ЯКОВЛЕВА АРИНА РОДИОНОВНА

(1758 — 1828)
Няня Александра Сергеевича Пушкина

Арина Родионовна – с 1759 года крепостная Абрама Петровича Ганнибала, прадеда Александра Сергеевича Пушкина. После замужества в 1781 году стала крепостной деда поэта, Осипа Абрамовича Ганнибала. Она была няней вначале Надежды Осиповны, матери Александра Сергеевича, а затем стала няней ее детей: Ольги, затем Александра и Льва.

В 1807 году семейство Ганнибалов продало, вместе с крестьянами, земли в Петербургской губернии и переселилось в Опочецкий уезд Псковской губернии.

Арина Родионовна была «прикреплена» к хозяевам, а не к земле, поэтому была «исключена из продажи», и переехала с хозяевами в Псковскую губернию. В 1824 – 1826 годах, во время ссылки поэта, она жила в Михайловском. Этой крепостной крестьянке, старушке, посвятил свои стихи не только Пушкин, но и Языков. Ей в письмах к поэту передавали приветы друзья Пушкина.

В 1911 году на острове Капри кто-то из русских, что жили на острове, передал А.М. Горькому рельефный портрет няни Пушкина, вырезанный на кости. До 1891 года этот портрет находился в Пскове, а затем как-то попал в Италию. Горький передал его в Пушкинский дом.

Наша ветхая лачужка
И печальна, и темна.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена?
Выпьем, добрая подружка,
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.
Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла.
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То как зверь она завоет,
То заплачет, как дитя.
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.

Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном моей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь:
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
То чудится тебе.

«Любезный мой друг

Александр Сергеевич, я получила ваше письмо и деньги, которые вы мне прислали. За все ваши милости я вам всем сердцем благодарна – вы у меня беспрестанно в сердце и на уме, и только, когда засну, то забуду вас и ваши милости ко мне. Ваше обещание к нам побывать летом меня очень радует. Приезжай, мой ангел, к нам в Михайловское, всех лошадей на дорогу выставлю. Я вас буду ожидать и молить бога, чтоб он дал нам свидеться. Прощайте, мой батюшка, Александр Сергеевич. За ваше здоровье я просвиру вынула и молебен отслужила, поживи, дружочек, хорошенько, самому слюбится. Я, слава богу, здорова, целую ваши ручки и остаюсь вас многолюбящая няня ваша Арина Родионовна».

«Ты знаешь, что я не корчу чувствительность, но встреча моей дворни, хамов и моей няни – ей-богу, приятнее щекотит сердце, чем слава, наслаждение самолюбия, рассеянности и пр. Няня моя уморительна. Вообрази, что 70-ти лет она выучила наизусть новую молитву о УМИЛЕНИИ СЕРДЦА ВЛАДЫКИ И УКРОЩЕНИИ ДУХА ЕГО СВИРЕПОСТИ, молитвы, вероятно, сочиненной при царе Иване. Теперь у ней попы дерут молебен и мешают мне заниматься делом».

Пушкин – П.А. Вяземскому. 9 ноября 1826.

«В Михайловском нашел я все по-старому, кроме того, что нет в нем няни моей, и что около знакомых старых сосен поднялась, во время моего отсутствия, молодая сосновая семья, на которую досадно мне смотреть, как иногда досадно мне видеть молодых кавалергардов на балах, на которых уже не пляшу».

Пушкин – Н.Н. Пушкиной. 25 сентября 1835.

. Вновь я посетил
Тот уголок земли, где я провел
Изгнанников два года незаметных.
Уж десять лет прошло с тех пор – и много
Переменилось в жизни для меня.
Вот опальный домик,
Где жил я с бедной нянею моей.
Уже старушки нет – уж за стеною
Не слышу я шагов ее тяжелых,
Ни кропотливого ее дозора.

«Если случалось остаться ему одному дома без дела и гостей, Пушкин играл двумя шарами на бильярде сам с собой, а длинные зимние вечера проводил в беседах с няней Ариной Родионовной.

Арина Родионовна была посредницей, как известно, в его сношениях с русским сказочным миром, руководительницей его в узнавании поверий, обычаев и самых приемов народа, с каким подходит он к вымыслу и поэзии. Александр Сергеевич отзывался о няне, как о последнем своем наставнике, и говорил, что этому учителю он много обязан исправлением недостатка своего первоначального, французского воспитания. Простонародный рассказ: ЖЕНИХ, остается блестящим результатом этих сношений между поэтом и БЫВАЛОЙ старушкой».

К няне А.С. Пушкина

Свет Родионовна, забуду ли тебя?
В те дни, как сельскую свободу возлюбя,
Я покидал для ней и славу, и науки,
И немцев, и сей град профессоров и скуки, —
Ты, благодатная хозяйка сени той,
Где Пушкин, не сражен суровою судьбой,
Презрев людей, молву, их ласки, их измены
Священнодействовал при алтаре Камены, —
Всегда приветами сердечной доброты
Встречала ты меня, мне здравствовала ты,
Когда чрез длинный ряд полей, под зноем лета,
Ходил я навещать изгнанника-поэта,
А мне сопутствовал приятель давний твой,
Ареевых наук питомец молодой.
Как сладостно твое святое хлебосольство
Нам баловало вкус и жажды своевольство;
С каким радушием – красою древних лет –
Ты набирала нам затейливый обед!
Сама и водку нам, и брашна подавала,
И соты, и плоды, и вина уставляла
На милой тесноте старинного стола!
Ты занимала нас – добра и весела –
Про стародавних бар затейливым рассказом:
Мы удивлялися почтенным их проказам,
Мы верили тебе – и смех не прерывал
Твоих бесхитростных суждений и похвал;
Свободно говорил язык словоохотный,
И легкие часы летели беззаботно!

На смерть няни А.С. Пушкина

Я отыщу тот крест смиренный,
Под коим, меж чужих гробов,
Твой прах улегся, изнуренный
Трудов и бременем годов.
Ты не умрешь в воспоминаньях
О светлой юности моей
И в поучительных преданьях
Про жизнь поэтов наших дней.
Вон там – обоями худыми
Где-где прикрытая стена,
Пол нечиненый, два окна
И дверь стеклянная меж ними;
Диван под образом в углу,
Да пара стульев; стол украшен
Богатством вин и сельских брашен,
И ты, пришедшая к столу!
Мы пировали. Не дичилась
Ты нашей доли – и порой
К своей весне переносилась
Разгоряченною мечтой;..
Ты расскажи нам: в дни былые,
Не правда ль, не на эту стать
Твои бояре молодые
Любили ночи коротать.
И мы. Как детство шаловлива,
Как наша молодость вольна,
Как полнолетие умна,
И как вино красноречива,
Со мной беседовала ты,
Влекла мое воображенье.
И вот тебе поминовенье,
На гроб твой свежие цветы!
Я отыщу тот крест смиренный,
Под коим, меж чужих гробов,
Твой прах улегся изнуренный
Трудов и бременем годов.
Пред ним печальною головою
Склонюся; много вспомню я –
И умиленною мечтою
Душа разнежится моя!

  • Друзья Пушкина: переписка, воспоминания, дневники: в 2-х т.; – Т.1. — М.,1984. – 640 с.: 4 л. ил.

Урок литературы на тему «А.С. Пушкин «Няне»- поэтизация образа няни, мотивы грусти и одиночества». (5 класс)

Международные дистанционные олимпиады «Эрудит III»

Доступно для всех учеников
1-11 классов и дошкольников

Рекордно низкий оргвзнос

по разным предметам школьной программы (отдельные задания для дошкольников)

Идёт приём заявок

Открытый урок по литературе в 5-м классе.

Тема: А.С Пушкин «Няне»- поэтизация образа няни, мотивы грусти и одиночества. Цели урока:

продолжить изучение жизни и творчества А.С.Пушкина;

познакомить с жизнью няни Арины Родионовны; рассмотреть, какую роль она играла в жизни поэта;

развивать творческие способности и навыки выразительного чтения; развивать речь, логическое мышление, кругозор.

воспитывать интерес к творчеству А.С.Пушкина, интерес к классической литературе; любовь и сострадание к ближнему.

мультимедийный проектор; презентация (Приложение 1); иллюстрации, оформленные учащимися.

1. Организационный момент

2. Вступительное слово учителя. Сообщение темы и цели урока

Учитель: Сегодня мы продолжим знакомиться с творчеством великого русского поэта. Посмотрите на слайд презентации и подумайте, о ком мы будем говорить? Слайд 2

О любимой няне Александра Сергеевича — Арине Родионовне

— Итак, няня! В одном из лицейских стихотворений («Сон») Пушкин, вспоминая о своей няне, называл её «мамушкой».

Ребята, что вы знаете о няне поэта?

С младенчества няня лелеяла Сашу. Благодаря Арине Родионовне он окунулся в мир волшебных народных сказок, которые она замечательно рассказывала

С детских лет мы знаем о трогательной любви великого поэта к простой безграмотной крестьянке.

3.Сообшения учеников. Сведения из биографии поэта. Слайд 3,4,5

1 ученик. А.С. Пушкин родился 6 июня 1799 г в Москве. Любому человеку нужна родительская любовь, и особенно — маленькому ребёнку . Но маленькому Пушкину этой любви не хватало. Его родителям почти всегда было некогда. Маму в обществе считали красавицей, папа — любил весёлые беседы, дружеские застолья, и поэтому они с удовольствием ездили на званые вечера и балы. Это потом родители стали гордиться его славой. А в семье больше обращали внимания на старшую сестрёнку Ольгу и младшего брата Льва. И маленькому Пушкину казалось, что он растёт нелюбимым сыном. К счастью, у отца было много книг на французском языке. Скоро главными его друзьями сделались книги. За несколько лет он перечитал всю библиотеку!

2ученик. Хорошо разговаривать на иностранных языках, но ещё важнее знать родной. Хорошо, что у Пушкина была няня Арина Родионовна и бабушка Марья Алексеевна.

Сначала Арина Родионовна нянчила старшую сестру, Ольгу. Но однажды, когда маленькому Пушкину было только несколько месяцев, он заплакал так, что никто не мог его остановить — ни мама, ни бабушка, ни приставленная к нему женщина. Тогда и позвали Арину Родионовну. И стоило ей прикоснуться к плачущему младенцу, как

он замолчал, а ещё через мгновение спокойно заснул. Тут-то все и поняли, что лучше не может няни, чем она.

Поэтому Арина Родионовна вынянчила обоих детей. По вечерам она пела им колыбельные песни, днём играла в ладушки, а ещё знала множество забавных историй, считалок, сказок. Саша часами слушал, как она пела или рассказывала ему сказки. Скоро маленький Пушкин тоже повторял их наизусть. А спустя десятилетия вспомнил и сам написал сказки, которые с тех пор знает каждый русский ребёнок.

Учитель: Слайд 9-1 О

Вглядитесь ещё раз в её лицо. «Это была старушка чрезвычайно почтенная, лицом полная, вся седая, страстно любящая своего питомца», Так говорили друзья поэта из Тригорского. Одиннадцать лет они жили душа в душу. «Томленье сна на очи упадало», и проплывали пред спящим мальчиком невиданные царства-государства, колдуны, избушки на курьих ножках .

От ужаса замрёт, не шелохнётся, едва дышит, не чувствуя ни рук ни ног. Этот момент и запечатлел художник В.Кузнецов на картине «Пушкин слушает сказки няни»’.

Учитель: Слайд 11. Прошли годы, Александр Сергеевич стал знаменитым поэтом. За свои смелые стихи Пушкин был сослан в село Михайловское, где поэт жил в течение двух лет в большой дружбе со своей няней Ариной Родионовной.

Пушкин вспоминал: слайд12,13 Мастерица ведь была

И откуда что брала!

А куды разумны шутки,

Небылицы, былины Православной старины .

Слайд 14. ,15.1.В письме из своей северной ссылки Пушкин писал брату Льву: «После обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки и вознаграждаю тем недостатки своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма. Она единственная моя подруга, и с нею только мне не скучно . ». Эти строки говорят о той огромной роли, которую играла в то время для Пушкина его няня. Для Пушкина Арина Родионовна была не просто доброй заботливой няней и талантливой сказочницей. Она была для него близким другом. Она была его первой слушательницей и критиком в годы ссылки. На рисунках мы видим А.С.Пушкина за работой или за чтением няне своих стихов.

А как любила Арина Родионовна друзей Пушкина!

Слайд 16. Её знали все близкие друзья Пушкина. Лицейский друг поэта И,И.Пущин вспоминал о встрече с Пушкиным в Михайловском 11 января 1825 года: « Прибежавшая старуха застала нас в объятьях друг друга . Не знаю, за кого приняла меня, только, ничего не спрашивая, бросилась обнимать. Я тотчас догадался, что это добрая его няня, столько раз им воспетая — и чуть не задушил ее в объятиях.» После того как волнения немного улеглись, Пушкин читал привезенные ему в подарок «Думы» Рылеева, «Горе от ума» А.С.Грибоедова, Прочел и свои стихи, а няня и Пушкин слушали. Именно этот момент мы видим на картине Н.Н.Ге» И. И.Пущин в гостях у Пушкина»

Светлой, доброй, любящей осталась няня в памяти его друзей.

Слайд 17 .Учитель: И вот, спустя полтора месяца по возвращении из ссылки, в 1826 году Пушкин пишет стихотворение «Няне», в котором навеки запечатлел свою мамушку ..

4. Самостоятельное чтение детьми. Учитель: Всё ли понятно?

5. Словарная работа. Слайд 18.-19

Светлица — в старину: светлая парадная комната в доме.

Горюешь, будто на часах — т. е. когда у человека плохое настроение, то кажется, что время тянется долго.

Вороты — устар. ворота.

Учитель: Ребята, к какому роду литературы относится произведение А.С.Пушкина «Няне»?

Слайд 20 .Дети: К жанру лирика, потому что выражены чувства автора.

Учитель: А вот какому жанру лирики оно принадлежит, вы узнаете сегодня на уроке. 4. Выборочное чтение. Слайд20

Какие чувства испытывает поэт, писавший эти строки? В каких словах проявляется его отношение к няне?

Дети: — С первых же строчек стихотворение волнует своей сердечностью. Любовь, нежность, забота выражаются автором щедро и открыто:

Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя

Как вы понимаете выражение подруга дней моих суровых? друг, способный разделить радости и горести

Мысленно возвращаясь туда:

«Одна в глуши лесов сосновых», поэт словно бы видит няню внутренним взором, угадывая все её передвижения:

«Давно, давно ты ждёшь меня».

Ты под окном своей светлицы

Горюешь, будто на часах,

И медлят поминутно спицы

В твоих наморщенных руках

Учитель: Он уверен, что она помнит его, думает о нём? Дети: няня ждёт поэта:

Глядишь в забытые вороты На чёрный отдалённый путь» А в душе беспокойство о нём: «Тоска, предчувствие заботы Теснят твою всечасно грудь»

Учитель: Можно ли прийти к выводу, что герой остался самым близким человеком для няни? Как он называет её и почему именно так?

дети: Мы чувствуем огромную привязанность поэта к няне и её беззаветную любовь к нему. Он называет её «подруга», «голубка». А няня «ждёт», «горюет», «глядит в забытые вороты».

Каким настроением проникнуто это стихотворение? (Настроение стихотворения грустное, печальное, тоскливое)

Как вы думаете, какие чувства владели поэтом, когда он писал это стихотворение? (В произведении передано чувство вины перед няней за долгое отсутствие, страдание от разлуки.)

Учитель: На что похоже это стихотворение? дети: На письмо.

Учитель: — Верно, жанровая разновидность этого стихотворения — послание, т. е. стихотворение, адресованное кому-то. В данном случае — няне.

Этими чувствами поэт наделяет лирического героя. Лирический герой близок автору, но нельзя отождествлять эти понятия.

Лирический герой не может быть рядом с ней и обращается к ней мысленно. Поэтому жанр стихотворения — послание. Слайд 22

Лирический герой — это условный образ человека в лирике. Обыкновенно близок к самому автору.

(запись в тетрадях)

В лирическом произведении и жанр, и композиция — все способствуют выражению настроения. А что такое композиция? Слайд 24

1 часть — обращение лирического героя к няне,

Строки 2 части рисуют забытый домик в глуши сосновых лесов. В 3 части герой мысленно возвращается туда.

4 часть — беспокойство.

Это стихотворение не завершено. Оно обрывается на щемящей душу ноте — «то чудится тебе . »

Что же могло почудиться Арине Родионовне?

Может быть, новая встреча со своим любимцем. В послании «Няне» всего 12 строк, я бы назвала её хвалебной песнью всем няням, бабушкам, мамам. В ней любовь к тем, кто дал нам жизнь и вынянчил нас.

Учитель: Поэтом создан поразительно верный образ женской любящей души. В чувствах няни так много того, что близко каждой женщине — матери:

самоотверженная забота о своих детях и бесконечная любовь к ним, тоска в разлуке с ними, постоянные ожидания, встречи и горе одиночества. Ребята, раз поэт выражает свою любовь к няне, то значит какая это лирика?

дети: — Любовная лирика.

6.Учитель: С помощью каких средств художественной выразительности рисуется эта любовь и привязанность поэта к няне?

Средства художественной выразительности . Слайд 25-26

Слайд 27.МетафорическиЙ эпитет: «дней суровых» показывает, как поэту было трудно в ссылке, но его поддерживала няня (учитель подсказывает правильное название средства художественной выразительности)

Эпитет в форме инверсии: «голубка дряхлая моя» говорит о нежном, любящем отношении поэта к няне.

Эпитет: «одна в глуши лесов сосновых» подчёркивает одиночество няни. Повторы: «давно, давно ты ждёшь меня» говорят о том, как долго ждёт няня поэта.

Слайд 28 Сравнение: «горюешь, будто на часах» Олицетворение: «Медлят поминутно спицы»

Эпитеты: «глядишь в забытые ворот на чёрный отдалённый путь» Метафоры: «тоска, предчувствия, заботы теснят твою всечасно грудь»

Повторы, сравнение, олицетворение, эпитеты, метафора, подчёркивают тоску няни, постоянное ожидание встречи и горе одиночества.

Учитель: — Шёпотом прочтите стихотворение. Что вы услышали? дети:

Аллитерация — «ждёшь, глушь, горюешь» мы слышим приглушённые звуки, шёпот. Эти звуки подчёркивают тишину ожидания.

Слайд 29 Учитель: — Какие краски вы бы взяли для рисунка к этому стихотворению? дети: — тёмные краски, т. к. дни суровые, «В глуши лесов», «чёрный путь». Лишь окно «светлицы» как светлое пятно на картине.

7. Подготовка к выразительному чтению.

Учитель: Как надо читать строки? И как дальше?

Учитель: — Ребята, каковы ваши впечатления от прочитанного стихотворения? (Ответы детей)

Учитель. — Прочтите это стихотворение выразительно. Так, чтобы все почувствовали огромную любовь поэта к няне.

(Выразительное чтение всего стихотворения детьми).

Учитель: — Прочтите строки из стихотворения Е.Серовой о няне А.С.Пушкина:

Арина Родионовна Какое имя-отчество! ..

Нам снято всё, что скрасило Поэта одиночество.

Учитель: — Вы согласны с этими строками?

Лишь на несколько лет пережил поэт свою 70-летшюю няню. Так и не довелось бедной старушке закрыть глаза своему любимцу и оплакать его. А может быть, это и к лучшему.

Александр Пушкин

Участвовал 12

Его коллеги по цеху

Видео 4

Александр Пушкин — гениальный русский поэт, прозаик, драматург, основоположник современного русского языка.

Произведения Александра Пушкина актуальны по сей день: литературное наследие автора живет полной жизнью на театральных подмостках и в киноискусстве по всему миру.

Детство и юность Александра Пушкина / Aleksandr Pushkin

Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве на Немецкой улице (ныне Бауманская улица) в семье чиновника Московского комиссариата Сергея Львовича Пушкина и его жены Надежды Осиповны (в девичестве — Ганнибал). Семейство Пушкиных принадлежит нетитулованному дворянскому роду, в творчестве Александра Сергеевича присутствуют отдельные стихи и рассказы, посвященные любимым родственникам. Александр Пушкин гордился тем, что мог назвать свой род древним, аристократичным и честным, но не угодившим государству.

В детстве маленький Саша часто гостил у бабушки Марии Алексеевны Ганнибал в селе, первые детские ощущения и образы были воспроизведены поэтом в ранних стихотворениях в период обучения в лицее. Бабушка первой начала обучать мальчика грамоте и рассказывать истории из семейных преданий. Второй женщиной, приобщавшей Александра Пушкина к народной культуре, стала няня Арина Родионовна. Все члены большой семьи, кроме домашнего учителя Беликова, говорили всегда исключительно на французском языке, даже прислуга и гувернантки.

В возрасте девяти лет Александр Пушкин увлекся чтением — ребенок ознакомился с произведениями Гомера и Плутарха, а затем прочитал всю библиотеку отца, состоявшую из книг великих мыслителей и ученых. Вдохновившись произведениями Мольера, Александр Пушкин написал свое первое стихотворение на французском языке, подражая Мольеру, а затем исписал целую тетрадку, пробуя свои возможности и в русском стихосложении.

Мальчик с удовольствием покинул отчий дом в 1811 году, поскольку ладил только с сестрой и няней, и переехал в Царскосельский лицей, куда попал благодаря хлопотам А.И.Тургенева и успешно сданным экзаменам. Программа курса состояла из общеобразовательных предметов и философских, общественно-юридических наук. Лицей являл собой непривычное учебное заведение, отличное от типичных школ и гимназий: в нем не было культа телесных наказаний, ученики жили в раздельных комнатах, уровень получаемого образования считался крайне высоким. Но попустительство и безнадзорность привела лицеистов к слишком раннему взрослению в тех вопросах, ответы на которые лучше узнать в более старшем возрасте.

Творческий путь Александра Пушкина / Aleksandr Pushkin

Жажда к знаниям и чувство человеческого достоинства прививались ученикам ежечасно, Александр Пушкин рос под эгидой гуманных и светлых идей. За шесть лет пребывания в стенах лицея, Александр Пушкин написал не один десяток произведений различных жанров (стихотворения, поэмы, элегии), публиковался в печатных изданиях (журнал «Вестник Европы», «Российский музеум »), был избран в члены литературного клуба «Арзамас», познакомился с рядом знаковых персон для своего времени (Н. М. Карамзин, П. А. Вяземский, К. Н. Батюшков, П. Я. Чаадаев и другие).

Лирика Александра Пушкина лицеистского периода полна штампов, копирок и подражаний, она берет истоки в гедонистических мотивах и завершается в упаднических настроениях по поводу невзаимной любви и в сокрушениях о быстротечности жизни. Также Александр Сергеевич проявлял интерес к социальным темам, отразившихся в стихотворении «Воспоминания в Царском Селе», в послании «Лицинию» и в поэме «Тень Фонвизина».

После 1817 года, когда Александр Пушкин выпустился из лицея, поэт активно участвует в культурной среде Петербурга. Пушкин посещает театры и балы, участвует в заседаниях «Арзамаса» и «Зеленой лампы», дружит с участниками первых тайных сообществ, общается с декабристами, создает несколько политических произведений, снискавших мгновенную славу в определенных кругах, — «К Чаадаеву» («Любви, надежды, тихой славы…», 1818 ), «Вольность» ( 1818 ), «Деревня» ( 1819 ).

В 1820 году Александр Пушкин публикует национальную богатырскую поэму «Руслан и Людмила», которая включала в себя новаторские приемы русско-французского словесного выражения, просторечия и фольклорную стилистику.

В 1820 году Александр Пушкин направляется в Крым, чтобы попасть на новое место службы, но заболевает воспалением легких и отбывает в Гурзуф, чтобы поправить здоровье. Именно там зарождаются идеи поэмы «Бахчисарайский фонтан», романа «Евгений Онегин» и пишутся строфы поэмы «Кавказский пленник», которая в 1822 году приносит Александру Пушкину всероссийское признание. Бывший лицеист становится первым поэтом страны.

В 1824 году Александр Пушкин издает еще одну «южную поэму» — «Бахчисарайский фонтан», которая стала образцом самой дорогостоящей поэзии за историю русской литературы начала 19-ого века, один стих (строка) был куплен за пять рублей.

Александр Пушкин много размышляет об объективной реальности и законах, в ней существующих, о том, что эти законы влияют и подчиняют всю человеческую суть, какой бы смелой, здравомыслящей и положительной она не была. С этой мыслью поэт начинает писать первые главы «Евгения Онегина».

Пушкин крайне увлечен произведениями Байрона, изучает работы древнегреческих мэтров, постепенно формируя собственный сжатый и лаконичный стиль написания стихов, в которых смешивается романтическая окраска вместе с устаревшими языковыми формами.

Одиночество в ссылке в Михайловском было плодотворным для Пушкина: поэт написал более ста произведений за два года, среди которых поэма «Цыганы» ( 1827 ), драма «Борис Годунов» (1825), послание «Я помню чудное мгновенье…» и др.

В 1829 году выходит пушкинская поэма «Полтава», написанная под вдохновением от образа Петра I, в произведении затрагиваются спорные вопросы взаимоотношений России и Европы, судьба человека на фоне исторических событий. «Сильные характеры и глубокая, трагическая тень, набросанная на все эти ужасы » — вот, что интересовало Пушкина, но поэма осталась непонятой современниками, внимание публики ослабло.

В 1830 году Александр Пушкин отправляется в Болдино, чтобы решить семейные дела накануне свадьбы, поэту приходится задержаться на три месяца в связи с холерными карантинами. За это время Пушкин успевает написать 30 стихотворений, «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», «Маленькие трагедии», последние главы «Евгения Онегина», «Домик в Коломне», «История села Горюхина», «Сказка о попе и о работнике его Балде».

В 1832 году Александр Пушкин начинает работу над романом «Дубровский», где главный герой изображен в типичном романтическом ключе, а все остальные персонажи получались невероятно реалистичными. Однако Пушкин бросает создание произведения, почти завершив его, и увлекается темой пугачевщины и крестьянского бунта. В 1833 году Александр Сергеевич возвращается в Болдино и пишет «Историю Пугачёва», «Песни западных славян», повесть «Пиковая дама», поэмы «Анджело» и «Медный всадник», «Сказку о рыбаке и рыбке» и «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях», стихотворение «Осень». «Медного всадника» не допустили к публикации.

Роман «Капитанская дочка» был издан в журнале «Современник», друзья Пушкина боялись, что выпуск романа в отдельной книге не принесет дохода, поэтому настояли на публикации в печатном издании.

Последним поэтическим циклом Александра Пушкина стал «каменоостровский» цикл в 1836 году, включавший в себя « Отцы пустынники и жены непорочны », « Как с древа сорвался …», «Памятник» и « Мирской власти ».

Карьера Александра Пушкина / Aleksandr Pushkin

В 1817 году Александр Пушкин становится выпускником Царскосельского лицея и в чине коллежского секретаря направлен на службу в Коллегию иностранных дел.

В 1820 году Александра Пушкина вызывают к петербургскому генерал-губернатору для объяснения содержания стихотворений и эпиграмм, которые несут провокационные и смелые замечания. Поэту грозила отставка и ссылка в Сибирь, но Н.М.Карамзин помог избежать жесткого наказания, поэтому Пушкина отправили служить на юг России, в кишинёвскую канцелярию И. Н. Инзова.

Новый начальник в Кишиневе оказался весьма лояльным человеком, позволяющим поэту путешествовать по ближним городам, так Александр Пушкин побывал в Одессе, Киеве. Поэт принимают в масонскую ложу «Овидий».

В 1823 году Александр Пушкин переводится в Одессу в канцелярию графа Воронцова, поэт оказывал знаки внимания жене начальника, чем вызвал негативное отношение к себе. В 1824 году Александра Пушкина отстраняют от службы за интерес к «атеистическим учениям», поэт направлен в ссылку в имение Михайловское.

В 1926 году состоялась личная аудиенция Александра Пушкина с императором Николаем I, который пообещал поэту покровительство и отсутствие цензуры. Однако в 1828 году за Александром Пушкиным устанавливается полицейский надзор.

В 1834 году Александр Пушкин переведен в звание камер-юнкера, которое обычно дается молодым юношам, поэт был крайне оскорблен. Пушкин с сего момента и до конца жизни постоянно испытывал нужду в финансах.

Личная жизнь Александра Пушкина / Aleksandr Pushkin

В 1828 году Александр Пушкин влюбляется с первого взгляда в Наталью Гончарову, в последствии поэт сделал предложение девушке, но ее семья ответила невразумительно. Отчаявшийся Пушкин уехал служить на Кавказ, по возвращению встретил холодный прием в семье Гончаровых. Но в 1830 году Пушкин получает согласие и благословение, а в 1831 венчается с Натальей Гончаровой. Во время венчания кольцо поэта упало на пол, а затем погасла свеча — эти две детали стали плохим предзнаменованием для Пушкина.

В 1937 году состоялась дуэль Александра Пушкина и Дантеса, в результате которой поэт получил травму, несовместимую с жизнью. Перед смертью поэт переписывался с императором, надеясь успеть обговорить лучшие условия жизни для любимой жены и четверых детей. Николай Первый выполнил все просьбы Пушкина после его смерти и контролировал процесс похорон, умышленно не разглашая точное время прощания с телом и запрещая всякую церемонию. Александр Пушкин похоронен на территории Святогорского монастыря Псковской губернии.

Библиография Александра Пушкина / Aleksandr Pushkin

  • Поэмы
  • Руслан и Людмила (1817—1820)
  • Кавказский пленник (1820—1821)
  • Гавриилиада (1821)
  • Вадим (1821—1822)
  • Братья разбойники (1821—1822)
  • Бахчисарайский фонтан (1821—1823)
  • Цыганы (1824)
  • Граф Нулин (1825)
  • Полтава (1828—1829)
  • Тазит (1829—1830)
  • Домик в Коломне (1830)
  • Езерский (1832)
  • Анджело (1833)
  • Медный всадник (1833)
  • Роман в стихах
  • Евгений Онегин (1823—1832)
  • Драматические произведения
  • Борис Годунов (1825)
  • Скупой рыцарь (1830)
  • Моцарт и Сальери (1830)
  • Каменный гость (1830) ФЭБ: Пушкин. Каменный гость. — 1948 (текст)
  • Пир во время чумы (1830)
  • Русалка (1829—1832)
  • Проза Арап Петра Великого (1827)
    Роман в письмах (1829)
    Повести покойного Ивана Петровича Белкина (1830)
    История села Горюхина (1830)
    Рославлев (1831)
    Дубровский (1833)
    Пиковая дама (1834)
    История Пугачёва (1834)
    Египетские ночи (1835)
    Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года (1835)
    Капитанская дочка (1836)
  • Сказки
  • Жених (1825)
  • Сказка о попе и о работнике его Балде (1830)
  • Сказка о медведихе (1830—1831)
  • Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди (1831)
  • Сказка о рыбаке и рыбке (1833)
  • Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях (1833)
  • Сказка о золотом петушке (1834)

Фильмография Александра Пушкина / Aleksandr Pushkin

По произведениям Александра Пушкина снято более ста фильмов во всем мире.

Сказки Пушкина. Сказка о царе Салтане (2013)
Дубровский (2013)
Борис Годунов (2011)
Барышня-крестьянка (1995)
Борис Годунов (1986)
Сказка о царе Салтане (1984)
Маленькие трагедии (мини-сериал, 1979)
Сказ про то, как царь Петр арапа женил (1976)
Сказка о попе и о работнике его Балде (1973)
Станционный смотритель (ТВ, 1972)
Руслан и Людмила (1972)
Сказка о золотом петушке (1967)
Сказка о царе Салтане (1967)
Выстрел (1966)
Метель (1964)
Капитанская дочка (1958)
Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях (1951)
Сказка о рыбаке и рыбке (1950)
Сказка о попе и его работнике Балде (1940)
Руслан и Людмила (1938)

Няня Александра Сергеевича Пушкина — Аюрведа Плюс. Магазин аюрведических товаров.

Няня Александра Сергеевича Пушкина

Няня Александра Сергеевича Пушкина

Арина Родионовна Яковлева (1758—1828)

Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.

Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.

Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь;
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.

Няня Пушкина, Арина Родионовна Яковлева, родилась в полуверсте от Суйды, в деревне Лампово Копорского уезда Петербургской губернии. Мать ее, Лукерья Кириллова, и отец, Родион Яковлев, были крепостными, имели семерых детей. Арина было ее домашнее имя, а подлинное — Ирина или Иринья. Как крепостная крестьянка няня фамилии не имела. В документах (ревизские сказки, метрические церковные книги и т.д.) она названа по отцу — Родионовой, а в быту — Родионовной.

Арина Родионовна Яковлева Родионовной ее именовали уже под старость, как это делается иногда в деревнях. Сам Пушкин ни единого раза не назвал ее по имени, а в письмах писал «няня». В литературе она именуется чаще как Арина Родионовна, без фамилии, либо, реже, под фамилией Яковлева. Иногда, кстати, ее называли также Арина Матвеева — по мужу.

Ксавье де Местр.
Пушкин-ребенок. 1800-1802.
Металлическая пластинка, масло.

В1792 г. Арина Родионовна была взята бабкой Пушкина Марией Алексеевной Ганнибал в качестве няни для племянника Алексея, сына брата Михаила. А после рождения Ольги в 1797 году Арина Родионовна переходит в семью Пушкиных, сменив на этом посту свою родственницу или однофамилицу Ульяну Яковлеву.


Обозная Валентина Ивановна.Пушкин и няня

Была она настоящею представительницею русских нянь», — вспоминала об Арине Родионовне Ольга Сергеевна. К детям в господские семьи брали кормилиц и нянь. К мальчикам еще приставляли «дядек» (известно, что у Пушкина был Никита Козлов, верный и преданный «дядька», проводивший поэта до могилы). Эти простые люди любили чужих детей, как своих, отдавали им все, на что способна русская душа. Но в биографиях Пушкина няня затмевает собой Козлова.

Наша ветхая лачужка
И печальна, и темна.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена?
Выпьем, добрая подружка,
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.
Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла.
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То как зверь она завоет,
То заплачет, как дитя.
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.

После смерти Марии Алексеевны (27 июня 1818 года) няня проживает у Пушкиных в Петербурге, на лето вместе с ними переезжая в Михайловское. Пушкин называл ее «мамушкой», относился к ней с теплотой и заботливостью.

Сельцо Михайловское. Съ литографiи 1837 года.


Пушкинъ и няня. Съ карт. И. И. Геллера (исключ. право воспроизв. принадл. «НивЪ») грав. К. Зоммеръ.

Пушкинъ в Михайловскомъ. Картина Н.Н. Ге. Рис. Далькевичъ грав. Б. Пуцъ.

В 1824-1826 годах Арина Родионовна вместе с Пушкиным прожила в Михайловском, разделив с поэтом его изгнание.

Арина Родионовна Яковлева В ту пору Пушкин особенно сблизился с няней, с удовольствием слушал ее сказки, записывал с ее слов народные песни. Сюжеты и мотивы услышанного он использовал в творчестве. По признанию поэта, Арина Родионовна была «оригиналом няни Татьяны» из «Евгения Онегина», няни Дубровского. Принято считать, что Арина является прототипом также мамки Ксении в «Борисе Годунове», женских образов романа «Арап Петра Великого».

Арина Родионовна стала символом доброты и мудрости, олицетворяя в своем образе душу бабушек и нянь, сумевших передать своим воспитанникам всю любовь и нежность, развить их пытливый ум и воспитать у них любовь к своей земле и своему народу.

Благодаря А.С.Пушкину, имя Арины Родионовны стало известно всему миру. Но, почти у каждого человека была в детстве своя «няня» — бабушка, которая отдавала ему всю свою любовь, заботу и знания. Благодаря этой любви многие состоялись как люди любящие свое дело, свою семью, свою родину.

В 1911 году на острове Капри кто-то из русских, что жили на острове, передал А.М. Горькому рельефный портрет няни Пушкина, вырезанный на кости. До 1891 года этот портрет находился в Пскове, а затем как-то попал в Италию. Горький передал его в Пушкинский дом.

Наперсница волшебной старины,
Друг вымыслов игривых и печальных,
Тебя я знал во дни моей весны,
Во дни утех и снов первоначальных.

Я ждал тебя; в вечерней тишине
Являлась ты веселою старушкой,
И надо мной сидела в шушуне,
В больших очках и с резвою гремушкой.

Ты, детскую качая колыбель,
Мой юный слух напевами пленила
И меж пелен оставила свирель,
Которую сама заворожила.

Младенчество прошло, как лёгкой сон.
Ты отрока беспечного любила,
Средь важных Муз тебя лишь помнил он,
И ты его тихонько посетила;

Но тот ли был твой образ, твой убор?
Как мило ты, как быстро изменилась!
Каким огнём улыбка оживилась!
Каким огнём блеснул приветный взор!

Покров, клубясь волною непослушной,
Чуть осенял твой стан полувоздушный;
Вся в локонах, обвитая венком,
Прелестницы глава благоухала;
Грудь белая под жёлтым жемчугом
Румянилась и тихо трепетала…

(1822)

Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждёшь меня.

Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.

Глядишь в забытые вороты
На чёрный отдалённый путь;
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.

То чудится тебе…

(1826, незавершённое. Впервые опубликовано в 1855)

Этой уникальной женщине стихи посвящал не только сам Пушкин. «Свет Родионовна, забуду ли тебя?» – обращался к ней Языков, вспоминая свои посещения Михайловского

Свет Родионовна, забуду ли тебя?
В те дни, как сельскую свободу возлюбя,
Я покидал для ней и славу, и науки,
И немцев, и сей град профессоров и скуки, –
Ты, благодатная хозяйка сени той,
Где Пушкин, не сражен суровою судьбой,
Презрев людей, молву, их ласки, их измены,
Священнодействовал при алтаре Камены, –
Всегда, приветами сердечной доброты,
Встречала ты меня, мне здравствовала ты,
Когда чрез длинный ряд полей, под зноем лета,
Ходил я навещать изгнанника-поэта,
И мне сопутствовал приятель давний твой,
Ареевых наук питомец молодой.
Как сладостно твое святое хлебосольство
Нам баловало вкус и жажды своевольство!
С каким радушием – красою древних лет –
Ты набирала нам затейливый обед!
Сама и водку нам, и брашна подавала,
И соты, и плоды, и вина уставляла
На милой тесноте старинного стола!
Ты занимала нас – добра и весела –
Про стародавних бар пленительным рассказом:
Мы удивлялися почтенным их проказам,
Мы верили тебе – и смех не прерывал
Твоих бесхитростных суждений и похвал;
Свободно говорил язык словоохотный,
И легкие часы летели беззаботно!

Н.М. ЯЗЫКОВ (1827 г.).

Памятник А.С. Пушкину и Арине Родионовне в г.Псков

На смерть няни А.С. Пушкина

Я отыщу тот крест смиренный,
Под коим, меж чужих гробов,
Твой прах улегся, изнуренный
Трудов и бременем годов.
Ты не умрешь в воспоминаньях
О светлой юности моей
И в поучительных преданьях
Про жизнь поэтов наших дней.
Вон там – обоями худыми
Где-где прикрытая стена,
Пол нечиненый, два окна
И дверь стеклянная меж ними;
Диван под образом в углу,
Да пара стульев; стол украшен
Богатством вин и сельских брашен,
И ты, пришедшая к столу!
Мы пировали. Не дичилась
Ты нашей доли – и порой
К своей весне переносилась
Разгоряченною мечтой;..
Ты расскажи нам: в дни былые,
Не правда ль, не на эту стать
Твои бояре молодые
Любили ночи коротать.
И мы. Как детство шаловлива,
Как наша молодость вольна,
Как полнолетие умна,
И как вино красноречива,
Со мной беседовала ты,
Влекла мое воображенье.
И вот тебе поминовенье,
На гроб твой свежие цветы!
Я отыщу тот крест смиренный,
Под коим, меж чужих гробов,
Твой прах улегся изнуренный
Трудов и бременем годов.
Пред ним печальною головою
Склонюся; много вспомню я –
И умиленною мечтою
Душа разнежится моя!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: