Сайт не настроен на сервере

Сайт www.lovelegends.ru не настроен на сервере хостинга.

Адресная запись домена ссылается на наш сервер, но этот сайт не обслуживается.
Если Вы недавно добавили сайт в панель управления — подождите 15 минут и ваш сайт начнет работать.

Стихи посвященные гончаровой пушкиным

О Наталье Николаевне сохранились многочисленные и противоречивые воспоминания современников. В настоящее время в литературоведческих очерках также встречается множество разнообразных суждений об этой неповторимой женщине — от обвинений в гибели мужа, легкомысленности до признания ее талантов и благородства, порядочности, скромности и патриотизма.

И просто ли испить
Такую чашу —
Подругой гения
Вдруг стать в осьмнадцать лет?
Наталья Николаевна, Наташа!
И после смерти
Вам покоя нет!

Была прекрасна —
Виновата значит,
Такое ясно каждому,
Как день.
И негодуют, сетуют, судачат,
И судят-рядят
Все, кому не лень.

А просто ли испить
Такую чашу,
И так ли весело
И гладко шли
Дела у той,
Что сестры звали
«Таша»,
А мы — великосветски! —
«Натали».

Поэта носит
По степям и хатам,
Он у «Емельки Пугача»
«В плену».
Лишь спрашивает в письмах
Грубовато,
По-русски, по-расейски:
— Ты брюхата? —
Свою великосветскую жену.

И на дворе на постоялом
Где-то
Строчит ей снова:
— Не зови, постой! —
И тянутся прелестницы
К поэту,
И сам он, как известно,
Не святой.

Да, торопила —
Скоро роды снова,
Да, ревновала
И звала домой.
Что этой девочке
До Пугачева,
Когда самой
Хоть в петлю лезть порой?

Тонка, бледна, застенчива —
Мадонна,
Как будто бы сошедшая
С холста.
А сплетни, анонимки —
Все законно:
Всегда их привлекала
Красота.

Но повторять наветы
Нам негоже.
Забыли мы,
Что, уходя с земли,
Поэт просил
Наташу не тревожить,-
Оставим же в покое
Натали.

Как девочка, тонка, бледна,
Едва достигнув совершеннолетья,
В день свадьбы знала ли она,
Что вышла замуж за бессмертье?
Что сохранится на века
Там, за супружеским порогом,
Все то, к чему ее рука
В быту коснётся ненароком.
И даже строки письмеца,
Что он писал, о ней вздыхая,
Похитит из ее ларца
Его вдова.
Вдова другая,
Непогрешимая вдова –
Святая пушкинская слава,
Одна на все его слова
Теперь имеющая право.
И перед этою вдовой
Ей, Натали, Наташе, Таше,
Нет оправдания живой,
Нет оправданья мёртвой даже.
За то, что рок смертельный был,
Был рок родиться ей красивой…
А он такой ее любил –
Домашней, доброй, нешумливой.
Поэзия и красота –
Единственней союза нету.
Но как ты ненавистна свету,
Гармония живая та!
Одно мерило всех мерил,
Что он ей верил,
Верил свято
И перед смертью говорил:
«Она ни в чём не виновата!»

Извинение перед Натали

Теперь уже не помню даты —
ослабла память, мозг устал,—
но дело было: я когда-то
про Вас бестактно написал.

Пожалуй, что в какой-то мере
я в пору ту правдивым был.
Но Пушкин Вам нарочно верил
и Вас, как девочку, любил.

Его величие и слава,
уж коль по чести говорить,
мне не давали вовсе права
Вас и намеком оскорбить.

Я не страдаю и не каюсь,
волос своих не рву пока,
а просто тихо извиняюсь
с той стороны, издалека.

Я Вас теперь прошу покорно
ничуть злопамятной не быть
и тот стишок, как отблеск черный,
средь развлечений позабыть.

«Мадона» А. Пушкин

Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатоков.

В простом углу моем, средь медленных трудов,
Одной картины я желал быть вечно зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш божественный спаситель —

Она с величием, он с разумом в очах —
Взирали, кроткие, во славе и в лучах,
Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.

Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадона,
Чистейшей прелести чистейший образец.

Дата создания: 1830 г.

Анализ стихотворения Пушкина «Мадона»

Среди любовной лирики Александра Пушкина есть несколько произведений, которые он посвятил своей супруге Наталье Гончаровой. Одним из них является стихотворение «Мадона», написанное в 1830 году, за полгода до свадьбы.

В это время поэт находится в Москве, где повторно просит Наталью Гончарову стать его женой. Получив согласие, Пушкин пребывает в эйфории и начинает готовится к свадьбе, в то время как его невеста с семьей на время покидает столицу, отправившись в родовое имение. Чтобы скрасить дни разлуки, Пушкин вешает у себя в комнате портрет «белокурой мадонны», которая, по утверждению поэта, как две капли воды похожа на его избранницу. Об этом удивительном сходстве он даже сообщает в письме, адресованном Наталье Гончаровой, получая весьма обнадеживающий ответ, в котором молодая девушка сообщает – совсем скоро Пушкину не нужно будет любоваться картиной, так как у него появится жена.

Вдохновленный этим посланием, поэт посвящает Наталье Гончаровой стихотворение «Мадонна», которое написано в форме сонета. В первых же строчек автор заявляет о том, что всю свою жизнь мечтал не о том, чтобы украсить дом портретами знаменитых художников, а о том, чтобы в нем царили любовь и взаимопонимание. По мнению поэта, именно счастливый брак способен создать в доме ту удивительную атмосферу гармонии и благополучия, которая так легко улавливается другими. И именно она притягивает людей, которым приятно бывать в семьях, построенных на любви, взаимном уважении и доверии.

Таким же счастливым и гармоничным Пушкину видится его будущий брак, поэтому поэт отмечает в стихотворении, что мечтает «быть вечно зритель» всего лишь одной картины, которая бы отражала его жизнь. Герои этого полотна – «она с величием, он с разумом в очах», т. е. идеальная супружеская пара, которой суждено прожить долгую и счастливую совместную жизнь.

Свой предстоящий брак Пушкин видит как бы со стороны, однако это не мешает ему предаваться мечтам о семейном благополучии. Казалось бы, для этого есть все основания, ведь Наталья Гончарова хороша собой, достаточно умна и образованна. Именно поэтому поэт благодарит Всевышнего за то, что тот «тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна, чистейшей прелести чистейший образец». Автор не подозревает, что буквально через несколько месяцев между ним и его избранницей произойдет первый серьезный конфликт, связанный со свадебным приданным. Пушкин знал, что его невеста принадлежит к благородному, но, увы, обнищавшему роду. Однако не предполагал, что вместе с женой ему достанется куча семейных долгов. Погашать их никак не входило в планы поэта, поэтому его женитьба оказалась на грани провала. Отправившись в Болдино для того, чтобы вступить в права владения имением, Пушкин даже написал своей будущей теще, что Наталья Гончарова свободна от каких-либо обязательств перед ним, хотя сам он если и женится, то только на ней. В итоге свадьба все же состоялась, но образ Мадонны, созданный поэтом в одноименном стихотворении, померк. Известно, что после бракосочетания поэт не посвятил своей супруге ни одного стихотворения. Этому есть несколько причин, хотя сам поэт и утверждает, что обрел в этом браке подлинное счастье. Однако во время венчания в церкви Большого Вознесения Наталья Гончарова сперва уронила обручальное кольцо поэта, а позже у него в руках погасла свеча. Будучи человеком достаточно суеверным, Пушкин воспринял это, как дурной знак. И с тех пор воспринимал свой брак не как дар небес, а как кару, которая неизбежна.

Собственно говоря, в этом поэт оказался прав, так как роковая дуэль с Дантесом, оборвавшая его жизнь, состоялась именно из-за Натальи Гончаровой. Тем не менее, до самой смерти супруга оставалась для поэта самой желанной и любимой женщиной на свете, за обладание которой он заплатил своей жизнью.

Сценарий театрализованного вечера, посвященного жене А.С. Пушкина Наталье Гончаровой «Чистая звезда любви»

Разделы: Литература

Чтец (на фоне музыки Г.Свиридова к произведению А.С.Пушкина “Метель”.

На зкране — портрет Натальи Николаевны работы художника К. Брюллова).

Родное имя Натали звучит торжественно и грустно,
Он с нею рядом и вдали весь полон трепетного чувства.
Он столько лет в нее влюблен, его любовь неповторима,
И в каждом звуке слышит он ее божественное имя.
О, Натали, он знал: над ним судьба не властна;
И не твоя вина, что ты была прекрасна.

Ведущий. Дорогие друзья! Я уверен, что сегодняшний день запомнится вам ярким и солнечным, ибо он освещен именем, сделавшимся для России незабвенным, — Натали, Наталья Николаевна. Жена и муза “первенствующего поэта русского”. Женщина, которую полюбил Пушкин и которую называл “ангелом кротости и красоты”, “милым чистым добрым созданием”, “чистейшей прелести чистейшим образцом”.

Натали, Натали!
Как вас любил поэт.
Тысячи строк посвятил
Вашей любви, Натали.Натали, Натали,
Стали вы песней любви
Чистой звездою любви,
Музой его, Натали.

Ведущий. Судьбой было назначено Наталье Гончаровой стать невестой, а потом и женой поэта. Многие из тех, кем поэт был увлечен прежде — именитых, красивых, умнейших женщин почли бы для себя за счастье именоваться “госпожой Пушкиной”. Но ей стала лишь Наталья Гончарова.

Первая их встреча состоялась в 1828 году.

Пушкин. Моя встреча с Натальей Гончаровой, моей милой, прелестной, нежной Натали произошла зимним вечером 1828 года на балу у танцмейстера Иогеля. Я даже не собирался в этот день никуда выезжать, но вдруг ко мне забегает Вяземский, в своей бобровой шубе, мокрой от снега, и прямо с порога кричит. (Вбегает Вяземский).

Вяземский. Пушкин! Мой милый Пушкин! Поехали к Иогелю выбирать мне молоденькую невесту!

Пушкин. Я не успел ни слова сказать, как очутился в санях.

Вяземский (восторженно). А через некоторое время мы подъехали к роскошному особняку.

Пушкин. Лунный свет заливал улицу, сыпал пушистый снег.

Вяземский. А из особняка доносились звуки музыки. И в больших окнах мелькали силуэты нарядных дам и кавалеров.

(Звучит музыка Е.Доги из кинофильма “Мой ласковый и нежный зверь”. Входят дамы и кавалеры.)

Пушкин. Никогда еще с таким грустным чувством я не приезжал на бал. Тайное предчувствие томило меня и волновало душу. Петр что-то говорил мне и показывал на молоденьких барышень, которые впервые появились в светском обществе. И вдруг какая-то сила заставила меня обернуться. Я увидел ее — в прозрачном облаке воланов и кружев, в толпе молодых поклонников, в окружении многочисленной родни и знакомых . Я шагнул навстречу своей судьбе.

(Пушкин приглашает Натали на танец.)

Ведущая. С тех пор, как Пушкин шагнул навстречу Натали, для него не было ничего прекраснее и дороже ее. Он понял, что это прелестное создание составит его счастье.

Я думал сердце позабыло Способность легкую страдать.
Я говорил: тому, что было, Уж не бывать! Уж не бывать!
Прошли восторги и печали,
И легковерные мечты.
Но сердце вновь затрепетало
Пред мощной властью красоты.

Ведущий. Дочь Натальи Николаевны рассказывает о знакомстве Пушкина с матерью: “ в белом воздушном платье, с золотым обручем на голове, она в этот знаменательный вечер поражала всех своей классической царственной красотой. Александр Сергеевич не мог оторвать от нее глаз”.

(На экране высвечивается портрет Натальи Николаевны кисти К. Брюллова).

Ведущий. Гончарова была прекрасна, это бесспорно, но только красивая внешность не привлекла бы поэта. Чуткий ко всякой красоте, Пушкин сразу же отметил “небесное существо”. Ее отличало какое-то необыкновенное обаяние, и неслучайно Пушкин в посвященном ей стихотворении “Мадонна” назовет ее “чистейшей прелести чистейший образец”.В одном из писем он так описывает свои первые впечатления от встречи с юной красавицей: “Когда я увидел ее в первый раз, красоту ее только что начали замечать в обществе. Я ее полюбил, голова у меня закружилась; я просил ее руки”.

Все в ней гармония, все диво,
Все выше мира и страстей,
Она покоится стыдливо
В красе торжественной своей.
Она кругом себя взирает:
Ей нет соперниц, нет подруг.
Куда бы ты не поспешал
Хоть на любовное свиданье,
Какое б в сердце ни питал
Ты сокровенное мечтанье.
Но, встретясь с ней, смущенный ты
Вдруг остановишься невольно.
Перед святыней Красоты.

Ведущий. 1 мая 1829 г он просил руки Н.Н.Гончаровой и получил неопределенный ответ.

Пушкин, (к Н.Н.) На коленях, проливая слёзы благодарности, вот как должен был я писать Вам теперь, когда граф Толстой привез мне ваш ответ: этот ответ — не отказ, Вы мне позволяете надеяться; простите нетерпение сердца больного, пьяного от счастья. Я еду сейчас на Кавказ, я увожу в глубине души образ небесного существа. (Садится за стол).

Чтец. “ На холмах Грузии лежит ночная мгла”.

Ведущий. Строки этой божественной элегии — драгоценный поэтический подарок, предназначенный невесте, Наталье Николаевне Гончаровой. Наверно, и Натали, повторяя вслух, словно признания, эти чудные строки, втайне испытывала минуты душевного торжества. И не в эти ли, счастливые мгновения её жизни, в сердце робкой красавицы, почти ещё девочки, просыпалась любовь?

Ведущий. Наконец 6 мая 1830 г. состоялась помолвка Пушкина с Натальей Николаевной Гончаровой, и он официально сделался женихом.

Звезда моя! Свет предреченных дней!
Твой путь и мой. Судьба их сочетает.
Твой луч, светя, звучит в душе моей,
В тебе она заветное читает.
И жар её, твой отблеск верный здесь,
Гори, гори! Не выгорит он весь.

(Звучит романс “Гори, гори, моя звезда. ”.)

Пушкин (вскрывая письмо). Участь моя решена! Я женюсь. Та, которую я любил целых два года, которую везде отыскивали глаза мои, с которой встреча казалась мне блаженством — боже мой! — она моя. Я никогда не хлопотал о счастии. Теперь мне нужно на двоих.

Ведущая. В конце августа, накануне свадьбы, Пушкин уехал в Болдино для устройства своих денежных дел. Ехал совсем на короткое время, но неожиданно надолго застрял в деревне, окруженной холерным карантином. Три месяца тревог, тоски, ожидания, беспокойства за невесту, оставшуюся в Москве, три месяца уединения и необычайного, нечеловеческого взлета таланта и творческих способностей. Болдинская осень.

(На экране демонстрируется осенние пейзажи на фоне музыки П.И.Чайковского).

Летят куда-то журавли, а он с любимой быть неволен.
Его тоску по Натали хранила Болдинская осень.
О, Натали, он знал; что нет любви без песен.
А жизнь всего одна, и мир для счастья тесен.

Ведущий. (На фоне духовной музыки Бортнянского. На экране — иллюстрация памятника Пушкину и Гончаровой, установленного в Москве у церкви Большого Вознесения)

Москва, вьюжный февраль 1831 года, церковь Большого Вознесения у Никитских ворот. Она в венчальном платье с длинным шлейфом. Пушкин ничего не замечает, кроме нее. Наталья Николаевна читает в глазах поэта счастье безграничное, любовь безудержную.

Пушкин. Я женат — и счастлив: одно желание мое, чтоб ничего в жизни не изменилось.

Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.

(Демонстрируется портрет Натальи Николаевны работы художника В.Гау)

Ведущий. Прожив в Москве на Арбате около трех месяцев, Пушкин с молодой женой в конце мая 1831 года переехал в Петербург. В столице Наталия Николаевна скоро вошла в круг высшего света, в котором блистала первой красавицей.

“Много видел я на своем веку,— пишет один из современников,- красивых женщин, еще обаятельней Пушкиной, но никогда не видывал я женщины, которая соединила бы в себе такую законченность классических правильных черт и стана. Да, это была настоящая красавица, и недаром все остальные, даже из самых прелестных женщин, меркли как-то при ее появлении”.

Ведущий. “Поэтическая красота госпожи Пушкиной проникает до самого сердца”, — утверждала Долли Фикельмон.

Утонченная, изысканная, лучезарная красота Натальи Николаевны была таким же редким даром природы, как и гениальность ее великого мужа. Ее красота замечалась каждым из ее современников, но внутреннее содержание красавицы и для современников, и для потомков осталась загадкой. Главную же прелесть Натальи Николаевны составляли отсутствие всякого жеманства, врожденная скромность и естественность — столь редкие спутницы торжествующей красоты. Это была красота в чудной гармонии с кротостью, необыкновенной душевностью.

Застенчивая от природы Наталья Николаевна мало говорила в обществе. Окружающие были больше заняты ее внешностью, и только Пушкин писал: “Гляделась ли ты в зеркало и уверилась ли ты, что с твоим лицом ничего сравнить нельзя на свете, — а душу твою люблю еще более твоего лица. ”

Ведущий. “Мне без тебя так скучно, так скучно, что не знаю, куда головы преклонить. ”. Это, пожалуй, одно из самых удивительных откровений поэта. Пушкину, великому Пушкину, окруженному столькими знаменитостями, умнейшими людьми своего века, скучно было без нее, его Натали.

(Звучит музыка, исполняемая оркестром Поля Мориа. Пушкин и Гончарова на авансцене читают по очереди письма.)

Пушкин. Я должен был на тебе жениться, потому что всю жизнь был бы без тебя несчастлив.

Натали. Тебя, мой ангел, люблю так, что выразить не могу, с тех пор, как здесь, я только и думаю, как бы удрать в Петербург к тебе. Кроме тебя, в моей жизни мне утешения нет.

Пушкин. О чем я думаю, Натали, вот о чем: чем нам жить будет? Отец не оставляет мне имения. Царь не позволяет записаться ни в помещики, ни в журналисты. Писать книги для денег, видит бог, не могу.

Натали. Зато для души, для тебя, для друзей и для будущего я пишу с увлечением и вдохновением, какого еще никогда не испытывал.

Ведущий. Согласитесь, что, читая эти письма, трудно найти книгу о любви, которая была бы столь достоверной, искренней, лишенной всяческих прикрас, земной, по-бытовому прозаичной и вместе с тем достигающей божественных высот. Просто удивительно, как при своем мастерстве слова Александр Сергеевич мог быть нежен, ласков, обаятелен, трогателен в признаниях.

Ведущий. А вместе с тем уже была близка развязка. Все оборачивалось против Пушкина, все толкало его к гибели: ненависть светского общества, чрезмерное внимание к красоте Натали, наглые ухаживания Дантеса подлость и грязь.

И вот наступил роковой день — 27 января 1837 года. Состоялась дуэль Пушкина с Дантесом, на которой поэт был смертельно ранен.

(Просмотр фрагментов фильма “Последняя дуэль”, исполнение романса “Натали” участниками вечера).

Ведущий. Наталья Николаевна глубоко переживала смерть Пушкина. И до самой своей кончины не могла простить себе гибели мужа.

Ведущий. Наталья Николаевна Гончарова — чистая звезда любви Александра Сергеевича Пушкина.

Благодаря ей вспыхивало чувство и сердце поэта, благодаря ей мы сегодня можем с трепетом произносить его стихи, соизмеряя свои чувства с чувствами великого Пушкина.

Прошли года, пройдут века,
Его любовь осталась с нами.
И также трепетна строка,
И также искренно признанье.

(Звучит песня, посвященная Наталье Николаевне Пушкиной, в исполнении Е. Мартынова.)

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: