Державин Г — Водопад (стих

читает Евгений Самойлов

Алмазна сыплется гора
С высот четыремя скалами,
Жемчугу бездна и сребра
Кипит внизу, бьет вверх буграми;
От брызгов синий холм стоит,
Далече рев в лесу гремит.

Шумит, и средь густого бора
Теряется в глуши потом;
Луч чрез поток сверкает скоро;
Под зыбким сводом древ, как сном
Покрыты, волны тихо льются,
Рекою млечною влекутся.

Седая пена по брегам
Лежит буграми в дебрях темных.

Державин Гаврила (Гавриил) Романович (1743 — 1816)
Русский поэт, представитель русского классицизма.

Гавриил Романович Державин

Предложение устроить жизнь «себе к покою» абсолютно не вписывалось в представления того времени, считавшие идеалом жизнь активную, общественную, публичную, посвященную государству и государыне.

Будучи назначен кабинет-секретарём Екатерины II (1791-93), Державин не угодил императрице, был отставлен от службы при ней. В последствии в 1794 Державин был назначен президентом Коммерц-коллегии. В 1802-1803 министром юстиции. С 1803 находился в отставке.

Казалось бы, Державин должен был бы, подобно многим его современникам, не «унижаться» до демонстрации своей внутренней жизни в одах. Но поэт был уже человеком следующей эпохи — времени приближавшегося сентиментализма, с его культом простой, незатейливой жизни и ясных, нежных чувств и даже романтизма с его бурей эмоций и самовыражением отдельной личности.

В своем переложении библейского псалма Властителям и судиям этот верноподанный служака высказал мысли, которые были бы под стать, скорее, революционеру. Говоря о «царях», он ставит их вровень с каждым смертным перед лицом окончательной гибели и не боится воскликнуть: «И вы подобно так умрете, Как ваш последний раб умрет!»

Очевидно, что Державин не вкладывал в эти строки никакого революционного содержания. Для него куда важнее было провозгласить подвластность любого смертного единому, Божественному закону. Это же представление о единстве человеческой природы, сближающей между собой царя, поэта и в принципе любого человека, проявилось и в «Оде к Фелице». Произведение, воспевающее Екатерину II в образе Фелицы, было настолько непривычным, что поэт долго не решался его опубликовать. Когда же ода все же увидела свет, взволнованный Деражавин ожидал неприятностей. Последствия, впрочем, оказались совсем иными — растроганная императрица плакала, слушая оду, и в знак своей благодарности пожаловала поэту табакерку, усыпанную бриллиантами. Фелица поразила не только Екатерину, но и все образованное общество. Новизна ее была очевидна. Императрица восхвалялась здесь прежде всего за свои человеческие качества — простоту, милосердие, просвещенность, скромность — а не за государственные заслуги, или, вернее, именно эти душевные достоинства и оказывались под державинским пером главными качествами настоящей государыни. Поразила читателей и непривычная форма оды. Обращения к императрице перемежались здесь с отступлениями, описывавшими жизнь самого поэта — ситуация для традиционной оды неслыханная. К тому же приличествовавший высокому жанру высокопарный и торжественный стиль также был решительно отброшен, ему на смену пришел куда более простой язык. Язык, в котором, по мнению Ю. Тынянова, «именно низкая лексика, именно снижение к быту способствует оживлению образа».

Мало того, Державин допускает в своей оде описание совсем уж низменных материй. Он говорит о том, как «прокажет» с женой: «Играю в дураки», «на голубятню лажу», «то в жмурки резвимся порой»… Державин, по словам поэта В.Ходасевича, «понимал, что его ода — первое художественное воплощение русского быта, что она — зародыш нашего романа… Державин первый начал изображать мир таким, как представлялся он художнику. В этом смысле первым истинным лириком был в России он».

Даже в оде «Бог», с возвышенными и торжественными строфами, воспевающими божественное величие, соседствует описание личных переживаний и размышлений автора:

Точно также и в «Водопаде» автор, оплакивающий кончину князя Потемкина, сосредотачивается прежде всего не на его военных или государственных успехах, то есть не на том, что,с точки зрения той эпохи, должно было сохраниться на века, а на исключительно личном ощущении преходящести, временности всего существующего, будь то слава, успех или богатство: «. И все, что близ тебя блистало, Уныло и печально стало.»

Однако все подвиги и достижения государственного человека не исчезнут бесследно. Вечная жизнь им будет дарована благодаря великому искусству, благодаря певцам, что лишь истину поют.

Здесь же, в «Водопаде», Державин создает абсолютно новаторский для того времени пейзаж. Достаточно абстрактным описаниям природы в стихах его предшественников приходит на смену возвышенное, романтизированное, но все же описание совершенно конкретного места — карельского водопада Кивач.

Новые черты, проявившиеся в творчестве Деражавина в 70-80-е годы, значительно усилились в последние десятилетия его жизни. Поэт отказывается от од, в его поздних произведениях явно преобладает лирическое начало. Среди стихотворений, созданных Державиным в конце XYIII — начале XIX вв. — дружеские послания, шуточные стихи, любовная лирика — жанры, размещавшиеся в классицистской иерархии намного ниже одической поэзии. Старящегося поэта, ставшего при жизни почти классиком, это ничуть не смущает, так как именно таким образом он может выразить в стихах свою индивидуальность. Он воспевает простую жизнь с ее радостями, дружбой, любовью, оплакивает ее кратковременность, скорбит об ушедших близких.

Искренним и скорбным чувством проникнуто его стихотворение «Ласточка», посвященное памяти рано умершей первой жены:

Сама идея обращения к маленькой птичке для того, чтобы поделиться с ней своим горем, на два десятилетия раньше была абсолютно невозможна. Теперь же, во многом благодаря Державину, поэтическое мироощущение изменилось. Простые человеческие чувства требовали простых слов. Отсюда — интерес Державина к анакреонтической лирике, названной так по имени знаменитого древнегреческого поэта Анакреонта, прославившегося своим радостным отношением к жизни, воспеванием любви, дружбы, веселья, вина.

В переложение одного из стихотворений Анакреона, названного Державиным «К лире», поэт, безусловно, вложил свои собственные мысли, не случайно он не стал делать буквальный перевод с древнегреческого, а перенес произведение многовековой давности в свое время. Если еще в «Водопаде» поэты, воспевавшие великих героев, тем самым увековечивали их подвиги, то теперь все выглядит совсем по-другому: «. Петь откажемся героев, А начнем мы петь любовь.»

Ясная и незамысловатая жизнь постоянно присутствует в творчестве позднего Державина. Иногда он предвкушает веселую встречу друзей, как в «Приглашении к обеду»:

Иногда — радости любви, конечно же, на лоне природы, как в стихотворении «Соловей во сне»:

Ярче всего новый жизненный идеал был сформулирован Державиным в его поэме «Евгению». Жизнь званская, где он подробно описывает прелести жизни в его имении Званка.

В этой поэме, казалось бы, сконцентрировалось то, к чему Державин постепенно шел в течение многих лет. Частная, простая жизнь, все мельчайшие детали деревенской жизни описываются со вкусом и почти ощутимой осязательностью, со свойственной лишь Державину «шероховатой грандиозностью» (Ю. Тынянов):

Несмотря на новаторский характер творчества Державина, в конце жизни его литературное окружение составляли в основном сторонники сохранения старинного русского языка и противники того легкого и изящного слога, которым в начале XIX века начал писать сначала Карамзин, а затем и Пушкин. С 1811 Державин состоял в литературном обществе «Беседа любителей русской словесности», защищавшем архаический литератуный стиль.

Это не помешало Державину понять и высоко оценить талант юного Пушкина, чьи стихи он услышал на экзамене в Царскосельском лицее. Символический смысл этого события станет понятен только позже — литературный гений и новатор приветствовал своего младшего преемника.

Последние строки, оставленные нам Державиным перед своей кончиной, вновь, как и в «Оде на смерть кн. Мещерского» или «Водопаде» говорили о бренности всего сущего:

Гаврила Романович Державин, сам по себе, составил целую эпоху в истории литературы. Его произведения — величественные, энергичные и совершенно неожиданные для второй половины восемнадцатого века — оказали и до сегодняшнего дня продолжают оказывать влияние на развитие русской поэзии. И сам Державин прекрасно понимал значение сделанного им для русской поэзии. Не случайно в своем переложении «Памятника» Горация он предрекал себе бессмертие за то

Умер Гаврила Романович, 8 (20) июля 1816, в своем любимом имении Званка, Новгородской области.

Гавриил Державин

Д ержавин Гавриил (Гаврила) Романович(14 июля 1743 — 20 июля 1816) — один из важнейших русских поэтов конца 18 и начала 19 ст. Его поэтическое достижение было воспринято современниками как увенчанное сокровище целой эпохи. Переводы его произведений на многие языки обеспечили ему международное признание, которое до него не достигал еще русский поэт. Незадолго до своей смерти, Державин присутствовал на заключительном экзамене восходящей молодой звезды, Александра Пушкина, который был еще подростком в то время. Услышав стихи Пушкина, посвященные лицею в Царском Селе, выпускником которого он был, охваченный эмоциями Державин даже прослезился. Этот инцидент, как правило, рассматривается в истории русской литературы как знак перехода между двумя литературными эпохами в России — между восемнадцатым веком и, так называемым, «золотым веком» русской литературы.

Самыми известными работами Державина являются: «На смерть князя Мещерского» (1779 — 1783), «Фелица» (1782), ода «Бог» (1784), «Властителям и судиям» (1780) и «Водопад» (1791 — 1794).

Хотя Державин предпочитал писать в жанре оды, он отличался от поэта Ломоносова тем, что не делал этого в хвалебные форме. Его стиль больше напоминает римского лирического поэта и сатирика Горация (65 до н.э. — 8 г. до н.э.). Державин впервые поймал внимание Екатерины Великой его одой под названием «Фелица», названной в честь персонажа ее «Сказки о царевиче Хлоре». Здесь он нарушил несколько табу, прославляя императрицу не со страхом, а так, будто они близкие друзья. Она ходит пешком, ест, читает, пишет, любит шутки и хорошо относится к людям. Державин контрастно противопоставляет ее мелким, эгоцентричным дворянам, окружающим ее, с их праздниками, карнавальными костюмами и бесконечными развлечениями. Державин резко критикует придворную жизнь, высмеивает несправедливых чиновников и паразитическую аристократию.

Поэзия и мемуары Державина представляют собой богатый и сложный портрет своего времени, используют разнообразные темы от войны и мира до любви и принятия пищи. В своей поэзии он был защитником справедливости и независимого духа. Политически, однако, Державин оставался стойким монархистом и ярым противником либеральных идей. Вместе с адмиралом Александром Шишковым, Державин создал литературное общество под названием «Беседа любителей русского слова», в котором принимало участие пять сотен членов, заседания которых проходили в доме Державина в Санкт-Петербурге.

Присутствие образности времени Державина можно заметить в работах более поздних русских поэтов, таких как Пушкин, Тютчев, Фет, Мандельштам. С его акцентом на оды и на соревнование между литературными образами, поэзия Державина представляет собой кульминацию и расширение русского классицизма, а не первый шаг на пути к русскому романтизму.

Державин также был русским государственным деятелем. Он работал сначала губернатором Тамбовской губернии в 1786-1788 годах. Человек эпохи Просвещения, он стал наиболее известным поэтом и служил в качестве министра юстиции Екатерины II с 1802 по 1805 год. Державин некоторое время служил личным секретарем Екатерины II.

Державин был первым губернатором Олонецкой губернии. Он стал губернатором за 13 лет после подавления Олонецкого восстания крестьян в Кижах (1769-1771) и потребовал строгого выполнения от крестьян всех возложенных на них обязанностей, помня, что «разорение и нищета нередко являются причиной большой наглости и преступлений». Державин был также заинтересован в деятельности Александровского завода в Петрозаводске, крупнейшего государственного предприятия в регионе. Он был одним из первых людей, которые искали пути сохранения дикой природы и защиты лесов Карелии. Державин выполнил многие из провинциальных реформ Екатерины II. В результате его работ были установлены границы между Россией и Швецией, а также были составлены планы районных городов и карта Олонецкой губернии.

Летом 1785 года Державин сделал обзор Олонецкой губернии. Он путешествовал около двух тысяч километров на лодке и на лошадях. В течение этого трудного и опасного путешествия он вел дневник, содержащий ценные сведения о жизни в регионе в 18 веке, в том числе первые описания водопада Кивач, губернских городов, оригинальность карельской культуры и языка, и многое другое. Первым губернатором Олонецкой губернии также осуществлялась большая работа по организации здравоохранения, народного образования и благотворительности в регионе.

Державин лично открыл Олонецкий общественный благотворительный департамент, основной целью которого было управление школами, больницами, приютами, и т. д. Он принимал активное участие в пополнении средств этого отдела и перед отъездом он пожертвовал 100 рублей на благотворительные цели (значительную сумму денег на тот момент). Державин также приложил руку к открытию первой больницы государства в Петрозаводске (где лечение было бесплатным), разработку устава больницы и аптеки.

Во время проживания поэта в Петрозаводске, Карелию он описал в известной оде «Водопад», которая знаменует собой начало карельской темы в русской поэзии. Стихотворение «Буря» и либретто оперы «Рудокопы» также тесно связаны с регионом.

Державин родился в Казани в семье обедневшего помещика. Его далекий предок мурза Багрим переехал из Орды в Москву в 15-м веке. Тем не менее, в 18-м веке отец Гавриила Державина был всего лишь бедным помещиком, который умер, когда Гавриил был еще мал. Державин окончил Казанскую среднюю школу в 1759 году. Уровень образования был очень слаб и он даже не получил высшего. В 1762 году Державин был призван на службу в Преображенский лейб-гвардейский полк, где он пробыл до 1772 года и получил звание офицера.

Державин вырос из рядов простого солдата до высших должностей государственного правления Екатерины Великой. Впервые он произвел впечатление на командиров во время восстания Пугачева. Он хорошо разбирался в политике, поэтому Державин оставил военную службу и пошел на государственную. Он поднялся на должность губернатора Олонецкой (1784) и Тамбовской (1785) губерний, стал личным секретарем императрицы (1791), президентом Коммерц-коллегии (1794) и, наконец, министром юстиции (1802). Он ушел в отставку в 1803 году и провел остаток своей жизни в своем имении «Званка» под Новгородом.

Гавриил Державин умер в 1816 году и был похоронен в склепах Хутынского монастыря. При советской власти его останки были перенесены в Новгородский детинец, а позднее опять вернулись в Хутынь.

Стихи Гавриила Державина

Державин Гавриил Романович (1743 — 1816) — крупнейший русский поэт эпохи Просвещения. Его творчество представляет собой вершину русского классицизма. В различные годы занимал высшие государственные должности: правитель Олонецкого наместничества (1784—1785), губернатор Тамбовской губернии (1786—1788), кабинет-секретарь Екатерины II (1791—1793), президент Коммерц-коллегии (с 1794), министр юстиции (1802—1803). Член Российской академии с момента её основания.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: