Стихи пушкина 6 класс

Стихотворение «Зимнее утро» одно из самых светлых стихотворений Пушкина: радость наслаждения красотой не омрачена здесь никакими грустными раздумьями. Даже появляющееся во второй строфе воспоминание о прошедшей вьюге и зимней непогоде не вызывает тяжелого ощущения, а лишь оттеняет по контрасту прелесть морозного утра. Пятиклассники обычно видят в стихотворении великолепие зимы: голубой лед речки, сверкающий иней, зеленеющую ель. Для них на первый план выступают конкретные образы и возникающие под их воздействием собственные чувства радости, бодрости.

Задача учителя — углубить первоначальное восприятие детей, помочь им увидеть отражение в картинах природы душевного состояния, переживаний поэта.

В стихотворении Пушкина ликующее ощущение радости и полноты жизни вызвано не только природой, но и чувством любви, которая обостряет ощущение прелести наступившего утра. Поэт обращается «к другу прелестному», как бы приглашая разделить с ним радость наслаждения красотой. Этот второй план не выявляется, конечно, на уроке, хотя учителю нельзя не помнить о нем, чтобы быть наготове перед неожиданными порой вопросами детей и чтобы вернее подойти к чтению «Зимнего утра».

Остановимся на основных моментах анализа стихотворения и деятельности учащихся на уроке. При подготовке к первоначальному восприятию «Зимнего утра» можно опираться на собственные впечатления школьников от зимней природы («Что вам кажется радостным и что печальным в зимней природе?», «Однообразен ли зимний пейзаж и какие краски в нем преобладают (или: какие краски для него характерны)?», «Чем красива зима?»); можно принести на урок репродукции с картин Шишкина, Васильева, Степанова, Юона и др., чтобы зрительные образы разбудили воображение учащихся. Если же идти от биографических представлений, то полезно выяснить: что знают школьники об отношении поэта к природе, что он в ней любит, чем чаще всего любуется’.

И все-таки «Зимнее утро», даже если чтению его предшествует эмоциональная подготовка, нелегко для восприятия двенадцатилетних учеников. Живая радость бытия, счастье делить эту радость с другом, нега домашнего тепла и уюта, почти физическое ощущение яркости и чистоты зимних красок, контраст вечерней мглы и утреннего ослепительного сияния и связанное с этим различие душевных состояний — такое многообразное впечатление нелегко уловить даже опытному читателю,

В хрестоматиях для начальных классов им встречались стихи Пушкина о весне, зиме, осени.

Вторая часть — это воспоминание о вчерашней вечерней непогоде и подавленном душевном состоянии, когда небо было для поэта мутным, лупа — бледным пятном,, которое не светит, а желтеет сквозь мрачные тучи.

Мрачность, тягостность этой картины позволяет поэту выразить с особой силой чувство радости, счастья бытия, наслаждения красотой, которые составляют содержание основной части стихотворения.

Все в душе поэта ликует, а отсюда красочность и эмоциональность впечатлений от зимней природы и окружающей поэта обстановки, которые находят выражение, с одной стороны, в поэтически-приподнятых образах (небеса, великолепные ковры снегов, комната озарена янтарным, блеском, друг милый, предадимся бегу нетерпеливого коня. ), а с другой стороны, в обычных, жизненно-непритязательных словах и выражениях, передающих теплоту простых человеческих отношений («веселым треском трещит затопленная печь. Приятно думать у лежанки. Не велеть ли в. санки кобылку бурую запречь. »).

Благодаря установке на выявление зависимости между настроением поэта и художественным видением, раскрывающимся и в композиции стихотворения, и в богатстве выразительно-изобразительных средств поэтического языка, содержание стихотворения становится близким ‘ детям, они проникаются жизнерадостным мировосприятием поэта. В процессе разбора стихотворения пятиклассники овладевают лексикой и фразеологией, необходимыми для выражения всей гаммы чувств, пережитых ими вместе с поэтом.

Они получают яркое представление о разнообразии интонационного строя стихотворения, осознают значение пауз между строфами: в одних случаях паузы требуют контрастности настроения (вечерняя мгла, мутное небо — и великолепие солнечного утра), в других — остановка голоса вызывается переходом к новому душевному состоянию (от любования красотой поля, неба, леса — к ощущению мира и покоя домашнего очага).

Учитель может здесь руководствоваться следующими вопросами:

Внеклассное мероприятие по литературе для 6 класса. Тема: Мой Пушкин

Внеклассное мероприятие в 6 классе

Методическая разработка внеклассного мероприятия: Мой любимый Пушкин

Цели: проверить учащихся на знание произведений А.С. Пушкина; развивать кругозор учащихся.

Ход мероприятия

Ведущий 1. Добрый день, дорогие друзья, знатоки и поклонники творчества Александра Сергеевича Пушкина.

Ведущий 2. Величие Пушкина — в его удивительной простоте и Духовном богатстве. В нем говорит наша русская природа, русская Душа, русское творчество, сама русская стихия. Мы дышим Пушкиным, носим его в себе, он живет в нас подобно тому, как живет в нас наша Родина.

Ведущий 1. Уже с раннего детства произведения Пушкина входят в наш дом, являясь источником радости и мудрости. Особенно любимы пушкинские сказки, возникшие под влиянием народной поэзии и неторопливых рассказов няни Арины Родионовны.

Ведущий 2. А теперь настало время объявить наш первый конкурс-разминку «Пушкинские сказки». Не забыли ли вы их?

Ребята делятся на две-три команды в зависимости от количества учеников в классе.

Разминка

1. Сколько лет вместе прожили старик со старухой в произведении «Сказка о рыбаке и рыбке»? (33 года.)

2. Как звали царей в сказках А.С. Пушкина? (Дадон и Салтан.)

3. Что могло делать зеркало в произведении «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»? («Свойство зеркальце имело: Говорить оно умело».)

4. Из какой сказки эта фраза:

«Буду служить тебе славно,

Усердно и очень исправно,

В год за три щелчка тебе по лбу,

Есть же мне давай вареную полбу»? («Сказка о попе и о работнике его Балде».)

5. Какие три дива было у князя Гвидона? (Белка с золотыми орешками, 33 богатыря и Царевна Лебедь.)

6. В кого превращался князь Гвидон, посещая царя Салтана? (В комара, муху, шмеля.)

7. Какую песню пела белочка князя Гвидона? («Во саду ли, в огороде Девица гуляла. »)

8. Каковы были ядрышки золотых орехов? («Ядра — чистый изумруд».)

9. С какими словами обращалась царица к волшебному зеркальцу?

(«Свет мой зеркальце! Скажи

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?»)

10. Что кричал петушок, сидя на спице? («И кричит: «Кири-ку-ку. Царствуй, лежа на боку!»)

11. Сколько сыновей было у царя Дадона? (Два.)

12. Расплачиваясь с Балдой, поп подставил ему свой лоб. Что же приговаривал Балда с укоризной? («Не гонялся бы ты, поп, за дешевизною!»)

13. Какими словами начинается «Сказка о рыбаке и рыбке»? («Жил старик со своею старухою У самого синего моря».)

14. Сколько раз закидывал в море старик свой невод? (Три.)

15. С какими словами обращался старик к рыбке? («Смилуйся, государыня рыбка!»)

16. Как начинает А.С. Пушкин «Сказку о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной Царевне Лебеди»? («Три девицы под окном Пряли поздно вечерком».)

17. Какими словами заканчивается «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»? («И я там был, мед, пиво пил, И усы лишь обмочил».)

18. Какими словами заканчивается «Сказка о золотом петушке»? («В сказке ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок».)

19. Кого расспрашивал о своей невесте королевич Елисей? (Солнце, месяц, ветер.)

20. Как звали пса семи богатырей? (Соколко.)

Ведущий 1. В императорский Царскосельский лицей Пушкин поступил двенадцатилетним мальчиком осенью 1811 г. Лицейские годы стали для него самыми счастливыми годами в его жизни.

Ведущий 2.

Моя студенческая келья

Вдруг озарилась: муза в ней

Открыла пир младых затей,

Воспела детские веселья.

Ведущий 1. Длинный темный коридор тянется вдоль четвертого этажа, где разместились комнаты лицеистов. Вот она, четырнадцатая комната, где шесть лет творил, мечтал и любил юный Пушкин.

Ведущий 2. Предлагаем вам викторину, посвященную лицейским годам Александра Сергеевича Пушкина.

Викторина

1. Где находился лицей, в котором учился поэт? (Во флигеле Екатерининского дворца —летней резиденции русских царей в Царском Селе под Петербургом.)

2. Когда состоялось открытие лицея? (19 октября 1811 г.)

3. Какого цвета была форма лицеистов? (Синего.)

4. Как звали лицейского друга А.С. Пушкина? (Иван Иванович Пущин.)

5. Какие рукописные журналы выпускали лицеисты? («Лицейский мудрец», «Для удовольствия и пользы», «Юные пловцы», «Неопытное перо».)

6. Какое прозвище дали друзья по лицею А.С. Пушкину? (Француз.)

7. Какие стихотворения написал А.С. Пушкин в лицейские годы? («К Пущину», «К Галичу», «К Дельвигу», «К Жуковскому» «В альбом Илличевскому», «К живописцу».)

8. Какое стихотворение читал Александр Сергеевич на публичном экзамене перед Г.Р. Державиным? («Воспоминания в Царском селе».)

9. Любимый стихотворный размер юного Пушкина? (Ямб.)

10. Где любил проводить летние каникулы поэт? (В подмосковном имении своей бабушки.)

11. Из какого стихотворения эти строки?

Навис покров угрюмой нощи

На своде дремлющих небес;

В безмолвной тишине почили дол и рощи,

В седом тумане дальний лес;

Чуть слышится ручей, бегущий в сень дубравы,

Чуть дышит ветерок, уснувший на листах,

И тихая луна, как лебедь величавый,

Плывет в сребристых облаках. («Воспоминания в Царском Селе».)

12. Какому событию посвящены эти строки?

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он как душа неразделим и вечен —

Неколебим, свободен и беспечен,

Срастался он под сенью дружных муз.

Куда бы нас ни бросила судьбина

И счастье куда бы ни повело,

Все те же мы: нам целый мир чужбина;

Отечество нам Царское Село. (К дню открытия лицея 19 октября 1811 г.)

13. В «Евгении Онегине» есть строки:

Старик Державин нас заметил

И, в гроб сходя, благословил.

Какое событие вспоминает автор? (Публичный экзамен в лицее)

14. О ком пишет поэт: «Мой первый друг, мой друг бесценный»? (Об И. И. Пущине.)

15. Напишите настоящим именам фамилии этих людей: Жанно, Кюхля, Француз. (Иван Пущин, Вильгельм Кюхельбекер, Александр Пушкин.)

16. Какому поэту посвятила это стихотворение Анна Ахматова?

Смуглый отрок бродил по аллеям,

У озерных грустил берегов,

И столетие мы лелеем

Еле слышный шелест шагов.

Иглы сосен густо и колко

Устилают низкие пни.

Здесь лежала его треуголка

И растрепанный том Парни. (Посвящено А. С. Пушкину.)

Ведущий 2. Следующий конкурс — «Звонкая рифма».

Ведущий 1. Ваша задача — угадать по рифме стихотворение.

Викторина с ответами для 6-7 класса. Пушкин

Литературная викторина для учащихся 6-7 классов

Викторина на тему «Творчество А. С. Пушкина»

1. Как звучит полное название «Сказки о царе Салтане»? («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебедь»)

2. Какие три чуда описывает Пушкин в «Сказке о царе Салтане»? (1. «. Белочка при всех золотой грызет орех, а орешки не простые: все скорлупки золотые, ядра — чистый изумруд. ». 2. «. и очутятся на бреге в чешуе, как жар горя, тридцать три богатыря. Все равны, как на подбор, с ними дядька Черномор». 3. «За морем царевна есть, что не можно глаз отвесть: Днем свет божий затмевает, ночью землю освещая»)

3. В каком музыкально-сценическом произведении звучит «Марш Черномора»? (В опере «Руслан и Людмила» М. Глинки)

4. Кому посвящен романс А. Алябьева «Соловей мой, соловей»? (Пушкину, его называют соловьем)

5. Кому посвящен романс «Я помню чудное мгновенье»? (Стихи А.С. Пушкин посвятил Анне Керн, а М. Глинка посвятил романс ее дочери Екатерине, в которую был влюблен)

6. В каком произведении Пушкин описал наводнение 1824 г. в Петербурге? (В поэме «Медный всадник»)

7. Какое время года Пушкин любил больше всего? Как он его описывал? (Осень. «Унылая пора, очей очарованье, приятна мне твоя прощальная краса! Люблю я пышное природы увяданье. »)

8. Какое женское имя чаще других встречается в произведениях Пушкина? (Мария. В поэмах «Полтава», «Бахчисарайский фонтан», в повестях «Капитанская дочка», «Дубровский», «Метель», «Выстрел»)

9. Какие поэмы начинаются словами:

У Лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том:

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом. («Руслан и Людмила»)

В ауле, на своих порогах,

Черкесы праздные сидят.

Сыны Кавказа говорят

О бранных, гибельных тревогах,

О красоте своих коней,

О наслажденьях дикой неги;

Воспоминают прежних дней

Неотразимые набеги. («Кавказский пленник»)

Гирей сидел, потупя взор;

Янтарь в устах его дымился;

Безмолвно раболепный двор

Вкруг хана грозного теснился. («Бахчисарайский фонтан»)

Стихи А. С. Пушкина про осень

Теперь моя пора: я не люблю весны;
Скучна мне оттепель; вонь, грязь — весной я болен;
Кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены.
Суровою зимой я более доволен,
Люблю её снега; в присутствии луны
Как лёгкий бег саней с подругой быстр и волен,
Когда под соболем, согрета и свежа,
Она вам руку жмёт, пылая и дрожа!

Как весело, обув железом острым ноги,
Скользить по зеркалу стоячих, ровных рек!
А зимних праздников блестящие тревоги.
Но надо знать и честь; полгода снег да снег,
Ведь это наконец и жителю берлоги,
Медведю, надоест. Нельзя же целый век
Кататься нам в санях с Армидами младыми
Иль киснуть у печей за стёклами двойными.

Ох, лето красное! любил бы я тебя,
Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.
Ты, все душевные способности губя,
Нас мучишь; как поля, мы страждем от засухи;
Лишь как бы напоить, да освежить себя —
Иной в нас мысли нет, и жаль зимы старухи,
И, проводив её блинами и вином,
Поминки ей творим мороженым и льдом.

Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно.
Так нелюбимое дитя в семье родной
К себе меня влечёт. Сказать вам откровенно,
Из годовых времён я рад лишь ей одной,
В ней много доброго; любовник не тщеславный,
Я нечто в ней нашёл мечтою своенравной.

Как это объяснить? Мне нравится она,
Как, вероятно, вам чахоточная дева
Порою нравится. На смерть осуждена,
Бедняжка клонится без ропота, без гнева.
Улыбка на устах увянувших видна;
Могильной пропасти она не слышит зева;
Играет на лице ещё багровый цвет.
Она жива ещё сегодня, завтра нет.

Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдалённые седой зимы угрозы.

И с каждой осенью я расцветаю вновь;
Здоровью моему полезен русской холод;
К привычкам бытия вновь чувствую любовь:
Чредой слетает сон, чредой находит голод;
Легко и радостно играет в сердце кровь,
Желания кипят — я снова счастлив, молод,
Я снова жизни полн — таков мой организм
(Извольте мне простить ненужный прозаизм).

Ведут ко мне коня; в раздолии открытом,
Махая гривою, он всадника несёт,
И звонко под его блистающим копытом
Звенит промёрзлый дол и трескается лёд.
Но гаснет краткий день, и в камельке забытом
Огонь опять горит — то яркий свет лиёт,
То тлеет медленно — а я пред ним читаю
Иль думы долгие в душе моей питаю.

И забываю мир — и в сладкой тишине
Я сладко усыплён моим воображеньем,
И пробуждается поэзия во мне:
Душа стесняется лирическим волненьем,
Трепещет и звучит, и ищет, как во сне,
Излиться наконец свободным проявленьем —
И тут ко мне идёт незримый рой гостей,
Знакомцы давние, плоды мечты моей.

И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы лёгкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута — и стихи свободно потекут.
Так дремлет недвижим корабль в недвижной влаге,
Но чу! — матросы вдруг кидаются, ползут
Вверх, вниз — и паруса надулись, ветра полны;
Громада двинулась и рассекает волны.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: