Ссылка М

Ссылка Лермонтова на Кавказ (1837 г.) связана с «делом о непозволительных стихах», написанных им по поводу трагической гибели Пушкина, затравленного царизмом. Стихотворение его «Смерть поэта» в рукописном виде получило очень широкое распространение; один экземпляр его списка, с надписью «Воззвание к революции», был кем-то из врагов автора отправлен Николаю I. Лермонтова арестовали и после следствия и приговора отправили в Нижегородский полк, находившийся тогда в Кахетии.

Биографические данные, знакомящие нас с пребыванием поэта на Кавказе в 1837 году, во многих отношениях крайне скудны и разноречивы. По официальным сведениям, которые имеются в одном из послужных его списков, он с 21 апреля по 29 сентября участвовал во многих военных операциях, происходивших на Черноморском побережье.

Описание личных впечатлений, испытанных при подъеме на Крестовый перевал, вплелось впоследствии в повесть «Бэла». Лермонтов, как видно из перечня посещенных им мест, проехал по Северному Кавказу от моря до моря, затем побывал во многих местностях Грузии и Азербайджана. Как чуткий, разносторонний художник, он глубоко заинтересовался историческими памятниками Кавказа, жизнью и фольклором его многонационального населения, величественной природой края. Здесь же завязалось у него очень много знакомств, имевших для него немалое значение.

По-видимому, много интересного испытал поэт в Тбилиси («хороших ребят здесь много», «есть люди очень порядочные»). Там он мог встречаться с ссыльными декабристами, а также с грузинскими писателями. Ко времени пребывания в Тбилиси относится запись № 24 в его творческих заметках, в которой упоминается о встречах поэта с одним из местных жителей по имени Геург. Это крайне интересная подробность, на которую до сего времени не было обращено внимания. В названной краткой записи Лермонтова имеются следующие строки: «Я снял с мертвого кинжал для доказательства. Несем его к Геургу. Он говорит, что делал его русскому офицеру». Геург — знаменитый грузинский мастер холодного оружия.

В журнале «Северный архив» за 1828 год в описании Тбилиси находим любопытные сведения: «Грузинское оружие, особенно же сабли, в славе. Мастер Георг имеет от правительства привилегию на делание последних, и весьма славится своею работою. Клинки делают из тонкой железной и медной проволоки, которую чрезвычайно долго перековывают. Хорошая сабля должна рубить гвозди». Таким образом, имя в заметке Лермонтова не вымышленное и не случайное; очевидно, поэт описывал здесь какой-то подлинный и весьма драматический эпизод. Имя того же мастера позднее названо в черновом варианте начальных строк стихотворения «Поэт» (1839 г.):

В серебряных ножнах блистает мой кинжал,

Геурга старого изделье.

Поездка в Грузию дала Лермонтову богатейший материал для крупных и лирических произведений, на чем мы далее остановимся. В частности, очень характерен для него глубокий интерес к устному поэтическому творчеству различных народов Кавказа. Никто из наших писателей не знал так хорошо этот край, как Лермонтов; об этом свидетельствуют не только такие крупные и разнообразные по тематике произведения, как «Измаил-Бей», «Демон», «Герой нашего времени» или многочисленные стихотворения, но и различные беглые упоминания личных имен, местных названий или отдельных выражений. Бо-денштедт в упомянутой статье говорит следующее:

«Пусть назовут мне хоть одно из многочисленных толстых географических, исторических и других сочинений о Кавказе, из которого можно бы живее и вернее познакомиться с характеристическою природой этих гор и их населения, нежели из которой-нибудь поэмы Лермонтова, где место действия происходит на Кавказе».

На обратном пути из Грузии, находясь во Владикавказе, Лермонтов встретился с проживавшим там В. В. Бобарыкиным, молодым офицером, которого поэт бегло знал по школе гвардейских прапорщиков. В. В. Бобарыкин принадлежал, по его личному признанию, к той части аристократической молодежи, которую великий поэт осудил в знаменитой «Думе».

Особенно же знаменательны были для Лермонтова во время пребывания на Кавказе в 1837 году те многочисленные встречи с различными писателями и общественно-политическими деятелями, какие имели место на группе Минеральных Вод и в Ставрополе.

В Пятигорске поэт часто виделся с поэтом Н. М. Сатиным, бывшим товарищем по московскому Благородному пансиону. Сатин в это время лечился; посещая его, Лермонтов познакомился в его обществе с доктором Майером, прототипом Верне-ра в «Княжне Мери», и В. Г. Белинским. Сатин в 1834 г., одновременно с Герценом и Огаревым, с которыми у него были дружеские связи, подвергся ссылке; Герцена сослали в Пермь, Огарева в Пензенскую губернию, Сатина — в Симбирскую губернию. В 1837 г., по болезни, Сатину разрешили выехать на Кавказ.

Будучи на Северном Кавказе, поэт встречался также с рядом других лиц, засвидетельствовавших это в своих воспоминаниях. Например, с А. М. Миклашевским, товарищем Лермонтова по Благородному пансиону и Юнкерской школе. Он сообщает, что они виделись в Пятигорске или Кисловодске у графини Ростопчиной. «В Кисловодске, — рассказывает Миклашевский, — я жил с двумя товарищами на одной квартире: князем Владимиром Ивановичем Барятинским — бывшим потом генерал-адъютантом, и князем Александром Долгоруким, погибшим на дуэли. К нам по вечерам заходил Лермонтов с общим нашим приятелем, хромым доктором Майером, о котором он в «Герое нашего времени» упоминает.

Заканчивая настоящую статью, отметим, что к тому же 1837 году относятся материалы о Лермонтове (воспоминания, письма), исходящие из семьи Н. С. Мартынова, впоследствии убившего поэта на дуэли, или из близкого к этой семье круга лиц; на них мы остановимся дальше.

Михаил Юрьевич Лермонтов

Лермонтов Михаил Юрьевич (3.10.1814 — 15.07.1841) — великий русский поэт, прозаик и драматург, автор «Героя нашего времени», «Мцыри», «Бородино», многочисленных стихотворений, самыми известными из которых являются «Парус», «Выхожу один я на дорогу», «Утёс», «Сосна», «И скучно, и грустно», «Тучи». Сын армейского капитана Ю.П.Лермонтова и М.М. Лермонтовой, урождённой Арсеньевой. Получил систематическое гуманитарное образование, которое впоследствии дополнил самостоятельным чтением, в Московском университетском благородном пансионе, затем учился в Московском университете на нравственно-политическом отделении, в итоге же остановился на карьере военного. Убит на дуэли 15 июля 1841 года.

Лермонтова воспитывала бабушка по материнской линии. Мать Лермонтова, единственная наследница большого состояния своей матери, была выдана замуж против воли и умерла в возрасте 21 года. После смерти матери бабушка, Е.А.Арсеньева, взяла мальчика к себе в имение Тарханы Пензенской губернии.

Лермонтов получил столичное домашнее образование. Благодаря твёрдости характера и уму бабушки, Лермонтов, будучи в провинции, получил блестящее столичное образование: у него был и обычный гувернёр-француз, и бонна-немка и даже преподаватель-англичанин. Таким образом, Лермонтов уже с детства прекрасно говорил, как по-французски, так и по-немецки. Впоследствии на Кавказе ему не менее хорошо дались азербайджанский, и грузинский языки (частичное знание последнего поэт использовал в своём творчестве).

Детские впечатления Лермонтова позднее отразились в творчестве писателя. Проведённое в помещичьей усадьбе детство дало Лермонтову хороший материал для его автобиографических драм, а поездка с бабушкой на Кавказ сохранила прекрасные воспоминания о природе и быте этого горного края, нашедшие своё отражение в раннем творчестве писателя.

Интерес к литературе и творчеству у Лермонтова проснулся с детства. В пансионе при Московском университете Лермонтов изучал историю, русскую и европейскую культуру — лучшие образцы поэзии, прозы, драматургии, музыки, живописи, философских трудов. Из писателей Лермонтова, прежде всего, привлекал Пушкин (особенно его «Евгений Онегин», о чём сам Лермонтов говорил Белинскому) и русская «байроническая» поэма.

Лермонтов был музыкально и художественно одарённым человеком. Поэт играл на скрипке, фортепиано, пел и сочинял музыку на собственные стихи, рисовал как с натуры, так и по памяти, как статичные изображения (фигуры, лица), так и динамичные сцены (бой, скачку).

Лермонтов продолжил в своём творчестве «байроническую» традицию. В 1828-29 гг. Лермонтов создаёт поэмы «Корсар», «Преступник», «Олег», «Два брата», главные герои которых представляет собой сильную личность, находящуюся в конфронтации с обществом, его укладом и моралью вплоть до изгнания из этого общества или совершения преступления во имя его неприятия. Основным мотивом в «байронической» поэме вообще и поэме Лермонтова в частности остаётся трагическая любовь, которая рассматривается, как единственный возможный для героя вариант избежать полного одиночества, но вариант, увы, полностью провальный по причине либо измены, либо гибели возлюбленной.

Лермонтов учился в одном из самых демократичных учебных заведений. В Московском университете в 30-е годы 19 века вместе с воспоминания о декабрьском восстании ещё сохранялся дух бунтарства и свободолюбивой студенческой общности. Лермонтов в такой среде держался особняком, но общего оппозиционного настроения не избегал.

Стихи Лермонтова автобиографичны в плане отражения внутренних переживаний поэта. Разлада родителей Лермонтов не застал, он только мог почувствовать его на себе и своей отчасти сиротской судьбе. В 30-31 годы, вступая в пору зрелости, Лермонтов пытается найти себя как личность в духовной сфере. Первая влюблённость в шестнадцатилетнем возрасте рождает в душе поэта любовную лирику, отражающую эмоции и настроения пылающего искренним и сильным чувством человека. Вторая любовь и сопутствующие ей стихи, посвящённые Н.Ф.Ивановой, пронизаны ещё большей чувственностью и эмоциональностью, но вместе с тем Лермонтов в них уже начинает обращаться к реальным жизненным впечатлениям и литературно-историческим мотивам.

Лермонтов был военным. В 1832 году Лермонтов оставляет постылый Московский университет и, после отказа Петербургского университета зачесть прослушанные в Москве предметы, по совету родных решает избрать военное поприще. 4 ноября 1832 года Лермонтова зачисляют в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, которую он заканчивает в 1835 году корнетом и выпускается в лейб-гвардии гусарский полк.

Первым значительным произведением, по мнению Лермонтова, была драма «Маскарад». Однако дважды переделанный и три раза поданный в драматическую цензуру «Маскарад» Лермонтову обнародовать не разрешили. Постановке на сцене помешал жанр «Маскарада», близкий к французской мелодраме и романтической драме, противоречащий официальным нормам морали того времени и угадывание в произведении реального происшествия, которое очень не нравилось цензуре.

Первой оригинальной поэмой Лермонтова был «Боярин Орш» (1835-1836). В отличие от предшествующего «байронического стиля письма», здесь писатель выводит вместо одного уже двух героев, каждого со своей жизненной позицией. В результате в произведении вырисовалась достаточно объективная картина противостояния индивидуального чувства и чувства приверженности к традиционному. Авторские эмоции в этой поэме отодвинуты на задний план, вперёд же выходит объективный характер, созданный скорее эпическими, чем лирическими чертами.

Широкую известность Лермонтову принесла «Смерть поэта». С самим Пушкиным Лермонтов никогда не был знаком. Тем пронзительней прозвучал его отклик на гибель солнца русской поэзии — стихотворение «Смерть поэта», созданное сразу же после того, как стало известно о гибели Пушкина на дуэли. Стихотворение содержало концепцию жизни и смерти Пушкина и получилось очень эмоциональным. Особенно экспрессивным и внешне революционным выглядел финал «Смерти поэта», за который Лермонтов был арестован. Против поэта возбудили политическое дело о «непозволительных стихах», а сам Лермонтов стал широко известен не только в пушкинских, но и общелитературных кругах.

Лермонтова несколько раз ссылали на Кавказ. Первая ссылка датируется мартом 1837 года. Во время неё поэт объездил практически всю Кавказскую линию и центральные области Грузии, и, несмотря на всю тяжесть своего положения, получил массу творческих впечатлений и новых знакомств с декабристскими ссыльными. Хлопотами бабушки первая кавказская ссылка Лермонтова окончилась в январе 1838 года, после чего поэт был переведён в лейб-гвардии Гродненский полк и возвращён в Петербург. Вторая ссылка пришлась на июнь 1840 года, после мартовской дуэли Лермонтова с Э.де Барантом, сыном французского посла. Уже в июле Лермонтов принял участие в многочисленных стычках с горцами и кровопролитном сражении при реке Валерик, где выказал отчаянную храбрость.

Лермонтову был близок фольклор. Интерес к народному творчеству у поэта проснулся в 1837 году на Кавказе, где он записывает восточную сказку об Ашик-Керибе и создаёт, проникнутую народной культурной традицией балладу «Дары Терека» и «Казачью колыбельную песню». Национальный характер и дух народной поэзии Лермонтов воспроизводит в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (1837). И даже в своём знаменитом «Демоне» поэту не удаётся избежать обращения к фольклору: после шести (!) редакций произведение приобретает ярко выраженные народные кавказские черты, а сюжет окончательно погружается в атмосферу народных сказаний.

Высшими достижениями романтической поэмы Лермонтова стали «Демон» и «Мцыри». Над «Демоном» Лермонтов работал в общей сложности десять лет — с 1829 по 1839, и за это время произведение успело претерпеть ряд значительных изменений, связанных с переоценкой индивидуалистической идеи, заложенной в поэме. «Мцыри» подобно «Демону» завершил серию идей, родившихся у Лермонтова ещё в 1830-1831 гг., и сформировал особый, лермонтовский поэтический язык, совмещающий в себе необычную экспрессивность с прозаической, обыденной речью.

Художественный опыт Лермонтова сконцентрировался в романе «Герой нашего времени». Роман представляет собой серию повестей, выдержанных в стиле определённой литературной традиции. В «Герое нашего времени» появляется типизация героя, то есть взгляд на него как на «тип», сочетающий в себе социальные и психологические черты целого поколения. Впервые в русской литературе Лермонтовым ставится вопрос обусловленности характера общественными законами.

В.Г.Белинский видел в Лермонтове центральную фигуру нового этапа русской литературы. Под крылом В.Г.Белинского, ставшего в 1839 году ведущим критиком «Отечественных записок», начало складываться новое литературное течение, центральной фигурой которого и стал Лермонтов. Большая часть прижизненных публикаций поэта появляется именно в «Отечественных записках». Интересно, что при этом с другими литературными кругами отношения у Лермонтова никак не складывались: его творчество выборочно принимали как старшие поэты, так и молодые.

Лермонтов был представлен к государственной награде. В начале февраля 1841 года во время двухмесячного отпуска в Петербург, Лермонтова представили к государственной награде за храбрость, однако Николай I отклонил это представление и награду Лермонтову не дали.

Одни из лучших стихотворений Лермонтова были написаны в конце жизни поэта. В мае 1841 года Лермонтов проходит лечение на минеральных водах Кавказа, где в порыве творческой активности создаёт: «Сон», «Утёс», «Выхожу один я на дорогу…», «Листок», «Тамара», «Свидание», «Пророк», «Морская царевна».

Характер Лермонтова был очень своеобразный. Современники поэта изображают его совершенно разным: одним он представляется раздражительным и желчным, другим — живым и весёлым. Князь М.Б. Лобанов-Ростовский вспоминал о Лермонтове: «С глазу на глаз и вне круга товарищей он был любезен, речь его была интересна, всегда оригинальна и немного язвительна. Но в своём обществе это был настоящий дьявол, воплощение шума, буйства, разгула, насмешки. «.

Лермонтов был убит на дуэли. Произошло это 15 июля 1841 года. Поводом к дуэли послужила шутка Лермонтова в адрес своего товарища по школе юнкеров Н.С.Мартынова.

«Сон» М. Лермонтов

В полдневный жар в долине Дагестана
С свинцом в груди лежал недвижим я;
Глубокая ещё дымилась рана,
По капле кровь точилася моя.

Лежал один я на песке долины;
Уступы скал теснилися кругом,
И солнце жгло их жёлтые вершины
И жгло меня — но спал я мёртвым сном.

И снился мне сияющий огнями
Вечерний пир в родимой стороне.
Меж юных жен, увенчанных цветами,
Шёл разговор весёлый обо мне.

Но в разговор весёлый не вступая,
Сидела там задумчиво одна,
И в грустный сон душа её младая
Бог знает чем была погружена;

И снилась ей долина Дагестана;
Знакомый труп лежал в долине той;
В его груди дымясь чернела рана,
И кровь лилась хладеющей струёй.

Анализ стихотворения Лермонтова «Сон»

Стихотворение «Сон», написанное в 1841 году, относится к последнему периоду творчества поэта. Оно было создано во время его второй ссылки на Кавказ, когда автор уже предчувствовал свою гибель и старался в полной мере выполнить наказ друга Владимира Одоевского. Все дело в том, что накануне отъезда поэт подарил Лермонтову изящную записную книжку, попросив, чтобы он вернул ее после поездки, полностью исписанную стихами. Этот жест поддержки и участия был рассчитан на то, чтобы укрепить веру Михаила Лермонтова в свои силы, однако Одоевский даже не предполагал, что видит своего друга последний раз.

Само стихотворение «Сон» существенно выбивается из ряда произведений, которые были созданы поэтом в этот непростой для него период. Автор мысленно поставил крест на своей карьере, понимая, что после второй ссылки на Кавказ вынужден будет уйти в отставку. Вместе с тем, состоявшись как поэт, Михаил Лермонтов также осознавал, что при нынешнем царском режиме и обострении взаимоотношений с правительством его произведения вряд ли будут опубликованы. Поэтому стихи этого периода отличаются остротой и неприкрытым сарказмом, чего не скажешь о лирическом и преисполненном трагизма произведении «Сон». В нем автор отождествляет себя с главным героем, который в долине Дагестана «с свинцом в груди лежал недвижим». Жизнь вытекала из него по капле и, постепенно проваливаясь в небытие, герой увидел необычный сон. В нем он снова был дома, и прекрасные девы, собравшись на «вечерний пир», живо обсуждали его персону. Лишь одна из девиц, внезапно погрузившись в сон, увидела его, лежащим в солнечной долине Дагестана, осознав, что герое девичьих споров и грез убит.

Это стихотворение имеет весьма нестандартную и нетипичную форму для произведений Михаила Лермонтова, оно окутано неким мистицизмом и фатализмом. Фактически, поэт с точностью до мельчайших подробностей предсказал собственную смерть, хотя вторая часть произведения, где героиню стихотворения посещает странный сон-видение, является лирическим отступлением, желанием выдать вымысел за действительность. Увы, в «родной стороне» кроме престарелой бабушке, которая воспитала будущего поэта, и немногочисленных друзей, верящих в талант Лермонтова, его никто не ждал. Видимо, осознание этого заставило автора слегка приукрасить свое произведение, которое, тем не менее, по сей день вызывает споры среди литературоведов.

Многие исследователи творчества Михаила Лермонтова склонны считать, что поэт обладал не только литературным даром, но и умел видеть будущее. Ведь «Сон» — далеко не единственное произведение этого автора, в котором содержатся рифмованные предсказания. Близкие друзья Лермонтова утверждали, что он действительно мог заглянуть в потусторонний мир и иногда ронял в присутствии множества свидетелей странные фразы, которым впоследствии суждено было стать пророческими.

Поэтому никто не удивился, когда в записной книжке, подаренной поэту Одоевским, уже после гибели Лермонтова на дуэли было обнаружено стихотворение «Сон», предвосхитившее события, которым суждено было произойти всего через несколько месяцев после написания этого произведения.

Более того, очевидцы утверждают, что Михаил Лермонтов не только знал о своей гибели, но и не пожелал что-либо менять, считая, что такой поступок недостоин человека, чья участь предрешена. Поэтому во время дуэли, когда выяснилось, что право первого выстрела принадлежит поэту, он направил дуло пистолета в небо и, тем самым, показал, что готов смириться с собственной участью, которую весьма красочно и достоверно описал в стихотворении «Сон», не указав лишь имени человека, которому было предначертано свыше выполнить эту тяжелую и печальную миссию.

М.Ю.Лермонтов

Биография М.Ю.Лермонтова

Биография М.Ю.Лермонтова

Лермонтов Михаил Юрьевич (3(15) октября 1814 года — 15(27) июля 1841 года) — выдающийся русский поэт.

Родился Лермонтов в Москве в семье армейского капитана Юрия Петровича Лермонтова (1787-1831) и Марии Михайловны Лермонтовой (1795-1817)(по матери Арсеньевой), единственной дочери и наследницы пензенской помещицы Е.А. Арсеньевой (1773-1845). Брак, заключенный против воли Арсеньевой, был крайне несчастливым. Маленький Миша рос в обстановке постоянных семейных ссор и несогласий. После ранней смерти матери Лермонтова его воспитанием занялась бабушка, полностью исключив участие отца.

Детство Лермонтова прошло в бабушкином имении «Тарханы» Пензенской губернии. Мальчик получил столичное домашнее образование, с детства свободно владел французским и немецким языками. Летом 1825 года бабушка повезла Лермонтова на воды на Кавказ. Детские впечатления от кавказской природы и быта горских народов остались в его раннем творчестве («Кавказ», 1830; «Синие горы Кавказа, приветствую вас. «, 1832). В 1827 семья переехала в Москву, а в 1828 Лермонтов зачисляется полупансионером в 4-й класс Московского университетского благородного пансиона, где получает гуманитарное образование. Уже в Тарханах определился острый интерес Лермонтова к литературе и поэтическому творчеству. Уже в пансионе определяется преимущественная ориентация Лермонтова на А.С. Пушкина, байроническую поэму. Байроническая поэма становится основой раннего творчества Лермонтова. В 1828-1829 гг. он пишет поэмы «Корсар», «Преступник», «Олег», «Два брата», «Последний сын вольности», «Измаил-Бей», «Демон». В центре байронической поэмы — герой, изгой и бунтарь, находящийся в войне с обществом и попирающий его социальные и нравственные нормы.

В марте 1830 года Московский пансион по указу Сената был преобразован в гимназию. В 1830 году Лермонтов увольняется «по прошению» и проводит лето в подмосковной усадьбе Столыпиных Середниково. В том же году Лермонтов поступает на нравственно-политическое отделение Московского университета. К этому времени относится первое сильное юношеское увлечение Лермонтова Е.А. Сушковой (1812-1868), с которой он познакомился у своей приятельницы А.М. Верещагиной. С Сушковой связан лирический «цикл» 1830 [«К Сушковой», «Нищий», «Стансы» («Взгляни, как мой спокоен взор. «), «Ночь», «Подражание Байрону» («У ног твоих не забывал. «), «Я не люблю тебя: страстей . «]. По-видимому, несколько позднее Лермонтов переживает еще более сильное, хотя и кратковременное чувство к Н.Ф. Ивановой (1813-1875), дочери драматурга Ф. Ф. Иванова. В эти годы (1830-1832) идет формирование личности поэта, и сменяющиеся любовные увлечения являются во многом попыткой личностного самоутверждения. Возникает жанр «отрывка» — лирического размышления, в центре которого определенный момент непрерывно идущего самоанализа и самоосмысления. Стихотворения 1830-1831 содержат и социальные мотивы и темы. Московский университет жил философскими и политическими интересами, в нем функционировали студенческие кружки и общества (И. В. Станкевича, А. И. Герцена, В. Г. Белинского). О связи с ними Лермонтова нет сведений, однако он, возможно, разделял свойственный им дух политической оппозиции и даже принял участие в студенческой акции (изгнание из аудитории профессора М.Я. Малова). Эти идеи нашли у него выражение еще в «Жалобах турка» (1829) и серии стихов, посвященных европейским революциям 1830-1831 [«30 июля. (Париж) 1830 года», «10 июля. (1830)»], событиям Великой французской революции («Из Андрея Шенье», 1830-1831) и эпохе пугачёвщины («Предсказание», 1830). Так подготавливается проблематика первого прозаического опыта Лермонтова — романа «Вадим» (1832-1834) с широкой панорамой крестьянского восстания 1774-1775 годов.

Адресатом лирических стихов Лермонтова в этот период была В.А. Лопухина (1815-1851), в замужестве Бахметева, сестра товарища Лермонтова по университету. Чувство к ней Лермонтова оказалось самым сильным и продолжительным. Лопухиной были адресованы как ранние стихи [«К Лермонтов» («У ног других не забывал. «, 1831), «Она не гордой красотою. «, 1832, и другие], так и поздние произведения: «Валерик», посвящение к VI редакции «Демона». Её образ проходит в стихотворении «Нет, не тебя так пылко я люблю», в «Княгине Литовской» (Вера). В 1830-1831 раннее лирическое творчество поэта достигает вершины. Далее можно заметить спад.

После 1832 года Лермонтов обращается к балладе («Тростник», 1832; «Желанье» — «Отворите мне темницу», 1832; «Русалка», 1832) и прозе.

В поэмах Лермонтова в это время определяются две основные тематические группы: одна тяготеет к средневековой русской истории («Последний сын вольности», 1831; «Литвинка», 1832), другая — к экзотическим кавказским темам («Измаил-Бей»,1832; «Аул Бастуиджя». 1833-1834; «Хаджи-Абрек», 1833).

В 1832 Лермонтов оставляет Московский университет и переезжает в Петербург, где надеется продолжить образование в Петербургском университете. Однако ему отказались зачесть прослушанные в Москве курсы. Чтобы не начинать обучение заново, Лермонтов принимает совет родных избрать военное поприще. В ноябре 1832 года он сдает экзамены в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров и проводит два года в военно-учебном заведении, где строевая служба, дежурства, парады почти не оставляли времени для творческой деятельности (быт школы отразился в так называемых юнкерских поэмах — «Петергофский праздник», «Уланша», «Гошпиталь» — все 1834). В сентябре 1834 года Лермонтов был выпущен корнетом в лейб-гвардии Гусарский полк. В этом же году выходит поэма «Хаджи Абрек» — первое выступление Лермонтов в печати (по преданию, рукопись была отнесена в журнал без ведома автора). Лермонтов отдает в цензуру первую редакцию драмы «Маскарад», работает над поэмами «Сашка», «Боярин Орша», начинает роман «Княгиня Лиговская». Известно о знакомстве Лермонтова с А.Н. Муравьёвым, И.И. Козловым и близкими к формирующимся славянофильским кружкам С.А. Раевским и А.А. Краевским. В романе «Княгиня Литовская» Лермонтов впервые обращается к социальному бытописанию, предвосхищающему «физиологии» 1840-х гг. Одновременно Лермонтов работает над «Маскарадом» (1835-1836), первым произведением, которое он считал достойным обнародования. Он трижды подавал её в драматическую цензуру и дважды переделывал, но драма, несмотря на все старания автора, была запрещена к публикации.

В период 1836-1837 годов. Лермонтов создает «Боярина Оршу» (1835-1836), первую оригинальную и зрелую поэму. Орша — первая попытка Лермонтова создать исторический характер — феодала эпохи Грозного, живущего законами боярской чести. Эта тема была продолжена в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (1838). Своего рода аналогом «Песни. » в лирике Лермонтова было «Бородино», отклик на 25-ю годовщину Бородинского сражения (1837) — «микро-эпос» о народной войне 1812 года.

В 1835-1836 Лермонтов ещё не был знаком с Пушкиным. Тем более принципиальный характер получает его стихотворение «Смерть Поэта» (1837), написанное сразу же по получении известия о гибели Пушкина. 18 февраля 1837 Лермонтов был арестован, началось политическое дело о «непозволительных стихах». Под арестом Лермонтов пишет несколько стихотворений: «Сосед» («Кто б ни был ты, печальный мой сосед»), «Узник», положивших начало блестящему «циклу» его «тюремной лирики»: «Соседка», «Пленный рыцарь» (оба — 1840) и другие.

В феврале 1837 был отдан высочайший приказ о переводе Лермонтова прапорщиком в Нижегородский драгунский полк на Кавказ. В марте он выехал через Москву. Простудившись в дороге, был оставлен для лечения (в Ставрополе, Пятигорске, Кисловодске. По пути следования в полк он «изъездил Линию всю вдоль, от Кизляра до Тамани, переехал горы, был в Шуше, в Кубе, в Шемахе, в Кахетии, одетый по-черкесски, с ружьем за плечами, ночевал в чистом поле, засыпал под крик шакалов. «, в ноябре побывал в Тифлисе. В 1837 году Лермонтов записывает народную сказку об Ашик-Керибе («Ашик-Кериб»), стремясь передать колорит восточной речи и психологию «турецкого» сказителя. Народный характер поэт раскрыл в «Дарах Терека», «Казачьей колыбельной песне», «Беглеце». В Пятигорске и Ставрополе он встречается с Н.М. Сатиным, знакомым ему по Московскому пансиону, Белинским, доктором Н. В. Майером (прототип доктора Вернера в «Княжне Мери»); знакомится со ссыльными декабристами (С.И. Кривцовым, В.М. Голицыным, В.Н. Лихаревым, М. А. Назимовым) и близко сходится с А.И. Одоевским («Памяти А.И. Одоевского», 1830).

Во время ссылки и позднее особенно раскрылось художественное дарование Лермонтова, с детства увлекавшегося живописью. Ему принадлежат акварели, картины маслом, рисунки, пейзажи, жанровые сцены, портреты и карикатуры. Лучшие из них связаны с Кавказом. Кавказская ссылка была сокращена хлопотами бабушки через А.X. Бенкендорфа. В октябре 1837 был отдан приказ о переводе Лермонтова в Гродненский гусарский (в Новгородской губернии), а затем в лейб-гвардии Гусарский полк, стоявший в Царском Селе. Во 2-й половине января 1838 года Лермонтов возвращается в Петербург. 1838-1841 — годы его литературной славы. Он сразу же попадает в пушкинский литературный круг, знакомится с В.А. Жуковским, П.А. Вяземским, П.А. Плетнёвым, В.А. Соллогубом, его принимают в семействе Карамзиных. У Карамзиных Лермонтов накануне последней ссылки читал «Тучи». В 1840 в Петербурге отдельными изданиями выходят единственные прижизненные сборники «Стихотворения» и «Герой нашего времени».

Наследие Лермонтова к 1840 году включало уже около 400 стихотворений, около 30 поэм, не считая драм и неоконченных прозаических сочинений. Подавляющее большинство произведений Лермонтова опубликовано посмертно. В 1838-1840 поэт входит в «Кружок шестнадцати» — аристократическое общество молодежи, объединенное законами корпоративного поведения и политической оппозиционностью участников. В этот период в его поэзии и прозе словно оживают пушкинские начала. Однако основы прозы и поэзии Лермонтова, во многом противоположны пушкинским: ему не свойственны лаконизм пушкинской прозы и «гармоническая точность» в поэзии. Близких отношений с пушкинским кругом у Лермонтова не складывается: и Жуковский, и Вяземский, и Плетнёв далеко не всё принимают в его творчестве. Столь же «выборочно» принимают его и формирующиеся московские славянофильские кружки. Со своей стороны, Лермонтов присматривался к деятельности будущих славянофилов (А.С. Хомякова, Ю.Ф. Самарина), поддерживал с ними личные связи, напечатал в «Москвитянине» (1841) балладу «Спор», но остался холоден к социально-философским основам их учения («Родина», 1841). Наиболее прочные отношения устанавливаются у Лермонтова с журналом «Отечественные записки». Именно там появляется большинство прижизненных и посмертных публикаций лермонтовских стихов, а также «Бэла», «Фаталист» и «Тамань».

В феврале 1840 на балу у графини Лаваль у Лермонтова произошел конфликт с сыном французского посланника Э. Барантом. Непосредственным поводом стало светское соперничество — предпочтение, отданное Лермонтову княжной М.А. Щербатовой, которой был заинтересован Барант и в 1839-1840 увлечен Лермонтов. Ссора, однако, переросла личные рамки и получила значение акта защиты национального достоинства. 18 февраля состоялась дуэль, окончившаяся примирением. Лермонтов тем не менее был арестован и предан военному суду. Под арестом состоялось новое объяснение Лермонтов с Барантом, усугубившее ссору. В апреле 1840 года был отдан приказ о переводе поэта в Тенгинский пехотный полк в действующую армию на Кавказ. В июне он прибыл в Ставрополь, в главную квартиру командующего войсками Кавказской линии генерала П.X. Граббе, а в июле уже участвовал в стычках с горцами и в кровопролитном сражении при р. Валерик.

В начале февраля 1841, получив двухмесячный отпуск, Лермонтов приезжает в Петербург. Его представляют к награде за храбрость, но Николай I отклоняет представление. Поэт проводит в столице 3 месяца окруженный вниманием. Он полон творческих планов, рассчитывая получить отставку и погрузиться с головой в литературную деятельность. Его интересует духовная жизнь Востока, с которой он соприкоснулся на Кавказе. В нескольких своих произведениях он касается проблем «восточного миросозерцания» («Тамара», «Спор»). 14 апреля 1841, не получив отсрочки, Лермонтов возвращается на Кавказ. В мае он прибывает в Пятигорск и получает разрешение задержаться для лечения на минеральных водах. Здесь он пишет целый ряд стихотворений: «Сон», «Утес», «Они любили друг друга. «, «Тамара», «Свиданье», «Листок», «Выхожу один я на дорогу. «, «Морская царевна», «Пророк». В Пятигорске Лермонтов находит общество прежних знакомых, и в том числе своего товарища по Школе юнкеров Мартынова. На одном из вечеров в пятигорском семействе Верзилиных шутки Лермонтов задели Мартынова. Ссора повлекла за собой вызов. Не придавая значения размолвке, Лермонтов принял его, не намереваясь стрелять в товарища, и был убит наповал. Похоронен Лермонтов в фамильном склепе в Тарханах.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: