Сайт не настроен на сервере

Сайт www.lovelegends.ru не настроен на сервере хостинга.

Адресная запись домена ссылается на наш сервер, но этот сайт не обслуживается.
Если Вы недавно добавили сайт в панель управления — подождите 15 минут и ваш сайт начнет работать.

Стихи Пушкина о Петре I

Вяземский Петр Андреевич (1792–1878), князь, русский поэт, литературный критик, академик Петербургской АН (1841). Один из ближайших друзей Пушкина.
Происходил из богатой и знатной семьи, получил превосходное образование. В молодости примыкал к либеральной части русского дворянства: стоял за уничтожение крепостного права, за введение в России конституции, писал вольнолюбивые стихи («Негодование», «Русский бог» и др.). Долгое время он находился под негласным надзором полиции.
В 30-е годы либерализм Вяземского пошел на убыль. Он поступил на службу, занимал крупные посты. Умер глубоким стариком. Его мемуары, которые он вел более шестидесяти лет, изданы под общим названием «Старая записная книжка» в 12-томном собрании сочинений в VIII, IX и X томах. 1
Пушкина Вяземский видел еще ребенком в доме его родителей. Дружба между ними началась с 1816 года, когда Вяземский вместе с Карамзиным и В.Л.Пушкиным посетил Пушкина в Лицее.
Пушкин ценил в Вяземском его острый, независимый ум, насмешливость, критическое дарование. «Язвительный поэт, остряк замысловатый» – так называл его Пушкин в одном из своих стихотворных посланий. 2 Стихи Вяземского Пушкин часто цитирует в своих произведениях (В «Евгении Онегине», «Медном всаднике» и т.д.) Эпиграфы к I главе «Евгения Онегина» и к «Станционному смотрителю» взяты из произведений Вяземского. Самого Петра Андреевича Пушкин ввел в VII главу «Евгения Онегина».
Вяземскому посвящены многие стихи Пушкина, часто поэт включал их в свои письма к Петру Андреевичу.
Дружба их длилась до конца жизни Пушкина. Все последние дни перед смертью поэта Вяземский находился при нем.
Портрет Вяземского сделан известным гравером Константином Яковлевичем Афанасьевым. Именно к этому изображению Вяземского относится стихотворение Пушкина:

Судьба свои дары явить желала в нем ,
В счастливом баловне соединив ошибкой
Богатство, знатный род с возвышенным умом
И простодушие с язвительной улыбкой. 3

1 Вяземский П.А. Полное собрание сочинений в 12 томах. Издание гр. С. Д. Шереметева.– С.-Петербург, 1878–1896.

2 Вяземскому.
Язвительный поэт, остряк замысловатый,
И блеском колких слов, и шутками богатый
Счастливый Вяземский, завидую тебе.
Ты право получил, благодаря судьбе,
Смеяться весело над Злобою ревнивой,
Невежество разить анафемой игривой.
1821 г. (Начало необработанного чернового послания, не законченного Пушкиным и не предназначавшегося к печати) Пушкин А. С. Полное собрание сочинений в 16 т. – М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1937–1959. Т. 2, кн. 1. Стихотворения, 1817–1825. Лицейские стихотворения в позднейших редакциях. – 1947. – С. 196.

3 К портрету Вяземского. Пушкин А. С. Собрание сочинений в 10 томах. – М.:ГИХЛ, 1959. Том 1.

Страницы биографии Пушкина: Пушкин и его современники

Александр Сергеевич Пушкин (1799 — 1837) родился в Москве. По отцовской линии он принадлежал к старинному боярскому роду, который берет начало от боярина Рача, сподвижника Александра Невского. Особый взлет этого рода пришелся на время Смуты, а к концу XVIII века род потерял влияние, которое перешло к родственникам — Мусиным-Пушкиным.

Краткая биография Пушкина

По материнской линии Пушкин — из Ганнибалов. Прапрадед жил в Эфиопии, был подарен турками Петру Первому. В крещении он был назван Абрамом Петровичем Ганнибалом, ему дали дворянство. Он стал сподвижником Петра.

Отец А.С. Пушкина — отставной майор Сергей Львович Пушкин. Мать — Надежда Осиповна Ганнибал.

Александр вторым ребенком в семье; старшая сестра — Ольга, младший брат — Лев. Отношения его с родителями были сложными, т.к. Александр рос замкнутым ребенком. Внимание ему уделял дядя, Василий Львович Пушкин, брат отца. Он и разглядел в мальчике талант, и по протекции дяди в 1811 году его приняли в Царскосельский лицей.

С этого момент принято начинать периодизацию творчества Пушкина:

Лицейский период: 19.10.1811 — 1817 г.

Царскосельский лицей был первым в России гражданским учебным заведением для дворян. Создал его Александр I для образования детей своих сторонников. Но в конце концов лицей стал местом и для детей среднего дворянства.

Учеба в лицее была весьма оригинальной. Ежегодных наборов там не было, в одно время учился лишь один курс. Жили там постоянно, в общежитии. Очень сильным оказался преподавательский состав: одни лишь профессора, в т.ч. иностранные. Любимым учителем Пушкина был преподаватель политологии И.П. Куницын. Именно благодаря его лекциям почти у всех лицеистов возникло свободомыслие. Это и оказало влияние на тему свободы в творчестве Пушкина.

Весь выпуск Пушкина оказался очень талантливым, почти все его однокурсники начали писать. В их числе были Дельвиг и Кюхельбекер (только они стали профессиональными литераторами, остальные — дилетанты). Дельвиг издавал литературный альманах Северные цветы. Также среди бывших лицеистов были и государственные деятели: князь Горчаков стал министром иностранных дел, барон Корф — секретарем императора Николая I (он же потом написал книгу о восстании декабристов). Организаторами же декабрьского восстания оказались Пущин и Кюхельбекер.

Пушкин-литератор в это время учится. В 1814 году он впервые публикует свое стихотворение К другу-стихотворцу в журнале Вестник Европы. Учился он у общества карамзинистов, рано вступил в литературный кружок Арзамас (сторонники литературы для немногих). Но кумиром Пушкина был Державин, и в 1815 году они встретились на экзамене в лицее. К этому случаю Пушкин написал Воспоминания в Царском селе (стихотворение о войне 1812 года). Державин очень одобрил произведение, произнес знаменитое Господа, перед вами новый Державин!. Юный Пушкин очень смутился от такой похвалы, а позже написал в Евгении Онегине: . старик Державин нас заметил и, в гроб сходя, благословил (Державин умер вскоре после этой встречи).

Первый Петербургский период: 1817 — 1820 г

После выпуска из лицея Пушкин занимает должность чиновника в Министерстве иностранных дел. В это время он много пишет — радикальных, свободолюбивых произведений. Он сразу же вступает в Вольное общество любителей российской словестности и в Зеленую лампу — в литературные общества, которые находились под сильным влиянием декабристов. Они вербовали сторонников среди литераторов. Пушкин сразу же воспринял все их идеи.

Почти вся его лирика этого периода — гражданская и политическая (сюда относятся ода Вольность, стихотворения К Чаадаеву и Деревня); Пушкин ищет новые формы для выражения своих идей. И находит подходящее ему направление — гражданский романтизм.

Но, поскольку в своих стихах Пушкин много нападал непосредственно на царя (в оде Вольность он намекает на участие Александра в убийстве Павла Первого), его выслали из столицы и отправили в Кишинев. Пушкин был переведен в должность чиновника по особым поручениям при генерал-губернаторе Бесарабии.

Южная ссылка: 1820 — 1824 г

Сама ссылка началась не сразу. По дороге Пушкин простудился и долгое время провел в Екатеринославе. Там он познакомился и подружился с генералом Раевским, вся семья которого оказала влияние на творчество поэта. Старшему его сыну он посвятил стихотворение Мой демон, младшему — поэму Кавказский пленник. Дочь Раевского Мария была тайной возлюбленной Пушкина, а Екатерина стала прототипом Марины Мнишек в трагедии Борис Годунов.

Когда Пушкин прибыл в Кишинев, то выяснилось, что генерал — человек хороший. Он не стал держать Пушкина на коротком поводке, поэтому тот вдоволь поездил по югу. Часто бывал в Каменке, имении Раевских. В то время там была практически штаб-квартира декабристов. Пушкин хотел вступить в тайное общество, но его не приняли: во-первых, побоялись, что он может не сдержать секретов, во-вторых — пожалели, т.к. он еще был очень молод, не захотели подвергать опасности. Поэтому формально Пушкин не был декабристом, но де-факто был в курсе всех дел. А к 1823 году взгляды поэта изменились, и он расхотел вступать в общество.

В 1823 году Пушкин отказывается от былых свободолюбивых взглядов. Он пишет Свободы сеятель пустынный, где приходит к выводу, что проповедовать идеи революции не нужно. Главное его направление в эти годы — романтизм.

В его жизни происходит много изменений. В Кишиневе Пушкину было скучно, он начал хандрить и подал прошение о переводе в Одессу. Там у него появился новый начальник — М.С.Воронцов, с женой которого у Пушкина вскоре начался роман. Воронцову это не нравилось, и он начал придираться к Пушкину. Его письма вскрывались. В т.ч. однажды вскрыли письмо к Вяземскому, где Пушкин рассказывал, что учился атеизму. По меркам 1820-х годов, это была уголовная статья. Воронцов написал донос, а Пушкин подал прошение об отставке.

Но прошение не удоволетворили. Отставку заменили новой ссылкой — в Михайловское, под надзор родителей.

Михайловская ссылка: 1824 — 1826 г

К чести отца Пушкина стоит заметить, что он, хоть и получил приказ следить за сыном, но отчетов куда следует не писал. Сам Пушкин в это время много общается с соседями-помещиками.

В истории России это время наивысшей активности тайных обществ. По всей видимости, о подготовке восстания 14 декабря 1825 года Пушкин знал. Незадолго до этого к нему в имение приезжал Иван Пущин, друзья долго беседовали, о чем — неизвестно. Но за несколько дней до предполагаемого восстания Пушкин тайно выехал в Петербург. Однако не доехал. Официальная версия — остановила его плохая примета (дорогу перебежал заяц), но на самом деле, взгляды поэта просто изменились. Пушкин стал монархистом, восстание его больше не интересовало.

О подавлении восстания декабристов он узнал из газет, и для Пушкина началось время страха. Многие его друзья, ближайшее окружение, попали в тюрьму. Ранние стихи Пушкина декабристы использовали для агитаций, и их находили в бумагах почти всех заговорщиков. К следствию самого Пушкина не привлекали, но жизнь его была печальной.

Главный покровитель Пушкина, Жуковский, сообщал ему все новости. Пушкин очень остро переживал приговор декабристов, ведь он знал всех пятерых казненных (Каховского, Пестеля, Бестужева-Рюмина, Рылеева и Муравьева-Апостола). Казни потрясли Пушкина до глубины души, он долго и часто думал об этом, понимая, что и для него была возможна такая судьба. Многие его черновики того времени были изрисованы: на полях Пушкин рисовал виселицу, подписывая дрожащей рукой: И я бы мог.

В сентябре 1826 года в Михайловское внезапно приехал курьер от царя. Пушкину приказывалось срочно явиться в Москву. Решив, что это форма ареста, перед отъездом Пушкин сжег все свои рукописи.

Пушкин после ссылки 1826 — 1831 г

В Москве Пушкин был представлен императору Николаю. Они долго беседовали, тогда и состоялся знаменитый диалог:

Император: Где бы ты был, если бы 14 декабря оказался в Петербурге?

Пушкин: Я был бы на Сенатской площади. Там были мои друзья.

Такой ответ был принят, репрессий не последовало. Пушкин попросил Николая простить сосланных в Сибирь декабристов, его друзей. Царь сначала пообещал, но затем обманул.

У царя было другое предложение — он хотел сделать Пушкина придворным поэтом, тот согласился. Царь решил, что это отныне его Пушкин. По такому поводу поэт написал стихотворение Стансы, в котором сравнивал Николая с императором Петром Великим. Пушкин говорит, что бунты не препятствуют величию царей, и если Петр сумел простить стрельцов, то и Николаю следует просить декабристов. Сравнение Николая и Петра стало важным элементом государственной идеологии.

Однако Стансы стоили поэту дорого. От него отвернулись все прежние друзья, его стали считать предателем и изменником. Эти слухи дошли до Сибири, и такая репутация преследовала Пушкина вплоть до его смерти. Никто не видел, что взгляды его попросту изменились. Пытаясь оправдаться, Пушкин пишет стихотворение Друзьям, где объясняет мотивы сотрудничества с императором — благополучие Отечества. Но это стихотворение не успокоило общество.

Будучи в должности придворного поэта, Пушкин отреагировал и на восстание в Польше в 1830-31 годах, и на выпады Европы по этому поводу. Он пишет, что Европе следует думать о своем, а не вмешиваться в дела братьев-славян. Так возникает философия панславизма (т.е. объединения всех славян под российской короной), которой Пушкин посвящает стихотворение Клеветникам России.

Второй Петербургский период: 1831 — 1837 г

В начале 1831 года Пушкин женится на Наталье Николаевне Гончаровой и переезжает в Петербург.

Этот период был трагическим — от Пушкина отвернулись почти все старые друзья, а придворные так его и не приняли. Он пытался проявлять себя в журналистике, но его издания быстро прогорели. Его забывают.

В 1834 году он хочет стать придворным историографом (должность, которую занимал покойный Карамзин), но царь назначает его лишь камер-юнкером, что для Пушкина было оскорбительно. Но он все равно согласился.

По свидетельствам современников, в эти годы Пушкин едва ли не искал смерти. Ему все надоело, ему ничего не удавалось. Последней каплей стала связь его жены с кавалергардом Ж.Дантесом. В 1837 году Пушкин получил по почте анонимное послание, где говорилось, что Орден рогоносцев принимает его в свои ряды. Такого оскорбления Пушкин стерпеть не мог, потому вызвал Дантеса на дуэль.

Там Пушкин и погиб. Так закончилась жизнь великого русского поэта.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Комедия Горе от ума в оценке писателей и критиков: «Мильон терзаний»
Следующая тема:&nbsp&nbsp&nbspИстоки творчества Пушкина: основные темы лирики

Все неприличные комментарии будут удаляться.

GreatPhilosophy

RSS Feed

Современные исследования В. К. Кантора. Русский европеец как задача России.[11]

Вспомним сколько сказано у Пушкина о Петре I, какие стихи поэт ему посвящал, для него Петр – выражение Божьих помыслов о России. Кантор предлагает нам повнимательнее вслушаться в пушкинские строки:

Тогда-то свыше вдохновенный

Раздался звучный глас Петра:

«За дело, с Богом!» Из шатра,

Толпой любимцев окруженный,

Выходит Петр. Его глаза

Сияют. Лик его ужасен.

Движенья быстры. Он прекрасен,

Он весь как Божия гроза.

Идет. Ему коня подводят.

Ретив и смирен верный конь.

Почуя роковой огонь,

Дрожит. Глазами косо водит

И мчится в прахе боевом,

Гордясь могучим седоком.

Пушкин поддерживал реформы проведенные Петром, для поэта он был дорог как мудрый правитель и реформатор. Но в «Медном всаднике» он показывает Петра-кумира, и через Евгения пытается убедить читателей посмотреть на эту величайшую фигуру русской истории по-другому. Уже из стен лицея вынес Пушкин веру в человека, для него честь, гордость и право – не пустые слова. А именно эти качества личности, по мнению Кантора, являются основными для европейцев.

Таким образом, А.С. Пушкин это не загадка России, это человек, который своим появлением указал, по какому пути следует пойти стране. Кантор дает интересное сравнение, он говорит, что «Пушкин сам и есть разгадка судьбы России, как Христос – судьбы человечества»[19]

Другой великий русский писатель – И.С. Тургенев всю свою жизнь был «западником». Кроме того, именно он первый из наших литераторов был признан за рубежом. «Его называли единственным представителем эпического творчества в Европе (по сути, он подготовил иностранных читателей к восприятию Толстого и Достоевского)».[20] Тургенев утвердил, все те ключевые темы о России и русской жизни, которые всегда были в центре нашей литературы. У него впервые появляется «литературный антигерой», который станет очень популярным в европейской литературе XX века. Тургенев обличал крепостное право, сумел увидеть в русских крестьянах личность, а не просто рабочую силу. «В рассказе «Хорь и Калиныч», — пишет Кантор, — он, шокировав публику, одного из мужиков сравнил с Гёте, а другого с Шиллером».[21] Надо сказать, что сам писатель два года проучился в Берлине, поэтому идеи немецких философов его очень увлекали, их следы есть почти в каждом произведении Тургенева. И, наконец, он был первым, кто затронул тему нигилизма. Его герой Базаров представлен не шутом, а мыслителем, фигурой скорее трагической, нежели комической.

И снова получается, что человек, который поддерживал западный образ жизни, и в некоторой степени западную мысль – великий русский писатель? Причем такой его статус одинаково поддерживали и западники и славянофилы. Сам Тургенев отстаивал благотворность европейской цивилизации, которая освобождает душу и сердце. Он предлагал разумно совмещать немецкие и русские идеи, видя истину именно в таком сочетании, потому что в Германии Тургеневу нравилось далеко не все, собственно говоря, как и в России.

Итак, мы увидели, что великие русские классики испытали на себе сильное влияние Запада, сумев обратить его на пользу стране. Их герои – самостоятельные, рассуждающие личности. Кантор говорит, что европеизация русской литературы проявилась в том, что у наших писателей появилась «духовная и мыслительная свобода, способность к незаимствованным художественно-философским обобщениям и анализу общества».

Но сможет ли России снова стать полноправной частью Европы? Кантор считает, что не только может, но и должна. XX век ознаменовался упадком христианства, который предсказывали у нас – Достоевский, на Западе – Ницше, а именно на нём строилась европейская цивилизация. Победа толпы, стандартизация уже показывают свою непродуктивность. Кантор пишет: «Возрождение, которое приведет к расцвету Европы, возможно только на основе независимости и свободы индивида».[22]

Философия марксизма
Философия марксизма – одно из важнейших направлений, вызывающее в современную эпоху неоднозначную оценку, представлена в различных вариантах: классический марксизм, нашедший отражение в труд .

Глобальные проблемы современности
Под глобальными проблемами человечества понимается комплекс острейших социоприродных противоречий, затрагивающих мир в целом, а вместе с ним и отдельные регионы и страны. Глобальные проблем .

Категории диалектики
Находящемуся в постоянном движении и развитии миру соответствует столь же динамичное мышление о нем. “Если все развивается… то относится ли сие к самым общим понятиям и категориям мышления? .

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: