Зимняя дорога (Пушкин)

← Ответ Ф. Т*** Зимняя дорога
автор Александр Сергеевич Пушкин (1799—1837)
В еврейской хижине лампада. →
См. Стихотворения 1826 . Дата создания: ноябрь—декабрь 1826, опубл.: 1828 [1] .

← Ответ Ф. Т*** Стихотворения 1826 В еврейской хижине лампада. →

Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.

5 По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.

Что-то слышится родное

10 В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска.

Ни огня, ни черной хаты,
Глушь и снег. Навстречу мне

15 Только версты полосаты
Попадаются одне…

Скучно, грустно. завтра, Нина,
Завтра к милой возвратясь,
Я забудусь у камина,

20 Загляжусь не наглядясь.

Звучно стрелка часовая
Мерный круг свой совершит,
И, докучных удаляя,
Полночь нас не разлучит.

25 Грустно, Нина: путь мой скучен,
Дремля смолкнул мой ямщик,
Колокольчик однозвучен,
Отуманен лунный лик.

Варианты автографа

А. Черновой автограф.

Сквозь волнистые туманы [

1]
Пробирается луна
На печальные поляны
Льет печальный свет она. [

По дороге зимней скучной
Тройка борзая бежит
Колокольчик однозвучный
Предо мной гремит гремит [

Сердце русское простое
[Слышно] в [песни] ямщика

5] [русское простое]
[Слышно] в песнях ямщика

[Что слышится живое ]
В [т ] песнях ямщика

Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика
То разгулье удалое
То душевная тоска

[Ель под инием сребрится]

[Сосны инием сребр тся]

Скучно-грустно. друг мой [нежный]
[Завтра] [на ]

Скучно-грустно. друг [сердечный]

Скучно-грустно.
‎ >
[Скоро ль радостной рукою]
[Постучусь]

[Скоро ль в комнате тв ] [

Скучно-грустно. друг мой Нина
Радость сердца и очей [

7]
Буду завтра у камина [

8]
В светлой комнате твоей

Скучно-грустно. друг мой Нина
Завтра к милой
Я забудусь у к
Загляжусь не на

[Лишь порой ему на встречу]
[Полосатые версты]

Ни огня, ни ‎ хаты [

9]
М и глушь — на встречу мне [

10]
Только версты полосаты
Попадаются

[Стрелки часовые]
[Тихо стрелки часовые]

Звучно стрелка часовая
Путь свой полный совершит [

11]
В полночь ‎ тьма ночная

Звучно стрелка часовая
Путь свой мерный совершит
И докучных удаляя [

12]
Полночь нас не разлучит [

Скоро ль Нина — Путь мой скучен [

Скоро ль Нина—Путь мой скучен
Светит бледно лик луны [

15]
Колокольчик однозвучен
Смолкнул

Скоро ль Нина—Путь мой скучен
Светит бледно лунный лик
Колокольчик однозвучен
Дремля смолкнул мой ямщик

  1. ↑ Сквозь печальные поляны (описка)
  2. ↑ Сыплет ‎ блеск
  3. а. На гремит, гремит —
    б. На дуге гремит, гремит —
    в. На своей дуге гремит —
    г. На дуге своей гремит—
  4. а. ‎ песнь
    б. ‎ пенье удалое
    Молодое ямщика
    в. ‎ пенье удалое
    Молодого ямщика
  5. ↑ Сердце
  6. ↑ ‎ и в комнате тв
  7. ↑ Счастье сердца и очей
  8. а. Стих начат: Скоро ль
    б. Как в тексте.
    в. Завтра буду у камина
  9. Стих начат:а. И кругом б. Ни огня, ни хаты
  10. а. Стих начат: Им
    б. ‎ на встречу мне
    Только версты полосаты
    Попадаются
    в. Дичь и глушь — на встречу мне и т. д.
    г. Снег и глушь — на встречу мне и т. д.
  11. Стих начат: Круг свой полный
  12. а. Стих начат: В
    б. ‎ И разлучая
    в. И ревнивцев удаляя
  13. ↑ Стих начат: Нас ник
  14. а. Стих начат: Скоро ль
    б. Грустно, Нина, скучно
    в. Стих начат: Нина ! ск
  15. а. Стих начат: Д
    б. Светит бледно ‎ луны

Б. Отличия первой беловой редакции.

Заглавие вписано позднее текста.
Порядок строф:

  • а. ‎ I. По дороге зимней скучной (строфа 2-я)
  • II. Что-то слышится родное (строфа 3-я)
  • III. Сквозь волнистые туманы (строфа 1-я)
  • б. ‎ I. По дороге зимней скучной
  • II. Сквозь волнистые туманы
  • III. Что-то слышится родное

  • 4 Льет печальный свет она
  • 11 То раздолье удалое
  • 13 Стих начат: Ни огня ни бе ○
  • 14 Глушь и мрак. . на встречу мне ○
  • 18 Завтра в город возвратясь ○
  • 25—28 отсутствуют.

    Примечания

    См. также комментарий Бонди. У Александра Алябьева есть романс на это стихотворение.

    Зимняя дорога

    Сквозь волнистые туманы
    Пробирается луна,
    На печальные поляны
    Льет печально свет она.

    По дороге зимней, скучной
    Тройка борзая бежит,
    Колокольчик однозвучный
    Утомительно гремит.

    Что-то слышится родное
    В долгих песнях ямщика:
    То разгулье удалое,
    То сердечная тоска.

    Ни огня, ни черной хаты,
    Глушь и снег. Навстречу мне
    Только версты полосаты
    Попадаются одне.

    Скучно, грустно. Завтра, Нина,
    Завтра к милой возвратясь,
    Я забудусь у камина,
    Загляжусь не наглядясь.

    Звучно стрелка часовая
    Мерный круг свой совершит,
    И, докучных удаляя,
    Полночь нас не разлучит.

    Грустно, Нина: путь мой скучен,
    Дремля смолкнул мой ямщик,
    Колокольчик однозвучен,
    Отуманен лунный лик.

    Through the murk the moon is veering,
    Ghost-accompanist of night,
    On the melancholy clearings
    Pouring melancholy light.

    Runs the troika with its dreary
    Toneless jangling sleigh-bell on
    Over dismal snow’ I’m weary,
    Hungry, frozen to the bone.

    Coachman in a homely fashion’s
    Singing as we flash along;
    Now a snatch of mournful passion,
    Now a foulmouthed drinking-song.

    Not a light shines, not a lonely
    Dusky cabin. Snow and hush.
    Streaming past the troika only
    Mileposts, striped and motley, rush.

    Dismal, dreary. But returning
    Homewards! And tomorrow, through
    Pleasant crackles of the burning
    Pine-logs, I shall gaze at you:

    Dream, and go on gazing, Nina,
    One whole circle of the clock;
    Midnight will not come between us,
    When we gently turn the lock

    On our callers. Drowsing maybe,
    Coachman’s faded, lost the tune;
    Toneless, dreary, goes the sleigh-bell;
    Nina, clouds blot out the moon.

    Стих пушкина сквозь волнистые туманы

    Стих написан в декабре 1826 года, когда друзья Пушкина – участники восстания декабристов были казнены или сосланы, да и сам поэт находился в ссылке в Михайловском. Биографы Пушкина утверждают, что стих написан о поездке поэта на дознание к псковскому губернатору.
    Тема стиха гораздо глубже, чем просто изображение зимней дороги. Образ дороги – это изображение жизненного пути человека. Мир зимней природы пуст, но дорога не потеряна, а обозначена верстами:

    Ни огня, ни чёрной хаты…
    Глушь и снег… Навстречу мне
    Только вёрсты полосаты
    Попадаются одне.

    Путь лирического героя непрост, но, несмотря на грустные настроения, произведение полно надежды на лучшее. Жизнь делится на чёрные и белые полосы, как и верстовые столбы. Поэтический образ “полосатых вёрст” — это поэтический символ, олицетворяющий собою “полосатую” жизнь человека. Автор перемещает взгляд читателя с неба на землю: “по дороге зимней”, “тройка бежит”, “колокольчик … гремит”, песни ямщика. Во второй и третьей строфах автор дважды употребляет однокоренные слова (“Печальные”, “печально”) которые помогают понять душевное состояние путешественника. С помощью аллитерации поэт изображает поэтический образ художественного пространства – печальные поляны. Читая стихотворение, мы слышим звон колокольчика, скрип полозьев по снегу, песню ямщика. Долгая песня ямщика – значит длинная, долгозвучная. Седоку грустно, тоскливо. И читателю невесело. В песне ямщика воплощается основное состояние русской души: “разгулье удалое”, “сердечная тоска”. Рисуя природу, Пушкин изображает внутренний мир лирического героя. Природа соотносится с переживаниями человека. На небольшом отрезке текста поэт использует многоточие четыре раза — Поэт хочет передать грусть седока. Что-то недоговорённое есть в этих строчках. Может быть, человек, путешествующий в кибитке, не хочет ни с кем делиться своей грустью. Ночной пейзаж: чёрные хаты, глушь, снег, полосатые верстовые столбы. Во всей природе холод и одиночество. Приветливый огонёк в окне хаты, который может светить заблудившемуся путнику, не горит. Чёрные хаты – без огня, но “чёрный” — это не только цвет, но и зло, неприятные моменты жизни. В последней строфе снова грустно, скучно. Ямщик умолк, звучит только “однозвучный” колокольчик. Применяется прием кольцевой композиции: «пробирается луна» — «отуманен лунный лик».Но долгая дорога имеет приятную конечную цель — встречу с любимой:

    Скучно, грустно… Завтра, Нина,
    Завтра к милой возвратясь,
    Я забудусь у камина,
    Нагляжусь не наглядясь.

    При драматизме ситуации вынужденной несвободы Пушкин, обходясь без религиозных мотивов, демонстрирует истинно христианское отношение к миру, его принятие. Образ зимней дороги как метафоры жизненного пути героя приводит героя Пушкина к гармонии. ороги соединяется не со стремлением к свободе, а наоборот — герой стремится домой. Дорога здесь связывается с «волнистыми туманами», «пе­чальными полянами» и «однозвучным» колокольчиком, а сама дорога названа «скучной». Этому долгому и утомительному пути противопоставлен домашний уют:

    «Зимняя дорога» А. Пушкин

    Сквозь волнистые туманы
    Пробирается луна,
    На печальные поляны
    Льет печально свет она.

    По дороге зимней, скучной
    Тройка борзая бежит,
    Колокольчик однозвучный
    Утомительно гремит.

    Что-то слышится родное
    В долгих песнях ямщика:
    То разгулье удалое,
    То сердечная тоска…

    Ни огня, ни черной хаты…
    Глушь и снег… Навстречу мне
    Только версты полосаты
    Попадаются одне.

    Скучно, грустно… Завтра, Нина,
    Завтра, к милой возвратясь,
    Я забудусь у камина,
    Загляжусь не наглядясь.

    Звучно стрелка часовая
    Мерный круг свой совершит,
    И, докучных удаляя,
    Полночь нас не разлучит.

    Грустно, Нина: путь мой скучен,
    Дремля смолкнул мой ямщик,
    Колокольчик однозвучен,
    Отуманен лунный лик.

    Дата создания: ноябрь—декабрь 1826 г.

    Анализ стихотворения Пушкина «Зимняя дорога»

    Александр Пушкин является одним из немногих русских поэтов, которому в своих произведениях удавалось мастерски передавать собственные чувства и мысли, проводя удивительно тонкую параллель с окружающей природой. Примером тому может служить стихотворение «Зимняя дорога», написанное в 1826 году и, как считают многие исследователи творчества поэта, посвященное его дальней родственнице – Софии Федоровне Пушкиной.

    У этого стихотворения есть довольно печальная предыстория. Мало кому известно, что с Софьей Пушкиной поэта связывали не только родственные узы, но и весьма романтические отношения. Зимой 1826 года он сделал ей предложение, однако получил отказ. Поэтому вполне вероятно, что в стихотворении «Зимняя дорога» таинственная незнакомка Нина, к которой обращается поэт, и является прообразом его возлюбленной. Само же путешествие, описанное в данном произведении – не что иное, как визит Пушкина к его избраннице с целью решить вопрос о бракосочетании.

    С первых строк стихотворения «Зимняя дорога» становится ясно, что поэт пребывает отнюдь не в радужном настроении. Жизнь представляется ему унылой и беспросветной, как «печальные поляны», через которые зимней ночью мчится карета, запряженная тройкой лошадей. Мрачность окружающего пейзажа созвучная тем чувствам, которые испытывает Александр Пушкин. Темная ночь, тишина, изредка нарушаемая звоном колокольчика и унылой песне ямщика, отсутствие селений и вечный спутник странствий – полосатые верстовые столбы – все это заставляет поэта впасть в некую меланхолию. Вполне вероятно, что автор заранее предчувствует крах своих матримониальных надежд, однако не хочет себе в этом признаваться. Для него образ возлюбленной является счастливым избавлением от утомительного и скучного путешествия. «Завтра к милой возвратясь, я забудусь у камина» — с надеждой мечтает поэт, рассчитывая на то, что конечная цель с лихвой оправдает длительное ночное путешествие и позволит в полной мере насладиться покоем, уютом и любовью.

    В стихотворении «Зимняя дорога» есть и определенный скрытый смысл. Описывая свое путешествие, Александр Пушкин сравнивает его с собственной жизнью, такой же, по его мнению, скучной, унылой и безрадостной. Лишь некоторые события вносят в нее разнообразие наподобие того, как ямщицкие песни, удалые и грустные, врываются в ночную тишину. Однако это – лишь короткие мгновения, которые не способны изменить жизнь в целом, придать ей остроту и полноту ощущений.

    Не стоит также забывать, что к 1826 году Пушкин был уже состоявшимся, зрелым поэтом, однако его литературные амбиции не были удовлетворены в полной мере. Он мечтал о громкой славе, а в итоге высшее общество фактически отвернулось от него не только из-за вольнодумства, но и благодаря безудержной любви к азартным играм. Известно, что к этому времени поэт сумел промотать довольно скромное состояние, доставшееся ему в наследство от отца, и рассчитывал поправить свои финансовые дела благодаря браку. Не исключено, что Софья Федоровна все же питала к своему дальнему родственнику теплые и нежные чувства, однако страх окончить свои дни в нищете вынудил девушку и ее семью отклонить предложение поэта.

    Вероятно, предстоящее сватовство и ожидание отказа стали причиной столь мрачного расположения духа, в котором Александр Пушкин пребывал во время поездки и создал одно из самых романтичных и печальных стихотворений «Зимняя дорога», наполненных грустью и безысходностью. А также верой в то, что, возможно, ему удастся вырваться из порочного круга и изменить свою жизнь к лучшему.

    Эпитеты, метафоры, олицетворения

    В тексте имеются такие средства художественной выразительности:

    • олицетворения – «пробирается, льет свет луна», «докучных (надоедливых, лишних) удаляя, полночь …не разлучит», «печальные поляны» — позволяют автору на время долгого скучного пути «сконструировать» собеседника, придать тексту живость и образность;
    • эпитеты – «борзая (резвая) тройка», «разгулье удалое», «сердечная тоска», «версты полосаты», «мерный круг», «лунный лик» — создают уникальную содержательность и ориентируют читателя на особое эмоциональное восприятие;
    • метафоры — «льет свет», «отуманен лик» — живо создают неопределенную атмосферу лунного вечера;
    • многочисленные примеры инверсии – «пробирается луна, льет …свет она», «что-то слышится родное», «версты полосаты», «стрелка часовая», «путь мой скучен», «круг свой», «смолкнул ямщик» — позволяют выстроить рифму и сделать акцент на финальном слове;
    • катахреза (сочетание несовместимых по значению, но образующих смысловое целое слов) «льет печально» подтверждает, что в стихотворении все проникнуто печалью, даже свет;
    • многосоюзия — «то разгулье, то тоска…», «ни огня, ни… хаты» — отражают противоречивое настроение лирического героя, его горячее желание человеческого общения;
    • лексический повтор – «Завтра, Нина, завтра к милой…» — отражает нетерпение поэта;
    • антонимы — «разгулье — тоска»;
    • многочисленные умолчания – «глушь и снег…», «…только версты попадаются…», «Скучно, грустно…» говорят об отчаянии, охватившем одинокого путника, его поиске утешения и сочувствия.
    • оксюморон — «загляжусь не наглядясь» — отражает силу чувства лирического героя.
      Оборот «версты полосаты» обозначает верстовые столбы, которые были выкрашены в полоску, чтобы выделялись среди сугробов.

    В тексте имеется примета высокого стиля – слово «лик». Общую тягостную атмосферу создают многочисленные повторы — «на печальные поляны льет печальный свет она», «тоска», «скучно, грустно…», «грустно, … путь мой скучен». Мечты одинокого путника о тепле, уюте, треске камина и приятном обществе обрывает все тот же звон ненавистного колокольчика.

  • Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: