Стихи эпохи пушкина

Ресурсы, посвященные жизни, творчеству, эпохе А.С. Пушкина

ФЭБ — электронное научное издание (ЭНИ) посвященное творческому наследию и биографии Александра Сергеевича ПУШКИНА. /собрания сочинений Пушкина, академические издания отдельных его произведений, мемуарная литература, прижизненная критика, пушкиноведческие труды (монографии и сериальные издания), справочные и библиографические пособия/

Пушкинская энциклопедия Института русской литературы (Пушкинского Дома) РАН

РВБ — ресурс, посвященный творческому наследию и биографии А.С.Пушкина /полное собрание сочинений в 10 томах, хронологическая канва биографии А.С.Пушкина, критика/

Сайт посвященный творчеству А.С. Пушкина — произведения, биография, портреты, семья, пушкинские места.

РЛС — Российская Литературная Сеть /биография, произведения, статьи, галерея, цитаты/

FPlib — литературный сервер «Друзья и Партнеры»/ поэзия, биография, галерея картин и рисунков, стихотворения русских поэтов, посвященные Пушкину/

Новая литературная сеть — биография, произведения, галерея портретов, музеи.

Памяти поэта посвящается — Информация о жизни А.С. Пушкина: родословное дерево, детские годы, лицей, двадцатые годы, в селе Михайловском, женитьба и смерть поэта. Произведения с 1814 г. по 1836 г.

Пушкин Александр Сергеевич — Биография, стихи, лирика и сказки Пушкина

Пушкин как основоположник русского национального политического миросозерцания. Б.Башилов

«Пушкин. Два века русской культуры». Разделы: Александровская эпоха. Николаевская эпоха.

Прижизненные издания А. С. Пушкина. /Руслан и Людмила : поэма в шести песнях 1820./ /Братья разбойники : (писано в 1822 году) 1827. / /Борис Годунов — СПб. : В Типографии Департамента народного просвещения, 1831./ /

VIVOS VOCO В. Э. Вацуро, М. И. Гиллельсон СКВОЗЬ «УМСТВЕННЫЕ ПЛОТИНЫ». Комплект “Литературной газеты”, изданной поэтом Дельвигом при ближайшем участии Пушкина и Вяземского.

СВАДЕБНЫЕ ПЕСНИ СЕВЕРНОЙ РУСИ В ЗАПИСЯХ ПУШКИНА. М.А.Лобанов . (Материалы IV научной конференции «Рябининские чтения-2003») Сборник научных докладов. — Петрозаводк, 2003

Оренбургская пушкинская энциклопедия. Л. Большаков. /Путешествие 1833 г., Реалии «Истории Пугачева», Прототипы «Капитанской дочки», Исследователи и интерпретаторы, Алфавитный указатель статей./

Из истории замысла и создания «Медного всадника». Пушкин и его современники: Материалы и исследования Пушкинская комис. при Отд-нии гуманит. наук АН

Из Единой коллекции ЦОР : «На полях книги П.А.Вяземского «Биографические и литературные заметки о Денисе Ивановиче Фонвизине» в 1830 году Пушкин оставил карандашные заметки. .»

Из Единой коллекции ЦОР: Рассказ о потомках великого русского поэта , его внуках и правнуках. Наследники Пушкина сохранили доныне реликвии поэта — его письма к невесте.

Из Единой коллекции ЦОР: Пушкин и точные науки. В статье показано отражение некоторых научных терминов в произведениях Пушкина.

Из Единой коллекции ЦОР: Лирический дневник А.С. Пушкина охватывает всю его жизнь. В книге Л.М. Аринштейна поэт предстает живым человеком, без хрестоматийного глянца.

Захаров Н. В. Шекспир и русская литература: шекспиризм Пушкина

Все для урока и сочинения. (краткая летопись жизни и творчества, критика, статьи, темы сочинений и рефератов по творчеству А.С.Пушкина, контрольные вопросы, тесты, вопросы для викторины, список рекомендуемой литературы)

Н.К. Рерих о А.С. Пушкине и русской литературе , Римский-Корсаков и Рерих: пушкинские реминисценции. Петербургский Рериховский сборник . Выпуск IV.

Так где же родина Ганибала? Гнамманку Д. Вестник РАН — Журнал №12, 1995-го года.

Пушкиниана — Страница сообщества LiveInternet.ru

Пушкинские места. Виртуальные экскурсии по пушкинским местам России.

Пушкин в Молдавии. События, люди, места, произведения.

Выпуск 25

Среди новых записей романсов и песен на стихи Александра Сергеевича Пушкина, несомненно, особое место занимает диск актрисы и певицы Евгении Смольяниновой, целиком посвященный музыке пушкинской эпохи. В него включены народные песни, романсы на стихи современников Пушкина, редкие варианты вокальных произведений на стихи самого Александра Сергеевича.

«Как не любить Пушкина? Вот уже 200 лет живёт Россия, любя Пушкина. Имя его мы узнаем в раннем детстве, и оно чудесно и истинно сопутствует нам всю жизнь. С ним нам радостно и спокойно, с ним все чувства наши преображаются, делаются благородны и чисты. И мы можем жить, не боясь волнений временного житейского моря, потому что каждая страница пушкинской книги – надёжное и тихое пристанище, где царствует вечная гармония и вечная красота…» — это слова певицы Евгении Смольяниновой, голос которой мы сейчас услышим в записи романса на стихотворение Александра Пушкина «Экспромт», написанное им ещё в лицейские годы.

Фонограмма из аудиофонда
Краснодарской краевой универсальной
библиотеки имени Александра Сергеевича Пушкина

Тексты других выпусков радиопередачи
«200 лучших записей на стихи Александра Сергеевича Пушкина»:

Почему Онегин с интересом слушал Ленского? (По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)

Роман Пушкина в стихах «Евгений Онегин» — это срез современной автору эпохи. Подобных произведений до этого не знала русская литература. Пушкин был первым, кто проницательно разглядел черту, которой было суждено развитие в русском обществе: одиночество в нём каждого, кто, так или иначе, возвышается над средним уровнем. Автор «Евгения Онегина» проследил истоки этого явления: поверхностное воспитание, беспорядочное подражание европейской культуре, условность дворянского уклада жизни, отсутствие духовных и общественных интересов.

Все эти проблемы Пушкин виртуозно раскрыл на примере образа главного героя. Но гениальность романа состоит в том, что автор дает не однобокое освещение действительности, а развернутую картину реальности. Так, проблему воспитания молодежи вне России Пушкин ставит на примере другого героя – Владимира Ленского.

Именно поэтому на протяжении действия две фигуры полностью занимают поле читательского внимания: Онегин и Ленский. Переплетение судеб этих героев составляет сюжет романа.

Эти образы противопоставлены друг другу в романе. Сам автор говорит об их различности:

Стихи и проза, лед и пламень

Не столь различны меж собой…

И на самом деле, герои представляют собой противоположности.
Образ Онегина открывает знаменательную главу в поэзии и во всей русской литературе. Следом за Онегиным появились Печорин (Лермонтова), Рудин (Тургенева). Эта вереница героев названа впоследствии «лишними людьми».

Пушкин подчеркивает типичность Онегиных, их нежелание приспособиться к настоящей жизни. Не к жизни пышных зал, а к существованию сердца и настоящих благородных чувств.

И в то же время Пушкин разглядел особенности личности героя:

И резкий, охлаждённый ум.

Эта лестная характеристика, казалось бы, многое обещает. Но при первом же испытании Онегин пасует перед окружающей средой. В роковое утро перед поединком (дуэль с Ленским) он явится «мячиком предрассуждений», рабом светской условности.

И вот, хотя и невольный, Онегин всё же убийца. Это оставляет на нем неизгладимый отпечаток. Недаром позже он признается в письме Татьяне:

Ещё одно нас разлучило…

Несчастной жертвой Ленский пал…

Именно отсюда и начинается ломка его жизни, поспешное бегство из деревни, странствия по родной земле и всё растущее чувство собственной неполноценности и бесполезности: «Чего мне ждать? тоска, тоска. »

Ленский в романе представляет собой антипод Онегина. Во-первых, ему 18 лет (Онегин старше); во-вторых, он мечтателен и пока ещё искренен в проявлении своих чувств:

Дух пылкий и довольно странный,

Всегда восторженную речь

И кудри чёрные до плеч.

Ленский, как настоящий влюблённый, бросает вызов обидчику своей возлюбленной. Это был роковой шаг. В ночь перед дуэлью он пишет Ольге последние стихи, а Онегин крепко спит… Евгений четко сознает, что жизнь – это не роман, в котором все на грани. А Владимир так нежен и неопытен и, можно сказать, чист в своих стремлениях, что он не видит разницы между своим собственным вымыслом и реальностью.

Но Ленский всё же дитя своего времени, и кто знает, что было бы с ним через несколько лет жизни в Петербурге. Любовь Ленского к сестре Татьяны Ольге искренна и романтична. Он ещё совсем неопытен в этих делах. Но Онегин понимает больше, поэтому его оценка Ольги довольно сурова.

Вообще, появление на страницах романа Ленского и то, что он стал другом Евгения, – важный приём. С помощью Владимира, его открытого взгляда на жизнь, все образы становятся ярче и драматичнее. Он как ребенок, устами которого глаголет истина. Его реакция на зло и предательство, конечно же, немного драматична, но она на самом деле показывает масштаб злодейства. Ленский, в отличие от Онегина, не способен идти на компромисс со своей совестью. А эта способность –самое главное, что отличает героев друг от друга.

Таким образом, Пушкин подчеркивает, что Онегина сформировала окружающая его среда. Именно она превратила некогда пылкую душу в камень. А доказательством пылкости и сердечности Онегина является Владимир Ленский, который, с одной стороны, – антипод настоящему Евгению, а с другой – его прошлый образ. Именно поэтому Пушкин говорит важную, хотя и короткую фразу: «Они сошлись…». И пускай они «волна» и «камень», но суть их одинакова.

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Пушкин А.С. / Евгений Онегин / Почему Онегин с интересом слушал Ленского? (По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)

Смотрите также по произведению «Евгений Онегин»:

Стихи эпохи пушкина

Осмысление роли литературы, искусства в жизни общества &#151 это, наверное, один из самых важных вопросов, стоящих перед писателями и поэтами. Каждый большой художник рано или поздно задумывается о том, что он оставит людям, каким целям служило его творчество, какова вообще роль поэзии в жизни народа. Эти вопросы не могли не волновать Александра Сергеевича Пушкина. Его размышления на эту тему нашли полное и глубокое отражение в его лирике.

Идеальный образ поэта воплощен Пушкиным в стихотворении «Пророк». Время написания &#151 1826 год. Это была тяжелая для Пушкина пора духовного кризиса, вызванного известием о казни декабристов. Название и содержание стихотворения позволяют предположить обращение Пушкина к библейской книге пророка Исайи, который находился в отчаянии, видя, что окружающий его мир погряз в беззаконии и пороках. «И тогда прилетел. один из серафимов, и в руке у него горящий уголь». Ангел «удалил беззаконие» и «очистил грех» Исайи, поручив ему миссию по исправлению людей.

Пушкин дает в «Пророке» свою интерпретацию библейского сюжета. Его лирический герой не чувствует себя оскверненным беззаконием общества, но он не равнодушен к происходящему вокруг, хотя и бессилен что-либо изменить. Именно к такому человеку является посланник Бога:

Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился, &#151
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился.

Все образы здесь истинно пушкинские, несмотря на библейский сюжет. Они знакомы нам по другим его произведениям. Так, в «Подражаниях Корану» мы встречаем тот же образ одинокого путника:

И путник усталый на Бога роптал:
Он жаждой томился и тени алкал.
В пустыне блуждая три дня и три ночи.

Концовка данного цикла стихотворений также перекликается с воззванием и призывом к пророку:

Мужайся ж, презирай обман,
Стезею правды бодро следуй.

Мужественная энергия стиха, призыв проповедовать правду людям роднят «Подражания Корану» с «Пророком», но последний гораздо шире и богаче по содержанию.

Можно отметить также некоторые черты «Пророка» в более позднем стихотворении Пушкина «В часы забав иль праздной скуки. «. Духовное преображение поэта в этом стихотворении перекликается с физическим и нравственным преображением пророка, очищенного, опаленного в горниле человеческих страданий.

Явление «шестикрылого серафима» в «Пророке» помогает поэту обрести дар прозрения, научиться видеть и слышать то, что недоступно зрению и слуху обыкновенных людей, постичь великие тайны бытия:

Перстами легкими, как сон,
Моих зениц коснулся он.
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.
Моих ушей коснулся он, &#151
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход.
И дольней лозы прозябанье.

Отныне для поэта нет тайн ни на земле, ни под водой. Это возвышает его над людьми, но вместе с тем и накладывает огромную ответственность. В минуты творческого вдохновения поэт обретает нечеловеческую обостренность видения мира, он отрешается от своего обычного состояния и внутренним взором может постичь то, что недоступно обыкновенным людям. Действия серафима становятся все более жестокими, но дар, полученный героем, приобретает все большую ценность. Наконец настает момент наивысшего духовного подъема: через ряд мучительных превращений происходит обретение мудрости, истины. Взамен «грешного» языка серафим вкладывает в уста пророка «жало мудрыя змеи», а вместо сердца вдвигает «угль, пылающий огнем». Поэт-пророк слышит голос, повелевающий ему:

Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей &#151
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.

Суровым и торжественным воззванием, побуждающим поэта стать глашатаем правды, заканчивается стихотворение, посвященное высокому общественному и гражданскому назначению поэта и поэзии: Стихотворение «Арион», написанное в 1827 году, воссоздает в аллегорической форме трагические события декабристского восстания. Но если в «Пророке» автор размышляет о роли поэта и поэзии философски обобщенно, то в «Арионе» он проверяет жизнеспособность своих идей в конкретной трагической ситуации. Певец Арион связан со своими друзьями общностью взглядов, он стремится помочь им в их благородном деле своей смелой поэзией. Но его друзья гибнут. А поэт, несмотря на опасность, продолжает выполнять свою великую миссию, как истинный пророк. «Я гимны прежние пою», говорит пушкинский герой.

Раздумья о быстротечности жизни звучат в поздних произведениях Пушкина. Поэт предчувствует близкую гибель. Наступает время подвести итог своей творческой деятельности, оцепить значение поэзии. Своего рода поэтическим завещанием Пушкина оказалось стихотворение «Памятник», записанное в 1836 году. По теме это стихотворение восходит к оде римского поэта Горация. Первый перевод оды был сделан М. В. Ломоносовым. В дальнейшем эти мотивы развивал Державин в своем стихотворении «Памятник». Но разные поэты по-разному оценивали свои поэтические заслуги и смысл творчества. Пушкин уверен, что к его памятнику «не зарастет народная тропа». Он пророчески предсказывает, что его поэзия станет достоянием всех народов России:

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгус, и друг степей калмык.

Великий русский поэт утверждает, что право на всенародную любовь он заслужил гуманностью своей поэзии, тем, что своей лирой он пробуждал «чувства добрые». Пушкин дает точную и лаконичную оценку идейного смысла своего творчества, подчеркивает, что вся его поэзия была проникнута духом свободы.

Концовка стихотворения &#151 традиционное обращение поэта к своей музе. Она должна быть «послушна» «веленью Божию», то есть голосу правды, и следовать к своей цели, не обращая внимания на «хвалу и клевету» невежественных глупцов.

Тема одиночества поэта среди толпы поднималась Пушкиным во многих стихотворениях о положении поэта в обществе. Так, в стихотворении «Поэту» он писал:

Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,
Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.

А в стихотворении «Разговор книгопродавца с поэтом» мы встречам те же выражения, когда Пушкин размышляет о славе:

Что слава? шепот ли чтеца?
Гоненье ль низкого невежды?
Иль восхищение глупца?

Не надо думать, что Пушкин превозносил себя над людьми, говоря о «невеждах» и «глупцах». Он просто подчеркивал независимость своих суждений, свое право поэта идти туда, «куда влечет его свободный ум». И тут Пушкин высказался однозначно. Возьмем его стихотворение «Из Пиндемонти». Быть свободным, по Пушкину &#151 значит стоять в стороне от общественных волнений, не отождествляя себя ни с одной из социальных групп:

Зависеть от царя, зависеть от народа &#151
Не все ли нам равно? Бог с ними.
Никому
Отчета не давать, себе лишь самому
Служить и угождать: для власти, для ливреи
Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи;
По прихоти своей скитаться здесь и там,
Дивясь божественным природы красотам,
И пред созданьями искусств и вдохновенья
Трепеща радостно в восторгах умиленья.
Вот счастье! Вот права.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: