Лермонтов М — Соседка (

Михаил Лермонтов. Соседка

Не дождаться мне видно свободы,
А тюремные дни будто годы;
И окно высоко над землей,
И у двери стоит часовой!

Умереть бы уж мне в этой клетке,
Кабы не было милой соседки!…
Мы проснулись сегодня с зарей,
Я кивнул ей слегка головой.

Разлучив, нас сдружила неволя,
Познакомила общая доля,
Породнило желанье одно
Да с двойною решоткой окно;

У окна лишь поутру я сяду,
Волю дам ненасытному взгляду.
Вот напротив окошечко: стук!
Занавеска подымется вдруг.

На меня посмотрела плутовка!
Опустилась на ручку головка,
А с плеча, будто сдул ветерок,
Полосатый скатился платок,

Но бледна ее грудь молодая,
И сидит она долго вздыхая,
Видно, буйную думу тая,
Все тоскует по воле, как я.

Не грусти, дорогая соседка…
Захоти лишь — отворится клетка,
И как божии птички, вдвоем
Мы в широкое поле порхнем.

У отца ты ключи мне украдешь,
Сторожей за пирушку усадишь,
А уж с тем, что поставлен к дверям,
Постараюсь я справиться сам.

Избери только ночь потемнея,
Да отцу дай вина похмельнея,
Да повесь, чтобы ведать я мог,
На окно полосатый платок.

Исполнитель: А. Кутепов
Алекса́ндр Я́ковлевич Куте́пов (11 октября 1929 — 25 июля 1999) — советский и российский актёр театра и кино, народный артист России.

Соседка — Лермонтов М.Ю.

Не дождаться мне, видно, свободы,
А тюремные дни будто годы;
И окно высоко над землей,
И у двери стоит часовой!

Умереть бы уж мне в этой клетке,
Кабы не было милой соседки.
Мы проснулись сегодня с зарей,
Я кивнул ей слегка головой.

Разлучив, нас сдружила неволя,
Познакомила общая доля,
Породнило желанье одно
Да с двойною решеткой окно;

У окна лишь поутру я сяду,
Волю дам ненасытному взгляду.
Вот напротив окошечко: стук!
Занавеска подымется вдруг.

На меня посмотрела плутовка!
Опустилась на ручку головка,
А с плеча, будто сдул ветерок,
Полосатый скатился платок,

Но бледна ее грудь молодая,
И сидит она долго вздыхая,
Видно, буйную думу тая,
Все тоскует по воле, как я.

Не грусти, дорогая соседка.
Захоти лишь — отворится клетка,
И, как божий птички, вдвоем
Мы в широкое поле порхнем.

У отца ты ключи мне украдешь,
Сторожей за пирушку усадишь,
А уж с тем, что поставлен к дверям,
Постараюсь я справиться сам.

«Соседка» М. Лермонтов

Не дождаться мне, видно, свободы,
А тюремные дни будто годы;
И окно высоко над землей!
И у двери стоит часовой!

Умереть бы уж мне в этой клетке,
Кабы не было милой соседки.
Мы проснулись сегодня с зарей,
Я кивнул ей слегка головой.

Разлучив, нас сдружила неволя,
Познакомила общая доля,
Породнило желанье одно
Да с двойною решеткой окно;

У окна лишь поутру я сяду,
Волю дам ненасытному взгляду…
Вот напротив окошечко: стук!
Занавеска подымется вдруг.

На меня посмотрела плутовка!
Опустилась на ручку головка,
А с плеча, будто сдул ветерок,
Полосатый скатился платок,

Но бледна ее грудь молодая,
И сидит она, долго вздыхая,
Видно, буйную думу тая,
Все тоскует по воле, как я.

Не грусти, дорогая соседка…
Захоти лишь — отворится клетка,
И, как божии птички, вдвоем
Мы в широкое поле порхнем.

У отца ты ключи мне украдешь,
Сторожей за пирушку усадишь,
А уж с тем, что поставлен к дверям,
Постараюсь я справиться сам.

Избери только ночь потемнее,
Да отцу дай вина похмельнее,
Да повесь, чтобы ведать я мог,
На окно полосатый платок.

Анализ стихотворения Лермонтова «Соседка»

В 1840 году Михаил Лермонтов несколько месяцев провел в заточении, пока военный трибунал расследовал дело о его дуэли с Эрнестом де Барантом – сыном французского посла. Именно в этот период было написано стихотворение «Соседка», которому впоследствии суждено было стать своеобразным гимном заключенных. В этом произведении поэт пренебрег традициями классического стихосложения и не стал апеллировать к тюремному опыту своих предшественников. Поэтому в стихотворении нет традиционного пафоса и высоких идей, оно написано простым разговорным языком, словно бы автор рассказывает близкому другу о своей жизни в заточении.

Лермонтов отмечает, что для него «тюремные дни будто годы» тянутся очень долго, и он не рассчитывает в ближайшее время покинуть место своего заточения. Однако его одиночество скрашивает таинственная соседка – девушка, которую он может видеть через небольшое тюремное оконце. Рассказывая о ней, поэт отмечает, что с незнакомкой у него сложились приятельские отношения: «Мы проснулись сегодня с зарей, я кивнул ей слегка головой».

Внешности своей соседки автор практически не уделяет внимания, отмечая лишь, что ее полечи украшает «полосатый платок» — символ арестантской жизни. Емкими штрихами автор воссоздает образ жизнерадостной молодой особы, называя ее «плутовка». Однако девушка явно страдает от одиночества, поэтому от былого веселья в ее характере практически не осталось следа. Автор отмечает, что она «буйную думу тая, все тоскует по воле, как я». Между тем, поэт испытывает к пленнице очень теплые дружественные чувства, признаваясь, что «разлучив, нас сроднила неволя, познакомила общая доля». В своей соседке он видит не только близкого человека, но и надежду на спасение, так как незнакомка представляется ему дочерью тюремщика. Лермонтов мечтает о том, что однажды она украдет ключи у отца, подпоит сторожей и освободит узников, а потом уйдет вместе с ними. И эта волнующая мысль согревает сердце поэта, скрашивает его одиночество и дает силы жить дальше.

Примечательно, что образ соседки в стихотворении не является вымышленным. Находясь в заключении, поэт действительно видел в окне здания, расположенного напротив его камеры, девушку, которую ошибочно принял за дочь тюремщика. На самом деле его таинственная незнакомка была дочерью унтер-офицера и принимала живое участие в судьбе проштрафившегося поэта.

«Сосед», анализ стихотворения Лермонтова

Михаилу Юрьевичу Лермонтову выпало жить после поражения декабристов, в атмосфере отчаяния и уныния, установившегося в России в 30-е годы XIX века. Это тяжелое время наложило на творчество поэта свой негативный отпечаток.

Вырваться из замкнутого круга поэт пытался литературными средствами. Жажда свободы и ее недосягаемость — основной мотив многих стихотворений Лермонтова. Наиболее ярко выражает его образ узника, к которому поэт обращался неоднократно. Среди произведений, посвященных этой теме, наиболее известные: «Узник» (1837), «Сосед» (1837), «Соседка» (1840), «Пленный рыцарь» (1840). Они были впервые опубликованы в 1840 году.

Тремя годами ранее Михаил Юрьевич, глубоко потрясенный смертью Пушкина и реакцией общества на столь серьезную потерю, написал обличительное стихотворение «На смерть поэта». Власть не простила Лермонтову этот гражданский поступок. Вольнодумцу пришлось несколько месяцев провести в тюрьме. Он не рассчитывал уже вернуться в свой полк и готовился к ссылке или длительному заключению. Только благодаря влиятельным родственникам и друзьям судебное дело удалось замять.

Поэт близко к сердцу принимал то, что происходило в стенах тюрьмы. После выхода на свободу, он написал стихотворение «Сосед», в котором рассказал о тех сложных переживаниях, что испытал в царских застенках.

Основная тема стихотворения — живительное воздействие поэтического слова на душу человека. Лирический герой — такой же арестант, как и поэт. Он заключен в одиночную камеру. Душа арестанта испытывает тяжкие страдания от унылого тюремного быта. Во мраке и тишине герой слышит, как за стеной сосед-узник напевает песню, наполненную тоской и грустью. От этих слов душа лирического героя вновь оживает. Ему совсем не важно, кто на самом деле его сосед. Он воспринимает его «как друга юных лет», искренне благодарен незнакомцу за моральную поддержку, о которой тот даже не догадывается.

Интересна структура стихотворения, которое состоит из четырех строф. Строки чередуются следующим образом: первая, вторая, четвертая и пятая написаны пятистопным ямбом с мужскими окончаниями, а третья и шестая — четырехстопным ямбом с женскими. Рифмовка парная, кроме третьей и шестой строк. Они рифмуются между собой — aabccb.

В стихотворении много слуховых образов, что достигается сравнениями и повторениями: «как слезы, тихо льются, льются»«как звуки, друг за другом льются». Однообразие и устойчивость системы звуков отражается и в рифмах. Конечные слова первой и второй строки («сосед»«лет») откликаются во второй строфе; рифмы четвертой-пятой строки («игрой»«тобой») — в строках 16 и 17; рифмы строк 15 — 18 («раздаются»«несутся») в строках 21—24.

В своей статье, посвященной творчеству Лермонтова, литературный критик Белинский отмечал особую «музыкальность» стихотворения: «Здесь поэзия становится музыкою: здесь обстоятельство является, как в опере, только поводом к звукам…». И в этой оценке Белинский не был одинок. В разное время стихотворение «Сосед» было положено на музыку Мясоедовым, Клочковым, Никольским и другими композиторами.

Все образы в стихотворении символичны. Тюремное заключение отображает монотонность и однообразие, безжалостно угнетающее в человеке лучшие чувства; тишина и мрак — атмосферу бездуховного существования. Образ часового, который засыпает стоя, выражает застой однообразной жизни. Описание тюремной обстановки усиливает ощущение безнадежности: мрачная тишина, сырая стена, часовой у дверей, тоской исполненные звуки. Даже «зари румяной полусвет» умирает, попадая в окно тюрьмы. Этот печальный образ как бы замыкает тот круг, из которого героям невозможно вырваться.

В подавленной и угнетенной душе арестанта звуки песни вызывают давно забытые светлые чувства, которые автор именует любовью и надеждами лучших лет. Душа узника от соприкосновения с поэзией на мгновение оживает, возрождается к жизни. Поэт снова способен к высоким переживаниям, которые так необходимы его душе.

В груди моей все оживает вновь,
И мысли далеко несутся,
И полон ум желаний и страстей…

По мнению Лермонтова, поэзия, как и искусство в целом, обладает таинственной силой, отвечающей духовной потребности человека. Сила поэзии не только возвращает к жизни, но и способна противостоять гнетущей пустоте существования.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: