Сайт учителя начальных классов Заковряжиной Веры Борисовны

Как учить стихотворения наизусть

Как учить стихи наизусть

Оказывается, стихотворение можно запоминать не по частям, а все целиком!

Есть счастливые люди, запоминающие стихи без труда. Им достаточно три-четыре раза прочитать стихотворение, и они могут повторить его, не заглядывая в книгу. Я завидую таким счастливцам, так как сам к ним не принадлежу. Но и мы, те, у кого память обыкновенная, можем выучивать стихи куда легче, чем это делается обычно.

Когда в школе на уроке будут вызывать ваших товарищей, чтобы проверить, как они выучили стихотворение, прислушайтесь. И вы заметите, что тот, кому нужна подсказка товарищей или помощь учителя, запинается обычно в конце строф, а если стихотворение на строфы не делится, то на переходах от одного ощутимого кусочка стихотворения к другому.

В чем тут дело? Многие, пожалуй, большинство, учат стихи неправильно. Скажем, нужно запомнить наизусть строки:

Сквозь волнистые туманы

На печальные поляны

Льет печальный свет она.

По дороге зимней, скучной

Тройка борзая бежит,

Что-то слышится родное

В долгих песнях ямщика:

То разгулье удалое,

То сердечная тоска.

Обычно тот, кто их заучивает, повторяет много раз подряд первое четверостишие, потом, когда ему кажется, что он запомнил его, переходит ко второму. Выучил второе, присоединяет его к первому и повторяет теперь наизусть первые два четверостишия. Потом выучивает следующее четверостишие, присоединяет его мысленно к первым двум, повторяет все три четверостишия и так далее.

При этом стихотворение разрушается, распадается на четверостишия. Естественная связь между ними утрачивается. Последняя строка четверостишия прочно связывается в памяти с первой строкой того же четверостишия, потому что много раз повторялось в таком порядке. Перескочить через порог между первым и вторым четверостишиями оказывается трудно. Начало стихотворения запоминается гораздо лучше, чем середина, а конец вообще почти не отпечатывается в памяти.

Как же заучивать стихи? Стихотворение, даже большое, легче запоминать не по частям, а целиком. Да-да, целиком! Но как?

Прочитайте стихотворение вслух. Все подряд от начала до конца. Два-три раза. При этом старайтесь, чтобы не только звучали слова, но перед глазами вставали картины того, о чем говорит поэт: волнистый туман, луна, поляны. Теперь начинайте читать снова. Тут вы почув­ствуете, что некоторые строки уже звучат в вашем внутреннем слухе. Иногда – начальные, иногда – из середины, иногда – концовка стихотворения. Запомнившиеся строки произнесите, оторвав глаза от книги, но так, чтобы тут же посмотреть в нее, едва кончатся запомнившиеся слова. Не напрягайтесь, чтобы вспомнить, а тут же смотрите в книгу, чтобы без запинок прочитать все стихотворение, в котором несколько слов или строк вы уже запомнили наизусть.

При следующем чтении таких островков запомнившегося текста станет больше и каждый из них увеличится. Теперь можно попробовать прочитать все стихотворение по памяти. Тут вы увидите, что можете прочитать наизусть большую часть стихотворения; незапомнившихся строк или даже слов осталось немного, но все-таки они есть. Не беда!

Натолкнувшись на провал, не нужно силиться вспомнить, какие тут должны быть слова. Всякое усилие, всякое напряжение не помогает, а мешает заучивать стихи. Не старайтесь вспомнить, а сразу поглядите в текст. Обычно бывает достаточно увидеть слово или даже полслова из забытой строки, чтобы она тут же вспомнилась целиком. Эти забытые и мгновенно вспомнившиеся слова произносите тем же голосом, так же громко или так же тихо, подхватив то выражение, с каким вы читали слова предшествующие и собираетесь читать слова следующие, словом, так, чтобы они не выглядели как заплата, а естественно по смыслу вливались в текст. Стык того, что уже твердо выучено, и того, что вы еще помните недостаточно хорошо, должен быть как можно менее ощутимым.

Перечитывая по памяти стихотворение еще раз, вы и не заметите, как естественно произнесете и ту строку, которая только что выпала из памяти. Может показаться, что этот способ труден и долог. На самом деле, попробовав, вы убедитесь: так стихи заучиваются куда быстрее, запоминаются легче и помнятся дольше, чем если учить их, бесконечно задалбливая отдельные четверостишия и прилепляя одно к другому.

Читая и повторяя стихотворение, все время старайтесь вызывать в своем воображении картины того, о чем в нем говорится. Мне кажется, что все, что вы хотите выучить наизусть (не только стихи), лучше всего учить вечером, перед сном. Сон закрепляет в памяти заученное. В этом убеждаешься утром, проверяя себя на свежую голову. Некоторые предпочитают учить наизусть утром. Это зависит от особенностей памяти каждого.

Тому, у кого особенно сильна зрительная память, стихотворение, которое он хочет заучить, стоит вначале переписать, переписывая, одновременно читать его вслух. Тогда стихотворение запомнится особенно прочно.

/По «Книге о книге», М., «Просвещение», 1980/

Как с легкостью учить тексты наизусть

Многие студенты и учащиеся сталкиваются с проблемой запоминания текста: будь то стихотворение или проза — учить надо, а запомнить сложно. Для таких случаев тоже существуют специальные хитрости. Этот метод взят из театральной практики. Ведь актерам часто приходится учить наизусть огромные объёмы текста. Как же они справляются? На самом деле это совсем не сложно. Разберем их методику пошагово, она состоит из шести пунктов.

  1. Первым делом текст нужно несколько раз медленно и вдумчиво прочесть от начала до конца. Обязательно вслух. При этом уяснить образ, сюжет и последовательность происходящего в повествовании.
  2. Дальше, если текст большой, разбиваем его на смысловые части. И начинаем их учить по порядку. Для этого ищем в нем «зацепки» — те места, которые являются «яркими» для нашего восприятия и запоминаем как, в каком порядке они расположены в тексте.
  3. Следующий этап письменный. Переписываем текст на бумагу. Лучше не печатать, а именно писать рукой.
  4. Откладываем бумагу с текстом и стараемся воспроизвести его вслух по памяти. Всё, что вспомнилось, произносим в голос. Если какое-то место забылось, сразу не подглядываем, стараемся вспомнить, если всё-таки не получилось – подглядываем.
  5. Записываем текст ещё раз, но на этот раз по памяти.
  6. Перед сном повторяем ещё раз, кладем листок под подушку, наутро всё вспоминается идеально!

Здесь описан самый подробный и надежный вариант, им пользуются в том случае, когда текст нужно знать «на зубок» и дословно, до последней запятой. Если же вольности всё же допускаются (как в школьном спектакле, например), то достаточно просто три раза вдумчиво переписать текст вручную, и он легко запомнится.

Единая коллекция
Цифровых образовательных ресурсов

Планирование к учебнику ?Литература. Начальный курс?, 6 класс, Снежневская М. А., Хренова О. М.

Урок 15. «Песнь о вещем Олеге». Как учить стихи наизусть

Развитие внимания к языку художественного произведения

Закрепить знание текста «Песни?»

Закрепить знание текста «Песни?»

Проверить историко-литературные и теоретико-литературные знания о произведении

Дать понятие о художественных особенностях произведения, его жанре, ритмике стиха

Поддержка ресурса

Все ресурсы Коллекции предназначены только для некоммерческого использования в системе образования Российской Федерации. Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл ФС 77 — 47492 от 25.11.2011

При использовании материалов сайта ссылка на Единую коллекцию ЦОР обязательна.

Автоматизированное извлечение информации сайта запрещено.

DUNAEVA.INFO

Вам недостает времени, чтобы придумать сценарий, игру, викторину, вопросы к зачету? Задумали что-то необычное? Заходите ко мне на блог. Надеюсь не разочаровать вас. Методические материалы, примеры уроков и игр, веселые уроки, варианты проверочных работ, тесты, сценарии, стихи, впечатления, сочинения — все это вы найдете в моем блоге — блоге учителя литературы, работающего более 30 лет в одной из гимназий Эстонии. Приглашаю учеников, настоящих и бывших, а также их родителей. Я всем гостям рада.

пятница, 4 ноября 2011 г.

Стихи для детей Г. Остера, А. Усачёва, Ю. Мориц, Б. Заходера

В этом году у меня есть малыши — 4 класс. Недавно на уроке я спросила, кто может наизусть прочитать стихотворение. Молчание. «Ну, хотя бы 4 строчки!»- настаиваю я. И тогда одна девочка вышла и прочитала 4 строчки. Одна! Я сразу поставила ей пятёрку и, конечно, похвалила. Надеялась, что тут-то все захотят что-нибудь прочитать наизусть. За пятёрку-то! Увы. Странно, не правда ли? Может быть, им не встречались хорошие стихи? Вряд ли. Может быть, это из-за того, что обычно в школе заставляют учить одни и те же стихотворения всех? Не знаю, как вы, коллеги, а я всегда даю полную свободу выбора. Хочешь учить из учебника, пожалуйста, но лучше поищи то, которое тебе на душу ляжет. Тогда и учить особенно не придётся — само в памяти останется. И поощряю за осознанный выбор.
Но четвероклашки — люди ещё маленькие. Тут без помощи учителя и мамы с папой не обойтись, поэтому я решила разместить маленькую подборку стихотворений для детей. Пусть выбирают! А для начала я взяла весёлые стихи. Пусть радуются!

В нынешнем году у меня два четвёртых класса. Провела тот же «эксперимент» со стихами. И что вы думаете? С удовольствием читали наизусть. Да ещё как! Выразительно, восхитительно! И даже вопрос прозвучал: «А можно свои прочитать?» Но подборкой моей всё равно некоторые воспользовались позднее. Так что, видя её полезность, буду добавлять стихотворения разных авторов.

Стихи для детей (для заучивания)

05 Августа 2014 .

Стихи для детей 3-6 лет

По мнению известных детских психологов и специалистов с богатым педагогическим опытом, заучивание наизусть стихов для детей способствует гармоничному воспитанию маленького ребенка и улучшает память малыша. Чтение детских стихотворений с выражением,запоминание коротеньких стихов ( а также отдельных абзацев длинных произведений) способствует развитию фантазии и речевых способностей,расширяет кругозор и улучшает взаимопонимание малыша с родителями.

Вы легко и просто сможете заинтересовать ребенка сюжетными детскими стишками ,привлечь его внимание. Малыш легко сможет запомнить небольшое стихотворение,если вы несколько дней подряд (желательно в одно и то же время — например,вечером,перед сном) будете читать его крохе. Чтобы ребенок заинтересовался,обязательно читайте детский стишок с выражением ,увлеченно. Очень желательно сопровождать чтение мимикой,акцентировать интригующие,смешные моменты в тексте.

К счастью, в последнее время появилось очень много поучительных, интересных и веселых стихов для детей разного возраста. Детские авторы сочиняют стишки,которые будут интересны и совсем маленьким деткам дошкольного возраста и ученикам младших классов. На страницах bebi.lv вы найдете много интересных и смешных стихов для детей 3, 4, 5-7 летнего возраста и некоторые из них обязательно понравятся вашему мальчику или вашей девочке.

КИРИЛЛ АВДЕЕНКО. ПОУЧИТЕЛЬНЫЕ И ВЕСЁЛЫЕ СТИХИ ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ. ЧАСТЬ 2

Вашему вниманию предлагается 2-я часть стихов для детей, написанных детским автором Кириллом Авдеенко из города Киева (первую часть стихов Вы можете прочитать на нашем сайте по ссылке — http://bebi.lv/stishki/korotkiye-veseliye-stishki-dlya-samyh-malenkih-detok.html ).

В сборник включены интересные и познавательные стихи для детей дошкольного возраста на разнообразные темы – о любви к Родине;
о том, как хорошо и полезно ходить в детский садик;
о том, как вредно курить;
что подарить маме на 8 марта и на некоторые другие темы.
Стихи проиллюстрированы красочными иллюстрациями художников-иллюстраторов из г. Киева. Желаем Вам приятного прочтения.

I. ОБ АВТОРЕ:

Авдеенко Кирилл Леонидович родился в 1977 году в г. Ленинск (ныне – г.Байконур) Кызылординской области (Казахстан) в семье военнослужащего.

Закончил Киевский военный институт управления и связи, 1999-2009 г.г. – военная служба в войсках связи Вооруженных Сил Украины на офицерских должностях. Уволился из армии в звании майора. С 2009 года работает в сфере телекоммуникаций Украины и занимается литературной деятельностью (основное направление – стихи и сказки в стихах для детей дошкольного – младшего школьного возраста).

Автор имеет публикации в периодических изданиях по детской и семейной тематике в России, Украине, Казахстане, Беларуси, Армении и Эстонии.

Контактный электронный адрес автора: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

II. АННОТАЦИЯ К ОПУБЛИКОВАННЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЯМ

1. Дождик, дождик, где ты был. — для дошколят о Родине.

2. Лесной детский сад — о том, как хорошо и полезно ходить в детский садик.

3. Важное совещание, или Что подарить мамам — о том, что можно подарить мамам на 8 марта.

4. Обезьянки в клетке-клетке — о том, как обезьянки попросили деток принести им котлетки.

5. Дядя-курильщик — о вреде курения.

6. Капельки дождя — о том, что не нужно грустить во время дождя.

7. Маленький офицерик, или Рассказ маленького мальчика — к 23 февраля.

8. Козочка-коза — для тех, кто не может угомониться перед сном.

1. ДОЖДИК, ДОЖДИК, ГДЕ ТЫ БЫЛ.

Автор: Кирилл Авдеенко

-Дождик, дождик, где ты был?
-Я по небу с тучкой плыл!
-А потом ты что – разбился?
-Ой, нет-нет, водой разлился,
Капал, капал вниз, упал —
Прямо в речку я попал!

А потом я плыл далёко
В речке быстрой, синеокой,
Любовался всей душой
Нашей Родиной большой!

Ну а после испарился,
К тучке белой прикрепился,
И поплыл, скажу я вам,
К дальним странам, островам.

И теперь над океаном
Я всё вдаль плыву с туманом!
Хватит, ветер, дальше дуть —
Нужно плыть в обратный путь.

Чтобы с речкой повстречаться,
Чтоб с ней в лес родной помчаться!
Любоваться чтоб душой
Нашей Родиной большой.

Так что, ветер, друг ты мой,
С тучкой мы спешим домой!
Нас ты, ветер, подгоняй —
Тучку к дому направляй!

Ведь по дому я скучаю.
Ну-ка, тучку раскачаю!
К дому ух как тороплюсь…
Скоро-скоро к вам вернусь!

Copyright © Кирилл Авдеенко, 2013
Художник-иллюстратор: Елена Новик

2. ЛЕСНОЙ ДЕТСКИЙ САД

Автор: Кирилл Авдеенко

По лесной дорожке в ряд
Вдаль спешит большой отряд:
Мишки, хрюшки и сверчки,
Вслед за ними – хомячки!

А за ними мчат утята,
Вслед спешат, бегут котята,
И вот так вот мчат все в ряд –
Так куда спешит отряд?

А спешит отряд туда,
Где избушка у пруда,
Где весело поют,
Где компотик подают,
Где накормят вкусной кашей,
Познакомят с куклой Машей!
Так куда же мчат все в ряд?
Ну конечно – в детский сад!

Там все будут веселиться,
Бегать, прыгать и учиться!
А игрушек там – ну море!
Все играют на просторе,
Вот и мчат зверюшки в ряд —
Поскорей бы в детский сад!

Так что, славные ребята,
Будьте-будьте как зверята,
Как они шагайте в ряд
С мамой, папой в детский сад.

Там вас ждут! По вам скучают,
Там вас с радостью встречают!
Каждый будет вам там рад –
Свой любите детский сад!

Copyright © Кирилл Авдеенко, 2013
Художник-иллюстратор: Елена Новик

3. ВАЖНОЕ СОВЕЩАНИЕ, ИЛИ ЧТО ПОДАРИТЬ МАМАМ

Автор: Кирилл Авдеенко

Всё в лесу шумит, поёт —
Праздник мамин настаёт!
Нужно всем обговорить:
Будем мамам что дарить?

Скажут папы-обезьяны:
— Купим мамам мы бананы!
Чтоб варили круглый год
Нам банановый компот.

Скажут папы-хомячки:
— Купим мамам мы крючки!
Чтобы день-деньской до ночки
Нам вязали свитерочки!

Скажут-скажут папы-мишки:
— Купим-купим мамам крышки!
Купим баночки, коренья —
Варят мамы пусть варенье!

Ну а зайка на опушке
Мчится вдаль, раскинув ушки,
Эй, постой! Куда же ты?
— Я спешу купить цветы!
Ведь зачем дарить крючки?
Эх, вы, мишки, хомячки!

Чтобы мамы отдыхали,
Чтоб как пташечки порхали,
Будем-будем мам любить!
Будем им цветы дарить!

Так что хватит думать много!
Все за мною в путь-дорогу!
За подарком — самый час!
Ждут с цветами мамы нас.

А цветы где взять — найдём!
К мамам с ними в лес пойдём,
Праздник мам — ведь день большой.
Мам мы любим всей душой!

Copyright © Кирилл Авдеенко, 2013
Художник-иллюстратор: Елена Новик

4. ОБЕЗЬЯНКИ В КЛЕТКЕ-КЛЕТКЕ

Автор: Кирилл Авдеенко

– Детки-детки! Мы тут в клетке,
Принесите нам котлетки!
В зоопарке мы сидим,
Что приносят нам – едим.

– Обезьянки в клетке-клетке,
Не едите вы котлетки!
Это знаем мы давно,
В фильмах видели, в кино!

А едите, обезьянки,
Вы орешки и баранки,
Фрукты, ягоды, халву
И зелёную траву.

И не злитесь в клетке-клетке,
Что не взяли мы котлетки,
Что смеёмся здесь, сидим
Да на вас весь день глядим.

Принесли вам, обезьянки,
Мы и фрукты, и баранки,
Грушки, яблоки, халву,
Взяли сочную траву!

Вы всё ешьте в клетке-клетке!
В гости к вам мы ходим редко,
Потому попозже днём
Вам и ягод принесём.

Чтоб вы знали, обезьянки, –
Пусть к вам ходим спозаранку,
Пусть шумим! Но любим вас,
Уж не злитесь вы на нас.

Copyright © Кирилл Авдеенко, 2012
Художник-иллюстратор: Елена Новик

5. ДЯДЯ-КУРИЛЬЩИК

Автор: Кирилл Авдеенко

Как за столиком в буфете
Дядя курит – дым столбом!
Выбрось, дядя, сигарету —
Задымилось всё кругом!

Ну зачем ты, дядя, куришь?
И не слушаешь врача;
Почернел ты, будто буря,
Как на юге саранча!

Всех ты ядом травишь, дядя,
И себя не бережёшь;
Всё дымишь, на стену глядя!
Всё внутри себе сожжёшь.

Лучше, дядя, бы детишек
Ты бездомных накормил!
Сколько денежек, рублишек
Ты напрасно прокурил?

Я усвоил, дядя, прочно –
Нужно нам себя беречь!
И одно я знаю точно –
Сигареты брошу в печь!

Copyright © Кирилл Авдеенко, 2008

6. КАПЕЛЬКИ ДОЖДЯ

Автор: Кирилл Авдеенко

Загрустилось Вероничке,
Дождик льёт – и кап, и кап!
Блюдом сладким из клубнички
Не поднять совсем никак
Настроенья ей – так скучно!
И темнеет за окном.
Ну зачем же вы так, тучи,
Поливаете мой дом?

Посмотри-ка, Вероничка, –
Это капельки дождя,
Захотев твою клубничку,
В гости просятся, будя.
По окошку – стук да стук –
Раздаётся гулкий звук;
Постучи ты им в ответ,
Улыбнись, скажи – привет!

Заскучали в туче мрачной,
В небе капельки дождя;
Потому по крыше скачут
И буянят, всех будя;
Поиграй же, Вероничка,
С ними весело в ответ;
Угости-ка их клубничкой,
Улыбнись ты им – привет!

Copyright © Кирилл Авдеенко, 2008
Художник-иллюстратор: Дарья Максимова

7. МАЛЕНЬКИЙ ОФИЦЕРИК, ИЛИ РАССКАЗ МАЛЕНЬКОГО МАЛЬЧИКА

Автор: Кирилл Авдеенко

Пусть я маленький ерошка,
Пусть коверкаю слова!
Но мечтаю я немножко
Быть смелей седого льва.

Мама хочет дипломатом
Сделать в будущем меня;
Папа хочет адвокатом
Чтобы стал когда-то я.

Я их слушаю серьёзно
И киваю им в ответ;
А потом вприпрыжку к деду,
У него спросить совет.

«Не хочу быть дипломатом,
Адвокатом не хочу!
Буду Родины солдатом!» —
Деду громко прокричу.

Ну а ты, любимый деда,
Улыбнёшься, как всегда:
«Эх, мой милый непоседа!
Офицером будешь — да!»

Я тебя услышу, деда,
Генералом стану я!
Пусть сейчас я непоседа —
То теперь мечта моя!

И скажу я за обедом
Маме, папе и коту,
Что пойду, мой милый деда,
Я в военный институт.

Там я занят буду делом –
Все науки изучать!
Там меня научат смело
Маму, папу защищать!

А погоны на рубашке,
Тёмный кожаный ремень,
И ботинки, и фуражку
Чистить будет мне не лень!

И все девочки задорно
Улыбаться будут мне,
Как домой поеду в форме
К дяде, тёте — всей родне!

Пусть я маленький ерошка,
Пусть я взрослым не чета!
Вот такая вот немножко
Защищать страну мечта!

Copyright © Кирилл Авдеенко, 2008
Художник-иллюстратор: Елена Новик

8. КОЗОЧКА-КОЗА

Автор: Кирилл Авдеенко

Ох ты, козочка-коза!
Всё гуляешь, дереза!
Всё травинушку жуешь!
Всё покоя не даёшь
Ты мурашкам да жучкам –
Ножкой топчешь тут и там!

Хочешь песни петь, играться
Да головушкой бодаться;
Только спать давно пора!
От росы земля сыра,
Речка в дымке одеяла
Сладко спит – похолодало!

Замер шум вдали за горкой;
Вот листок осенний шторкой
На ночь гриб в лесу укутал,
И без ног храпит надутый
Добрый дедушка медведь;

Хватит, козочка, шуметь!
Хватит прыгать!
Время спать…
Спит давно природа-мать.

Copyright © Кирилл Авдеенко, 2008
Художник-иллюстратор: Дарья Максимова


Стихи для самых маленьких детей (возраст: от 3 до 6 лет)

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: