Стихи 1817 — апрель 1820

ИСПОВЕДЬ БЕДНОГО СТИХОТВОРЦА.

Отец, я бедный однодворец,

Сперва подьячий был, а ныне стихотворец.

Довольно в целый год бумаги исчертил;

Пришел покаяться — я много нагрешил.

Поближе; наперед скажи мне откровенно,

Намерен ли себя исправить непременно?

Отец, я духом слаб, не смею слова дать.

Старался ль ты закон господний соблюдать

И кроме Вышнего не чтить другого бога?

Ах, с этой стороны я грешен очень много;

Мне богом было — я, любви предметом — я,

я заключалися и братья и друзья,

Лишь я был мой и царь и демон обладатель;

А что всего тошней, лишь я был мой читатель.

Вторую заповедь исполнил ли, мой сын?

Кумиров у меня бывало не один:

Любил я золото и знатным поклонялся,

Во всякой песенке Глафирами пленялся,

Которых от роду хотя и не видал,

Но тем не менее безбожно обожал.

Когда не доставало

Иль рифмы иль стопы, то, признаюсь, бывало

И имя божие вклею в упрямый стих.

Да во всех элегиях моих:

Там можешь, батюшка, прочесть на каждой строчке

«Увы!» и «се», и «ах», «мой бог!», тире да точки.

Нехорошо, мой сын! А чтишь ли ты родных?

Не много; да к тому ж не знаю вовсе их,

Зато своих я чад люблю и чту душою.

Как время проводил?

Я летом и зимою

Пять дней пишу, пишу, печатаю в шестой,

Чтоб с горем пополам насытиться в седьмой.

А в церковь некогда: в передней Глазунова

Я по три жду часа с лакеями Графова.

Убийцей не был ли?

Отец, причастен я, покаюсь на духу.

Приятель мой Дамон лежал при смерти болен.

Я навестил его; он очень был доволен;

Желая бедному страдальцу угодить,

Я оду стал ему торжественно твердить.

И что же? Бедный друг! Он со строфы начальной

Поморщился, кряхтел. и умер.

Но вот уж грех прямой: да ты ж прелюбодей!

Все лгут, а на душе моей,

Ей-богу, я греха такого не имею;

По моде лишний грех взвалил себе на шею

А правду вымолвить — я сущий Эпиктет,

Воды не замутить, предобренький поэт.

Да, лгать нехорошо. Скажи мне, бога ради,

Соблюл ли заповедь хоть эту: не укради?

Ах, батюшка, грешон! Я краду иногда!

(К тому приучены все наши господа),

Словцо из Коцебу, стих целый из Вольтера,

И даже у своих; не надобно примера.

Да как же без того бедняжкам нам писать?

Как мало своего — придется занимать.

Нехорошо, мой сын, на счет чужой лениться,

Советую тебе скорее отучиться

От этого греха. На друга своего

Не доносил ли ты и ложного чего?

Лукавый соблазнил. Я малый не богатый —

За деньги написал посланье длинновато,

В котором Мевия усердно утешал —

Он, батюшка, жену недавно потерял.

Я публике донес что бедный горько тужит,

А он от радости молебны богу служит.

Вперед не затевай, мой сын, таких проказ.

Завидовал ли ты?

Завидовал не раз,

Греха не утаю, — богатому соседу.

Хоть не ослу его, но жирному обеду

И бронзе, деревням и рыжей четверне,

Которых не иметь мне даже и во сне.

Завидовал купцу, беспечному монаху,

Глупцу, заснувшему без мыслей и без страху,

Александр Сергеевич Пушкин
1799-1837

В Петербурге (1817 —1820).

По окончании лицея Пушкин 13 июня 1817 года был зачислен коллежским секретарем в Коллегию иностранных дел и переселился в Петербург. Северная Пальмира увлекла молодого поэта шумными спорами литературных кружков, пестрым калейдоскопом театральных новинок, роскошью светских салонов и раздольем состоятельной дворянской молодежи, беззаботно растрачивающей свое время в кутежах, карточной игре, любовных похождениях. Пушкин, столько лет находившийся под стеснительным надзором лицейских аргусов и впервые предоставленный самому себе, так как его служба была формальной, жадно ринулся в водоворот столичной жизни, стремясь воспользоваться всеми ее удовольствиями.

Но лицейский дух, сформировавший в своих лучших питомцах преданность просвещению и свободе, спас Пушкина от губительных соблазнов великосветской праздности, от ханжества и мистики правящих кругов. Поэт начинает тяготиться «важным бездельем» ( «Всеволожскому », 1819), «чадом большого света» ( «Послание к кн. Горчакову», 1819). Он ищет общества людей «с душою благородной, возвышенной и пламенно свободной» ( «Краев чужих неопытный любитель», 1817) и все плотнее сближается с самыми прогрессивными людьми: Н. И. Тургеневым, П. Я. Чаадаевым, П. А. Катениным и многими другими. Его все сильнее захватывают вольнолюбивые идеи освободительной борьбы. И он отдается им всей своей жизнелюбивой, жизнерадостной натурой, преисполненной духовных и физических сил. Это время стремительного развития поэтического гения Пушкина. Поэт избирается членом «Арзамаса », с деятелями которого общался уже в последние два года пребывания в лицее, становится членом «Вольного общества любителей словесности, наук и художеств», вступает в литературно-политическое общество «Зеленая лампа» (март —апрель 1819 до осени 1820).

В поэзии Пушкина этой поры, приобретая все большую естественность, искренность, сердечность, продолжают звучать эпикурейские мотивы, то вакхические ( «Веселый пир», 1819), то шутливо-эротические ( «Старик », 1815; «Платоническая любовь», 1819; «Русалка “, 1819), иногда принимающие черты напускной фривольно-грубой, даже цинической бравады ( “27 мая!», 1819; «Юрьеву », 1819; «Мансурову », 1819).

Но мотивы Киприды и Вакха все чаще перебиваются в его стихах социально-политическими тенденциями. Обращаясь к «Юрьеву », поэт пишет: «Здорово , рыцари лихие Любви, Свободы и вина!» Главной проблемой творческих вдохновений Пушкина становится социально-политическая свобода. Поэт провозглашает: «Свобода , мой кумир» ( «Веселый пир»). Проникнутый вольнолюбивым убеждением ума и сердца, он выступает против самодержавной деспотии ( «Ура ! в Россию скачет Кочующий деспот», 1818). Н. П. Огарев в 1861 году в предисловии к сборнику «Русская потаенная литература XIX века», восхищаясь «звучностью » выражения юной веры Пушкина в будущую свободу, воскликнул: «Кто во время оно не знал этих стихотворений? Какой юноша, какой отрок их не переписывал?».

Пушкин ополчается против самого страшного зла его времени — крепостничества ( «Деревня »).

Исходя из атеистического миропонимания, он поднимает голос против «небесного царя» ( «NN [В. В. Энгельгардту]», 1819) и духовенства ( «К Огаревой», 1817; «Русалка », «На Фотия», 1824). Руководствуясь просветительскими идеями, поэт разит сиятельных невежд, «почетных подлецов» ( «Послание к кн. Горчакову»), знатных палачей ( «Орлову », 1819) и даже самого царя хлесткими эпиграммами ( «На Аракчеева», 1819; «Ты и я», 1817—1820). С гордостью произносит он в послании «К Н. Я. Плюсковой» (1818 ): «Я не рожден царей забавить». И если «Елизавету в тайне пел» (опальную жену Александра I), то лишь за ее «добродетель ». Известно, что Александра I декабристы думали заменить либеральной Елизаветой.

Не состоя формально членом декабристского общества, Пушкин стал одним из первых и наиболее ярких пропагандистов идей декабризма. Смелый певец вольной мысли, он осознавал себя выразителем общенациональных чаяний и с полным правом писал: «И неподкупный голос мой Был эхо русского народа» ( «К Н. Я. Плюсковой»).

Понятно, что его боевые социально-политические стихи «в печати не бывали» ( «Послание цензору», 1822), а распространялись устно и в списках.

Освобождаясь от классицистской условности, наложившей заметную печать на его лицейскую лирику, проникаясь все большей задушевностью и искренностью, петербургские стихи Пушкина, воплощающиеся чаще всего в форме дружеских посланий, явно тяготеют к романтизму. Истинно романтична его устремленность к свободе, которую он восторженно называет «мечтой прекрасной» ( «Кн . Голицыной», 1818) и «зарей пленительного счастья» ( «К Чаадаеву»). Романтичны своей экспрессивной эмоциональностью его песни Венере и Вакху ( «Торжество Вакха», 1818). Но еще отчетливее романтические тенденции Пушкина этого времени сказались в послании «Жуковскому » (1818 ), в черновом наброске баллады «Там у леска, за ближнею долиной» (1819 ) ив особенности в поэме «Руслан и Людмила».

В петербургский период Пушкин создал вереницу чудесных вольнолюбивых произведений, но самые значительные из них — «Вольность », «Деревня », «Руслан и Людмила». Ода «Вольность », написанная, вероятно, в декабре 1817 года, обозначила собой новый этап творчества Пушкина, связанный с окончательным подчинением его музы революционно-освободительному движению. Родившаяся в атмосфере дружеских бесед поэта с Н. И. Тургеневым и другими передовыми людьми, эта ода выразила основные социально-политические принципы тогда организационно подготовляемого «Союза благоденствия». В ее начальной строфе поэт отрекается от элегической ( «изнеженной ») лиры и провозглашает свое желание служить гражданской поэзии. По смыслу и форме ода «Вольность » — первое последовательно декабристское произведение, его художественная декларация и прокламация. Преданный главным образом просветительским идеям, учению о «естественном праве», следуя во многом за Радищевым, Пушкин заострил ее против венценосных деспотов. Но если Радищев в своей оде «Вольность » руководствовался идеей народного суверенитета, святости народной власти, определяющей истинные законы, то Пушкин исходил из абстрактной законности, стоящей выше царей и народа. Он считал вероломством казнь короля Людовика XVI и находил «бесславным » тайное убийство императора Павла I. Торжество законности мыслится Пушкиным в форме конституционной монархии, к чему приходило тогда большинство декабристов.

В критической литературе верно указывалось, что пафос обличения ( «самовластительный злодей!»), угроз ( «трепещите !») и призыва ( «Восстаньте , падшие рабы!») «Вольности » много выше ее политического конституционализма. Отвергая гильотину, поэт ею же и угрожает тиранам. Сокрушительной силой обличения самодержавной деспотии, властвовавшей в России, ода вошла в круг самых замечательных произведений подпольной революционной литературы. Расходившаяся в огромном количестве списков, она мобилизовала лучшую часть молодежи на вступление в тайные декабристские союзы и общества на борьбу против царского режима. Впервые это стихотворение было опубликовано Герценом в «Полярной звезде» за 1856 год (Лондон ), а в России полностью лишь в 1906 году.

«Деревня », написанная в июле 1819 года в селе Михайловском, посвящена крепостничеству. Это пламенная инвектива в форме социально-политического монолога, продолжающая традиции «Путешествия из Петербурга в Москву» Радищева. Оставаясь, как и в «Вольности », конституционалистом, сторонником освобождения крестьян по «закону », мерами сверху, поэт заключает свое стихотворение надеждой увидеть в будущем, «по манию царя», «народ неугнетенный» и над отечеством зарю «свободы просвещенной».

Поэтическое искусство Пушкина сказалось в стихотворении «Деревня » в том, что он, преодолевая условность ее жанрово-видовой формы, создал произведение, покоряющее беспощадной правдой фактов и чувств, поднятое на высоту огромных обобщений.

Композиция, лексика, все изобразительные средства этой оды создают постепенно возрастающую эмоциональную экспрессию. Начавшись созерцательно-элегическим размышлением, приобретая негодующие интонации, она заканчивается как гражданско-патетическая речь общественного трибуна — «друга человечества». Обращаясь не только к разуму, но и к чувству, «друг человечества» скорбит о слабости своих ораторско-поэтических средств: «О , если б голос мой умел сердца тревожить!»

При жизни Пушкина «Деревня » печаталась лишь в первой своей части в 1824 и 1826 годах. Вторая ее часть размножалась в списках. Полностью это стихотворение впервые было напечатано Герценом за границей в 1856 году, а в России лишь в 1870 году.

Письма » 1815

1. И. И. Мартынову

Вашему превосходительству угодно было, чтобы я написал пиесу 1 на приезд государя императора; исполняю ваше повеленье.— Ежели чувства любви и благодарности к великому монарху нашему, начертанные мною, будут не совсем недостойны высокого предмета моего, сколь счастлив буду я, ежели его сиятельство граф Алексей Кириллович 2 благоволит поднести государю императору слабое произведенье неопытного стихотворца!

Надеясь на крайнее Ваше снисхожденье, честь имею пребыть, милостивый государь,

1815 года 28 ноября.

1 Пиеса — послание «Александру» (1815 г.).

Стихи 1817 — апрель 1820

См. также: Категория:Родившиеся в 1817 году

Скончались

См. также: Категория:Умершие в 1817 году

См. также

1817 год в Викитеке ?
1817 год на Викискладе ?

Примечания

  1. 12Альперович М. С., Слёзкин Л. Ю. История Латинской Америки / М. 1981 — С. 69.
  2. 12Альперович М. С., Слёзкин Л.Ю История Латинской Америки / М. 1981 — С. 85.
  3. БСЭ 3-е изд. т. 11 — С. 378.
  4. Альперович М. С., Слёзкин Л. Ю. История Латинской Америки / М. 1981 — С. 71.
  5. История США. т. 1 / М. 1983- С. 293.
Это незавершённый список года. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив его.
Календарь на 1817 год
Январь
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31
Февраль
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28
Март
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31
Апрель
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30
Май
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31
Июнь
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30
Июль
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31
Август
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
Сентябрь
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30
Октябрь
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31
Ноябрь
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
Декабрь
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «1817 год» в других словарях:

1817 год в литературе — Годы в литературе XIX века. 1817 год в литературе. 1796 • 1797 • 1798 • 1799 • 1800 ← XVIII век 1801 • 1802 • 1803 • 1804 • 1805 • 1806 • 1807 • 1808 • 1809 • 1810 1811 • 1812 • 1813 • 1814 • 1815 • 1816 • … Википедия

Отечественный Памятник на 1817 год — посвященный дружелюбному соединению российских и польских народов периодическое сочинение, составленное в городе Орле и напечатанное в Москве в 1817 1818 гг. Редактор издатель Фердинанд Орля Ошменец. Всего вышли 3 книжки. Содержание: заметки,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Год без лета — Год без лета прозвище 1816 года, в котором в Западной Европе и Северной Америке царила необычайно холодная погода. До сегодняшнего дня он остаётся самым холодным годом с начала документирования метеорологических наблюдений. В США его также… … Википедия

1831 год — Годы 1827 · 1828 · 1829 · 1830 1831 1832 · 1833 · 1834 · 1835 Десятилетия 1810 е · 1820 е 1830 е 1840 е · 1850 е … Википедия

Фершампенуаз (линейный корабль, 1817) — У этого термина существуют и другие значения, см. Фершампенуаз. «Фершампенуаз» Служба … Википедия

1932 год в музыке — Это незавершённый список года. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив его. 1932 год в музыке 1930 1931 1932 1933 1934 … Википедия

1900 год — У этого термина существуют и другие значения, см. 1900 (значения). Годы 1896 · 1897 · 1898 · 1899 1900 1901 · 1902 · 1903 · 1904 Десятилетия 1880 е · 1890 е 1900 е … Википедия

1818 год — Годы 1814 · 1815 · 1816 · 1817 1818 1819 · 1820 · 1821 · 1822 Десятилетия 1790 е · 1800 е 1810 е 1820 е · … Википедия

1894 год — Годы 1890 · 1891 · 1892 · 1893 1894 1895 · 1896 · 1897 · 1898 Десятилетия 1870 е · 1880 е 1890 е 1900 е · 1910 е … Википедия

1889 год — Эта статья о годе. См. также статью о числе 1889. Годы 1885 · 1886 · 1887 · 1888 1889 1890 · 1891 · 1892 · 1893 Десятилетия 1860 е · 1870 е 1880 е … Википедия

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: