Стихи А

Теперь моя пора: я не люблю весны;
Скучна мне оттепель; вонь, грязь — весной я болен;
Кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены.
Суровою зимой я более доволен,
Люблю её снега; в присутствии луны
Как лёгкий бег саней с подругой быстр и волен,
Когда под соболем, согрета и свежа,
Она вам руку жмёт, пылая и дрожа!

Как весело, обув железом острым ноги,
Скользить по зеркалу стоячих, ровных рек!
А зимних праздников блестящие тревоги.
Но надо знать и честь; полгода снег да снег,
Ведь это наконец и жителю берлоги,
Медведю, надоест. Нельзя же целый век
Кататься нам в санях с Армидами младыми
Иль киснуть у печей за стёклами двойными.

Ох, лето красное! любил бы я тебя,
Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.
Ты, все душевные способности губя,
Нас мучишь; как поля, мы страждем от засухи;
Лишь как бы напоить, да освежить себя —
Иной в нас мысли нет, и жаль зимы старухи,
И, проводив её блинами и вином,
Поминки ей творим мороженым и льдом.

Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно.
Так нелюбимое дитя в семье родной
К себе меня влечёт. Сказать вам откровенно,
Из годовых времён я рад лишь ей одной,
В ней много доброго; любовник не тщеславный,
Я нечто в ней нашёл мечтою своенравной.

Как это объяснить? Мне нравится она,
Как, вероятно, вам чахоточная дева
Порою нравится. На смерть осуждена,
Бедняжка клонится без ропота, без гнева.
Улыбка на устах увянувших видна;
Могильной пропасти она не слышит зева;
Играет на лице ещё багровый цвет.
Она жива ещё сегодня, завтра нет.

Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдалённые седой зимы угрозы.

И с каждой осенью я расцветаю вновь;
Здоровью моему полезен русской холод;
К привычкам бытия вновь чувствую любовь:
Чредой слетает сон, чредой находит голод;
Легко и радостно играет в сердце кровь,
Желания кипят — я снова счастлив, молод,
Я снова жизни полн — таков мой организм
(Извольте мне простить ненужный прозаизм).

Ведут ко мне коня; в раздолии открытом,
Махая гривою, он всадника несёт,
И звонко под его блистающим копытом
Звенит промёрзлый дол и трескается лёд.
Но гаснет краткий день, и в камельке забытом
Огонь опять горит — то яркий свет лиёт,
То тлеет медленно — а я пред ним читаю
Иль думы долгие в душе моей питаю.

И забываю мир — и в сладкой тишине
Я сладко усыплён моим воображеньем,
И пробуждается поэзия во мне:
Душа стесняется лирическим волненьем,
Трепещет и звучит, и ищет, как во сне,
Излиться наконец свободным проявленьем —
И тут ко мне идёт незримый рой гостей,
Знакомцы давние, плоды мечты моей.

И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы лёгкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута — и стихи свободно потекут.
Так дремлет недвижим корабль в недвижной влаге,
Но чу! — матросы вдруг кидаются, ползут
Вверх, вниз — и паруса надулись, ветра полны;
Громада двинулась и рассекает волны.

Стихи для детей

Стихи для детей дошкольного возраста, для детей младшего школьного возраста

Увлекательные стихотворения для дошкольников

Стишки для детей 3-4-5-6-7-8 лет

Стихи по предмету «Окружающий мир» для учащихся 4 класса

Очень многое на свете

До меня изобрели!

Рыбаки имеют сети,

В мировых просторах где-то

До чего девчонки все же

На мальчишек не похожи:

Ленты, банты, всякий хлам

И секреты по углам.

Лев Модзалевский «Приглашение в школу»

Дети! В школу собирайтесь, —

Петушок пропел давно!

Смотрит солнышко в окно!

Человек, и зверь, и пташка —

Аполлон Николаевич Майков «Уходи, зима седая. »

Посвящается Коле Трескину

Уходи, зима седая!

Уж красавицы Весны

Мчится с горней вышины!

М.И. Цветаева «Идёшь, на меня похожий»

Идёшь, на меня похожий,

Глаза устремляя вниз,

Я их опускала — тоже!

А. А. Блок «Ночь, улица, фонарь, аптека»

Ночь, улица, фонарь, аптека,

Бессмысленный и тусклый свет.

Живи ещё хоть четверть века –

Всё будет так. Исхода нет.

А.А. Блок «О, весна без конца и без краю»

О, весна без конца и без краю –

Без конца и без краю мечта!

Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!

И приветствую звоном щита!

И. Северянин «Что шепчет парк. »

О каждом новом свежем пне,

О ветви, сломанной бесцельно,

Тоскую я душой смертельно,

И так трагично-больно мне.

Редеет парк, редеет глушь.

Редеют еловые кущи.

К.Д. Бальмонт «Я — изысканность русской медлительной речи»

Я — изысканность русской медлительной речи,

Предо мною другие поэты — предтечи,

Я впервые открыл в этой речи уклоны,

Перепевные, гневные, нежные звоны.

К.Д. Бальмонт «Я вольный ветер, я вечно вею»

Детский час

для детей и родителей

Короткие стихи Пушкина

Короткие стихи Пушкина, поэта, который не нуждается в особом представлении, уже при первом прочтении становятся близки и понятны нам. Работая над стихами, поэт всегда видел цель своей работы. Он осознавал не только как писать, но и что должно в результате получиться.

Удивительным в его стихах является сочетание максимальной искренности, открытости с искусством обобщения. Пушкин — мастер оставить в окончательном варианте стихотворения то, что являлось выражением состояния его собственной души, и вместе с тем было понятно и мило читателю.

«Эхо»
Ревёт ли зверь в лесу глухом,
Трубит ли рог, гремит ли гром,
Поёт ли дева за холмом —
На всякий звук
Свой отклик в воздухе пустом
Родишь ты вдруг.

Ты внемлешь грохоту громов,
И гласу бури и валов,
И крику сельских пастухов —
И шлёшь ответ;
Тебе ж нет отзыва… Таков
И ты, поэт!
***

Существовал старинный обычай – весной, 25 марта, выпускать на волю птиц из клеток. В последних строках этого стихотворения Пушкин с большой силой и поэтичностью выражает своё горячее стремление к свободе – не только для себя, но и для других.

«Птичка»
В чужбине свято наблюдаю
Родной обычай старины:
На волю птичку выпускаю
При светлом празднике весны.

Я стал доступен утешенью;
За что на бога мне роптать,
Когда хоть одному творенью
Я мог свободу даровать.
***

Наступил сентябрь 1826 года. В Михайловское нежданно-негаданно приезжает жандарм и увозит Пушкина в Москву, где пребывает в то время царь Николай. В следующем стихотворении поэт, после непростого разговора с царём, вспоминает об Арине Родионовне, которая не покинула Михайловского. Няня Родионовна любила поэта всей душой, искренне переживала за него. В адрес поэта от неё всегда исходило тепло.

«Няне»
Подруга дней моих суровых
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь;
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь…
То чудится тебе…
***

Ясное, зимнее утро заглядывает в комнату. Ветер стих. Снег ослепительно блистает в янтарных лучах восходящего солнца. Яркое, голубое небо раскинулось над землей. Вьюга умчалась, как сон; как её не бывало. Зима… Верные и броские образы солнечного зимнего утра сплетены в стихотворении Пушкина с любовными напевами.

«Зимнее утро»
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче….. погляди в окно:

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?

Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.

В стихотворении «Осень» красочными зарисовками осенней природы поэт хочет заразить читателя свой безудержной любовью к осени.

Отрывок из стихотворения «Осень»
…Октябрь уж наступил — уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад — дорога промерзает.
Журча еще бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает
В отъезжие поля с охотою своей,
И страждут озими от бешеной забавы,
И будит лай собак уснувшие дубравы…
***

А эти стихи написаны в 1829 году, во время второго путешествия Пушкина на Кавказ (первый раз он был там в 1820 году). Чудесное поэтическое выражение сильного и противоречивого чувства, овладевшего поэтом при воспоминании о прежней любви на Кавказе любви, снова вспыхнувшей в его сердце.

«На холмах Грузии»
На холмах Грузии лежит ночная мгла;
Шумит Арагва предо мною.
Мне грустно и легко; печаль моя светла;
Печаль моя полна тобою,

Тобой, одной тобой…Унынья моего
Ничто не мучит, не тревожит,
И сердце вновь горит и любит – оттого,
Что не любить оно не может.

***
«Ещё дуют холодные ветры…»
Еще дуют холодные ветры
И наносят утренни морозы.
Только что на проталинах весенних
Показались ранние цветочки,
Как из чудного царства воскового,
Из душистой келейки медовой
Вылетела первая пчелка,
Полетела по ранним цветочкам
О красной весне поразведать,
Скоро ль будет гостья дорогая,
Скоро ли луга позеленеют,
Скоро ль у кудрявой у березы
Распустятся клейкие листочки,
Зацветет черемуха душиста.
***

«Прозаик и поэт»
О чём, прозаик, ты хлопочешь?
Давай мне мысль какую хочешь:
Её с конца я завострю,
Летучей рифмой оперю,
Взложу на тетиву тугую,
Послушный лук согну в дугу,
А там пошлю неудалую,
И горе нашему врагу!
***

«Туча»
Последняя туча рассеянной бури!
Одна ты несешься по ясной лазури,
Одна ты наводишь унылую тень,
Одна ты печалишь ликующий день.

Ты небо недавно кругом облегала,
И молния грозно тебя обвивала;
И ты издавала таинственный гром
И алчную землю поила дождем.

Довольно, сокройся! Пора миновалась,
Земля освежилась, и буря промчалась,
И ветер, лаская листочки древес,
Тебя с успокоенных гонит небес.
***

«Возрождение»
Художник-варвар кистью сонной
Картину гения чернит
И свой рисунок беззаконный
Над ней бессмысленно чертит.

Но краски чуждые, с летами,
Спадают ветхой чешуей;
Созданье гения пред нами
Выходит с прежней красотой.

Так исчезают заблужденья
С измученной души моей,
И возникают в ней виденья
Первоначальных, чистых дней.
***

Несмотря на тяготы жизни, Пушкин не охладел к великолепной игре под названием «жизнь». Жизнелюбивое настроение сохранялось в нём до конца. Душа его не охладела, страсть к познанию жизни, поэтическое творчество продолжали питать в нём чувство любви к жизни.

О нет, мне жизнь не надоела,
Я жить люблю, я жить хочу,
Душа не вовсе охладела,
Утратя молодость свою.

Ещё хранятся наслажденья
Для любопытства моего,
Для милых снов воображенья,
Для чувств ……….всего.

Этот поэтический набросок остался неоконченным.

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.

Зима! Пушкин
методическая разработка по чтению (2 класс) по теме

Урок литературного чтения по программе «Школа России»

Скачать:

Вложение Размер
zima_pushkin.rar 480.38 КБ

Предварительный просмотр:

Тема : А Пушкин «Зима ! Крестьянин торжествуя…»

Цели: создать образовательное пространство для знакомства и понимания учащимися стихотворения А Пушкина «Зима! Крестьянин торжествуя..»

Задачи: 1 Формировать у детей умение видеть в тексте изобразительно-выразительные средства, уметь воссоздавать образ, создаваемый автором произведения для понимания мысли автора, чувствовать настроение произведения; учить выразительному чтению стихотворения; 2 Развивать творческое воображение, обогащать и развивать читательский опыт учащихся, расширять словарный запас; формировать способность содержательно выражать собственные мысли и чувства, развивать умение классифицировать предметы. 3 Воспитывать любовь к Родине и её истории.

  1. Введение в тему . Игра «Да -Нетка» Я загадала слово, с помощью вопросов, на которые можно ответить только да или нет, отгадайте его.( прием из ТРИЗ – педагогики) Слово САНИ. -Когда нужны САНИ? — Когда слышите слово ЗИМА, что себе представляете? Какие ваши любимые произведения о зиме? – Хотите познакомиться еще с одним? – Определите тему урока.
  2. Постановка учебной задачи. — На этом уроке мы снова окунёмся в поэтический мир произведений А.С.Пушкина. Все свои мысли, желания, свое настроение авторы произведений передают нам через свои творения.. А задача наша как читателей — понять всё, чем хотел рассказать автор. Сегодня мы познакомимся с небольшим отрывком из 5-й главы романа А.С.Пушкина “Евгений Онегин” и попробуем понять, какие мысли, чувства и настроения передаёт поэт.
  3. Изучение нового материала. ( Лягте на парты и закройте глаза) Прослушивание записи стихотворения. О чем это произведение? Какие картины возникли в воображении при прослушивании? ( фиксация на доске). Вам понравилось, как актер прочитал это стихотворение? Что надо уметь, чтобы так читать7 ( Надо уметь понимать смысл произведения, его настроение.) Хотели бы вы научиться выразительно читать стихи? Мы с вами уже знакомы с алгоритмом подготовки выразительного чтения. Давайте его вспомним:

1 понять содержание текста. 2опредилить задачу своего чтения. 3 выбрать средства выразительности: темп, интонацию, паузы, логическое ударение.

— Мы читаем стихи – и перед нами возникают картины, только поэт нарисовал их не красками, а словами. Чтобы хорошо рассмотреть картину, надо не просто прочитать – надо увидеть каждое слово и понять его.

Прочитайте стихотворение про себя и подумайте, все ли слова вам понятны.

Какие слова не понятны? Запишите их в тетрадь(фиксирую на доске) Попробуем объяснить их смысл. Что нам в этом поможет? Что делать, если в нашем словарике нет такого слова? ( обратиться к взрослому словарю или выйти в интернет) Урок мы начали со слова САНИ. Что это такое? А кроме саней, на чем еще можно было раньше ездить зимой? Как сейчас есть много видов машин, так много средств передвижения зимой было раньше, когда люди использовали для этого лошадей. Прочитайте стих –е еще раз, может оно вам подскажет, на чем еще можно было ездить? КИБИТКА ДРОВНИ САЛАЗКИ Объясните как выглядит каждый предмет.

  1. Работа в группах. Разделитесь на две группы, кто хочет узнать, как выглядит кибитка подойдите к компьютеру и выйдите в интернет, а остальные подойдите к словарю и найдите описание дровен. Проверка работы групп.

Слайд 1 Посмотрите на рисунки и определите, где дровни, а где кибитка.

Сейчас, когда мы выяснили значение некоторых слов, давайте еще раз прочитаем стихотворение по цепочке и представим картины, которые нарисовал для нас поэт. –Прочитайте первые четыре строки

Опишите первую картину –крестьянин торжествуя едет на дровнях – Почему он торжествует, как понять ? Когда мы так же радуемся Зиме? Докажите, что в этом году крестьянин выезжает первый раз. Почему крестьянского коня Пушкин называет лошадкой? Устно нарисуйте эту картину( вопросы на уточнение – какой снег? Небо? Как выглядит крестьянин?) Прочитайте вторые четыре строчки.

О чем говориться во второй картине? Есть ли в ней упоминание о лошадях? Кто везет кибитку? Почему кибитка удалая, как она едет? Какие кони в нее запряжены, как вы думаете? Устно нарисуйте эту картину( вопросы на уточнение – как выгладит ямщик…)

Слайд2 Выберите из данных рисунков изображение коня, которого можно запрячь в дровни. Почему?

Прочитайте стих-е до конца.

О чем говориться в третьей картине? Кто главный герой этой картины? Чем он занят? Какой вы представляете себе Жучку? Как вы думаете, будет ли его ругать мама? А вы играли когда-нибудь так? Расскажите. Устно нарисуйте эту картину( вопросы на уточнение….) В начале урока мы пытались нарисовать картины, которые мы увидели при первом прочтении. Изменилось ли ваше понимание произведения?

  1. Выразительное чтение стихотворения. В начале урока мы хотели понять о чем хотел рассказать автор, для того чтобы научиться выразительно читать и передавать слушателю наше понимание произведения мы работали по алгоритму: работали с содержанием текста, сейчас давайте определимся с задачей чтения – для чего мы будем читать для слушателей это произведение ( оно нам понравилось, надо, чтобы и другим понравилось, хочу чтобы другие тоже увидели картины, хочу передать радостное настроение автора от прихода зимы и первого снега.)

Ну а средства выразительности пусть каждый выберет сам при самостоятельной подготовке к выразительному чтению.

Проверка самостоятельной работы – Выразительное чтение по желанию

Какие задачи мы ставили на урок? Чего ты достиг на этом уроке?

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector