Муза — А

В младенчестве моем она меня любила
И семиствольную цевницу мне вручила.
Она внимала мне с улыбкой — и слегка,
По звонким скважинам пустого тростника,
Уже наигрывал я слабыми перстами
И гимны важные, внушенные богами,
И песни мирные фригийских пастухов.
С утра до вечера в немой тени дубов
Прилежно я внимал урокам девы тайной,
И, радуя меня наградою случайной,
Откинув локоны от милого чела,
Сама из рук моих свирель она брала.
Тростник был оживлен божественным дыханьем
И сердце наполнял святым очарованьем.

Дата создания: 1821 г.

Анализ стихотворения Пушкина «Муза»

Стихотворение «Муза» датируется 1821 годом – временем, когда Пушкин пребывал в южной ссылке. Произведение выдержано в жанре идиллии. Перед читателями предстает прекрасная картина, наполненная счастьем и светом. Воображение рисует сценки из античных времен – детства человеческой цивилизации. Александр Сергеевич поет гимн непосредственности восприятия прекрасного, свойственной ребенку. Музу поэт наделяет улыбкой, причем это касается не только анализируемого текста. В стихотворении «Чаадаеву» (1821) есть следующие строки:
Богини мира, вновь явились Музы мне
И независимым досугам улыбнулись…

Снова 1821 год – «Примите новую тетрадь…»: «…Игривой Музы небылицы…». По мнению Вячеслава Иванова, образ Музы, созданный Пушкиным, тесно связан с некоторыми чертами характера великого поэта. Беспечность, овладевавшая Александром Сергеевичем на дружеских застольях, посещала и его «рабочую келью». Иванов отмечает, что в Пушкине жила «Ариостова веселость» (имеется в виду итальянский поэт и драматург эпохи Возрождения Лудовико Ариосто, написавший ряд популярных в свое время комедийных пьес).

Смех Александра Сергеевича противостоит злобе. В его лирике 1820-22 годов нет места сатире, романтической иронии, зато часто встречается шутливая тональность. Из этого произрастает особенность пушкинского романтизма. Изначально он не следует за мятежным романтизмом Байрона, не отдает предпочтение чувствительно-мистическому романтизму Жуковского, отмеченному печатью меланхолии. Александр Сергеевич выбирает собственный путь. Поэт провозглашает романтизм души, пребывающей в восхищении от разноликих жизненных красот. Неслучайно в анализируемом тексте стихотворцу преподносится многоствольная флейта. Пушкинская Муза человеколюбива и отличается доброжелательным отношением к поэту. Тем не менее, она изображается не приземленным существом и имеет божественную природу. У нее есть способность «оживлять дыханием тростник». К лирическому герою Муза спускается из высших сфер. Александр Сергеевич соотносит ее с прекрасной природой, сменой фаз суток: «с утра до вечера в немой тени дубов» проводит она время с маленьким поэтом.

Муза у Пушкина – образ, безусловно, многослойный. Она представляет собой и аллегорическое изображение стихотворного творчества, и олицетворение божественной природы искусства, и познание через лирику разноликости бытия.

Стихи Александра Сергеевича Пушкина о природе — зима, весна, осень

Отдайте мне метель и вьюгу
И зимний долгий мрак ночей.

Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела –
А нынче. погляди в окно:

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском

Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?

Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,

Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.

Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.
Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла.

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей

Стихи

Суровый Дант не презирал сонета;
В нем жар любви Петрарка изливал;
Игру его любил творец Макбета;
Им скорбну мысль Камоэнс облекал.

И в наши дни пленяет он поэта:
Вордсворт его орудием избрал,
Когда вдали от суетного света
Природы он рисует идеал.

Под сенью гор Тавриды отдаленной
Певец Литвы в размер его стесненный
Свои мечты мгновенно заключал.

У нас еще его не знали девы,
Как для него уж Дельвиг забывал
Гекзаметра священные напевы.

Природа в творчестве А. С. Пушкина

Вдохновение Пушкину дарила природа

Великолепие родной природы в стихах Александра Сергеевича Пушкина раскрыто полностью, в родной природе поэт черпал вдохновение. Нет такого времени года, о котором Пушкин не написал бы трогающих душу лирических строк. Самые возвышенные слова в этих стихах звучат естественно, точно описывая явления и картины природы. Но очень часто поэт использует слова вполне обычные, из бытовой речи. И с такой же точностью достигает результата. Сравним два известных пушкинских стихотворения о зиме:

«Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный –
Пора, красавица, проснись;
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!»

В этом стихотворении лексика возвышенная, она помогает передать ослепительную картину солнечного зимнего утра и приподнятое настроение автора. Поэт, как художник яркими красками рисует зиму, ее снежные покровы великолепны:

«Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;»
Вот еще одно с детства любимое стихотворение о зиме:
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.

Здесь настроение совсем другое, поэт хочет донести до читателя не описание восхитительного пейзажа, а свое ощущение от снежной вьюги за окном. В отличие от ямба в первом случае, он выбрал хорей — размер народных песен и прибауток. И слова он выбирает более «народные «: «лачужка», «старушка». Трудно поверить, что в этот момент Пушкин находился в лачуге. Даже если он остановился в избе, то это, наверняка, была чистая добротная изба. Но эти слова ему нужны для создания особого настроения: оно, вроде бы, грустное из-за зимы и вьюги, но в то же время в нем есть скрытая веселость автора, его ирония, юмор, желание пошутить и улыбнуться,

«Наша ветхая лачужка
И печальна, и темна.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?»

Потому, когда читатель доходит до слов : «Выпьем с горя; где же кружка? Сердцу будет веселей, -» он понимает, что, собственно, никакого горя и нет. Просто погода такая.

О зиме Пушкин написал немало, это время года он любил, так же как любил зимние забавы: санки, катание в санях, запряженных лошадьми. Интересные поэтические строки посвятил Пушкин и весне, хотя известно, что он не очень жаловал это время года. Однако известный отрывок из романа в стихах Евгений Онегин доказывает, что и весна вызывала вдохновение у великого поэта:

«Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.»

Уже самая первая строка, слова «гонимы», «вешние», которые так редко используются в обычной речи, дают нам понять об особом настроении, которое вызывает пробуждение природы от зимнего сна. А продолжение стихотворения заставляет радостно улыбаться в предчувствии чего-то хорошего:

«Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года;
Синея блещут небеса.»

Что же касается лета, то Пушкин, обладавший хорошим чувством юмора, признавался:

«Ох, лето красное! любил бы я тебя,
Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.
Ты, все душевные способности губя,
Нас мучишь.»

Видимо, жара была не по душе стихотворцу, он ждал осени, которую любил всей душой. Для Пушкина это было самое плодотворное время года, потому об осени и написано такое большое количество прекрасных стихотворений. Даже самые унылые картины осени вызывали вдохновенье,

«Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса. «

«Багрец», «золото», «прощальная краса», «очей очарованье» — каждое из этих слов лишь подчеркивает, как дорога осень поэту, он готов находить самые превосходные выражения. Есть и другие строфы, в которых Пушкин подтверждает, что из всех времен года ему больше всего нравится осень. Он согласен с тем, что другим приятнее лето или весна, но согласен оказаться в меньшинстве и любит то, что не нравится другим:

«Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно.
Так нелюбимое дитя в семье родной
К себе меня влечёт.»

Именно осенью поэту хорошо писалось, как известно, много его лучших стихотворений — и не только о природе — было написано как раз осенью. А осень, которую Александр Сергеевич провел в местечке Болдино, известная как Болдинская осень, стала расцветом его творчества. Почитаешь стихи Пушкина об этой поре года и тоже начинаешь ждать времени, когда «роняет лес багряный свой убор. «

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector