Сочинение — Сюжет и композиция романа — Герой нашего времени — М

В 1838 году Михаил Юрьевич Лермонтов начал работу над «Героем нашего времени», опираясь на свои кавказские впечатления. В процессе создания произведения «Бэла» и «Тамань» были опубликованы в виде отдельных повестей. При публикации «Фаталиста» в «Отечественных записках» редакция поместила извещение о том, что автор предполагает в ближайшее время издать «собрание своих повестей и напечатанных и ненапечатанных». Завершался анонс многообещающими словами: «Это будет новый, прекрасный подарок русской литературе». Итак, читатели ждали сборник повестей и автор изначально, видимо, не задумывал свое произведение как целостное и связное повествование.

Тем не менее в 1840 году роман «Герой нашего времени» увидел свет. Повести, вошедшие в него, имели сплошную композиционную структуру.

Композиция романа подчинена раскрытию характера Печорина. Последовательность событий, сюжетное повествование специально изменено. Повести, входящие в роман, расположены не в том порядке, в котором реально могли бы происходить события. Исходя из хронологической последовательности событий, первой повестью романа должна была быть «Тамань». В Тамани Печорин останавливается по пути из Петербурга на Кавказ. Затем — «Княжна Мери». Печорин переезжает на воды, живет в Пятигорске и Кисловодске, убивает на дуэли Грушницкого. Из «Бэлы» мы узнаем, что за это он был выслан в кавказскую крепость под начальство Максима Максимыча. Затем — «Фаталист». Печорин приезжает в казачью станицу, знакомится с Вуличем. Прожив несколько лет в Петербурге, Печорин уходит в отставку и едет в Персию. В пути, во Владикавказе, он встречается с Максимом Макси-мычем и странствующим офицером — это повесть «Максим Максимыч». Возвращаясь из Персии, Печорин умирает. Об этом повествователь рассказывает в предисловии к «Журналу Печорина».

Психологическая сложность центрального образа определила композиционное строение произведения. Лермонтов постепенно знакомит читателя со своим героем, все глубже раскрывая перед нами душу Печорина, все сильнее нас заинтересовывая.

Композиция кроме сюжета вбирает в себя и другие составляющие произведения. Важным моментом в раскрытии композиции «Героя нашего времени» является и то, кто рассказывает о происходящем. Смена рассказчика позволяет Лермонтову более глубоко и всеобъемлюще раскрыть внутренний мир героя.

Мы знакомимся с Печориным в «Бэле». Рассказывает о герое Максим Максимыч — штабс-капитан, прослуживший с ним год на Кавказе. Максим Максимыч человек добрый, но понять Печорина он не в состоянии. Единственное, что он может сказать о нем, это: «славный малый», «но с большими странностями». Максим Максимыч и Печорин чужды друг другу. Их разнит не только возрастное и социальное положение. Перед нами люди разных эпох, разного мироощущения. Максим Максимыч — старый служака, беспрекословно выполняющий любые приказы начальства, не умеющий и не желающий рассуждать.

Иное дело Печорин. В «Бэле» он скрытен, потому непонятен штабс-капитану. Печорин напоминает романтического героя. История его трагической любви, разочарованность, тоска поражают добродушного Максима Максимыча, но разгадать душу своего подчиненного он не может.

Читатель заинтересован, но делать выводы о характере героя еще рано. Автор передает право рассказать о Печорине проезжему офицеру, от лица которого ведется повествование романа. Это человек, явно понимающий Печорина, они люди одного поколения, люди одного круга. Мы вполне доверяем его суждениям и потому внимательно вчитываемся в его слова.

Перед нами предстает психологический портрет героя. Подробно описывая внешность, повествователь пытается понять характер Печорина. Особое внимание рассказчик уделяет глазам: «Они не смеялись, когда он смеялся]..» Он хочет узнать, что скрывают они, и потому с радостью берет у Максима Максимыча записки Печорина.

Ореол таинственности не исчезает, хотя мы уже многое узнали о герое. Автор предоставляет самому Печорину рассказать о себе. Роман продолжает «Журнал Печорина», его предваряет предисловие повествователя. Здесь мы читаем важные слова: «Может быть, некоторые читатели захотят узнать мое мнение о характере Печорина? Мой ответ — заглавие этой книги». Итак, Печорин — герой своего времени, личность типичная, лицо эпохи. Однако глубоко понять его поможет только исповедь самого героя.

«Журнал Печорина» — это своего рода «роман в романе». «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист» — «история души человеческой, следствие наблюдений ума зрелого над самим собою». Исповедальный характер дневниковых записей роднит роман Лермонтова с его лирикой. Жажда жизни, поиск истинных ценностей, смысла человеческого существования порой приобретает в личности Печорина жесткие и жестокие формы. Разочарованность, скука, страдание — спутники его жизни и жизни людей, связавших с ним свою судьбу.

Заключительная глава «Фаталист» на первый взгляд кажется лишней, выпадающей из закономерного развития романа. Но на самом деле в «Фаталисте» заключена важнейшая мысль повествования, к ней постепенно вел нас автор. Печорин переходит от самооценки к размышлению о своем • поколении. Каковы же его мысли? Здесь без устали Лермонтов говорит о том, о чем кричал он в «Думе», что не давало ему покоя всю жизнь, — о горькой судьбе своего поколения: «. мы . жалкие потомки, скитающиеся по земле без убеждений и гордости, без наслаждения и страха . мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья, потому что знаем его невозможность и равнодушно переходим от сомнения к сомнению. «

«Фаталист» возвращает нас в крепость, где произошла трагедия с Бэлой. Круг замкнулся. «Кольцевая» композиция подчеркивает обреченность героя. Печорин пытается решить самый сложный для себя вопрос: насколько человек волен распоряжаться своей судьбой. «И если точно есть предопределение, то зачем же нам дана воля, рассудок?»

Таким образом, в романе рассматриваются социальные, нравственные и философские проблемы. Психологически точно дается картина взаимоотношений общества и личности.

Стихи лермонтова о тамани

Памятник Лермонтову в ст. Тамань. Фото Екатерины Лушпат, «ТАМАНЬ»

15 октября – 198 лет со дня рождения великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова. Дни, проведенные Лермонтовым на Тамани, вдохновили его на создание шедевра – повести «Тамань». В знак благодарности поэту в ст. Тамань в 1976 году открыт музей Лермонтова. В 1984 году состоялось торжественное открытие памятника поэту работы И.Д. Бродского. Лермонтовская Тамань стала одним из культурных уголков России, в котором побывали известные поэты, актеры, режиссеры, потомки Лермонтова. Какой след в душе оставляют лермонтовские места, творчество великого поэта?

Михаил Басловяк, глава Таманского сельского поселения:

– Тамань – это особенное место, где все дышит историей, поэзией. Когда я впервые побывал в этих местах, в Лермонтовском музее, то сразу передо мной ожили страницы из повести «Тамань». Вся экспозиция соответствует повествованию. Узнаешь хату, где останавливался Лермонтов, и крутой берег, и лодку. Все будто наяву. Через два года будем отмечать 200-летие поэта. В этом году в литературном зале идет ремонт. После открытия Лермонтовской экспозиции все желающие вновь смогут посетить этот уникальный музей.

Мирра Исаенко, Заслуженный работник культуры России, Почетный гражданин Темрюкского района:

– Все, что связано с именем Лермонтова на Тамани, проходило впервые. Это и открытие Дома-музея, и открытие памятника поэту, и первые выставки художников, и балетная постановка, и звучание оркестра в парке, и исполнение стихотворений у памятника, и фейерверк, и театральные постановки в исполнении краснодарских артистов. Накануне вся станица приводила в порядок улицы, готовилась к празднику. Хозяева подворий щедро угощали гостей станицы, устраивали на ул. К. Маркса «улицу гостеприимства». Эту идею я вижу и в нынешней «Атамани», где все муниципалитеты Кубани приглашают на свои подворья, показывают свое творчество, угощают разносолами.

Каждый праздник, посвященный великому поэту, был ярким, не похожим на предыдущий. Лермонтовский музей принимал известных поэтов, звезд
отечественного кино, деятелей культуры. Запомнился праздник, когда в Тамань приехали Белла Ахмадулина, Ника Турбина, Михаил Козаков, Александр Масляков и другие. Это был незабываемый творческий и патриотический подъем. Не только звучали стихи, музыка. Главное, что была реализована идея активного участия молодого поколения. В те годы была организована «Детская литературная республика Лермонтова». В течение недели дети из школ края жили в лагере на берегу моря. Были команды КВН. Встречу вел Александр Масляков. Разумеется, тема была лермонтовская. Ребята разыгрывали сценки из произведений поэта. Кстати, все готовили сами. Лермонтовская Республика актуальна и в наши дни. Этот год юбилейный: 200-летие Бородинского сражения. В 1837 году Лермонтов написал знаменитое стихотворение «Бородино». Очень важно связать воедино и великую историю, и великую русскую литературу. Лермонтову это удалось.

Владимир Пукиш, пресс-служба ОАО АПФ «Фанагория»:

– «Фанагория» имеет премиальные виноградники «Крю Лермонт», названные в честь поэта. Кстати фанагорийский виноградник стал первым именным виноградником России. Серия премиальных вин «Крю Лермонт» получила признание на престижных российских и зарубежных выставках и в дегустационных конкурсах. Называя наши лучшие виноградники именем великого поэта, мы словно бы представляли, что по этим дорогам катилась бричка, в которой он ехал в Фанагорийскую крепость, тут мог быть след его сапог… Ведь мы часто стараемся каким-то образом соединить себя, свое поколение со своими предками, показать непрерывность нашей истории. Возможно, великое имя должно к чему-то обязывать (хотя сколько у нас названо пыльных улиц именами великих поэтов). А вообще, вино и поэзия для нас неразделимы. Это отражено и в оформлении вина этой серии. Поэт будто лично подписал этикетку, обронив в конце чернильную кляксу. Поэтому, хоть Лермонтов и назвал Тамань «скверный городишко», мы на него не в обиде.

Любовь Асланова, директор МБУК «Межпоселенческая библиотека» Темрюкского района:

– Ежегодно в библиотеке в эти лермонтовские дни проводим камерные праздники. В день рождения поэта 15 октября в 10.00 в читальном зале пройдет камерный праздник «Лермонтовские маршруты по северному Кавказу и Кубани». Организована книжная выставка «Творец мировой культуры». В празднике участвуют читатели библиотеки, школьники, члены литературного клуба «Орфей». На таких встречах ребята подробно знакомятся с творчеством поэта, с произведением, которое прославило нашу Тамань.

«Лермонтовская Тамань» (экскурсии Большой Анапы)

Таманский залив. Таманский полуостров. Казачья станица Тамань. Может, и не были бы эти края столь известны, если бы не знаменитый лермонтовский роман «Герой нашего времени». События одной из его частей «Тамань» происходят как раз здесь, на самом северном берегу черноморского побережья у Керченского пролива. Жители Тамани чтят память о великом русском классике Михаиле Юрьевиче Лермонтове , они отреставрировали домик, в котором он останавливался, и установили памятник на самом берегу Черного моря.

Лермонтовская Тамань

Написанное Лермонтовым стихотворение «Смерть Поэта», или «На смерть Пушкина», послужило причиной его ссылки на Кавказ. Бунтарские строки, написанные гусарским офицером, за день облетели весь Петербург и цитировались практически каждым. С этого дня корнет лейб-гвардии Лермонтов стал знаменитой и уважаемой личностью в литературных и социально-политических кругах России.

Царь Николай I посчитал стихи «непозволительными» и отправил поэта отбывать службу в Нижегородский драгунский полк, размещавшийся в Геленджике. По пути Лермонтов остановился в казачьей станице Тамань, в которой стояли казачьи войска. Вот так и получилось, что в 1837 году он впервые посетил здешние места и в течение двух суток проживал в хате Федора Мисника . Следующий раз Лермонтов заехал в Тамань по пути из Ставрополя в Анапу в 1840 году. А третий – в 1841 году – по дороге в Петербург. Сегодня этот дом, бережно хранящий память о великом поэте, и называется домом-музеем Лермонтова. Именно сюда стекаются писатели, художники и просто любители искусства, чтобы вдохнуть запах позапрошлого столетия и получить вдохновение для своего творчества. Приезжают в Тамань с экскурсией и те, кто предпочитает сочетать отдых на российском побережье с культурным туризмом.

Герои, описанные Лермонтовым в самостоятельной части «Тамань» (которая является одной из сюжетных линий романа «Герой нашего времени»), на самом деле существовали. С ними Лермонтов познакомился, когда дожидался прибытия судна или лошадей, чтобы продолжить свое дальнейшее путешествие (существовала дорога по морю и вдоль берега). И контрабандист, и его красавица жена, и слепой мальчик – все они были взяты Лермонтовым из реальной жизни, с которой он успел соприкоснуться за столь короткий срок своего первого пребывания в Тамани. Лермонтов ни капли не жалел, что ему довелось остановиться в этом небольшом городке с кривыми и пустынными улочками. Более того, он хранил в памяти все детали черноморской станицы. Уцелел его рисунок, сделанный карандашом. На нем запечатлено море, корабль, лодка, причаленная у берега, и круча, а на ее краю стоит домик. Эта хижина, в которой проживал поэт, к сожалению, не сбереглась. Она обрушилась в море во время обвала части прибрежья в конце 19 века. Поэтому домик Лермонтова восстановлен по сохранившимся рисункам и перенесен чуть дальше от обрыва.

Музей всегда полон посетителей: школьников, студентов и поклонников лермонтовского творчества , приезжающих на отдых на Черное море из ближнего и дальнего зарубежья.

Лермонтов и современная Тамань

С 1976 года дом-музей русского классика пополняется новыми ценными экспонатами. Здесь и рисунки, выполненные Лермонтовым , и все издания его художественных произведений, и иллюстрации художников к его романам и повестям. «Музей Лермонтовской книги» собирает экземпляры произведений Лермонтова , переведенных на многие языки мира, с автографами как российских, так и зарубежных поэтов и писателей. Есть информация о театрах и спектаклях, которые были поставлены по творениям М.Ю. Лермонтова , а также научные исследования его творчества.

В тенистом парке, носящем имя поэта и писателя, у самого Черного моря, каждый год в октябре организовываются Лермонтовские чтения . Литературные мероприятия ко дню рождения русского классика включают в себя не только праздники поэзии, но и целые представления с участием известных актеров, музыкантов, талантливых юных исполнителей и иностранных гостей.

Хотите побывать на светском бале в стиле 19 века? Милости просим в Тамань, где под звуки живого камерного оркестра вы погрузитесь в далекие часы времен царской России.

История Тамани

На территории современного Темрюкского района Краснодарского края с II – IV тысячелетия до н.э. существовало Тмутараканьское княжество. Проведенные раскопки свидетельствуют, что это был древнейший и крупнейший город. По сегодняшним масштабам от города Темрюк до Тамани – 70 километров. Столько же – от Анапы. Во времена античности город назывался Гермонасса и был важным торговым центром. Менялась карта черноморского побережья, размеры людских поселений и их названия, но благоприятное территориальное расположение всегда способствовало росту и процветанию Таманского городища.

Приезжая в станицу Тамань на отдых, посетите здешние достопримечательности: музей-заповедник Таманского городища и дом-музей Лермонтова . И вам удастся заглянуть одним глазком в различные эпохи: античную и византийскую, в период правления Хазарского каганата и Золотой Орды, турков и черноморских казаков. Этот удивительный уголок поведает вам много тайн об истории человечества и о его талантливых деятелях и героях.

Герой нашего времени » Предисловие

Во всякой книге предисловие есть первая и вместе с тем последняя вещь; оно или служит объяснением цели сочинения, или оправданием и ответом на критики. Но обыкновенно читателям дела нет до нравственной цели и до журнальных нападок, и потому они не читают предисловий. А жаль, что это так, особенно у нас. Наша публика так еще молода и простодушна, что не понимает басни, если в конце ее на находит нравоучения. Она не угадывает шутки, не чувствует иронии; она просто дурно воспитана. Она еще не знает, что в порядочном обществе и в порядочной книге явная брань не может иметь места; что современная образованность изобрела орудие более острое, почти невидимое и тем не менее смертельное, которое, под одеждою лести, наносит неотразимый и верный удар. Наша публика похожа на провинциала, который, подслушав разговор двух дипломатов, принадлежащих к враждебным дворам, остался бы уверен, что каждый из них обманывает свое правительство в пользу взаимной нежнейшей дружбы.

Эта книга испытала на себе еще недавно несчастную доверчивость некоторых читателей и даже журналов к буквальному значению слов. Иные ужасно обиделись, и не шутя, что им ставят в пример такого безнравственного человека, как Герой Нашего Времени; другие же очень тонко замечали, что сочинитель нарисовал свой портрет и портреты своих знакомых. Старая и жалкая шутка! Но, видно, Русь так уж сотворена, что все в ней обновляется, кроме подобных нелепостей. Самая волшебная из волшебных сказок у нас едва ли избегнет упрека в покушении на оскорбление личности!

Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно, портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии. Вы мне опять скажете, что человек не может быть так дурен, а я вам скажу, что ежели вы верили возможности существования всех трагических и романтических злодеев, отчего же вы не веруете в действительность Печорина? Если вы любовались вымыслами гораздо более ужасными и уродливыми, отчего же этот характер, даже как вымысел, не находит у вас пощады? Уж не оттого ли, что в нем больше правды, нежели бы вы того желали.

Вы скажете, что нравственность от этого не выигрывает? Извините. Довольно людей кормили сластями; у них от этого испортился желудок: нужны горькие лекарства, едкие истины. Но не думайте, однако, после этого, чтоб автор этой книги имел когда-нибудь гордую мечту сделаться исправителем людских пороков. Боже его избави от такого невежества! Ему просто было весело рисовать современного человека, каким он его понимает, и к его и вашему несчастью, слишком часто встречал. Будет и того, что болезнь указана, а как ее излечить — это уж бог знает!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector