Разлука — М

Я виноват перед тобою,
Цены услуг твоих не знал.
Слезами горькими, тоскою
Я о прощенье умолял,
Готов был, ставши на колени,
Проступком называть мечты, —
Мои мучительные пени
Бессмысленно отвергнул ты.
Зачем так рано, так ужасно
Я должен был узнать людей
И счастьем жертвовать напрасно
Холодной гордости твоей.
Свершилось! Вечную разлуку
Трепеща вижу пред собой…
Ледя́ную встречаю руку
Моей пылающей рукой.
Желаю, чтоб воспоминанье
В чужих людя́х, в чужой стране
Не принесло тебе страданье
При сожаленье обо мне…

Анализ стихотворения Лермонтова «Разлука»

Воспитанием Михаила Лермонтова занималась его бабушка, Елизавета Арсеньева, по настоянию которой в 1827 году будущий поэт поступил в пансион, где юношей из благородных семей готовили к поступлению в университет. Вместе с Лермонтовым учились дети знаменитых московских дворян, однако поэт сумел подружиться с двумя подростками, родители которых не отличались блистательным положением в обществе. Одним из товарищей Лермонтова стал Михаил Сабуров, дружбу с которым сам поэт называл «мучительной» и «бессмысленной». В последствии он так и не смог ответить, чем именно его привлекал этот худощавый и высокомерный подросток, который был резок в суждениях и несдержан в высказываниях.

Так или иначе, но Михаилу Сабурову Лермонтов посвятил несколько стихотворений, последнее из которых под названием «Разлука» датировано 1830-м годом. Написано оно было накануне окончания пансиона, после чего поэт больше никогда не встречался со своим товарищем. И на то были довольно веские основания, так как юный поэт по своей неосторожности выдал сердечную тайну друга, которая стала известна широкому кругу людей. По этой причине свое прощальное стихотворение, адресованное Сабурову, автор начинает со строк: «Я виноват перед тобою, цены услуг твоих не знал». Поэт просит прощения у человека, который, как он считает, был ему не только верным другом, но и наставником. Обращаясь к нему, поэт подчеркивает, что научился узнавать и понимать людей. Однако эти знания принесли ему одни лишь страдания. Хотя бы потому, что теперь автор прекрасно осознает, что его дружбе с Сабуровым пришел конец, и избежать расставания с близким товарищем нему не удастся.

Ситуация осложнилась тем, что Михаил Сабуров не принял извинения Лермонтова, и это подтверждают строки стихотворения: «Мои мучительные пени бессмысленно отвергнул ты». Поэтому расставались приятели не столько друзьями, сколько врагами, что вызывала в душе юного поэта бурю чувств. Лермонтов догадывается, что судьба больше никогда не сведет их вместе, поэтому отмечает в своем стихотворении: «Вечную разлуку трепеща вижу пред собой». В этой строчке слышится не только раскаяние и сожаление, но и некоторое облегчение, потому что по отношению к Сабурову Лермонтов постоянно испытывал чувство вины. Точнее, это лучший друг заставлял поэта его ощущать, умело изображая холодность, равнодушие и презрение. Гораздо позже Лермонтов скажет, что, в сущности, ничего не потерял, разорвав отношения с Сабуровым. Однако в момент расставания поэт желал лишь, чтобы друг не испытывал страданий, вспоминая о нем.

Урок по литературе. М.Ю. Лермонтов «Смерть поэта». Мечты о вольности

Разделы: Литература

Цель:

  1. Пробудить интерес учащихся к личности и творчеству Лермонтова.
  2. Помочь почувствовать трагизм судьбы поэта, заключающийся в неприятии им реального мира, протест против деспотизма и своеволия, жажда свободы, порыв к подвигу.
  3. Развитие умения проникать в подтекст стихотворения, видеть в нём выражение авторской концепции мира.
  4. Учить выразительному чтению.

Портрет М. Ю. Лермонтова. Рисунки поэта. Воспоминания современников о Лермонтове. Сборник открыток “Лермонтовские места”. Звукозапись стихотворения “Смерть поэта” в исполнении В.И.Качалова . Романс Варламова на стихи М.Ю.Лермонтова “Парус”.Портрет А.С.Пушкина.

I. Организационный момент.

1. Вступительное слово учителя.

Творчество М. Ю. Лермонтова – одна из самых ярких и волнующих страниц в истории отечественной литературы. По своему духу, по широте, глубине и силе отрицания социальных, моральных, психологических и бытовых устоев старого общественного уклада поэтическое творчество Лермонтова может быть названо революционным. И хотя эта революционность Лермонтова была стихийной и неоформленной, в отдельных случаях она проявлялась исключительным воодушевлением и энергией.

Поэзия Лермонтова звала не мириться с действительностью, осуждала “старящихся в бездействии” и порождала желание борьбы.

2. Охарактеризовать своеобразие лирики М.Ю.Лермонтова.

Каковы основные особенности лирики Лермонтова сравнительно с лирикой Пушкина?

(В лирике Лермонтова с большей остротой, чем в лирике Пушкина, выражен революционный протест поэта против рабства, против всеобщей приниженности и подавленности, характерной для эпохи реакции. Но вместе с тем многие произведения поэта окрашены в мрачные, трагические тона, отражают неверие поэта в способность современной ему дворянской молодёжи к активной общественно — политической деятельности. По словам Белинского, в произведениях Лермонтова “. нигде нет пушкинского разгула на пиру жизни. Но везде есть вопросы, которые мрачат душу, леденят сердце”.)

Почему лирика Лермонтова при её общей революционной направленности носит мрачный характер?

(Личная судьба поэта (ранняя смерть матери, разлад бабушки и отца) наложила известный отпечаток на его поэзию, но решающее значение имела общественно-политическая обстановка эпохи реакции 30-х годов, которая наступила в стране после разгрома декабристов (14 декабря 1825 г.). Она определила общую мятежно-протестующую направленность лирики Лермонтова, окрасив её в мрачные тона. Лермонтов, так же как и Герцен и многие другие, принадлежал к поколению, разбуженному декабристами. В детстве, в семье, в пансионе, в университете Лермонтов слышал много о декабристах. “Он всецело принадлежал к нашему поколению. Мы все были слишком юны, чтобы принимать участие в 14 декабря. Разбуженные этим великим днём, мы видели только казни и ссылки, — писал о Лермонтове и его современниках Герцен. Лермонтов испытывал неудовлетворённость службой, обществом, общественно-политической обстановкой.

Именно поэтому поэзия его при её общей революционной направленности носит мрачный, трагический характер.)

Какой характер носит у Лермонтова неудовлетворённость существующим и на что она направлена?

(Неудовлетворённость существующим носит у Лермонтова активный характер. Словами самого поэта можно сказать, что стих его “звучал, как колокол на башне вечевой во дни торжеств и бед народных”. Стих для Лермонтова — орудие борьбы. Лермонтовское разочарование переходит в гневный обличительный протест против общественно-политических устоев самодержавной России.).

Каковы основные темы лирики Лермонтова?

(Лирика Лермонтова разнообразна по содержанию. В ней можно наметить пять основных тем:

  1. Тема вольности и протеста против самодержавия;
  2. Тема осуждения раболепия и трусости дворянской молодёжи;
  3. Тема одиночества поэта;
  4. Тема любви к Родине;
  5. Тема назначения поэта и поэзии.)

М. Ю. Лермонтов – великий русский поэт. Ещё при жизни поэта В.Г.Белинский произнёс пророческие слова о том, что “ имя его в литературе сделается народным именем и гармонические звуки его поэзии будут слышимы в повседневном разговоре толпы между толками её о житейских заботах”.

II. Сообщение темы и цели урока.

Тема вольности и протеста против самодержавия в произведениях М.Ю.Лермонтова:

С каким из произведений М. Ю. Лермонтова вы познакомились в 6 классе?
Что вам известно о стихотворении “Парус”?

1. Вступительное слово учителя.

У Лермонтова уже в первых юношеских стихотворениях звучит сильно мотив любви к свободе и ненависти к произволу. “Парус” написан в 1832 году юным Лермонтовым, и сам поэт, взыскательно отбиравший свои стихотворения для опубликования, не включил этот маленький шедевр в свой вышедший при жизни стихотворный сборник. Читатель познакомился с “Парусом” уже после смерти Лермонтова, но для многих поколений именно “Парус” стал символом всей его поэзии. В 12 лаконичных строчках легко ощутить мятежный дух поэта, страстное отрицание им покоя, жажду борьбы и одновременно глубокую грусть от сознания своего одиночества.

Чтение стихотворения наизусть учеником и его анализ.

В 1-й строфе взгляд поэта останавливается на овеянной туманом морской дали с одиноким парусником. Сколько людей не один раз в жизни видели такой пейзаж, но у Лермонтова с ним связано поэтическое раздумье. Возникают вопросы, овеянные задумчивостью и лёгкой грустью: “Что ищет он в стране далёкой, что кинул он в краю родном?” Стихотворение звучит легко и плавно, передаётся лёгкое колыхание морской волны во время штиля. Но вот море меняется; набежавший ветер поднял волны, и они, кажется, готовы смять парус (“Мачта гнётся и скрепит”). Чувство смутной тревоги при виде этой картины переходит в грустную безнадёжность от сознания, что для паруса нет и не было счастья и что счастье для него вообще невозможно:

Увы! Он счастия не ищет
И не от счастия бежит.

И снова стихает и голубеет море, светит солнце, однако эта радостная для глаз картина успокаивает совсем ненадолго; сменяющая её авторская мысль контрастна ей по настроению и звучит вызовом всякому спокойствию и штилю:

А он, мятежный, ищет бури
Как будто в бурях есть покой!

А только лишь о парусе говорит поэт?

Вид паруса натолкнул поэта на мысль о людях, таких же одиноких и таких же мятежных, которым он сочувствует и которыми он гордится. Гордый протест против покоя, отказ от него, жажда борьбы.

Показ иллюстрации М.Ю.Лермонтова “Парус”.
Прослушивание романса Варламова.

(По настроению он менее глубок, чем стихотворение: в музыке нет лермонтовских раздумий, но грусть, тревожность лермонтовской интонации сохранены композитором.)

Понравилась ли мелодия?
Усиливает ли музыка впечатление от лермонтовского текста?
Какое настроение автора лучше всего понятно и передано композитором?
Как вы думаете, те чувства, которые переданы в стихотворении, соответствуют картине моря и парусника?

2. Лермонтов — поэт-реалист.

Чем взрослее становился Лермонтов, тем ближе присматривался к жизни своего века. Лермонтов-романтик перерастает в поэта-реалиста, выражающего идейные устремления передовых людей 30-х — 40-х годов. В конце января 1837 года, получив известие о трагической гибели Пушкина, Лермонтов отозвался на это ужасное событие стихотворением “Смерть поэта”, в один день сделавшее прославленным имя Лермонтова. Это стихотворение разошлось множеством рукописных списков по всей России. В Петербурге его читали всюду: в кондитерской Вольфа-Беранже, в домах образованных дворян и интеллигенции, в юнкерской школе, которую так недавно покинул Лермонтов, в училище правоведения, где учился тогда будущий музыкальный критик В.А.Стасов. Последний вспоминает:

“. Проникшее к нам тотчас же, как и всюду, тайком, в рукописи, стихотворение Лермонтова “На смерть поэта-Пушкина глубоко взволновало нас, и мы читали и декламировали его с беспредельным жаром, в антрактах между классами. Хотя мы хорошенько и не знали. про кого это шла речь в строфе “А вы, толпою жадною стоящие у трона”, но всё-таки мы волновались, приходили на кого-то в глубокое негодование, пылали от всей души, наполненной геройским воодушевлением, готовые пожалуй, на что угодно, — так нас подымала сила лермонтовских стихов, так заразителен был жар, пламеневший в этих стихах. Навряд ли когда-нибудь ещё в России стихи производили такое громадное и повсеместное впечатление”.

3. Историческая основа возникновения стихотворения “Смерть поэта”.

Стихотворение было написано 28 января 1837 года (на следующий день после дуэли Пушкина с Дантесом). Через несколько дней после похорон Пушкина к Лермонтову пришёл его родственник камер-юнкер Н.А.Столыпин, который, выражая мнение “высшего света”, защищал Дантеса и обвинял в случившемся самого Пушкина. Бабушка Лермонтова так же считала, что “Пушкин сел не в свои сани и не умел управлять конями”, то есть, что Пушкин сам виноват в своей гибели. Возмущённый этими разговорами о причинах гибели Пушкина, Лермонтов прибавил к своему стихотворению ещё 16 строчек, в которых обвинял придворную знать и царя в убийстве Пушкина. Кто-то услужливо направил один из списков стихотворения Николаю 1 с символической надписью “Воззвание к революции”. За это “воззвание” Лермонтов был сослан на Кавказ, а само стихотворение долгое время находилось под запретом и только в 1856 году, оно было впервые опубликовано Герценом в Лондоне.

Выразительное чтение наизусть стихотворения (ученик).

4. Анализ языковых средств, приемов в стихотворении “Смерть поэта” М. Ю. Лермонтова.

В стихотворении сплелись две поэтические интонации: лирически-проникновенная там, где воспевается Пушкин, и ораторская, обличительная, гражданская, когда идёт речь о его убийцах. Для Лермонтова Пушкин — идеал поэта и человек в высшем значении этого слова. Лермонтов отличает в Пушкине гениальность, любовь к свободе и смелость, независимость, знание людей, доверчивость.

Лермонтов восторженно относится к Пушкину и глубоко скорбит о его гибели. Это отношение к Пушкину сказывается в подборе выразительных средств языка и ярких эпитетов.

Давайте найдём их.

Эпитеты “свободный, смелый дар, звуки грудных песен”, сравнения “угас, как светоч, дивный гений”. Лермонтов характеризует Дантеса как человека бессердечного (“пустое сердце бьётся ровно, в руке не дрогнул пистолет. ”, “. безжалостная рука. ”), карьериста (“. подобный сотням беглецов, на ловлю счастья и чинов заброшен к нам по воле рока. ”), как иностранца, презирающего нашу русскую культуру, (“Смеясь, он дерзко презирал земли чужой язык и нравы. ”). Отношение автора к Дантесу проявляется в оценочных эпитетах (“пустое сердце”, “дерзко презирал”). В гибели Пушкина Лермонтов обвиняет придворную толпу, которая находилась под контролем, покровительством царя.

История русской поэзии ещё не знала, пожалуй, стихов подобной силы с таким обнажённым политическим смыслом и, главное, со столь открыто названным адресом. Поэт противопоставлен свету, рабскому в своей жажде власти, ничтожному в своих мыслях и делах, пошлому и фальшивому. Но Лермонтов верит в наступление часа расплаты за его гибель.

Зачитайте эти строчки.

В “Смерти поэта” Лермонтов заявил о себе не только как поэтический наследник Пушкина, но и как преемник его вольнолюбия. Судьба Пушкина, о которой он написал так вдохновенно и смело, стала и его судьбой.

III. Как вы считаете, на сколько частей можно разделить стихотворение и как можно озаглавить эти части?

План.

  1. Травля поэта светским обществом.
  2. Убийца поэта.
  3. Сожаление о доверчивости поэта.
  4. Угроза убийцам поэта.

Прослушивание записи стихотворения “Смерть поэта”.
Почему стихотворение вызвало любовь передовых людей и Лермонтова и ненависть царя и высшего сословия?

2. Кавказ — колыбель творчества Лермонтова

Чтение и краткий анализ стихотворения “Прощай, немытая Россия”.

Это стихотворение было написано в 1840 году, перед отъездом поэта во вторую ссылку. Голубые мундиры — жандармы третьего отделения. Паша — турецкий крупный вельможа, чиновник. Пашами иносказательно поэт называет чиновников третьего отделения, от которых хочет укрыться за хребтом Кавказа.

Что любит, а что ненавидит, презирает в своей стране поэт?
Почему в стихотворении “Прощай, немытая Россия” Лермонтов ни разу не употребил слово “родина”?

ВЫВОД: Поэт обличает полицейский произвол в самодержавной России. Лермонтов ясно видит в России два класса: угнетаемых и угнетателей, “страну господ” и “страну рабов”.

Значение поэзии Лермонтова.

Поэзия Лермонтова актуальна не только в период правления Николая 1, но и в наши дни. Лермонтов вдохновлял таких художников как Серов, Врубель, Головин, Васнецов, Репин, Суриков на создание картин, они брали сюжеты из произведений Лермонтова и создавали свои прекрасные произведения.

Музыкальные произведения на стихи Лермонтова зазвучали у таких композиторов как Глинка, Рубинштейн, Римский-Корсаков, Чайковский.

Прославление природы Кавказа.

В дни В.О.В. плакаты с текстом из стихотворения “Бородино” висели на стенах домов
Москвы, призывая к обороне столицы.

V. Домашнее задание.

Стихотворение М. Ю. Лермонтова “Смерть поэта” выучить наизусть, ответить письменно на вопросы плана.

Стихи Лермонтова которые легко учатся
и небольшие

3 ответа

К стихам Лермонтова, которые легко и просто выучить, я бы отнесла следующие:

Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя;

Но остался влажный след в морщине
Старого утеса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне.

Парус

Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом.
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном.

Играют волны — ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит…
Увы! он счастия не ищет
И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!

Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.

Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная? злоба ль открытая?
Или на вас тяготит преступление?
Или друзей клевета ядовитая?

Нет, вам наскучили нивы бесплодные…
Чужды вам страсти и чужды страдания;
Вечно холодные, вечно свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания.

Нищий

У врат обители святой
Стоял просящий подаянья
Бедняк иссохший, чуть живой
От глада, жажды и страданья.

Куска лишь хлеба он просил,
И взор являл живую муку,
И кто-то камень положил
В его протянутую руку.

Так я молил твоей любви
С слезами горькими, с тоскою;
Так чувства лучшие мои
Обмануты навек тобою!

Солнце

Как солнце зимнее прекрасно,
Когда, бродя меж серых туч,
На белые снега напрасно
Оно кидает слабый луч.

Так точно, дева молодая,
Твой образ предо мной блестит,
Но взор твой, счастье обещая,
Мою ли душу оживит?

Молитва

В минуту жизни трудную
Теснится ль в сердце грусть:
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная
В созвучьи слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится,
Сомненье далеко —
И верится, и плачется,
И так легко, легко…

Оценка: 4.5 ( 28 голосов)

узник
и скучно и грустно

Силуэт

Есть у меня твой силуэт,
Мне мил его печальный цвет;
Висит он на груди моей,
И мрачен он, как сердце в ней.

В глазах нет жизни и огня,
Зато он вечно близ меня;
Он тень твоя, но я люблю,
Как тень блаженства, тень твою.

«Нет, не тебя так пылко я люблю»

Нет, не тебя так пылко я люблю,
Не для меня красы твоей блистанье:
Люблю в тебе я прошлое страданье
И молодость погибшую мою.

Когда порой я на тебя смотрю,
В твои глаза вникая долгим взором:
Таинственным я занят разговором,
Но не с тобой я сердцем говорю.

Я говорю с подругой юных дней;
В твоих чертах ищу черты другие;
В устах живых уста давно немые,
В глазах огонь угаснувших очей.

Сюда можно добавить более длинные, но легкие для запоминания произведения Лермонтова:

И скучно и грустно

И скучно и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды…
Желанья. что пользы напрасно и вечно желать.
А годы проходят — все лучшие годы!

Любить… но кого же. на время — не стоит труда,
А вечно любить невозможно.
В себя ли заглянешь? — там прошлого нет и следа:
И радость, и муки, и всё там ничтожно…

Что страсти? — ведь рано иль поздно их сладкий недуг
Исчезнет при слове рассудка;
И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг —
Такая пустая и глупая шутка…

«Когда волнуется желтеющая нива»

Когда волнуется желтеющая нива,
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зеленого листка;

Когда росой обрызганный душистой,
Румяным вечером иль утра в час златой,
Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо кивает головой;

Когда студеный ключ играет по оврагу
И, погружая мысль в какой-то смутный сон,
Лепечет мне таинственную сагу
Про мирный край, откуда мчится он,—

Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе,—
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу бога.

Узник

Отворите мне темницу,
Дайте мне сиянье дня,
Черноглазую девицу,
Черногривого коня.
Я красавицу младую
Прежде сладко поцелую,
На коня потом вскочу,
В степь, как ветер, улечу.

Но окно тюрьмы высоко,
Дверь тяжелая с замком;
Черноокая далеко,
В пышном тереме своем;
Добрый конь в зеленом поле
Без узды, один, по воле
Скачет, весел и игрив,
Хвост по ветру распустив…

Одинок я — нет отрады:
Стены голые кругом,
Тускло светит луч лампады
Умирающим огнем;
Только слышно: за дверями
Звучно-мерными шагами
Ходит в тишине ночной
Безответный часовой.

Internal Server Error

The server encountered an internal error or misconfiguration and was unable to complete your request.

Please contact the server administrator at webmaster@realoff.ru to inform them of the time this error occurred, and the actions you performed just before this error.

More information about this error may be available in the server error log.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: