Александр Пушкин, поэма «Цыганы»

[Приглашаю посмотреть моё стихотворение: «Цыгане» ]

«Цыганы» ®

Примечания

Цыганы

Читает Дмитрий Журавлёв:

Примечания:

Поэма написана в 1824 году, начата на юге в январе и закончена в Михайловском 10 октября.

Как и в других южных поэмах, в основу «Цыган» легли собственные наблюдения и впечатления Пушкина. В Кишинёве Пушкин познакомился с бытом цыганского табора. По воспоминаниям современников, он провёл в цыганском таборе несколько дней.

«Цыганы» пользовались особым успехом у писателей декабристского лагеря, Рылеева и Бестужева . Их особенно привлекал характер Алеко, представлявший собой романтическое изображение ещё более яркое, чем в лице героя «Кавказского пленника» , тех противоречий, которые свойственны были представителям молодого поколения тех лет.

Полудня житель — здесь говорится о древнеримском поэте Овидии Назоне, сосланном на берег Дуная и умершем в ссылке.

Кагул — река и город в Бессарабии (ныне — в Молдове).

Буджак — южная часть Бессарабии, в XVIII веке принадлежавшая Турции.

Аккерман — в XVIII веке турецкая крепость в Бессарабии (ныне — г. Белгород-Днестровский).

Стамбулу русский указал — Бессарабия долго была театром русско-турецких войн. В 1812 году там была установлена граница между Россией и Турцией.

Стихи для школьников. Стихи о весне

Весна – это прекрасное время года, это время пробуждения всей природы.

Весна ассоциируется с прекрасным свежим воздухом, появлением первых почек и листочков на деревьях и кустарниках, первой грозой и весенними водами.

Это весенние праздники – 8 Марта, День Победы и 1 Мая.

А.С. Пушкин. «Уж небо осенью дышало…», «В тот год осенняя погода…», «За весной, красой природы…»

Цели урока: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством А.С. Пушкина; работать над стихотворениями поэта; прививать любовь к природе. (Слайд 3)

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая гимнастика. (Слайд 4)

Скинуло кафтан зелёный лето,
Отсвистели жаворонки всласть,
Осень, в шубу жёлтую одета,
По лесам с метёлкою прошлась.
Раструбили журавли по рощам,
Будто осень замуж собралась.
Верба платье в озере полощет.
Лисью шапку примеряет вяз.

– Прочитайте “жужжащим” чтением.

– Найдите в стихотворении и прочитайте только глаголы. (Скинуло, отсвистели, одета, прошлась, раструбили, собралась, полощет, примеряет.)

– Прочитаем весь текст, выделяя голосом глаголы.

– А сейчас медленно, выразительно, выделяя голосом нужные слова.

III. Проверка домашнего задания.

– Вам надо было сочинить стишки про осень, прочитайте их.

IV. Введение в тему. Актуализация знаний

1. Предварительная беседа.

– Мы с вами закончили раздел Поэтическая тетрадь I. А сегодня переходим к изучению другого большого раздела. Прочитайте его название на странице 81.

– Посмотрите на фотографии писателей, кого из них вы знаете? (Здесь портреты А. С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова и Л.Н. Толстого.) (Слайды 5,6,7)

Посмотрите по содержанию: только ли творчество этих писателей мы будем изучать? (Учащиеся смотрят по содержанию на странице 222 и находят произведения И.А. Крылова.) (Слайд 8)

– Кто из писателей стоит на первом месте в содержании?

2. Слово учителя об А.С. Пушкине.

– Откройте страницы 82-83. Посмотрите на этот разворот. Что вы помните об этом писателе? (Дети вспоминают.)

– Послушайте небольшой рассказ, который поможет вам не только вспомнить, но и узнать новое о поэте.

Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837 гг.) (Слайд 9)

(Рассказ учителя сопровождается показом Слайдов 10 – 14)

Он родился в Москве, и еще мальчиком, во время учебы в Лицее в Петербурге (школе для дворянских детей), писал стихи, которые изумляли даже знаменитых поэтов. Очень скоро Пушкин стал самым прославленным поэтом России, выразителем взглядов передовой молодежи своего времени.

В марте 1820 г. Пушкин закончил начатую еще в Лицее поэму “Руслан и Людмила”. Новизна этой сказки произвела огромное впечатление на читателей и критиков. А замечательный русский поэт В.А. Жуковский подарил Пушкину свой портрет с надписью: “Победителю-ученику от побежденного учителя. ”. В то же время по Петербургу ходили в списках ненапечатанные вольнолюбивые стихи поэта: “Вольность”, “Деревня”, многочисленные острые эпиграммы, порочащие царское правительство. И оно привлекло вольнодумца к ответу. Состоялось следствие. Пушкина хотели сослать в Сибирь или заточить в Соловецкий монастырь. Но благодаря заступничеству друзей, выслали на юг России. Затем новая ссылка– в село Михайловское под Псковом.

Шесть лет провел поэт в ссылке. Это время он не терял даром, а много и плодотворно работал.

После ссылки о Пушкине заговорили еще больше. Он на вершине славы. Но жизнь его остается бесприютной, неустроенной. Поэт много времени проводит в дороге. И хотя официально он был свободен, но уезжать куда-либо он должен был только с разрешения полиции.

В ноябре 1836 г. Пушкин получил анонимное письмо, в котором говорилось об измене его жены. Поэт догадался, кто был автором этого послания. Он счел своим долгом защитить свое доброе имя и честь своей семьи, которую очень любил. По правилам того времени это можно было сделать только одним путем – вызвать оскорбителя на дуэль. И Пушкин вызывает одного из обидчиков – француза Дантеса, служившего в русской армии.

Дуэль между ними состоялась зимой 1837 г. Поэт был тяжело ранен. Через два дня Пушкина не стало. Как страшное несчастье оплакивала вся передовая Россия эту смерть, повторяя слова писателя В.Ф. Одоевского: “Солнце русской поэзии закатилось!”

Пушкин прожил короткую жизнь, но благодаря ему русская литература стала одной из величайших литератур мира. Почти все наши великие писатели, поэты, художники, композиторы, многие ученые читали и перечитывали Пушкина, учились у него.

3. Знакомство с портретами А.С. Пушкина. (Слайд 15)

– На развороте мы видим портрет Пушкина, который был выполнен в 1827 году выдающимся русским живописцем, современником поэта В. Тропининым. Считается, что это самый удачный портрет А. Пушкина, предельно точно передающий его облик: открытое, умное лицо, внимательные глаза, проницательный взгляд, свободная одежда, выразительная рука, рука человека, обладающего большой силой воли, привыкшая к труду.

– Здесь же мы видим автопортрет и рисунки, выполненные сами поэтом. Свои рисунки он часто делал прямо в рукописях, на тех местах, где были записаны его стихи. Мы видим, каким талантливым был этот человек.

4. Чтение текста о Пушкине на страницах 84-85. (Читают хорошо читающие ученики.)

5. Вопросы после чтения.

– Когда и где родился А.С. Пушкин? (В Москве, 6 июня 1799 г.)

Что значит предложение: “Пушкин вошел в жизнь празднично”? (В тот день по всей России звонили колокола в честь рождения внучки императора Павла I.)

На каком языке говорили в семье Пушкина? (В семье говорили на французском языке.)

– Когда А. Пушкин начал сочинять стихи? (Он начал сочинять рано, когда был совсем маленьким.)

Кто учил его писать по-русски? (Писать по-русски учила его бабушка.)

Кто ему рассказывал сказки? (Няня Арина Родионовна и дядька Никита.)

Прочитайте стихотворение “За весной, красой природы. ”.

V. Физкультминутка

VI. Изучение новой темы

1. “Уж небо осенью дышало”. Чтение стихотворения учителем. После чтения:

– Ваши впечатления? (Когда я читал стихотворение, мне стало грустно, ведь наступила осень.)

– О каком периоде осени говорится в стихотворении? Докажите. (Здесь говорится о поздней осени, т. к. день становится короче, “ложился на поля туман” – ноябрьсамый туманный месяц, гуси улетают.)

Как понимаете слово “караван”?

(Каравандвижущаяся вереница – друг за другом.) (Слайд 16)

Найдите значение слова “сень”.

СЕНЬ – то, что покрывает кого-нибудь, что-нибудь. (Слайд 17)

– Как можно озаглавить этот отрывок? (“Осень”, “Осень наступила”, “Скучная пора” и др.)

– Приготовьтесь читать выразительно. (Выразительное чтение учащихся.)

2. Работа над отрывками из романа “Евгений Онегин”.

– Ребята, посмотрите внимательно, откуда этот отрывок? (Этот отрывок из романа “Евгении Онегин”.)

– Сейчас мы прочитаем еще два отрывка из этого романа.

– Прочитайте следующий отрывок “В тот год осенняя погода. ” самостоятельно.

– Какое настроение вызвало у вас это стихотворение? (Сначала было грустно, оттого, что зима очень долго не наступала. А потом, когда говорится о выпавшем снеге, о том, как стало вокруг красиво и светло, то и на душе стало светло и радостно.)

Докажите, что зима долго не наступала. (Автор говорит:

В тот год осенняя погода Стояла долго на дворе, Зимы ждала, ждала природа. Слово “ждала” даже повторяется два раза!)

Прочитайте, что увидела Татьяна, выглянув в окно. (Дети зачитывают строчки.)

– Какие слова и выражения вам непонятны?

НА ТРЕТЬЕ В НОЧЬ – ночью на 3 января;

КУРТИНЫ – цветочные грядки, клумбы. (Слайд 18)

– О чем говорит поэт: “Деревья в зимнем серебре”? (Он говорит об инее.)

– А “Зимы блистательный ковер”? (Здесь говорится о снеге.)

Как называется такой поэтический прием? (Он называется метафорой.

Метафораоборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе аналогии, сходства.) (Слайд 19)

– Приготовьтесь читать выразительно. (Выразительное чтение учащихся.)

– Чье чтение было особенно удачным? (Дети анализируют чтение учащихся.)

VII. Итог урока (Слайд 20)

– Какой раздел мы начали изучать?

– Что нового узнали на уроке?

VIII. Домашнее задание:

– выучить понравившийся отрывок. (Слайд 21)

Стихи А. С. Пушкина про осень

Теперь моя пора: я не люблю весны;
Скучна мне оттепель; вонь, грязь — весной я болен;
Кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены.
Суровою зимой я более доволен,
Люблю её снега; в присутствии луны
Как лёгкий бег саней с подругой быстр и волен,
Когда под соболем, согрета и свежа,
Она вам руку жмёт, пылая и дрожа!

Как весело, обув железом острым ноги,
Скользить по зеркалу стоячих, ровных рек!
А зимних праздников блестящие тревоги.
Но надо знать и честь; полгода снег да снег,
Ведь это наконец и жителю берлоги,
Медведю, надоест. Нельзя же целый век
Кататься нам в санях с Армидами младыми
Иль киснуть у печей за стёклами двойными.

Ох, лето красное! любил бы я тебя,
Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.
Ты, все душевные способности губя,
Нас мучишь; как поля, мы страждем от засухи;
Лишь как бы напоить, да освежить себя —
Иной в нас мысли нет, и жаль зимы старухи,
И, проводив её блинами и вином,
Поминки ей творим мороженым и льдом.

Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно.
Так нелюбимое дитя в семье родной
К себе меня влечёт. Сказать вам откровенно,
Из годовых времён я рад лишь ей одной,
В ней много доброго; любовник не тщеславный,
Я нечто в ней нашёл мечтою своенравной.

Как это объяснить? Мне нравится она,
Как, вероятно, вам чахоточная дева
Порою нравится. На смерть осуждена,
Бедняжка клонится без ропота, без гнева.
Улыбка на устах увянувших видна;
Могильной пропасти она не слышит зева;
Играет на лице ещё багровый цвет.
Она жива ещё сегодня, завтра нет.

Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдалённые седой зимы угрозы.

И с каждой осенью я расцветаю вновь;
Здоровью моему полезен русской холод;
К привычкам бытия вновь чувствую любовь:
Чредой слетает сон, чредой находит голод;
Легко и радостно играет в сердце кровь,
Желания кипят — я снова счастлив, молод,
Я снова жизни полн — таков мой организм
(Извольте мне простить ненужный прозаизм).

Ведут ко мне коня; в раздолии открытом,
Махая гривою, он всадника несёт,
И звонко под его блистающим копытом
Звенит промёрзлый дол и трескается лёд.
Но гаснет краткий день, и в камельке забытом
Огонь опять горит — то яркий свет лиёт,
То тлеет медленно — а я пред ним читаю
Иль думы долгие в душе моей питаю.

И забываю мир — и в сладкой тишине
Я сладко усыплён моим воображеньем,
И пробуждается поэзия во мне:
Душа стесняется лирическим волненьем,
Трепещет и звучит, и ищет, как во сне,
Излиться наконец свободным проявленьем —
И тут ко мне идёт незримый рой гостей,
Знакомцы давние, плоды мечты моей.

И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы лёгкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута — и стихи свободно потекут.
Так дремлет недвижим корабль в недвижной влаге,
Но чу! — матросы вдруг кидаются, ползут
Вверх, вниз — и паруса надулись, ветра полны;
Громада двинулась и рассекает волны.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector