Статьи — А

Анатолий Фёдорович Кони

А.Ф. Кони, Собр. сочинений в 8-ми томах, М., Изд. «Юридическая литература», 1968 г., т. 6.

В основу очерка положен третий раздел «Отрывков из воспоминаний» А. Ф. Кони, напечатанных в «Вестнике Европы» 1908 г. No 5. Текст этого раздела был повторен с незначительными стилистическими исправлениями в составе цикла «Тургенев. — Достоевский. — Некрасов. — Апухтин. — Писемский. — Языков» во втором томе мемуаров А. Ф. Кони «На жизненном пути» (СПб., 1912; СПб., 1913; М., 1916). К 100-летию со дня рождения поэта воспоминания о Некрасове были существенно переработаны, дополнены и в виде самостоятельного очерка включены в книгу А. Ф. Кони «1821-1921. Некрасов. Достоевский. По личным воспоминаниям» (Пб., Кооперативное издательство литераторов и ученых, 1921). В рукописном отделе Института русской литературы сохранился текст очерка из второго тома «На жизненном пути» (СПб., 1912) с правкою автора и корректура очерка из юбилейной книги 1921 года также с авторской правкой (ИРЛИ, ф. 134, оп. 1, ед. хр. 36, лл. 1-8). Юбилейной книге было предпослано следующее вступление:

«Сочинения выдающихся писателей представляют обыкновенно ценный материал для суждения о их литературных вкусах, о взгляде их на задачи искусства и о их нравственных и общественных идеалах. Нередко в их измененной внешним образом форме содержатся автобиографические данные, которыми, однако, следует пользоваться с большой осторожностью, ввиду возможности создания себе далекого от действительности представления о личности писателя. В этом последнем отношении хорошим материалом могут служить личные воспоминания, рисующие писателя, так сказать, «живьем», причем иногда какая-нибудь, даже мелкая, подробность из житейских встреч с ним изображает его более ярко, чем длинные рассуждения о нем, почерпнутые из его сочинений.

На моем долгом жизненном пути судьба послала мне личное знакомство с Некрасовым и Достоевским, Львом Толстым и Майковым, Тургеневым и Гончаровым, Писемским, Соловьевым, Апухтиным, Кавелиным и др. Воспоминаниям о двух из них посвящается настоящая книжка, ввиду того, что в настоящем году исполнилось и исполняется 100 лет с рождения Некрасова и Достоевского».

Очерк был перепечатан в пятом (посмертном) томе «На жизненном пути» (Л., 1929). В настоящем издании печатается текст 1921 года с устранением явных опечаток и с рядом исправлений по сохранившейся корректуре.

Редко кто из выдающихся писателей возбуждал при жизни и после смерти столько разноречивых оценок, как Н. А. Некрасов. Рядом с восторженным изображением его, как «печальника горя народного», существуют отзывы о нем, как о тенденциозном стихотворце, в произведениях которого «поэзия и не ночевала», как о лицемере, негодующее слово которого шло вразрез с черствостью его сердца и своекорыстием 1 . Здесь не место разбирать его произведения и доказывать при этом, как односторонни, пристрастны и несправедливы такие взгляды на его творчество и личность. Достаточно указать на задачу, поставленную им всякому общественному деятелю своим заветом: «Иди к униженным, иди к обиженным — там нужен ты» 2 , которому он и сам следовал, будя в читателе негодование на мрачные и жестокие стороны крепостного права, рекрутчины и бюрократического бездушия. Он знакомил так называемое «общество» и городскую молодежь с русским сельским бытом и, хотя и разными с Тургеневым приемами, вызывал в ней сочувствие к простому русскому человеку и веру в жизненность его духовных сил. Нужно ли говорить о красоте, сжатости и выразительности его языка, о богатстве глубоких по содержанию прилагательных, рисующих целые картины, об искусных звукоподражаниях, о ярких образах, щедрою рукою рассыпанных в его произведениях? Можно ли забыть о тяжких впечатлениях его детства, протекшего «средь буйных дикарей» 3 , под звон цепей каторжников, проходивших «по Владимирке», и унылое пение бурлаков на Волге, и в частых горьких слезах, разделяемых им со страдалицей-матерью, воспетой им с такой захватывающей скорбью? 4 .

Все это не входит, однако, в задачу настоящего очерка: хочется поделиться с читателями простыми личными воспоминаниями, касающимися Некрасова.

Еще в раннем детстве, когда ни о каком знакомстве моем с поэзией Некрасова не могло быть и речи, да она и не успела еще развернуться во всю свою ширь, я уже интересовался им по рассказам своего отца, издателя-редактора «Литературной газеты» в 1840-1841 годах и «Пантеона и репертуара» с 1843 почти вплоть по 1851 год, когда последний журнал был переименован в «Пантеон» и очень расширил свою литературно-художественную программу 5 .

Время издания «Литературной газеты» совпало с годами тяжелых испытаний и крайних лишений в жизни Некрасова. Ему приходилось очень бедствовать, подчас подолгу голодать и на себе испытывать ту нищету, бесприютность и неуверенность в завтрашнем дне, которые отразились на содержании многих его стихотворений. Он, очевидно, знал по личному опыту, как тяжко проживание в петербургских углах, описанных им в одном из сборников, им изданных 6 . Существовать приходилось изо дня в день составлением книжек для мелких издателей-торгашей и торопливым писанием на заказанные темы о чем придется и как придется. В этот период его жизни с ним познакомился редактор «Литературной газеты» и предложил ему в своем издании хороший по тогдашним временам заработок, ценя молодого писателя, давая ему иногда по целым неделям приют у себя и оберегая его от возвращения к привычкам бродячей и бездомной жизни 7 .

В письме из Ярославля от 16 августа 1841 г., по поводу какого-то недоразумения, вызванного сплетнями одного из «добрых приятелей» Некрасова, он писал моему отцу: «Неужели Вы почитаете меня до такой степени испорченным и низким. Я помню, что был я назад два года, как я жил. я понимаю теперь, мог ли бы я выкарабкаться из copy и грязи без помощи вашей. Я не стыжусь признаться, что всем обязан Вам: иначе бы я не написал этих строк, которые навсегда могли бы остаться для меня уликою» 8 .

Большая часть работ Некрасова в «Литературной газете» была подписана псевдонимом «Перепельский». Себя и редактора он изобразил в «Водевильных сценах из журнальной жизни» под именем Польского и Семячко и вложил в уста последнего следующее profession de foi (символ веры» (букв.); изложение своих убеждений — франц.) по поводу приемов тогдашней газетной травли, руководимой знаменитым в своем роде Булгариным:

«Я литератор, а не торговка с рынка. Я [. ] не намерен [. ] пятнать страницы моей газеты тою ржавчиною литературы, которую желал бы смыть кровью и слезами» 9 .

Когда Некрасов вышел на широкую литературную дорогу, его добрые отношения с моим отцом продолжались, хотя видались они довольно редко.

В первый раз мне пришлось его увидать в конце пятидесятых годов на Невском, при встрече его с моим отцом. Я жадно всматривался в его желтоватое лицо и усталые глаза и вслушивался в его глухой голос: в это время имя его говорило мне уже очень многое. В короткой беседе разговор — почему, уже не помню — коснулся историчен ских исследований об Иване Грозном и о его царствовании, как благодарном драматическом материале. «Эх, отец! — сказал Некрасов (он любил употреблять это слово в обращении к собеседникам), — ну, чего искать так далеко, да и чего это всем дался этот Иван Грозный! Еще и был ли Иван-то Грозный?» — окончил он, смеясь.

Осенью 1861 года я был на литературном вечере в память только что схороненного Добролюбова. Некрасов читал трогательные стихотворения покойного, еще не появившиеся в печати. Его глухой голос как нельзя более соответствовал скорбному тону того, что он выбрал для чтения: «Пускай умру — печали мало, одно страшит мой ум больной, чтобы и смерть не разыграла — обидной шутки надо мной», — говорил он, и казалось, что это — замогильный голос самого Добролюбова. Впечатление было сильное 10 . Мне пришлось опять слышать чтение Некрасова десять лет спустя, на вечере, устроенном М. Е. Ковалевским у себя, в пользу колонии для малолетних преступников. Тогда готовились к печати «Русские женщины», и этим произведением, отдельные места которого глубоко трогательны, поделился со слушателями Некрасов. Аудитория была изысканная в смысле умственного развития, и мне показалось, что он, всегда спокойный и сдержанный, читая волновался и по временам в его голосе слышались слезы. Другие подтвердили мое замечание. Очевидно было, что он, которого так часто упрекали в неискренности, прочувствовал и переживал душевно за княгиню Волконскую, и в особенности за Трубецкую, те нравственные страдания их, которые были им воспеты с такой силой и вместе простотой.

«Давно — отвергнутый тобою…» Н. Некрасов

Давно — отвергнутый тобою,
Я шёл по этим берегам
И, полон думой роковою,
Мгновенно кинулся к волнам.
Они приветливо яснели.
На край обрыва я ступил —
Вдруг волны грозно потемнели,
И страх меня остановил!
Поздней — любви и счастья полны,
Ходили часто мы сюда.
И ты благословляла волны,
Меня отвергшие тогда.
Теперь — один, забыт тобою,
Чрез много роковых годов,
Брожу с убитою душою
Опять у этих берегов.
И та же мысль приходит снова —
И на обрыве я стою,
Но волны не грозят сурово,
А манят в глубину свою…

Анализ стихотворения Некрасова «Давно — отвергнутый тобою…»

Николай Некрасов никогда не был утонченным любовным лириком, хотя поводов для написания подобных стихов у него было предостаточно. Однако поэт считал, что тратить свой дар на то, чтобы выразить чувства – непозволительная роскошь. Тем не менее, в 1855 году он написал стихотворение «Давно – отвергнутый тобою…», посвященное своей гражданской жене Авдотье Панаевой, с которой прожил под одной крышей без малого 15 лет.

С этой удивительной женщиной, которая являлась законной супругой известного питерского франта и кутилы Ивана Панаева, поэт познакомился на званом вечере, который его будущая муза устроила в своем особняке. Она привечала у себя многих литераторов, в числе которых были Достоевский и Гоначров, Белинский и Герцен. Многие поэты и писатели, покоренные красотой Авдотьи Панаевой, пытались за ней ухаживать, однако не преуспели в своих начинаниях. Молодой поэт Некрасов оказался более изобретательным, и во время одной из речных прогулок начал шантажировать свою возлюбленную. В итоге ему не осталось ничего другого, как броситься в воду и, тем самым, подтвердить искренность своих чувств. Именно с этого эпизода начинается стихотворение Некрасова, который признается, что, получив отпор от красавицы, «мгновенно кинулся к волнам».

Трудно сказать, насколько этот поступок повлиял на взаимоотношения Некрасова, который не умел плавать, и Панаевой, избалованной мужским вниманием. Тем не менее, спустя несколько лет они стали любовниками. Более того, поэт под предлогом аренды комнаты вскоре переехал в просторный особняк Панаевых, чем вызвал множество пересудов в светском обществе. Годы, проведенные под одной крышей с возлюбленной, поэт описывает сдержанно упоминая лишь о том, что они были «любви и счастья полны». Некрасова не смущал любовный треугольник, хотя он постоянно закатывал своей избраннице сцены ревности, когда она удалялась на свою половину в компании законного супруга. Единственным мрачным моментом в этом романе стала смерть новорожденного сына Некрасова и Панаевой, для которой малыш был действительно долгожданным и желанным ребенком.

Тем не менее, спустя 15 лет пара рассталась. Авдотья Панаева, к тому времени уже овдовевшая, отказалась выходить замуж за Некрасова и вскоре связала себя узами брака с другим человеком. И это решение возлюбленной стало для поэта настоящим ударом. Поэтому в своем стихотворении он отмечает: «Брожу с убитою душой опять средь этих берегов». Свой отказ стать супругой Некрасова женщина объяснила достаточно просто: она устала от постоянной ревности поэта, сплетен и домыслов. Однако последней каплей, переполнившей чашу терпения женщины, стало объяснение с братом Некрасова, который обвинил ее в присвоении семейных денег. Все дело в том, что поэт завещал своей избраннице 10 тысяч рублей, и этот факт стал предметом публичной огласки. В итоге Некрасов «один, забыт тобою» так и не сумел найти свое счастье, а брак его возлюбленной оказался достаточно удачным, что лишь усилило ревность поэта.

Стихи великого русского поэта наших времен Некрасова для детей

Стихи Некрасова для детей

Имя Николая Алексеевича Некрасова – замечательного русского поэта — известно не одному поколению ценителей русской поэзии. Родился он в семье поместного дворянина. Отец его, деспотичный и жестокий самодур, впоследствии стал исправником и брал с собой во время разъездов по деревням маленького Колю. Взорам маленького Николая представали картины жизни крестьянских детей и их тяжелого рабского труда. Стихи Некрасова для детей опубликованы ниже.

Когда Николай Некрасов стал поэтом, создал много стихотворений для детей, написанных под детскими впечатлениями. Он хорошо понимал роль детского чтения в формировании ребенка, ее гражданских качеств и посвящал свои стихи крестьянским детям.

Стих Школьник

В стихотворении Некрасова для детей «Школьник» с любовью изображается крестьянский мальчик, который тянется к знаниям. Автору приятно, что открыта ему дорога к учению и предвещает маленькому школьнику путь великого Ломоносова. Рассмотрим самые известные стихи Николая Некрасова которые он написал для детей нашего времени.

Стихотворение Крестьянские дети

В 1861 году Николай Некрасов написал стихотворение «Крестьянские дети», которое можно считать небольшой поэмой. Автор показывает настоящую картину деревенской жизни на фоне солнечного и радостного пейзажа. Перед читателем предстают 9 крестьянских ребят. Автором изображены безолачная картина жизни крестьянских детей, их игры, занятия и труд. Описывая ребят, он вспоминает эпизоды из своего детства. В стихотворении дети показаны открытыми, разумными, смелыми, сильными личностями, с безгрешными душами, не по годам мудрыми и смышлеными.

У каждого из них свой характер: кто – то из них наблюдательный, кто – то показан испуганным, осторожным. Но все они с интересом разглядывают барина. Дети сначала убегают, потом возвращаются. Они признали в поэте своего, между ними устанавливаются доверительные отношения. Некрасов с умилением и восхищением рисует крестьянских детей. Он размышляет, что скоро эти дети станут взрослыми и выберут свой путь, игры детей — это прообраз будущего. Николай Некрасов верит в будущее ребят.

Стихотворение Дедушка Мазай и зайцы

В 1870 году написано стихотворение «Дедушка Мазай и зайцы» главной темой которого является любовь и бережное отношение к природе. Дед Мазай весной в половодье подбирает зайцев, которые остались на островках разлившейся реки. Автор показывает душевную щедрость и доброту простого крестьянина и внушает читателям чувство уважения к простому народу.

Поэма Николая Некрасова Железная дорога

Воспитание ребенка правдой жизни Некрасов дает в поэме для детей «Железная дорога», посвященной детям. В этой поэме генеральский сын Ваня узнает всю правду о том, кто строил железную дорогу, как они страдали и работали до смерти.

Отвергая ложные утверждения генерала о том, что строил дорогу граф, поэт рассказывает мальчику о настоящих строителях железной дороги.
Некрасов призывает детей уважать мужика и учиться у него этой привычке к труду. Поэт верит, что, узнав правду, дети станут честнее и умнее, они научатся сострадать и сочувствовать.

Это не все но самые известные стихи Николая Некрасова которые она написал для детей, обязательно прочтите их, они очень красивые и трогательные.

Николай Некрасов

Н екрасов, Николай Алексеевич (22 ноября 1821 — 8 января 1878) — один из самых красноречивых голосов русской поэзии, стал успешным издателем и автором благодаря своим сладкозвучным стихам о женщинах. Некрасов, будучи одним из самых влиятельных литературных экспертов, собрал работы, начиная от этнографии до фантастики и литературной критики, все написанное ведущими авторами и мыслителями того времени. Он также хорошо известен, как долголетний издатель журнала «Современник» с 1846 по 1866 года. Журнал был закрыт правительством в связи с арестом его радикального редактора Чернышевского.

Некрасов родился в семье мелкого русского офицера. Его мать, Александра Закревская, была родом из Варшавы и принадлежала к польской шляхте. Она была хорошо образована и ее родители были против ее брака с бедным и необразованным офицером. Их брак не был счастливым.

Тиранический отец Николая очень плохо относился к своему сыну. Пьяный гнев его отца на самого себя и на свою жену определил тематику основных стихов Некрасова, которые изображают бедственное положение русского крестьянина. Благодаря любви своей матери и ее поддержке, молодой Некрасов сумел пережить травмирующие события его детства и юности. Некрасов восхищался своей матерью и выразил свою любовь и сочувствие ко всем женщинам в его поэзии. Поскольку он вырос около реки Волга в имении своего отца в городе Грешнево Ярославской области, он имел возможность наблюдать за тяжелым трудом бурлак.

Некрасов был плохо образован, он окончил всего пять классов в местной гимназии. В 1838 году его отец, помешанный на военной карьере для своего сына, отправил 16-летнего Николая в Санкт-Петербург для подготовки на офицера. Некрасов быстро потерял интерес к военной академии и сосредоточился на подготовке к экзаменам в вузы. Хотя был не в состоянии набрать достаточно высокий бал, чтобы стать студентом, он посещал занятия как вольный слушатель с 1839 по 1841 год. После того как Некрасов бросил армию отец перестал посылать ему деньги. Он жил в недостатке, моментами жил в приюте для бездомных.

Вскоре после этого Некрасов стал автором своего первого сборника стихов под названием «Мечты и звуки», опубликованного под псевдонимом «Н. Н.». Хотя поэт Василий Жуковский выразил положительное мнение о работе новичка, сборник незамедлительно подвергся негативной критике Виссариона Белинского, наиболее влиятельного русского литературного критика первой половины 19-го века, работающего в литературном журнале «Отечественные записки».

Поскольку его книгу стихов встретили с резкой критикой, Некрасов лично прошелся по книжных магазинах и прекратил продажу копий книги. По иронии судьбы, Некрасов вошел в состав работников «Отечественных записок» в начале 1840-х годов. Вскоре он сблизился с Белинским, который работал там критиком. Некрасова повысили до редактора. С 1843 по 1846 Некрасов редактировал различные антологии, в одну из которых – «Петербургский сборник» вошел первый роман Достоевского – «Бедные люди». По состоянию на конец 1846 года, Некрасов приобрел журнал «Современник». Большая часть сотрудников из «Отечественных записок», в том числе и Белинский, бросили журнал Петра Краевского и начали работать с Некрасовым. Перед смертью, Белинский дал Некрасову право на публикацию различных статей и других материалов, первоначально запланированных для сборника под названием «Левиафан».

В 1846-1866 Некрасов издавал «Современник» и сделал его одним из самых авторитетных журналов 19-го века в России. В нем Некрасов публиковал свои романы и стихи, а также произведения И. С. Тургенева, Льва Толстого и других русских писателей. В 1866 году «Современник» был закрыт царским правительством в связи с политическими преследованиями его редактора — Николая Чернышевского. После этого случая, Некрасов стал независимым писателем и вошел в наиболее продуктивный период в его жизни. Его лучшие стихи, такие, как «Русские женщины» (1871-72), » Кому на Руси жить хорошо» (1873-76) и «Последние песни» (1877), сильно выделяются среди русской поэзии 19-го века. Творчество Некрасова было высоко оценено Ф. М. Достоевским, который сравнивал его с Лермонтовым и Пушкиным. Вместе со Станицким, Некрасов опубликовал два длинных романа: «Три страны света» и «Мертвое озеро».

Наиболее ценной работой Некрасова считается «Кому на Руси жить хорошо» (1877). В ней рассказывается история семи крестьян, которые намеревались спросить разных людей среди сельского населения о том, счастливы ли они. Ответы они получали всегда негативные.

К середине 1850-х годов Некрасов серьезно заболел.

Чтобы прийти в себя, он уехал из России в Италию. Примерно в то же время, когда Чернышевский и Добролюбов Николай, два из наиболее радикальных и откровенно революционных писателей того времени, стали основными критиками журнала «Современник». Некрасов был осужден своими старыми друзьями за то, что он разрешил его журналу стать средством для небрежных манипуляций Чернышевского, и позволил его бедной писанине влиять на культурное русское общество. 1860 года Иван Тургенев, противник нигилизма, отказался от публикаций своих работ в этом журнале.

После закрытия в 1866 г. «Современника», Некрасов получил право на управление журналом «Отечественные записки» от своего старого врага Краевского. Он добился хорошего успеха с журналом.

В 1877 году Некрасов заболел в последний раз. Он сочинил свои, наполнены агонией, «Последние песни» и умер.

Могила Николая Некрасова находится на Новодевичьем кладбище в Москве. Несмотря на сильный мороз, на его похоронах присутствовало много людей. Достоевский выступил с хвалебной речью, отметив, что Некрасов был величайшим русским поэтом, на уровне с Пушкиным и Лермонтовым.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: