СОДЕРЖАНИЕ
- 1 февраль. достать чернил и плакать (Б.Пастернак)
- 2 Человек и природа, творчестве Пастернака (на примере стихотворения «Февраль. Достать чернил и плакать!»)
- 3 Анализ стихотворений Пастернака «Февраль. Достать чернил и плакать. », «Гамлет», «Во всем мне хочется дойти до самой сути»
- 4 «Февраль. Достать чернил и плакать. »
- 5 «Во всем мне хочется дойти до самой сути»
- 6 «Гамлет» — роль поэта в обществе
- 7 Нужна помощь в учебе?
- 8 Анализ стихотворения Б. Пастернака «Февраль. Достать чернил и плакать!» (1912)
- 9 / Сочинения / Пастернак Б.Л. / Стихотворения / Анализ стихотворения Б. Пастернака «Февраль. Достать чернил и плакать!» (1912)
февраль. достать чернил и плакать (Б.Пастернак)
Был май холодно — безутешен
И был порыв дрожащих рук
Приникнуть к истине поспешен
Чернила выскользнули вдруг
Эзоп, единожды предавший
И Янус, что на стрёме у времён
Втроём стояли не поддавши
(Двулик один, поэтому втроём)
Угасли медленно чернила
В осколках чаяний ночи
Бутыль в случайности почила
Всю верность напрочь исключив.
Человек и природа, творчестве Пастернака (на примере стихотворения «Февраль. Достать чернил и плакать!»)
Тема поэта и поэзии является одной из основных в творчестве Бориса Пастернака. Для него труд творческой личности носит благородный и бескорыстный характер. И никакая слава не делает поэта по-настоящему любимым, только полная самоотдача любимому делу способна преображать («Быть знаменитым некрасиво»). Он не принимает стремления к славе, известности. Настоящий человек искусства не ищет в творчестве выгоды, у него всё подчиняется внутреннему, духовному миру, который и формирует поэта, делает его создания бесценными. Стихотворное наследие Бориса Пастернака достаточно велико. Оно отличается многообразием тем и глубиной философского осмысления. Большое место в поэзии Пастернака занимает тема любви. Одним из самых знаменитых произведений этого поэта является стихотворение «Любить иных — тяжелый крест. » Казалось бы, это стихотворение — обращение лирического героя к любимой женщине, восхищение ее красотой:
- Любить иных — тяжелый крест,
- А ты прекрасна без извилин,
- И прелести твоей секрет
- Разгадке жизни равносилен.
В этом стихотворении поэт разграничивает два мира — мир природной, естественной красоты и мир людей, повседневных дрязг, «словесного сора» и мелочных мыслей. Символичен здесь образ весны как времени возрождения и перерождения: «Весною слышен шорох снов и шелест новостей и истин». И сама лирическая героиня подобна весне, она «из семьи таких основ», она как свежее дыхание ветра, является проводником из одного мира в другой, мир прекрасного и естественного. В этом мире есть место только для чувств и истин. Ключом к этой новой и прекрасной жизни является красота.
В лирике Пастернака невозможно четко выделить какую-то одну тему. Конкретное переходит у этого поэта в отвлеченное, в осмысление мира и человека, в познание законов Вселенной. Так, жизнь и природа — вещи неразделимые в поэзии Пастернака. «Сестра моя — жизнь и сегодня в разливе Расшиблась весенним дождем обо всех. » — написал поэт в одноименном стихотворении.
Поэт наделяет природу философским смыслом. Интересно, что у него нет разделения на живую и неживую природу, ведь в мире все едино. Автор наделяет весь окружающий мир свойствами, равноправными с человеком. Поэтому мир перестает быть пассивным объектом описания. Он — без человека, он самобытен. Пастернак показывает единство мира, собирает его разрозненные детали в единое целое. Предметы и явления переплетаются между собой, временами даже срастаясь. В этом плане примечательно стихотворение «Февраль. Достать чернил и плакать. »:
- Февраль. Достать чернил и плакать!
- Писать о феврале навзрыд,
- Пока грохочущая слякоть
- Весною черною горит.
В картине «февраля» вступают во взаимодействие детали окружающего мира с воспоминаниями и одновременно мечтами лирического героя о весне. Так, пролетка за шесть гривен переносит его в мечты о весне с пасхальным «благовестом», «ливнем» и «слезами». Это явления различных уровней реальности, но в стихотворении они оказываются взаимопроницаемы. Это помогает Пастернаку создать наиболее полную картину своих ощущений. Мир природы перекликается с внутренним миром человека. Так, неожиданно описание грачей, «обугленных груш», помогает нам заглянуть во внутренний мир лирического героя. Его душа полна «сухой» грусти от созерцания весеннего оживления этих птиц. Благодаря этой грусти, душевному оживлению, в душе поэта вновь просыпается творчество. Он вновь слагает стихи «случайно», «навзрыд». Это герой, равно как и Пастернак, считает единственно верным путем для истинного творчества:
- И чем случайней, тем вернее
- Слагаются стихи навзрыд.
Природные явления помогают автору передать философские размышления по поводу вечных человеческих проблем. Показательно стихотворение «Снег идет». Сперва нам кажется, что в нем говорится об обыденных вещах — снегопаде за окном, лестнице, перекрестке. Но автор сравнивает падающий снег с годами человеческой жизни. Тем самым он напоминает о мимолетности нашего существования. Поэт уподобляет человеческую жизнь густому потоку снежинок, где каждая — это один из нас:
- Снег идет, снег идет,
- Снег идет, и все в смятеньи.
Тема поэта и его предназначения — одна из важнейших тем в творчестве Пастернака. По мнению поэта, художник не должен зависеть о мнения толпы: «Быть знаменитым некрасиво. Не это подымает ввысь». Пастернак осуждает внимание к «шумихе», «успеху», внешнему благополучию, потому что все это только мешает.
Рассуждая о творчестве, автор выводит его основную, главнейшую задачу: «Цель творчества — самоотдача. » Художник прокладывает свой одинокий путь «в тумане», где «не видать ни зги», слыша впереди только «будущего зов». Он должен оставить «живой след» в современности, который продолжат «другие». Лирическое творчество Бориса Пастернака проникнуто любовью к жизни и человеку. В своих стихотворениях поэт пытался проникнуть в тайны мироздания, одной из которых была тайна человеческой души. Творчество Пастернака — это его «картина мира», его ответы на вечные вопросы бытия.
Ещё одним качеством поэта является, по Пастернаку, «живая душа». Поэт обязан чувствовать, сопереживать и, конечно же, не отступать от истины, стремиться донести её до своих читателей:
- И должен ни единой долькой
- Не отступаться от лица,
- Но быть живым, живым и только,
- Живым и только до конца.
Поэзия для Пастернака — это особый процесс, который полностью поглощает, делает и зависимым, и свободным одновременно. Не существует пути к отступлению, а есть только постоянное движение вперёд, которое захватывает всё существо. Поэт несёт огромную ответственность за то, что им создаётся, за свои мысли и чувства («О, знал бы я, что так бывает»):
- О, знал бы я, что так бывает,
- Когда пускался на дебют,
- Что строчки с кровью — убивают,
- Нахлынут горлом и убьют.
Однако поэт должен всегда быть в поиске, в вечном движении и постоянном познавании окружающего мира. Только труд и желание открывать что-то новое делают художника настоящим мастером («Ночь»):
- Не спи, не спи, художник,
- Не придавайся сну.
- Ты — вечности заложник
- У времени в плену.
Таким образом, Пастернак видит высокое предназначение поэта и поэзии как искусства. Он считает, что художник не может преследовать какие-нибудь корыстные цели, творчество возможно только ради творчества.
Анализ стихотворений Пастернака «Февраль. Достать чернил и плакать. », «Гамлет», «Во всем мне хочется дойти до самой сути»
Стихотворение Б.Пастернака «Февраль. Достать чернил и плакать. « относится к распространенной теме поэзии в лирике. В этом стихотворении он описывает, творческие порывы поэта, показывает, как рождается произведение.
«Февраль. Достать чернил и плакать. »
Пастернак сравнивает состояние поэта с природой: поэтическое вдохновение и начало творчества в его представлении подобно ранней весне, ливню. Сам процесс творчества, создания чего-то нового является олицетворением процесса, который происходит в природе весной, когда природа оживает и творит. Именно весна становится причиной вдохновения.
Пробуждающаяся природа побуждает поэта творить, действовать; поэтому относящиеся к лирическому герою глаголы в стихотворении стоят в инфинитиве. При этом автор уточняет, что никому до конца не известно, что именно будет воспринято героем из окружающей природы. «И чем случайней, тем вернее. » — случайность выбора поэтом средств для творчества еще сильнее приближает его к природным процессам.
«Во всем мне хочется дойти до самой сути»
Главная мечта лирического героя Пастернака, которого он сам изображает поэтом это найти истину. Об этом он пишет в стихотворении «Во всем мне хочется дойти до самой сути».
Здесь лирический герой стремится к наиболее полному отражению своих чувств и эмоций в творчестве, отобразить в стихотворении действительность «до оснований, до корней, до сердцевины».
Однако зачастую действительность оказывается гораздо загадочнее и непредсказуемее, чем поэт может представить. Но попытки разобрать в себе, в людях, во всей жизни это работа поэта, он не должен ею пренебрегать.
Лирический герой Пастернака считает, что поэт ни в коем случае не должен удовлетворяться каким-то одним объяснением, одной трактовкой происходящго.
У поэта на все должно быть свое мнение, свое понимание ситуации. И, как правило, понимание поэта должно оказываться глубже и яснее, чем понимание простых людей.
«Гамлет» — роль поэта в обществе
Стихотворение «Гамлет», которым автор открывает семнадцатую главу своего романа «Доктор Живаго», также посвящено роли поэта в обществе. Причем роли в прямом смысле этого слова поэт представляет себя актером на сцене («. я вышел на подмостки»), который ждет признания публики.
Лирический герой Пастернака считает, что поэтическим даром его наделил Бог (здесь он продолжает тему поэта и поэзии Пушкина и роли поэта в творчестве Лермонтова), следовательно, и ответственнен он только перед богом.
Поэт запросто бы обошел без похвалы людей, но, увы, это невозможно в современном мире. Поэт обязан достойно пройти свой путь, сыграть свою роль. Название стихотворения дает основания соотносить его со знаменитым монологом Гамлета в трагедии Шекспира, однако сам Пастернак заявлял, что главная тема стихотворения его христианство, покорность Богу.
Нужна помощь в учебе?
Предыдущая тема: Высоцкий «Гамлет» и «Я не люблю»: анализ, история, особенности
Следующая тема:   «Над пропастью во ржи» — Сэлинджер Дж. Д.
Все неприличные комментарии будут удаляться. Анализ стихотворения Б. Пастернака «Февраль. Достать чернил и плакать!» (1912)Б.Л. Пастернак – крупнейший русский поэт XX века, художник глубокого интеллектуального и художественного напряжения. Им написано множество удивительных, великих произведений. Язык его поэзии настолько современный, что никогда не будет подвержен коррозии лет. Он создал в своих книгах мир со всеми обыденными реалиями и высоким небом, с его радостями и печалями, он запечатлел на века саму жизнь. 0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение. / Сочинения / Пастернак Б.Л. / Стихотворения / Анализ стихотворения Б. Пастернака «Февраль. Достать чернил и плакать!» (1912)Смотрите также по произведению «Стихотворения»: Adblock detector
|