И грянул бой, Полтавский бой

И грянул бой, Полтавский бой
Цитата из поэмы А.С. Пушкина «Полтава» песнь 3 (1829). Цитируется как характеристика горячего, шумного спора, ссоры.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. — М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .

Словарь крылатых слов . Plutex . 2004 .

Смотреть что такое «И грянул бой, Полтавский бой» в других словарях:

И грянул бой, Полтавский бой — крыл. сл. Цитата из поэмы А. С. Пушкина «Полтава» песнь 3 (1829). Цитируется как характеристика горячего, шумного спора, ссоры … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

полтавский бой — Ср. И с ними царские дружины Сошлись в дыму среди равнины И грянул бой, Полтавский бой. Швед, русский колет, рубит, режет; Бой барабанный, клики, скрежет, Гром пушек, топот, ржанье стон И смерть и ад со всех сторон. А.С. Пушкин. Полтава. 3. См … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

Мероприятия, посвящённые 300-летию Полтавской битвы — Заместитель главы Секретариата президента Украины Марина Ставнийчук и глава администрации президента РФ Сергей Нарышкин на мероприятиях, посвященных Полтавской битве. 27 июня 2009 года 300 летие Полтавской битвы юбилей сражения под Полтавой … Википедия

гря́нуть — ну, нешь; сов. 1. Внезапно с силой раздаться, загреметь, зазвучать. Грянул гром. □ На площади музыканты сдвинулись в тесное кольцо грянула музыка. М. Горький, Сказки об Италии. Гулкий выстрел грянул так близко, что дрогнул воздух. Гайдар, Военная … Малый академический словарь

ГРЯНУТЬ — ГРЯНУТЬ, гряну, грянешь, однокр. Неожиданно и с силой раздаться, загрохотать (о звуке). Грянул выстрел. Грянула музыка. Гром грянул. «Далече грянуло ура.» Пушкин. || перен. Разразиться. Грянул бой. «Полтавский бой.» Пушкин. «Грянул семнадцатый… … Толковый словарь Ушакова

грянуть — ну, нешь; св. 1. Внезапно с силой раздаться; загреметь, загрохотать. Грянул гром, залп, выстрел. Грянула плясовая. 2. что. Внезапно громко закричать, запеть, заиграть что л. Оркестр грянул марш. Грянем хором. 3. Внезапно, с силой начаться;… … Энциклопедический словарь

Полтавская битва — Координаты: 49°37′43″ с. ш. 34°32′40.5″ в. д. / 49.628611° с. ш. 34.544583° в. д. … Википедия

ПОЛТАВСКАЯ БИТВА — Битва русской и шведской армий (см. армия*) под г. Полтавой во время Северной войны 1700–1721 гг. Официальное название Полтавское сражение. В 1699 г., чтобы вернуть земли и выход к Балтийскому морю*, утерянные Россией в период Смуты*, царь* Пётр… … Лингвострановедческий словарь

И грянул бой, Полтавский бой

Цитата из поэмы А. С. Пушкина «Полтава», песнь 3 (1829). Цитируется как характеристика горячего, шумного спора, ссоры.
Ко дню общего собрания обе воюющие стороны были во всеоружии — «и грянул бой».
(Л. П. Лукин, Отголоски жизни, т. I, М. 1901, с. 275).

Изучение поэмы А. С. Пушкина «Полтава» – Часть 3

Урок II. «И грянул бой, Полтавский бой!»

Словесные портреты Мазепы, Карла, Петра. Их поведение в бою и после него. Анализ сцены Полтавского боя.

Ученики, опираясь на текст, рассказывают о героях, читают отрывки наизусть. Заучивание отрывков из «Полтавы», отдельных цитат мы считаем необходимым элементом работы с текстом. Емкость, точность, краткость пушкинской обрисовки персонажей помогают учащимся построить в воображении яркий, запоминающийся образ. В процессе заучивания развивается речь. Работа проходит устно. В заключение просим ребят самостоятельно подобрать к каждому персонажу один емкий эпитет, в котором бы точно сконцентрировался нарисованный автором образ. Выделив в характере Мазепы такие качества, как зависть, злоба, жестокость, мстительность, учащиеся определяют его как коварного.

Жажда славы, слабость, ребячество, игра в геройство, недальновидность, легкомысленность — все эти качества Карла ассоциируются у ребят с мыслью о том, что главным мотивом поступков Карла является желание добиться славы. Помогаем ученикам найти точное слово, определяющее мотивы поведения героя, — тщеславие. Чтобы активизировать языковое чутье, сначала проводим словарную работу: тщеславие — тщетная слава, то есть пустая, бесполезная, слава ради славы, а не ради высоких идеалов, целей, слава ради насыщения собственного самолюбия. Затем даем словарное толкование: тщеславие — высокомерное стремление к славе, к почитанию; тщеславный — любящий славу и кичливо выставляющий свои достоинства (Словарь С. И. Ожегова).

Выбирая «доминанту» в характеристике образа Петра, обращаем внимание ребят на то, как автор рисует его портрет: «Его глаза сияют. Лик его ужасен. Движенья быстры. Он прекрасен»), на сравнения, которые использует поэт: «как Божия гроза», «могущ и радостен, как бой». Короткие отрывочные предложения, обилие кратких прилагательных подчеркивают стремительность, дерзость, величие образа и напряженность момента. В портретной характеристике Петра нет ничего лишнего, так же как и все действия Петра устремлены только на победу. Вдохновенное, сияющее предчувствием победы лицо Петра можно сравнить только с ужасной, но несущей очищение и потому прекрасной грозой. Оксюморон «прекрасен — ужасен», выбранный Пушкиным для описания героя, не только эффектен, но и точен по смыслу.

Петр, «толпой любимцев окруженный», появляется как былинный герой, богатырь:

Идет. Ему коня подводят.

Ретив и смирен верный конь.

Почуя роковой огонь,

Дрожит. Глазами косо водит

И мчится в прахе боевом,

Гордясь могучим седоком. Царь вызывает у войска восторг и воодушевляет его на подвиг: «. Далече грянуло ура: полки увидели Петра». Ликованием встречает поэт приближение победы: «Ура! мы ломим; гнутся шведы!». Местоимение «мы» вызвано живым участием, переживанием происходящего и включает не только автора, но и читателя в переживание происходящего, наполняет сердце всякого истинно русского человека чувством гордости за храбрость русского войска и гений Петра.

Составляем ассоциативный ряд: Петр — натиск, напор, дерзость, стремительность, гром, гроза, ужас, победа, Бог. Замечаем, что Пушкин не только рисует Петра как бесстрашного полководца, мощного властелина, но и показывает его благородство, великодушие. Великодушный — щедрый, умеющий прощать, умеющий воздать должное сильному сопернику, не помнящий зла: «В шатре своем он угощает / Своих вождей, вождей чужих. » Даем словарное толкование: великодушный — обладающий высокими душевными качествами, снисходительный к другим до готовности бескорыстно жертвовать другими интересами (словарь С. И. Ожегова). Великого Петра не занимает слава как таковая, важна сама победа, торжество не личное, а торжество России. Ассоциативный ряд дополняем словами великодушие, благородство. Появление Петра встречено восторженным ликованием, и сам герой «могущ и радостен», поэтому образ воспринимается читателем как светлый, радостный.

Вместе с учениками подбираем слово, объединяющее в себе перечисленные качества: талантливый, гениальный, божественный, великий. Великий — превосходящий общую меру, выдающийся. Так доминантой образной характеристики Петра может стать определение великий, объединяющее в своем значении данный ассоциативно-смысловой ряд.

Анализ сцены Полтавского боя не раз давался в методической литературе, поэтому обозначим лишь общий контур анализа эпизода. Предварим анализ небольшим комментарием, в котором обратимся к реальным историческим фактам, дадим толкование слов и выражений, вызывающих у ребят затруднение.

Для подробного анализа выберем один из фрагментов эпизода. Покажем эту работу на примере отрывка, описывающего самый разгар сражения (от слов «И грянул бой, Полтавский бой» до слов «И смерть и ад со всех сторон»). Учитель выразительно читает отрывок (или учащиеся прослушают актерское исполнение в записи).

Какие чувства вызывает описание боя? Что поражает в описании сражения?

Ужас, величие, ощущение непримиримости обеих сторон — такие чувства рождает нарисованная картина рукопашного боя. Особенно удачно здесь может быть использован прием составления киносценария, помогающий ученикам развернуть в воображении стремительно сменяющиеся картины, озвучить их «музыкой сраженья». Работу проводим устно.

Какие языковые средства использует автор для передачи напряженности, динамичности, масштабности происходящих событий? Составим глагольный ряд. Обратим внимание на деепричастия, благодаря которым действие передается предельно конкретно, отчетливо, динамично: «Сшибаясь, рубятся сплеча. ». Сравним черновой вариант: «Слетаясь, рубятся сплеча. » «Вялое» слово заменяется более динамичным. Чтобы показать, как Пушкин работал над созданием картины боя, предложим сравнить черновой и окончательный варианты текста:

Везде штык колет, сабля режет,

Бой барабанный, стон и скрежет.

Гром пушек, топот, ярый стон —

И ад и смерть со всех сторон.

Окончательный вариант:

Швед, русский — колет, рубит, режет,

Бой барабанный, клики, скрежет.

Гром пушек, топот, ржанье, стон,

И смерть и ад со всех сторон.

В окончательном варианте исчезли «лишние» слова: везде, эпитет ярый. Увеличился глагольный ряд, передающий неразбериху рукопашного боя, в котором все смешалось. В грозную музыку сражения (бой барабанов, гром пушек, топот, стон) влилось дикое ржанье лошадей. Перестановка слов ад и смерть, хотя и не изменила ритм строки, внесла смысловую точность в перечисление («И смерть и ад со всех сторон») и создала иное, более динамичное, резкое, акустическое звучание.

Употребляя глаголы в настоящем времени в рассказе о событиях давно прошедших, автор как бы приближает к нам историю, создает иллюзию реальности происходящего, и это рождает эффект участия.

Выбор глагола (грянул), определяющего начало сражения, у Пушкина, как всегда, не случаен. Глагол грянул мгновенно рождает в сознании бытовую ассоциацию «гром» и литературную «грянуло ура». После коварства, измены, подлости, после всей драмы страстей как очистительная гроза — Полтавская битва, грандиозное событие русской истории, сражение не за частные интересы и личные амбиции, а за святое дело — за судьбу Отечества.

В ходе работы обращаем внимание учащихся на поведение героев во время битвы и после нее, опираемся на вопросы учебника. На дом даем задание выучить наизусть понравившиеся отрывки из поэмы и подумать над вопросом: «Кто из героев поэмы и почему остается в истории и памяти народной?»

Урок III. Герой Полтавы

Размышление Пушкина о причинах исторического бессмертия — своеобразие художественного видения поэта. Испытание ценности человека временем. Анализ композиции. Иллюстрации к поэме.

Урок начинается словом учителя, в котором кратко напоминаются выводы, к которым пришли учащиеся в течение двух уроков работы над поэмой, и выразительным чтением понравившихся отрывков из произведения. Главный проблемный вопрос урока: «Чем заслужил Петр свою великую судьбу? Какова цена исторического бессмертия и памяти народной?»

Чтение эпилога поэмы. Размышление над тем, почему именно Петр становится героем поэмы. Как Пушкин относится к Петру? В чем смысл названия поэмы? Как композиция отражает идею произведения?

Прошло сто лет — такова временная дистанция между описываемыми событиями и их оценкой. Судьбы всех героев проверены временем.

В поэме Пушкин стремился быть верным исторической правде. Поэт создает не романтизированный образ влюбленного старца (Байрон) и не народного заступника (Рылеев), а образ человека коварного, злого, мстительного. Мазепа как историческая личность дискредитируется Пушкиным посредством частного сюжета. Жажда власти оказывается в нем сильнее любви. Движимый одним стремлением — «воздвигнуть трон», Мазепа предает друзей, царя, родину, поэтому «нет отчизны для него».

Повествование о Кочубее дано Пушкиным в фольклорном ключе (описание богатств Кочубея, размышление героя о трех кладах, сцена казни). Этот образ будет потом перекликаться с героем лермонтовской «Песни».

Кочубей отважен и смел, на протяжении всего повествования автор подчеркивает силу и страстность его натуры. Но движимый отцовской любовью к дочери и «святой местью» к злодею-обидчику Мазепе, Кочубей забывает об интересах отечества. Месть становится смыслом его жизни. Даже перед смертью Кочубей жалеет только о том, что ему не удалось отомстить Мазепе:

Следующее сочинение из данной рубрики: УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО – Часть 1

«И грянул бой, Полтавский бой. » по поэме А. С. Пушкина «Полтава»

Учитель русского языка и литературы МОУ «Миасская СОШ №1» Куражева С.А.,
учитель истории МОУ «Миасская СОШ №1»Соколова С.Г.

Интегрированный урок (межпредметных связей) истории и литературы в 7 классе.

«И грянул бой, Полтавский бой!»

— показать нарастание мощи российской армии;

— показать, что Полтавский бой явился переломным моментом в ходе Северной войны;

— дать характеристику полководцам Северной войны;

— познакомить учащихся с отрывком из поэмы А.С.Пушкина «Полтава»;

— определить авторское и личностное отношение к изображаемым событиям, к победе русской армии, проникнуться чувствами, на которые рассчитывал автор, помочь осознать красоту пушкинского описания;

— воспитывать патриотизм, уважительное отношение к истории родной страны.

Оборудование: карта сражения, учебник истории, иллюстрации, раздаточный материал (тексты отрывка из поэмы, материал к словарной работе по истории).

Оформление доски: карта;

С.Г. Здравствуйте, ребята! У нас сегодня не совсем обычный урок истории, а урок истории и литературы, а чему он посвящен мы узнаем, разгадав этот смысловой кроссенс. Как по смыслу связаны картинки.

Следовательно, тема урока «Полтавская битва».

С.А. а если бы эту тему определял великий русский поэт А.С.Пушкин, то он бы поэтично воскликнул : «И грянул бой, Полтавский бой» (запись темы в тетрадь по истории) Это сражение Северной войны.

Какие задачи мы поставим перед собой? (Учащиеся называют, редактирует Учитель истории.

Учитель литературы: Каким было это грандиозное историческое сражение, помогут ярче представить стихи А.С.Пушкина. В 1828 г. он создает поэму «Полтава». Полтавскую битву Пушкин считал одним из самых важных и самых счастливых происшествий царствования Петра Великого. Ну, а этой яркости в описание такой важной битвы поэт достигает литературными средствами. Перечислите известные вам средства художественной выразительности. Соотнесите термины и их определения.

форма поэтической речи, основанная на сопоставлении двух предметов или явлений.

повторение однородных согласных звуков в стихе, фразе, строфе.

переносное значение слова, основанное на употреблении одного слова или явления другому по сходству или по контрасту.

художественное определение, подчёркивающее какое-либо свойство предмета или явления.

Какие направления внешней политики России стали основными после Великого посольства? (слайд )

Зачем нужно было получить выход к морям?

Пыталась ли Россия получить выход к Балтийскому морю?

Россия неоднократно пыталась завоевать выход к Балтийскому морю в ходе Ливонской войны (1558-1583 г.г.) в годы правления Ивана IV Грозного.

Пыталась завоевать выход к Балтике в годы русско-шведской войны (1656-1661).

Можно ли было решить эту задачу мирным путем?

Скорее всего, нет.

Швеция владела всем побережьем Балтийского моря.

Швеция владела всем побережьем Балтийского моря («Шведское озеро»). Государство было самым могущественным в Европе; правил Карл XII (18 лет). Международная обстановка в начале XVIII века была благоприятной для России, так как европейские державы не могли вмешиваться в конфликт между Россией и Швецией.

Начало войны для Швеции. Поражение под Нарвой. Причины. Почему Пётр назвал не поражение, а Нарвская конфузия. Еще он назвал это поражение школой будущих побед. Какие уроки извлекли

Работа со словарём

Работа с документами Газета Ведомости информирует о подготовке к будущим сражениям реформа армии, поражение заставило Петра I ускорить проведение военных реформ. Пока Карл XII сражался в Саксонии, Петр I занялся созданием экономической базы для армии, ее комплектованием, обучением и вооружением. В 1701-1704 гг. на Урале и на Севере были построены металлургические заводы, давшие чугун, ядра и пушки. Создавались казенные предприятия (мануфактуры) по производству пороха, снаряжения, обмундирования. Армия стала формироваться на основе рекрутских наборов (каждые 20 крестьянских дворов поставляли одного солдата для пожизненной службы). Вместо стрелецкого войска основой армии стали полки «нового строя» с единообразным вооружением, снаряжением, обмундированием, единой системой комплектации. К 1708 г. армия Петр I выросла с 40 до 113 тыс. человек, на нее работали не менее 30 мануфактур

Первые победы слайд

в 1706 г. Карл XII заставил Саксонию выйти из войны. Россия осталась со Швецией один на один. В 1708 г. Карл XII вторгся в Россию и двинулся на Украину, гетман которой, Мазепа, обещал ему помощь.

Сражение у Лесной Меньшиков Мать полтавской победы. Почему Петр I назвал это сражение «матерью Полтавской баталии»?

-В обозе Левенгаупта находились замечательные продовольственные припасы и оружие для армии Карла XII, с трудом собранные в Швеции. Изменение в планах Карла – предательства гетмана Мазепы – позволило шведам повернуть на Украину в поисках опорной базы. Однако данное изменение планов Карла было вызвано не только изменой Мазепы, но и хорошим взаимодействием русских войск в Белоруссии, в результате которых дороги на Москву и Петербург были перекрыты. Украинский народ не поддержал изменника и оказал серьезное сопротивление шведам.

— Найдите на карте Полтаву.

-После разгрома корпуса Левенгаупта при Лесной Карл XII отказался от похода на Москву и, заручившись поддержкой Мазепы, двинулся на юг и осадил в начале апреля 1709 г. Полтаву. Три месяца 4200 солдат и 2500 вооруженных горожан под командованием коменданта А.С.Келина (шведа по национальности) держали героическую оборону, давая возможность русской армии сосредоточить силы для решающего сражения. Восемь атак 35-тысячной армии шведов сдерживало всего 7 тысяч человек, а к концу трехмесячной осады их стало на 5 тысяч меньше. Петр I договорился с «северным львом» о дне (таковы были правила главной битвы). Но шведы напали на два дня раньше срока.

-Почему под Полтавой воюющие стороны решили дать генеральное сражение?

Знакомство с отрывком из поэмы Полтава».

Учитель читает отрывок из поэмы «Тиха Украинская ночь». Как отражает Пушкин обстановку накануне битвы? Как поэт показывает образ Мазепы, его предательство? Аргументируйте свой ответ примерами из текста.

Описание Полтавского сражения Пушкин начинает с яркой метафоры «Горит восток зарёю новой». Как вы понимаете её? (Ответ: Здесь и реальное описание утра, и имеет скрытый смысл : образ зари как начало новой жизни, победа Востока

над Западом, говорящая о начале процветания России

Начало боя ( Чтение)

Как рисует Пушкин начало боя?

Почему Пушкин называет шведов « сынами любимой победы» ? (Армия шведов была непобедимой, сильной, хорошо вооруженной)

как вы понимаете слова поле брани роковое? (Рок – это судьба. Исход битвы решает судьбу народа.)

Кто такой « бог браней»? (У древних римлян Марс – бог войны.)

Кому этот Бог покровительствует? (В данном сражении он покровительствует русским).

Каким образом поэт достигает живости, динамичности повествования? (Все изображается в движении, много глаголов, которые подчеркивают быстроту)

Давайте найдем эти глаголы. Рассыпались, катятся, свищут, рвутся, летят, гремит, пылает…

Работа с историческим материалом Интерактивная схема с коментариями

ГЕНЕРАЛЬНОЕ СРАЖЕНИЕ – сражение главных сил воюющих сторон, решавшее в XVIII – начале XX веков исход войны.

-Поясните всю важность генерального сражения.

-Правильно. Оно опасно тем, что в итоге можно потерять все.

-Используя схему сражения, определите позиции русских и шведских войск. Подумайте и скажите, имела ли какая-нибудь армия преимущества? И какие?

-Верно. Преимущества были у русской армии. Одно из них – редуты.

РЕДУТЫ – полевые укрепления, где была поставлена артиллерия, выкопанные в форме перевернутой «Т».

-Незадолго до сражения Карл получил важные сведения от перебежчика: на поле боя должен был выступить полк неопытных новобранцев, одетых в мундиры из серого сукна.

Но Петр одел в эти мундиры закаленный в боях новгородский полк.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: