Стихи о природе для школьников

Стихи о природе Михаила Лермонтова, Николая Некрасова, Александра Пушкина и других поэтов для детей.

Михаил Лермонтов

Тучки небесные, вечные странники!

Степью лазурною, цепью жемчужною

Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники,

С милого севера в сторону южную.

Кто же вас гонит: судьбы ли решение?

Зависть ли тайная? злоба ль открытая?

Или на вас тяготит преступление?

Или друзей клевета ядовитая?

Нет, вам наскучили нивы бесплодные.

Чужды вас страсти и чужды страдания;

Вечно холодные, вечно свободные,

Нет у вас родины, нет вам изгнания.

Николай Некрасов

ЗЕЛЁНЫЙ ШУМ

Идёт-гудёт Зелёный Шум,

Зелёный шум, весенний шум!

Вдруг ветер верховой:

Качнёт кусты ольховые,

Подымет пыль цветочную,

Как облако — всё зелено:

И воздух, и вода!

Идёт-гудёт Зелёный Шум,

Зелёный Шум, весенний шум!

Как молоком облитые,

Стоят сады вишнёвые,

Пригреты тёплым солнышком,

А рядом новой зеленью

Лепечут песню новую

И липа бледнолистая,

И белая берёзонька

С зелёною косой!

Шумит тростинка малая,

Шумит высокий клён.

Шумят они по-новому,

Идёт-гудёт Зелёный Шум!

Зелёный Шум, весенний шум!

Почему Зелёный шум? Так народ называет пробуждение природы весной (прим. Некрасова).

Стихи великого русского поэта наших времен Некрасова для детей

Стихи Некрасова для детей

Имя Николая Алексеевича Некрасова – замечательного русского поэта — известно не одному поколению ценителей русской поэзии. Родился он в семье поместного дворянина. Отец его, деспотичный и жестокий самодур, впоследствии стал исправником и брал с собой во время разъездов по деревням маленького Колю. Взорам маленького Николая представали картины жизни крестьянских детей и их тяжелого рабского труда. Стихи Некрасова для детей опубликованы ниже.

Когда Николай Некрасов стал поэтом, создал много стихотворений для детей, написанных под детскими впечатлениями. Он хорошо понимал роль детского чтения в формировании ребенка, ее гражданских качеств и посвящал свои стихи крестьянским детям.

Стих Школьник

В стихотворении Некрасова для детей «Школьник» с любовью изображается крестьянский мальчик, который тянется к знаниям. Автору приятно, что открыта ему дорога к учению и предвещает маленькому школьнику путь великого Ломоносова. Рассмотрим самые известные стихи Николая Некрасова которые он написал для детей нашего времени.

Стихотворение Крестьянские дети

В 1861 году Николай Некрасов написал стихотворение «Крестьянские дети», которое можно считать небольшой поэмой. Автор показывает настоящую картину деревенской жизни на фоне солнечного и радостного пейзажа. Перед читателем предстают 9 крестьянских ребят. Автором изображены безолачная картина жизни крестьянских детей, их игры, занятия и труд. Описывая ребят, он вспоминает эпизоды из своего детства. В стихотворении дети показаны открытыми, разумными, смелыми, сильными личностями, с безгрешными душами, не по годам мудрыми и смышлеными.

У каждого из них свой характер: кто – то из них наблюдательный, кто – то показан испуганным, осторожным. Но все они с интересом разглядывают барина. Дети сначала убегают, потом возвращаются. Они признали в поэте своего, между ними устанавливаются доверительные отношения. Некрасов с умилением и восхищением рисует крестьянских детей. Он размышляет, что скоро эти дети станут взрослыми и выберут свой путь, игры детей — это прообраз будущего. Николай Некрасов верит в будущее ребят.

Стихотворение Дедушка Мазай и зайцы

В 1870 году написано стихотворение «Дедушка Мазай и зайцы» главной темой которого является любовь и бережное отношение к природе. Дед Мазай весной в половодье подбирает зайцев, которые остались на островках разлившейся реки. Автор показывает душевную щедрость и доброту простого крестьянина и внушает читателям чувство уважения к простому народу.

Поэма Николая Некрасова Железная дорога

Воспитание ребенка правдой жизни Некрасов дает в поэме для детей «Железная дорога», посвященной детям. В этой поэме генеральский сын Ваня узнает всю правду о том, кто строил железную дорогу, как они страдали и работали до смерти.

Отвергая ложные утверждения генерала о том, что строил дорогу граф, поэт рассказывает мальчику о настоящих строителях железной дороги.
Некрасов призывает детей уважать мужика и учиться у него этой привычке к труду. Поэт верит, что, узнав правду, дети станут честнее и умнее, они научатся сострадать и сочувствовать.

Это не все но самые известные стихи Николая Некрасова которые она написал для детей, обязательно прочтите их, они очень красивые и трогательные.

Короткие, маленькие стихотворения Николая Некрасова для школьников, детей

Ни звука из ее груди,
Лишь бич свистал, играя.
И Музе я сказал: «Гляди!
Сестра твоя родная!»

Грянь над пучиною моря,
В поле, в лесу засвищи,
Чашу вселенского горя
Всю расплещи.

Задавши страху дерзновенным,
Пошел я храбро по рядам
И в кровь коленопреклоненным
Коленом тыкал по зубам.

А прежде. помнишь? Молода,
Горда, надменна и прекрасна,
Ты им играла самовластно,
Но он любил, любил тогда!

Так солнце осени — без туч
Стоит, не грея, на лазури,
А летом и сквозь сумрак бури
Бросает животворный луч.

Знай, дитя: ей долгим, ярким светом
Не гореть на имени моем:
Мне борьба мешала быть поэтом,
Песни мне мешали быть бойцом.

Кто, служа великим целям века,
Жизнь свою всецело отдает
На борьбу за брата-человека,
Только тот себя переживет.

К чему хандрить, оплакивать потери?
Когда б хоть легче было от того!
Мне самому, как скрип тюремной двери,
Противны стоны сердца моего.

Всему конец. Ненастьем и грозою
Мой темный путь недаром омрача,
Не просветлеет небо надо мною,
Не бросит в душу теплого луча.

Волшебный луч любви и возрожденья!
Я звал тебя — во сне и наяву,
В труде, в борьбе, на рубеже паденья
Я звал тебя,- теперь уж не зову!

Той бездны сам я не хотел бы видеть,
Которую ты можешь осветить.
То сердце не научится любить,
Которое устало ненавидеть.

Завтра Маше подруга покажет
Дорогой и красивый наряд.
Ничего ему Маша не скажет,
Только взглянет. убийственный взгляд!

В ней одной его жизни отрада,
Так пускай в нем не видит врага:
Два таких он ей купит наряда.
А столичная жизнь дорога!

Есть, конечно, прекрасное средство:
Под рукою казенный сундук;
Но испорчен он был с малолетства
Изученьем опасных наук.

Человек он был новой породы:
Исключительно честь понимал,
И безгрешные даже доходы
Называл воровством, либерал!

Лучше жить бы хотел он попроще,
Не франтить, не тянуться бы в свет,-
Да обидно покажется теще,
Да осудит богатый сосед!

Все бы вздор. только с Машей не сладишь,
Не втолкуешь — глупа, молода!
Скажет: «Так за любовь мою платишь!»
Нет! упреки тошнее труда!

И кипит-поспевает работа,
И болит-надрывается грудь.
Наконец наступила суббота:
Вот и праздник — пора отдохнуть!

Он лелеет красавицу Машу,
Выпив полную чашу труда,
Наслаждения полную чашу
Жадно пьет. и он счастлив тогда!

Если дни его полны печали,
То минуты порой хороши,
Но и самая радость едва ли
Не вредна для усталой души.

Скоро в гроб его Маша уложит,
Проклянет свой сиротский удел,
И — бедняжка!- ума не приложит:
Отчего он так быстро сгорел?

А ведь, бывало, охотно
Шла ты ко мне вечерком,
Как мы с тобой беззаботно
Веселы были вдвоем!

Как выражала ты живо
Милые чувства свои!
Помнишь, тебе особливо
Нравились зубы мои,

Как любовалась ты ими,
Как целовала, любя!
Но и зубами моими
Не удержал я тебя.

Ему сочувствие в толпе,
Как ропот волн, ласкает ухо;
Он чужд сомнения в себе —
Сей пытки творческого духа;

Любя беспечность и покой,
Гнушаясь дерзкою сатирой,
Он прочно властвует толпой
С своей миролюбивой лирой.

Дивясь великому уму,
Его не гонят, не злословят,
И современники ему
При жизни памятник готовят.

Но нет пощады у судьбы
Тому, чей благородный гений
Стал обличителем толпы,
Ее страстей и заблуждений.

Питая ненавистью грудь,
Уста вооружив сатирой,
Проходит он тернистый путь
С своей карающею лирой.

Его преследуют хулы:
Он ловит звуки одобренья
Не в сладком ропоте хвалы,
А в диких криках озлобленья.

И веря и не веря вновь
Мечте высокого призванья,
Он проповедует любовь
Враждебным словом отрицанья,-

И каждый звук его речей
Плодит ему врагов суровых,
И умных и пустых людей,
Равно клеймить его готовых.

Со всех сторон его клянут
И, только труп его увидя,
Как много сделал он, поймут,
И как любил он — ненавидя!

Ты хохочешь так бойко и мило,
Так врагов моих глупых бранишь,
То, понурив головку уныло,
Так лукаво меня ты смешишь;

Так добра ты, скупая на ласки,
Поцелуй твой так полон огня,
И твои ненаглядные глазки
Так голубят и гладят меня,-

Что с тобой настоящее горе
Я разумно и кротко сношу,
И вперед — в это темное море —
Без обычного страха гляжу.

Н. А. Некрасов для детей

Главная > Урок

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

Н.А.НЕКРАСОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ.

К 190-летию со дня рождения поэта.

Цель урока: познакомить учащихся с отдельными фактами из жизни и творчества поэта, познакомить со стихами ,написанными для детей и о детях;помочь школьниками выбрать книги поэта для самостоятельного чтения.

Рассказ учителя о детских годах Н.А Некрасова (демонстрация картин)

Грешнево было окружено лугами и полями, а несколько поодаль возвышалась зубчатая стена большого леса, в котором в изобилии росли грибы и ягоды. По лугам и в лесу подолгу бродил Некрасов в окружении крестьянских ребятишек.

В заборе, отделявшем барскую усадьбу от деревни, он проделал лазейку и через нее пробирался в деревню, чтобы участвовать в играх своих друзей: купался с ребятами в речке, собирал вместе с ними малину, чернику, грибы, а когда наступала зима, катался с гор на салазках. Так, с самого раннего детства, Некрасову стала близка, мила деревенская жизнь, жизнь простого народа.

2.Некрасов Н.А. о природе.

Любовь к полям и лесам своей родины, к ее снегам и морозам, к ее весеннему “Зеленому Шуму” зародилась у него в ранние детские годы и отразилась позднее в поэзии:

…Идёт-гудёт Зеленый Шум,

Зеленый Шум, весенний шум!

Как молоком облитые

Стоят сады вишневые

(стихотворение «Зелёный шум»)

Зелёный шум — так народ называл пробуждение природы весной:

…Как-то особенно тихо вдруг стало,

На небе солнце сквозь тучу играло.

Тучка была небольшая на нём,

А разразилась жестоким дождём!

Прямы и светлы, как прутья стальные,

В землю вонзались струи дождевые

С силой смертельной…

(«Дедушка Мазай и зайцы»)

Это летний дождь. А вот картина осенней природы:

Славная осень! Здоровый, ядрёный

Воздух усталые силы бодрит;

Лёд неокрепший на речке студёной,

Словно как тающий сахар, лежит;

…Листья поблёкнуть ещё не успели,

Жёлты и свежи лежат, как ковёр…

А песня Мороза-воеводы рисует нам русскую зиму:

…Метели, снега и туманы

Покорны морозу всегда,

Пойду на моря-окияны-

Построю дворцы изо льда.

Надолго упрячу под гнёт,

Построю мосты ледяные,

Каких не построит народ…

(«Мороз, Красный нос»)

3.Крестьянские дети в творчестве Некрасова.( Рассказ библиотекаря. Электронная презентация. Чтение учащимися отрывков из произведений Некрасова. Беседа по предложенным фрагментам.)

…О, милые плуты! Кто часто их видел,

Тот, верю я, любит крестьянских детей;

Ни науки, ни неги

Не ведают в детстве они.

Я делывал с ними грибные набеги:

Раскапывал листья, обшаривал пни,

Старался приметить грибное местечко,

А утром не мог ни за что отыскать.

…Грибная пора отойти не успела,

Гляди – уж чернёхоньки губы у всех,

Набили оскому: черница поспела!

А там и малина, брусника, орех!

Ребяческий крик, повторяемый эхом,

С утра и до ночи гремит по лесам.

В этом стихотворении перед нами предстаёт мир природы, слитый с детской жизнью, поэзия крестьянского труда, воспринятая глазами ребёнка.

…Он видит, как поле отец удобряет,

Как в рыхлую землю бросает зерно,

Как поле потом зеленеть начинает,

Как колос растёт, наливает зерно.

Готовую жатву подрежут серпами,

В снопы перевяжут, на ригу свезут,

Просушат, колотят – колотят цепами,

На мельнице смелют и хлеб испекут.

Отведает свежего хлебца ребёнок

И в поле охотней бежит за отцом…

Библиотекарь:Дети на селе начинали трудиться рано. На первых порах они выполняли вспомогательную работу, но без их помощи родителям пришлось бы туго. Крестьянский мальчик 5-6 лет учился ездить верхом и гонял скот на водопой. В 7-8 лет помогал на пашне – управлял лошадью. В 9 лет у молодого «хозяина» обязанностей прибавлялось: накормить скотину, вывезти в поле навоз, бороновать распаханную отцом пашню и убирать вместе со всеми хлеб. Отец брал сына на охоту, учил ставить силки, стрелять, ловить рыбу. К 14 годам подросток владел косой, серпом, цепом, топором, а уже через год мог заменить отца .

Девочки в крестьянской семье тоже не сидели без дела: в 6 лет начинали осваивать прялку, в 10 – работали серпом, шили. К 12-13 годам девочка в отсутствие родителей полностью вела хозяйство: носила воду, стирала, кормила птицу, доила корову, шила, вязала, стряпала, присматривала за младшими детьми. В 14 лет она ткала, жала, косила сено, а в 15 – работала наравне со взрослыми. Всему, что умела сама, девочек учила мать, мальчиков – отец.

Школа была доступна крестьянским детям. Но дети бедняков могли обучиться только начальной грамоте: чтению, письму, счёту. Одна из таких школ была открыта Некрасовым в Аббакумцеве (4 км. от Грешнева).

Двухэтажное здание школы сохранилось до наших дней. Сначала эта школа помещалась в простой крестьянской избе, позже в 1872 г., было построено отдельное здание. Некрасов принял активное участие в сборе средств на строительство здания, привлекая к участию своих знакомых в Петербурге. Затем он стал попечителем школы и в этом качестве отвечал за отопление, освещение, ремонт и наем прислуги. Известно, что он закупал несколько раз книги для библиотеки. Школу разрешалось посещать всем желающим детям окрестных деревень. Ученики освобождались от всякой платы за обучение.

Вот такому крестьянскому мальчику-ученику и было посвящено стихотворение «Школьник».

Ноги босы, грязно тело,

И едва прикрыта грудь…

Не стыдися! Что за дело?

Это многих славный путь.

Вижу я в котомке книжку.

Так, учиться ты идёшь…

Знаю: батька на сынишку

издержал последний грош.

…Скоро сам узнаешь в школе,

Как архангельский мужик

По своей и божьей воле

Стал разумен и велик.

Не без добрых душ на свете –

Кто-нибудь свезёт в Москву,

Будешь в университете –

Сон свершится наяву.

Встреча с этим голодным и оборванным школьником на пустынной дороге напомнила Некрасову судьбу Михаила Васильевича Ломоносова, великого «архангельского мужика», который, желая учиться, пришёл пешком в Москву из далёкой северной деревни, долго жил впроголодь, бедствовал и всё же учился. Изучил физику, химию, металлургию, другие науки и стал знаменитым русским учёным, академиком.

3.Множество других стихотворений для детей и о детях было написано Некрасовым Н.А.

Иллюстрация к стихотворению «Мужичок с ноготок».

4.Библиотекарь знакомит учащихся с книгами Н.А.Некрасова, имеющимися в библиотеке ,помогает выбрать для чтения дома одну из них.

5.Подведение итогов библиотечного урока. Заключительное слово.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: