называет Корсакова «Милый наш певец, любимый Апполоном».
Корсаков в лицее сочинял романсы на стихи Пушкина и Илличевского. Большой популярностью пользовались его романсы «К живописцу», «Делия драгая», «Вчера мне Маша приказала» Лицеист Пущин впоследствии вспоминал: «Эти стансы пелись тогда юными девицами почти во всех домах, где лицей имел право гражданства».
Умер он во Флоренции. Директор лицея Е.А.Энгельгард рассказывал:
«. За час до смерти он сочинил следующую надпись для своего памятника, и когда ему сказали, что во Флоренции не сумеют вырезать русские буквы, он сам начертал ее крупными буквами и велел скопировать их на камень»

«Прохожий, поспеши к стране родной своей!
Ах, грустно умирать далеко от друзей!»

Пушкин посвятил Корсакову стихотворение «Гроб юноши». Есть строчки о нем и в стихотворении «19 октября»

Он не пришел, кудрявый наш певец,
С огнем в очах, с гитарой сладкогласной:
Под миртами Италии прекрасной
Он тихо спит и дружеский резец
Не начертал над русскою могилой
Слов несколько на языке родном,
Чтоб некогда нашел привет унылый
Сын севера, бродя в краю чужом.

Третьим ушел из жизни сын эмигранта Сильверий Францевич Броглио. Сведений о нем мало. Известно, что был он далеко не блестящим учеником, одним «из последних по успехам и первый по шалостям». После лицея уехал на родину в Италию. Погиб в начале 20-х годов в Греции, где шла освободительная борьба против турецкого ига.

Круг друзей продолжал редеть. В 1830 году лицеисты недосчитались Костенского Константина Дмитриевича. Учился он посредственно, ничем особым не выделялся.
«Заслуживает похвалы его большое добродушие и уживчивость», — писал о нем директор лицея Энгельгард. В 1830 году тяжело больной он уже не мог принять участие в праздновании дня лицея. В письме В.Д Вольховскому он извинился перед друзьями за то, что по болезни не может прибыть на встречу и попросил выпить за его здоровье.
Это было его последнее письмо. Через полмесяца Константина Костенского не стало.

В 1830 году еще один воспитанник лицея Петр Саврасов приказал долго жить. Кличка в лицее у него была «Рыжий» за ярко- рыжий цвет волос. Все преподаватели и его товарищи отмечали его скромность, благородство и хорошие способности в учении. Директор лицея Энгельгард в 1816 году писал, что за все время пребывания Саврасова в лицее он ни разу не проштрафился и «вряд ли получил хоть у кого-нибудь выговор» Закончил лицей с аохвальным листом №2 «с правом на серебряную медаль».
Саврасов выбрал стезю военного. Участвовал в войне России с Турцией. В 27 лет получил чин полковника. Болезнь настигла его в расцвете лет и карьеры. Для лечения его вывезли за границу, где он вскоре и скончался. Судьба отпустила ему всего 31 год жизни. Похоронен в Гамбурге.

Очень тяжело переживал Пушкин смерть своего друга Дельвига Антона Антоновича, который скончался годом позже Саврасова (1831 г.). Это был очень одаренный человек. Его стихи перелагались на музыку Даргомыжским, Глинкой, Алябьевым, а его романс «Соловей», который он посвятил Пушкину, и сегодня не сходит со сцены, он присутствует в репертуаре многих выдающихся певиц.

«Вот первая смерть, мною оплаканная … никто на свете не был мне ближе Дельвига», — писал Пушкин Плетневу. А вот еще выдержка его письма Е.М.Хитрово:
« Смерть Дельвига нагоняет на меня тоску. Помимо прекрасного таланта, то была отлично устроена голова и душа незаурядного закала. Он был лучшим из нас. Наши ряды начинают редеть».

Дельвиг умер от тифа. Прожил он всего 32 года. Среди почивших лицеистов, он ушел из жизни шестым. В лень лицея, Пушкин в стихотворении «Чем чаще празднует лицей» напишет:
Шесть мест упраздненных стоят,
Шести друзей не узрим боле.
Они разбросанные спят –
Кто здесь, кто там на ратном поле,
Кто дома, кто в земле чужой,
Кого недуг, кого печали
Свели во мрак земли сырой,
И надо всеми мы рыдали.
И мнится, очередь за мной,
Зовет меня мой Дельвиг милый,
Товарищ юности живой,
Товарищ юности унылой,
Товарищ песен молодых,
Пиров и чистых помышлений,
Туда, в толпу теней родных
Навек от нас утекший гений.

Поэт не намного ошибся, когда писал «И мнится очередь за мной».
Пушкин уйдет из жизни восьмым. Седьмым станет Есаков Семен Семенович. Он покончит жизнь самоубийством в том же 1831 году. Его однокурсник барон М.А.Корф так напишет о Есакове:
«Со светским умом, с большой ловкостью, с благородным и твердым характером, с прекрасной наружностью и со многими любезными качествами, Есаков еще в лицее подавал надежду на блистательную карьеру, но по неразгаданным доныне причинам, сам добровольно расстался с жизнью, которая, по-видимому, столь много ему сулила. Служив с самого начала в конной артиллерии, был уже гвардии полковником, увешанный орденами … он в Польскую компанию (1831 год), после дела, в котором имел несчастие потерять несколько пушек – застрелился, не оставив даже никакой записки в пояснение своего поступка.»
Похоронен в Варшаве.

Да, среди офицеров того времени немало было таких, для которых сохранить честь было важнее, чем сохранить жизнь.
Пушкин тоже, выходя на смертельный поединок, выше жизни поставил свою честь. «Погиб поэт, невольник чести», — писал о нем Лермонтов.
О чести Пушкина говорит хотя бы такой факт из его биографии. После подавления восстания декабристов, царь жестоко расправился с мятежниками. Много было отправлено в Сибирь на каторгу, пятеро были повешены. Среди гонимых были друзья Пушкина. Страх овладел тогда сердцами людей. В салонах Петербурга боялись даже упоминать имена мятежников, дабы не попасть в немилость царю.
В этот период царь вызвал к себе Пушкина из Михайловского, где поэт находился в ссылке, и прямо спросил его: «»Пушкин, принял ли бы ты участие в 14 декабря, если б был в Петербурге?» И вот ответ человека чести:
«Непременно, Государь, все друзья мои были в заговоре, и я не мог бы не участвовать в нем. Одно лишь отсутствие спасло меня, за что я благодарю Бога!»
Об этом случае рассказала А.Г.Хомутова, которая слышала это от самого Пушкина.

Защищая свою честь, Пушкин бесстрашно встал под дуло пистолета и был убит.
Убит. К чему теперь рыданья,
Пустых похвал ненужный хор
И жалкий лепет оправданья?
Судьбы свершился приговор!

Вслед за Пушкиным ушел в «мир теней» сын томского губернатора, лицеист Илличевский Алексей Демьянович. «Олесенька» звали его лицейские товарищи (уменшительно от Алексея) Пушкин увековечил его своим стихотворением «В альбом Илличевскому».

Мой друг! Не славный я поэт,
Хоть христианин православный.
Душа бессмертна, слова нет,
Моим стихам удел неравный.
………………………………….
Ах! Ведает мой добрый гений,
Что предпочел бы я скорей
Бессмертию души моей
Бессмертие моих творений.

Илличевский был способным учеником, хорошо рисовал, особенно карикатуры, писал неплохие стихи. В стихотворстве в лицее соревновался даже с Пушкиным. Сведения о его биографии после лицея скудные. Умер от паралича в Петербурге через восемь месяцев после гибели Пушкина. Ему принадлежит пророческое высказывание: «Лучи славы Пушкина будут отсвечиваться в его товарищах». Коснулись лучи славы Пушкина и Илличевского. Кто бы помнил его, если бы не учился он в лицее с Пушкиным?

В 1841 году круг лицеистов поредел еще на одного талантливого воспитанника лицея, храброго воина, гвардии генерал-майора Вольховского Владимира Дмитриевича. Он был не крепкого телосложения, зато обладал крепкой, спартанской силой воли, которую закалял с малых лет. Имея в виду его твердую волю, Пушкин напишет в первой редакции стихотворения «19 октября»:
Спартанскою душой пленяя нас,
Воспитанный суровою Минервой,
Пускай опять Вольховский сядет первый,
Последний я, иль Брольо, иль Данзас…

«Дарований прекрасных и наиболее имеет склонность к наукам, требующим размышления; прилежания примерного и успехов прекрасных», — так отозвался о Вольховском лицейский адьюнкт-профессор исторических наук И.К.Кайданов.

Закончил Вольховский лицей с большой золотой медалью и избрал для себя военную службу. Участвовал во многих сражениях, проявляя «исключительную храбрость». Во время военных действий против Турции в 1828-29 г. «Полковник Вольховский с гренадерами бросился на бастион Юсуф-Паша, овладел им вместе с четырьмя пушками и обратил оные против крепости», — писал в своем очерке «Историия военных действий в Азиатской Турции в 1828-29 г» Н.И.Ушаков.

В «Истории военных действий в Азиатской Турции» Н.И.Ушаков свидетельствует и о Пушкине, который в это время был там же в действующей армии: «Пушкин, одушевленный отвагою, столь свойственной новобранцу-воину, схватил пику одного из убитых казаков и устремился противу неприятельских всадников». Правда, вскоре его вывел из боя майор Н.Н.Семичев, которого специально послал для этого генерал Н.Н.Раевский (сын героя Отечественной войны Н.Н.Раевского), чтобы уберечь от гибели великого поэта. Не трудно представить, какое впечатление, наверное, произвел на турок бешено скачущий на них полунегр с пикой в руках.

Там же Пушкин повстречается с Вольховским.«Здесь увидел я нашего Вольховского, запыленного с ног до головы, обросшего бородой, изнуренного заботами. Он нашел, однако, время побеседовать со мною, как старый товарищ», — напишет позже Пушкин.

За время службы Вольховский принимал участие в шести штурмах, 55 походах и несчетное количество раз в сражениях и перестрелках. Награжден многими орденами и золотой шпагой с надписью «За храбрость»
Похоронен в с. Стратилатов, Изюмского уезда, Харьковской губернии в ограде церкви Софии Премудрости Божьей.

Через четверть века после окончания лицея круг однокурсников Пушкина поредел уже на десять человек.

«Кому из нас под старость день лицея
Торжествовать придется одному?»

Стихотворения А.С.Пушкина о любви

И сердце вновь горит и любит оттого, что не любить оно не может!» Эти слова велико поэта можно было бы поставить эпиграфом к его любовной лирике. Здесь каждое стихотворение – шедевр.
В лицейский период своего творчества Пушкин занят поисками своего собственного стиля, любовь становится символом жизни в этот период, любить, по Пушкину, значит жить. «Милая Бакунина» предмет лицейского увлечения Пушкина, остается в памяти поэта надолго; ей будет посвящено несколько стихотворений, в том числе стихотворение «Осеннее утро» (1816 г.). Поэт грустит: «Уж нет ее…я был у берегов, где милая ходила в вечер ясный…» В Катеньку Бакунину, сестру своего одноклассника, били влюблены многие лицеисты, в том числе и Пушкин. Со временем увлеченность К.Бакуниной прошла, и появляется еще одна лицейская героиня Пушкина – Наталья Кочубей. По лицейским преданиям Кочубей стала героиней стихотворения «Измены».
Очень часто любовные стихотворения написаны поэтом в жанре послания. Это стихотворение «К Каверину», где Пушкин призывает своего соратника-поэта:
Молись и Вакху и любви
И черни презирай ревнивое роптанье…
Написанное в 1817 г. это послание – прощание с безумством лицейских лет, но не с темой любви. Здесь любовь – способ ухода поэта от окружающего его мира, ухода от черни. Любовь и свобода – вот что теперь питает вдохновение поэта. Об этом Пушкин говорит в стихотворении «К Н. Я. Плюсковой» (1818 г.):
Любовь и тайная свобода
Внушали сердцу гимн простой…
«Любовь и тайная свобода», т.е. уход от мира в глубину своих чувств, где поэт полностью независим, вот что, в понимании Пушкина, необходимо для творчества. Идеи любви и свободы пройдут через все творчество Пушкина.
Южная ссылка и отрыв поэта от общества оказывают большое влияние на творчество Пушкина, он ощущает себя изгнанником, наподобие романтических героев Байрона. Романтизируется и пушкинская любовь. Это уже не шалость юных лет, но глубокая, драматическая страсть. Например, в стихотворении «Признанье» (1826 г.), посвященном Осиповой, Пушкин говорит:
Я вас люблю – хоть я бешусь…
Болезнь любви в душе моей:
Без вас мне скучно, – я зеваю;
При вас мне грустно, – я терплю;
И, мочи нет, сказать желаю,
Мой ангел, как я вас люблю!
Любовь – это болезнь, в состоянии которой человек обманывает сам себя:
Я сам обманываться рад!
Романтическая любовь Пушкина часто безответна, она говорит и сжигает сама себя, как в стихотворении «Сожженное письмо» (1825 г.):
Прощай, письмо любви, прощай! …
… гори, письмо любви.
Готов я; ничему душа моя не внемлет.
Любовь как свеча, сгорает за короткий миг, и от нее остается лишь пепел и опустошенная душа. Этот горестный финал заставляет поэта разочароваться в романтической любви.
Стихотворение «К ***» (1825 г.) написано в форме послания. Анна Петровна Керн внушила поэту сильное чувство во время его ссылки в Михайловском. Стихотворение захватывает нас трепетностью чувств, музыкальностью и каким-то внутренним сиянием. Поэт говорит о силе любви, о важности этого чувства в жизни человека. Первую встречу еще в Петербурге, в доме Олениных, поэт называет «чудным мгновеньем». Но «влачились тихо» дни поэта «без божества, без вдохновенья, без слез, без жизни, без любви». А потом:
Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
Вдохновенье вернулось к поэту. «И сердце бьется в упоенье…» Большое чувство, по Пушкину, может быть основой для вдохновенья, импульсом напряженного труда, источником творческого озарения. Примечательно, что на эти стихи в 1840 г. Глинка создал романс, столь же прекрасный.
Стихотворение «Простишь ли мне ревнивые мечты…» (1823 г.), посвященное Екатерине Воронцовой – снова послание. Жене генерал-губернатора, графа Воронцова, Пушкин посвятил несколько стихотворений: «Сожженное письмо», «Прощанье», «Талисман» (1825 г.). Этот талисман – перстень, который поэт получил от Воронцовой. Он им очень дорожил и берег его:
Храни меня, мой талисман,
Храни меня во дни гоненья,
Во дни раскаянья, волненья:
Ты в день печали был мне дан.
Даже воспоминание о сильном чувстве дорого поэту, оно помогает пережить невзгоды, надеяться на счастье.
Элегия «Не пой, красавица, при мне…» (1828 г.) была рождена при совершенно необычных обстоятельствах. В имении Приютино, где собирался тогда весь цвет русской интеллигенции: Грибоедов, который приехал сюда с юга и сообщил мелодию грустной грузинской песни; Глинка, который давал здесь уроки музыки юной хозяйке этой дачи Олениной, и Пушкин, приехавший погостить – три гения встретились. Глинка обработал переданную ему Грибоедовым грузинскую песню, а Пушкин написал на эту мелодию слова своего романса. Произошел редкий случай, когда не на стихи была сочинена музыка, а на мелодию написаны стихи. Но композиция этого шедевра также необычна, как и его рождение. Поэт не случайно молит красавицу не петь при нем эту песню. Она воскрешает в его памяти шедевр другой далекой бедной девы, услышанные в поездке по Кавказу. На первый женский образ в стихотворении как бы накладывается другой, не менее прекрасный. Такой прием сопоставления двух пленительных женщин и наложение одного образа на другой Пушкин уже применил в стихотворении «Ее глаза», где сравнил облик Смирновой-Рассет с ее «черкесскими глазами» с несравненной Анной Олениной. Но тогда пальма первенства принадлежала прекрасной Олениной. Стихотворение «Не пой, красавица, при мне…» явно отдано женщине, живущей в памяти поэта, утаенной любви. Речь идет о Марии Раевской, с которой два года назад (1826) поэт простился, когда она уезжала в Сибирь из дома своей родственницы к мужу – декабристу. Поэт был восхищен героическим поступком русской женщины, лишившейся всех прав, состояния, роскошного дома, ребенка-младенца во имя супруга и поддержки изгнанника. Нынешнее пребывание ее в Сибири объясняют два эпитета: далекая и бедная.
Анна Оленина не ответила Пушкину взаимностью. Поэт тяжело переживал расстроенное сватовство и вынужденный разрыв с Олениной. Эта драматическая перемена нашла свое отражение во второй редакции стихотворения «Не пой, красавица, при мне…» Пушкин противопоставляет женщин в пользу Олениной.
Есть у поэта скорбные стихи о любви. Такова трилогия, посвященная Амалии Ризниг, умершей от чахотки совсем молодой. Стихотворение «Ночь» (1823) написано еще при ее жизни. Это момент сильного увлечения, когда стихи текут рекой, и эти стихи о любви. А потом были еще два стихотворения: «Для берегов отчизны дальной…» (1830) и «Под небом голубым страны своей родной…» (1826). Поэт вспоминает прощание, известие о смерти, когда все, что было ему так дорого «исчезло в урне гробовой».
К шедеврам пушкинской любовной лирики относится стихотворение «Я вас любил…» (1829 г.). Шедевр, безусловно, адресован Анне Олениной. Поэт упрямо пронес свое чувство, обнаружив настойчивость, мужество, верность избраннице, способность сдерживать страсть. Лирический герой не ожесточился, остался по-прежнему искренним и добрым. Самое поразительное в этом стихотворении то, что Пушкин способен подняться над своей болью ради счастья той женщины, которую он продолжает любить. Поэт пишет: «дай вам бог любимой быть другим». Сознанье счастья любимой заглушает боль пережитого и сохраняет светлую печаль о былом. В этом стихотворении Пушкин лишен какого-либо эгоизма. 71 композитор (!) написал музыку на это стихотворение! Именно настолько оно музыкально.
Разумеется, нет возможности обратиться ко всем стихам поэта о любви, но есть одно, мимо которого пройти невозможно: в 1830 г. было написано стихотворение «Мадонна», посвященное будущей жене Пушкина, Наталье Николаевне Гончаровой:
Исполнились мои желанья. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейший прелести чистейший образец.
Любовная лирика Пушкина исполнена нежных и светлых чувств к женщинам, лирического героя стихов о любви отличает самоотверженность, благородство, глубина и сила чувств.

12629 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Пушкин А.С. / Разное / Стихотворения А.С.Пушкина о любви

Смотрите также по разным произведениям Пушкина:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: