Стихи лермонтова 30 годов

Стихотворение «Прощай немытая Россия», которое нас всех заставляли в школе учить наизусть, является подделкой. Сионистские умельцы навязали нашей стране заучивание этой дряни вполне сознательно, хорошо понимая, что они делают, в какую именно сторону они ломают менталитет десятков миллионов русских детей…

Старая фальсификация как оружие русофобов

Автор – Павел Краснов

Изучение творчества М.Ю. Лермонтова в школе часто начинается и заканчивается стихотворением «Прощай, немытая Россия», изучение его наизусть обязательно для школьников уже нескольких поколений. Это привело к тому, что если и не все восемь строк, то слова «немытая Россия, страна рабов, страна господ» , ставшие мощным идеологическим штампом, знают практически все.

У Лермонтова много гениальных стихов, просто близко несравнимых по уровню с упомянутым «стишем», но в школьную программу включены вовсе не они, а вот это. Кривоватый слог, убогие сравнения и полное отсутствие глубины, столь характерной для Лермонтова. Хуже произведения для представления его творчества подобрать сложно. Бесспорно, у каждого поэта или писателя, как бы велик он ни был, есть вещи удачные и неудачные, и для изучения в школе было бы естественным отобрать лучшие образцы. Если, конечно, целью является развитие молодого поколения, а не что-то иное.

Есть очень серьёзные основания полагать, что основной целью появления сего творения в учебниках и его всемерного, массового тиражирования были не литературные достоинства, а его кричащая русофобия. То есть, это акт грамотной идеологической войны.

Но может быть у лиц, вводивших его в школьные учебники, несмотря на протесты специалистов-литературоведов, просто такие своеобразные литературные вкусы и «где уж нам, убогим» судить об уровне стихотворения, это дело небожителей?

Нет, дело тут не в спорах эстетов. Дело в том, что советские (и по большей части российские на раннем постсоветском этапе по инерции) учебники строились на принципах строгой научности. Сомнительные гипотезы и двусмысленные вещи туда не допускались и близко. Ошибки, естественно, встречались, но они всего лишь отражали сложности развития науки и смены теорий.

Это, с позволения сказать, произведение разительно отличается от прочих стихотворений Лермонтова (помимо зашкаливающей русофобии, антипатриотизма и, мягко сказать, негениальности) тем, что не существует никаких прямых доказательств, что оно принадлежит именно ему, а не другому человеку. То есть, вообще никаких. Есть только тысячи раз повторённое утверждение, которое от многократных повторений приобретает в массовом сознании статус истины. И повторения эти тиражируются в школьных учебниках и изданиях сочинений поэта. Согласно требованиям научности, именно сторонники того, что это стихотворение принадлежит данному поэту, и обязаны это доказать. Но они этого делать не собираются, ссылаясь на. научную и литературную традицию, которую сами же создают. За аргумент обычно выдаются истерики и доводы, вроде ссылки на мнение Короленко где-то от 1890 г. (полвека после смерти Лермонтова). Им зачем-то очень нужно, чтобы дети с малых лет считали Родину «немытой» и убогой.

А что есть мытое-то, что есть чистое? Может быть Персия, Индия или Китай? Ни в коем случае. Чистое и прогрессивное – Запад, ясное дело, с него пример надо брать, а то и молиться на него.

То есть цель сего произведения вовсе не познакомить детей с лучшими образцами великой русской литературы, а совершенно другая – вбить в головы детей русофобский штамп. Можно утверждать, что единственная причина, по которой стихотворение вошло в школьные учебники – это его мощный русофобский «посыл», поданный в обёртке от стихов гениального русского поэта, штамп, который будет заложен в подсознание практически всего населения страны.

Понятное дело, для последующего манипулирования с недобрыми целями уже выросшими людьми. Ну, если уж гениальные люди так отзывались о России, она ж, наверное, и в самом деле убогая, омерзительная и вонючая?! А ведь скажи, напиши они честно: «стихотворение неизвестного поэта конца 19 в.» и весь ореол с него слетит моментально. Кому оно нужно, не будь оно приписано Лермонтову? Так что не зря включали его в учебники и сборники, нарушая все принципы – очень надо было.

К слову сказать, словосочетание «немытая Россию» если чем и примечательно, так это своей подлостью и переворачиванием ситуацию с ног на голову. Уж по уровню гигиены с русским мужиком из самой захудалой деревни, сотни лет мывшегося в парной бане, как минимум, раз в неделю, не сравнятся не то что европейские крестьяне, мывшиеся два раза в жизни, но и самые изысканные французские дворяне, мывшиеся, в лучшем случае, раз в год и придумавшим духи и одеколон для отбивания невыносимого смрада немытого тела по несколько раз в жизни, и дворянкам, носившим блохоловки.

Если вернуться к упомянутому произведению, то литературоведами давно с весьма высокой вероятностью установлено, что стихотворение «Прощай немытая Россия» не принадлежит Лермонтову, и его автором является совершено другой человек. Вот основные признаки этого:

  • нет автографа автора (оригинала).
  • произведение впервые появилось через 32 года после гибели поэта, а в печати появилось только 1887 году.
  • анализ стиля показывает полное несоответствие стилю Лермонтова. Так кривые образы «голубые мундиры», «паши» не встречаются нигде более.
  • Довольно чётко определён наиболее вероятный истинный автор – поэт-пародист Дмитрий Минаев, ярый антипатриот и антигосударственник, даже русофоб, активно писавший свои пародии и эпиграммы как раз в тот период, когда «стихотворение нашлось». Именно для него характерны стилистические обороты этого стихотворения.
  • Исходно существовало несколько версий стихотворения. Так были версии со словами «сокроюсь от твоих царей» и «сокроюсь от твоих вождей», что было бы странно более чем через 30 лет.

Склочник и алкоголик Минаев не скрывал своей ненависти к русским классикам – сам он не мог меряться с ними талантом, собственные стихи его были безнадёжно слабы, а амбиции непомерны. Весьма похоже на уже забытого сейчас поэта-пародиста Александра Иванова, такого же космополита, русофоба, того самого, который визжал, что он в войну поддержал бы фашистов, потому что при «фашизме была частная собственность». Кстати, также умершего от алкоголизма.

Нет, наверное, ни одного классика и крупного произведения, которое он бы не оплевал и не переврал. Его имя обычно упоминалось в связи с литературными фальсификациями, на которые он был мастак, и какими-то пошлыми скандалами. Для усиления эффекта от фальсификаций, скандалов и розыгрышей, они иногда действовали вместе с журналистом и странноватым издателем Бартеневым. Говорят, Минаев мог бы быть хорошим литератором, но разменял свои способности на пошлоё ёрничанье, хихикание и желчное глумление. Гении как были, так и остались, а клоуна уже никто и не помнит. И не вспомнил бы, если бы не его старая фальсификация, использованная затем недобрыми людьми.

Кому выгодно было, несмотря на протесты специалистов, включать это стихотворение в сборники Лермонтова? Это интересный вопрос. Вроде как была попытка ввести стихотворение в школьную программу в 20-е годы, но в начале 30-х, когда Сталин стал набирать силу, оно исчезло оттуда вместе со многими другими русофобскими творениями. Тогда немало активных русофобов были «безвинно репрессированы», как потенциальная (или уже сформировавшаяся) «пятая колонна» в преддверии надвигавшейся великой Войны.

Впервые массовый вброс начался в 1961 году, при Хрущёве. В среде литературоведов ходят слухи, что продавили с уровня ЦК КПСС через Академию Наук. Но кто именно стоял за идеей этого вброса, и кто заставил ввести стихотворение в полный сборник сочинений, сделав таким образом его литературным каноном, до сих пор неясно.

Почитать другие статьи из раздела «История»

«Разлука» М. Лермонтов

Я виноват перед тобою,
Цены услуг твоих не знал.
Слезами горькими, тоскою
Я о прощенье умолял,
Готов был, ставши на колени,
Проступком называть мечты, —
Мои мучительные пени
Бессмысленно отвергнул ты.
Зачем так рано, так ужасно
Я должен был узнать людей
И счастьем жертвовать напрасно
Холодной гордости твоей.
Свершилось! Вечную разлуку
Трепеща вижу пред собой…
Ледя́ную встречаю руку
Моей пылающей рукой.
Желаю, чтоб воспоминанье
В чужих людя́х, в чужой стране
Не принесло тебе страданье
При сожаленье обо мне…

Анализ стихотворения Лермонтова «Разлука»

Воспитанием Михаила Лермонтова занималась его бабушка, Елизавета Арсеньева, по настоянию которой в 1827 году будущий поэт поступил в пансион, где юношей из благородных семей готовили к поступлению в университет. Вместе с Лермонтовым учились дети знаменитых московских дворян, однако поэт сумел подружиться с двумя подростками, родители которых не отличались блистательным положением в обществе. Одним из товарищей Лермонтова стал Михаил Сабуров, дружбу с которым сам поэт называл «мучительной» и «бессмысленной». В последствии он так и не смог ответить, чем именно его привлекал этот худощавый и высокомерный подросток, который был резок в суждениях и несдержан в высказываниях.

Так или иначе, но Михаилу Сабурову Лермонтов посвятил несколько стихотворений, последнее из которых под названием «Разлука» датировано 1830-м годом. Написано оно было накануне окончания пансиона, после чего поэт больше никогда не встречался со своим товарищем. И на то были довольно веские основания, так как юный поэт по своей неосторожности выдал сердечную тайну друга, которая стала известна широкому кругу людей. По этой причине свое прощальное стихотворение, адресованное Сабурову, автор начинает со строк: «Я виноват перед тобою, цены услуг твоих не знал». Поэт просит прощения у человека, который, как он считает, был ему не только верным другом, но и наставником. Обращаясь к нему, поэт подчеркивает, что научился узнавать и понимать людей. Однако эти знания принесли ему одни лишь страдания. Хотя бы потому, что теперь автор прекрасно осознает, что его дружбе с Сабуровым пришел конец, и избежать расставания с близким товарищем нему не удастся.

Ситуация осложнилась тем, что Михаил Сабуров не принял извинения Лермонтова, и это подтверждают строки стихотворения: «Мои мучительные пени бессмысленно отвергнул ты». Поэтому расставались приятели не столько друзьями, сколько врагами, что вызывала в душе юного поэта бурю чувств. Лермонтов догадывается, что судьба больше никогда не сведет их вместе, поэтому отмечает в своем стихотворении: «Вечную разлуку трепеща вижу пред собой». В этой строчке слышится не только раскаяние и сожаление, но и некоторое облегчение, потому что по отношению к Сабурову Лермонтов постоянно испытывал чувство вины. Точнее, это лучший друг заставлял поэта его ощущать, умело изображая холодность, равнодушие и презрение. Гораздо позже Лермонтов скажет, что, в сущности, ничего не потерял, разорвав отношения с Сабуровым. Однако в момент расставания поэт желал лишь, чтобы друг не испытывал страданий, вспоминая о нем.

Урок по литературе. М.Ю. Лермонтов «Смерть поэта». Мечты о вольности

Разделы: Литература

Цель:

  1. Пробудить интерес учащихся к личности и творчеству Лермонтова.
  2. Помочь почувствовать трагизм судьбы поэта, заключающийся в неприятии им реального мира, протест против деспотизма и своеволия, жажда свободы, порыв к подвигу.
  3. Развитие умения проникать в подтекст стихотворения, видеть в нём выражение авторской концепции мира.
  4. Учить выразительному чтению.

Портрет М. Ю. Лермонтова. Рисунки поэта. Воспоминания современников о Лермонтове. Сборник открыток “Лермонтовские места”. Звукозапись стихотворения “Смерть поэта” в исполнении В.И.Качалова . Романс Варламова на стихи М.Ю.Лермонтова “Парус”.Портрет А.С.Пушкина.

I. Организационный момент.

1. Вступительное слово учителя.

Творчество М. Ю. Лермонтова – одна из самых ярких и волнующих страниц в истории отечественной литературы. По своему духу, по широте, глубине и силе отрицания социальных, моральных, психологических и бытовых устоев старого общественного уклада поэтическое творчество Лермонтова может быть названо революционным. И хотя эта революционность Лермонтова была стихийной и неоформленной, в отдельных случаях она проявлялась исключительным воодушевлением и энергией.

Поэзия Лермонтова звала не мириться с действительностью, осуждала “старящихся в бездействии” и порождала желание борьбы.

2. Охарактеризовать своеобразие лирики М.Ю.Лермонтова.

Каковы основные особенности лирики Лермонтова сравнительно с лирикой Пушкина?

(В лирике Лермонтова с большей остротой, чем в лирике Пушкина, выражен революционный протест поэта против рабства, против всеобщей приниженности и подавленности, характерной для эпохи реакции. Но вместе с тем многие произведения поэта окрашены в мрачные, трагические тона, отражают неверие поэта в способность современной ему дворянской молодёжи к активной общественно — политической деятельности. По словам Белинского, в произведениях Лермонтова “. нигде нет пушкинского разгула на пиру жизни. Но везде есть вопросы, которые мрачат душу, леденят сердце”.)

Почему лирика Лермонтова при её общей революционной направленности носит мрачный характер?

(Личная судьба поэта (ранняя смерть матери, разлад бабушки и отца) наложила известный отпечаток на его поэзию, но решающее значение имела общественно-политическая обстановка эпохи реакции 30-х годов, которая наступила в стране после разгрома декабристов (14 декабря 1825 г.). Она определила общую мятежно-протестующую направленность лирики Лермонтова, окрасив её в мрачные тона. Лермонтов, так же как и Герцен и многие другие, принадлежал к поколению, разбуженному декабристами. В детстве, в семье, в пансионе, в университете Лермонтов слышал много о декабристах. “Он всецело принадлежал к нашему поколению. Мы все были слишком юны, чтобы принимать участие в 14 декабря. Разбуженные этим великим днём, мы видели только казни и ссылки, — писал о Лермонтове и его современниках Герцен. Лермонтов испытывал неудовлетворённость службой, обществом, общественно-политической обстановкой.

Именно поэтому поэзия его при её общей революционной направленности носит мрачный, трагический характер.)

Какой характер носит у Лермонтова неудовлетворённость существующим и на что она направлена?

(Неудовлетворённость существующим носит у Лермонтова активный характер. Словами самого поэта можно сказать, что стих его “звучал, как колокол на башне вечевой во дни торжеств и бед народных”. Стих для Лермонтова — орудие борьбы. Лермонтовское разочарование переходит в гневный обличительный протест против общественно-политических устоев самодержавной России.).

Каковы основные темы лирики Лермонтова?

(Лирика Лермонтова разнообразна по содержанию. В ней можно наметить пять основных тем:

  1. Тема вольности и протеста против самодержавия;
  2. Тема осуждения раболепия и трусости дворянской молодёжи;
  3. Тема одиночества поэта;
  4. Тема любви к Родине;
  5. Тема назначения поэта и поэзии.)

М. Ю. Лермонтов – великий русский поэт. Ещё при жизни поэта В.Г.Белинский произнёс пророческие слова о том, что “ имя его в литературе сделается народным именем и гармонические звуки его поэзии будут слышимы в повседневном разговоре толпы между толками её о житейских заботах”.

II. Сообщение темы и цели урока.

Тема вольности и протеста против самодержавия в произведениях М.Ю.Лермонтова:

С каким из произведений М. Ю. Лермонтова вы познакомились в 6 классе?
Что вам известно о стихотворении “Парус”?

1. Вступительное слово учителя.

У Лермонтова уже в первых юношеских стихотворениях звучит сильно мотив любви к свободе и ненависти к произволу. “Парус” написан в 1832 году юным Лермонтовым, и сам поэт, взыскательно отбиравший свои стихотворения для опубликования, не включил этот маленький шедевр в свой вышедший при жизни стихотворный сборник. Читатель познакомился с “Парусом” уже после смерти Лермонтова, но для многих поколений именно “Парус” стал символом всей его поэзии. В 12 лаконичных строчках легко ощутить мятежный дух поэта, страстное отрицание им покоя, жажду борьбы и одновременно глубокую грусть от сознания своего одиночества.

Чтение стихотворения наизусть учеником и его анализ.

В 1-й строфе взгляд поэта останавливается на овеянной туманом морской дали с одиноким парусником. Сколько людей не один раз в жизни видели такой пейзаж, но у Лермонтова с ним связано поэтическое раздумье. Возникают вопросы, овеянные задумчивостью и лёгкой грустью: “Что ищет он в стране далёкой, что кинул он в краю родном?” Стихотворение звучит легко и плавно, передаётся лёгкое колыхание морской волны во время штиля. Но вот море меняется; набежавший ветер поднял волны, и они, кажется, готовы смять парус (“Мачта гнётся и скрепит”). Чувство смутной тревоги при виде этой картины переходит в грустную безнадёжность от сознания, что для паруса нет и не было счастья и что счастье для него вообще невозможно:

Увы! Он счастия не ищет
И не от счастия бежит.

И снова стихает и голубеет море, светит солнце, однако эта радостная для глаз картина успокаивает совсем ненадолго; сменяющая её авторская мысль контрастна ей по настроению и звучит вызовом всякому спокойствию и штилю:

А он, мятежный, ищет бури
Как будто в бурях есть покой!

А только лишь о парусе говорит поэт?

Вид паруса натолкнул поэта на мысль о людях, таких же одиноких и таких же мятежных, которым он сочувствует и которыми он гордится. Гордый протест против покоя, отказ от него, жажда борьбы.

Показ иллюстрации М.Ю.Лермонтова “Парус”.
Прослушивание романса Варламова.

(По настроению он менее глубок, чем стихотворение: в музыке нет лермонтовских раздумий, но грусть, тревожность лермонтовской интонации сохранены композитором.)

Понравилась ли мелодия?
Усиливает ли музыка впечатление от лермонтовского текста?
Какое настроение автора лучше всего понятно и передано композитором?
Как вы думаете, те чувства, которые переданы в стихотворении, соответствуют картине моря и парусника?

2. Лермонтов — поэт-реалист.

Чем взрослее становился Лермонтов, тем ближе присматривался к жизни своего века. Лермонтов-романтик перерастает в поэта-реалиста, выражающего идейные устремления передовых людей 30-х — 40-х годов. В конце января 1837 года, получив известие о трагической гибели Пушкина, Лермонтов отозвался на это ужасное событие стихотворением “Смерть поэта”, в один день сделавшее прославленным имя Лермонтова. Это стихотворение разошлось множеством рукописных списков по всей России. В Петербурге его читали всюду: в кондитерской Вольфа-Беранже, в домах образованных дворян и интеллигенции, в юнкерской школе, которую так недавно покинул Лермонтов, в училище правоведения, где учился тогда будущий музыкальный критик В.А.Стасов. Последний вспоминает:

“. Проникшее к нам тотчас же, как и всюду, тайком, в рукописи, стихотворение Лермонтова “На смерть поэта-Пушкина глубоко взволновало нас, и мы читали и декламировали его с беспредельным жаром, в антрактах между классами. Хотя мы хорошенько и не знали. про кого это шла речь в строфе “А вы, толпою жадною стоящие у трона”, но всё-таки мы волновались, приходили на кого-то в глубокое негодование, пылали от всей души, наполненной геройским воодушевлением, готовые пожалуй, на что угодно, — так нас подымала сила лермонтовских стихов, так заразителен был жар, пламеневший в этих стихах. Навряд ли когда-нибудь ещё в России стихи производили такое громадное и повсеместное впечатление”.

3. Историческая основа возникновения стихотворения “Смерть поэта”.

Стихотворение было написано 28 января 1837 года (на следующий день после дуэли Пушкина с Дантесом). Через несколько дней после похорон Пушкина к Лермонтову пришёл его родственник камер-юнкер Н.А.Столыпин, который, выражая мнение “высшего света”, защищал Дантеса и обвинял в случившемся самого Пушкина. Бабушка Лермонтова так же считала, что “Пушкин сел не в свои сани и не умел управлять конями”, то есть, что Пушкин сам виноват в своей гибели. Возмущённый этими разговорами о причинах гибели Пушкина, Лермонтов прибавил к своему стихотворению ещё 16 строчек, в которых обвинял придворную знать и царя в убийстве Пушкина. Кто-то услужливо направил один из списков стихотворения Николаю 1 с символической надписью “Воззвание к революции”. За это “воззвание” Лермонтов был сослан на Кавказ, а само стихотворение долгое время находилось под запретом и только в 1856 году, оно было впервые опубликовано Герценом в Лондоне.

Выразительное чтение наизусть стихотворения (ученик).

4. Анализ языковых средств, приемов в стихотворении “Смерть поэта” М. Ю. Лермонтова.

В стихотворении сплелись две поэтические интонации: лирически-проникновенная там, где воспевается Пушкин, и ораторская, обличительная, гражданская, когда идёт речь о его убийцах. Для Лермонтова Пушкин — идеал поэта и человек в высшем значении этого слова. Лермонтов отличает в Пушкине гениальность, любовь к свободе и смелость, независимость, знание людей, доверчивость.

Лермонтов восторженно относится к Пушкину и глубоко скорбит о его гибели. Это отношение к Пушкину сказывается в подборе выразительных средств языка и ярких эпитетов.

Давайте найдём их.

Эпитеты “свободный, смелый дар, звуки грудных песен”, сравнения “угас, как светоч, дивный гений”. Лермонтов характеризует Дантеса как человека бессердечного (“пустое сердце бьётся ровно, в руке не дрогнул пистолет. ”, “. безжалостная рука. ”), карьериста (“. подобный сотням беглецов, на ловлю счастья и чинов заброшен к нам по воле рока. ”), как иностранца, презирающего нашу русскую культуру, (“Смеясь, он дерзко презирал земли чужой язык и нравы. ”). Отношение автора к Дантесу проявляется в оценочных эпитетах (“пустое сердце”, “дерзко презирал”). В гибели Пушкина Лермонтов обвиняет придворную толпу, которая находилась под контролем, покровительством царя.

История русской поэзии ещё не знала, пожалуй, стихов подобной силы с таким обнажённым политическим смыслом и, главное, со столь открыто названным адресом. Поэт противопоставлен свету, рабскому в своей жажде власти, ничтожному в своих мыслях и делах, пошлому и фальшивому. Но Лермонтов верит в наступление часа расплаты за его гибель.

Зачитайте эти строчки.

В “Смерти поэта” Лермонтов заявил о себе не только как поэтический наследник Пушкина, но и как преемник его вольнолюбия. Судьба Пушкина, о которой он написал так вдохновенно и смело, стала и его судьбой.

III. Как вы считаете, на сколько частей можно разделить стихотворение и как можно озаглавить эти части?

План.

  1. Травля поэта светским обществом.
  2. Убийца поэта.
  3. Сожаление о доверчивости поэта.
  4. Угроза убийцам поэта.

Прослушивание записи стихотворения “Смерть поэта”.
Почему стихотворение вызвало любовь передовых людей и Лермонтова и ненависть царя и высшего сословия?

2. Кавказ — колыбель творчества Лермонтова

Чтение и краткий анализ стихотворения “Прощай, немытая Россия”.

Это стихотворение было написано в 1840 году, перед отъездом поэта во вторую ссылку. Голубые мундиры — жандармы третьего отделения. Паша — турецкий крупный вельможа, чиновник. Пашами иносказательно поэт называет чиновников третьего отделения, от которых хочет укрыться за хребтом Кавказа.

Что любит, а что ненавидит, презирает в своей стране поэт?
Почему в стихотворении “Прощай, немытая Россия” Лермонтов ни разу не употребил слово “родина”?

ВЫВОД: Поэт обличает полицейский произвол в самодержавной России. Лермонтов ясно видит в России два класса: угнетаемых и угнетателей, “страну господ” и “страну рабов”.

Значение поэзии Лермонтова.

Поэзия Лермонтова актуальна не только в период правления Николая 1, но и в наши дни. Лермонтов вдохновлял таких художников как Серов, Врубель, Головин, Васнецов, Репин, Суриков на создание картин, они брали сюжеты из произведений Лермонтова и создавали свои прекрасные произведения.

Музыкальные произведения на стихи Лермонтова зазвучали у таких композиторов как Глинка, Рубинштейн, Римский-Корсаков, Чайковский.

Прославление природы Кавказа.

В дни В.О.В. плакаты с текстом из стихотворения “Бородино” висели на стенах домов
Москвы, призывая к обороне столицы.

V. Домашнее задание.

Стихотворение М. Ю. Лермонтова “Смерть поэта” выучить наизусть, ответить письменно на вопросы плана.

Москва в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова

Москва, Москва. Люблю тебя как сын,

Как русский, — сильно, пламенно и нежно!

Москва занимает особое место в жизни Лермонтова. Это город, в котором родился поэт, где прошли его отрочество и юность, где сформировалось его мировоззрение и открылось призвание. Первое стихотворение Лермонтова было напечатано именно в Москве, в этом городе юноша пережил и первую влюбленность и «тревоги души». Москву он любил всем сердцем, всей душой, и не единожды признавался в любви городу в своих произведениях: «…покуда я живу, Клянусь, друзья, не разлюбить Москву».

Отправной точкой «экскурсии по лермонтовским местам» традиционно является площадь Красные ворота. Здесь на месте высотного здания, на перекрестке дорог, идущих от Красных ворот к Сухаревке и с Каланчевки к Красным воротам, раньше стоял дом генерал-майора Ф.Н. Толя. В доме № 1 по Каланчёвской улице (снесен в 1949 г.) у супругов Лермонтовых в ночь со 2-го на 3-е октября родился сын Михаил. В память об этом событии на современном здании установлена мемориальная доска.

В 1941 году, в год столетия со дня гибели поэта, площадь была переименована в Лермонтовскую, тогда же было принято решение и о создании памятника поэту. Но осуществить эти планы помешала начавшаяся война. Только в 1965 году в сквере на площади состоялось торжественное открытие памятника Лермонтову работы скульптора И. Д. Бродского. Бронзовый Лермонтов, заложив руки за спину, задумавшись, стоит на высоком постаменте. Особую поэтическую атмосферу создают расположенные рядом с памятником скамья и решетка с барельефами, иллюстрирующими образы лермонтовских произведений, среди которых «Мцыри», «Демон» и бессмертный «Парус». И, несмотря на то, что после выхода фильма «Джентльмены удачи», с легкой руки Савелия Крамарова, памятник стали называть «мужик в пиджаке», он считается самым романтическим монументом в Москве. В 1992 году большей части территории площади было возвращено ее историческое название Красные Ворота, а часть площади на внешней стороне Садового кольца, на которой расположен сквер и памятник Лермонтову, по сей день носит имя поэта.

Крестили маленького Мишу 11 октября 1814 года в расположенной неподалеку церкви Трех Святителей (снесена в 1928 г., в 1934-м возле этого места был построен вестибюль станции метро «Красные ворота»). Перезимовав в небольшом доме на Каланчёвской улице, Лермонтовы весной переехали в имение бабушки поэта по материнской линии Е.А. Арсеньевой — село Тарханы Пензенской губернии, где прошли детские годы Михаила. В Москву Лермонтов вернулся подростком в 1827 году. Бабушка, которая заменила мальчику родителей (после смерти матери воспитанием Миши занялась бабушка, сведя встречи с отцом Юрием Петровичем Лермонтовым до минимума), привезла внука, чтобы он получил достойное образование. По приезду они остановились в Сергиевском переулке, у дяди Е.А. Арсеньевой, Михаила Афанасьевича Мещеринова, а весной поселились в нанятом доме на Поварской 26, в деревянном особняке вдовы майора Костомарова (дом не сохранился).

Отлично подготовленный репетиторами для учебы в Благородном университетском пансионе, Лермонтов сразу поступил в 4-й класс заведения. К экзаменам мальчика готовил один из лучших педагогов пансиона – А.З. Зиновьев, с которым Миша иногда гулял по Москве. Их обычный маршрут, начинавшийся от Поварской, шел на Бульварное кольцо, далее по Тверской до Охотного ряда, затем на Красную площадь, а оттуда в Кремль, где Лермонтов впервые поднялся на верхний ярус колокольни Ивана Великого. Панорама древнего города произвела на Михаила неизгладимое впечатление. Позже он много раз поднимался на колокольню полюбоваться Москвой с высоты птичьего полета. Образ любимого города Лермонтов описал в своей юношеской статье (1834 г.) «Панорама Москвы»: «Кто никогда не был на вершине Ивана Великого, кому никогда не случалось окинуть одним взглядом всю нашу древнюю столицу с конца в конец, кто ни разу не любовался этою величественной, почти необозримой панорамой, тот не имеет понятия о Москве, ибо Москва не есть обыкновенный большой город, каких тысяча; Москва не безмолвная громада камней холодных, составленных в симметрическом порядке…нет! У нее есть своя душа, своя жизнь».

Московский университетский Благородный пансион, где Лермонтов проучился 2 года, располагался на углу Тверской и Газетного переулка на месте нынешнего Центрального телеграфа. По воспоминаниям современников, пансион считался лучшим учебным заведением России наравне с Царскосельским лицеем. Он был знаменит не только педагогами (М.Г. Павлов, А.Ф. Мерзляков, С.Е. Раич, М.А. Максимович), но своими учениками. Из его стен вышли замечательные русские писатели и поэты: В.А. Жуковский, А.С. Грибоедов, В.Ф. Одоевский, Н.П. Огарев, Ф.И. Тютчев, декабристы: Н. М. Муравьев, П. Г. Каховский, В. Ф. Раевский, Н. И. Тургенев.В 1830 году, после преобразования пансиона в гимназию, Лермонтов поступил в Московский университет.

Еще во время учебы в пансионе Лермонтов вместе с бабушкой переехали с Поварской на Малую Поварскую, дом 2 (ныне Малую Молчановку). Небольшой особняк, куда они перебрались в начале августа 1829, принадлежал купчихе Ф.И. Черновой. Этот одноэтажный дом с мезонином, построенный после пожара 1812 года, на три года стал домом Лермонтова. Михаил Юрьевич прожил в нем до своего отъезда в Петербург в конце июля 1832 года. Это был плодотворнейший период его короткой жизни. Во время учебы в благородном пансионе и Московском университете здесь было написано 17 поэм, 3 драмы и около 250 стихотворений.

Дом на Малой Молчановке — единственный сохранившийся дом в Москве из тех, где проживал поэт. В 1977 году здание было передано Государственному литературному музею, а в 1981 здесь открылся Дом-музей М. Ю. Лермонтова. В музее воссоздана обстановка 30-х годов XIX столетия, рассказывающая о семейном укладе и жизни начинающего поэта.

В 1994 году в небольшом сквере на Малой Молчановке, неподалеку от дома-музея был установлен памятник-бюст поэту работы А. Бурганова.

По соседству, на углу Большой Молчановки и Серебряного переулка проживало семейство Лопухиных, с которым Лермонтов был очень дружен (дом не сохранился). В 1831 году Лермонтов страстно влюбился в младшую дочь Лопухиных — 16-летнею Варвару, сохранив это чувство до конца жизни. Его сердечная привязанность нашла выход в стихах, посвященных Лопухиной. Черты Варвары Александровны угадывается у героинь драмы «Два брата», повести «Княгиня Лиговская» и романа «Герой нашего времени».

Во время учебы в пансионе, в январе 1830 года, Михаил впервые попал на маскарад в Российском дворянском благородном собрании. Это здание на Большой Дмитровке, построенное в 1780 г. архитектором М. Казаковым, сохранилось до наших дней. Сейчас здесь располагается один из наиболее известных концертных залов Москвы — Колонный зал Дома Союзов.

В годы учения в пансионе Лермонтов всерьез увлекся театром. Еще ребенком он побывал в Петровском театре (ГАБТ), а повзрослев, стал любителем театральных постановок.

Покидая любимую Москву летом 1832 года, чтобы продолжить учебу в Петербурге, полный надежд и планов, Лермонтов вновь вернулся сюда, лишь по пути в ссылку. Уехав из города, Лермонтов впоследствии писал Лопухиной: «…Москва моя родина и такою будет для меня всегда; там я родился, там много страдал и там же был слишком счастлив!»

Эту любовь к городу, поэт сохранил до конца жизни. Образ Москвы присутствует во многих произведениях Лермонтова, начиная с его ранних юношеских стихов. В раннем наброске «Кто видел Кремль в час утра золотой» поэт любуется Москвой:

Кто видел Кремль в час утра золотой,

Когда лежит над городом туман,

Когда меж храмов с гордой простотой,

Как царь, белеет башня великан?

А в одном из самых первых его произведений, стихотворении «Булевар», написанным в июле 1830 года, Лермонтов сатирически рисует посетителей Тверского бульвара, быт и нравы дворянской Москвы конца 20-х — начала 30-х годов поэт показывает в драме «Странный человек» (закончена в июле 1831 года).

Описывая Москву с высоты в «Панораме Москвы», петербургский юнкер Лермонтов, убежден, что холодная северная столица никогда не станет сердцем России : «Что сравнить с этим Кремлём, который, окружась зубчатыми стенами, красуясь золотыми главами соборов, возлежит на высокой горе, как державный венец на челе грозного владыки?… Он алтарь России…»

Картина древней столицы разворачивается в поэме «Песня. про купца Калашникова». Москва времён Ивана Грозного представлена поэтом как символ веры, как святой, православный город. В собирательно-художественном образе Москвы показаны ее разные стороны: Москва «царская», Москва «разбойничья», быт и нравы купеческого Замоскворечья. В стихотворении Лермонтов описывает сам город, Кремль, Красную площадь, Зарядье, Москву-реку и его жителей.

Отзвонили вечерню во святых церквах;

За Кремлём горит заря туманная;

Набегают тучки на небо, —

Гонит их метелица распеваючи;

Опустел широкий гостиный двор,

Запирает Степан Парамонович

Свою лавочку дверью дубовою

Да замком немецким со пружиною;

Злого пса-ворчуна зубастого

На железную цепь привязывает,

И пошёл он домой, призадумавшись,

К молодой хозяйке за Москва-реку.

…… Над Москвой великой, златоглавою,

Над стеной кремлёвской белокаменной

Из-за дальних лесов, из-за синих гор,

По тесовым кровелькам играючи,

Тучки серые разгоняючи,

Заря алая подымается…

Тема Москвы, которая отождествляется с Родиной, раскрывается Лермонтовым в стихотворении «Бородино». Поэт представляет Москву, как символ и как оплот Российского государства. Сожалея о том, что Москву пришлось сдать французам, поэт убежден, что это не поражение русской армии, а вынужденный шаг:

Не будь на то Господня воля,

Не отдали б Москвы!

Понятия «Москва» и «Родина» для автора и героев его стихотворения сливаются воедино.

Ребята! не Москва ль за нами?

Умремте ж под Москвой. —

стали символическими в 1941 году.

В поэме «Сашка» звучит пламенное объяснение Лермонтова в любви к родному городу. Поэт убежден, что русский человек не может не любить Москву, и клянется не разлюбить ее до конца своих дней:

Люблю тебя как сын,

Как русский, — сильно, пламенно и нежно!

Люблю священный блеск твоих седин

Действия автобиографического романа «Княгиня Лиговская»разворачиваются в Петербурге, но Москва в произведении упоминается неоднократно. В споре о Москве в гостиной Печориных приглашенный дипломат явно отдает предпочтение Петербургу: «Всякий русский должен любить Петербург: здесь всё, что есть лучшего в русской молодёжи, как бы нарочно собралось, чтоб подать дружескую руку Европе. Москва только великолепный памятник, пышная и безмолвная гробница минувшего, здесь жизнь, здесь наши надежды. » В ответ на это княгиня Лиговская говорит: «Я люблю Москву, с воспоминаниями о ней связана память о таком счастливом времени! А здесь всё так холодно, так мёртво. » Посредником в этом споре выступает Григорий Александрович Печорин.

— Однако ж, — сказал дипломат, — Москве или Петербургу отдадите вы преимущество?

— Москва — моя родина, — отвечал Печорин…

И этим было все сказано. Как же можно не любить свою родину и не признавать ее главенства? Слова Печорина – это позиция самого автора, который устами своего героя в очередной раз признается в любви к Москве.

Почти 200 лет отделяют лермонтовскую Москву от современного города. За эти годы древняя столица изменилась неузнаваемо, но также, как и во времена поэта, возвышается величественный и древний Московский Кремль, стоит монументальное здание бывшего Благородного собрания и старый корпус Московского университета на Моховой, дает спектакли Большой театр и Тверской бульвар также пользуется популярностью у горожан, сохранился и старый одноэтажный домик с мезонином на Малой Молчановке, куда теперь можно прийти, чтобы вспомнить гениального поэта, прозаика, драматурга, художника и человека.

К 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова С 18 сентября по 10 декабря 2014 года в Выставочных залах Государственного музея А.С. Пушкина проходит крупномасштабная всероссийская выставка «Мой дом везде, где есть небесный свод…», посвященная жизни и творчеству поэта. В межмузейном проекте принимают участие ведущие музеи, государственные архивы, библиотеки и театры страны, где хранятся материалы, связанные с жизнью и творчеством М.Ю. Лермонтова. Открывшаяся выставка, по количеству представленных экспонатов, является крупнейшей за всю историю лермонтовских юбилеев. Многие экспонаты впервые выставлены на всеобщее обозрение.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: