Ссылка на в селе Михайловском (1824-1826 г

В Михайловском (1824-1826гг).
Ссылка в село Михайловское, находившееся в дали от городов, затерянное в глуши сосновых лесов, была для Пушкина тяжелым испытанием. После шумной, многолюдной Одессы, где он имел возможность общаться с друзьями, ему было трудно переносить одиночество. Это было почти тюремное заключение: ему не разрешалось никуда выезжать, за ним был установлен полицейский надзор. Лишь творческая работа помогла поэту пережить ссылку и сохранить твердость духа и веру в лучшее. «Поэзия спасла меня, я воскрес душой», — написал он впоследствии.
Пушкин провел в Михайловском почти два года замкнутой, уединенной жизни, наполненной чтением и творчеством. Он ближе познакомился с народной жизнью, местными традициями и обычаями, устным творчеством.
Самым близким и преданным другом Пушкина в период ссылки была его няня Арина Родионовна. Ей он обязан и знакомством с народной поэзией, с русской народной речью.
Пушкин в своем уединении пристально следит за развитием русской литературы и общественной мысли: ему присылают журналы, альманахи, новые книги, он ведет обширную переписку.
Именно в Михайловском гений поэта достигает своей зрелости. « Я могу творить», — признается он. Им завершена поэма «Цыганы», написано несколько глав романа « Евгений Онегин», трагедия « Борис Годунов», поэма « Граф Нулин», десятки стихотворений и среди них – « Я помню чудное мгновенье…», « Вакхическая песня», « 19 октября 1825г.», воспевающие любовь, дружбу, разум, творческое вдохновение и свободу.
Романтическая на первый взгляд ( необычные обстоятельства, яркая личность героя) поэма «Цыганы» развенчивает героя – индивидуалиста ( « он для себя лишь хочет воли»). Впервые в поэзии Пушкина появляется мысль о том, что общество имеет свои законы, которым каждый отдельный человек должен подчиняться.
Познанию законов жизни общества посвящена трагедия « Борис Годунов» (1825) – одно из самых замечательных произведений Пушкина. Важен выбор времени действия трагедии – конец 16 века – начало 17 века; начало Смутного времени, когда возникла угроза самому существованию русского государства и особенно ярко проявились силы, влияющие на жизнь и историю страны. Сам поэт так определил тему трагедии: « Человек и народ». Ив ней утверждается мысль о том, что судьба каждого человека, будь то простой смертный или царь, связанна с судьбой народа.
Пушкин создает психологически сложный образ царя Бориса. Это человек определенной исторической эпохи, « человек высокого державного духа», умный и волевой, не лишенный, однако, пороков и слабостей. С образами царя Бориса и самозванца связана основная проблема трагедии – взаимоотношение народа и царской власти. Народ – главное действующее лицо трагедии. Он – основа государства и сила способная разрушить «высшую власть». Поэт осознает трагедию народа его силу и слабость: темной и разобщенный, он не может решить свою судьбу и судьбу государства самостоятельно, без участия бояр. Поэтому результат народного бунта всегда горек: на смену одному тирану приходит другой.
В трагедии «Борис Годунов» Пушкин достиг исторической достоверности, объективности и правдивости в изображении характеров действующих лиц и исторических событий ( они не идеализированы и не осовременины). Это произведение новаторское, свободное от устаревших правил классицизма – в нем Пушкин стремится «воскресить минувший век во всей его истине», воплощая в своем произведении новые художественные принципы изображения действительности: «правдоподобие чувствований в предполагаемых обстоятельствах», « язык, соответствующий характеру героя».
В работе над « Борисом Годуновым» сформировался художественный реализм Пушкина.
В Михайловском Пушкин узнал о подавлении восстания декабристов, в котором участвовали многие его друзья, члены тайных революционных обществ. Жестокая расправа царского правительства над участниками восстания потрясла поэта: пять человек, в том числе Пестель и поэт Рылеев, с которыми Пушкин был близок, были повешены, а 120 человек сосланы на каторгу в Сибирь. Среди них были его самые близкие лицейские друзья – Пущин и Кюхельбекер. Поражение декабристов Пушкин пережил как личную трагедию. Несколько месяцев ожидал он решение царя о своей судьбе. В бумагах почти каждого арестованного декабриста находили его стихотворение, поэтому для его ареста были все основания. Но в ходе следствия никаких данных против поэта собрать не удалось. И Николай 1, зная о большом влиянии поэзии Пушкина на образованную часть общества, решил освободить его из ссылки и этим привлечь на свою сторону. Однако свобода полученная от царя лично, была обманом. За Пушкиным был установлен тайный надзор полиции. На почте просматривались его письма. Цензура запрещала печатать трагедию « Борис Годунов».

199957 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Произведения пушкина в период ссылки в михайловское

На древней псковской земле есть уголок, куда люди приходят с особым душевным трепетом. Это знаменитая усадьба Михайловское, неотделимая от творческой биографии А.С.Пушкина и овеянная его поэтическим гением. Через всю сознательную жизнь, через всю поэзию, начиная с юношеского стихотворения «Простите, верные дубравы!» и кончая глубоко прочувствованными стихами «Вновь я посетил», написанными незадолго до гибели, пронес Пушкин в своем сердце любовь к родному Михайловскому — «обители трудов и чистых нег».

Видеофрагмент. Аллея Керн (зима) 2.9Mb

В июне 1825 года, в пору ссылки, Пушкина писал из Михайловского П.А.Вяземскому: «Я предпринял такой литературный подвиг, за который ты меня расцелуешь: романтическую трагедию!» Это было сказано по поводу работы над «Борисом Годуновым». Но литературным подвигом можно назвать весь михайловский период творчества Пушкина. Это был действительно подвиг, сделавший его глубоко национальным поэтом, родоначальником новой реалистической литературы, основоположником нового русского литературного языка.

В Михайловском Пушкин стал поистине «богатырем духовным». Здесь, в «деревенском кабинете», он создал драму «Борис Годунов», сатирическую поэму «Граф Нулин», антикрепостническую «Деревню», а также автобиографические «Записки», «деревенские главы «Евгения Онегина», такие шедевры лирики, как «Я помню чудное мгновенье», «Андрей Шенье», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Сожженное письмо», «Талисман», «19 октября», «Зимний вечер», «Признание» и другие, — в общей сложности более ста произведений.

Видеофрагмент. Михайловское (осень) 2.7Mb

Благотворное общение с местными псковскими крестьянами, с родной природой, бережное и вдумчивое восприятие устного народного поэтического творчества, глубокое знание деревенской помещичьей и крестьянской жизни помогали Пушкину находить здесь новые поэтические образы, темы, сюжеты.

О поэтическом интересе Пушкина к Михайловскому свидетельствовали его современники. Так, друг поэта И.И.Пущин в своих воспоминаниях о нем отмечает, что из-за зимней поры «не мог познакомиться с местностью Михайловского, так живо им воспетой . «

А.И.Тургенев упоминал в письме к брату о возвращении поэта из Михайловского в 1819 году: «Пушкин возвратился из деревни, которую описал». А потом, чуть ли не через двадцать лет он же, похоронив Пушкина в Святогорском монастыре, заехал в Михайловское, осмотрел его и вскоре написал об этом своей сестре: «Я посетил Михайловское, столько раз им воспетое».

Видеофрагмент. Мельница в Михайловском (осень) 1.7Mb

Произведения Пушкина, родившиеся в псковской деревне, с полным основанием можно назвать своеобразным его поэтическим путеводителем по сегодняшнему заповедному Михайловскому.

И во много крат возрастает их художественная сила для тех, кто побывал в заповедных пушкинских местах; кто по-настоящему ощутил любовь Пушкина к этому уголку земли — «стране родной».

Михайловское входило в состав земель, пожалованных Указом императрицы Елизаветы Петровны от 12 января 1742 года прадеду Пушкина Абраму Петровичу Ганнибалу за верное служение Отечеству. После его смерти (в 1781 года) эти земли были поделены между его тремя сыновьями. Одному из них, Осипу Абрамовичу, досталась по раздельному акту «деревня Устье, что ныне называется сельцо Михайловское» с деревнями. Выйдя с военной службы в отставку, Осип Абрамович последние годы своей жизни провел почти безвыездно в Михайловском, где в конце XVIII века и создал усадьбу: построил барский дом, хозяйственные службы, разбил парк.

Мать поэта Надежда Осиповна, ставшая с 1818 года владелицей Михайловского часто приезжала сюда в последующие годы со своей семьей провести летние месяцы. Здесь в конце лета 1824 года Пушкины встретили своего старшего сына Александра, приехавшего из Одессы в «далекий северный уезд» отбывать по распоряжению властей ссылку.

Долгое время, с 1866 по 1899 г.г. в Михайловском жил младший сын поэта Григорий Александрович Пушкин. Обветшавший к моменту его приезда дом он продал на слом, построив новый несколько иной архитектуры, сохранив, однако, фундамент прежнего дома. Впоследствии михайловский дом дважды горел (в 1908 и 1918 г.г.), но каждый раз восстанавливался.

Видеофрагмент. Михайловское, аллея (зима) 2.7Mb

Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. фашистские оккупанты уничтожили усадебные постройки Михайловского, похитили музейные ценности, вырубили сотни деревьев в заповедных парках. После окончания войны были приняты все меры, чтобы вернуть Пушкинский Заповедник к жизни. Уже в 1949 г., к 150-летней годовщине со дня рождения поэта, он был в основном восстановлен, тогда же открыл свои двери возрожденный Дом-музей А.С.Пушкина.

В шести комнатах Дома-музея — передней, комнате няни, комнате родителей, гостиной, столовой и кабинете поэта, — экспозиция рассказывает о жизни и творчестве Пушкина в Михайловском, о произведениях, созданных им в псковской деревне. В кабинете хранятся и подлинные вещи поэта, в нем воспроизведена обстановка, которая была здесь при жизни поэта в период михайловской ссылки. Это сделано на основании различных документов пушкинского времени, воспоминаний современников поэта, гостивших у него.

В последующие годы в заповеднике продолжалась реконструкция с целью придать пушкинским местам тот вид, какой они имели при жизни поэта. В усадьбе восстановлены три хозяйственных флигеля, людская изба, в прежних размерах посажены Еловая аллея и фруктовый сад. В противоположном от усадьбы конце Еловой аллеи стоит, как и раньше, фамильная часовня Пушкиных.

В Михайловском восстановлена система прудов, Пушкинский грот. Проведены огромные по объему и сложности работы по очистке начавшего зарастать озера Маленец. Работы по реконструкции и благоустройству продолжаются и в настоящее время.

К 200-летию со дня рождения Пушкина осуществлена реэкспозиция Дома-музея поэта.

Михайловское, как и другие музейные объекты Пушкинского Заповедника, стало крупнейшим научно-музейным учреждением по пропаганде творческого наследия великого поэта. Широкую известность не только у нас в стране, но и за рубежом получили Пушкинские праздники поэзии, проводимые с 1967 года ежегодно в Михайловском в первое воскресенье июня.

Сюда, в заповедные места, в старинные парки и пушкинские музеи, в «гости к Пушкину», ежегодно приходят сотни тысяч почитателей его гения. И каждый из них, входя в заповедные михайловские рощи и с каждым поворотом дороги открывая новую пленительную их красоту, как бы ждет встречи с самим Пушкиным, вспоминая его строки:
. Кажется, вечор еще бродил
Я в этих рощах.

Александр Сергеевич Пушкин
1799-1837

Михайловский период (1824 —1826). Лирика.

9 августа 1824 года Пушкин прибыл в село Михайловское — имение своего отца. Попав в глушь северной деревни, поэт первое время живет неостывшими впечатлениями юга, откуда он был так внезапно вырван. Здесь в 1824 году им пишутся стихи, навеянные морем ( «К морю»), крымскими легендами ( «Фонтану Бахчисарайского дворца»), природой ( «Виноград », «Ночной зефир») и настроениями покинутого знойного края ( «О дева — роза, я в оковах»). В их стремлении к необычно яркому, из ряда вон выходящему и загадочному, в их преувеличенно-эмоциональной, красочной изобразительности, в их отвлеченности — последние, прощальные отзвуки романтизма. А «К морю» явно итоговое.

Одним из первых произведений, написанных Пушкиным в сель-ском заточении, явился «Разговор книгопродавца с поэтом». Это новая творческая декларация поэта, в которой он провозглашает принципы реалистической гражданской поэзии. Закономерно, что «Разговор книгопродавца с поэтом» был предпослан в виде предисловия к первой главе «Евгения Онегина», вышедшей в 1825 году отдельным изданием. «Разговор » явился и жизненной программой поэта. Только будучи независимым, утверждал он, поэт способен глубоко и широко обнимать явления жизни и во всю меру развертывать свои художественные возможности.

Живя в Михайловском, Пушкин впервые столь непосредственно соприкоснулся с народом, с крестьянами, их нравами, бытом, поэзией. Это явилось толчком для новых размышлений поэта о положении крепостных, о народе и власти. Именно здесь он назвал Степана Разина «единственным поэтическим лицом русской истории». Слушая на церковных и ярмарочных площадях песни, а дома из уст Арины Родионовны сказки, поэт, по его словам, вознаграждал «недостатки проклятого своего воспитания». Живое приобщение к родной почве, к мудрой простоте своего народа, несомненно, содействовало еще более крутому его повороту к народности, к реализму.

Период Михайловского уединения — пора расцвета пушкинской лирики. В эти годы деревенской ссылки поэт развивает лирические мотивы предшествующих периодов, воплощая их р совершенной реалистической форме. Шутливые ( «Прозерпина », 1824) и бесцеремонно-эротические ( «Анне Н. Вульф», 1825) стихотворения становятся в его творчестве случайными и мимолетными. Пушкин окончательно приходит к мысли, что «Служенье муз не терпит суеты; Прекрасное должно быть величаво“ ( “19 октября», 1925). Его любовная лирика, отражая сложные перипетии переживаний, радостных и горестных, даже трагических, приобретает вершинную искренность и задушевность. Ее ставят в ряд величайших достижений мировой поэзии.

Среди жемчужин любовной лирики, поднявшейся до общечеловеческого смысла, какими являются «Ненастный день потух» (1824 ), «Сожженное письмо» (1825 ), «Желание славы» (1825 ), наиболее ярко выделяется послание «К К***» (1825 ). Многие исследователи, начиная с А. И. Незеленова и Н. Ф. Сумцова, явно упрощая, вульгаризируя его текст, видят в нем выражение отношений Пушкина к А. П. Керн. Но увлечение А. П. Керн послужило лишь толчком, поводом для создания произведения, в котором поэт обобщил свои взгляды на любовь. Это стихотворение — гимн мощи и красоте чувства любви, непременного элемента полноценного человеческого бытия. Любовь не только обогащает, но и обновляет, преображает человека. Пожалуй, впервые в русской поэзии Пушкин так прямо связывает глубоко интимные переживания со всем духовным обликом человека.

В пору пребывания в Михайловском вакхические мотивы сказались лишь в нескольких стихотворениях. Кроме некоторых отзвуков в шутливых посланиях ( «Из письма к Вульфу», 1824), на всех них лежит печать глубоких социальных раздумий. Это хвала разуму ( «Вакхическая песня“, 1825), гимн дружбе, красоте, искусству ( “19 октября», 1825), жалоба на изгнанничество и одиночество ( «Зимний вечер», 1825).

Среди них самое жизнерадостное, мудрое, глубочайше обобщенное и поэтически совершенное — «Вакхическая песня». Это апология жизни и разума, страстный призыв к бодрствованию, убеждение в необходимости самоотверженной борьбы против всех проявлений зла и бескрайняя вера в правоту и победу света над тьмой. «Великолепный гимн радости» — так определил М. Горький эту песню. В поэзии Пушкина Михайловского периода нашли свое отражение и его философские раздумья ( «Сцена из Фауста», 1825), и его пристальный интерес к народному творчеству ( «Жених », 1825).

Но при всей пестроте откликов ведущей темой Пушкина в Михайловском заточении остается свобода, неизбывная о ней мечта. Эта тема в самых разных вариациях проявляется в стихотворениях «Зачем ты послан был и кто тебя послал?», «К Языкову» ( «Издревле сладостный союз», 1824), «Разговор книгопродавца с поэтом», «К морю», «Второе послание цензору», «Заступники кнута и плети» (1825 ) и иных. Стремление к свободе, как подтекст, ощутимо и в тех стихотворениях, в которых само слово «свобода » не упоминается. Тема одиночества, изгнанничества, настойчиво звучащая в лирике этих лет ( «Храни меня, мой талисман», 1825; «Зимний вечер“), особенно в стихотворении “19 октября», служит выражением страстного желания свободы. Но еще более отчетливо эта тема проявилась в стихотворении «Андрей Шенье» (1825 ).

Внутренняя сосредоточенность поэта в невольном Михайловском уединении не ограничилась созданием лирических шедевров мирового значения. Он продолжал здесь работу над крупными произведениями, начатыми в Одессе, — над поэмой «Цыганы » и романом «Евгений Онегин». У него возникали и новые замыслы, из которых окончательную отделку приобрела трагедия «Борис Годунов».

Сочинение на тему «Творчество Пушкина во время ссылки в Михайловское»

А.С.Пушкин по праву называется великим русским поэтом. Его творчество широко и многогранно, на его произведениях выросло не одно поколение русских людей. В различные периоды своего творческого пути Пушкин открывается с новых сторон. Пожалуй, самым продуктивным временем для этого поэта можно назвать годы ссылки в Михайловское. Произведения, написанные в этот период, открыли новые горизонты для русской литературы, они отличаются истинной народностью, глубиной, легкостью восприятия. В Михайловском Пушкин оказался в полном одиночестве: ни друзей, ни интересных, образованных людей около него не было. Единственный близкий человек — старушка няня Арина Родионовна.

Иногда Александр Сергеевич ездил к соседям, живущим от него за три версты. Но это было редко. Столичные друзья и знакомые боялись его навещать, поскольку поэт был сослан в деревню за революционные стихи и безбожие. Приезжать в гости к такому человеку значило подставлять себя под пристальное внимание спецслужб государства. Усугубляло чувство одиночества у поэта то обстоятельство, что за ним в Михайловском постоянно следили. И все-таки двое из друзей Пушкина не побоялись приехать к «политическому преступнику». Это были поэт А.Дельвиг и будущий революционер И.Пущин.

Дельвиг прожил несколько дней, а Пущин заглянул только на один день. Часы встречи с друзьями были самыми счастливыми за все время ссылки Пушкина. Остальное же время поэт тосковал, мучился, безуспешно хлопотал об освобождении, даже подготавливал тайный побег заграницу. Друзья боялись за него. Казалось, что, живя, в глуши, отрезанным от всего мира, Пушкин не выдержит и сломается. Но не таков он был. Поэт с большой буквы, обладающий громадной силой духа, он сумел не только выстоять то нелегкое время ссылки, но и почерпнул из нее много важного для себя и своего творчества.

Позднее Александр Сергеевич вспоминал: Поэзия, как ангел-утешитель, Меня спасла, и я воскрес душой. И действительно, от тоски и одиночества Пушкина спасла поэзия. В этот период своей жизни он много пишет, и из-под его пера выходят произведения одно лучше другого, одно значительнее, серьезнее и глубже другого. Здесь не было ни диких черкесов, ни бродячих цыган, которые так волнуют воображение, но была простая, обычная русская природа: деревня, рощи, тихие реки, озера; жили простые люди. Люди, как обычно, жили то весело, то грустно, то страдая, то радуясь. Во время ссылки А.С.Пушкин постоянно общался с крестьянами. Он любил разговаривать с ними, расспрашивать об их жизни, старался понять, чем живут и дышат люди труда. В Михайловском Пушкин с живым интересом изучал народные нравы, обычаи и поверья. Это привело к тому, что поэт сам стал сочинять песни и сказки близкие по своему духу к народному творчеству. Сказки, написанные им в эту пору, стали широко известны и в нашей стране, и за рубежом. Какой ребенок не слышал «Сказки о рыбаке и рыбке» или «Сказки о попе и работнике его балде»? Подводя итог своего сочинения, хочется сказать, что произведения, написанные Пушкиным в период ссылки в Михайловское отличаются истинной народностью и легкостью изложения. Простая жизнь русского человека, открывается перед читателем, раскрывает новые горизонты на литературной ниве, заставляет внимательно посмотреть на то, что нас окружает. В этом непреходящая ценность сочинений А.С.Пушкина.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector