Стихи ф тютчева весенние воды

Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят-
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят.

Они гласят во все концы:
«Весна идет, весна идет!
Мы молодой Весны гонцы,
Она нас выслала вперед!»

Весна идет, весна идет,
И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней.
1830
● Все стихи «Тютчева» на одной странице.

Стихи классиков

весенние воды (Ф.Тютчев)

Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят —
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят.

Они гласят во все концы:
«Весна идет, весна идет,
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!

Весна идет, весна идет,
И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней. »

Федор Тютчев
Весенние воды

Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят —
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят —

Они гласят во все концы:
«Весна идет, весна идет!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед».

Весна идет, весна идет!
И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней!

Комментарий:
Автограф — РГАЛИ. Ф. 505. Оп. 1. Ед. хр. 12. Л. 4.

Первая публикация — Телескоп. 1832. Ч. X. № 13. С. 22–23, с подписью «Ф. Тютчев». Затем — Совр. 1836. Т. III. С. 6, под общим заглавием «Стихотворения, присланные из Германии», под № «II», с общей подписью «Ф. Т.». Затем — Совр. 1854. Т. XLIV. С. 5; Изд. 1854. С. 5; Изд. 1868. С. 8; Изд. СПб., 1886. С. 5; Изд. 1900. С. 25.

Печатается по автографу.

Автограф — на обороте листа со стих. «Как над горячею золой. ». Специфические авторские знаки препинания — тире в конце 2, 4, 12-й строк, в то же время в конце последней строки есть черточка, напоминающая восклицательный знак. Начало третьей строфы поэт стал оформлять как прямую речь, поставив кавычки в начале фразы «Весна идет. », но не завершив ни строки, ни строфы таким оформлением; в печатных текстах эти кавычки в третьей строфе часто не сохраняются, и она прочитывается как слова автора, а не «гонцов» — водных потоков. Только лишь в Изд. 1900 9-я строка включена в прямую речь. Во второй строфе, в речи «гонцов», слова «Весна» и «Гонцов» написаны с прописной буквы: «Мы молодой Весны Гонцы». Однако в предыдущей строчке второе слово «весна» написано со строчной буквы, так же как и в 9-й строке (в ее середине).

В первой публикации 6-я строка — «Весна пришла, весна идет!». Прямая речь «гонцов», начавшись в 6-й строке, продолжена в третьей строфе, и кавычки, обозначающие конец прямой речи, завершают стих.: «Толпится весело за ней. ». Такое понимание синтаксической структуры сохраняется в Изд. 1987. Расхождения в печатном оформлении связаны с попытками сохранить хотя бы отчасти тютчевские тире или заменить этот знак многоточием. В пушкинском Совр. тире стоят в конце 1, 4, 9 и 12-й строк (здесь стоит восклицательный знак и тире). В Изд. 1854 и Изд. СПб., 1886 сохранились тире в 4-й строке, но в Совр. 1854 г. в этом месте стоит многоточие. В Изд. 1900 стихотворение заканчивалось восклицательным знаком.

Чулков I — сохраняет тире во 2-й и 4-й строках, Лирика I — только во 2-й, а в 4-й — многоточие.

Датировать, по-видимому, можно не позднее 1830 г., так как автограф на листе, оторванном от того, где стих. «Цицерон».

Н. А. Некрасов восхищался стихотворением, давая ему эстетико-психологический комментарий: «Сколько жизни, веселости, весенней свежести в трех подчеркнутых нами стихах! Читая их, чувствуешь весну, когда сам не знаешь, почему делается весело и легко на душе, как будто несколько лет свалилось долой с плеч, — когда любуешься и едва показавшейся травкой и только что распускающимся деревом, и бежишь, бежишь, как ребенок, полной грудью впивая живительный воздух и забывая, что бежать совсем неприлично, не по летам, а следует идти степенно, и что радоваться тоже совсем нечего и нечему. ». Он называл «Весенние воды» «одною из лучших картин, написанных пером» Тютчева, особенно выделяя вторую строфу, слова «гонцов». П.К. Щебальский в рецензии на сб. стих. Тютчева 1868 г. писал об относительности выделения в литературе «реализма» и «идеализма», и то и другое он обнаруживал в естественном развитии человека от молодости, тяготеющей к идеализму, к зрелости и реализму. Подобное критик обнаруживает в литературной деятельности Пушкина и Тютчева, сближая двух поэтов в этом отношении. Полностью процитировав «Весенние воды», он прокомментировал: «Очевидно, в этом блестящем стихотворении, в этом страстном приветствии молодой души, исполненной внутренней весны, приближающейся весне природы, нет ничего, кроме какого-то радостного клича, а следовательно, никакого признака реализма. Но зато какой душистый посев поэзии, какой свежий, искренний лиризм! Не прикажут ли наши критики отказаться от подобных литературных бриллиантов, потому что они не подходят под их понятия? Конечно, поэт мог бы при этом заметить, что с весной для крестьянина наступает пора тяжелых работ, что лошаденки его тощи, что хлебушка у него становится мало, что барин его (кстати припомнить и крепостное право) строг и сам обходит поля, когда их поднимают по весне: это был бы реализм, но была ли бы во всем этом поэзия и прелесть, — это еще вопрос».

«Весенние воды» — второй тютчевский шедевр о весне; вот длинный ряд его стихотворений о ней: «Весенняя гроза», «Весенние воды», «Весеннее успокоение», «Зима недаром злится. », «Нет, моего к тебе пристрастья. », «Еще земли печален вид. », «Весна». К ним примыкают «Могила Наполеона», «Я помню время золотое. », «Не то, что мните вы, природа. » и весенние стихотворения 1850–1860-х гг. «Весенний цикл» — центральный в лирике природы Тютчева, в нем ярче всего выражено его приятие бытия. Рассматриваемое стихотворение своим народно-мифологическим подтекстом ближе всего к стих. «Зима недаром злится. »: ведет хоровод та самая румяная дева-Весна, которая с хохотом выгнала злую ведьму Зиму.

Источник: Тютчев Ф. И. Полное собрание сочинений и писем: В 6 т. / РАН. Ин-т мировой лит. им. М. Горького; Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Редколлегия: Н. Н. Скатов (гл. ред.), Л. В. Гладкова, Л. Д. Громова-Опульская, В. М. Гуминский, В. Н. Касаткина, В. Н. Кузин, Л. Н. Кузина, Ф. Ф. Кузнецов, Б. Н. Тарасов. — М.: Издат. центр «Классика», 2002—.

«Весенние воды» Ф. Тютчев

Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят —
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят…

Они гласят во все концы:
«Весна идет, весна идет,
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!

Весна идет, весна идет,
И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней. »

Анализ стихотворения Тютчева «Весенние воды»

Федор Тютчев обладал удивительным даром подмечать любые изменения природы. Поэтому его пейзажная лирика настолько богата эпитетами и метафорами, которые позволяют воссоздать удивительную в своей красоте и первозданности картину смены времен года. Эта тема была особенно близка автору, который остро чувствовал любые перемены погоды и умел переложить на слова музыку ветра, шелест листьев и шум дождя.

В творческом наследии поэта пейзажная лирика занимает особое место. Однако среди многочисленных произведений, посвященных всевозможным природным явлениям особое место занимает стихотворение «Весенние воды», созданное в 1830 году. В этот период Тютчев находился за границей, однако отмечал, что весна в Европе почти такая же, как и в России. И первым признаком ее приближения является особый аромат воздуха, наполненный свежестью и первым теплом. Наблюдая за весной в Германии, Тютчев пишет, что «еще в полях белеет снег», однако весь мир уже извещен о том, что на смену холодам идет долгожданная весна. Это можно определить по тому, как воды «весной шумя» и весело спускаются с пригорков. Они «будят сонный берег» и устремляются дальше, подпитывая почву холодной влагой, которая впоследствии даст жизнь новым растениям. Пройдет совсем немного времени, и живописные берега реки, по которым пробежали весенние ручьи, украсят живописные заросли осоки. Но пока весенним ручьям предстоит выполнить очень важную миссию – известить мир о том, что наступает самое важное время года.

«Весна идет, весна идет, мы молодой весны гонцы, она нас выслала вперед!», — пишет Тютчев от первого лица, используя весьма распространенный прием отождествления природных явлений и неодушевленных объектов с живыми существами, наделяя вешние воды чувствами, мыслям и способностью говорить. Благодаря этому приему стихотворение «Вешние воды» приобретает особую образность. Создается впечатление, что словно бы сама природа говорит с человеком на доступном и понятном ему языке.

Однако сам автор не остается в стороне от этого удивительного диалога и помогает читателям в полной мере ощутить дуновение свежего ветра, которое уже прогрето первыми лучами весеннего солнца. Для Тютчева весна приобретет особую прелесть лишь в мае, когда «румяный, светлый хоровод» солнечных дней сменит унылый зимний пейзаж. Поэт, обладавший отменной наблюдательностью, из года в год следил за тем, как красавица-весна вступает в свои права и был убежден, что победить суровую зиму окончательно и бесповоротно ей удастся лишь с приходом мая. Поэтому стихотворение «Весенние воды» наполнено предвкушением радости и волнением, которое испытывает автор в ожидании теплых, солнечных дней. И это волнение через строчки передается читателям, которые с таким же нетерпением и трепетом ожидают первых предвестников весны, которыми являются ручьи – сперва робкие и с трудом прокладывающие себе дорогу сквозь слежавшийся снег, а после смелые, настойчивые и открыто заявляющие о переменах не только в природе, но и в душах людей.

Федор Тютчев неоднократно упоминал о том, что его любимым временем года является зима, поэтому он всегда расставался с ней, испытывая некоторое сожаление. Но даже поэт не мог устоять перед красотой окружающего мира, который преображается весной, даря людям чувство обновления и чистоты. Это ощущение поэт особенно ценил, считая, что весна является символом юности и новой жизни. Она беспокойна и непоседлива по своей сути, и это беспокойство всегда вызывало у автора легкую грусть и осознание того, что его молодость осталась в прошлом, и ему остается лишь любоваться весной, которая спешит вступить в свои права.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: