Стихи пушкина чтение артистами

Церемония, посвященная годовщине смерти Александра Пушкина, прошла 10 февраля в Пскове у памятника Пушкину и его няне Арине Родионовне. На церемонии выступила председатель правления объединения псковских писателей Ирэна Панченко. Псковские поэты Валерий Мухин и Виктор Фомин прочли свои стихи, посвященные Пушкину.

В Пушкинских Горах сегодня традиционно отслужат литию на могиле Пушкина. В этот же день состоится закрытие X Всероссийского Пушкинского театрального фестиваля. Государственный Пушкинский театральный центр в Санкт-Петербурге, Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства представят «Пушкинский урок». Художественный руководитель — заслуженный артист России Владимир Рецептер, режиссеры — Лариса Грачева, Олег Сологубов.

Юбилейный Пушкинский театральный фестиваль начался в Пскове 6 февраля. Вниманию зрителей были представлены спектакли «Драматический поэт» (Псковский театр драмы), «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» (театр «Рок-опера», Санкт-Петербург), «Борис Годунов» (Государственный театр наций, Москва), оперы «Евгений Онегин», «Русалка» (московский театр «Новая опера»).

Пушкина на фестивале читал лауреат Государственной премии, писатель Валентин Непомнящий. На малой сцене Псковского драматического театра были представлены «Цыганы» (Московский драматический театр имени Пушкина), актер петербургского Российского академического театра драмы Илья Носков читал моноспектакль «Ветер» по произведениям Пушкина и Блока. Также в рамках фестиваля открылась выставка «Каменный гость» Пушкина в рисунках Валерия Бабанова.

«За стих о клеветниках России Пушкина порвали бы на британский флаг»

Московский губернский театр под руководством Сергея Безрукова дал концерт «ПУШКИН. LIVE» в Государственном музее-усадьбе «Архангельское». Чтению стихов поэта не помешал даже проливной дождь. Люди сидели под зонтами и слушали бессмертную лирику.

Ведущий предлагал зрителям называть темы. «Любовь», «Отвага», «Месть» и «Скупость» были в лидерах. Актеры отвечали на зрительские заявки моментально — стихами Александра Сергеевича. Стало очевидно, что «наше всё» может ответить на любой вопрос, а также и то, что к юбилею поэта театр Сергея Безрукова подошел со всей ответственностью. Корреспондент «Известий» встретился с худруком.

— Ваши поэтические вечера вызывают огромный интерес, но в этом вы участие не приняли.

— В этот день я играл спектакль «Пушкин» в Екатеринбурге. Это постановка по пьесе моего отца «И жизнь, и слезы, и любовь», которая долгое время шла в Театре Ермоловой. Позже я сделал свою версию спектакля, и премьеру мы сыграли в Михайловском ровно 3 года назад, 5 июня.

Я помню тот день — мои артисты играли самозабвенно, с потрясающим вдохновением. И когда спектакль закончился за 20 минут до полуночи, мы поехали на Аллею Керн, праздновать день рождения Пушкина. Полыхала зарница, а мы читали в Михайловском стихи почти всю ночь напролет.

Я чувствую, что у людей появилась огромная любовь к слову. Именно поэтому сейчас мы подготовили большую программу, где наши артисты от души читают стихи Александра Сергеевича.

— Есть мнение, что Пушкин, конечно, классик, но уступает гениям европейской литературы. Что вы на это скажете?

— Прежде чем разбираться в иностранной литературе, нужно знать свою. У нас зачастую происходит наоборот — родное мы не ценим, не знаем, не разбираемся, но начинаем изучать и восхвалять зарубежное.

К великому сожалению, с 1990-х годов возникло расхожее мнение, будто всё отечественное — априори плохо, так как оно связано с Советским Союзом. На этом основана проблема всех наших бывших союзных республик, которые не принимают всё русское из-за негативных ассоциаций со Страной Советов. Но подождите, а как же Пушкин, Сумароков, Карамзин и вся наша история до 1917 года? Как можно ее забыть?

— Может, проблема в том, что охоту читать классику отбивают еще в школе?

— Да, преподавание в наше время порой бывает не на должном уровне. Когда я учился (а это было еще в советские времена и в период перестройки), у нас были очень хорошие учителя, которые замечательно преподавали русскую литературу. В Школе-студии МХАТ Инна Соломоновна Правдина рассказывала о писателях и поэтах так, что у тебя возникало живое восприятие их творчества.

Она давала возможность самому выработать точку зрения — подумать, поспорить с автором, не согласиться с ним или, наоборот, принять. Вокруг очень много книг, посвященных интерпретации самой разной литературы. Инна Соломоновна давала возможность каждому студенту пройти свой личный путь от ощущения к пониманию. Не пересказать Лотмана, а выразить мнение самостоятельно.

Пусть твои мысли будут не такими стройными, как у пушкинистов, зато у тебя появится живое восприятие поэта. Нужно стараться сделать так, чтобы «Пиковую даму», «Повести Белкина», «Капитанскую дочку» и «Евгения Онегина» люди воспринимали с чистого листа, а не пересказывали об этих произведениях чужое мнение. Это очень важно — нужно не только знать, но и чувствовать свою культуру.

— Как бы вы разрешили спор западников и славянофилов?

— Это вечный спор, в котором непонятно, кто прав. Сегодня многое идущее с Запада для нас неприемлемо, но, с другой стороны, есть определенные люди, которые отстаивают позицию западничества. Я думаю, в этом нет ничего страшного — пусть у каждого будет свое мнение. Спор консерваторов и либералов был во все времена.

В этом смысле Александр Сергеевич Пушкин — уникальная личность. Как вы помните, он дружил с декабристами, чудом уцелел после восстания на Сенатской площади, но тем не менее написал стихотворение «Клеветникам России».

О чем шумите вы, народные витии?
Зачем анафемой грозите вы России?
Что возмутило вас? волнения Литвы?
Оставьте: это спор славян между собою,
Домашний, старый спор, уж взвешенный судьбою,
Вопрос, которого не разрешите вы.

Если это стихотворение выложить сейчас без подписи в социальные сети, то будет ядерный взрыв комментариев различных провокаторов и троллей, которые набросятся на автора и порвут его на британский и американский флаги.

— Вам удается разрушить школьное представление о Пушкине?

— Я очень на это надеюсь. Спектакль «Пушкин» стоит хотя бы один раз увидеть. На него приходят самые разные люди, и у многих возникает желание перечитать забытые строки. Приходят поклонники сериалов, смотрят биографию Пушкина, возвращаются домой и берут с полки книгу. Если не верите, почитайте отзывы в соцсетях. Ну и самое удивительное: спектакль идет 4 часа 20 минут — возможно ли заставить молодежь столько времени смотреть на Пушкина? Всё происходит добровольно и на одном дыхании!

— Вы учите своих артистов чтению стихов?

— Мои артисты замечательно читают. Еще не все владеют авторским чтением, которому учили меня, но я только пришел в этот театр и буду постоянно делать вместе с ними поэтические вечера, устраивать разные мастер-классы.

Чтению меня учил мой отец, а моего отца — выдающийся мастер художественного слова Дмитрий Журавлев. Я горжусь тем, что я наследник таких мастеров.

— Современной поэзией интересуетесь?

— Во все времена люди любили слушать стихи, но именно сегодня появилось очень много современных поэтов и поэтесс, которые устраивают свои чтения в кафе, библиотеках и университетах. Быть может, мы возвращаемся в Серебряный век? Судя по кровавым событиям, очень похоже. Такое ощущение, что мы сделали круг и вернулись в ту же страшную ситуацию. Но вместе с беспокойством к нам вернулась любовь к слову.

— Губернский театр под вашим руководством заканчивает свой первый сезон. Каковы итоги?

— Я думаю, мы очень симпатично начали, потому что наши масштабные премьеры заслужили внимание не только простых зрителей, но и профессионалов. За этот короткий период времени, что мы работаем, нам уже есть чем похвастаться. Были и ошибки, но пока рано делать организационные выводы, потому что мы еще в начале пути.

— Тяжело?

— Конечно, не всё так просто. Команда утрясается, люди приходят и уходят, а впереди у нас следующий этап, когда к Губернскому театру присоединится Московский областной дом искусств. После этого у нас появится собственный оркестр.

Иные худруки выстраивают репертуар годами, а у меня нет времени долго запрягать. С меня требуют результатов уже сейчас, причем не министерство культуры Московской области, а зрители нашего Губернского театра. Они посмотрели премьеру, им понравилось, и им хочется еще и еще. Я всем говорю в театре: «Не расслабляемся!». Пятилетку мы должны пройти в кратчайшие сроки.

Единая коллекция
Цифровых образовательных ресурсов

Аудиозаписи художественного чтения произведений русской поэзии

Пушкин А.С.

Произведение являет собой образец пейзажной лирики поэта. Стихотворение написано в 1835 г. В произведении отражен мотив любви к родной природе как выражение любви к Родине. Текст читает актёр Андрей Невраев.

В произведении нашла отражение тема дружбы. Стихотворение обращено к лицейским друзьям. (19 октября — день лицейской годовщины) Текст читает актёр Андрей Невраев.

Произведение являет собой образец гражданской лирики поэта. В стихотворении в форме аллегории обличается тирания. Стилизовано под восточную легенду об Анчаре, древе яда. Текст читает актёр Андрей Невраев.

Поэма создавалась автором в период с 1821 по 1823 годы. Основой для сюжета произведения послужил реальный исторический случай с крымским ханом Селамид-Гиреем. Текст читает Иннокентий Михайлович Смоктуновский (1825 — 1994), выдающийся советский театральный и киноактёр, народный артист СССР.

Произведение являет собой образец философской лирики поэта. Стихотворение написано 7 сентября 1830 г. в Болдине, во время так называемой «Болдинской осени», одного из самых плодотворных периодов в жизни поэта. Текст читает актёр Андрей Невраев.

Трагедия написана в 1825 году, издана с цензурными переделками и сокращениями в 1831 году. На театральной сцене пьеса впервые была поставлена только в 1870 году. В основе сюжета произведения лежат события Смутного времени. Пьеса является одним из первых реалистических произведений в русской драматургии. Текст читает актёр, поэт и певец, заслуженный артист России Николай Денисов.

Размер: 238.25 мб

Произведение являет собой образец философской лирики поэта. Стихотворение написано 26 декабря 1829 г. Представляет собой философское размышление над тридцатилетним итогом жизни поэта (Пушкин считал этот возраст рубежным). Текст читает актёр Андрей Невраев.

Произведение является образцом анакреонтической лирики поэта. Текст читает Василий Иванович Качалов (1875 — 1948), выдающийся российский и советский театральный актёр, народный артист СССР.

В рукописи стихотворение помечено: «Саган-Лу». На горах Саган-Лу Пушкин был 13 июня 1829 г. Напечатано в «Северных цветах» на 1832 год. Название произведения в переводе с турецкого означает «отчаянная голова». Текст читает актёр Андрей Невраев.

В произведении отразилась та острая полемика, которая шла между автором и многочисленными критиками и журналистами. Сюжет поэмы шуточный, что не случайно: автор отстаивал для поэзии право на несерьезные, легкие, шутливые темы. Текст читает актёр Андрей Невраев.

Стихотворение написано 4 октября1830 г. в Болдине, во время так называемой «Болдинской осени», одного из самых плодотворных периодов в жизни поэта. В произведении сквозит мотив тоски по дому, один из основных мотивов творчества автора. Текст читает актёр Андрей Невраев.

Роман в стихах, создавался поэтом на протяжении семи лет (с 1823 по 1830 год). Являет собой уникальное по своему жанру произведение и, по выражению В. Г. Белинского, «энциклопедию русской жизни». В образе главного героя в числе прочего выражается скука и апатия, свойственная молодому поколению начала XIX века. Текст читает актёр Андрей Невраев.

Размер: 247.26 мб

Произведение представляет собой опыт стихотворения в народном духе. Впервые опубликовано в 1855 году Анненковым в ?Материалах для биографии А. С. Пушкина» Текст читает актёр Андрей Невраев.

Произведение являет собой образец пейзажной лирики поэта. Стихотворение написано 3 ноября 1829 г. в селе Павловском. Впервые напечатано в альманахе «Царское Село» на 1830 год. В произведении отразился переход постепенный переход автора от романтизма к реализму в лирике. Текст читает Дмитрий Журавлёв.

Произведение являет собой образец пейзажной лирики поэта. Стихотворение написано 3 ноября 1829 г. в селе Павловском. Впервые напечатано в альманахе «Царское Село» на 1830 год. В произведении отразился переход постепенный переход автора от романтизма к реализму в лирике. Текст читает актёр Андрей Невраев.

Произведение являет собой образец пейзажной лирики поэта. Стихотворение написано под впечатлением от поездки во второй половине декабря 1826 из Пскова в Москву. Текст читает актёр Андрей Невраев.

Произведение являет собой образец философской лирики поэта. В стихотворении отражена противоречивость мотива личной свободы. Смятённая душа лирического героя воплощена в образе бушующего моря. Текст читает актёр Андрей Невраев.

Произведение являет собой образец гражданской лирики поэта. Стихотворение получило широкое распространение в рукописных списках. Впервые опубликовано в альманахе «Северная пчела» (1829) в искаженном виде без ведома Пушкина. Текст читает актёр Андрей Невраев.

Произведение являет собой образец любовной лирики поэта. Обращено к А. П. Керн, племяннице П. А. Осиповой, близкой подруге поэта. А. С. Пушкин познакомился с ней в Петербурге в 1819г. Летом 1825 г. А. П. Керн гостила в Тригорском, родовом имении Осиповых-Вульф, соседей и друзей Пушкиных Текст читает музыкант Никита Быченков.

Произведение являет собой образец пейзажной лирики поэта. Стихотворение написано 20 сентября под впечатлением от поездки на Кавказ в мае-августе 1829 г. Текст читает Иннокентий Михайлович Смоктуновский (1825 — 1994), выдающийся советский театральный и киноактёр, народный артист СССР.

Классика в актёрском исполнении

Владимир Николаевич Яхонтов (1899 – 1945) начал свои выступления на советской эстраде именно со стихов. Включал в свой репертуар Пушкина, Блока, любил читать Маяковского… Декламации Яхонтова – это особая, пожалуй, только ему присущая, форма осмысления действительности.

Современники вспоминали, что выступления актёра буквально завораживали: в звуках его голоса было что-то поистине магическое. В чём секрет потрясающего воздействия Яхонтова на публику? Наверно, разгадать его простому смертному не дано – как никому не дано постичь природу подлинного таланта.

Эти редчайшие удивительные кадры нам удалось найти на канале YouTube. Василий Яхонтов читает знаменитый пушкинский «Памятник».

Какими только высокими эпитетами не наделяли Иннокентия Михайловича Смоктуновского – и при жизни, и посмертно! Им восхищались, его боготворили – и в то же время ему завидовали, пытались навредить, даже доносы писали. Что ж, так нередко бывает, если человек – Личность…

«Он привлекает тем, что в нём горит какой-то внутренний свет»,- так отзывался об актёре режиссёр Григорий Козинцев. Этот свет действительно ощущаешь во всём – в ясном взгляде, в улыбке, в голосе, который проникает в самую душу.

Иннокентий Смоктуновский исполняет стихотворение Пушкина «Зимнее утро». Слушаем. И наслаждаемся…

Олег Иванович Даль исполняет стихотворения М.Ю. Лермонтова («Дума», «И скучно, и грустно…»). Литературно-музыкальная композиция.

Отношение Олега Даля к Лермонтову некоторые исследователи характеризуют едва ли не как кровно-близкое. Даль бывал в Тарханах, кропотливо изучал всё, имевшее отношение к поэту, — и проникся лермонтовским образом настолько, что, как утверждали, даже говорил голосом Лермонтова…

Александр Блок в своих стихах называл Россию невестой, женой – это ли не показатель огромной и страстной любви к Родине? Любви не ханжески-напыщенной, показной, а искренней, идущей от сердца. Любви, подчас смешанной с горечью и тревогой, но этого ещё более сильной. Передать такие чувства при чтении произведений поэта непросто: для этого нужно проникнуться такой же любовью – как минимум.

Слушая стихотворения Блока в исполнении Василия Ивановича Качалова ( 1875—1948), осознаёшь: стихотворения гениального поэта читает гениальный актёр. Качалов не просто воспевает Россию вслед за Блоком (точнее, вместе с Блоком) – он пропускает лирические шедевры через собственную душу и при этом делает их до боли родными русскому человеку.

Предлагаем послушать стихотворение Анны Ахматовой «Сжала руки под тёмной вуалью», а также стихотворение Николая Гумилёва «Это было не раз» в исполнении актрисы Алисы Фрейндлих.

В исполнении Актёра Михаила Михайловича Козакова звучит стихотворение Бориса Пастернака «Быть знаменитым некрасиво…»

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector