ЯКОВЛЕВА АРИНА РОДИОНОВНА

(1758 — 1828)
Няня Александра Сергеевича Пушкина

Арина Родионовна – с 1759 года крепостная Абрама Петровича Ганнибала, прадеда Александра Сергеевича Пушкина. После замужества в 1781 году стала крепостной деда поэта, Осипа Абрамовича Ганнибала. Она была няней вначале Надежды Осиповны, матери Александра Сергеевича, а затем стала няней ее детей: Ольги, затем Александра и Льва.

В 1807 году семейство Ганнибалов продало, вместе с крестьянами, земли в Петербургской губернии и переселилось в Опочецкий уезд Псковской губернии.

Арина Родионовна была «прикреплена» к хозяевам, а не к земле, поэтому была «исключена из продажи», и переехала с хозяевами в Псковскую губернию. В 1824 – 1826 годах, во время ссылки поэта, она жила в Михайловском. Этой крепостной крестьянке, старушке, посвятил свои стихи не только Пушкин, но и Языков. Ей в письмах к поэту передавали приветы друзья Пушкина.

В 1911 году на острове Капри кто-то из русских, что жили на острове, передал А.М. Горькому рельефный портрет няни Пушкина, вырезанный на кости. До 1891 года этот портрет находился в Пскове, а затем как-то попал в Италию. Горький передал его в Пушкинский дом.

Наша ветхая лачужка
И печальна, и темна.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена?
Выпьем, добрая подружка,
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.
Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла.
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То как зверь она завоет,
То заплачет, как дитя.
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.

Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном моей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь:
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
То чудится тебе.

«Любезный мой друг

Александр Сергеевич, я получила ваше письмо и деньги, которые вы мне прислали. За все ваши милости я вам всем сердцем благодарна – вы у меня беспрестанно в сердце и на уме, и только, когда засну, то забуду вас и ваши милости ко мне. Ваше обещание к нам побывать летом меня очень радует. Приезжай, мой ангел, к нам в Михайловское, всех лошадей на дорогу выставлю. Я вас буду ожидать и молить бога, чтоб он дал нам свидеться. Прощайте, мой батюшка, Александр Сергеевич. За ваше здоровье я просвиру вынула и молебен отслужила, поживи, дружочек, хорошенько, самому слюбится. Я, слава богу, здорова, целую ваши ручки и остаюсь вас многолюбящая няня ваша Арина Родионовна».

«Ты знаешь, что я не корчу чувствительность, но встреча моей дворни, хамов и моей няни – ей-богу, приятнее щекотит сердце, чем слава, наслаждение самолюбия, рассеянности и пр. Няня моя уморительна. Вообрази, что 70-ти лет она выучила наизусть новую молитву о УМИЛЕНИИ СЕРДЦА ВЛАДЫКИ И УКРОЩЕНИИ ДУХА ЕГО СВИРЕПОСТИ, молитвы, вероятно, сочиненной при царе Иване. Теперь у ней попы дерут молебен и мешают мне заниматься делом».

Пушкин – П.А. Вяземскому. 9 ноября 1826.

«В Михайловском нашел я все по-старому, кроме того, что нет в нем няни моей, и что около знакомых старых сосен поднялась, во время моего отсутствия, молодая сосновая семья, на которую досадно мне смотреть, как иногда досадно мне видеть молодых кавалергардов на балах, на которых уже не пляшу».

Пушкин – Н.Н. Пушкиной. 25 сентября 1835.

. Вновь я посетил
Тот уголок земли, где я провел
Изгнанников два года незаметных.
Уж десять лет прошло с тех пор – и много
Переменилось в жизни для меня.
Вот опальный домик,
Где жил я с бедной нянею моей.
Уже старушки нет – уж за стеною
Не слышу я шагов ее тяжелых,
Ни кропотливого ее дозора.

«Если случалось остаться ему одному дома без дела и гостей, Пушкин играл двумя шарами на бильярде сам с собой, а длинные зимние вечера проводил в беседах с няней Ариной Родионовной.

Арина Родионовна была посредницей, как известно, в его сношениях с русским сказочным миром, руководительницей его в узнавании поверий, обычаев и самых приемов народа, с каким подходит он к вымыслу и поэзии. Александр Сергеевич отзывался о няне, как о последнем своем наставнике, и говорил, что этому учителю он много обязан исправлением недостатка своего первоначального, французского воспитания. Простонародный рассказ: ЖЕНИХ, остается блестящим результатом этих сношений между поэтом и БЫВАЛОЙ старушкой».

К няне А.С. Пушкина

Свет Родионовна, забуду ли тебя?
В те дни, как сельскую свободу возлюбя,
Я покидал для ней и славу, и науки,
И немцев, и сей град профессоров и скуки, —
Ты, благодатная хозяйка сени той,
Где Пушкин, не сражен суровою судьбой,
Презрев людей, молву, их ласки, их измены
Священнодействовал при алтаре Камены, —
Всегда приветами сердечной доброты
Встречала ты меня, мне здравствовала ты,
Когда чрез длинный ряд полей, под зноем лета,
Ходил я навещать изгнанника-поэта,
А мне сопутствовал приятель давний твой,
Ареевых наук питомец молодой.
Как сладостно твое святое хлебосольство
Нам баловало вкус и жажды своевольство;
С каким радушием – красою древних лет –
Ты набирала нам затейливый обед!
Сама и водку нам, и брашна подавала,
И соты, и плоды, и вина уставляла
На милой тесноте старинного стола!
Ты занимала нас – добра и весела –
Про стародавних бар затейливым рассказом:
Мы удивлялися почтенным их проказам,
Мы верили тебе – и смех не прерывал
Твоих бесхитростных суждений и похвал;
Свободно говорил язык словоохотный,
И легкие часы летели беззаботно!

На смерть няни А.С. Пушкина

Я отыщу тот крест смиренный,
Под коим, меж чужих гробов,
Твой прах улегся, изнуренный
Трудов и бременем годов.
Ты не умрешь в воспоминаньях
О светлой юности моей
И в поучительных преданьях
Про жизнь поэтов наших дней.
Вон там – обоями худыми
Где-где прикрытая стена,
Пол нечиненый, два окна
И дверь стеклянная меж ними;
Диван под образом в углу,
Да пара стульев; стол украшен
Богатством вин и сельских брашен,
И ты, пришедшая к столу!
Мы пировали. Не дичилась
Ты нашей доли – и порой
К своей весне переносилась
Разгоряченною мечтой;..
Ты расскажи нам: в дни былые,
Не правда ль, не на эту стать
Твои бояре молодые
Любили ночи коротать.
И мы. Как детство шаловлива,
Как наша молодость вольна,
Как полнолетие умна,
И как вино красноречива,
Со мной беседовала ты,
Влекла мое воображенье.
И вот тебе поминовенье,
На гроб твой свежие цветы!
Я отыщу тот крест смиренный,
Под коим, меж чужих гробов,
Твой прах улегся изнуренный
Трудов и бременем годов.
Пред ним печальною головою
Склонюся; много вспомню я –
И умиленною мечтою
Душа разнежится моя!

  • Друзья Пушкина: переписка, воспоминания, дневники: в 2-х т.; – Т.1. — М.,1984. – 640 с.: 4 л. ил.

Стих пушкина няне картинки

Стихотворение «Няне» благодаря тому душевному теплу, какое чувствуют в нем ребята, сразу приближает к ним поэта, а возникшее доверие помогает успешному изучению- произведения. Пятиклассники, читавшие сказки Пушкина, «У лукоморья дуб зеленый» и др., уже знают, кто ввел Пушкина в мир народной поэзии. Если знания их живы и конкретны (а это нетрудно выяснить), то учителю останется лишь несколько обогатить и расширить их. Каким образом? Привлечением того материала, какой не попадал в поле зрения учащихся I—IV классов. Не обязательно начинать вводный рассказ с детства Пушкина, когда Арина Родионовна в буквальном смысле слова нянчила его. Ведь в памяти многих поколений ее имя осталось именно потому, что она сумела стать для великого русского поэта духовно близким человеком.

Интересным для ребят оказывается такой рассказ учителя, который переносит их в Михайловское: «Представим, что мы, пройдя по главной аллее Михайловского парка, подошли к господскому дому Пушкиных. Рядом с ним слева стоит небольшой деревянный флигелек, а вернее сказать, избушка из двух комнаток. Это домик няни. Простые деревянные стены, прялки в углу, чисто и опрятно убранный стол, покрытый домотканой скатертью, — все здесь неприхотливо и просто, на всем лежит печать покоя и тихого домашнего тепла. Легко представить в этой обстановке Арину Родионовну, сидящую за прялкой или со спицами в руках. А возле нее Пушкин. Не по своей воле он в Михайловском — в селе, удаленном на много верст от Москвы и Петербурга. Его сослали сюда за смелые стихи, которых боялся сам царь. Нет возле него друзей, уехали родные, а вот с верной своей няней коротает он долгие зимние вечера. Кажется, что общего может быть между ними? Пушкин — первый поэт России, ее гений, один из самых просведениях людей своего времени. А няня —простая неграмотная женщина, еще недавно бывшая крепостная семейства Ганнибалов. В год рождения Александра Сергеевича Арина Родионовна получила «вольную», т. е. перестала быть крепостной и могла жить, где хотела.

Но она не ушла из дома Пушкиных, осталась в нем нянькой, и ее заботами с детства были окружены будущий поэт и его брат с сестрой. Пушкин любил няню за доброту.и ласку, за ее умение сказывать сказки и петь песни. Знала она их великое множество, а рассказывала так живо и увлеченно, что казалось, она сама их и сочиняет. Действительно, у Арины Родионовны была богатая фантазия. Как каждая настоящая сказительница, она вносила в сказки и свою выдумку, свои слова. С удовольствием и наслаждением слушал ее Пушкин и рассказывал об этом в письмах своим друзьям, добавляя: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма». Когда поэт писал потом свои сказки в стихах, он, конечно, вспоминал то, о чем слышал от няни.

«. Шумит за окошками вьюга, шуршит по крыше ветер и воет в трубе. А в избушке теплится слабый свет — горит лучина, и слышится там тихий немолодой голос. То он поет грустную песню «За морем синица нешумно жила», а то звучит весело, в такт веселой плясовой:

  • По улице мостовой
  • Шла девица за водой.

Дороги А. С. Пушкину эти минуты. И вот уже он сам читает своей старенькой «подружке»-няне стихи, которые, можно сказать, не сочинились, а просто вылились из сердца:

  • Буря мглою небо кроет,
  • Вихри снежные крутя.
  • То, как зверь, она завоет,
  • То заплачет, как дитя.

Арина Родионовна, когда Пушкин жил в Михайловском, была там главной хозяйкой, ее заботами поддерживался дом. Но, пожалуй, еще важнее было то, что душевное ее участие обогревало поэта и что она была первым слушателем и ценителем многих его произведений. Арину Родионовну знали и любили друзья Пушкина, навещавшие его в изгнании. Поэт Языков так писал о ней:

  • Ты не умрешь в воспоминаньях
  • О светлой юности моей
  • И в поучительных преданьях
  • Про жизнь поэтов наших дней.

Можно представить, какая богатая и любящая душа была у этой простой женщины, если, думая о Пушкине, друзья вспоминали и ее рядом с поэтом. Когда Пушкин после ссылки возвратился из Михайловского в Петербург, Арина Родионовна осталась в далеком селе одна. Поэт часто вспоминал ее, представлял, как медленной старческой походкой обходит она дом, как прислушивается к ветру за окном или смотрит в дорожную даль, как будто ждет появления своего дорогого Александра Сергеевича. Пушкин тоже думает о пей. И эти думы-воспоминания превращаются в стихи»1.

Затем урок может принять форму беседы, в основу которой положены первый и второй вопросы хрестоматии. Изложим ниже то, к чему должны быть подведены дети в результате анализа..

С первых же строчек стихотворение волнует своей сердечностью. Немного можно найти в русской (да и в мировой) поэзии стихов, где любовь, нежность, забота выражались бы столь щедро, открыто. И в то же время в нем бесконечная грусть, и щемящая боль, и безотчетное чувство вины. Любовью к старушке няне проникнуто все стихотворение, но в каждой строке особый оттенок: если «подруга дней моих суровых» — образ почти высокий, утверждающий равенство отношений и духовную связь, то «голубка дряхлая моя» — выражение нежности и сыновней заботы. Эта нежность и забота так понятны, когда видишь преданность самой няни своему питомцу. Вся ее жизнь в думах о нем, в страхе за него, в ожиданий.

Мысленно возвращаясь туда, «в глушь лесов сосновых», поэт словно бы видит няню внутренним взором, угадывая все переживания и душевные движения. Вот она горюет «под окном своей светлицы», и сравнение «будто на часах» передает постоянство ее томительного ожидания. Она сидит со своими неизменными спицами, но «медлят» они в ее руках, потому что так и хочется ей прислушаться, не доносится ли издали звук колокольчика, не едет ли кто-нибудь. Вот она подходит к воротам (или смотрит на них из окна) все с тем же чувством. Но нет никого, «забытые» эти ворота. А в душе беспокойство о нем, поэте, горестные предчувствия: ведь неясна его судьба, неустроенна жизнь. И «черный отдаленный путь», который расстилается перед ее глазами, из обычной проселочной дороги превращается почти в символ разлуки.

Несколько иной вариант вступительного слова может возникнуть в том случае, если начать его с рассматривания картины художника Н. Н. Ге «Пущин в гостях у Пушкина в Михайловском», где Арина Родионовна изображена на заднем плане картины сидящей с неизменным вязаньем. Но глаза ее подняты от рукоделия: она смотрит на Пушкина, хотя тот стоит спиной к ней. Художник видит ее не очень старой, с прямой осанкой. В ней чувствуется внутреннее достоинство. Характерно, что Н. Н. Ге делает ее не простой свидетельницей, а участницей встречи двух лицейских друзей: они считают естественным, что Арина Родионовна вместе с ними слушает привезенную Пущиным рукопись «Горя от ума». Дальнейшее течение рассказа может совпадать с приведенным выше.

Читатель, знающий о жизни Пушкина, воспринимает слова о тоске и предчувствиях в контексте биографических обстоятельств. Для пятиклассника же они прозвучат только как отражение беспокойства няни за судьбу поэта.

Школьники, лишь начинающие свой путь к Пушкину, увидят в стихотворении прежде всего привязанность поэта к няне и ее беззаветную любовь к нему. Другой смысловой пласт им недоступен. А между тем в небольшом и неоконченном этом стихотворении — при всей его внешней простоте — таятся пушкинская глубина и мудрость. Поэтом создай поразительно верный образ женской любящей души. Фольклорная окрашенность некоторых слов (голубка, светлица, горюешь) и упоминание о спицах, которые поминутно медлят в. наморщенных руках, позволяют увидеть народность характера, угадать в этом женском образе крестьянку. Но его можно понять и шире: в чувствах няни так много того, что близко каждой женщине-матери: самоотверженная забота о своих детях и’ бесконечная любовь к ним, тоска в разлуке с ними, постоянное ожидание встречи и горе одиночества. Конечно, нельзя требовать от учащихся V класса понимания этого расширительного смысла стихотворения, но учителю важно иметь его. в виду, чтобы лучше ориентироваться в суждениях, возникающих на уроке и иногда неожиданных.

Возможен и другой путь знакомства со стихотворением.

Если учитель включил в свое вступительное слово рассмотрение картины Н. Н. Ге «Пущин в гостях у Пушкина в Михайловском», то анализ стихотворения будет связан с полученными от нее впечатлениями. Особое внимание детей направим на .понимание эмоционального настроя картины, на ту атмосферу общности интересов и дружеского взаимопонимания, которые составляют сущность картины. То, что роднит двух образованнейших людей, друзей с лицейских лет, не требует пояснений. Но посмотрим, какое участие в этой беседе принимает няня. Ее поза выражает глубокую заинтересованность происходящим. Няня наклонилась несколько вперед, спицы замерли в ее руках. На лице выражение живого внимания, губы чуть тронула улыбка. Она счастлива, находясь среди милых и близких сердцу людей; здесь ее любимый воспитанник, здесь ее семья, мир, где она чувствует себя необходимой. Теперь прочитаем стихотворение и попросим ребят словесно проиллюстрировать его, нарисовать, какой видится им няня на основании того, что написано о ней Пушкиным. При выполнении/этого задания у школьников возникает столкновение впечатлений от восприятия образа одного и того же человека в резко контрастных эмоциональных состояниях (радость общения, душевное спокойствие и одиночество, тревога, тоска). Произведение живописи дало определенные ориентиры для работы воображения, тем самым активизировалась способность художественного видения при восприятии другого вида искусства: за поэтическим словом возникают картины, образы.

Такой прием вызывает острое сопереживание детей героине стихотворения, облегчает восприятие авторского отношения к ней, позволяет войти в лирическое содержание стихотворения и осознать функциональную значимость каждого словесного образа.

Стих пушкина няне картинки

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.

Наша ветхая лачужка
И печальна и темна.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена?

Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.
Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла.

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя: где же кружка?
Сердцу будет веселей.

Александр Пушкин: зимний вечер.
«Стихи о любви и стихи про любовь» — Любовная лирика русских поэтов & Антология русский поэзии. © Copyright Пётр Соловьёв.

А.С. Пушкин. «У Лукоморья»

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

  1. Обобщить знания учащихся о Пушкине; познакомить с прологом “ У лукоморья”.
  2. Развивать образное мышление, творческие способности, воображение, способность воспринимать различные виды искусства.
  3. Воспитывать любовь к поэтическому слову, формировать интерес детей к классическому искусству.

    Портрет А.С. Пушкина, стенд о жизни Пушкина.
  1. Выставка книг А.С. Пушкина.
  2. Портрет композитора М.И. Глинки, ТСО – аудиокассета “Марш Черномора”.
  3. ТСО видеокассета “У лукоморья” – мультфильм.
  4. Рисунки с изображением сказочных персонажей, дуб, мягкая игрушка (домовой).

I. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.

а) Упражнения на дыхание.
б) “Пятиминутка” (жужжащее чтение).

(Слайд 1). Сегодня наш урок посвящён А.С. Пушкину – солнцу русской поэзии. Вы уже читали сказки и стихи великого поэта. Для каждого русского человека Пушкин не только гениальный поэт, но и друг, добрый советчик.

II. Проверка домашнего задания.

1. Обобщение. (Слайд 2). Что мы знаем о А.С. Пушкине (дети рассказывают о няне Пушкина, о лицее, о семье Пушкина).

А.С.Пушкин родился в Москве. Отец его происходил из старинного, обедневшего дворянского рода. Детство будущего поэта прошло в Москве. У него были старшая сестра и 2 младших брата. В доме Пушкиных любили бывать писатели, поэты. Смышленого мальчика нередко оставляли в гостиной, когда гости читали там свои произведения. Саша начал сочинять стихи, когда ему было 3 года.

Русскому языку мальчика учили бабушка Мария Алексеевна и няня Арина Родионовна. Няня знала много сказок, песен, замечательно рассказывала, пела. Маленький Саша очень любил слушать.

– Нянюшка, голубушка, как приятно слушать твои певчие сказки!

Сказки, стихи Пушкина прекрасны. Читать их надо не спеша, представляя, как будто видишь всё, что рисует словами поэт.

2. Выставка книг (показ иллюстраций из книг).

а) Домашнее задание. Принести произведения А.С. Пушкина из домашней библиотеки (детская литература), (дети делают краткий анализ книг и выставляют на полку).
б) Беседа учителя.

– Всю жизнь рядом с нами находятся наши верные друзья – книги. Посмотрите на это великолепное издание. Давайте представим себе на минутку, что из этой книги исчезли все иллюстрации.

Как однообразно, скучно, невыразительно будет выглядеть такая книга!

(Слайд 3). Оформление книги – дело сложное, в котором принимают участие люди разных профессий, но главная роль принадлежит художнику-иллюстратору, который делает рисунки для книги. В этой роли художника-иллюстратора участвовали не только вы, но и ваши родители. Вам, как настоящим художникам, предстояла трудная, но увлекательная работа, (анализ детских рисунков).

– Ваши родители выполнили задание: нарисовать обложку к книгам А.С. Пушкина (сказки). Дети выставляют работы своих родителей с кратким комментированием. (Слайд 4).

– Кто же создаёт книжные иллюстрации? (Художник-иллюстратор.)

Физкультминутка (Йотированные гласные).

3. Чтение последней части с “Сказки о рыбаке и рыбке”. Дети читают “цепочкой”.

Учитель: – прочитав сказку, вы наверно, поняли, когда так говорят у разбитого корыта”? (Всё потерял, что было. Остался ни с чем.)

Обобщение: старуха осталась у разбитого корыта, а старик? Он, как и прежде, будет жить у самого синего моря. И если снова попадётся в его сети золотая рыбка, он поступит, как и в первый раз. Отпустит он рыбку золотую и скажет ей ласковое слово….. (дети говорят слова рыбки).

Физкультминутка “море волнуется”.

III. Основная часть урока.

1. Знакомство с новым материалом. (Слайд 5).

– Сегодня мы продолжаем знакомиться с произведениями А.С. Пушкина. Представьте себе, что мы с вами попали на морской берег (включается аудиокассета “Шум моря”). Опишите, что вы услышали? (Кричат чайки, шум морской волны).

Молодцы! Я Вас сегодня приглашаю в волшебную страну! Представьте, что мы вдруг оказываемся у лукоморья, а там растёт огромный дуб. (На доске открывается изображение дуба.)

– Что означает слово “лукоморье”? (Лукоморье – изогнутый, как лук, берег моря; изгиб берега, залив.)
– Похож ли наш дуб на волшебный ? (Не очень.) Чего не хватает, чтобы можно было назвать его волшебным? (Какое ни будь чудо должно быть.)
– Посмотрите внимательно и вспомните какой писатель рассказал об этом дубе? (А.С. Пушкин.)
– Может кто помнит стихи Пушкина об этом дубе. (Ученик читает отрывок.)

2. Первичное чтение по частям с комментированием.

Изучаем пролог к поэме-сказке “Руслан и Людмила” (отрывок “У лукоморья”).

а) читаем, анализируем, дети прикрепляют “золотую цепочку кота”.
б) значение слов: леший, русалка, домовой, водяной, духи;
в) значение слов: витязи, старину;
г) краткий анализ сказки “Руслан и Людмила”.
Знакомство с композитором М.И. Глинкой (аудиокассета) “Марш Черномора” отрывок из оперы М.И. Глинки.
д) Знакомство с художником В. Васнецовым – репродукция картины “Иван Царевич на сером волке”.
е) Обобщение по отрывку “У лукоморья”

3. Работа над текстом. Чтение учащимися по частям с кратким комментированием.

У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том;
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.

– У лукоморья – это неизвестная, сказочная местность, изогнутый, как лук, берег моря, а на берегу – дуб, крепкий, красивый, могучий.

На доске дуб зелёный, золотая цепь, кот учёный.

Давайте, не будем спешить в волшебную сказочную страну. Сначала поговорим о чудесах, в которые все люди верят: о русалке, лешем, домовом, колдунах ….

Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;

Так много волшебства…есть существа, которых нет в настоящей жизни… (поэтому эта поэма – сказка).

На столе рисунки: леший, русалка, избушка, водяной Мягкая игрушка – домовой.

Домовой, леший, водяной – это не люди, а духи. Их никто не видел, а только слышал: домовой стучит, возится за печкой; водяной – хозяин рек, озёр. Леший, лесовик, живёт в лесу, поёт песни без слов. Он любит качаться на деревьях. Леший свистит, ухает, хохочет, пугая людей, умеет подражать голосам животных и птиц. Ему подчиняются все ленные обитатели. Осенью он бушует в лесу, ломает деревья, гонит зверей. На зиму прячется под землёй, где и ждёт наступления весны.

Леший может быть высоким как дерево, а может быть ниже травы, укрываясь земляничным листочком.

Русалка – живёт на болотах. По ночам песни поёт, заманивает путников. Волосы у неё зелёные, как водоросли, расчёсывает она их гребешком из рыбьих костей.

Избушка на курьих ножках (Кто в ней живёт ?).

там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской.

– Что за чудо: из моря выходят 30 витязей, точь в точь равны и голосом, и волосом , и лицом и ростом. А выходят они из моря на 1 час, и с ними дядька их морской. (Рисунок витязей, книга “Сказка о царе Салтане.)

Витязь – воин, солдат. Наши витязи были богатырями.

Богатырь – герой русских былин, воин, который отличается небывалой силой, мужеством, умом.

Сейчас это слово употребляется в переносном значении: человек большого роста, крепкого телосложения, сильный, смелый. (Как называли на Руси сильных, храбрых?).

Дядька в старину: воспитатель, старый солдат или слуга в дворянской семье. Наш дядька не простой солдат, а морской.

Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;

Физкультминутка “ветер дует”.

Сегодня мы изучаем вступление к поэме – сказке, а дальше события развиваются так: киевский князь Владимир выдаёт свою дочь Людмилу замуж за храброго витязя Руслана. Вдруг, веселье прерывается: раздаются сильные удары грома, воцаряется тьма. Когда снова становиться светло все, с ужасом, замечают, что Людмила исчезла! Это злой волшебник, Черномор, похитил её и унёс в свой ,заколдованный, замок.

Ребята А как вы себе представляете Черномора?

Злой, маленький, бородатый….

(Рисунок колдуна с богатырями, портрет М.И. Глинки, аудиокассета– запись “Марш Черномора” из оперы “Руслан и Людмила”.)

Вот замечательный русский композитор М.И. Глинка, (портрет на доске), написал на сюжет этой поэмы – сказки оперу.

Кто знает, что такое опера?

(Музыкально – театральное произведение, где артисты поют). Давайте послушаем отрывок из оперы М.И. Глинки “Руслан и Людмила”, который называется “Марш Черномора”.

Итак, колдун с длинной бородой хочет понравиться Людмиле. Он наряжается в богатые в богатые одежды и идёт к ней, окружённый толпой слуг. Торжественно звучат трубы, возвещая о приближении хозяина замка. Музыка резкая, жёсткая, отрывистая.

Затем слышатся тихие, трепещущие звуки. Они поднимаются всё выше и выше и замирают наверху.

Вторая часть марша звучит светло, легко. В оркестре нежно и звонко играют колокольчики. Их звучание придаёт музыке волшебный, сказочный характер. Видимо, это великолепный замок Черномора, полный дивных чудес и сияние драгоценных камней, которыми щедро украшен замок.

(Вторую часть можно послушать на уроке музыки.)

– Понравилась вам музыка? Каким вы представили себе Черномора?

(Важный, гордый, но трусливый). С помощью звуков Глинка нарисовал портрет Черномора.

(Я увидела, как Черномор крадётся. А я увидела, как он важно идёт и грозно шагает, а слуги несут его бороду. Когда музыка звучала громко, она изображала Черномора злым, а когда тихо, т.е., как бы попискивала, то я видела его слабым и трусливым).

В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с бабаю – ягой
Идёт, бредёт сама собой;
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух…там Русью пахнет!

С помощью красок мы можем изобразить любой сюжет, портрет. Так великий художник Виктор Васнецов написал картину “Иван Царевич на сером волке”.

Одной из самых любимых тем для художника является сказка. На полотнах Васнецова ожили для нас почти все герои русских народных сказок.

(Репродукция картины В. Васнецова “ Иван Царевич на сером волке”.) Царевна грустит в темнице, а ей служит волк. Иван – Царевич преодолевает все трудности, чтоб освободить её.

Баба – Яга живёт в избушке на курьих ножках, летает по белому свету в ступе, заметает следы метлой. Характер у Бабы – Яги вредный, но она может совершать и добрые дела. Служат ей лягушки, змеи, чётные коты, вороны.

(Рисунок Бабы – Яги, Кащея. Учебник “ИЗО в начальной школе” В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина.)

И я там был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел и кот учёный
Свои мне сказки говорил.
Одну я помню: сказку эту
Поведаю теперь я свету…

Смотрите, какая сказочная картина получилась! Здорово!

А.С. Пушкин у лукоморья собрал вместе сказочных героев.

“Лукоморье”, изгиб морского берега, слово -то какое красивое!

Читала в древних летописях: “От Царьграда до Лукоморья 300 вёрст”. (Расстояние.)

“ Лукоморье – на синем море сказок, на острове Буяне…”. Пушкину тоже захотелось, также как и нам, попасть в сказочную страну. А почему бы и нет? Ведь он сказочник. И вот он садится под дуб, и (учебник “Русская азбука” 1 класс, иллюстрация) кот учёный свои сказки говорит ему. Одну из них Пушкин поведал нам, поэма – сказка “Руслан и Людмила” (книга).

А теперь я вам предлагаю внимательно посмотреть и послушать мультфильм “ У лукоморья”.

3. Просмотр видеофильма. Мультфильм “У лукоморья”.

IV. Итог урока. Обобщение, оценки.

– В прологе поэт утверждает, что и простонародное может быть прекрасным, в нём он отразил самые главные особенности народной сказки: как будто мозаику складывал поэт, сочиняя эти строчки. И каждый кусочек мозаики превратился в отдельную сказку. А отдельные картинки мозаики складывались в общую картину волшебных сказок.

Читайте Пушкина, учите Пушкина, а главное – любите Пушкина.

  1. Ворожейкина Н. И. “Рассказы по родной истории”, М.: Просвещение, 1998.
  2. Критская Е. Д. “Музыка”, М.: Просвещение, 2007.
  3. Кузин В. С., Кубышкина Э.И. “Изобразительное искусство в начальной школе”, М.: Дрофа, 2008.
  4. Пушкин А. С. “Руслан и Людмила”, М. : “Детская литература”,1985.
  5. Порудоминский В. “Первая Третьяковка”, М. : “Детская литература”,1978.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: