Стих пушкина дактиль

Добрый день, мои дорогие маленькие друзья! Старый доктор Нулин спешит поздравить вас с началом второй четверти и продолжить разговор о том, как рождается волшебство поэзии.

В прошлый раз мы познакомились с двумя поэтическими размерами — ямбом и хореем. Это, как вы помните, размеры двусложные, то есть такие, в которых стопа (метрическая единица с определенным устойчивым чередованием ударных и безударных слогов) состоит из двух слогов. Хорей — это когда в стопе на первом месте стоит ударный, а на втором — безударный слог. Ямб — наоборот.

Но, скажете вы, «Мама мыла раму» — хорей и «Буря мглою небо кроет» — тоже хорей. А какая разница. Совершенно верно. Во-первых, «Мама мыла раму» — просто стихотворная строчка, а «Буря мглою. » — великая поэзия. Почему так — нам ещё долго предстоит выяснять. А во-вторых, между этими строчками есть ещё и совершенно формальное различие, а именно: пушкинская строчка длиннее. Давайте снова разобьём обе строки на слоги и стопы и посчитаем.

МА-ма/ МЫ-ла/ РА-му/: три ударных + три безударных слога составляют в последовательном хореическом сочетании три стопы. Такой хорей называется трёхстопным.

БУ-ря/ МГЛО-ю/ НЕ-бо/ КРО-ет/: четыре ударных + четыре безударных слога, т.е. четыре хореических стопы. Это — четырёхстопный хорей.

То же самое можно определить и относительно ямба. Попробуйте сами разобрать следующие примеры:

Для берегов отчизны дальной
Ты покидала край чужой;
В час незабвенный, в час печальный
Я долго плакал пред тобой.

Но нет печальней повести на свете,
Чем повесть о Ромео и Джульетте

В обоих примерах авторы использовали ямб. Сколько стоп в стихотворной строке Пушкина и сколько — в строке Шекспира-Пастернака — предстоит решить вам.

Однако, помимо написанных ямбами и хореями, в русской поэзии есть и совсем другие стихи. Вот, например:

Буря на небе вечернем,
Моря сердитого шум,
Буря на море и думы,
Много мучительных дум

Славная осень! Здоровый, ядрёный
Воздух усталые силы бодрит;
Лёд неокрепший на речке студёной
Словно как тающий сахар лежит.

Замечательные стихи, но, не правда ли, совершенно непохожие на те, которые мы уже разбирали? В чем же тут дело?

Еще раз займёмся арифметикой.

Я выделил большими буквами ударные слоги. Сколько их во второй строчке? Три. А сколько безударных? Четыре. На хорей что-то не похоже. Странно. Попробуем проследить их чередование. Первым стоит ударный слог «МО»; затем подряд два безударных «ря», «сер»; потом снова ударный «ДИ», за ним вновь два безударных «то», «го»; наконец ударный «ШУМ». Теперь становится понятно: дело в иной последовательности ударных и безударных слогов. Если в хорее и ямбе ударные слоги чередуются через раз, то здесь — через два слога. А если ударных — три, значит мы имеем дело с размером трёхстопным.

То же самое и во втором примере, только там строчка более длинная, а значит, и стоп будет больше. Считаем:

СЛАВ-на-я/ О-сень! Здо/ РО-вый, яд/ РЁ-ный
ВОЗ-дух ус/ ТА-лы-е/ СИ-лы бод/ РИТ.

Ударных слогов в каждой строчке — по четыре, значит размер четырёхстопный. А называется он — дактиль. Итак, запомним: кроме двусложных размеров в русских стихах есть ещё и трёхсложные. И один из них, тот, в котором ударный слог стоит на первом месте, — дактиль. А сколько всего может быть трёхсложных стихов? Догадались? Ну конечно же, три. Если в дактиле ударный слог — первый, то в амфибрахии — второй, а в анапесте — третий. Приведём примеры.

ОдНАЖды/ в студЁНу/ ю ЗИМню/ ю Пору
Я ИЗ ле/ су ВЫшел;/ был СИЛЬный/ моРОЗ.

Ах, ЧУДно/е НЕбо,/ей БОгу,/над Этим/класСИчес/ким РИмом,/
Под Эта/ким НЕбом/ неВОЛЬно/ хуДОЖни/ком СТАнешь./

Я теБЕ/ ничеГО/ не скаЖУ,/
Я теБЯ/ не встреВО/жу ниЧУТЬ,/
И о ТОМ,/ что я МОЛ/ ча тверЖУ,/
Не реШУСЬ/ ни за ЧТО/ намекНУТЬ./

НачиНА/ют охО/ту леТУ/чие ЛЁГ/кие МЫши,/
На ночНУ/ю своБО/ду меНЯ/я черДАЧ/ные НИши,/
И вонЗА/ются в НЕ/бо с отЧА/яньем ПО/луптенЦОВ,/
ОттоГО/ что ГосПОДЬ/ не отДАЛ/ им горТА/ней певЦОВ./

Если вы потренируетесь, поищете в книжках разных поэтов примеры на все известные уже вам пять главных стихотворных размеров, то в дальнейшем легко сможете определять эти размеры просто на слух.

Есть еще одна вещь, которую необходимо сказать в завершение этого урока. Мы уже усвоили, что в стихотворной строчке всё определяют стопы и их количество. А в стопе всё решают количество и чередование слогов. Но вот — дактиль Некрасова:

Здесь в первой, второй и третьей стопе точно по три слога, а в четвертой — только два. А дактиль всё равно считается четырёхстопным. Как же так? А дело в том, что стопа, завершающая строку, часто бывает усечённой, однако если в ней есть ударный слог, то даже такая неполная стопа считается полной. Последний слог как бы прочитывается, пропевается молча, паузой. Как, например, если певец уже закончил песню, а музыка еще тихо-тихо продолжает звучать.

Вот и всё на сегодня. А в перерыве между нашими уроками попробуйте поискать примеры всех известных вам стихотворных размеров и ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:

1. Сколько стоп в этом пушкинском ямбе?

Для берегов отчизны дальной
Ты покидала край чужой.

Сколько стоп в этих строках Шекспира?

Но нет печальней повести на свете,
Чем повесть о Ромео и Джульетте.

2. Сколько стоп в амфибрахии Некрасова?

Однажды в студёную зимнюю пору
Я из лесу вышел; был сильный мороз.

Сколько стоп в амфибрахии Майкова?

Ах, чудное небо, ей Богу, над этим классическим Римом,
Под этаким небом невольно художником станешь.

3. Сколько стоп в анапесте Фета?

Я тебе ничего не скажу,
Я тебя не встревожу ничуть,
И о том, что я молча твержу,
Не решусь ни за что намекнуть.

Сколько стоп в анапесте Светлосанова?

Начинают охоту летучие лёгкие мыши,
На ночную свободу меняя чердачные ниши,
И вонзаются в небо с отчаяньем полуптенцов,
Оттого что Господь не отдал им гортаней певцов.

И ещё одно задание: попробуйте отыскать усеченные стопы в этих примерах. Отличники могут и должны, конечно, открыть книги стихотворений любимых поэтов и самостоятельно проделать те же вычисления на примерах любимых стихов.

А теперь, до свидания, друзья, до новых встреч.

Статьи » Бонди С.М. Драматические произведения Пушкина

Число произведений, написанных Пушкиным для театра, невелико, но его драмы, как с художественной, так и с идейной стороны, принадлежат к самому значительному в его наследии. Все они (за исключением набросков трагедии о Вадиме Новгородском и комедии об игроке) созданы в период полной зрелости пушкинского творчества — с 1825 по 1835 г.

В законченном виде Пушкин оставил всего пять пьес: «Бориса Годунова» и четыре «маленькие трагедии» (1) . Почти до конца была доведена драма «Русалка» и до половины «Сцены из рыцарских времен». В рукописях остались планы и наброски еще около десятка пьес.

Свои драматические произведения Пушкин писал не для чтения, не как поэмы в диалогической форме, а как театральные пьесы, для постановки на сцене. Он прекрасно знал театр с детства и хорошо различал драмы чисто литературные, то есть такие, все содержание которых, идейное и художественное, полностью воспринимается при чтении, — и произведения, написанные Оля театра, в которых в расчеты автора входит игра актеров, театральное действие, непосредственно воспринимаемые зрителем. Пьесы Байрона Пушкин справедливо считал драматизированными поэмами, произведениями литературными, а не театральными. О драме Байрона «Каин» он писал: «»Каин» имеет одну токмо форму драмы, но его бессвязные сцены и отвлеченные рассуждения в самом деле относятся к роду скептической поэзии «Чильд-Гарольда»» (2) ( «О трагедиях Байрона» ). Точно так же Пушкин отрицал драматический, театральный характер трагедии поэта Хомякова «Ермак». «Идеализированный «Ермак», — писал он, — лирическое произведение пылкого юношеского вдохновения, не есть произведение драматическое» ( «О народной драме и драме «Марфа Посадница»» ).

Сам Пушкин, как и Гоголь, Островский и другие драматурги, писал свои пьесы всегда с расчетом на их театральное, сценическое воплощение (3) , и потому, читая их, мы должны для полного понимания их смысла представлять себе и действия, происходящие на сцене, но не названные Пушкиным (очень скупым на ремарки), и душевные переживания действующих лиц, которые в театральном исполнении актер, внимательно изучивший авторский текст, должен выразить в интонациях, мимике и движениях, и которые в литературном произведении, предназначенном для чтения, описываются поэтом.

Пушкин с раннего детства сочинял пьесы. В семи-восьмилетнем возрасте он разыгрывал перед сестрой придуманную им самим французскую комедию «L’Escamoteur» («Мошенник»), в лицее он писал комедии «Так водится в свете» и «Философ». Все эти произведения не дошли до нас. Самые ранние из сохранившихся драматических набросков Пушкина относятся к 1821 г.

На протяжении творчества Пушкина характер его драматургии несколько раз менялся. В этом жанре яснее, чем во всех остальных, выражалась тесная связь его поэзии с событиями современности и размышлениями поэта на социальные и политические темы.

Творчество Пушкина-драматурга отчетливо делится на четыре этапа, из которых только два средних представлены законченными произведениями.

К первому этапу (1821—1822) относятся планы и отрывки двух пьес — «Вадим» и «Игрок» («Скажи, какой судьбой друг другу мы попались. »). Это была эпоха расцвета романтизма в творчестве Пушкина и в то же время высший подъем его революционных настроений. В эти годы, в Кишиневе, в Каменке, он постоянно общался с членами Южного общества декабристов, с Владимиром Раевским, Охотниковым, Пестелем и др. Можно думать, что под влиянием этого общения с революционными деятелями Пушкин, который в своих романтических поэмах обычно не затрагивал непосредственно политических и социальных тем, задумал написать историческую трагедию о народном восстании и антикрепостническую комедию. Театр — сильнее воздействующий на зрителей, чем литература на читателей, — казался ему наиболее подходящей формой для осуществления задач политической агитации, которой требовали тогда от искусства декабристы. Однако Пушкин не осуществил этих своих замыслов и оставил их в самом начале. Темы и образы «Вадима» он начал было разрабатывать в форме поэмы, но и ее не закончил.

Насколько можно судить по оставшимся отрывкам текста и планам «Вадима» и «Игрока», драматургия Пушкина па первом этапе имела вполне традиционный характер. Комедия об игроке по форме, по языку похожа на многочисленные стихотворные комедии начала XIX в., трагедия о Вадиме и восстании новгородцев против варяжского князя Рюрика близка к декабристским трагедиям на гражданские темы, где при общей романтической их установке сохранялся ряд черт классицизма (таковы трагедии Кюхельбекера, Катенина). Отказавшись от «единства времени и места» классической драмы, и Пушкин сохранил свойственный классицизму патетический, декламационный тон речей, обращаемых не столько к партнеру, сколько к зрителям, и традиционную форму стиха: попарно рифмованный шестистопный ямб.

Дактиль

Дактиль представляет собой одну из форм организации слогов в стихотворении. Стопа (элемент стихотворной структуры) дактиля состоит из трёх слогов, первый из которых является ударным. Если представить это в виде схемы, где «_» – безударный слог, а «!» обозначает ударный слог, то получим следующий вид:
! _ _

Сам термин пришёл из греческого языка; «daktylos» буквально означает «палец». Считается, что это название возникло в связи со сходством этой стопы и пальца руки: первая фаланга пальца длиннее остальных двух. Аналогично расположены слоги в дактиле, где первый слог более сильный и долгий, нежели другие два.

Литературоведы отмечают, что в русской силлабо-тонической поэзии XVIII века чаще встречались двухстопные дактили (схема: ! _ _ ! _ _ ). С XIX века были наиболее распространены трёхстопные (схема: ! _ _ ! _ _ ! _ _) и четырёхстопные (схема: ! _ _ ! _ _! _ _ ! _ _ ) дактили.

Для наилучшего запоминания размеры можно заучить фразу «Вырыта| дактилем| яма глу|бокая». Как видим, здесь представлен четырёхстопный дактиль.

Многие известные поэтические произведения написаны именно этим метром. Самое первое, что приходит на ум, когда речь заходит о четырёхстопном дактиле, это стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова «Тучи»:

Тучки не|бесные|, вечные |странники!
Степью ла|зурною|, цепью жем|чужною
Мчитесь вы|, будто как| я же, из|гнанники
С милого| севера| в сторону| южную.

Кто же вас| гонит: судь|бы ли ре|шение?
Зависть ли |тайная? |злоба ль от|крытая?
Или на |вас тяго|тит преступ|ление?
Или дру|зей клеве|та ядо|витая?

Вот ещё один пример стихотворения М. Ю. Лермонтова, написанного дактилем:

Я, матерь| божия,| ныне с мо|литвою
Пред твоим |образом|, ярким си|янием,
Не о спа|сении|, не перед| битвою,
Не с благо|дарностью|, иль пока|янием,

Не за сво|ю молю| душу пус|тынную,
За душу| странника| в свете без|родного;
Но я вру|чить хочу |деву не|винную
Тёплой за|ступнице| мира хо|лодного.

«Молитва («Я, матерь божия, ныне с молитвой…)».

В этих отрывках представлены полные стопы, содержащие ровно по три слога. Часто можно встретить строки, в которых последняя стопа укорочена на один-два слога. Примером этого может служить стихотворение Валерия Яковлевича Брюсова «Звёзды закрыли ресницы». Оно написано трёхстопным дактилем. Особенность размера заключается в том, что в каждой строке есть как полные стопы, так и неполные, содержащие по 1-2 слога. Однако среди них есть ударные, поэтому такую стопу необходимо учитывать как полную.

Звёзды зак|рыли рес|ницы,
Ночь завер|нулась в ту|ман;
Тянутся |грёз вере|ницы,
В сердце лю|бовь и об|ман.

Кто-то во |мраке тос|кует,
Чьи-то ры|данья зву|чат;
Память бы|лое ри|сует,
В сердце — на|смешки и |яд.

Тени за|бытой уп|рёки…
Ласки не|давней об|ман
Звёзды не|мые да|лёки,
Ночь завер|нулась в ту|ман.

В другом стихотворении В. Я. Брюсова, «Ночью (Дремлет Москва, словно самка спящего страуса…» помимо стоп, характерных для дактиля, встречаются паузы и короткие стопы (хореи). Тем не менее, размер этого произведения всё равно соответствует пятистопному дактилю.

Дремлет Моск|ва, словно| самка спящего |страуса,
Грязные |крылья по |тёмной |почве рас|кинуты,
Кругло-тя|жёлые |веки без|жизненно |сдвинуты,
Тянется |шея — без|звучная, |чёрная| Яуза.

Чуешь се|бя в афри|канской пус|тыне на |роздыхе.
Чу! что за| шум? не ле|тят ли а|рабские |всадники?
Нет! ка|чая грузными |крыльями| в воздухе,
То прибли|жаются |хищные |птицы — стер|вятники.

Падали |запах зна|ком кры|латым раз|бойникам,
Грозен| голос| близкого к |жизни воз|мездия.
Встанешь, гля|дишь… а о|ни все кру|жат над по|койником,
В небе ж тро|пическом |ярко свер|кают со|звездия.

Многие произведения Афанасия Афанасьевича Фета написаны трёхстопным дактилем. Вот отрывки некоторых из них:

Ты гово|ришь мне: прос|ти!
Я гово|рю: до сви|данья!
Ты гово|ришь: не грус|ти!
Я замыш|ляю при|знанья.

Дивный был |вечер вче|ра!
Долго он |будет в по|мине;
Всем, — только| нам не по|ра;
Пламя блед|неет в ка|мине.

«Ты говоришь мне: прости…».

Зеркало| в зеркало,| с трепетным |лепетом,
Я при све|чах наве|ла;
В два ряда| свет — и та|инственным |трепетом
Чудно го|рят зерка|ла.

Страшно при|помнить ду|шой оро|белою:
Там, за спи|ной, нет ог|ня
Тяжкое |что-то над| шеею| белою
Плавает|, давит ме|ня!

«Зеркало в зеркало, с трепетным лепетом…».

Вот лёгкое и нежное стихотворение Ивана Андреевича Бунина, написанное четырёхстопным дактилем:

Тает, си|яет лу|на в обла|ках,
Яблоня| в белых, куд|рявых цве|тах.

Зыбь обла|ков и мел|ка, и неж|на,
Возле лу|ны голу|бая о|на.

В холоде| голых, проз|рачных ал|лей,
Пробует |цокать, тре|щит соло|вей.

В доме, уж |тёмном, в рас|крытом ок|не,
Девочка |косы плет|ёт при лу|не.

Сладок и| нов ей ве|сенний рас|сказ,
Миру рас|сказанный |тысячу |раз.

Благодаря использованному метру ритм произведения действительно кажется тающим: сначала звучит первый громкий ударный звук, а затем ритм ослабевает. При этом последняя укороченная стопа, состоящая из одного ударного слога, придаёт оптимистичный мажорный настрой.

Прекрасное стихотворение Анны Ахматовой «Музе (Муза-сестра заглянула в лицо…») также написано дактилем.

Муза-сест|ра загля|нула в ли|цо,
Взгляд её| ясен и| ярок.
И отня|ла золо|тое коль|цо,
Первый ве|сенний по|дарок.

Муза! Ты |видишь, как| счастливы |все
Девушки|, женщины|, вдовы…
Лучше по|гибну на коле|се,
Только не| эти о|ковы.

Знаю: га|дая, и |мне обры|вать
Нежный цве|ток марга|ритку.
Должен на |этой зем|ле испы|тать
Каждый лю|бовную| пытку.

Жгу до за|ри на о|кошке све|чу
И ни о |ком не тос|кую,
Но не хо|чу, не хо|чу, не хо|чу
Знать, как це|луют дру|гую.

Завтра мне |скажут, сме|ясь, зерка|ла:
«Взор твой не| ясен, не| ярок…»
Тихо от|вечу: «О|на отня|ла
Божий по|дарок».

Что касается размера, то нельзя сказать, что он один и тот же на протяжении всего произведения. В нечётных строках видим четыре стопы, включая состоящую из одного ударного слога. В чётных насчитывается по три стопы, в том числе стопа, состоящая из одного ударного и одного безударного слога. В последней строке содержится всего две стопы дактиля, причём одна укорочена на один слог.

Известно, что в XVIII веке моду на дактиль задал А. П. Сумароков. Как видим, на протяжении всего XIX столетия эта мода не затухала: такие авторы, как И. А. Бунин, М. Ю. Лермонтов, А. А. Фет пишут стихи этим размером. Эта тенденция даже перешла в XX век – многие авторы (А. А. Ахматова, В. Я. Брюсов, И. Северянин и другие) создают свои произведения, используя дактиль. Попытка обосновать применение этого метра с пролетарских позиций была предпринята в двадцатые годы прошлого века, когда размеренность дактиля сравнивали с ударами молота. Таким образом, дактиль является востребованным метром, который позволяет создавать самые различные стихотворения, как мажорные и ритмичные, так и мелодичные и романтичные.

дактиль

Поэтический словарь. — М.: Советская Энциклопедия . Квятковский А. П., науч. ред. И. Роднянская . 1966 .

Смотреть что такое «дактиль» в других словарях:

Дактиль — четырехмерная стопа античной метрики из одного долгого и двух кратких после него слогов: U U, в тоническом стихосложении ей соответствует стопа из одного ударного слога и двух безударных за ним: U U U, напр.: «Зеркало в зеркало с трепетным… … Литературная энциклопедия

ДАКТИЛЬ — (греч.). Стопа в стихах, состоящая из одного долгого слога и двух коротких, от греч. daktylos палец, который состоит из одного длинного и двух коротких суставов. Напр. Грудь лебединая ( о о оо), Поступь павлиная ( о о о о). Словарь иностранных… … Словарь иностранных слов русского языка

Дактиль — ДАКТИЛЬ греческая стопа в один долгий и два кратких слога, по схеме: ⌣ ⌣ В нашем ударном стихосложении дактиль основная трехдольная стопа (см. Ритм). Путем односложной анакрусы получаем так называемый амфибрахий, путем двусложной… … Словарь литературных терминов

ДАКТИЛЬ — (греч. daktylos букв. палец), стихотворный метр, образуемый 3 сложными стопами с сильным местом (см. Сильное место и слабое место) на 1 м слоге стопы ( ВЫрыта зАступом Яма глубОкая , И. С. Никитин). Наиболее употребительные размеры русского… … Большой Энциклопедический словарь

дактиль — гекзаметр Словарь русских синонимов. дактиль сущ., кол во синонимов: 4 • гекзаметр (3) • метр … Словарь синонимов

ДАКТИЛЬ — (греческое daktylos, буквально палец), стихотворный метр, образуемый 3 сложными стопами с сильным местом (смотри Сильное место и слабое место) на 1 м слове стопы ( Вырыта заступом яма глубокая , И.С. Никитин) … Современная энциклопедия

ДАКТИЛЬ — ДАКТИЛЬ, дактиля, муж. (греч. daktylos, букв. палец) (лит.). Трехсложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге, напр.: «Тучки не|бесные, |вечные| странники.» Лермонтов. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

ДАКТИЛЬ — ДАКТИЛЬ, я, муж. Трёхсложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге. | прил. дактилический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

ДАКТИЛЬ — муж., греч. стопа стихосложения, состоящая из одного долгого и двух коротких слогов. Посох пастуший из ясени. Дактилический, из стоп дактилей состоящий, сложенный. Дактило хореический, сложенный из дактилей и хореев. Дактилология искусство… … Толковый словарь Даля

Дактиль — (греч. daktuloV палец) стихотворный размер, состоящий изтрехсложной стопы, в которой первый слог долгий, а остальные два краткие ( (И). В римской и греческой поэзии Д. встречаются обыкновеннов шестистопных (гекзаметрах) и пятистопных… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Дактиль — (греческое daktylos, буквально палец), стихотворный метр, образуемый 3 сложными стопами с сильным местом (смотри Сильное место и слабое место) на 1 м слове стопы (“Вырыта заступом яма глубокая”, И.С. Никитин). … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector