Стих «Бородино» Лермонтова

Презентация «Стих «Бородино» Лермонтова». Размер 2696 КБ. Автор: Server.

Литература 5 класс

«Содержание «Одиссеи»» — Какого ветра не было в мешке с ветрами. Какой бог ветра привёл Одиссея к киконам и лотофагам. Надо принести в жертву овцу и чёрного барана. На острове Тринакрия. Ответьте на вопросы. Почему Одиссей не уследил за своими спутниками. Почему Зефира не было в мешке. Чем занимались циклопы. Харибда поглотила только останки корабля. В кого Кирка превратила спутников Одиссея. Какой народ был людоедами. Киконы и лотофаги.

«Урок литературы в 5 классе» — Неожиданный подарок. В волшебном смешенье надежды, сомненья. Акварель. Война и мир. Татьяна Агапова. Если б я был олигархом. Приобщение. Черновик. Пушкиниана. Робертино Лоретти. Я был в лесу листом. Надя Рушева. Встреча с удивительными людьми. Ника Турбина. Творчество учеников. Мастер и Маргарита. Урок развития речи в 5 классе. Если б я был президентом. Стихи-шутки пятиклассников. Ну вот и всё, окончен бой.

«Жизнь и творчество Сергея Есенина» — Жизнь и творчество Сергея Есенина. Неприкаянное одиночество стало одной из главных причин трагического конца Есенина. 1915 году Есенин приехал из Москвы в Петроград, читал свои стихотворения А. А. Блоку, С. М. Городецкому и другим поэтам. Есенин умер 28 декабря 1925 года. Родился в селе Константиново Кузьминской волости Рязанского уезда Рязанской губернии, в крестьянской семье. По окончании школы, осенью 1912 года Есенин ушёл из дома, после прибыл в Москву, работал в мясной лавке, а потом — в типографии И. Д. Сытина.

«Учебники издательства «Дрофа»» — Диагностическая работа. Вопросы и задания. Москва. Устное народное творчество. Изучение устного народного творчества. Новые учителя. Структура раздела. Учебная линия. Три основных этапа. Художественный текст. Основные идеи. Фольклорная сказка. Фольклорист. Русские народные сказки. Основные особенности волшебной сказки. Переходный этап. Морфология волшебной сказки.

«Саша Чёрный «Кавказский пленник»» — Детский писатель. Прочтите описание героев. Писатели улыбаются. Какие «секреты» использует автор. Он зовётся «Саша Чёрный». Что такое добро. Какой конец рассказа придумали девочки. Толстой «Кавказский пленник». Какую картину вы представляете. Составим анкету. Добро. Юмор. Выберите из текста смешные цитаты.

«Летопись «Повесть временных лет»» — Красная строка. Поразмышляем. Собор Покрова. Песнь о вещем Олеге. Повесть временных лет. Тематика древних летописей. Подвиг отрока-киевлянина. Д.С. Лихачев. Возникновение древнерусской литературы. Рюриковичи. Земля Русская. Святой Нестор. Киево-Печерская лавра. Проверим себя. Древнерусская литература.

Всего в теме «Литература 5 класс» 94 презентации

М.Ю. Лермонтов «Бородино». Война 1812 года.

Цели: Познакомить с историческими событиями 1812 года; поэтическое изображение подвига народа в войне 1812 года и в стихотворении «Бородино»; показать отличие в изложении данных событий в истории и литературе и сравнить их.; умение работать над художественными особенностями стихотворения, с картой и учебником; воспитание гордости за свой народ, помочь ребятам проникнуться высоким чувством патриотизма.

Оборудование: Карта: «Отечественная война 1812 года», портреты полководцев, портрет писателя, стихотворение «Бородино», альбом «Из жизни М.Ю. Лермонтова», компьютер, мультимедиапроектор.

Ход урока

1. Вступительная беседа.

Учитель. Без объявления темы учитель читает стихи поэта: «Листок», «Казачья колыбельная песня».

Понравились стихи? Кому они принадлежат? Вывешивает портрет писателя.

Имя М. Ю. Лермонтова вам известно и по начальной школе, и по самостоятельному чтению, поэтому начнем эту тему с беседы о том, что вы знаете о поэте, какие его произведения прочитаны и нравятся, какие стихотворения Лермонтова можете прочитать наизусть. Ребята могут прочитать стихотворения «Утес», «Парус», «Тучи», «Дары Терека» (отрывок).

2. Слово учителя об авторе

Учитель, анализируя ответы учащихся, их знания о поэте, предложит им выслушать небольшой рассказ о том, что жизнь поэта была коротка и трагична, но богата творческими свершениями. М. Ю. Лермонтов оставил своим потомкам богатейшее литературное наследие. Учитель напомнит школьникам о том, что детство Лермонтова было омрачено ранней смертью матери, ссорой отца с бабушкой, разлукой с отцом. Жизнь в Тарханах, забота бабушки, лечение на кавказских водах и в Подмосковье, учение в Благородном пансионе при Московском университете, затем в Университете, переход в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, ссылка на Кавказ за стихотворение «Смерть Поэта». За дуэль с французским посланником снова ссылка на Кавказ.

Дуэль Лермонтова с сыном французского посла Э. де Барантом (февраль 1840) привела к аресту и переводу в Тенгинский пехотный полк. Через Москву (встречи со славянофилами и Н. В. Гоголем на его именинном обеде) поэт отбывает на Кавказ, где принимает участие в боевых действиях (сражение на речке Валерик, описанное в стихотворении «Я к вам пишу случайно, — право. »), за что представляется к наградам (вычеркнут из списков императором Николаем I). В январе 1841 отбывает в Петербург, где, просрочив двухмесячный отпуск, находится до 14 апреля, вращаясь в литературных и светских кругах. Лермонтов обдумывает планы отставки и дальнейшей литературной деятельности (известен замысел исторического романа; есть сведения о намерении приняться за издание журнала); в Петербурге и после отъезда из него одно за другим пишутся последние гениальные стихотворения…

Возвращаясь на Кавказ, Лермонтов задерживается в Пятигорске для лечения на минеральных водах. Случайная ссора с соучеником по юнкерской школе Н. С. Мартыновым приводит к «вечно печальной дуэли» (В. В. Розанов) и гибели поэта.

3. Рассказ учителя. История создания произведения.

М.Ю. Лермонтов принадлежал к поколению, детство и юность которого были овеяны героикой Отечественной войны 1812 г. Люди этого поколения с ранних лет привыкли встречаться с участниками войны, восторженно слушать их рассказы о борьбе за Москву, о Бородинском сражении, о взятии Парижа.

Навсегда запечатлелись в памяти ребенка рассказы гостей и родственников – участников Отечественной войны 1912 года. Мишель – так называли его дома – с восхищением слушал повествование о событиях недавней войны, ведь он родился в год её окончания.

Афанасий Столыпин – брат бабушки поэта, участник войны 1812 г., артиллерист-«бородинец». Он живо и образно поведал М.Ю.Лермонтову о ходе великой битвы. Еще в юношеском стихотворении «Поле Бородина» М.Ю.Лермонтов выразил восхищение подвигом русских воинов. Многие мотивы этого произведения были позднее переосмыслены и вошли в окончательный вариант «Бородино».

4. Демонстрация презентации «Знаменитое сражение». (Приложение 1)

В презентации излагаются основные факты Отечественной войны 1812 года.

5. Рассказ учителя о сюжете стихотворения «Бородино».

— Стихотворение «Бородино» М.Ю.Лермонтова посвящено Бородинскому сражению и написано в год двадцать пятой годовщины этой битвы. Перед нами диалог бывалого солдата и молодого человека, которому горько осознавать, что Москва все же была отдана французам и сожжена. Спрашивая о Бородинском сражении, он хочет узнать, чем же знаменателен этот день, о котором « недаром помнит вся Россия». Рассказ солдата-артиллериста о битве проникнут гордостью за русских людей – они названы богатырями – и за свою страну, оставшейся непобежденной.

6. Чтение учителем произведения М.Ю.Лермонтова «Бородино»

I. Учитель сам читает стихотворение, оттеняя интонацией героическую направленность стихотворения, патриотический пафос, неудовлетворенность поэта современным ему поколением, печаль в связи с гибелью бойцов. Причем важно, чтобы школьники восприняли стихотворение умом и сердцем, смогли верно прочитать его наизусть, делая акценты не только на стремительности боя, храбрости солдат, боевом их духе, восхищении солдата мужеством своих собратьев, печали по поводу погибших в бою, но и на важные детали текста. Например, местоимением мы поэт как бы воссоединяет чувства участников сражения и всех, кто читает эти строки и воспринимает горечь и радость как свои собственные:

II. Словарная работа.

— При чтении произведения встречается много слов, значения которых в наши дни непонятны. Обратите внимание на значение слов: кивер, редут, картечь, бивак, драгуны, уланы, бивак.

Показывается презентация с иллюстрированным пояснением данных слов.

7. Анализ произведения.

Вместе с учащимися, после чтения и словарной работы, дается комментарий, обучение выразительному чтению стихотворения и одновременно его анализ.

— В чем особенность построения стихотворения? (Диалог и монолог).

— Сколько строф в стихотворении? Какое количество из них отведено монологу старого солдата?

— От чьего имени ведется рассказ?

— Что этим достигает автор?

— О чем говорится в стихотворении? В чем его пафос?

— Какие картины проходят перед глазами читателя?

— Что возмущало солдат?

— О чем печалится солдат и чем гордится?

— С помощью, каких литературных приемов удалось показать и поле боя, и перестрелку, и тихий открытый бивак, и рукопашный бой?

Как понимают пятиклассники слова и словосочетания: схватки боевые, нынешнее племя, чужие изорвать мундиры, построили редут, ломить стеною, грозная сеча, ликовал француз, бивак открытый, кивер, полковник наш рожден был хватом, булат, уланы с пестрыми значками, драгуны с конскими хвостами, звучал булат, картечь визжала, изведал враг?

Какие интонации характерны для каждой строфы? В чем суть каждой из строф? Как прочитать? Пробуют читать несколько человек до тех пор, пока не прозвучит удовлетворяющее учителя чтение.

8. Итог урока. Рефлексия.

— Сегодня на уроке мы познакомились с произведением М.Ю.Лермонтова «Бородино». О каких событиях повествуется в этом произведении?

— Когда произошла Бородинская битва?

— От чьего лица ведется повествование в произведении?

— Какой великий русский полководец решил дать бой под с. Бородино?

— Какие чувства вы переживали, слушая произведение?

Домашнее задание дифференцированное: школьники готовят рассказ о Лермонтове и выразительное чтение стихотворения «Бородино», отрывок выучить наизусть, составить план эпизодов Бородинского сражения по рассказу старого солдата.

bdsmion

О будущем сайта

Безопасный режим скрывает весь основной графический контент сайта (эротические фотографии, фотографии пользователей и т.д.).

Таким образом, Вы можете общаться и просматривать сайт, не опасаясь случайных досужих глаз (на работе, в интернет-кафе и других публичных местах). Это также экономит Ваш трафик.

Бородино — Лермонтов М.Ю.

«Скажи-ка, дядя, ведь недаром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!»

— Да, были люди в наше время,
— Не то, что нынешнее племя:
Богатыри — не вы!
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля.
Не будь на то господня воля,
Не отдали б Москвы!

Мы долго молча отступали.
Досадно было, боя ждали,
Ворчали старики: «Что ж мы?
на зимние квартиры?
Не смеют, что ли, командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?»

И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!
Построили редут.
У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки —
Французы тут как тут.

Забил заряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга!
Постой-ка, брат мусью!
Что тут хитрить, пожалуй к бою;
Уж мы пойдем ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За родину свою!

Два дня мы были в перестрелке.
Что толку в этакой безделке?
Мы ждали третий день.
Повсюду стали слышны речи:
«Пора добраться до картечи!»
И вот на поле грозной сечи
Ночная пала тень.

Прилег вздремнуть я у лафета,
И слышно было до рассвета,
Как ликовал француз.
Но тих был наш бивак открытый:
Кто кивер чистил весь избитый,
Кто штык точил, ворча сердито,
Кусая длинный ус.

И только небо засветилось,
Все шумно вдруг зашевелилось,
Сверкнул за строем строй.
Полковник наш рожден был хватом:
Слуга царю, отец солдатам.
Да, жаль его: сражен булатом,
Он спит в земле сырой.

И молвил он, сверкнув очами:
«Ребята! не Москва ль за нами?
Умремте ж под Москвой,
Как наши братья умирали!»
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.

Ну ж был денек! Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи,
И все на наш редут.
Уланы с пестрыми значками,
Драгуны с конскими —хвостами,
Все промелькнули перед нами,
Все побывали тут.

Вам не видать таких сражений.
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.

Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой.
Земля тряслась — как наши груди;
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой.

Вот смерклось.
Были все готовы
Заутра бой затеять новый
И до конца стоять.
Вот затрещали барабаны —
И отступили бусурманы.
Тогда считать мы стали раны,
Товарищей считать.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: