Подготовка к одному изложению

8 — 9 классы

Готовя девятиклассников к экзаменационному изложению, да и вообще занимаясь с ними развитием речи, учитель испытывает потребность в таких текстах для изложений, которые бы были познавательны, интересны по содержанию и по языку, будили мысль и вызывали желание включиться в обсуждение. Особенной удачей можно считать, если такой текст связан с изучаемым или уже изученным литературным произведением.

Предлагаем в восьмом или девятом классе провести обучающее изложение по фрагменту из повести Фазиля Искандера «Старый дом под кипарисом».

Перед чтением этого отрывка учителю стоит (если это не было сделано раньше) познакомить учеников с фрагментами из эссе М.Цветаевой «Пушкин и Пугачев», например, такими: «В “Капитанской дочке” единственное действующее лицо – Пугачев. Вся вещь оживает при звоне его колокольчика. Мы все глядим во все глаза и слушаем во все уши: ну, что-то будет? И что бы ни было: есть Пугачев – мы есмы».

«Любопытно, что все, решительно все фигуры “Капитанской дочки” – каждая в своем направлении – контрфигуры Пугачева: добрый разбойник Пугачев – низкий злодей Швабрин; Пугачев, восставший на царицу, – комендант, за эту царицу умирающий; дикий волк Пугачев – преданный пес Савельич; огневой Пугачев и белорыбий немецкий генерал, – вплоть до физического контраста физически очаровывающего нас Пугачева и его страшной оравы (рваные ноздри Хлопуши). Пугачев и Екатерина, наконец. И еще любопытнее, что пугачевская контрфигура покрывает, подавляет, затмевает – все. Всех обращает в фигурантов».

Если учитель сочтет нужным, он может рассказать ученикам и о том, каким представал Савельич в сочинениях некоторых пишущих о «Капитанской дочке». Так, Ф.Сологуб в статье «Старый черт Савельич» (1907) писал: «. гнусный, но несомненно подлинный Савельич. Усердный холоп, “не льстец”, верный своим господам, гордый ими, но способный сказать им в глаза, с холопскою грубостью, которую господа простят, и слова правды, направленные всегда к барскому, а не к своему интересу. Ведь потому-то господа и прощают грубость старого холопа Савельича, что она вся для господской выгоды».

(Цит. по книге: М.И. Гилельсон, И.Б. Мушина. Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Комментарий. Пособие для учителя. Л.: Просвещение, 1977)

Учитель сам решит, стоит ли включать в текст для изложения последний абзац. Если его читать ученикам, нужно поинтересоваться, понимают ли они, о каком «милом, еще кудрявоволосом барчуке» идет речь (для нынешних детей совсем не очевидно, что это маленький Ленин, а не маленький Пушкин, например) и в какие годы разворачивается действие повести Искандера.

После того как ученики письменно перескажут текст, им предстоит еще высказаться по поводу поднятых в нем проблем. Можно просто предложить им написать, что они об этом думают. Но тогда может получиться, что девятиклассники отделаются двумя-тремя общими предложениями о том, что все точки зрения имеют право на существование, а крайностей надо избегать. Это не слишком-то интересно. Лучше, если учитель подскажет куда более плодотворный путь: вспомнить, что пишущий думал о Пугачеве и Савельиче до знакомства с отрывком из повести Искандера, и разобраться, изменилось ли его личное восприятие пушкинских героев теперь и как оно соотносится с только что услышанным.

Сочинение Старый черт Савельич

В XIX веке у каждого молодого дворянина был свой дядька, который был ему верным слугой и учителем.
Повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка» преподносит нам необычайного героя – старика Савельича, который был слугой Гринева. На первый взгляд, просто слугой. Но если задуматься…
Савельич был сторонником всего русского и противником всего иностранного. Его очень беспокоило то, что учитель Гринева – француз, и ему не нравилось, что Петруша попал под влияние человека, слабого до женских юбок, откровенного пьяницу и к тому же недобросовестно относящегося к обязанностям. Занятия по фехтованию, по мнению Савельича, могли привести к плохим последствиям, и в этом своем мнении он утвердился в Белогорской крепости, когда Петра застал во время дуэли со Швабриным.
Савельич был наделен необычайно сильным характером. И если обычный слуга просто выполняет приказания своего хозяина, то Савельич – это совсем другое дело. Примером тому служит эпизод спора, происшедшего после прихода посыльного от Зурина: надо было возвращать проигранные деньги. Старик не стал послушно выполнять приказ Гринева. Он крепко помнил свое назначение быть хранителем барина и его имущества – Гринев об этом с иронией писал: «…и денег, и белья, и дел моих рачитель». Но дом – дело чести офицера. Гринев подумал что «если в эту решительную минуту» он не переспорит старика, то и впоследствии ему будет трудно освободиться от его опеки. И напомнил бедному Савельичу, кто есть кто. Возможно, это впервые между ними произошел такой решительный разговор, на что Савельич, пораженный тоном и словами барина, остолбенел, а потом заплакал. Он-то обещал старому барину оберегать дитя от всяких азартных игр, «окроме как в орехи», — ему Петруша все еще казался ребенком. Савельич дрожащими руками («Сто рублей! Боже ты милостивый!») выдал деньги, но поспешил вывезти Петра из «проклятого трактира».
Савельичу совсем не безразлична судьба барина. Даже больше: Савельич любил Гринева по-отцовски и сделал для своего воспитанника гораздо больше, чем его родной отец.
Именно этой отцовской любовью к Гриневу и объясняется его героический и мужественный поступок во время казни Гринева. А когда старик потребовал с Пугачева награбленное он проявил необычайную храбрость. Самолюбие – вот еще одна черта характера Савельича. Когда Гринев-старший в письме назвал Савельича «псом», старик ответил, что он «не пес, а верный слуга», причем в это слово он вкладывал понятие далеко не рабское, потому что он служил, а не пресмыкался. Да и мог ли раб воспитать свободного человека? В отличие от других крепостных, Савельич, оставаясь частью имущества Гриневых, все же был относительно свободным, а потому смотрел барину в глаза, а не на его ноги.
Савельич всегда и везде был при Гриневе, и когда тот попросил старика сопровождать Машу, добрый старик сопротивлялся, боясь остановить своего «сына», но потом, рассудив, все же согласился, что так будет лучше и для самого Гринева.
Савельич – это человек с сильным, но добрым характером, способный в нужную минуту помочь, поддержать, дать совет, а также готовый пожертвовать собой ради любимого воспитанника.
К сожалению, автор записок ничего не сообщает о дальнейшей судьбе старика. Да и что старик – сколько ему было лет? Этого мы не знаем, а потому трудно предположить, станет ли Савельич дядькой сыновьям Гринева или будет доживать свой век не у дел. Позаботится ли о нем барин в память о прожитых вместе годах и испытаниях? Думается, что Мария Ивановна не забудет о верной службе Савельича.
Лишь однажды мелькнет настоящее имя: «Верный холоп ваш Архип Савельев». Так он подпишется под своим письмом к барину, где с достоинством заметит, что он не старый пес, а верный слуга. Все остальные слова о себе он писал, потому что того требует этикет.
А. С. Пушкин создал образ, который позволял думать и верить, что в русском крестьянстве есть сильные личности, достойные более счастливой доли. .

Старый черт Савельич

У нас проблема. Публикация не найдена , но она была здесь ранее!

Причины: публикация перенесена в архив (скорее всего) ИЛИ она была удалена автором.

СОВЕТ: воспользуйтесь поиском и уточните ее наличие!
. или напишите в Отдел поддержки пользователей с проблемой. Должны помочь!

Старый черт Савельич

У нас проблема. Публикация не найдена , но она была здесь ранее!

Причины: публикация перенесена в архив (скорее всего) ИЛИ она была удалена автором.

СОВЕТ: воспользуйтесь поиском и уточните ее наличие!
. или напишите в Отдел поддержки пользователей с проблемой. Должны помочь!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: