Поэты середины и второй половины XIX века

Пушкинская эпоха стала высоким веком в русской поэзии. После того, как в первой половине 19 века внезапно угасла жизнь Лермонтова и Пушкина, поэзия, как часть литературного процесса переживала своеобразный период застоя.

Развитие поэзии во второй половине XIX века

Стихотворения, которые создавались русскими авторами в 50-х годах, были подданы острой критики – все они сравнивались с наследием Александра Сергеевича, и, по мнению многих критиков намного были намного «слабее» их. В этот период поэзию начала постепенно вытеснять проза. На литературном поприще появились такие талантливые прозаики как Толстой, Тургенев и Достоевский. Следует заметить, что именно Толстой был одним из самых безапелляционных критиков новых русских поэтов: творчество Тютчева он игнорировал, Полонского, Майкова и Фета открыто называл «бездарями».

Может быть, Лев Николаевич действительно был прав, и нам не стоит воспринимать поэзию послепушкинской поры как литературное наследие? Тогда почему у многих из нас 19 век ассоциируется не только с произведениями Лермонтова и Пушкина, но и гениальными стихами Фета, Некрасова, Плещеева, Кольцова, Полонского, А. Толстого?

Более того, если рассматривать русскую поэзию со столь радикальной позиции, то в категорию «бездарностей», не достигших уровня Пушкина автоматически попадают и поэты – серебряники – Ахматова, Блок, Белый, Маяковский, Цветаева. Поэтому мы видим, что такое мнение лишено всех логических оснований, и руководствоваться им категорично нельзя.

Творчество Некрасова

Во второй половине 19 века русская поэзия начала активно восстанавливаться, несмотря на активное противодействие. Творчество Н. А. Некрасова стало вершиной русской поэзии второй половины 19 века. В своих поэмах и стихотворениях он поднимал острые на то время темы, касающиеся тягостной жизни простого русского народа. Путем литературных приемов, активно задействованных в произведениях, Некрасов старался донести высшим слоям понятие о величие простого крестьянина, лишенного материальных благ, но сумевшего сохранить истинные человеческие ценности.

Свою литературную деятельность поэт воспринимал в первую очередь как свой гражданский долг, который заключался в служении своему народу и Родине. Некрасов, известный своей издательской деятельностью, стал отцом – наставником начинающих поэтов того времени и дал им толчок для дальнейшей реализации.

Творчество Фета, Тютчева, Плещеева, Полонского

Особое место в литературе той поры занимала поэтическая лирика. Стихотворения Фета, Тютчева, Майкова, Плещеева, Полонского, Кольцова, Никитина – были наполнены преклонением перед величием природы, ее могуществом и вместе с тем ранимостью. Ярким примером является стихотворение Тютчева «Люблю грозу в начале мая», которое у читателя всегда будет ассоциироваться с магией и волшебством обыкновенных природных явлений, захватывающих дух человека.

Произведения этих поэтов, несмотря на лирическое наполнение, не были лишены и гражданской позиции. Особенно ярко это наблюдалось в творчестве А. К. Толстого – автора многих исторических баллад и сатирических стихотворений, в которых высмеивался монархический режим и само понятие царской власти на Руси.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Критики Добролюбов и Авсеенко о значении комедий Островского
Следующая тема:&nbsp&nbsp&nbspНравственные и философские искания в поэзии: новые идеи и задачи

Все неприличные комментарии будут удаляться.

Готовые школьные сочинения

Коллекция шпаргалок школьных сочинений. Здесь вы найдете шпору по литературе и русскому языку.

В чем похожесть и отличие взглядов Тютчева и Фета на поэзию?

Имена Тютчева и Фета в истории литературы всегда стоят рядом. И не только потому, то они современники, поэты одной эпохи. Некрасов тоже близкий им по времени, совсем другая поэзия, и его Муза совсем другая, земного происхождения. Она по мнению поэта, «родная сестра» молодой крестьянки из стиха «Вчерашний день…» — страдающая, терпеливая, вся в земных заботах и тоске. Она если и глянет на небо, то только для того, чтобы узнать, будет ли завтра дождь. Ей безразлично мироздание, и нет в ее жизни места увлечением и тонким чувством в отличие от Некрасова, Фет и Тютчев утверждают другое, небесное происхождение поэзии.

  • В стихийном пламенном раздоре
  • Она с небес слетает к нам
  • Небесная к земным сынам…

Так Тютчев в стихе «Поэзия». Фет, что посвятил своей Музе несколько стихов, видит ее в небесной одежде:

  • Все и же ты, заветная святыня,
  • На облаке, незримая земля,
  • В венце из звезд, нетленная богиня
  • С задумчивой улыбкой на челе.

По мнению Тютчева, и Фета, поэзия, творчество — какое-то таинство, необъяснимо подвластное человеческой воле, ума. Поэт, как старательный ученик, слушает свой внутренний голос.

  • …Счастлив и тревожен
  • Ласкательный твой повторяю стих.

Фет в стихе «Музе» часто подчеркивает волю к своей Музе, волю поэта:

  • Заботливо храня твою свободу,
  • Непосвященных я к тебе не звал,
  • И рабскому их буйству в соглашение
  • Твоих вещей не осквернял.

Поэты понимают творчество как озарение, как божественный дар. Но роль поэзии каждый понимает по-своему у Тютчева роль поэзии — примирительная. Она должна помочь человеку выжить среди громов, среди страстей, внести гармонию в ее измученную душу, примириться с несовершенством мира. Приподнятая и прекрасная, «с голубой ясностью» поэзия у Тютчева «льет примирительный елей» на «бушующее море» жизни.

Фет имеет свое представление о назначении поэта:

  • Тоскливый сон прервать единым звуком,
  • Упиться вдруг неведомым, родным,
  • Дать жизни вздох, дать сладость тайным мучениям,
  • Чужое вмиг почувствовать своим,
  • Шепнут о том, пред чем язык немеет,
  • Усилит бой бестрепетных сердец…

Поэзии отводится более активная роль: она должна помочь человеку ощутить лучшие стороны жизни, ощутить всю красоту и многообразие бытия чтобы оживить все вокруг и заставить нас любить жизнь и захватываться ею.

На мой взгляд, Тютчев и Фет очень близкие в своем понимании назначении поэта и поэзии. Если забрать «пафос» Фета, то и у него выйдет то самое, что и у Тютчева: поэзия помогает человеку примириться с жизнью, находить в ней свою маленькая радость. Но захват Фета настолько заразительный, что от него невозможно отказаться. С его умением радоваться жизни, ценить каждую его минуту, ярче жить. Тютчев будто смотрит на жизнь сбоку и старается изменить его. Он больше думает о жизни, чем живет. Стихи же Фета воспринимаю как саму жизнь, в них больше чувств, эмоций, ощущений, чем раздумий.

Поэтому мне более близка и сама поэзия Фета, что зовет «подняться в жизнь иную, веять ветер с цветущих берегов», и представление поэта о ней.

Сопоставительный анализ стихов Тютчева и Фета. Особенности поэтического стиля Тютчева и Фета

В результате изучения темы у учащихся должно сложиться четкое представление об особенностях поэтического стиля Ф. Тютчева и А. Фета. В начале урока учитель вместе с классом составляет обобщающую таблицу, которая записывается в тетрадях.

Особенности поэтического стиля Тютчева и Фета

Тютчев Фет

Философский характер поэзии, мысль в которой всегда сливается с образом. В поэзии Тютчев стремится осмыслить жизнь Вселенной, постичь тайны космоса и человеческого бытия Трагический характер лирики, доминирующее чувство — напряжение, вместе с тем присущий поэзии Фета свет и оптимизм. Диалектика трагедии и радости, преодоление драматических ситуаций чувством гармонии мира
Жизнь, по Тютчеву, — это противоборство враждебных сил. Драматизм восприятия действительности в сочетании с неиссякаемой любовью к жизни Красота в его стихах — это преодоленное страдание, радость, добытая из боли. Жизнь в стихах Фета — миг, закрепленный в вечности
Человеческое «я» по отношению к природе — не капля в океане, а две равные беспредельности. Внутренние, незримые движения человеческой души созвучны зримой диалектике явлений природы Импрессионистский характер изображения чувств, их фрагментарность и предельная образность. Строгая художественная структура стихов, их внутреннее равновесие и ощущение эскизности, нарочитой оборванности
Образная система лирики Тютчева сочетает предметные реалии внешнего мира и субъективные впечатления от этого мира, производимые на поэта. Мастерство в изображении гармонии предметных реалий мира внешнего и глубины мира внутреннего Повышенная метафоричность поэзии, динамичность и музыкальность художественных образов. Преобладание настроения над мыслью, мысль «растворена» в музыке
Мастерство поэта в создании фонетических И живописных образов, сочетание звукописи С неожиданной палитрой красок, цветных образов Мастерство в использовании параллелизмов, повторов, периодов, ритмических пауз, богатство и глубина поэтических интонаций, звуковой инструментовки

Во второй половине урока можно организовать самостоятельную исследовательскую работу по сопоставительному анализу стихотворения Ф. Тютчева «Еще земли печален вид…» и стихотворения А. Фета «Еще весны душистой нега…» и подготовку к самостоятельной письменной работе, которую можно начать в классе, а завершить дома.

Задания для сопоставительного анализа Выявите особенности художественной формы каждого стихотворения. Какой поэтический смысл можно при этом заметить?

О чем эти стихотворения? Есть ли в них аллегорический подтекст?

Какие образы стихотворений можно считать образами-символами? Сопоставьте лексику, синтаксис, поэтические интонации стихотворений. Сделайте выводы о сходстве и различии чувств и художественных образов этих стихотворений. Сделайте выводы об основных особенностях поэтического стиля Тютчева и Фета, проявившихся в этих стихотворениях.

«Мне борьба мешала быть поэтом, песни мне мешали быть борцом». Личность и судьба Н. А. Некрасова

Николай Алексеевич Некрасов В словах Некрасова, которые можно взять эпиграфом к творчеству поэта, — причина внутренних противоречий в его мировоззрении и творчестве. Поэт — лирик по сути — всю жизнь подчинял свое поэтическое творчество политическим и общественным задачам. Он не ждал для своих «песен» божественных звуков, ниспосланных свыше, а стремился учить свою музу, какой она должна быть.

По мнению Некрасова, муза обязана «диктовать» поэту строки, исполненные сострадания к угнетенному и обездоленному народу, быть музой «мести и печали». В начале урока — небольшой концерт из стихотворений Некрасова, а также эмоциональный рассказ о наиболее важных страницах жизни и творчества поэта. Можно прочитать в классе стихи, показывающие глубокие чувства сострадания к русскому народу, стихи о любви, о задачах поэтического творчества, например: «Надрывается сердце от муки…», «Ты всегда хороша несравненно… », «Внимая ужасам войны…», «Праздник жизни — молодости годы…», «Поэту» («Любовь и Труд — под грудами развалин…»), «Русскому писателю».

Вопросы классу на выявление восприятия Какие жизненные проблемы волновали поэта? Каким вам представляется его облик в этих стихах? Основой рассказа учителя о страницах биографии писателя может стать хронологическая схема: 1.

Детство в селе Грешневе на Волге, учеба в ярославской гимназии. 2. Первые годы жизни в Петербурге, конфликт с отцом, начало поэтической деятельности. Отрицательная оценка в критике сборника «Мечты и звуки».

3. Переломный момент в жизни Некрасова — сближение с Белинским. Некрасов — апологет «гоголевского направления» в литературе.

4. Произведения первой половины 40-х годов: «Родина», «Современная ода», «Колыбельная песня», «В дороге» и др. Горечь и сострадание униженным, ирония в адрес «хозяев жизни».

Вопросы и задания для обсуждения стихотворения «Еду ли ночью по улице темной…» 1. Каким настроением проникнуто это стихотворение? Как бы вы определили его жанр (воспоминание, размышление, элегия, реквием, жанровая сцена)?

2. В чем истоки трагедии людей? Докажите, что доля женщины была особенно тяжела и беспросветна. Какой единственный выход находит героиня из нищеты и горя? 3. За что упрекает себя лирический субъект стихотворения? Почему он не может забыть матери своего ребенка? 4. Как случай из «частной жизни» помогает понять драматизм мира, в котором живут люди? Какие предметные реалии характеризуют мир, где живут герои? Почему мир беспощаден к ним? 5. Найдите ключевые слова в каждой части стихотворения. Как они связаны с поздним прозрением лирического субъекта? Как он оценивает свою «неудачную» любовь? Индивидуальные задания. Сопоставьте стихотворения «Еду ли ночью по улице темной…» и «В дороге». Есть ли в них основания для сопоставления?

Сопоставьте разные точки зрения на стихотворение «Еду ли ночью по улице темной…»: «Скажите от меня Некрасову, что его стихотворение в 9-й книжке [«Современника»] меня совершенно с ума свело; денно и нощно твержу я это удивительное произведение — и уже наизусть выучил» (из письма И. Тургенева В. Белинскому от 26 ноября 1847 года). «Кто способен написать стихотворения: „Филантроп“, „Эпилог к ненаписанной поэме“, „Еду ли ночью по улице темной… “, „Саша“, „Живя согласно с строгою моралью…“, — тот может быть уверен в том, что его знает и любит живая Россия» (Д. Писарев, 1861). «Нельзя без содрогания и отвращения читать этой ужасной повести! В ней так много безнравственного, так много ужасающей нищеты.

И нет ни одной отрадной мысли. Нет и тени того упования на благость провидения, которое всегда, постоянно подкрепляет злополучного нищего и удерживает его от преступления… Жаль, что муза г. Некрасова одна из самых мрачных и что он видит все в черном свете…

Как будто уже нет более светлой стороны?» (из рапорта цензора Е. Волкова, чиновника особых поручений при министре народного просвещения, инспектору А.С. Норову от 14 ноября 1856 года). 5. В 1847—1866 годах.

Некрасов — издатель и редактор «Современника». Основные темы и мотивы лирики Некрасова 1847—1866 годов. Их жанровое многообразие: Стихи о тяжелой судьбе крестьян, городской бедноты, женской доле («Орина, мать солдатская», «В полном разгаре страда деревенская…», «О погоде», «Плач детей», «Забытая деревня» и др. ); Лирические стихи о любви, о сложных взаимоотношениях любящих людей («Ты всегда хороша несравненно…», «Мы с тобой — бестолковые люди…», «Я не люблю иронии твоей…», «Прости» и др. ); Стихи о поэзии, о сложном противоречии между поэтическим призванием и общественным долгом («Праздник жизни — молодости годы…», «Безвестен я. Я с вами не стяжал…», «Блажен незлобивый поэт…», «Поэт и гражданин» и др.); Стихи, посвященные товарищам по борьбе, революционным настроениям («Песня Еремушке», «На смерть Шевченко», «Тургеневу», «Белинский», «Размышления у парадного подъезда», «Памяти Добролюбова» и др. ); Стихи о России, о высоком общественном назначении русского человека («Что ни год — уменьшаются силы…», «Саша», «Несчастные», «Возвращение», «Начало поэмы» и др.). 6. В 1867—1877 годах.

Некрасов — редактор и издатель журнала «Отечественные записки». Вершины поэтического творчества Некрасова в этот период: Поэмы о декабристах («Дедушка», «Русские женщины»), сатирические поэмы («Недавнее время», «Современники»), поэма «Кому на Руси жить хорошо»; Элегические произведения («Душно без счастья и воли…», «Три элегии», «Уныние», «Утро», «Элегия»); Лирический цикл «Последние песни» (1876—1877) («Сеятелям», «Скоро стану добычею тленья…», «Зине», «О Муза! я у двери гроба. »). 7. 8 января 1878 года — смерть Некрасова. Его поэтическое завещание — стихотворение «Зине». Зина — жена Некрасова.

Любовная лирика в поэзии Тютчева и Фета

Не будет преувеличением сказать, что к теме любви обращаются все поэты. И, наверное, для каждого любовная лирика связана с личными переживаниями. Поэтому в творчестве разных поэтов эта тема звучит всегда по-разному. Любовная лирика занимает большое место в поэзии и Тютчева, и Фета, при этом существенно отличаясь как раскрытием темы любви в целом, так и отдельными акцентами, настроениями, нюансами. У Тютчева тема любви полностью раскрывается в лирическом цикле, посвященном Е. А. Денисьевой. В поэзии Тютчева до 50-х годов прошлого века образы женщин появлялись редко и на втором плане.

Женская тема в этих стихах была побочной и второстепенной. Теперь же в лирику Тютчева входит женский образ, многосторонний, сложный женский характер. Тютчев одним из первых поэтов попытался в своих стихах встать на позицию женщины, попытался изобразить ее внутренний мир. Пушкин и Лермонтов в любовной лирике описывали только свои переживания и чувства, не уделяя особого внимания тому, что происходило в душе женщины. Тютчев продолжает традицию Некрасова и создает цикл стихотворений с одной героиней, чей образ имеет даже большее значение, чем образ самого героя. Для понимания стихотворений этого цикла важно знать реальную историю любви Тютчева и Денисьевой.

Будучи женатым, в 1849 году Тютчев познакомился с Денисьевой и влюбился в нее. Тютчев не делал тайны из своего увлечения, не скрывал его от петербургского света. И поэтому жизнь его возлюбленной, оказавшейся в таком сложном поло-женин, превратилась в настоящий ад. Перед Денисьевой закрылись двери многих петербургских салонов и домов, ее перестали принимать, игнорировали ее существование. Однако Тютчев не считался с мнением света и продолжал жить в двух семьях (от Тютчева у Денисьевой рождались дети, которых поэт потом усыновлял). Тютчев вытерпел немало косых взглядов и не мог чувствовать себя совершенно свободным в столичном обществе. Еще тяжелее были его переживания за свою возлюбленную, положение которой было невыносимым (Тютчев это сознавал). Отсюда в любовной лирике Тютчева основной является тема вины лирического героя за страдания, принесенные своей возлюбленной. Эта тема звучит почти в каждом любовном стихотворении Тютчева:

  • О, как убийственно мы любим.
  • Как в буйной слепоте страстей
  • Мы то всего вернее губим,
  • Что сердцу нашему милей.
  • Судьбы ужасным приговором
  • Твоя любовь для ней была,
  • И незаслуженным укором
  • На жизнь ее она легла!

Образ толпы — частый спутник любовных стихотворений Тютчева. Толпа, свет попрали самые заветные, ценные чувства женщины:

  • Толпа, нахлынув, в грязь втоптала
  • То, что в душе ее цвело.
  • Чему молилась ты с любовью,
  • Что, как святыню, берегла.
  • Судьба людскому суесловью
  • На поруганье предала.

Любовь для Тютчева — это роковой поединок, всепоглощающая роковая страсть, слепая, разрушительная стихия. Во многих стихотворениях любовь — это не радость и счастье, а муки, горести, страдания, прежде всего, для героини.

  • О нет! Он жизнь мою бесчеловечно губит,
  • Хоть вижу, нож в руке его дрожит.
  • Я стражду, не живу. им, им одним живу я.
  • Но эта жизнь. О, как горька она!

пишет Тютчев от лица своей героини. В стихотворении «Весь день она лежала в забытьи. » Тютчев описывает последствия той роковой страсти, показывает, как опустошает и убивает любовь душу женщины:

  • Любила ты, и так, как ты, любить
  • Нет, никому еще не удавалось!
  • О господи. И это пережить.
  • И сердце на клочки не разорвалось.

Денисьевский цикл — это художественный дневник. От стихотворения к стихотворению нам раскрывается история любви Тютчева и Денисьевой. Однако цикл лишен сюжетности. В стихах описываются лишь некоторые, самые важные моменты отношений двух влюбленных. В цикле мало сведений и о динамике любви, о ее возникновении, развитии. Поэтика денисьевского цикла отличается от поэтики других произведений Тютчева. В любовных стихотворениях возникают психологизм и детализация чувств, ранее не характерные для поэзии Тютчева.

Читая стихи денисьевского цикла, читатель представляет образ его героини. Тютчев всегда подчеркивает, что его героиня выше, чище, чем герой, она нравственно превосходит героя, так как страдает больше, чем он. Тютчев поэтизирует, идеализирует женщину, она становится центром всего лучшего, светлого в этом цикле. Большой трагедией для Тютчева стала смерть Денисьевой.

  • Жизнь, как подстреленная птица.
  • Подняться хочет и не может.
  • Нет ни полета, ни размаху
  • Висят поломанные крылья.
  • И вся она, прижавшись к праху.
  • Дрожит от боли и бессилья.

Жизнь в такой тяжелой обстановке, постоянные переживания подорвали ее здоровье, она умерла. После ее смерти Тютчев не перестает писать стихи, посвященные ей. Однако Тютчеву невыносимее всего, страшнее всего было ощущать, как в его душе умирают все лучшие воспоминания, связанные с его возлюбленной:

  • Минувшее не веет легкой тенью,
  • А под землей, как труп, лежит оно.

Тютчев просит Бога не дать забыть ему о своей любимой, просит, чтобы память о ней навсегда осталась с ним:

  • О, господи, дай жгучего страданья
  • И мертвенность души моей рассей:
  • Ты взял ее, но муку вспоминанья.
  • Живую муку мне оставь о ней.

В жизни Фета тоже была огромная потеря. Трагически погибла его возлюбленная Мария Лазич. После ее смерти Фет очень меняется, меняются его взгляды на жизнь и на искусство. Фет разделяет свою жизнь на две сферы: реальную и идеальную. И только идеальную сферу он переносит в свою поэзию. Теперь в Фете стали жить как будто бы два человека: один — жестокий, прагматичный помещик, другой — мелодичный поэт, певец любви и природы. Фет стал поэтом и идеологом «чистого» искусства. Он был твердо уверен, что действительность и поэзия — диаметрально противоположные, несовместимые вещи и что никакие отголоски реальной жизни не должны проникать в поэзию. Выше всего Фет ценил красоту, преклонялся перед ней. Красотой для него является природа, любовь и музыка. Все стихотворения Фета в основном посвящены этим трем идеалам, среди которых любовь занимает главное место.

Любовь, по Фету, — это сладостные моменты сближения и соединения душ. Фет не описывает целиком любовное чувство, как Тютчев, любовь у Фета распадается на отдельные впечатления, переживания, поэт передает момент чувства, мимолетное движение человеческой души. Показательно в этом отношении стихотворение «Шепот. Робкое дыханье. ». Мир природы и мир человеческого чувства оказываются неразрывно связанными в этом стихотворении. В этих «мирах» поэт выделяет еле заметные переходные состояния, трудноуловимые изменения. И чувство, и природа показаны в стихотворении в отрывочных деталях, отдельных штрихах. Однако у читателя они складываются в единый образ свидания, создают единое впечатление. Стихотворение лишено глаголов, оно состоит из одних имен (прилагательных и существительных). Это придает ему особую мелодичность, напевность. Вообще музыкальность — это неотъемлемое качество всех любовных стихов Фета и поэзии Фета в целом. Музыка, любовь и природа слиты в поэтическом мире Фета, они неотделимы друг от друга.

«На заре ты ее не буди. » — один из ярких примеров музыкальности лирики Фета. Жанр этого стихотворения можно определить как романс. Стихотворение лишено сюжета, читатель ничего не знает о его героине, потому что Фет не рассказывает о ней и о ее внутреннем мире, а как бы рисует картину. Но это картина не статичная, она не лишена движения. Фет описывает едва уловимые оттенки душевных переживаний героини. Именно эти штрихи и составляют, по Фету, существо человека.

В стихотворении «Сияла ночь. » героиня именно через музыку, пение выражает все свои чувства, любовь:

Ты пела до зари, от слез изнемогая, Что ты одна — любовь, что нет любви иной, И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя, Тебя любить, обнять и плакать над тобой.

У Фета нет конкретного цикла любовных стихотворений, посвященных Марии Лазич. Однако Фет не мог забыть свою первую, самую большую любовь. Образ Марии Лазич, память об их отношениях не переставали возникать в поэзии Фета на протяжении всей его жизни, причем более всего и проникновеннее всего1 Фет писал о своей первой любви в стихотворениях, вошедших в цикл «Вечерние огни», в период, наиболее удаленный от драматического романа с М. Лазич:

Та трава, что вдали на могиле твоей. Здесь, на сердце, чем ста ре оно, тем свежей, И я знаю, взглянувши на звезды порой, Что взирали на них мы, как боги, с тобой.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: