Лермонтов М — Родина (вич)

Стихотворение М.Ю. Лермонтова
«Родина»

Чувство родины, горячая любовь к ней пронизывает всю лермонтовскую лирику.
И свойственные поэту мысли о величии России нашли своеобразное лирическое
выражение в стихотворении «Родина». Данное стихотворение было написано в 1841 году, незадолго до смерти М.Ю.Лермонтова. В стихотворениях, принадлежащих раннему периоду творчества М.Ю.Лермонтова, патриотическое чувство не достигает той аналитической ясности, той осознанности, которая проявляется в стихотворении «Родина». «Родина» — одно из значительнейших произведений русской лирики 19 века. Стихотворение «Родина» стало одним из шедевров не только лирики М.Ю.Лермонтова, но и всей русской поэзии. Чувство безысходности породило трагическое мироощущение, нашедшее отражение в стихотворении «Родина». Ничто, кажется, не дает такого умиротворения, такого ощущения покоя, даже радости, как это общение с деревенской Россией. Именно здесь отступает чувство одиночества. М.Ю.Лермонтов рисует Россию народную, светлую, торжественную, величавую, но, несмотря на общий жизнеутверждающий фон, в восприятии поэтом родной земли присутствует некий оттенок грусти.

Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит ее рассудок мой.
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой,
Ни темной старины заветные преданья
Не шевелят во мне отрадного мечтанья.

Но я люблю — за что, не знаю сам —
Ее степей холодное молчанье,
Ее лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек ее подобные морям;
Проселочным путем люблю скакать в телеге
И, взором медленным пронзая ночи тень,
Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,
Дрожащие огни печальных деревень.
Люблю дымок спаленной жнивы,
В степи ночующий обоз,
И на холме средь желтой нивы
Чету белеющих берез.
С отрадой многим незнакомой
Я вижу полное гумно,
Избу, покрытую соломой,
С резными ставнями окно;
И в праздник, вечером росистым,
Смотреть до полночи готов
На пляску с топаньем и свистом
Под говор пьяных мужичков.

Дата написания: 1841 год

Эдуа́рд Евге́ньевич Марце́вич (род. 1936) — советский и российский актёр театра и кино, Народный артист РСФСР.
В настоящее время актёр продолжает работать в кино и регулярно выходит на сцену Государственного Академического Малого театра.

Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Родина».

Мысли и чувства автора

В статье «Оценку ставить вам» вам предложено оценить два сочинения на одну тему, которые мы здесь печатаем под номерами 1 и 2.

Сочинение № 1

С тихотворение Лермонтова “Родина”, написанное поэтом в последний год своей жизни (1841), отражает мысли и чувства автора перед самой смертью. Теперь для лирического героя важна его родина, в ней он нашел свои идеалы, в ней увидел искреннюю и естественную жизнь. Теперь уже лирический герой не бунтует, не противостоит всему миру, а, наоборот, хочет слиться с ним воедино, хочет быть частью целого, огромного — своей Родины.

Но любовь лирического героя к родине особенная (как сам пишет Лермонтов: “Люблю отчизну я, но странною любовью!”), она нерассудочная: “Не победит её рассудок мой”, необъяснимая. Только сердцем (и им одним) любит лирический герой отчизну.

Любовь странная, непонятная, так как она к деревенской, нищей России; а любит её лирический герой лишь за то, что она есть на земле.

Такая любовь к России найдёт своё отражение в творчестве поэтов ХХ века, в частности в творчестве Блока. В стихотворении Блока “Грешить бесстыдно, беспробудно…” русский народ описан противоречиво: с похмелья идёт в церковь, усердно молится, подаёт милостыню, а затем, приходя домой, становится опять злым и жадным. Но и такую Русь любит Блок и перед такой преклоняется. Блок, разочаровавшись в своём идеале, в Прекрасной Даме, нашёл другой идеал, другой предмет поклонения — Родину. Так и Лермонтов, потеряв всякую надежду найти чистоту, искренность в мире, перед смертью понимает, что родина есть воплощение его идеалов — то, что искал поэт на протяжении своей недолгой и трагической жизни.

Стихотворение Лермонтова “Родина” композиционно делится на две части: первая часть намного короче второй, и в ней лирический герой говорит о том, что не за славу, не за покой, не за заветные преданья он любит родину, а за что, не знает сам; вторая часть этого стихотворения посвящена описанию той отчизны, которую ценит лирический герой. И именно во второй части описано всё, что так дорого и близко его сердцу: степи, леса, реки, “огни… деревень”, “дымок спалённой жнивы”, берёза, изба, “полное гумно”.

Эти части стихотворения противопоставляются с помощью союза “но”: “Ни слава, купленная кровью, // Ни полный гордого доверия покой, // Ни тёмной старины заветные преданья // Не шевелят во мне отрадного мечтанья. // Но я её люблю — за что, не знаю сам — // Её степей холодное молчанье”.

Лермонтов так же, как и Блок, не видит недостатков крестьянской жизни (описывает сельскую жизнь в идеале, не описывает ни крестьянский труд, ни плохие черты характера крестьян), преклоняется перед ними, умиляется: “Смотреть до полночи готов // На пляску с топаньем и свистом // Под говор пьяных мужичков”. И именно поэтому, не видя пороков крестьян, идеализируя их, в обществе интеллигентов ХХ века сложилось ощущение вины перед народом, вины за долгие годы крепостничества в России.

На мой взгляд, тема родины непосредственно связана с темой дома, приюта, которых ищет лирический герой: “С отрадой, многим незнакомой, // Я вижу полное гумно, // Избу, покрытую соломой, // С резными ставнями окно”; “вздыхая о ночлеге”.

Родина — вот приют лирического героя, его дом.

В крестьянской жизни лирического героя привлекает общность, то, что все вместе, в этой жизни нет места одиночеству: “Дрожащие огни печальных деревень” (и огни, и деревни употреблены во множественном числе; их много, а не один огонь и не одна деревня); “Люблю… чету белеющих берёз”; мужички. Всё едино в сельской жизни, по мнению Лермонтова, а жизнь сама полна и достаточна: “Я вижу полное гумно”.

В начале стихотворения Русь описана как бы сверху, из-за этого расширяется пространство, и мы можем увидеть всю Русь, охватить взглядом и необъятную территорию вместе с лирическим героем; мы видим и “разливы рек… подобные морям” и степи, и леса, и “огни… деревень”. А затем постепенно уменьшается пространство: пейзаж деревенский описывается более подробно и уже не сверху, а как будто с земли герой наблюдает всю происходящую картину.

На мой взгляд, в этом стихотворении продолжает своё развитие тема пути и странничества, опять лирический герой куда-то едет: “Просёлочным путём люблю скакать в телеге”. Но теперь он не просто путник: он едет по своей стране и уже неразрывно с нею связан. Вроде бы кажется, что у него нет цели, но это не так: его цель — найти пристанище, а пристанище его — это вся Россия.

Р одина лирического героя холодная, молчаливая, безбрежная, печальная. Холодность — признак чистоты и целомудрия; безбрежность — это огромные просторы, необъятность и сила. Молчаливая и печальная родина, как молодая девушка, влюблённая, и поэтому какая-то таинственная. Эта Россия очень похожа на Россию Блока.

С течением времени лирический герой испытывает уже совершенно другие чувства: любовь, отраду, умиление — а не чувство борьбы, не одиночество, не месть. Лирический герой Лермонтова изменился: он уже никого не обвиняет в непонимании, никого не осуждает, он стал проще смотреть на жизнь.

В стихотворении нет романтических штампов, природа описана реально, так, как есть: “дымок спалённой жнивы”, и “средь жёлтой нивы чету белеющих берёз”, и вижу “избу, покрытую соломой”.

Как мне кажется, Лермонтов в этом стихотворении отказывается от романтических идеалов, сомневается в них и находит очарование в реальности, обыкновенной жизни таких же обыкновенных, простых людей, поэтому в стихотворении отсутствуют очень красивые эпитеты, а лексика достаточно простая.

Сочинение № 2

В сё, что было создано М.Ю. Лермонтовым в годы его творчества, — это подвиг во имя свободы и родины. О стихотворении “Родина”, одном из последних творений поэта, Белинский писал Боткину: “Лермонтов ещё в Питере. Если будет напечатана его “Родина” — то, аллах керим, что за вещь — пушкинская, то есть одна из лучших пушкинских”.

В стихотворении “Родина” поэт делится своими мыслями и чувствами о России с читателем. Отношение Лермонтова к родине сложное: “Люблю отчизну я, но странною любовью! // Не победит её рассудок мой”. В русской литературе XIX–XX веков, а именно в творчестве Тютчева или Блока, можно тоже встретить неоднозначное отношение к России. В стихотворении “Россия” Блок пишет: “Россия, нищая Россия, // Мне избы серые твои, // Твои мне песни ветровые — // Как слёзы первые любви!” Знамениты следующие строки Тютчева: “Умом Россию не понять, // Аршином общим не измерить”.

Стихотворение “Родина” состоит из двух строф. В первой строфе поэт размышляет о России в целом, о России как об огромной прекрасной стране. Её величие подчёркивается благодаря возникающему в произведении мотиву пространства: “Её степей холодное молчанье, // Её лесов безбрежных колыханье, // Разливы рек её, подобные морям…” Для усиления впечатления о мощи России используется гипербола: разливы рек подобны морям. Кроме того, поэт использует аллитерацию: “Разливы Рек её, подобные моРям”. Кроме звука “р” присутствуют также звуки “м”, “н” и “л”: “взороМ МедЛеННыМ проНзая Ночи теНь”. Сонорные согласные придают особую поэтичность звучанию строк о России. Также поэтичность придают анафора и эпифора: “Ни слава, купленная кровью, // Ни полный гордого доверия покой, // Ни тёмной старины заветные преданья // Не шевелят во мне отрадного мечтанья” или “Её степей холодное молчанье, // Её лесов безбрежных колыханье”.

Стихотворение написано разностопным ямбом. Думается, эта особенность связана с композицией произведения. Первая строфа, посвящённая размышлениям поэта о своей “странной любви” к Отечеству, звучит торжественно и размеренно. Отчасти это происходит благодаря использованию инверсии, то есть перестановки слов: “люблю отчизну я”, “не победит её рассудок мой”. В этой строфе присутствует пяти- и шестистопный ямб. Вторая строфа написана ямбом трёхстопным, и потому язык, которым поэт говорит о русской деревне, прост и лёгок.

Изображая деревню, Лермонтов использует всё ту же аллитерацию, эпитеты (“жёлтая нива”, “резные ставни” и др.), а также олицетворения: “печальные деревни”, “ночующий обоз”. Благодаря олицетворению деревня сама словно оживает, обретает душу.

Следует добавить, что простота или сложность звучания зависит также и от употребляемых поэтом видов рифмовки. Например, в первой строфе произведения присутствует как перекрёстная, так и парная и кольцевая рифмы, а в последней — только перекрёстная.

Стихотворение в целом посвящено России, в нём звучат различные мысли. Поэт затрагивает и международное положение страны (“Ни полный гордого доверия покой”), и ситуацию во внутренней и внешней политике (“Ни слава, купленная кровью”), и её прошлое (“Ни тёмной старины заветные преданья”).

Деревенскую Русь Лермонтов ощущает всеми органами чувств. Поэт и просто любит её, и видит “полное гумно”, чувствует “дымок спалённой жнивы”, любит смотреть на “пляску с топаньем и свистом” (здесь аллитерация позволяет читателю буквально прочувствовать атмосферу народного гуляния). Появляется мотив дороги: “Просёлочным путём люблю скакать в телеге…” Мотив дороги помогает создать единый образ деревни, открывая её панораму: “Дрожащие огни печальных деревень”.

Особенностью композиции стихотворения “Родина” можно считать то, что оно построено по принципу “от общего к частному”. От мыслей о стране поэт переходит к чувствам о деревне, части России. Поэтому меняется стихотворный размер, рифмовка.

В этом стихотворении возникает тема природы. Сельская природа описана реалистично (в этом заключается характерная черта позднего творчества Лермонтова): реальная сельская местность, следы полевых работ (“дымок спалённой жнивы”), характер народа. По-видимому, в стихотворении поэт изображает осень. Об этом свидетельствуют такие образы, как “спалённая жнива”, “жёлтая нива”, “полное гумно”.

Лермонтов принимает родину такой, какая она есть, несмотря на все те её пороки, перечисленные в начале стихотворения. В этом его позиция сходна с позицией Гоголя. В “Притче о Кифе Мокиевиче и Мокии Кифовиче” в поэме “Мёртвые души” Гоголь отстаивает точку зрения о том, что нужно принимать родину со всеми её недостатками и слабостями. И Лермонтов, и Гоголь принимают Россию, не идеализируя её. Деревенская Россия близка Лермонтову и любима им: “С отрадой, многим незнакомой, // Я вижу полное гумно”.

И так, стихотворения “Родина” выражает отношение поэта к России. Чувство Лермонтова к России не просто: “Но я её люблю — за что, не знаю сам”. Автор любит родину, но “странною любовью”, несмотря на все её недостатки, которые в его душе “не шевелят… отрадного мечтанья”. Лермонтов любит живую, крестьянскую Русь. Возможно, образ лермонтовской России можно передать строками Некрасова: “Ты и убогая, // Ты и обильная, // Ты и могучая, // Ты и бессильная, // Матушка Русь!”

Творчество М. Ю. Лермонтова. Стихи, поэмы,

Тема:

Биография

Детство

У Лермонтова всю жизнь имеется одна большая проблема: никто не воспринимает его всерьёз. Барышни, которые ему так нравятся, не видят его в упор, а гуляют с господами юнкерами, пьющими шнапс и употребляющими нехорошие слова. А он даже не «маменькин сынок», он — хуже: «бабушкин внучек». Косолапый, толстый, неуклюжий мальчик, музицирующий на фортепьянах.

В Московском Университете

Наступает осень 1830. Чтобы хоть чем-то отвлечься, Лермонтов начинает сдавать экзамены в Московский университет и, сам не заметив как, становится студентом первого курса Нравственно-политического отделения. Лучшего места для обучения будущего автора «Уланши» (с одной стороны) и «Прощай, немытая Россия. » (с другой) трудно, кажется, было и придумать.

Школа кавалерийских юнкеров

В училище его, как и всех, мордуют дембеля, а скорее всего — больше, чем всех. К счастью, на первой же выездке его лягает лошадь, так что он с переломом ноги весь первый курс лежит в лазарете. А после летних лагерей Лермонтов уже и сам становится «старослужащим». Каждую свободную минуту он теперь качает трицепсы, дельтовидные мышцы и спину — в чём, по свидетельству Меринского, изрядно преуспевает.

На Кавказе

На «войне» Лермонтову очень понравилось. Все восемь месяцев командировки он с удовольствием путешествует вдоль и поперёк Большого Кавказского хребта (строевой службы у него, разумеется, никакой нет), открывает для себя мир киндзмараули и оджалеши, флиртует с грузинскими княжнами, пишет акварели, пробует маслом, до утра пляшет над Курой лезгинку — словом, с увлечением играет в Поэта («спал на земле, ел чурек»).

Первая дуэль

На выбор объекта у Лермонтова уходит больше месяца. Ибо выбор ответственный: надо и здесь попытаться обойти Пушкина. Если Пушкин стрелялся с сыном посла крошечной Голландии, наполовину лежащей ниже уровня моря, то он должен выпустить кровь из сына посла великой Франции, чьи горные пики, покрытые вечными льдами, упираются в небо.

Снова на Кавказе

В Чечне он быстро становится известен по обе стороны фронта. Свои зовут его «поручик Смерть», противники — просто «Демон». Он возглавляет самый отмороженный отряд коммандос, летучий «эскадрон смерти». «Я получил. отборную команду охотников, состоящую изо ста казаков — разный сброд, волонтёры, татары и проч., это нечто вроде партизанского отряда» (письмо из Грозного конца октября).

Скачать , zip

Биография

Произведения

«Как сладкую песню Отчизны моей,
люблю я Кавказ»

Литературно-музыкальный утренник

Звучит вальс А.Хачатуряна.

Учитель. Каждый год в октябре в нашем городе проходит Лермонтовский праздник поэзии, на котором звучат стихи поэта и музыка, написанная на его произведения.
Давайте представим себе, что мы находимся в гостиной одной из семей, где бывал Лермонтов, и окунемся в мир поэзии и музыки, в ту эпоху, когда по нашей земле ступала нога величайшего поэта.
Вдохновенно воспетый Лермонтовым Кавказ давно уже стал обетованной землей миллионов почитателей великого поэта.
Но на всем Кавказе нет другого места, где бы так тесно переплетались нити личной и творческой биографий поэта, как на Пятигорье. Вот почему всех влечет к себе этот уголок земли,

Где по кремням Подкумок мчится,
Где за Машуком день встает,
А за крутым Бешту садится.

Здесь многое напоминает о Лермонтове, потому что Пятигорье – это частица жизни поэта.

Хотя я судьбой на заре моих дней,
О южные горы, отторгнут от вас,
Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз:
Как сладкую песню Отчизны моей,
Люблю я Кавказ.

Михаил Юрьевич Лермонтов родился 15 октября 1814 года в Москве. Но еще в младенчестве он был увезен в имение бабушки. Там прошло его детство, там он дружил с деревенскими ребятишками, слушал народные предания и песни, богатую и чистую русскую речь.
Вот что говорил поэт об этом времени:
«Когда я был трех лет, то была песня, от которой я плакал, ее не могу теперь вспомнить, но уверен, что если б услыхал ее, она произвела бы прежнее действие. Ее певала мне покойная мать».

Звучит «Казачья колыбельная песня» в исполнении Л.Правдиной.

– Это стихотворение привлекало многих композиторов. Его ласковый задушевный тон как бы подсказывает мелодию. Один из романсов на эти стихи сочинил в 1889 г. А.Гречанинов:

Спи, младенец мой прекрасный,
Баюшки-баю.
Тихо смотрит месяц ясный
В колыбель твою.
Стану сказывать я сказки,
Песенку спою;
Ты ж дремли, закрывши глазки,
Баюшки-баю.

Тринадцати лет Мишу Лермонтова отвезли в Москву и отдали в лучший пансион. Тогда же он начал писать стихи. В шестнадцать лет Лермонтов был уже зрелым поэтом, но его стихи еще не печатали – сочинял он для себя, читал близким друзьям. Выбрав поэтическую дорогу, Лермонтов поступил на словесное отделение университета.
Учебу в Московском университете он не закончил, а переехал в Петербург и поступил в военную школу, откуда вышел в гвардейский кавалерийский полк. Военная служба лишила его спокойной жизни. Ему пришлось много ездить. Такие поездки Лермонтов сравнивал с тучками, которые плывут по небу в пасмурную погоду.
Романс на это стихотворение Лермонтова написал композитор Г.Свиридов. Он звучит в исполнении Л.Правдиной.

Дети слушают романс на стихотворение «Тучи».

– Кавказские горы Лермонтов впервые увидел в детстве, когда было ему только четыре года. Бабушка привезла его в Пятигорск лечить больные ножки. Горы произвели на мальчика огромное впечатление. В одном из своих стихотворений он описал спор двух великанов – Эльбруса и Казбека. Эльбрус он называет Шат-горою.

Стихотворение «Спор» (в сокращении) читают подготовленные ученики:

Как-то раз перед толпою
Соплеменных гор
У Казбека с Шат-горою
Был великий спор.

«Берегись! – сказал Казбеку
Седовласый Шат. –
Покорился человеку
Ты недаром, брат!
Он настроит дымных келий
По уступам гор;
В глубине твоих ущелий
Загремит топор;
И железная лопата
В каменную грудь,
Добывая медь и злато,
Врежет страшный путь.
Уж проходят караваны
Через те скалы’,
Где носились лишь туманы
Да цари-орлы.
Люди хитры!
Хоть и труден
Первый был скачок,
Берегися! многолюден
И могуч Восток!»

«Не боюся я Востока! –
Отвечал Казбек. –
Род людской там спит глубоко
Уж девятый век.
Все, что здесь доступно оку,
Спит, покой ценя.
Нет! не дряхлому Востоку
Покорить меня!»

«Не хвались еще заране! –
Молвил старый Шат, –
Вот на севере в тумане
Что-то видно, брат!»

Тайно был Казбек огромный
Вестью той смущен;
И, смутясь, на север темный
Взоры кинул он;
И туда в недоуменье
Смотрит, полный дум:
Видит странное движенье,
Слышит звон и шум.
От Урала до Дуная,
До большой реки,
Колыхаясь и сверкая,
Движутся полки;
И’, испытанный трудами
Бури боевой,
Иx ведет, грозя очами,
Генерал седой.
И’дут все полки могучи,
Шумны, как поток,
Страшно-медленно, как тучи,
Прямо на восток.
И, томим зловещей думой,
Полный черных снов,
Стал считать Казбек угрюмый –
И не счел врагов.
Грустным взором он окинул
Племя гор своих,
Шапку на брови надвинул –
И навек затих.

Учитель. Как русский офицер Лермонтов изучал историю своего Отечества, особенно события Отечественной войны 1812 года, закончившейся поражением наполеоновской армии и славной победой русских солдат. Мужество и храбрость русской армии Лермонтов воспел во многих своих стихотворениях. Среди них наиболее известные – «Бородино», «Два великана». Два великана – это два полководца: Кутузов – русской армии, Наполеон – французской армии.

Дети читают стихотворение «Два великана» и отрывок из стихотворения «Бородино».

Стихотворение «Бородино» читается на фоне просмотра диафильма «Бородино».
Звучит мелодия Шопена «Ноктюрн». Выходит ученик, исполняющий роль Лермонтова.

Поэт. Я знаю: мне жить осталось немного. Неужели мы приходим в мир, чтобы исчезнуть без следа? Зачем я жил? Для какой цели родился?
А, верно, она существовала и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные.

Нет, я не Байрон, я другой,
Еще неведомый избранник,
Как он, гонимый миром странник,
Но только с русскою душой.

Я по натуре скиталец. На месте мне не по себе, и я начинаю бродить в мечтах. По-детски представляю себя то воином вольного Новгорода, то владельцем рыцарского замка в горах Шотландии. Я верю, что наш род ведет свое начало от знаменитого шотландского барда, мага и чародея Томаса Лермонта. С его именем связана одна странная легенда.

Музыка продолжает звучать.

Ученик 1. В дни своей юности встретил Томас Лермонт королеву фей. Ее красота околдовала его, и он семь лет провел в королевстве феи безмолвным рыцарем в ее свите.

Ученик 2. Вот настало время рыцарю Томасу покинуть страну цветов и солнца. Королева наградила его волшебным даром слагать пророческие стихи.

Фея. Однажды, Томас Лермонт, за тобой придет вестник, и ты навсегда вернешься в мое королевство.

Томас. Я очень рад этому, моя прекрасная повелительница! Но как я узнаю этого вестника?

Фея. Ты узнаешь его сразу. Только жди, мой рыцарь, и он придет!

Ученик 1. И Томас Лермонт вернулся в свою Шотландию. Все пророчества его сбывались, дивились сородичи его волшебному дару. Но сам Томас часто был грустен. Как пламя заката в горах, горела в его сердце память о вечном празднике в солнечной долине фей.

Ученик 2. Вечером ему слышались переливы серебристых голосов, вставала перед ним картина блаженной страны. Шли годы. Таинственный вестник не появлялся.

Ученик 1. Но вот однажды в селение вошел сияющий, величественный горный олень. Жители расступились перед ним, пораженные этим чудом.

Ученик 2. А Томас Лермонт вдруг просветлел лицом и пошел вслед за ним, забыв обо всем на свете. Олень повел его к реке, они оба вошли в воду и исчезли.

Зачем я не птица, не ворон степной,
Пролетевший сейчас надо мной?
Зачем не могу в небесах я парить
И одну лишь свободу любить?

Учитель. У Лермонтова было очень много талантов. Он отлично играл на скрипке, был блистательным шахматистом, был великим поэтом и писателем, очень хорошо рисовал карандашом, акварелью и масляными красками, говорил на нескольких языках. Он очень любил и тонко чувствовал красоту родной природы.
Сейчас мы услышим его стихи «Утес», «Парус», «Сосна», «Осень» и романс «Горные вершины» (перевод Гёте) в исполнении замечательного русского певца Ивана Козловского и хора мальчиков.

Дети слушают грамзапись.

– Лермонтов родился в Москве и где бы ни находился потом, всегда говорил: «Москва – моя Родина». В поэме «Сашка» он писал:

Москва, Москва. люблю тебя, как сын,
Как русский, – сильно, пламенно и нежно!
Люблю священный блеск твоих седин
И этот Кремль, зубчатый, безмятежный.

Родиной для Лермонтова была не только Москва. Ею была вся Россия, верным сыном которой он оставался всегда.

Ученик читает стихотворение «Родина».

– Но особенно Лермонтов любил Кавказ. В одном из своих стихотворений он писал:

Тебе, Кавказ, суровый царь земли,
Я посвящаю снова стих небрежный.
Как сына, ты его благослови
И осени вершиной белоснежной;
От юных лет к тебе мечты мои
Прикованы судьбою неизбежной,
На севере – в стране тебе чужой –
Я сердцем твой – всегда и всюду твой.

Горы Кавказа настолько пленили поэта с детства, что он не только писал стихи и поэмы о Кавказе, но и рисовал эти горы, эти места.

Синие горы Кавказа,
Приветствую вас!
Вы взлелеяли детство мое;
Вы носили меня на своих
Одичалых хребтах,
Облаками меня одевали,
Вы к небу меня приучили,
И я с той поры все
Мечтаю о вас
Да о небе.

Учитель. В поэме «Мцыри» Лермонтов писал:

Я видел горные хребты,
Причудливые, как мечты,
Когда в час утренней зари
Курилися, как алтари,
Их выси в небе голубом,
И облачко за облачком,
Покинув тайный свой ночлег,
К востоку направляло бег –
Как будто белый караван
Залетных птиц из дальних стран!
Вдали я видел сквозь туман,
В снегах, горящих, как алмаз,
Седой незыблемый Кавказ.

Лермонтов был не только замечательным поэтом, но и прекрасным прозаиком. Он написал драму «Маскарад». Все события в ней происходят во время бала-маскарада, на который приходят в костюмах и масках.
Композитор Арам Хачатурян написал вальс к этому произведению.
Давайте и мы побываем на этом балу.

Гаснет свет, зажигаются свечи.
Звучит вальс Хачатуряна, пары танцуют.

– Когда Лермонтов в 1841 году отправился в последний раз в действующую армию на Кавказ, его друг подарил ему книжечку с просьбой вернуть ее, всю исписанную стихами. Но Лермонтову не суждено было вернуться живым из этой поездки. В записной книжке осталось очень много чистых страниц. Всего несколько стихов успел написать в ней поэт. Они были написаны в маленьком домике под камышовой крышей у подножия Машука. Теперь там музей-заповедник «Домик Лермонтова».
Стихи Лермонтова были очень мелодичны и привлекали многих композиторов. Стихотворение «Выхожу один я на дорогу. » стало романсом, а затем и народной песней. Сейчас оно прозвучит в исполнении знаменитого русского певца Сергея Яковлевича Лемешева.

Дети слушают грамзапись.

– Эти печальные строки звучат как предчувствие скорой гибели. А где погиб Лермонтов?

Дети. В Пятигорске.

Учитель. Да, здесь, в Пятигорске, где все помнит его, где все дышит его поэзией. Здесь, у подножия Машука, прозвучал роковой выстрел. Между Лермонтовым и Мартыновым из-за пустяковой ссоры состоялась дуэль. Лермонтов и не думал стрелять в своего приятеля. Он был весел, беззаботен и сам выстрелил в воздух. Но его противник не промахнулся. Вслед за выстрелом раздался страшный удар грома и разразилась яростная гроза. Поэту было 26 лет.

Звучит 6-я симфония Бетховена, 4-я часть –»Гроза» («Буря»). На фоне этой музыки ученик читает стихотворение П. Антокольского «Гроза в Пятигорске»:

Гроза разразилась и с юноши мертвого
Мгновенно сорвала косматую бурку.
Пока только гром наступленье развертывал,
А страшная весть понеслась в Петербург.

Железные воды и кислые воды
Бурлили и били в источниках скал.
Ползли по дорогам коляски, подводы,
Арбы и лафеты. А юноша спал.

Он спал, ни стихов не читая, ни писем,
Не сын для отца и у века не пасынок.
И не был он сослан и не был зависим
От гор этих, молниями опоясанных.

Он парусом где-то белел одиноким,
Иль мчался по круче конем легконогим,
Иль, с барсом сцепившись, катился, визжа,
В туманную пропасть. А утром, воскреснув,
Гулял у чеченцев в аулах окрестных,
Менялся кинжалом с вождем мятежа.

Гроза разразилась. Остынув от зноя,
Машук и Бештау склонились над юношей,
Одели его ледяной сединою,
Дыханьем свободы на мертвого дунувши:

«Спи, милый товарищ! Окончилось горе.
Сто лет миновало – мы снега белей.
Но мы, старики, – да и все в Пятигорье, –
Отпразднуем грозами твой юбилей»;

И небо грозо’вым наполнится рокотом,
И гром-агитатор уснувших разбудит.
А время? А смерть? – пропади они пропадом!
Их не было с нами. И нет. И не будет.

Учитель. Лермонтов – гордость нашей русской литературы. Его стихи стали достоянием мировой поэзии. Много еще поэтических шедевров создал бы Лермонтов, если бы пистолетный выстрел не прервал так рано его жизнь.

В заключение урока звучит романс А.Варламова на стихи Лермонтова «Парус».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector