Разлука — М

Я виноват перед тобою,
Цены услуг твоих не знал.
Слезами горькими, тоскою
Я о прощенье умолял,
Готов был, ставши на колени,
Проступком называть мечты, —
Мои мучительные пени
Бессмысленно отвергнул ты.
Зачем так рано, так ужасно
Я должен был узнать людей
И счастьем жертвовать напрасно
Холодной гордости твоей.
Свершилось! Вечную разлуку
Трепеща вижу пред собой…
Ледя́ную встречаю руку
Моей пылающей рукой.
Желаю, чтоб воспоминанье
В чужих людя́х, в чужой стране
Не принесло тебе страданье
При сожаленье обо мне…

Анализ стихотворения Лермонтова «Разлука»

Воспитанием Михаила Лермонтова занималась его бабушка, Елизавета Арсеньева, по настоянию которой в 1827 году будущий поэт поступил в пансион, где юношей из благородных семей готовили к поступлению в университет. Вместе с Лермонтовым учились дети знаменитых московских дворян, однако поэт сумел подружиться с двумя подростками, родители которых не отличались блистательным положением в обществе. Одним из товарищей Лермонтова стал Михаил Сабуров, дружбу с которым сам поэт называл «мучительной» и «бессмысленной». В последствии он так и не смог ответить, чем именно его привлекал этот худощавый и высокомерный подросток, который был резок в суждениях и несдержан в высказываниях.

Так или иначе, но Михаилу Сабурову Лермонтов посвятил несколько стихотворений, последнее из которых под названием «Разлука» датировано 1830-м годом. Написано оно было накануне окончания пансиона, после чего поэт больше никогда не встречался со своим товарищем. И на то были довольно веские основания, так как юный поэт по своей неосторожности выдал сердечную тайну друга, которая стала известна широкому кругу людей. По этой причине свое прощальное стихотворение, адресованное Сабурову, автор начинает со строк: «Я виноват перед тобою, цены услуг твоих не знал». Поэт просит прощения у человека, который, как он считает, был ему не только верным другом, но и наставником. Обращаясь к нему, поэт подчеркивает, что научился узнавать и понимать людей. Однако эти знания принесли ему одни лишь страдания. Хотя бы потому, что теперь автор прекрасно осознает, что его дружбе с Сабуровым пришел конец, и избежать расставания с близким товарищем нему не удастся.

Ситуация осложнилась тем, что Михаил Сабуров не принял извинения Лермонтова, и это подтверждают строки стихотворения: «Мои мучительные пени бессмысленно отвергнул ты». Поэтому расставались приятели не столько друзьями, сколько врагами, что вызывала в душе юного поэта бурю чувств. Лермонтов догадывается, что судьба больше никогда не сведет их вместе, поэтому отмечает в своем стихотворении: «Вечную разлуку трепеща вижу пред собой». В этой строчке слышится не только раскаяние и сожаление, но и некоторое облегчение, потому что по отношению к Сабурову Лермонтов постоянно испытывал чувство вины. Точнее, это лучший друг заставлял поэта его ощущать, умело изображая холодность, равнодушие и презрение. Гораздо позже Лермонтов скажет, что, в сущности, ничего не потерял, разорвав отношения с Сабуровым. Однако в момент расставания поэт желал лишь, чтобы друг не испытывал страданий, вспоминая о нем.

М.Ю.Лермонтов

Смерть поэта. Погиб поэт! — невольник чести.

Смерть поэта

Эпиграф к «Смерти поэта» взят из трагедии французского драматурга Ж. Ротру «Венцеслав» (1648) в неопубликованном русском переводе А. А. Жандра (1789—1873).

Найти официальный Вулкан для андроид с рабочими слотами не так сложно, как вы можете подумать, так что начинайте получать свои деньги без проблем. Зарабатывайте вместе с официальными клубами и не тратьте время на левые заведения.

Основная часть «Смерти поэта» (ст. 1—56) была, вероятно, написана 28 янв. 1837 г. (дата в деле «О непозволительных стихах. »). Пушкин умер 29 янв., но слухи о его гибели распространялись в Петербурге накануне. В воскресенье 7 февр., после посещения Лермонтова его двоюродным братом — камер-юнкером, чиновником министерства иностранных дел Н. А. Столыпиным, — были написаны заключительные строки, начиная со слов «А вы, надменные потомки. ». Сохранились свидетельства современников о том, что эти строки — ответ Лермонтова на спор со Столыпиным, разделявшим позицию великосветских кругов, которые, оправдывая поведение Дантеса и Геккерна, утверждали, что они «не подлежат ни законам, ни суду русскому» (Воспоминания. С. 390). В своем «объяснении» на суде С. А. Раевский стремился свести смысл заключительных строк к спору со Столыпиным о Дантесе и отвести внимание от их политического содержания: отвечают за гибель Пушкина высшие придворные круги, «жадною толпой стоящие у трона». За девять дней, отделяющих первые 56 строк от заключительной части, произошло много событий, и Лермонтов сумел полнее оценить политический смысл и масштаб национальной трагедии. Теперь он с полным основанием мог назвать высшую знать «наперсниками разврата». Лермонтов узнал о трусливой позиции правительства, распорядившегося тайно похоронить Пушкина, запретившего упоминать о его гибели в печати. По свидетельству П. П. Семенова-Тян-Шанского, Лермонтов побывал у гроба Пушкина в доме поэта на набережной Мойки (это могло быть только 29 янв.). Даже самые близкие друзья покойного до 10—11 февр. не знали о важнейших эпизодах его семейной драмы: оберегая репутацию Натальи Николаевны, Пушкин скрывал многие факты. Это выясняется из писем П. А. Вяземского и др. материалов (см.: Абрамович С. А. Письма П. А. Вяземского о гибели поэта. ЛГ. 1987, 28 янв.). В события, предшествующие дуэли, автор «Смерти поэта», видимо, был посвящен лицами из пушкинского круга (возможно, В. Ф. Одоевским, А. И. Тургеневым), сослуживцами по лейб-гвардии гусарскому полку, среди которых было много знакомых Пушкина, а также доктором Н. Ф. Арендтом, посещавшим болевшего в это время Лермонтова. Особо следует сказать о поручике Иване Николаевиче Гончарове (брате Натальи Николаевны). Недавно опубликованное его письмо к брату («Лит. Россия». 1986, 21 нояб.) и сделанные Лермонтовым портретные зарисовки Гончарова 1836—1837 гг. (установлено А. Н. Марковым в 1986 г.), свидетельствуют о товарищеских отношениях между ними. Гончаров участвовал в попытке предотвращения дуэли, был в курсе аудиенции в Аничковом дворце 23 нояб. 1836 г.

По рассказам современников, один из списков стихотворения с надписью «Воззвание к революции» был доставлен царю (Воспоминания. С. 186—187). Николай I в ярости «велел старшему лейб-медику гвардейского корпуса посетить этого господина и удостовериться, не помешан ли он» (Воспоминания. С. 393). 25 февр. 1837 г. последовало высочайшее повеление о ссылке Лермонтова на Кавказ в Нижегородский драгунский полк и о месячном аресте с последующей ссылкой в Олонецкую губернию С. А. Раевского. Стихотворение «Смерть поэта» разошлось по России во множестве списков и создало его автору репутацию смелого вольнодумца и достойного преемника Пушкина. По силе обличительного пафоса оно намного превзошло стихотворения других поэтов об этой трагедии (см.: Федоров А. В. «Смерть поэта» среди других откликов на гибель Пушкина «Рус. литература». 1964, № 3. С. 32—45). Необычен характер лермонтовского стихотворения: сочетание элегического и ораторского начал. Отзвуки пушкинских тем и образов придают особую убедительность позиции Лермонтова как наследника пушкинской музы. Ст. 2. «невольник чести» — цитата из поэмы Пушкина «Кавказский пленник»; ст. 4. «Поникнув гордой головой» — реминисценция стихотворения «Поэт»; в ст. 35 «Как тот певец неведомый, но милый» и далее Лермонтов вспоминает о Владимире Ленском (из «Евгения Онегина»); ст. 39 «Зачем от мирных нег и дружбы простодушной» и след. близки к элегии Пушкина «Андрей Шенье» («Зачем от жизни сей, ленивой и простой, Я ринулся туда, где ужас роковой. »). Концовка стихотворения перекликается с «Моей родословной» Пушкина (характеристика новой знати).

Стихотворения Блока, Есенина, Лермонтова и других поэтов, посвященные России.

Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые,-
Как слезы первые любви!

Тебя жалеть я не умею
И крест свой бережно несу.
Какому хочешь чародею
Отдай разбойную красу!

Пускай заманит и обманет,-
Не пропадешь, не сгинешь ты,
И лишь забота затуманит
Твои прекрасные черты.

Ну что ж? Одно заботой боле —
Одной слезой река шумней
А ты все та же — лес, да поле,
Да плат узорный до бровей.

И невозможное возможно,
Дорога долгая легка,
Когда блеснет в дали дорожной
Мгновенный взор из-под платка,
Когда звенит тоской острожной
Глухая песня ямщика.

Ты свитку внимала немливо,
Как взрослым внимает дитя,
И подлая тайная сила
Тебе наблюдала хотя.

Россия, Россия, великая сила,
Великая сила, бездонная Русь,
В Россию, в Россию всем сердцем влюблен я
И с нею останусь навеки, клянусь!

Ты в погудке дождей и бед —
То ж, что Гомер в гекзаметре.
Дай мне руку — на весь тот свет!
Здесь мои — обе заняты.

По голубой долине,
Меж телок и коров,
Идет в златой ряднине
Твой Алексей Кольцов.

В руках — краюха хлеба,
Уста — вишневый сок.
И вызвездило небо
Пастушеский рожок.

За ним, с снегов и ветра,
Из монастырских врат,
Идет, одетый светом,
Его середний брат.

От Вытегры до Шуи
Он избродил весь край
И выбрал кличку — Клюев,
Смиренный Миколай.

Монашьи мудр и ласков,
Он весь в резьбе молвы,
И тихо сходит пасха
С бескудрой головы.

А там, за взгорьем смолым,
Иду, тропу тая,
Кудрявый и веселый,
Такой разбойный я.

Долга, крута дорога,
Несчетны склоны гор;
Но даже с тайной бога
Веду я тайно спор.

Сшибаю камнем месяц
И на немую дрожь
Бросаю, в небо свесясь,
Из голенища нож.

За мной незримым роем
Идет кольцо других,
И далеко по селам
Звенит их бойкий стих.

Из трав мы вяжем книги,
Слова трясем с двух пол.
И сродник наш, Чапыгин,
Певуч, как снег и дол.

Сокройся, сгинь ты, племя
Смердящих снов и дум!
На каменное темя
Несем мы звездный шум.

Довольно гнить и ноять,
И славить взлетом гнусь —
Уж смыла, стерла деготь
Воспрянувшая Русь.

Уж повела крылами
Ее немая крепь!
С иными именами
Встает иная степь.

Мы все по-разному
Судьбой своей оплаканы.
Кто крепость знал,
Кому Сибирь знакома.
Знать, потому теперь
Попы и дьяконы
О здравье молятся
Всех членов Совнаркома.

И потому крестьянин
С водки штофа,
Рассказывая сродникам своим,
Глядит на Маркса,
Как на Саваофа,
Пуская Ленину
В глаза табачный дым.

Ирония судьбы!
Мы все острощены.
Над старым твёрдо
Вставлен крепкий кол.
Но всё ж у нас
Монашеские общины
С «аминем» ставят
Каждый протокол.

И говорят,
Забыв о днях опасных:
«Уж как мы их.
Не в пух, а прямо в прах.
Пятнадцать штук я сам
Зарезал красных,
Да столько ж каждый,
Всякий наш монах».

Россия-мать!
Прости меня,
Прости!
Но эту дикость, подлую и злую,
Я на своём недлительном пути
Не приголублю
И не поцелую.

У них жилища есть,
У них есть хлеб,
Они с молитвами
И благостны и сыты.
Но есть на этой
Горестной земле,
Что всеми добрыми
И злыми позабыты.

Мальчишки лет семи-восьми
Снуют средь штатов без призора.
Бестелыми корявыми костьми
Они нам знак
Тяжёлого укора.
Товарищи, сегодня в горе я,
Проснулась боль в угасшем скандалисте.
Мне вспомнилась
Печальная история —
История об Оливере Твисте.

Я тоже рос,
Несчастный и худой,
Средь жидких,
Тягостных рассветов.
Но если б встали все
Мальчишки чередой,
То были б тысячи
Прекраснейших поэтов.

В них Пушкин,
Лермонтов,
Кольцов,
И наш Некрасов в них,
В них я,
В них даже Троцкий,
Ленин и Бухарин.
Не потому ль мой грустью
Веет стих,
Глядя на их
Невымытые хари.

Я знаю будущее.
Это их.
Их календарь.
И вся земная слава.
Не потому ль
Мой горький, буйный стих
Для всех других —
Как смертная отрава.

Я только им пою,
Ночующим в котлах,
Пою для них,
Кто спит порой в сортире.
О, пусть они
Хотя б прочтут в стихах,
Что есть за них
Обиженные в мире.

Друзья! Друзья!
Какой раскол в стране,
Какая грусть в кипении весёлом!
Знать, оттого так хочется и мне,
Задрав штаны,
Бежать за комсомолом.

Я уходящих в грусти не виню,
Ну где же старикам
За юношами гнаться?
Они несжатой рожью на корню
Остались догнивать и осыпаться.

И я, я сам,
Не молодой, не старый,
Для времени навозом обречён.
Не потому ль кабацкий звон гитары
Мне навевает сладкий сон?

Гитара милая,
Звени, звени!
Сыграй, цыганка, что-нибудь такое,
Чтоб я забыл отравленные дни,
Не знавшие ни ласки, ни покоя.

Советскую я власть виню,
И потому я на неё в обиде,
Что юность светлую мою
В борьбе других я не увидел.

Что видел я?
Я видел только бой
Да вместо песен
Слышал канонаду.
Не потому ли с жёлтой головой
Я по планете бегал до упаду?

Но всё ж я счастлив.
В сонме бурь
Неповторимые я вынес впечатленья.
Вихрь нарядил мою судьбу
В золототканое цветенье.

Я человек не новый!
Что скрывать?
Остался в прошлом я одной ногою,
Стремясь догнать стальную рать,
Скольжу и падаю другою.

Но есть иные люди.
Те
Ещё несчастней и забытей.
Они, как отрубь в решете,
Средь непонятных им событий.

Я знаю их
И подсмотрел:
Глаза печальнее коровьих.
Средь человечьих мирных дел,
Как пруд, заплесневела кровь их.

Кто бросит камень в этот пруд?
Не троньте!
Будет запах смрада.
Они в самих себе умрут,
Истлеют падью листопада.

А есть другие люди,
Те, что верят,
Что тянут в будущее робкий взгляд.
Почесывая зад и перед,
Они о новой жизни говорят.

Я слушаю. Я в памяти смотрю,
О чём крестьянская судачит оголь.
«С Советской властью жить нам по нутрю.
Теперь бы ситцу. Да гвоздей немного. «

Как мало надо этим брадачам,
Чья жизнь в сплошном
Картофеле и хлебе.
Чего же я ругаюсь по ночам
На неудачный, горький жребий?

Я тем завидую,
Кто жизнь провёл в бою,
Кто защищал великую идею.
А я, сгубивший молодость свою,
Воспоминаний даже не имею.

Какой скандал!
Какой большой скандал!
Я очутился в узком промежутке.
Ведь я мог дать
Не то, что дал,
Что мне давалось ради шутки.

Гитара милая,
Звени, звени!
Сыграй, цыганка, что-нибудь такое,
Чтоб я забыл отравленные дни,
Не знавшие ни ласки, ни покоя.

Я знаю, грусть не утопить в вине,
Не вылечить души
Пустыней и отколом.
Знать, оттого так хочется и мне,
Задрав штаны,
Бежать за комсомолом.

Конспект литературно-музыкальной композиции, посвященной 200-летнему юбилею со дня рождения Михаила Юрьевича Лермонтова для детей старшего дошкольного возраста
«Белеет парус одинокий»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Цель: освоение поэтического наследия М.Ю. Лермонтова.

Задачи:

Образовательные: знакомство с годами жизни и творчеством выдающегося русского поэта М. Ю. Лермонтова.

Развивающие:развитие музыкальных и творческих способностей детей на поэтических произведениях М. Ю. Лермонтова, имеющих подлинную художественную ценность с помощью различных видов музыкальной и творческой деятельности.

Воспитывающие: воспитание эмоционально – ценностного отношения к поэтическому искусству своего народа; воспитание у детей интерес к творческому процессу, чувство самореализации и востребованности в обществе.

Оборудование и материал: портрет М.Ю. Лермонтова (в детские годы и взрослого) иллюстрации и фотографии, отражающие жизнь и творчество поэта, иллюстрации картин М.Ю. Лермонтова «Воспоминание о Кавказе», «Тифлис», «Автопортрет», проектор, аудиоаппаратура, музыкальные композиции на стихотворения М.Ю. Лермонтова «Казачья колыбельная песня», «Парус», «Молитва», «Тучки небесные», «Выхожу один я на дорогу».

Предварительная работа: беседы о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова, рассматривание иллюстраций и фотографий «Тарханы», «Кавказ», чтение и заучивание наизусть стихотворений «Тучи», «Белеет парус…», «Утес», «Осень», отрывка из стихотворения «Бородино».

Педагог приглашает детей рассмотреть выставку фотографий о жизни и творчестве поэта М.Ю. Лермонтова.

15 октября 2014 года исполнилось 200 лет со дня рождения выдающегося поэта М.Ю. Лермонтова. Наш литературный музыкальный вечер посвящен его памяти.

Михаил Юрьевич Лермонтов родился 15 октября 1814 г. в Москве. Отец – Юрий Петрович Лермонтов носил чин капитана. Он происходил из старинного шотландского рода. Мать – Марья Михайловна происходила из старинного и богатого рода Столыпиных.

Мамы у поэта не стало, когда малышу еще не исполнилось и 3 года, но он хорошо запомнил колыбельные песни, которые она ему пела у колыбели. Лермонтов вспоминал: «Когда я был трех лет, то была песня, от которой я плакал, ее не могу вспомнить, но уверен, что если б услыхал ее, она бы произвела прежнее действие. Ее певала мне покойная мать».

Прослушивание музыкальной композиции «Казачья колыбельная песня».

Вероятно, смутные воспоминания о звуках материнской песни, которая не раз звучала над его колыбелью, навеяли строки стихотворения «Ангел».

По небу полуночи ангел летел
И тихую песню он пел;
И месяц и звезды, и тучи толпой
Внимали той песне святой.
Он пел о блаженстве безгрешных духов
Под пущами райских садов;
О Боге великом он пел, и хвала
Его непритворна была.
Он душу младую в объятиях нес
Для мира печали и слез;
И звук его песни в душе молодой
Остался – без слов, но живой.
И долго на свете томилась она,
Желанием чудным полна;
И звуков небес заменить не могли
Ей скучные песни земли.

Воспитывала Михаила Юрьевича его бабушка Елизавета Алексеевна в своем родовом поместье «Тарханы» Пензенской губернии. Мальчик не остался с папой, так как, его отец был беден, и жалование капитана не позволяло дать сыну хорошее образование. Елизавета Алексеевна окружила внука заботой и лаской, не жалея средств на развитие многообразных талантов Михаила.

Рассматривание фотографий усадьбы «Тарханы».

С детских лет Михаил Юрьевич писал стихи, рисовал, увлекался музыкой, в совершенстве овладел французским и немецким языками. Но семейная драма наложила свой отпечаток на характер поэта. Сердце мальчика разрывалось между доброй бабушкой и любимым отцом. Эти чувства Лермонтов выразил в стихах.

Ужасная судьба отца и сына –
Жить разно и в разлуке умереть…
Но ты простишь мне! Я ль виновен в том,
Что люди угасить в душе моей хотели
Огонь Божественный, от самой колыбели
Горевший в ней, оправданный творцом?

В детстве Лермонтов много болел. Тяжелый недуг надолго приковывал его к постели, приучал к задумчивости и одиночеству. Тогда Елизавета Алексеевна уехала с внуком для лечения на Кавказ. И еще несколько раз они туда возвращались. Эти поездки принесли Лермонтову столько впечатлений: незабываемы была его поездка на лошадях через всю Россию и пребывание на Кавказе. Все, что видел мальчик в дороге — родные просторы России, природа Кавказа- навсегда запомнились и нашли свое отражение в будущем творчестве поэта. На Кавказе он впервые увидел снежные вершины гор, бьющие на Машуке серные источники, степь на десятки верст, бурные и быстрые реки.

Чтение отрывка из стихотворения «Кавказ».

Хотя я судьбой на заре моих дней,
О южные горы, отторгнут от вас,
Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз:
Как сладкую песню отчизны моей,
Люблю я Кавказ.

Природа наделила поэта великими способностями. Он был удивительно музыкален — играл на скрипке, фортепиано, пел и сочинял музыку на свои собственные стихи.

Обдумывая стихотворные строки, Лермонтов любил рисовать и по свидетельству его родственника Лермонтов начал рисовать едва ли не раньше, чем писать стихи. И, если бы он занимался профессионально живописью, то мог бы стать настоящим художником.

Рассматривание иллюстраций картин, написанных М.Ю. Лермонтовым.

Когда Михаил Лермонтов окончил Московскую юнкерскую школу и впервые надел офицерский костюм, бабушка заказала художнику парадный портрет внука.

Рассматривание фотографии М.Ю. Лермонтова в офицерском костюме.

На нем мы видим гвардейца с правильными чертами лица: высокий лоб, строгие карие глаза, прямой правильный нос, щегольские усики над пухлыми губами. Печально-взволнованные глаза передают его задумчивое, часто грустное настроение.

Со временем Лермонтов уезжает в Петербург и однажды, бродя по берегу Финского залива, он пишет стихотворение «Парус» Образы бури, моря и паруса характерны для ранней лирики Лермонтова, где свобода поэтически связывается с одиночеством, мятежными стихиями.

«Парус»

Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом.
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном.
Играют волны — ветер свищет,
И мачта гнется и скрипит.
Увы, — он счастия не ищет
И не от счастия бежит!
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой.
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!

После чтения стихотворения М. Ю. Лермонтова исполняется музыкальная композиция по мотивам стихотворения «Белеет парус…» (дети изображают волны моря и одинокий парусник, плывущий по волнам).

Самым любимым поэтом для Лермонтова был А. С. Пушкин. Они были дружны. Однако на дуэли Пушкин был смертельно ранен. На следующий день М.Ю. Лермонтов опечаленный таким известием, написал стихотворение «Смерть поэта»

Чтение отрывка из стихотворения «Смерть поэта»

Погиб поэт! – невольник чести –
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой.
Не вынесла душа поэта
Позора мелочных обид,
Восстал он против мнений света
Один, как прежде…и убит!

За строки этого стихотворения поэт был арестован. Под арестом к нему пускали только его камердинера, приносившего обед. Лермонтов велел заворачивать хлеб в серую бумагу и на этих клочках с помощью сажи и спички написал несколько стихотворений. В числе которых «Молитва»

Прослушивание музыкальной композиции «Молитва.

Направляясь в свою первую ссылку, он на месяц задержался в Москве, которая готовилась к большому торжеству — 25-летию Бородинского сражения. Поэт пишет стихотворение «Бородино»

Инсценировка отрывка из стихотворенья «Бородино».

1 ребенок.

«Скажи-ка, дядя, ведь не даром

Москва, спаленная пожаром,

2 ребенок.

Ведь были ж схватки боевые?

Да, говорят, еще какие!

Не даром помнит вся Россия

Про день Бородина! »

3 ребенок.

Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

Богатыри — не вы!

Плохая им досталась доля:

Не многие вернулись с поля.

Не будь на то господня воля (крестится)

Не отдали б Москвы!

Все:

Умремте ж под Москвой,

Как наши братья умирали!

И умереть мы обещали,

И клятву верности сдержали

Мы в бородинский бой.

Мальчики исполняют марш. Построение в шеренгу.

Дети:

Клянемся мы героям быть первыми во всем,

Их славу не уроним и дальше пронесем.

Клянемся, клянемся, клянемся.

Стихи Лермонтова по сей день зажигают душу стремлением к добру, к красоте и жизни. Хотя они и полны грусти, за этой грустью жила его любовь к Родине.

Дети читают стихотворения Лермонтова о природе.

Осень

Листья в поле пожелтели,

И кружатся и летят;

Лишь в бору поникши ели

Зелень мрачную хранят.

Под нависшею скалою

Уж не любит, меж цветов,

Пахарь отдыхать порою

От полуденных трудов.

Зверь, отважный, поневоле

Скрыться где-нибудь спешит.

Ночью месяц тускл, и поле

Сквозь туман лишь серебрит.

Зеленой сетью трав подернут спящий пруд,

А за прудом село дымится — и встают

Вдали туманы над полями.

В аллею темную вхожу я; сквозь кусты

Глядит вечерний луч, и желтые листы

Шумят под робкими шагами.

После участия в боевых действиях на Кавказе Лермонтов уезжает в отпуск в Санкт-Петербург. По окончании отпуска Михаил Юрьевич навсегда покидает Петербург. Перед отъездом он написал стихотворение «Тучи». Когда поэт прочел это стихотворение при прощании с друзьями, глаза были полны слез. Он чувствовал, что больше сюда не вернется. Лермонтов возвращается на Кавказ и живет в Пятигорске.

Дети читают стихотворение «Тучи»

Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.
Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная? Злоба ль открытая?
Или на вас тяготит преступление?
Или друзей клевета ядовитая?
Нет, вам наскучили нивы бесплодные…
Чужды вам страсти и чужды страдания;
Вечно холодные, вечно свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания.

На слова этого стихотворения была написана музыка.

Прослушивание музыкальной композиции «Тучки небесные».

Следующее стихотворение, которое нам сейчас прочитают, было написано Михаилом Юрьевичем в Пятигорске и это одно из последних его стихотворений.

«Утёс»

Ночевала тучка золотая

На груди утеса-великана;

Утром в путь она умчалась рано,

По лазури весело играя;

Но остался влажный след в морщине

Старого утеса. Одиноко

Он стоит, задумался глубоко

И тихонько плачет он в пустыне.

В предчувствии роковых событий Лермонтов пишет стихотворение «Выхожу один я на дорогу».

Прослушивание музыкальной композиции «Выхожу один я на дорогу».

Трагические события произошли 13 июля 1841 года. Лермонтова вызвал на дуэль молодой офицер Мартынов. Дуэль состоялась 15 июля, где Лермонтов был смертельно ранен.Михаил Юрьевич был похоронен на Пятигорском кладбище. Позднее по просьбе бабушки поэт был перезахоронен в Тарханах в фамильном склепе.

Вот так печально закончилась жизнь и творчество выдающегося поэта, музыканта, художника М.Ю. Лермонтова. Сколько замечательных художественных произведений он создал за свою непродолжительную жизнь. И память об этом великом и талантливом человеке мы будем хранить вечно!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: