Стихи лермонтова чинара

Стихотворение «Листок» написано в 1841 году. В центре стихотворения — одинокий листок, который оторвался от ветки родимой, засох, увял от холода, зноя, горя. Гонимый листок докатился до Чёрного моря. В противоположность ему у моря стоит молодая чинара, с ней шепчется ветер, на ветвях качаются райские птицы. Сравниваются два мира: листок окружают враждебные силы, чинару — ласковый ветер.

Листок-странник молит приюта, но чинара отвергает его, отказывается приютить листок. «Иди себе дальше», — говорит чинара, но дальше — море, гибель для листка.

Некоторые литературоведы считают, что в образе до срока созревшего листка угадывается второй план, раскрывающий тему бесцельного существования, разрыва исторических связей и преждевременного созревания лермонтовского поколения.

Дубовый листок оторвался от ветки родимой
И в степь укатился, жестокою бурей гонимый;
Засох и увял он от холода, зноя и горя;
И вот наконец докатился до Чёрного моря.

У Чёрного моря чинара стоит молодая;
С ней шепчется ветер, зелёные ветви лаская;
На ветвях зелёных качаются райские птицы;
Поют они песни во славу морской царь-девицы.

И странник прижался у корня чинары высокой;
Приюта на время он молит с тоскою глубокой,
И так говорит он: «Я бедный листочек дубовый,
До срока созрел я и вырос в отчизне суровой.

Один и без цели по свету ношуся давно я,
Засох я без тени, увял я без сна и покоя.
Прими же пришельца меж листьев твоих изумрудных,
Немало я знаю рассказов мудрёных и чудных».

«На что мне тебя? — отвечает младая чинара, —
Ты пылен и жёлт, — и сынам моим свежим не пара.
Ты много видал — да к чему мне твои небылицы?
Мой слух утомили давно уж и райские птицы.

Иди себе дальше, о странник! тебя я не знаю!
Я солнцем любима, цвету для него и блистаю;
По небу я ветви раскинула здесь на просторе,
И корни мои умывает холодное море».

Вопросы и задания

  1. Какова история листка-странника? О чём этот рассказ — о листке, о людях, о поколении? Какие эпитеты, олицетворения помогают сделать стихотворение таким грустным?
  2. Понаблюдайте, как создана история листка, его образ и образ чинары. Выберите из текста глаголы, и в вашем сознании восстановится вся история листка («оторвался», «укатился», «засох», «увял», «докатился», «прижался», «молит приюта», «до срока созрел») и чинары («цвету», «блистаю», «раскинула ветви»). Какой же образ листка и чинары создаётся в стихотворении?

Можно ли сказать, что листок-странник олицетворяет самого поэта, его чувства, состояние души и даже переживания, трагедию целого поколения, «до срока созревшего»? Как вы понимаете выражение «до срока созревший»?

  • Как вы думаете, есть ли будущее у листка? Подтвердите это строчками самого стихотворения. Как вы это объясните?
  • Итак, в стихотворении два характера, две судьбы, два состояния, два настроения. Кому сочувствуете вы и почему?
  • Стихотворение М. Ю Лермонтова «Листок» (восприятие, истолкование, оценка)

    Центральным образом стихотворения М.Ю. Лермонтова «Листок», написанного в 1841 году, стал оторвавшийся от «ветки родимой», «жестокою бурей гонимый» «дубовый листок». Надо сказать, что листок как символ бесприютного, скитальческого существования проявлялся еще в ранней лирике поэта («Портреты», «Дай руку мне, склонись к груди поэта»).

    Лермонтоведы указывают на связь стихотворения «Листок» с элегией французского поэта Антуана Арно, переводившейся на русский язык В. Жуковским и Д. Давыдовым.

    Образ листка-странника продолжит свою жизнь в творчестве таких писателей, как К.Г. Паустовский («Разливы рек»), Л.М. Леонов («Evgenia Ivanovna») и многих других.

    Главная тема стихотворения «Листок» – поиск спокойствия и тепла в этом жестоком мире, попытка спастись от одиночества.

    Листок в стихотворении созрел до срока. Это символ лермонтовского поколения, которое, как и листок, созрело преждевременно и стало вести бесцельную жизнь. А в путешествии листка на юг угадывается автобиографический мотив изгнанничества.

    Лирический сюжет стихотворения развивается в аллегорической форме, он построен на противопоставлении двух образов: листка и чинары. Листок-странник переживает враждебность окружающего мира: жара и холод заставляют его сохнуть и увядать, солнце против него, ветер также жесток по отношению к листку. Но с чинарой ветер и солнце живут в дружбе и согласии:

    С ней шепчется ветер, зеленые ветви лаская,

    Я солнцем любима, цвету для него и блистаю.

    Мир листка-«странника» – это бесприютное одиночество, лишенное романтического ореола, это также горе, беспокойство: «увял он от холода, зноя и горя», «увял я без сна и покоя». Но мир чинары тоже не идеален: это мир забвения, отгороженности от реальной жизни: «Ты много видал — да к чему мне твои небылицы?». Чинара живет в своем мире и не желает знать ничего, что может вывести ее за его границы.

    Герой ранней лирики Лермонтова отвергал мир беспечного блаженства. Он был для него решительно неприемлем. Теперь листок-странник даже в чуждом ему мире хочет найти избавления от тоски и одиночества:

    И странник прижался у корня чинары высокой;

    Приюта на время он молит с тоскою глубокой.

    Но почему чинара не приютила листок? Потому что в мире, где ревностно оберегают собственный покой и безмятежность, где царят эгоизм и пресыщение, нет места состраданию и пониманию.

    Финальные слова чинары: «На что мне тебя. Иди себе дальше; о странник! тебя я не знаю. » оставляют у читателя ощущение недосказанности. Такой конец стихотворения имеет содержательное значение. Чинара говорит листку идти дальше, но дальше – море. Об этом мы понимаем из первой строфы: «И вот, наконец, докатился до Черного моря».

    И здесь опять прослеживается тема несовместимости двух миров. Чинаре море дает жизнь: «И корни мои умывает холодное море», а обреченному на скитания листку оно сулит только гибель.

    Стихотворение написано пятистопным амфибрахием. Это редкий в русской поэзии размер. Важным художественным средством в стихотворении является звукопись. Так, в качестве звукового повтора Лермонтов ставит слова «черный» — «чинара»:

    У Чёрного моря чинара стоит молодая.

    Синтаксическая организация стихотворения способствует усилению ощущения враждебности и несовместимости листка в полете и чинары в спокойствии. Три первые строфы — это три бессоюзных предложения, части которых распространены и осложнены. Две последние строфы, посвящённые чинаре, содержат пять предложений, которые она, уверенная в себе, не просто произносит, а «рубит». В вопросительной и восклицательной интонациях чувствуются гнев и возмущение.

    Так что же будет с листком-странником? Наверное, как это ни печально, он так и останется гонимым «жестокой бурей», так и будет одиноко бесцельно скитаться по свету. Куда унесет его ветер – неизвестно. Так и не найдет, не обретет листок желанного покоя. Может, ему стоило остаться на «родимой ветке»? «Отчизна сурова», но не лучше ли искать покоя в ней, чем в чужом мире? Ведь на чужбине никто не ждет страдающую душу скитальца, вдали от Родины трудно найти покой.

    0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

    / Сочинения / Лермонтов М.Ю. / Разное / Стихотворение М. Ю Лермонтова «Листок» (восприятие, истолкование, оценка)

    Смотрите также по разным произведениям Лермонтова:

    Листок (Лермонтов)

    ← Свиданье Листок («Дубовый листок оторвался от ветки родимой. »)
    автор Михаил Юрьевич Лермонтов (1814 — 1841)
    Выхожу один я на дорогу →
    См. Стихотворения 1841 . Дата создания: 1841, опубл.: 1843 [1] . Источник: Лермонтов М. Ю. Полное собрание стихотворений в 2 томах. — Л.: Советский писатель. Ленинградское отделение, 1989. — Т. 2. Стихотворения и поэмы. 1837—1841. — С. 82. • Стихотворение №420 (ПСС 1989).

    Авторские и издательские редакции текста [ править ]

    • «Дубовый листок оторвался от ветки родимой. » // Отечественные записки, 1843, XXVII, 4 (дореформенная орфография)
    • Листок («Дубовый листок оторвался от ветки родимой. ») // Полное собрание стихотворений в 2 т., 1989. Т.2
    • Листок («Дубовый листок оторвался от ветки родимой. ») // Полное собрание стихотворений в 2 т., 1989. Т.2 (Ё)


    Дубовый листок оторвался от ветки родимой
    И в степь укатился, жестокою бурей гонимый;
    Засох и увял он от холода, зноя и горя
    И вот наконец докатился до Чёрного моря.

    У Чёрного моря чинара стоит молодая,
    С ней шепчется ветер, зелёные ветви лаская,
    На ветвях зелёных качаются райские птицы;
    Поют они песни про славу морской царь-девицы.

    И странник прижался у корня чинары высокой;
    Приюта на время он молит с тоскою глубокой,
    И так говорит он: «Я бедный листочек дубовый,
    До срока созрел я и вырос в отчизне суровой.

    Один и без цели по свету ношуся давно я,
    Засох я без тени, увял я без сна и покоя.
    Прими же пришельца меж листьев своих изумрудных,
    Немало я знаю рассказов мудреных и чудных».

    «На что мне тебя? — отвечает младая чинара. —
    Ты пылен и жёлт — и сынам моим свежим не пара.
    Ты много видал — да к чему мне твои небылицы?
    Мой слух утомили давно уж и райские птицы.

    Иди себе дальше, о странник! Тебя я не знаю!
    Я солнцем любима, цвету для него и блистаю.
    По небу я ветви раскинула здесь на просторе,
    И корни мои умывает холодное море».

    Примечания [ править ]

    1. ↑ Впервые — в журнале «Отечественные записки», 1843, том XXVIII, № 6, отд. I, с. 193 без заглавия с подписью «Лермонтов».

    Листок (стр. 207, 305) Печатается по беловому автографу — ГПБ, собрание рукописей Лермонтова, № 12 (записная книжка, подаренная Лермонтову В. Ф. Одоевским), лл. 10 об.—11. Черновой автограф карандашом — там же, лл. 18 об.—19 (лл. 7 об.—8 с другого конца книжки). Впервые опубликовано в «Отеч. записках» (1843, т. 28, № 6, отд. I, стр. 193). Датируется маем — началом июля 1841 года по положению в записной книжке. Белинский о стихотворении «Листок» — см. примечание к стихотворению «Утес» (стр. 359).

    Примечания. — Авт.: Т. П. Голованова, Г. А. Лапкина, А. Н. Михайлова // Лермонтов М. Ю. Сочинения: В 6 т. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1954—1957. Т. 2. Стихотворения, 1832—1841. — 1954. — С. 311—379. Источник: Электронная публикация: ФЭБ

    420. ОЗ. 1843, № 6. — — Печ. по автографу ГПБ, Зап. книжка. Черн. автограф — ГПБ. Строки «До срока созрел я», «Один и без цели» связывают балладу с «Думой» (№ 368), а образ молодой чинары воспринимается как попытка преодолеть одиночество на иной почве, в другой среде. Н. Г. Чернышевский в «Повести в повести» переосмыслил образ молодой чинары из лермонтовского «Листка», связав с ним размышления о судьбах России, о силах, которые приблизят ее светлое будущее (Чернышевский Н. Г. Полн. собр. соч. М., 1949. Т. 12. С. 274—275).

    Найдич Э. Э. Примечания // Лермонтов М. Ю. Полное собрание стихотворений: В 2 т. — Л.: Сов. писатель. Ленингр. отд-ние, 1989. Т. 2. Стихотворения и поэмы. — 1989. — С. 597—657. Источник: Электронная публикация: ФЭБ.

    Стихи лермонтова чинара

    Стихотворение последнего года жизни Лермонтова, несомненно, философское. Наверное, именно о нём сказано у Фета:

    Этот листок, что иссох и свалился,
    Золотом вечным горит в песнопенье.

    Прислушаемся к тому, как звучит стихотворение. Рассмотрим, чем определяется напевность его интонации: назовём очевидные особенности ритмической организации — стихотворный размер и парную женскую рифму, не меняющуюся на протяжении всего стихотворения.

    Далее определим очевидную особенность: стихотворение сюжетное. Поэт рассказал историю листка, который “оторвался”, “укатился”, “засох”, “увял”, “докатился”, “прижался”, “молит” и др. Какие мотивы прослеживаются в “биографии” листка? Как они подчёркнуты словами “жестокая”, “холод”, “зной”, “горе”? Какие чувства вызывает его “судьба”? Что мешает характеризовать этот образ как прямолинейно-аллегорический и заставляет оценивать его как более сложный: философский, символический?

    Разберём, как “устроено” стихотворение. Рассмотрим второй центральный образ — чинару. В какой строфе и после чего он появляется? Какое место уделено в рассказе о листке его встрече с чинарой? Какой она изображается? Какие детали наиболее важны для характеристики мира, в котором она существует?

    Проанализируем диалог листка и чинары. Какое место в стихотворении он занимает? Как композиционно располагаются реплики? Как высказывает листок свою просьбу? В чём она состоит? Как при этом называет героя поэт и как листок называет себя сам и для чего?

    Как относится чинара к мольбе листочка? Чем вызван и как мотивирован её отказ? Насколько важно то, что стихотворение завершается ответом чинары? Почему автор не даёт комментария к её поступку?

    Совершенно естественно, что многие сочтут, что автор не высказывает своего отношения, чтобы, как мы иной раз говорим, “читатель сам сделал вывод”. Пусть “читатель” этот вывод сделает. Возможно, он осудит чинару за её равнодушие к “бедному” страннику и будет считать, что именно Лермонтов привёл его к этому.

    Предложим такому читателю внимательнее всмотреться в текст.

    Очевидно, что фигура странника центральная в стихотворении (убедитесь в этом, проследив от начала до конца соответствующую лексику). Какой дополнительный оттенок изначально придаётся образу листка-странника его принадлежностью к дубу? Как в связи с этим прочитывается “бедный листочек дубовый”? Как объясняется в стихотворении причина странничества? Что означают слова “до срока созрел я”, как они могут быть связаны с образом из тремя годами ранее написанной «Думы»: “тощий плод, до времени созрелый”? В чём субъективная и объективная причины странничества? Какой оттенок придают ему слова о “ветке родимой” и “отчизне суровой”?

    Обратимся к образу чинары. Что это за дерево, как оно соотносится с дубом? Как связаны “отчизна суровая“ и “Чёрное море”? Какую роль играет противопоставление листка чинаре и её “сынам”? Какую роль играют сопоставления: “бурей гонимый” — “шепчется ветер”, “зноя” — “солнцем”? Что может означать красота, молодость, женственность, материнство, самодостаточность чинары? Что могут символизировать небо и море в связи с образом чинары? Как соотносятся между собой миры чинары и странника? Почему финал стихотворения открытый? В чём трагизм образа странника?

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

    Adblock detector