Стихи о тарусе цветаевой

:: Марина Ивановна Цветаева ::

ГЛАВНАЯ >> Биографии писателей и поэтов >> Марина Ивановна Цветаева

Марина Ивановна Цветаева родилась в Москве 26 сентября 1892 года. По происхождению, семейным связям, воспитанию она принадлежала к трудовой научно-художественной интеллигенции. Отец ее — сын бедного сельского попа, уроженец села Талицы Владимирской губернии — вырос в таких «достатках», что до двенадцати лет сапог в глаза не видал. Трудом и талантом Иван Владимирович Цветаев пробил себе дорогу в жизни, стал известным филологом и искусствоведом, профессором Московского университета, директором Румянцевского музея и основателем Музея изящных искусств (ныне Музей имени Пушкина, у подъезда которого прибита мемориальная доска в честь И.В.Цветаева). Он умер в 1913 году. Мать — из обрусевшей польско-немецкой семьи, натура художественно одаренная, музыкантша, ученица Рубинштейна. Она скончалась рано (в 1906 году), но, по словам дочери, успела оказать на нее «главенствующее влияние»: «Музыка, природа, стихи, Германия. Одна против всех».

Детство, юность и молодость Марины Цветаевой прошли в Москве и в тихой подмосковной (калужской) Тарусе, отчасти — за границей (Италия, Швейцария, Германия, Франция). Училась она много, но, по семейным обстоятельствам, довольно бессистемно: совсем маленькой девочкой — в музыкальной школе, потом — в католических пансионах в Лозане и Фрейнбурге, в ялтинской женской гимназии, в московских частных пансионах. Окончила в Москве семь классов частной гимназии Брюхоненко (из 8-го класса вышла). В возрасте шестнадцати лет, совершив самостоятельную поездку в Париж, прослушала в Сорбонне сокращенный курс истории старофранцузской литературы.

Стихи Цветаева начала писать с шести лет (не только по-русски, но и по-французски и по-немецки), печататься — с шестнадцати, а два года спустя, в 1910 году, еще не сняв гимназической формы, тайком от семьи, выпустила довольно объемный сборник — «Вечерний альбом» . Изданный в количестве всего 500 экземпляров, он не затерялся в потоке стихотворных новинок, затоплявшем тогда прилавки книжных магазинов. Его заметили и одобрили такие влиятельные и взыскательные критики, как В.Брюсов, Н.Гумилев, М.Волошин. Были и другие сочувственные отзывы.

Стихи юной Цветаевой были еще очень незрелы, но подкупали талантливостью, известным своеобразием и непосредственностью. Но этом сошлись все рецензенты. Брюсов противопоставил Цветаеву другому тогдашнему дебютанту — Илье Эренбургу. Строгий Брюсов особенно похвалил Цветаеву за то, что она безбоязненно вводит в поэзию «повседневность», «Непосредственные черты жизни», предостерегая ее, впрочем, от опасности впасть в «домашность» и разменять свои темы на «милые пустяки». Отзыв Гумилева был еще благосклоннее: «Марина Цветаева внутренне талантлива, внутренне своеобразна. Многое ново в этой книге: нова смелая (иногда чрезмерно) интимность; новы темы, например детская влюбленность; ново непосредственное, бездумное любование пустяками жизни. «.

Особенно поддержал Цветаеву при вхождении ее в литературу Максимилиан Волошин, с которым она вскоре, несмотря на большую разницу в возрасте, подружилась. Вслед за «Вечерним альбомом» появилось еще два стихотворных сборника Цветаевой: «Волшебный фонарь» (1912) и «Из двух книг» (1913), — оба под маркой издательства «Оле-Лукойе», домашнего предприятия Сергея Эфрона, друга юности Цветаевой, за которого в 1912 году она вышла замуж.

В это время Цветаева — «великолепная и победоносная» — жила уже очень напряженной душевной жизнью. Устойчивый быт уютного дома в одном из старомосковских переулков, неторопливые будни профессорской семьи — все это было внешностью, под которой уже зашевелился «хаос» настоящей, не детской поэзии. Жизнелюбие Марины Цветаевой воплощалось прежде всего в любви к России и к русской речи. Но как раз при встрече с родиной поэта постигла жестокая и непоправимая беда.

Годы первой мировой войны, революции и гражданской войны были временем стремительного творческого роста Цветаевой. Она жила в Москве, много писала, но печатала мало, и знали ее только завзятые любители поэзии. С писательской средой сколько-нибудь прочных связей у нее не установилось. В январе 1916 года она съездила в Петроград, где встретилась с М.Кузминым, Ф.Сологубом и С.Есениным и ненадолго подружилась с О.Мандельштамом. Позже, уже в советские годы, изредка встречалась с Пастернаком и Маяковским, дружила со стариком Бальмонтом. Блока видела дважды, но подойти к нему не решилась.

Октябрьской революции Марина Цветаева не поняла и не приняла. В литературном мире Цветаева по-прежнему держалась особняком. С настоящими советскими писателями контакта почти не имела, но и сторонилась той пестрой буржуазно-декадентской среды, которая еще задавала тон в литературных клубах и кафе. Советская власть великодушно не замечала фрондерства в стихах поэтессы, уделила Цветаевой из своих скудных запасов паек, печатала ее книжки в Государственном издательстве («Вёрсты», «Царь-Девица»), а в мае 1922 года разрешила ей с дочерью Ариадной уехать за границу — к мужу, который был белым офицером, пережил разгром Деникина и Врангеля, а к тому времени стал пражским студентом.

За рубежом Цветаева жила сперва в Берлине (недолго), потом три года — в Праге; в ноябре 1925 года перебралась в Париж. Жизнь была эмигрантская, трудная, нищая. В самих столицах жить было не по средствам, приходилось селиться в пригородах или ближайших деревнях. Пейзажи этих и других мест отразились в произведениях Цветаевой («Поэма Горы», «Поэма Конца», многие стихи), причем очень конкретно. Поначалу белая эмиграция приняла Цветаеву как свою. Ее охотно печатали и хвалили. Но вскоре же картина существенно изменилась.

Прежде всего, для самой Цветаевой наступило жестокое отрезвление. Действительность не оставила камня на камне от мифа о «русской Вандее». Муж Цветаевой, С.Я.Эфрон, прошедший с белой армией весь ее бесславный и преступный путь, повинуясь голосу чести и совести, коренным образом пересмотрел свои взгляды. Он рассказал Цветаевой правду о «белом движении», и она не могла не признать этой суровой правды. Знаменательно, что политические темы, которым Цветаева отдала щедрую дань в стихах 1917-1921 гг., постепенно выветриваются из ее творчества эмигрантского периода. Характерен и такой факт: Цветаева вывезла с собой из Советской России рукопись целого сборника стихов ( «Лебединый стан» ), посвященных «русской Вандее»; убедившись, что за всем, о чем она здесь писала, не стояло ни исторической, ни человеческой правды, она так и не напечатала эту книжку, несмотря на многочисленные и настоятельные предложения.

Постепенно связи Цветаевой с белой эмиграцией все более ослабевают и наконец почти рвутся. Ее печатают все меньше и меньше. Она пишет очень много, но написанное годами не попадает в печать или вообще остается в столе автора. Если в 1922-1923 гг. ей удалось издать за рубежом пять книжек, то в 1924 году — уже только одну, а потом наступает перерыв до 1928 года, когда вышел в свет последний прижизненный сборник Цветаевой «После России» , включающий стихи 1922-1925 гг. Большие ее вещи — «Поэма Горы» , «Поэма Конца» , «Крысолов» , «Поэма Лестницы» , «С моря» , «Попытка Комнаты» , «Новогоднее» , «Поэма Воздуха» , драмы «Метель» , «Фортуна» , «Конец Казановы» ( «Феникс» ), «Приключение» , «Тезей» ( «Ариадна» ), «Федра» — затеривались на страницах малотиражных журналов и альманахов.

Поэзия Цветаевой была монументальной, мужественной и трагической. Мелководье эмигрантской литературы было ей по ступню. Она думала и писала только о большом — о жизни и смерти, о любви и искусстве, о Пушкине и Гёте. Независимость Цветаевой, ее смелые эксперименты со стихом, самый дух и направление ее творчества раздражали и восстанавливали против нее большинство эмигрантских литераторов. Один из них — критик, считавшийся арбитром вкуса, без обиняков говорил в печати о «нашем не сочувствии» к поэзии Цветаевой, об ее «полной, глубокой и бесповоротной для нас неприемлемости».

В творчестве Цветаевой все более крепнут сатирические ноты. Чего стоит одна «Хвала богатым!». В этом же ряду стоят такие сильные стихотворения, как «Поэма Заставы», «Поезд», «Полотерская», «Ода пешему ходу», стихи из цикла «Стол», «Никуда не уехали. «, «Читатели газет», отдельные строфы «Поэмы Горы», в которых струится поистине обжигающая «лава ненависти» к жалкому «царству моллюсков», и, конечно, целиком — такие яростно антимещанские, антибуржуазные вещи, как «Крысолов» и «Поэма Лестницы».

Важное значение для понимания позиции Цветаевой, которую заняла она к 30-м годам, имеет цикл «Стихи к сыну» (1932). Здесь она во весь голос говорит о Советском Союзе как о новом мире новых людей, как о стране совершенно особого склада и особой судьбы, неудержимо рвущейся вперед — в будущее. Во тьме дичающего старого мира самый звук СССР звучит для поэта как призыв к спасению и весть надежды.

Личная драма Цветаевой переплелась с трагедией века. Она увидела звериный оскал фашизма — и успела проклясть его. Победа гитлеризма в Германии, гибель Испанской республики, мюнхенская измена — все это вызвало в душе Цветаевой страстный протест. Близкие ей люди — муж и дочь — уехали в Советский Союз. Марина Ивановна с сыном готовились к отъезду. Последнее, что Цветаева написала в эмиграции, — цикл гневных антифашистских стихов о растоптанной Чехословакии, которую она нежно и преданно любила (эти стихи ей уже негде было печатать).

Таруса

Прогулка по Серебряному веку

Таруса – удивительный уголок России, расположенный в 130 км к югу от Москвы, на высоком берегу Оки в месте впадения реки Таруска.

С Тарусой связаны художник Василий Поленов, поэт Марина Цветаева, писатель Константин Паустовский, музыкант Святослав Рихтер, генерал Михаил Ефремов.

В Тарусе в разное время жили и творили, например:
— художники Виктор Борисов-Мусатов, Николай Крымов, Василий Ватагин.
— поэты Николай Заболоцкий и Белла Ахмадулина.
— режиссер Андрей Тарковский.

Этот список можно еще пополнить десятками имен.

В Тарусе снято более десятка фильмов, среди них такие известные как «Верные друзья», Фома Гордеев».

В чем сила притяжения Тарусы?

В Тарусу мы пришли в субботу 1 октября 2011 г. на исходе дня из Поленово.

Таруса салютовала нам на противоположном берегу Оки заходом солнца.

Уходящее солнце подсвечивало облака, и Таруса светилась фиолетово-сиреневым-розовым светом.

После захода солнца собор святого Петра и Павла выглядел особенно торжественно.

Благодаря семейной транспортной компании «Юрий и Роман» на катере перебрались с поленовского на тарусский берег.

Переночевали в Тарусе в доме у одного доброго человека, за что ему большое-пребольшое спасибо!

Утром 2 октября 2011 г. в воскресение встали и отправились ходить по Тарусе.

Погодка выдалась, мрачнее не придумаешь. Пасмурно, постоянные заряды дождя.

Прежде чем отправиться в прогулку по Тарусе, составим план.

Самый подробная план — карта Тарусы и ближайших окрестностей приведена здесь >>>
Карта Тарусы с туристического буклета приведена здесь >>>
План города Таруса и окрестностей из буклета краеведческого музея приведена здесь >>>

Итак, начинаем прогулку.

Переходим через Игумнов овраг и забираемся на Воскресенскую гору полюбоваться на церковь Воскресения Христова.

Перед церковью на вершине Воскресенской горы на берегу Оки стоит большой каменный поклонный крест.

От церкви Воскресения Христова пошли на Мусатовский косогор на могилу художника Виктора Борисова-Мусатова.

Борисов-Мусатов Виктор Эльпидифорович.
Автопортрет. 1904-1905.
Источник — www.art-catalog.ru

Виктор Борисов-Мусатов (1870-1905) один из самых тонких русских художников.

К сожалению, Виктор Борисов-Мусатов пожил немного.

Через несколько лет на могиле Борисов-Мусатова было установлено гранитное надгробие «Уснувший мальчик», выполненное его другом, скульптором Александром Матвеевым. Так он хотел подчеркнуть молодость ушедшего из жизни художника.

С Мусатовского косогора спускаемся к месту, где хотела бы остаться навсегда Марина Цветаева.

Видимо, Марине Цветаевой запал в душу вид на Оку в этом месте Тарусы.

Рядом еще одна достопримечательность Тарусы – дерево желаний.

Отсюда идем в центр к памятнику Марине Цветаевой. Она как раз смотрит на «свою» сторону Тарусы, «Долину грез», где когда-то у Цветаевых была дача.

Сейчас в центре Тарусы у собора святого Петра и Павла малолюдно.

А когда-то кипела жизнь.

Вот уникальная фотография Василия Поленова с женой на ярмарке в Тарусе в 1909 году.

Из центра Тарусы пойдем в гости к Константину Паустовскому.

Константин Георгиевич Паустовский — полузабытый сейчас писатель.

Жаль, ведь Паустовский был номинирован на Нобелевскую премию по литературе в 1965 г.

Сама Марлен Дитрих стояла перед Паустовским на коленях и целовала ему руку за его рассказ «Телеграмма».

К.Г. Паустовский с сыном Алешей и
последней женой Татьяной Алексеевной.
Источник — paustovskiy.niv.ru

В Тарусе Константин Паустовский жил с третьей женой Татьяной Алекссевной.

Константин Паустовский с Татьяной Алекссевной купили в Тарусе полдома. Это удивляет.
Ведь могли и целый дом купить.

Однако когда увидишь это место, все понимаешь — место совершенно уникальное.

К «полдому» К.Г. Паустовского ведет простая деревенская дорога.

У каждой половины дома свой двор.

Половина дома К.Г. Паустовского стоит на обрывистом берегу Таруски, до реки меньше 100 метров.

На Таруске у К.Г. Паустовского была лодка, на которой он отправлялся рыбачить по Таруске и Оке.

Татьяна Алексеевна очень любила цветы. Поэтому усадьба К.Г. Паустовского в Тарусе выглядит как волшебный сад.

Получив известность, К.Г. Паустовский много путешествовал и жил во Франции и Италии.

У него были все основания утверждать:
«Всю нарядность Неаполитанского залива с его пиршеством красок я отдам за мокрый от дождя ивовый куст на песчаном берегу Оки или за извилистую речонку Таруску — на ее скромных берегах я теперь часто и подолгу живу.»

Вот так выглядит Таруска напротив дома Паустовского.

Умер К.Г. Паустовский в Москве, но завещал себя похоронить на кладбище в Тарусе на высоком холме на берегу Таруски.

Могила К.Г. Паустовского находится совсем близко от его дома в Тарусе.

Вместо памятника на могиле К.Г. Паустовского в Тарусе — простой гранитный камень с деревянным крестом.

Рядом похоронены его жена Татьяна Алексеевна и сын Алексей, очень рано, в 25 лет, ушедший из жизни.

Возможно, главный секрет обаяния Тарусы заключается в том, что она расположена на холмах, пересеченными глубокими оврагами.

Самый центральный и глубокий овраг Тарусы имеет забавное название «Посерка», потому что разрезает город посредине.

В Тарусе возникает полное ощущение, что она расположена в горах.

Говорим «город» Таруса, а на самом деле – это большая деревня.

От подпертых заборов на душе становится особенно привольно.

Поэт Николай Заболоцкий жил в самом простом деревенском доме.

Как никто другой, Николай Заболоцкий выразил провинциальную суть Тарусы в стихотворении «Городок», из которого получилась популярная песенка.

Прослушать песенку Городок (Таруса) на стихи Николая Заболоцкого:
Борис Гребенщиков и Андрей Макаревич — Таруса

В Тарусе есть два потрясающих старинных дома с мезонинами 19 века.

Это дом писателей А.К. Виноградова и Н.В. Богданова.

И дом семьи Добротворских, с которыми была дружна семья Цветаевых.

Дома в Тарусе – загляденье.

Многим домам в Тарусе больше ста лет. Сколько они видели: крушение царской империи, беспредел гражданской войны, нашествие немцев … Сколько могли бы рассказать. Но они молчат, скрывая свои тайны.

Многие дома в Тарусе утопают в садах, кустах сирени, обвиты плющем.

Свой дом, своя земля при любой власти дают пространство личной свободы.

Набродившись по улочкам Тарусы, возвращаемся к собору святого Петра и Павла.

Недалеко от него в самом центре Тарусы стоит замечательный памятник, о котором пока еще нет упоминания практически ни в одном путеводителе, как в Интернете, так и в бумажной туристической карте-схеме.

Надо восполнить этот пробел.

Речь идет о памятнике уроженцу Тарусы генералу Михаилу Григорьевичу Ефремову.

На монументе надпись «НЕ ПРЕДАВШЕМУ РОДИНУ И СОЛДАТ».

За этой надписью скрывается история Героя времен античности, за ним скрывается необыкновенная история любви.

Михаил Григорьевич Ефремов был талантливым военноначальником.

Именно ему было поручено командовать 33 армией в самое тяжелое время обороны Москвы.
Он возглавил одно из первых наступлений и под его руководством были освобождены Наро-Фоминск, Боровск и Верея.

В начале 1942 года измотанная и обескровленная 33 армия получила внезапный приказ наступать на Вязьму.

Стратегические просчеты высшего руководства, изнурительные бои, нехватка продовольствия и практически полное отсутствие боеприпасов привели к окружению.

Поняв катастрофичность положения, Сталин прислал за М.Г. Ефремовым личный самолёт. Генерал отказался покидать своих солдат, отправив на самолете боевые знамена своей армии.

Вместе с раненым генералом осталась и его жена Елизавета Васильевна, служившая мединструктором.

19 апреля 1942 года в бою командарм М. Г. Ефремов, был тяжело ранен (получив три ранения) и, не желая попасть в плен, когда обстановка стала критической, вызвал свою жену, и застрелил её и себя.

Немцы, потрясенные мужеством командарма, похоронили его с воинскими почестями в селе Слободка 19 апреля 1942 года.

Немецкий генерал приказал выставить пленных из армии Ефремова перед немецкими солдатами и сказал: «сражайтесь за Германию так, как сражался Ефремов за Россию».

Автор памятника – известный скульптор Александр Дмитриевич Казачок. На открытии памятника он поведал почти мистическую историю создания бюста.

Остановившись поначалу на варианте «парадного» памятника – генерал и в бронзе должен быть генералом, скульптор неожиданно… увидел Ефремова во сне. Усталого, больного, в шапке-ушанке, замотанного шарфом от лютых холодов. Во сне генерал сказал ему: «Делай такого…»

Рядом с 33 армией воевала 2 ударная армия генерала А.А. Власова, который, как известно, сдался в плен, изменил присяге и служил вермахту.

Продолжаем прогулку по Тарусе.

В Тарусе очень интересная картинная галерея.

Уникальный снимок группы Рыжавского: туристы, привыкшие пробираться через лесные завалы, утопать по пояс в болотах, — чинно стоят в галерее. А на их сапоги и трекинговые ботинки так трогательно одеты бахилы.

В галерее проходила выставка художника Вадима Кузьмина.

Очень понравилась картина — «Таруса. Оттепель.»

Прогулка по Тарусе длилась 6 часов и закончилась к 2 часам дня. Кто-то погрузился в автобус сразу до Москвы, а кто-то поехал до Серпухова, чтобы пересесть на электричку до Москвы.

В заключение хотелось бы поблагодарить нашего руководителя Александра Зиброва за организацию и проведение замечательного 2-дневного похода Поленово — Таруса.

© Сергей Странник. 22 октября 2011 г.

Таруса — путеводители, где поесть, как добраться.
Таруса — как добраться — подробное расписание транспортного сообщения Таруса — Москва, Серпухов и так далее.
Таруса — достопримечательности — интересный фотоотчет
Таруса Таруса — достопримечательности — интересный фотоотчет.
Таруса — открытие памятника генералу Ефремову — материалы газеты «Октябрь» 2011 г. № 137-138 (1 1 5 8 5 — 1 1 5 8 6 )
Таруса — переправа на катере через Оку или катер Поленово — Таруса : 8-906-509-8051 (Юрий),
8-960-519-6519 (Роман).

Также смотри материалы летнего похода 11-12 июня 2011 в Тарусу.

Если Вам понравился фоторассказ — подпишитесь на рассылку:

Конспект урока «Таруса в жизни и творчестве М.И. Цветаевой»
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме

Интегрированный урок, посвящённый роли Тарусы в жизни и творчестве М. Цветаевой.

Скачать:

Вложение Размер
dedova_1.zip 1.39 МБ

Предварительный просмотр:

учитель русского языка и литературы

Урок литературы в 11-м классе

Тема урока : «Таруса в жизни и творчестве Марины Цветаевой»

Тип урока : интегрированный

Вид урока : урок изучения нового материала

Цели: 1) образовательная: выяснить роль Тарусы в жизни и творчестве

2) воспитательная: способствовать воспитанию у учащихся чувства любви к родине, родному краю; формирование эстетического вкуса и гуманистического мировоззрения;

3) развивающая: продолжить развитие умения анализировать поэтическое произведение; развивать познавательные способности учащихся, коммуникативные и информационные компетентности.

Формы организации учебной деятельности : выступления учащихся, групповая работа, презентации, беседа, чтение и анализ стихотворений.

1) эпиграф к уроку;

2) сборники стихов М. Цветаевой;

3) распечатанные стихотворения для работы в группах;

4) фрагмент фильма «Таруса в жизни Цветаевой» (ЦОР «Литература 5 – 11 класс. Библиотека электронных наглядных пособий»);

5) презентация «Дом-музей Цветаевых в Тарусе»;

6) Репродукции картин В.Д. Поленова «Ока близ Тарусы», «Ранний снег», «Золотая осень».

7) Букет осенних листьев («Костёр»);

8) Песня на стихи М. Цветаевой в исполнении группы учащихся. (Муз. М. Таривердиева «Мне нравится. »).

1. Слово учителя.

В Тарусе, городе своего детства, Марина Цветаева любила зажигать костры на берегу Оки.

В 1986 году прошёл первый «Костёр» памяти поэта. Потом он был зажжён под Вашингтоном, в Германии. В 2009 году 8 октября (по новому стилю) он был уже 23-м.

Сегодня мы проведём свой Цветаевский костёр. На нём выступят историки, художники, искусствоведы, литературоведы.

В память о Марине Цветаевой прозвучит песня в исполнении приехавших на «Костёр» музыкантов (группа учащихся с гитарой). Музыка М. Таривердиева, стихи Марины Цветаевой «Мне нравится. »

2.Учитель — о теме и цели урока

Тема нашего разговора сегодня — «Таруса в жизни и творчестве М. Цветаевой».

Цель: выяснить, какую роль сыграла Таруса в жизни и творчестве поэта.

Обратимся к эпиграфу:

Родина — это всё. Нет! Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца.

Но есть другие слова. Они принадлежат М. Цветаевой и написаны в эмиграции, в 1934 году:

Тоска по родине! Давно

Мне совершенно всё равно —

Где совершенно одинокой

Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,

И всё — равно, и всё — едино.

— Если остановиться здесь, не дочитать стихотворение до конца, что можно сказать о лирическом герое?

(подчёркивается отторженность от родины, неверие в чувство любви к родине, равнодушие к тому, что окружает. )

— Как объяснить эти слова поэта? Почему они сказаны?

Мы вернёмся к этому стихотворению в конце нашего разговора.

4. Слово предоставляется «Историкам» (выступление учащихся).

Таруса-маленький городок в Калужской области (слайд-карта).

Первое упоминание о городе относится к 964 году. В это время киевский князь Святослав пошёл « на Оку и на Волгу и налезе вятичи». Увидев на берегу строения и людей, князь спросил: «Какой это народ? Какого рода- племени?» «То Рось, то- Рось!» — ответили с берега.

В древности на долю Тарусы выпала судьба ратная. Здесь не раз звучал тревожный клич: «К оружию, русичи, тарусичи!» Не раз звенел булат. Отсюда уходили на Куликовскую битву «хоробрые» тарусские дружинники. В конце 14 века Тарусское княжество присоединилось к Московскому.

Таруса пережила владычество литовцев, нападение татар,

эпидемию чумы, опустошительный пожар. Во время Отечественной войны 1812 года Таруса — ближайший тыловой город, через который русская армия снабжалась снаряжением и продовольствием.

Таруса была расположена за 101-м километром, и поэтому в 1930-х годах туда отправляли после заключения в ссылку «политических». Общество там образовалось интеллектуальное.

В 1941 году город был оккупирован фашистскими войсками, но заметным разрушениям подвергнут не был.

5. «Художники» (выступление учащихся).

С конца 19-го века благодаря своей живописности Таруса стала популярным местом отдыха. В 1890-м году сюда проехало много художников-пейзажистов. Первой волной интеллигенции, приехавшей в Тарусу, были Поленовы, Цветаевы, Борисов — Мусатов, Ватагин, Виноградовы.

Первым «открыл» красоты Тарусы Василий Поленов ( слайд-портрет ). Много лет прожил он на берегу Оки. Поленов нежно любил здешнюю природу, не переставал удивляться её гармонии. Он запечатлел Оку в разные времена года, в различных её состояниях. Его картины — это настоящая летопись жизни реки, полная поэзии и правды.

Таковы его произведения «Ока близ Тарусы» ( слайд — репродукция ), «Ранний снег» (слайд-репродукция), «Золотая осень» ( слайд-репродукция ).

«Как мне хотелось показать Вам нашу Оку, — писал Поленов в 1914 году Константину Коровину. — Ведь мы с Вами впервые открыли её красоту и выбрали место для жительства. вот я живу здесь 22 года. а красота и гармония та же».

6. «Искусствоведы» и «кинематографисты» (выступление учащихся).

В конце 19 — начале 20-го века Таруса была «Парнасом» московской художественной жизни, местом, где черпали вдохновение многие художники, поэты, писатели, музыканты и учёные.

С этим городом также связаны имена писателей А.Чехова, Николая Заболоцкого, Василия Пескова, Беллы Ахмадулиной, Варлама Шаламова, Владимира Железнякова, который писал здесь свою повесть «Чучело».

В конце 1970-х годов город стал любимым пристанищем диссидентов. Здесь скрывался от ареста Иосиф Бродский, гостил Александр Гинзбург, жил на даче Святослав Рихтер, сюда приезжал Александр Солженицын.

Здесь работали режиссёры Андрей Тарковский и Никита Высоцкий. В Тарусе снято много фильмов: «Верные друзья», «Сельская учительница», «Отец Сергий», сериалы «Участок» и «Громовы» и др.

Но два имени стали символами города — Марина Цветаева и Константин Паустовский. Мы предлагаем вам посмотреть фрагмент фильма «Таруса в жизни Цветаевой» (смотрим фрагмент, посвящённый Цветаевой и Паустовскому).

7. «Литературоведы» (выступление учащихся «Таруса в жизни Марины Цветаевой», презентация).

Профессор Иван Владимирович Цветаев арендовал для семьи тарусскую дачу «Песочное» на протяжении 18-ти лет — с 1802 по 1910 года.

Дом был куплен дедом Марины Цветаевой. После его смерти здесь жила его вторая жена, которую называли Тьо (тётя). Отсюда и название дома — дом Тьо. Летом девочки часто бывали у неё в гостях, жили во время зимних приездов в Тарусу. Марина вместе с молодым мужем Сергеем Эфроном приезжала сюда летом 1912 года ( слайды 1-5, «Дом-музей Цветаевых»).

Детство, проведённое в Тарусе, навсегда осталось в памяти Марины Ивановны. Тарусе посвящены многие её ранние стихи. Они «настояны» на душистых, росных травах приокских лугов, озарены «малиновыми закатами и тучными окскими радугами» (слайды 6-12, «Виды Тарусы»).

В эмиграции Цветаева напишет: « Здесь, во Франции, и тени моей не останется. Таруса, Коктебель да чешские деревни — вот места души моей».

«Полноценнее, счастливее детства, чем наше в Тарусе, я не знаю и не могу вообразить», — утверждала в «Воспоминаниях» сестра Марины Анастасия Цветаева.

В очерке «Хлыстовки» М. Цветаева писала: « Я бы хотела лежать на тарусском хлыстовском кладбище, под кустом бузины. где растёт самая красная и крупная в наших местах земляника. » ( слайды 13-15, «Тарусское кладбище», камень с надписью: «Здесь хотела бы лежать Марина Цветаева»).

На высоком берегу Оки стоит памятник Марине Цветаевой. Она изображена здесь такой, «какой была в последние годы жизни: согбенная, уставшая, босая, уже собравшаяся в путь «по старой дороге калужской. » (слайд 16, «Памятник М. Цветаевой»).

С Тарусой связаны не только радостные воспоминания. Здесь умерла мать Марины и Аси — Мария Александровна. Здесь в1937 году была арестована сестра Анастасия Ивановна. На Тарусском кладбище лежит дочь

Марины Цветаевой Ариадна Сергеевна Эфрон. Она провела в Тарусе последние 19 лет своей жизни.

8. «Чтецы » (Чтение стихов наизусть).

Ясное утро не жарко,

Лугом бежишь налегке.

Медленно тянется барка

Несколько слов поневоле

Всё повторяешь подряд.

Где-то бубенчики в поле

В поле звенят? На лугу ли?

Едут ли на мольтьбу?

Глазки на миг заглянули

Синяя даль между сосен,

Говор и гул на гумне.

И улыбается осень

Жизнь распахнулась, но всё же.

Ах, золотые деньки!

Как далеки они, Боже!

Господи, как далеки!

В светлом платьице, давно знакомом,

Улыбнулась я себе из тьмы.

Старый сад шумит за старым домом.

Почему не маленькие мы?

Почернела дождевая кадка,

Вензеля на рубчатой коре,

Заросла крокетная площадка,

Заросли тропинки на дворе.

Не целуй! Скажу тебе, как другу:

Целовать не надо у Оки!

Почему по скошенному лугу

Не помчаться наперегонки?

Мы вдвоём, но, милый, не легко мне,-

Невозвратное меня зовёт!

За Окой стучат в каменоломне,

По Оке минувшее плывёт.

Вечер тих,- не надо поцелуя!

Уж на клумбах задремал левкой.

Только клумбы пёстрые люблю я

И каменоломню над Окой.

9. « Творческая лаборатория» (работа в группах).

Класс разбит на 3 группы. Каждая получает стихотворение и задание к нему. Учащиеся сообща готовят анализ стихотворения, выбирают форму выступления.

1-я группа: прочитайте стихотворение и проанализируйте его, опираясь на следующие вопросы:

1) Какое настроение создаёт стихотворение?

2) Определите тему произведения.

3) Охарактеризуйте чувства лирической героини.

4) Какова основная мысль стихотворения?

Ах, золотые деньки!

Где уголки потайные,

Где вы, луга заливные

Старые липы в цвету,

К взрослому миру презренье

И на жаровне варенье

К Богу идут облака;

Лентой холмы огибая.

Тихая и голубая

Детство верни нам, верни

Все разноцветные бусы,-

Маленькой, мирной Тарусы

2-я группа: прочитайте стихотворение и выполните задания:

1) выпишите из него слова в два столбика: в первый — «обыкновенные», обозначающие реальную жизнь, во второй — «высокие», рисующие мир фантастической мечты;

2) каким словом из стихотворения можно продолжить предложение: «Детство для лирической героини — это. » («рай»).

Бежит тропинка с бугорка,

Как бы под детскими ногами,

Всё так же сонными лугами

Лениво движется Ока;

Колокола звенят в тени,

Спешат удары за ударом,

И всё поют о добром, старом,

О детском времени они.

О дни, где утро было рай

И полдень рай, и все закаты!

Где были шпагами лопаты

И замком царственный сарай.

Куда ушли, в какую даль вы?

Что между нами пролегло?

Всё так же сонно — тяжело

Качаются на клумбах мальвы.

3-я группа: прочитать оба стихотворения и найти в них выразительные средства, которые помогают раскрыть основную мысль стихотворений.

(эпитеты, обращение, восклицательные, вопросительные предложения,

олицетворение, повторяющиеся союзы. )

Догорает наш «Костёр». Пора подводить итоги.

— Итак, чем же была Таруса для Марины Цветаевой?

(Родиной с её живописной природой, «золотыми деньками», «золотой тропинкой», «золотыми майскими жуками», «золотой дорогой», «золотыми плотами», «раем», первой любовью, временем крепкой дружбы с сестрой, местом, где она черпала вдохновение, тем, что питало её душу и творчество всю жизнь. Родина — это духовная опора человека).

— А сейчас вернёмся к стихотворению М. Цветаевой «Тоска по родине!»

Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,

И всё — равно, и всё — едино.

Но если по дороге — куст

Встаёт, особенно — рябина. ( слайд «Куст рябины»)

— «. последние две строки полностью перевернули стихотворение, и тоска по родине, объявленная фикцией, «разоблачённой морокой», становится живой, неизбывной болью (С. Рассадин).

11. Домашнее задание : напишите сочинение «С чего начинается родина?» (по ранней лирике М. Цветаевой).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-знакомство с творчеством М.И.Цветаевой.

Работа рассказывает о жизни М. Цветаевой. Рекомендуется использовать на вводных уроках по изучению творчества поэта, внеклассных мероприятиях.

Устный журнал — это нестандартная форма подачи материала на уроке. Информация дается блоками-страницами, что позволяет учащимся лучшее её усваивать. В сценарий урока включены как программные произведе.

Тема занятия: Жизнь и творчество М.И. Цветаевой (1882 — 1941).

Разработка урока отражает жизнь и творчество поэткссы Марины Цветаевой.

В данной презентации содержится материал по творчеству М.Цветаевой( детские годы и творческая биография).

Марина Цветаева в Тарусе. Экскурсия по городу (с теплоходной прогулкой по Оке — 1 час)

ПРЕКРАСНАЯ ЛЕТНЯЯ ПРОГРАММА.

ДЦ «Пахра» (Подольск)

Таруса

Серпухов

Отъезд в Подольск

Таруса. Город, где жили и творили известные русские писатели, художники, музыканты.

Ватагин вспоминал о Тарусе начала ХХ века: «Подъезжаешь к Тарусе на пароходе или с тульского берега — хоть город, как на ладошке, а его почти не видно из-за садовой зелени, только маяками видны собор и церковь на Воскресенской горке. А весной, когда цветут яблони, Таруса красуется, как невеста в подвенечном платье…».

В программе:

— путевая экскурсия;
— обзорная экскурсия по городу;
— посещение музея М.Цветаевой;
— теплоходная прогулка по Оке (1 час);
— свободное время.

Приглашаем вас в город, где жили и творили известные русские писатели, художники, музыканты, в Тарусу.

…У Тарусы есть своя слава… Пожалуй, нигде поблизости от Москвы не было мест таких трогательно русских по своему пейзажу… Недаром еще с конца XIX века Таруса стала городом художников… Здесь жили Поленов и тончайший художник Борисов-Мусатов, здесь жили Крымов, Ватагин и многие другие крупные наши художники… За художниками потянулись писатели и ученые, и Таруса сделалась своего рода творческой лабораторией и приютом искусства и науки.

«Сколько мне ни приходилось ездить по разным странам и по нашей стране, такого чудесного, милого моему сердцу места, как Таруса, не встречал, не видел,»- говорил о Тарусе Святослав Рихтер.

Первое летописное упоминание о Тарусе относится к 964 г. В это время киевский князь Святослав пошел «На Оку-реку и на Волгу и налезе вятичи». Увидев на берегу строения и людей, князь спросил: «Какой это народ? Какого рода-племени?» «То Русь, то Русь!» – ответили с берега.

Духовным центром города и всего района называют Храм Воскресения Христова, построенный на месте разрушенной деревянной церкви в середине 17 века.

Архитектурной доминантой Тарусы является собор Петра и Павла, возведенный в центре города в далеком 1789 году.
Величественный собор обладает богатым объемом, колокольню «расчленяют» ордерные пилястры, арочные окна служат украшением восьмигранного купола над четвериком собора. Таким образом, была просто и эффектно решена проблема естественного освещения, ведь окна для света есть даже в верхнем барабане на куполе.

В начале XX в. Таруса была «Парнасом» московской художественной жизни, местом, где черпали вдохновение многие художники, поэты, писатели, музыканты и ученые. С этим городом и его окрестностями связано творчество М. Цветаевой, К. Паустовского, Н.Заболоцкого, художников В. Поленова, К. Коровина, В. Борисова-Мусатова, И. Крамского.

В начале 1970-х город стал любимым пристанищем диссидентов. Также продолжалась традиция 101-го километра. Здесь, скрываясь от ареста, жил Иосиф Бродский; гостил автор нашумевшего самиздатовского сборника «Белые страницы» Александр Гинзбург и приезжал Солженицын, построил себе дачу Святослав Рихтер.

— Посещение музея М.Цветаевой.

Музей совсем небольшой, несколько комнат, низкие потолки. Фотографии, письма, мебель, вещи. Главное здесь — это цветаевская душа, т.е. её стихи.

Вы узнаете о родителях Марины Ивановны Цветаевой, её сестре Анастасии, сводной сестре Валерии и т.д., о взаимоотношениях между членами семьи.

Во время обзорной экскурсии по городу увидите основные достопримечательности Тарусы: собор Петра и Павла, памятник Марине Цветаевой, храм Воскресения Христова, камень Марины Цветаевой (место, где она хотела быть похоронена), Мусатовский косогор (место, где любил работать, а теперь похоронен художник Борисов-Мусатов и др.), дом Паустовского, могилы Паустовского, Ариадны Эфрон на городском кладбище и т. д.

Памятник Марине Цветаевой установлен в сквере на берегу реки Оки за собором Петра и Павла. Оно непередаваемо красиво. Отсюда можно любоваться рекой Окой с изгибом её течения, впадением реки Тарусы в реку Оку и противоположным тульским берегом с Троицким храмом в селе Бёхово.

Обратите внимание!
Экскурсия по городу пешеходная, одевайтесь по погоде.

А потом нас ждет теплоходная прогулка по реке Ока (1 час). Это прекрасная возможность отдохнуть от суетливых будней, бытовых проблем, стрессов, связанных с жизнью в крупных городах. Неспешный ход теплохода позволяет любоваться живописными береговыми пейзажами, завораживает водная гладь, можно бесконечно смотреть на эту игру света и воды.

В случае плохой погоды, Вы сможете спуститься на нижнюю палубу, здесь есть , где посидеть, отдохнуть и перекусить за столиком.

А в свободное время у Вас будет возможность посетить Художественную галерею. Почти все авторы представленные в галерее это люди либо жившие когда то в Тарусе, либо снимавшие дачи их жизнь была связана с этим городом, один из таких художник-анималист Ватагин В. А, который так же даровал свои работы галерее. Есть в галерее картины зарубежных авторов, и привезенные из Третьяковской галерии, например Айвазовский. Есть очень красивые старинные пейзажи Тарусы.

Недалеко от пристани находится могила художника В.Э. Борисова-Мусатова с надгробием скульптора Матвеева «Уснувший мальчик».

Дом Паустовского, стоящий на берегу реки Тарусы, является памятником федерального значения. Когда-то в нем собирались выдающиеся люди русской культуры, а с 1991 года на праздники в честь Паустовского ежегодно 31 мая приезжают русские и зарубежные поэты, писатели, музыканты, журналисты и исследователи его творчества. Паустовский и похоронен в Тарусе – на старом городском кладбище. К сожалению, летом 2010 года сгорела жилая половина дома, но мемориальную часть – спальню и кабинет писателя – удалось отстоять.

Еще в Тарусе можно посетить дом-музей известного скульптора-анималиста Ватагина, дом музыканта Рихтера, где он самозабвенно репетировал перед зарубежными гастролями, дом художника Крымова, дом поэта Заболоцкого, в котором он прожил последние годы своей жизни.

По городу можно просто прогуляться, не заглядывая ни в музеи, ни в храмы. Атмосфера Тарусы пропитана древностью, здесь под каждым камнем может лежать археологическая ценность. Каждый клочок земли пропитан кровью русских воинов, защищавших свою землю от татар, литовцев, французов, немцев. Воздать должное их мужеству, ощутить причастность к великому народу – для этого обязательно нужно приехать в Тарусу.

В Тарусе есть святой источник Боголюбской иконы Божией Матери, можно захватить бутылочку и набрать воды.

Фирма оставляет за собой право вносить некоторые изменения в программу тура без уменьшения общего объема и качества услуг. Время в пути и продолжительность экскурсии указано ориентировочное.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: