Зимняя дорога (Пушкин)

← Ответ Ф. Т*** Зимняя дорога
автор Александр Сергеевич Пушкин (1799—1837)
В еврейской хижине лампада. →
См. Стихотворения 1826 . Дата создания: ноябрь—декабрь 1826, опубл.: 1828 [1] .

← Ответ Ф. Т*** Стихотворения 1826 В еврейской хижине лампада. →

Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.

5 По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.

Что-то слышится родное

10 В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска.

Ни огня, ни черной хаты,
Глушь и снег. Навстречу мне

15 Только версты полосаты
Попадаются одне…

Скучно, грустно. завтра, Нина,
Завтра к милой возвратясь,
Я забудусь у камина,

20 Загляжусь не наглядясь.

Звучно стрелка часовая
Мерный круг свой совершит,
И, докучных удаляя,
Полночь нас не разлучит.

25 Грустно, Нина: путь мой скучен,
Дремля смолкнул мой ямщик,
Колокольчик однозвучен,
Отуманен лунный лик.

Варианты автографа

А. Черновой автограф.

Сквозь волнистые туманы [

1]
Пробирается луна
На печальные поляны
Льет печальный свет она. [

По дороге зимней скучной
Тройка борзая бежит
Колокольчик однозвучный
Предо мной гремит гремит [

Сердце русское простое
[Слышно] в [песни] ямщика

5] [русское простое]
[Слышно] в песнях ямщика

[Что слышится живое ]
В [т ] песнях ямщика

Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика
То разгулье удалое
То душевная тоска

[Ель под инием сребрится]

[Сосны инием сребр тся]

Скучно-грустно. друг мой [нежный]
[Завтра] [на ]

Скучно-грустно. друг [сердечный]

Скучно-грустно.
‎ >
[Скоро ль радостной рукою]
[Постучусь]

[Скоро ль в комнате тв ] [

Скучно-грустно. друг мой Нина
Радость сердца и очей [

7]
Буду завтра у камина [

8]
В светлой комнате твоей

Скучно-грустно. друг мой Нина
Завтра к милой
Я забудусь у к
Загляжусь не на

[Лишь порой ему на встречу]
[Полосатые версты]

Ни огня, ни ‎ хаты [

9]
М и глушь — на встречу мне [

10]
Только версты полосаты
Попадаются

[Стрелки часовые]
[Тихо стрелки часовые]

Звучно стрелка часовая
Путь свой полный совершит [

11]
В полночь ‎ тьма ночная

Звучно стрелка часовая
Путь свой мерный совершит
И докучных удаляя [

12]
Полночь нас не разлучит [

Скоро ль Нина — Путь мой скучен [

Скоро ль Нина—Путь мой скучен
Светит бледно лик луны [

15]
Колокольчик однозвучен
Смолкнул

Скоро ль Нина—Путь мой скучен
Светит бледно лунный лик
Колокольчик однозвучен
Дремля смолкнул мой ямщик

  1. ↑ Сквозь печальные поляны (описка)
  2. ↑ Сыплет ‎ блеск
  3. а. На гремит, гремит —
    б. На дуге гремит, гремит —
    в. На своей дуге гремит —
    г. На дуге своей гремит—
  4. а. ‎ песнь
    б. ‎ пенье удалое
    Молодое ямщика
    в. ‎ пенье удалое
    Молодого ямщика
  5. ↑ Сердце
  6. ↑ ‎ и в комнате тв
  7. ↑ Счастье сердца и очей
  8. а. Стих начат: Скоро ль
    б. Как в тексте.
    в. Завтра буду у камина
  9. Стих начат:а. И кругом б. Ни огня, ни хаты
  10. а. Стих начат: Им
    б. ‎ на встречу мне
    Только версты полосаты
    Попадаются
    в. Дичь и глушь — на встречу мне и т. д.
    г. Снег и глушь — на встречу мне и т. д.
  11. Стих начат: Круг свой полный
  12. а. Стих начат: В
    б. ‎ И разлучая
    в. И ревнивцев удаляя
  13. ↑ Стих начат: Нас ник
  14. а. Стих начат: Скоро ль
    б. Грустно, Нина, скучно
    в. Стих начат: Нина ! ск
  15. а. Стих начат: Д
    б. Светит бледно ‎ луны

Б. Отличия первой беловой редакции.

Заглавие вписано позднее текста.
Порядок строф:

  • а. ‎ I. По дороге зимней скучной (строфа 2-я)
  • II. Что-то слышится родное (строфа 3-я)
  • III. Сквозь волнистые туманы (строфа 1-я)
  • б. ‎ I. По дороге зимней скучной
  • II. Сквозь волнистые туманы
  • III. Что-то слышится родное

  • 4 Льет печальный свет она
  • 11 То раздолье удалое
  • 13 Стих начат: Ни огня ни бе ○
  • 14 Глушь и мрак. . на встречу мне ○
  • 18 Завтра в город возвратясь ○
  • 25—28 отсутствуют.

    Примечания

    См. также комментарий Бонди. У Александра Алябьева есть романс на это стихотворение.

    Стихи пушкин тоска

    Стих написан в декабре 1826 года, когда друзья Пушкина – участники восстания декабристов были казнены или сосланы, да и сам поэт находился в ссылке в Михайловском. Биографы Пушкина утверждают, что стих написан о поездке поэта на дознание к псковскому губернатору.
    Тема стиха гораздо глубже, чем просто изображение зимней дороги. Образ дороги – это изображение жизненного пути человека. Мир зимней природы пуст, но дорога не потеряна, а обозначена верстами:

    Ни огня, ни чёрной хаты…
    Глушь и снег… Навстречу мне
    Только вёрсты полосаты
    Попадаются одне.

    Путь лирического героя непрост, но, несмотря на грустные настроения, произведение полно надежды на лучшее. Жизнь делится на чёрные и белые полосы, как и верстовые столбы. Поэтический образ “полосатых вёрст” — это поэтический символ, олицетворяющий собою “полосатую” жизнь человека. Автор перемещает взгляд читателя с неба на землю: “по дороге зимней”, “тройка бежит”, “колокольчик … гремит”, песни ямщика. Во второй и третьей строфах автор дважды употребляет однокоренные слова (“Печальные”, “печально”) которые помогают понять душевное состояние путешественника. С помощью аллитерации поэт изображает поэтический образ художественного пространства – печальные поляны. Читая стихотворение, мы слышим звон колокольчика, скрип полозьев по снегу, песню ямщика. Долгая песня ямщика – значит длинная, долгозвучная. Седоку грустно, тоскливо. И читателю невесело. В песне ямщика воплощается основное состояние русской души: “разгулье удалое”, “сердечная тоска”. Рисуя природу, Пушкин изображает внутренний мир лирического героя. Природа соотносится с переживаниями человека. На небольшом отрезке текста поэт использует многоточие четыре раза — Поэт хочет передать грусть седока. Что-то недоговорённое есть в этих строчках. Может быть, человек, путешествующий в кибитке, не хочет ни с кем делиться своей грустью. Ночной пейзаж: чёрные хаты, глушь, снег, полосатые верстовые столбы. Во всей природе холод и одиночество. Приветливый огонёк в окне хаты, который может светить заблудившемуся путнику, не горит. Чёрные хаты – без огня, но “чёрный” — это не только цвет, но и зло, неприятные моменты жизни. В последней строфе снова грустно, скучно. Ямщик умолк, звучит только “однозвучный” колокольчик. Применяется прием кольцевой композиции: «пробирается луна» — «отуманен лунный лик».Но долгая дорога имеет приятную конечную цель — встречу с любимой:

    Скучно, грустно… Завтра, Нина,
    Завтра к милой возвратясь,
    Я забудусь у камина,
    Нагляжусь не наглядясь.

    При драматизме ситуации вынужденной несвободы Пушкин, обходясь без религиозных мотивов, демонстрирует истинно христианское отношение к миру, его принятие. Образ зимней дороги как метафоры жизненного пути героя приводит героя Пушкина к гармонии. ороги соединяется не со стремлением к свободе, а наоборот — герой стремится домой. Дорога здесь связывается с «волнистыми туманами», «пе­чальными полянами» и «однозвучным» колокольчиком, а сама дорога названа «скучной». Этому долгому и утомительному пути противопоставлен домашний уют:

    Урок литературы на тему «А.С. Пушкин «Няне»- поэтизация образа няни, мотивы грусти и одиночества». (5 класс)

    Международные дистанционные олимпиады «Эрудит III»

    Доступно для всех учеников
    1-11 классов и дошкольников

    Рекордно низкий оргвзнос

    по разным предметам школьной программы (отдельные задания для дошкольников)

    Идёт приём заявок

    Открытый урок по литературе в 5-м классе.

    Тема: А.С Пушкин «Няне»- поэтизация образа няни, мотивы грусти и одиночества. Цели урока:

    продолжить изучение жизни и творчества А.С.Пушкина;

    познакомить с жизнью няни Арины Родионовны; рассмотреть, какую роль она играла в жизни поэта;

    развивать творческие способности и навыки выразительного чтения; развивать речь, логическое мышление, кругозор.

    воспитывать интерес к творчеству А.С.Пушкина, интерес к классической литературе; любовь и сострадание к ближнему.

    мультимедийный проектор; презентация (Приложение 1); иллюстрации, оформленные учащимися.

    1. Организационный момент

    2. Вступительное слово учителя. Сообщение темы и цели урока

    Учитель: Сегодня мы продолжим знакомиться с творчеством великого русского поэта. Посмотрите на слайд презентации и подумайте, о ком мы будем говорить? Слайд 2

    О любимой няне Александра Сергеевича — Арине Родионовне

    — Итак, няня! В одном из лицейских стихотворений («Сон») Пушкин, вспоминая о своей няне, называл её «мамушкой».

    Ребята, что вы знаете о няне поэта?

    С младенчества няня лелеяла Сашу. Благодаря Арине Родионовне он окунулся в мир волшебных народных сказок, которые она замечательно рассказывала

    С детских лет мы знаем о трогательной любви великого поэта к простой безграмотной крестьянке.

    3.Сообшения учеников. Сведения из биографии поэта. Слайд 3,4,5

    1 ученик. А.С. Пушкин родился 6 июня 1799 г в Москве. Любому человеку нужна родительская любовь, и особенно — маленькому ребёнку . Но маленькому Пушкину этой любви не хватало. Его родителям почти всегда было некогда. Маму в обществе считали красавицей, папа — любил весёлые беседы, дружеские застолья, и поэтому они с удовольствием ездили на званые вечера и балы. Это потом родители стали гордиться его славой. А в семье больше обращали внимания на старшую сестрёнку Ольгу и младшего брата Льва. И маленькому Пушкину казалось, что он растёт нелюбимым сыном. К счастью, у отца было много книг на французском языке. Скоро главными его друзьями сделались книги. За несколько лет он перечитал всю библиотеку!

    2ученик. Хорошо разговаривать на иностранных языках, но ещё важнее знать родной. Хорошо, что у Пушкина была няня Арина Родионовна и бабушка Марья Алексеевна.

    Сначала Арина Родионовна нянчила старшую сестру, Ольгу. Но однажды, когда маленькому Пушкину было только несколько месяцев, он заплакал так, что никто не мог его остановить — ни мама, ни бабушка, ни приставленная к нему женщина. Тогда и позвали Арину Родионовну. И стоило ей прикоснуться к плачущему младенцу, как

    он замолчал, а ещё через мгновение спокойно заснул. Тут-то все и поняли, что лучше не может няни, чем она.

    Поэтому Арина Родионовна вынянчила обоих детей. По вечерам она пела им колыбельные песни, днём играла в ладушки, а ещё знала множество забавных историй, считалок, сказок. Саша часами слушал, как она пела или рассказывала ему сказки. Скоро маленький Пушкин тоже повторял их наизусть. А спустя десятилетия вспомнил и сам написал сказки, которые с тех пор знает каждый русский ребёнок.

    Учитель: Слайд 9-1 О

    Вглядитесь ещё раз в её лицо. «Это была старушка чрезвычайно почтенная, лицом полная, вся седая, страстно любящая своего питомца», Так говорили друзья поэта из Тригорского. Одиннадцать лет они жили душа в душу. «Томленье сна на очи упадало», и проплывали пред спящим мальчиком невиданные царства-государства, колдуны, избушки на курьих ножках .

    От ужаса замрёт, не шелохнётся, едва дышит, не чувствуя ни рук ни ног. Этот момент и запечатлел художник В.Кузнецов на картине «Пушкин слушает сказки няни»’.

    Учитель: Слайд 11. Прошли годы, Александр Сергеевич стал знаменитым поэтом. За свои смелые стихи Пушкин был сослан в село Михайловское, где поэт жил в течение двух лет в большой дружбе со своей няней Ариной Родионовной.

    Пушкин вспоминал: слайд12,13 Мастерица ведь была

    И откуда что брала!

    А куды разумны шутки,

    Небылицы, былины Православной старины .

    Слайд 14. ,15.1.В письме из своей северной ссылки Пушкин писал брату Льву: «После обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки и вознаграждаю тем недостатки своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма. Она единственная моя подруга, и с нею только мне не скучно . ». Эти строки говорят о той огромной роли, которую играла в то время для Пушкина его няня. Для Пушкина Арина Родионовна была не просто доброй заботливой няней и талантливой сказочницей. Она была для него близким другом. Она была его первой слушательницей и критиком в годы ссылки. На рисунках мы видим А.С.Пушкина за работой или за чтением няне своих стихов.

    А как любила Арина Родионовна друзей Пушкина!

    Слайд 16. Её знали все близкие друзья Пушкина. Лицейский друг поэта И,И.Пущин вспоминал о встрече с Пушкиным в Михайловском 11 января 1825 года: « Прибежавшая старуха застала нас в объятьях друг друга . Не знаю, за кого приняла меня, только, ничего не спрашивая, бросилась обнимать. Я тотчас догадался, что это добрая его няня, столько раз им воспетая — и чуть не задушил ее в объятиях.» После того как волнения немного улеглись, Пушкин читал привезенные ему в подарок «Думы» Рылеева, «Горе от ума» А.С.Грибоедова, Прочел и свои стихи, а няня и Пушкин слушали. Именно этот момент мы видим на картине Н.Н.Ге» И. И.Пущин в гостях у Пушкина»

    Светлой, доброй, любящей осталась няня в памяти его друзей.

    Слайд 17 .Учитель: И вот, спустя полтора месяца по возвращении из ссылки, в 1826 году Пушкин пишет стихотворение «Няне», в котором навеки запечатлел свою мамушку ..

    4. Самостоятельное чтение детьми. Учитель: Всё ли понятно?

    5. Словарная работа. Слайд 18.-19

    Светлица — в старину: светлая парадная комната в доме.

    Горюешь, будто на часах — т. е. когда у человека плохое настроение, то кажется, что время тянется долго.

    Вороты — устар. ворота.

    Учитель: Ребята, к какому роду литературы относится произведение А.С.Пушкина «Няне»?

    Слайд 20 .Дети: К жанру лирика, потому что выражены чувства автора.

    Учитель: А вот какому жанру лирики оно принадлежит, вы узнаете сегодня на уроке. 4. Выборочное чтение. Слайд20

    Какие чувства испытывает поэт, писавший эти строки? В каких словах проявляется его отношение к няне?

    Дети: — С первых же строчек стихотворение волнует своей сердечностью. Любовь, нежность, забота выражаются автором щедро и открыто:

    Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя

    Как вы понимаете выражение подруга дней моих суровых? друг, способный разделить радости и горести

    Мысленно возвращаясь туда:

    «Одна в глуши лесов сосновых», поэт словно бы видит няню внутренним взором, угадывая все её передвижения:

    «Давно, давно ты ждёшь меня».

    Ты под окном своей светлицы

    Горюешь, будто на часах,

    И медлят поминутно спицы

    В твоих наморщенных руках

    Учитель: Он уверен, что она помнит его, думает о нём? Дети: няня ждёт поэта:

    Глядишь в забытые вороты На чёрный отдалённый путь» А в душе беспокойство о нём: «Тоска, предчувствие заботы Теснят твою всечасно грудь»

    Учитель: Можно ли прийти к выводу, что герой остался самым близким человеком для няни? Как он называет её и почему именно так?

    дети: Мы чувствуем огромную привязанность поэта к няне и её беззаветную любовь к нему. Он называет её «подруга», «голубка». А няня «ждёт», «горюет», «глядит в забытые вороты».

    Каким настроением проникнуто это стихотворение? (Настроение стихотворения грустное, печальное, тоскливое)

    Как вы думаете, какие чувства владели поэтом, когда он писал это стихотворение? (В произведении передано чувство вины перед няней за долгое отсутствие, страдание от разлуки.)

    Учитель: На что похоже это стихотворение? дети: На письмо.

    Учитель: — Верно, жанровая разновидность этого стихотворения — послание, т. е. стихотворение, адресованное кому-то. В данном случае — няне.

    Этими чувствами поэт наделяет лирического героя. Лирический герой близок автору, но нельзя отождествлять эти понятия.

    Лирический герой не может быть рядом с ней и обращается к ней мысленно. Поэтому жанр стихотворения — послание. Слайд 22

    Лирический герой — это условный образ человека в лирике. Обыкновенно близок к самому автору.

    (запись в тетрадях)

    В лирическом произведении и жанр, и композиция — все способствуют выражению настроения. А что такое композиция? Слайд 24

    1 часть — обращение лирического героя к няне,

    Строки 2 части рисуют забытый домик в глуши сосновых лесов. В 3 части герой мысленно возвращается туда.

    4 часть — беспокойство.

    Это стихотворение не завершено. Оно обрывается на щемящей душу ноте — «то чудится тебе . »

    Что же могло почудиться Арине Родионовне?

    Может быть, новая встреча со своим любимцем. В послании «Няне» всего 12 строк, я бы назвала её хвалебной песнью всем няням, бабушкам, мамам. В ней любовь к тем, кто дал нам жизнь и вынянчил нас.

    Учитель: Поэтом создан поразительно верный образ женской любящей души. В чувствах няни так много того, что близко каждой женщине — матери:

    самоотверженная забота о своих детях и бесконечная любовь к ним, тоска в разлуке с ними, постоянные ожидания, встречи и горе одиночества. Ребята, раз поэт выражает свою любовь к няне, то значит какая это лирика?

    дети: — Любовная лирика.

    6.Учитель: С помощью каких средств художественной выразительности рисуется эта любовь и привязанность поэта к няне?

    Средства художественной выразительности . Слайд 25-26

    Слайд 27.МетафорическиЙ эпитет: «дней суровых» показывает, как поэту было трудно в ссылке, но его поддерживала няня (учитель подсказывает правильное название средства художественной выразительности)

    Эпитет в форме инверсии: «голубка дряхлая моя» говорит о нежном, любящем отношении поэта к няне.

    Эпитет: «одна в глуши лесов сосновых» подчёркивает одиночество няни. Повторы: «давно, давно ты ждёшь меня» говорят о том, как долго ждёт няня поэта.

    Слайд 28 Сравнение: «горюешь, будто на часах» Олицетворение: «Медлят поминутно спицы»

    Эпитеты: «глядишь в забытые ворот на чёрный отдалённый путь» Метафоры: «тоска, предчувствия, заботы теснят твою всечасно грудь»

    Повторы, сравнение, олицетворение, эпитеты, метафора, подчёркивают тоску няни, постоянное ожидание встречи и горе одиночества.

    Учитель: — Шёпотом прочтите стихотворение. Что вы услышали? дети:

    Аллитерация — «ждёшь, глушь, горюешь» мы слышим приглушённые звуки, шёпот. Эти звуки подчёркивают тишину ожидания.

    Слайд 29 Учитель: — Какие краски вы бы взяли для рисунка к этому стихотворению? дети: — тёмные краски, т. к. дни суровые, «В глуши лесов», «чёрный путь». Лишь окно «светлицы» как светлое пятно на картине.

    7. Подготовка к выразительному чтению.

    Учитель: Как надо читать строки? И как дальше?

    Учитель: — Ребята, каковы ваши впечатления от прочитанного стихотворения? (Ответы детей)

    Учитель. — Прочтите это стихотворение выразительно. Так, чтобы все почувствовали огромную любовь поэта к няне.

    (Выразительное чтение всего стихотворения детьми).

    Учитель: — Прочтите строки из стихотворения Е.Серовой о няне А.С.Пушкина:

    Арина Родионовна Какое имя-отчество! ..

    Нам снято всё, что скрасило Поэта одиночество.

    Учитель: — Вы согласны с этими строками?

    Лишь на несколько лет пережил поэт свою 70-летшюю няню. Так и не довелось бедной старушке закрыть глаза своему любимцу и оплакать его. А может быть, это и к лучшему.

    Не напрасно, не случайно

    Александр Пушкин

    Дар напрасный, дар случайный,
    Жизнь, зачем ты мне дана?
    Иль зачем судьбою тайной
    Ты на казнь осуждена?

    Кто меня враждебной властью
    Из ничтожества воззвал,
    Душу мне наполнил страстью,
    Ум сомненьем взволновал?…

    Цели нет передо мною:
    Сердце пусто, празден ум,
    И томит меня тоскою
    Однозвучный жизни шум.

    Стихотворение датировано 26 мая 1828 года, днём рождения Пушкина, когда ему исполнилось 28 лет.

    Прослушать: Дар напрасный, дар случайный — Александр Пушкин

    Митрополит Филарет:

    Не напрасно, не случайно
    Жизнь от Бога мне дана;
    Не без воли Бога тайной
    И на казнь осуждена.

    Сам я своенравной властью
    Зло из темных бездн воззвал,
    Душу сам наполнил страстью,
    Ум сомненьем взволновал.

    Вспомнись мне, Забытый мною!
    Просияй сквозь мрачных дум!
    И созиждется Тобою
    Сердце чисто, правый ум!

    Источник: «Звездочка». Журнал для детей старшего возраста. СПб., 1848, ч. XXVIII, с. 16.

    Александр Пушкин:

    В часы забав иль праздной скуки,
    Бывало, лире я моей
    Вверял изнеженные звуки
    Безумства, лени и страстей.

    Но и тогда струны лукавой
    Невольно звон я прерывал,
    Когда твой голос величавый
    Меня внезапно поражал.

    Я лил потоки слез нежданных,
    И ранам совести моей
    Твоих речей благоуханных
    Отраден чистый был елей.

    И ныне с высоты духовной
    Мне руку простираешь ты,
    И силой кроткой и любовной
    Смиряешь буйные мечты.

    Твоим огнем душа палима
    Отвергла мрак земных сует,
    И внемлет арфе Серафима
    В священном ужасе поэт.

    Прослушать: В часы забав иль праздной скуки — Александр Пушкин

  • Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

    Adblock detector