Стих пушкина модный

В полдневный жар в долине Дагестана
С свинцом в груди лежал недвижим я;
Глубокая еще дымилась рана,
По капле кровь точилася моя.

Лежал один я на песке долины;
Уступы скал теснилися кругом,
И солнце жгло их желтые вершины
И жгло меня — но спал я мертвым сном.

И снился мне сияющий огнями
Вечерний пир в родимой стороне.
Меж юных жен, увенчанных цветами,
Шел разговор веселый обо мне.

Но, в разговор веселый не вступая,
Сидела там задумчиво одна,
И в грустный сон душа ее младая
Бог знает чем была погружена;

И снилась ей долина Дагестана;
Знакомый труп лежал в долине той;
В его груди, дымясь, чернела рана,
И кровь лилась хладеющей струей.

«Эхо» А. Пушкин

Дата создания: 5 сентября — 9 октября 1831 г.

Анализ стихотворения Пушкина «Эхо»

Вплоть до 19 века русская поэзия носила развлекательный характер. Литераторы того времени сочиняли оды по случаю знаменательных событий и представляли свои стихи на светских раутах, что считалось достаточно модным и престижным событием. Однако очень скоро поэзия приобрела социальные черты и стала затрагивать те аспекты жизни, которые не принято было открыто обсуждать в высшем свете. Поэты стали превращаться в бунтарей и изгоев, а их стихи сносили в общество смуту и раздор.

Александр Пушкин стал одним из первых русских литераторов, который не только нарушил светские правила, но и задался вопросом о роли поэта в современном обществе. В своем творчестве он неоднократно поднимал эту важную для себя тему, и каждый раз отмечал, что современный поэт в состоянии изменить мировоззрения людей и открыть перед ними правду, какой бы нелицеприятной и жестокой она ни была.

Однако Пушкина волновал не только вопрос значимости поэта и его общественной роли. Будучи человеком достаточно самолюбивым и очень болезненно воспринимающим критику в свой адрес, классик русской литературы понимал, что высший свет еще не готов к подобным стихотворным откровениям. Несмотря на свой поэтический дар, Пушкин постоянно становился объектом насмешек со стороны более богатых и титулованных соотечественников, которые по-прежнему считали поэзию развлечением и не хотели признать тот очевидный факт, что она уже давно является мощным рычагом для управления общественным сознанием. Конечно, часть передовых и просвещенных людей того времени это осознавала, хотя и воспринимала творчество Пушкина двояко. Кто-то открыто восхищался его смелыми и дерзкими стихами, другие же, наоборот, их осуждали. Поэта не удовлетворял ни тот, ни другой вариант, так как он мечтал о славе, до конца еще не осознавая, что его стихи опережают время и будут оценены по достоинству намного позже. Не находя должной общественной поддержки и постоянно сталкиваясь с цензурой, в 1831 году Пушкин написал стихотворение «Эхо», в котором поднял вопрос о роли поэта в обществе в несколько ином ракурсе.

Русских литераторов и себя, в частности, автор сравнил с эхом, которое рождает «на всякий звук свой отклик в воздухе пустом». Эта фраза, в частности, свидетельствует о том, что современные поэты, остро чувствующие общественные перемены, выражают свои мысли и чувства по поводу происходящего в стихах. Они чутко реагируют на любые события, трансформируя их в своем сознании в поэтические строки и давая оценку, пусть и не всегда объективную, но достаточно искреннюю. Однако смысл этих стихов понятен далеко не всем, а их важность и необходимость в обществе ставится под сомнение. Рассказывая об особенностях эха, автор отмечает, что оно откликается на любой звук, однако это явление остается совершенно незамеченным и игнорируется теми, кому адресованы подобные послания. «Тебе ж нет отзыва… Таков и ты, поэт!», — резюмирует Пушкин, подчеркивая тем самым, что рассчитывать на достойное к себе отношение со стороны общества ему не приходится.

Автор, не понаслышке знакомый с тем, как легко и быстро царская власть расправляется с инакомыслящими людьми, не боится очередной ссылки или же государева гнева. Гораздо больше Пушкина волнует то, что сливки русского общества, которые в состоянии изменить государственный строй и, в частности, повлиять на отмену крепостного права, предпочитают закрывать глаза на очевидные факты и не откликаться на призывы поэта. Более того, именно светское общество является той своеобразной лакмусовой бумажкой, по которой Пушкин безошибочно определяет, как именно к его творчеству относится царская семья. Поэтому поэт с завидной регулярностью попадает в опалу, и перед ним закрываются двери аристократических домов Москвы и Петербурга. Но стоит опубликовать что-либо из любовной лирики, как Пушкина засыпают приглашениями на балы и в светские салоны. Эта тенденция раздражает поэта, которые понимает, что ему отведения роль эха, которое слышит общество, но предпочитает не воспринимать всерьез.

Рабочие материалы.

А.С. Пушкин «Опрятней модного паркета. », «Зимнее утро», «Зимний вечер»

Цели урока: продолжить ознакомление с творчеством А.С. Пушкина; учить выразительно читать его стихи, понимать смысл стихотворения и настроение лирического героя.

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

III. Речевая разминка

— Прочитайте пословицы и поговорки «жужжащим» чтением.

1) В зимний холод всякий молод.

2) Зима без трёх подзимков не становится.

3) Зимой дороги не уравняешь — метель своё возьмёт.

Прочитайте с вопросительной интонацией, затем с утвердительной интонацией.

Прочитайте с весёлой интонацией.

Прочитайте так, как считаете нужным, передав смысл пословиц и поговорок.

IV. Изучение новой темы

Итак, мы продолжаем читать стихи А.С. Пушкина. Как вы думаете, о каком времени года мы будем читать ?(Мы думаем, что стихи будут о зиме.)

Прочитайте стихотворение «Опрятней модного паркета. » самостоятельно.

С чем сравнивается речка, покрытая льдом ?(Речка, покрытая льдом,сравнивается с паркетом.)

С каким настроением мальчики скользят по льду ?(Мальчики изображены очень радостными.)

Какое слово помогает передать звук скользящих коньков ?(Этот звук передаёт слово «звучно».)

Поэту удаётся несколькими словами описать картину первого снега. Каким изображён первый снег ? Как он назван ?

(Мелькает, Вьётся первый снег,

Звездами падая на снег.)

Прочитайте стихотворение выразительно. Передайте своё радостное настроение при чтении.( Чтение стихотворения учащимися.)

VI. Продолжение изучения темы

1. Чтение стихотворения «Зимнее утро» учителем.

Что вам особенно понравилось в стихотворении ?

Какие слова были непонятны в тексте ?

АВРОРА — утренняя звезда;

Прочитайте стихотворение самостоятельно и попробуйте разделить его на части.(Дети выполняют задание.)

Прочитайте первую часть. (Читают начало стихотворения.)

О чём в ней говорится ? (В первой части поэт увидел чудесный день и будит свою красавицу.)

Прочитайте вторую часть.(Во второй части описывается вечер,как злилась буря,и было очень печально.)

Прочитайте третью часть.( В третей части перед нами предстанет картина природы. Она очень красива:

Блестя на солнце снег лежит.

И ель сквозь иней зеленеет;

И речка подо льдом блестит.)

Прочитайте четвёртую часть.(В этой части перед нами картина комнаты. Она озарена светом затопленной печи. Значит, там тепло и уютно.)

Пятая часть .( В последней части говорится о том, что поэт приглашает героиню прокатится на коне.)

Одинаковым ли тоном вы будете читать всё стихотворение ?( Нет. Сначала громко,выразительно, бодро. Потом с чувством грусти, печали. Затем спокойным,но звонким голосом. А вот последние шесть строчек снова громко, призывно.)

Прочитайте Выразительно всё стихотворение.(Выразительное чтение учащимися.)

Ребята. В этом стихотворении мы увидели резкую смену настроения или картин в произведении. Такая резкая замена на противоположное называется антитезой, или противопоставлением. Как вы думаете, почему поэт использует этот приём ?(Поэт использует его для яркости образа,для большой силы выражения. Однако как бы оттеняет другое.)

2. «Зимний вечер».Чтение учителем или в записи.

Сравните эти два стихотворения Пушкина «Зимнее утро» и «Зимний вечер». Одинаковы ли они по настроению ? (Нет,по настроению они не одинаковы. В стихотворении «Зимнее утро» настроение поэта меняется, а в стихотворении «Зимний вечер» оно грустное на всём протяжении.)

Знание каких слов надо уточнить для понимания содержания стихотворения?

ВЕРЕТЕНО — Ручное прядильное орудие в виде деревянной палочки с заострённым концом;

ЛАЧУЖКА — небольшая, старенькая избушка;

ОБВЕТШАЛАЯ КРОВЛЯ — старя, разрушающаяся крыша.

Прочитайте стихотворение самостоятельно и скажите, какие звуки помогают передать вой ветра и завывание бури ? (Звуки [ з ], [ ж ], [ ш ].)

С кем и с чем сравнивает поэт бурю ? (Он сравнивает её со зверем и с ребёнком.)

К кому обращается поэт ?(Он обращается к своей няне.)

Как он относится к своей няне: с нежностью, восхищением, любовью?(К своей няне он относится с нежностью и любовью.)

Прочитайте стихотворение выразительно.(Выразительное чтение учащимися.)

Ребята, вернёмся к нашим пословицам и поговоркам, которые мы читали в начале урока. Какие из них можно отнести к прозвучавшим сегодня стихотворениям ?

Какие из стихотворений соответствуют вашему сегодняшнему настроению ?

Детский час

для детей и родителей

Стихи Пушкина о зиме

Слушать стихи Пушкина о зиме всегда интересно. В каждом новом исполнении добавляются новые краски и знакомые строки звучат по-новому.

«Вот север тучи нагоняя..» (из романа «Евгений Онегин»)

«Опрятней модного паркета..» (из романа «Евгений Онегин»)

«Встаёт заря во мгле холодной..» (из романа «Евгений Онегин»)

«Зимнее утро» («Мороз и солнце..»)

«Зимняя дорога»

«Зима! Крестьянин торжествуя..» (из романа «Евгений Онегин»)

«Зимний вечер» («Буря мглою небо кроет..»)

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: