Стих пушкина пустынных

В двадцатых числах июля 1811 года к одному из домов на Мойке, близ Невского проспекта, подъехала коляска. Из нее вышел важный, сановитый господин, невысокий, с открытым лицом, одетый весьма щеголевато, за ним молодая скромная женщина и стройный кудрявый мальчик- подросток, легко соскочивший с подножки. Стихотворец Василий Львович Пушкин привез своего племянника Александра для определения во вновь открывающееся учебное заведение Царскосельский лицей. С ними приехала приятельница В.Л. Пушкина Анна Николаевна Ворожейкина. Они остановились, по всей вероятности, в гостинице Демута на Мойке, считавшейся тогда одной из лучших в Петербурге.

Столица ошеломила Александра. Она была так не похожа на его родную тихую Москву! «На тройке принесенный из родины смиренной в великий град Петра», мальчик — Пушкин увидел бесконечные прямые проспекты и огромные площади, величественные дворцы в зелени садов, гранитные набережные Невы, оград узор чугунный, и они пленили его.

Пушкин и Петербург… Они неразделимы в той же мере, что Пушкин и Россия. Недаром же сказал А. И. Герцен: «Пушкин — до глубины души русский — русский петербургского периода».

Едва ли есть на земле другой город, который был бы столь же вдохновенно воспет, как Петербург Пушкиным. С красотою города слились стихи Пушкина:

По словам современников, осень 1811 года замечательна была двумя событиями: освящением Казанского собора и основанием Царскосельского лицея. Новое учебное заведение заняло весь четырехэтажный флигель Екатерининского дворца, построенный еще в конце XVIII века архитектором И. В. Нееловым. Строгое по архитектурному решению, соразмерное по пропорциям, здание превосходно вписалось в общий ансамбль. Монументальная трехпролетная арка соединяла его с дворцом.

19 октября 1811 г. был торжественно отмечен день открытия Лицея. Среди 30 подростков, принятых на первый курс, находился двенадцатилетний Пушкин. Шесть лет провел он здесь, не покидая Лицей даже во время каникул. Пройдут годы, и Пушкин в стихотворении скажет об этом торжественном и памятном дне:

Особенно запомнилась лицеистам речь профессора А. П. Куницына. Он говорил «об обязанностях гражданина и воина» и призывал своих будущих воспитанников действовать, как «думали и действовали древние россы: любовь к славе и отечеству должна быть вашим руководителем!»

В Лицее, в Царском Селе, проходили юные годы поэта, рождались его первые творческие замыслы. Здесь впервые явилась к нему его вдохновенная муза, родились » души прекрасные порывы». В Лицее проявилось яркое дарование Пушкина, и прославленный поэт России Державин увидел в нем преемника своей лиры.

Первые три года петербургской жизни Александра Пушкина после окончания Лицея прошли на Фонтанке, близ Калинкина моста. Здесь, в 5-м квартале 4-й Адмиралтейской части, с 1814 года жили родители поэта Сергей Львович и Надежда Осиповна Пушкины. Не имея достаточных средств, чтобы снять квартиру в центре Петербурга, они поселились в Коломне.

Эта отдаленная часть столицы находилась между реками Фонтанкой и Мойкой, ограничивалась Театральной площадью, рекой Пряжкой и устьем Большой Невы.

После роскошных царскосельских дворцов, «садов прекрасных», населенных статуями, украшенных памятниками, здесь, в Коломне, глазами юноши представились унылые картины городской окраины. Вдоль нешироких улиц теснились деревянные домики и «смиренные лачужки». Приметными среди них были церковь, пожарная каланча и непременные полицейские будки с вылинявшими под дождем полосами.

Квартира родителей поэта состояла из семи комнат. Три из них, парадные, выходили десятью окнами на Фонтанку, остальные — во двор, где находился небольшой сад. Поэт занимал небольшую комнату. «Мой угол тесный и простой…» — так говорил он о своем неприхотливом жилище.

Живой, общительный, жадный до жизни молодой поэт не мог подолгу оставаться дома. Из своего захолустья он спешил на Большую Миллионную, в изящный особняк «ночной княгини» Е. И. Голицыной, в гостиницу Карамзиных, в салон Олениных, на сходки молодых вольнодумцев, в квартиру братьев Тургеневых, на «субботы» Жуковского.

Возвращался поэт обыкновенно за полночь. Едучи по улицам Коломны, он видел «спящую громаду» Большого Каменного театра (здание театра не сохранилось), очертания Никольского рынка, зиявшего арками галерей, слушал «страж дальний крик, да бой часов»…Вблизи Крюкова канала белела высокая, статная и причудливо колеблющаяся в воде колокольня Никольского собора. На Фонтанке гремели, нарушая тишину, цепи подъемных мостов, доносился всплеск воды под веслами запоздалых лодок.

Одно из таких возвращений вместе с Пушкиным, очевидно с заседания «Зеленой лампы», описывает Яков Толстой:

Далее следуют строки о том, как Толстой упрашивал Пушкина написать ему послание:

Не один Толстой, многие знакомые и друзья дорожили стихами молодого автора «Руслана и Людмилы». Поэма принесла Пушкину славу первого поэта России. Не меньшую известность и популярность приобрели вольнолюбивые стихи Пушкина, написанные здесь, в Коломне. И. И. Пущин писал о них: «…тогда везде ходил по рукам, переписывались и читались наизусть его Деревня, Ода на свободу, Ура! В Россию скачет… Не было живого человека, который не знал бы его стихов».

Коломна не нашла отражения в произведениях Пушкина тех лет, но впечатления, полученные здесь, отложились в его поэтической памяти и впоследствии помогли ему понять душу и сущность Петербурга, о котором он скажет:

Именно в Коломне впервые увидел Пушкин Петербург прозаический, будничный, трудовой, каким он опишет его в первой главе «Евгения Онегина».

В поэме «Домик в Коломне» Пушкин вспоминает о Покровской церкви, о тихих ночах Коломны:

Эти строки звучат как своего рода лирическое отступление о Коломне, где произошла резкая перемена в судьбе поэта — высылка из Петербурга в Екатеринослав. Причиной опалы послужили вольнолюбивые стихотворения Пушкина.

6 мая 1820 года Пушкин сел в коляску вместе со своим дядькой Никитой Козловым. Друзья, Антон Дельвиг и Павел Яковлев, отправились вместе с ними, чтобы проводить поэта до Царского Села.

Новую встречу с Петербургом судьба готовила поэту после шестилетнего изгнания. Это уже был другой Петербург — николаевская столица. «Николай вернул Пушкина из ссылки, писал А. И. Герцен, через несколько дней после того, как были повешены по его приказу герои 14 декабря. Своею милостью он хотел погубить его в общественном мнении, а знаками своего расположения — покорить его». Но замысел царя провалился. Последние пять лет жизни Пушкина в Петербурге — годы неравного противостояния поэта царю, «светской черни», всему, что олицетворяло собою самодержавный Петербург. С самосознанием гения и дерзким вызовом поэт противопоставил свой памятник символу императорской столицы:

Пуля Дантеса поразила Пушкина в пятом часу по полудни 27 января 1837 года. Скончался поэт 29 января в 14 часов 45 минут.

Человек рождается на свет существом бессознательным; смерть же поэта есть, по выражению Осипа Мандельштама, «последний творческий акт».

…Толпа шла и шла к дому Пушкина на Мойке, 12. Тысячи или даже десятки тысяч людей пришли проститься с поэтом.

Отпевание Пушкина состоялось 1 февраля 1837 года, в придворной церкви Спаса Нерукотворного на Конюшенной площади. Отслужили обедню и панихиду. На следующий день, 2 февраля, был назначен военный парад. Войска расположились так, что подступы к Конюшенной церкви были закрыты. Конюшенная улица была занята гвардейскими обозами. Вечером снова служили панихиду по усопшему Пушкину. Александр Тургенев писал на память: «Заколотили Пушкина в ящик. Вяземский положил с ним свою перчатку». Через сутки, в ночь, Тургеневу предстояло отвести Пушкина к месту его последнего упокоения — в Святогорский монастырь.

Конюшенная церковь осталась памятником всенародного прощания с «солнцем нашей поэзии». А камни старого Петербурга по — прежнему хранят верность памяти Пушкину.

Стих пушкина пустынных

Медный всадник — отрывок в исполнении Д.Журавлева. («На берегу пустынных волн И запируем на просторе»)

Поэту — в исполнении Я. Смоленского

Пиковая дама — фрагмент МР3 в исполнении Д. Журавлева.

Звуковой архив Малого Театра:

— Всеволод Аксенов читает лирику Пушкина /»На холмах Грузии. «, «Редеет облаков летучая гряда», «Сожженное письмо», «Туча»,» Цветок засохший, безуханный»/.

— Михаил Царев читает стихи А.С.Пушкина / «Брожу ли я вдоль улиц шумных. «, «Зимний вечер», «Калмычке», » К Чаадаеву», «К Языкову», отрывок из романа «Евгений Онегин», «Памятник», «Подъезжая под Ижоры», «Простишь ли мне ревнивые мечты», «Я Вас любил»/.
— Эдуард Марцевич читает стихи А.С. Пушкина / «Анчар», «Вольность», «Во глубине сибирских руд», «Деревня», «Зимнее утро», «К Чаадаеву», «На холмах Грузии», «Песнь о вещем Олеге», «Поэту», «Пророк», «Узник», «Я Вас любил», «Я помню чудное мгновенье», «19 октября»/.

Во глубине сибирских руд муз. А.Пахмутовой, в исполнении БДХ п/у В.Попова, в исполнении Л.Сметанникова

«Не пробуждай воспоминаний» .Романсы на стихи Пушкина. Альбом.

Олег Погудин / Если жизнь тебя обманет (муз. А.Алябьева),Певец (муз. А.Верстовского), Я помню чудное мгновенье (муз. М.Глинки), Не пой, красавица, при мне (муз. М.Глинки), Владыко дней моих (муз. А.Даргомыжского) и др.

Русский классический романс. Около 100 произведений .Композиторы— Алябьев, Аренский, Бородин, Верстовский, Глинка, Глазунов, Глиэр, Гречанинов, Даргомыжский, Кюи, Метнер, Прокофьев, Рахманинов, Римский-Корсаков, Рубинштейн, Свиридов, Танеев, Хренников, Чайковский и др./

Исполнители — Архипова, Ведерников, Козловский, Лемешев, Лисициан, Магомаев, Нестеренко, Образцова, Покровский, Рейзен, Сметанников, Шаляпин и др./

«Выстрел» фрагмент с участием В.Гафта

Болдинская осень. Музыкальная композиция по мотивам сочинений, созданных А.С. Пушкиным осенью 1830 года Литературно-музыкальные композиции радиостанции «Орфей» в Единой коллекции ЦОР.

Глинка М.И. «РУСЛАН И ЛЮДМИЛА» (Увертюра, Марш Черномора, Турецкий танец в замке Черномора, Арабский танец, Лезгинка, Менуэт- мр3 файлы из архива сайта «Орфей»

Мусоргский М.П. «БОРИС ГОДУНОВ»
Народная музыкальная драма в 4-х действиях с прологом на либретто композитора, основанное на одноимённой трагедии А. С. Пушкина, а также на материалах «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина.

Римский-Корсаков Н.А. «Золотой петушок» Ноктюрн. «Полет шмеля» — ссылки для скачивания МР3 на сайте «Орфей» — музыкальное образование и культура в сети Интернет.

А. Алябьев / «Зимняя дорога», для женского (детского) хора a-capella, «Элегия» (для голоса и фортепиано) и др./

А. Даргомыжский / «Я Вас любил..», «Юноша и дева», «Славянский танец» из оперы «Русалка» (фрагмент, транскрипция для фортепиано в четыре руки) и др./

Ц. Кюи / «Царкосельская Статуя», (русск. и англ. яз.) для голоса и фортепиано, Ц. Кюи, «Сожжённое письмо» для голоса и фортепиано и др./

Э. Направник / Романс Дубровского, из оперы «Дубровский» (на итальянском и русском яз.), Романс Маши из оперы «Дубровский», клавир./

П. Чайковский / опера «Евгений Онегин», партитура; увертюра из оперы «Мазепа» (партитура); «Концертный парафраз» из оперы «Евгений Онегин«, для фортепиано; фрагменты из оперы «Пиковая Дама» в фортепианной транскрипции К.Сорокина (включая вокальный подстрочник); «Соловей»../

Романсы Георгия Струве /»Уж небо осенью дышало», «Ветер по морю гуляет», «Стрекотунья-белобока», «Буря», «Еще дуют холодные ветры», «Храни меня, мой талисман»/

Н. Римский-Корсаков, Три чуда из оперы «Сказка о царе Салтане» (фрагмент, транскрипция для фортепьяно в четыре руки)

Н. Римский-Корсаков, «Редеет облаков летучая гряда» (элегия) для голоса и фортепьяно

Н. Римский-Корсаков, «Ты и Вы» для голоса и фортепьяно

Н. Римский-Корсаков, «Эхо» для голоса и фортепьяно

Н. Римский-Корсаков, «Цветок засохший» для голоса и фортепьяно

М. Глинка, Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила» (фотрепьянная транскрипция), Р. Глиэр, «МЕДНЫЙ ВСАДНИК»

Три чуда. Симфоническая картина. Из оперы «Сказка о царе Салтане». Н. Римский-Корсаков. Инстр. М. Бариева

Метель. Музыкальные иллюстрации к повести А. С. Пушкина. Г. Свиридов. Инстр. С. Ганичева. 1. Тройка 2. Вальс 3. Романс 4. Военный марш

Танцы в замке Наины. Из 3-го действия оперы «Руслан и Людмила». М. Глинка. Инстр. С. Баланова

Свободы сеятель пустынный (Пушкин)

← Демон Свободы сеятель пустынный…
автор Александр Сергеевич Пушкин (1799—1837)
Кн. М. А. Голицыной →
Дата создания: ноябрь 1823. • См. Стихотворения Пушкина 1823 г. [1] .

Изыде сеятель сеяти семена своя

Свободы сеятель пустынный,
Я вышел рано, до звезды;
Рукою чистой и безвинной
В порабощенные бразды
Бросал живительное семя —
Но потерял я только время,
Благие мысли и труды.

Паситесь, мирные народы!
Вас не разбудит чести клич.
К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь.
Наследство их из рода в роды
Ярмо с гремушками да бич.

А.С.Пушкин

Медный всадник — Вступление.

Медный всадник

1833 Петербургская повесть

Предисловие

Происшествие, описанное в сей повести, основано на истине. Подробности наводнения заимствованы из тогдашних журналов. Любопытные могут справиться с известием, составленным В. Н. Берхом.

Вступление

«Медный всадник» — поэма Александра Пушкина, написанная в Болдине осенью 1833 года. Поэма не была разрешена Николаем I к печати. Её начало Пушкин напечатал в «Бибилиотеке для чтения», 1834, кн. XII, под названием: «Петербург. Отрывок из поэмы» (от начала и кончая стихом «Тревожить вечный сон Петра!», с пропуском зачеркнутых Николаем I четырех стихов, начиная со стиха «И перед младшею столицей»).
Впервые напечатана после смерти Пушкина в «Современнике», т. 5, в 1837 году с цензурными изменениями, внесенными в текст В. А. Жуковским.

Поэма представляет собою одно из самых глубоких, смелых и совершенных в художественном отношении произведений Пушкина. Поэт в нем с небывалой силой и смелостью показывает исторически закономерные противоречия жизни во всей их наготе, не стараясь искусственно сводить концы с концами там, где они не сходятся в самой действительности. В поэме в обобщенной образной форме противопоставлены две силы — государство, олицетворенное в Петре I (а затем в символическом образе ожившего памятника, «Медного всадника»), и человек в его личных, частных интересах и переживаниях. Говоря о Петре I, Пушкин вдохновенными стихами прославлял его «великие думы», его творенье — «град Петров», новую столицу, выстроенную в устье Невы, «под мором», на «мшистых, топких берегах», из соображений военно-стратегических, экономических и для установления культурной связи с Европой. Поэт без всяких оговорок восхваляет великое государственное дело Петра, созданный им прекрасный город — «полнощных стран красу и диво». Но эти государственные соображения Петра оказываются причиной гибели ни в чем не повинного Евгения, простого, обыкновенного человека. Он не герой, но он умеет и хочет трудиться («. Я молод и здоров, // Трудиться день и ночь готов»). Он смел во время наводнения; «он страшился, бедный, не за себя. // Он не слыхал, как подымался жадный вал, // Ему подошвы подмывая», он «дерзко» плывет по «едва смирившейся» Неве, чтобы узнать о судьбе своей невесты. Несмотря на бедность, Евгению дороже всего «независимость и честь». Он мечтает о простом человеческом счастье: жениться на любимой девушке и скромно жить своим трудом. Наводнение, показанное в поэме как бунт покоренной, завоеванной стихии против Петра, — губит его жизнь: Параша погибает, а он сходит с ума. Петр I, в своих великих государственных заботах, не думал о беззащитных маленьких людях, принужденных жить под угрозой гибели от наводнений.

Трагическая судьба Евгения и глубокое горестное сочувствие ей поэта выражены в «Медном всаднике» с громадной силой и поэтичностью. А в сцене столкновения безумного Евгения с «Медным всадником», его пламенного, мрачного протеста» влобной угрозы «чудотворному строителю» от лица жертв этого строительства, — язык поэта становится таким же высокопатетическим, как в торжественном вступлении к поэме. Заканчивается «Медный всадник» скупым, сдержанным, нарочито прозаическим сообщением о гибели Евгения:

Никакого эпилога, возвращающего нас к первоначальной теме величественного Петербурга, эпилога, примиряющего нас с исторически оправданной трагедией Евгения, Пушкин не дает. Противоречие между полным признанием правоты Петра I, не могущего считаться в своих государственных «великих думах» и делах с интересами отдельного человека, и полным же признанием правоты маленького человека, требующего, чтобы с его интересами считались, — это противоречие остается неразрешенным в поэме. Пушкин был вполне прав, так как это противоречие заключалось не в его мыслях, а в самой жизни; оно было одним из самых острых в процессе исторического развития. Это противоречие между благом государства и счастием отдельной личности — неизбежно, пока существует классовое общество, и исчезнет оно вместе с окончательным его уничтожением.

В художественном отношении «Медный всадник» представляет собою чудо искусства. В предельно ограниченном объеме (в поэме всего 481 стих) заключено множество ярких, живых и высокопоэтическнх картин — см., например, рассыпанные перед читателем во вступлении отдельные образы, из которых составляется цельный величественный образ Петербурга; насыщенное силой и динамикой, из ряда частных картин слагающееся описание наводнения, удивительное по поэтичности и яркости изображение бреда безумного Евгения и многое Другое. Отличает от других пушкинских поэм «Медного всадника» и удивительная гибкость, и разнообразие его стиля, то торжественного и слегка архаизированного, то предельно простого, разговорного, но всегда поэтичного. Особый характер придает поэме применение приемов почти музыкального строения образов: повторение, с некоторыми вариациями, одних и тех же слов и выражений (сторожевые львы над крыльцом дома, образ памятника, «кумира на бронзовом коне»), проведение через всю поэму в разных изменениях одного и того же тематического мотива — дождя и ветра, Невы — в бесчисленных en аспектах и т. п., не говоря уже о прославленной звукописи этой удивительной поэмы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: